Макрофакторы космос планета мир страна общество государство
Рассмотрим общую характеристику факторов социализации в трактовке А. В. Мудрика (1991):
Факторы социализации — это обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию | |
Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) | Влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах. Это космос (Вселенная); планета; мир (совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете); страна (территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы); общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и др. группы, а также государство); государство (звено политической системы общества, которое обладает властными функциями). Современный мир изобилует глобальными проблемами , которые затрагивают жизненные интересы всего человечества: экологическими (загрязнение окружающей среды), экономическими (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографическими (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политическими (рост числа региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность). Эти проблемы определяют условия жизни, прямо или косвенно влияют на социализацию подрастающих поколений. На развитие человека оказывает влияние географический фактор (природная среда). В 30-е г. XX века В. И. Вернадский констатировал начало нового этапа развития природы как биосферы, который получил название современного экологического кризиса (изменения в динамическом равновесии, опасные для существования всего живого на земле, включая человека). В настоящее время экологический кризис приобретает глобальный и общепланетарный характер , прогнозируется наступление следующего этапа: либо человечество активизирует взаимодействие с природой и сможет преодолеть экологический кризис, либо погибнет. Чтобы выйти из экологического кризиса, необходимо изменить отношение каждого человека к окружающей среде . На социализацию подрастающего поколения влияют качественные характеристики полоролевой структуры общества , которые определяют усвоение представлений о статусном положении того или другого пола (например, равенство полов в Европе, патриархат в ряде обществ Азии и Африки), полоролевые ожидания, оказывают влияние на самоопределение. Различные социальные слои и профессиональные группы имеют разные представления о том, какой человек должен вырасти из их детей, то есть вырабатывают специфический стиль жизни ( верхний слой — политические и экономические элиты; верхний средний — собственники и менеджеры крупных предприятий; средний — предприниматели, администраторы социальной сферы и пр.; базовый — интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно ). Ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) слоев могут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности того слоя, к которому принадлежит их семья. Государство можно рассматривать: как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан); как фактор относительно направляемой социализации (государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.) как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.). |
---|---|
Мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) | Это условия социализации больших групп людей, выделяемых: по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, компьютеры и др.). Этническая или национальная принадлежность человека определяется прежде всего языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком. У каждого народа существует своя географическая среда обитания, оказывающая специфическое влияние на национальное самосознание, демографическую структуру, межличностные отношения, образ жизни, обычаи, культуру. Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяются на витальные , то есть жизненно важные (способы физического развития детей — вскармливание ребенка, характер питания, охрана здоровья детей и др.) и ментальные , то есть духовные (менталитет — совокупность установок людей к определенному типу мышления и действия). В условиях влияния нескольких этносов успешная адаптация состоит в том, чтобы не только приспособиться к новой среде, но и сохранить особенности своей этнической группы (для обучения взаимодействию представителей различных этнических групп необходимы специальные программы — «культурные ассимиляторы») . Особенности социализации в условиях сельского, городского и поселкового образа жизни: в жизненном укладе сел силен социальный контроль за поведением человека, характерна «открытость» общения; город предоставляет личности возможность широкого выбора групп общения, системы ценностей, стиля жизни, многообразные возможности для самореализации; результатом социализации подрастающего поколения в поселках является усвоение опыта, созданного в них из традиционного бытия, свойственного селу, и норм городского образа жизни. Основные функции средств массовой коммуникации: поддержание и укрепление общественных отношений, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры и т. д. СМИ выполняют социально-психологические функции , удовлетворяя потребность человека в информации для ориентировки в социуме, потребность в связях с другими людьми, в получении человеком информации, подтверждающей его ценности, идеи и взгляды. |
Микрофакторы (семья, группы сверстников, организации) | Это социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации , в которых осуществляется воспитание (учебные, профессиональные, общественные и др.). Общество всегда обеспокоено тем, чтобы темпы социализации подрастающего поколения не отставали от темпов и уровня развития самого общества, осуществляет социализацию через институты социализации (общепринятые социальные нормы, семья, а также государственные и общественные учреждения и организации). Изменения, происходящие в обществе, меняют характеристики идеальных типов личности, обусловливают социальный заказ общества институтам социализации. Источник Факторы социального воспитания и их влияние на формирование и развитие личности. Мегафакторы и макрофакторы.Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и др. Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания. Сегодня становится понятным, что без учета влияния макрофакторов социализации нельзя разработать научно обоснованную даже региональную программу социализации и воспитания подрастающего поколения, не говоря уже о государственной и межгосударственной. факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей. Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей. Факторы социального воспитания и их влияние на формирование и развитие личности.Мезофакторы и микрофакторы. Социальное воспитание-это планомерное создание условий для относительно целого развития и духовно-ценностной ориентации человека а процессе его социализации Мезофакторы социализации. А)сельское поселение(сильный социальный контроль жизнедеятельности со стороны окружающих принадлежит бубличной жизни,наблюдается открытость общения.Сельские дети идентифицируют себя с родителями больше,чем городские. Большую роль социализация приносит сельской школе) Б)город(высокая плотность населения.Человек в городе существует в нескольких социальных мирах-дома,в школе,на работе,что приводит к развитию мобильности личности,рассматриваемый как эффект социализации большого города.) В)поселок(усредненность поведения между городом и селом) 2)средства массовой коммуникации(СМК) 3)субкультуры(совокупность специфических социально-психологических признаков(норм,ценностей),влияющих на стиль жизни и мышление,определенных номинальных и реальных групп людей,позволяющих опреелять себя в качестве»Мы») 4)реальные условия(проявляются в свойственных населению региона обычаях,традициях,народных праздниках,фольклоре,архитектуре,интерьере жилищ и т.д) Микрофакторы социализации 1)семья и дом,очаг как первичная территория 2)соседство и микросоциум 3)группа сверстников ,различающихся по характеру механизмов социализации:формализованные группы имеют институционный механизм соц-и;неформальные группы-для них характерен стилизованный механизм социализации 4)воспитательные организации-разнообразность социальных организаций(дет.сады,школы),общие объединения и т.д 5)религиозные организации(верующие и члены их семей) Педагогическое взаимодействие классного руководителя и учащихся в процессе проведения «Огонька знакомств» Педагогическое взаимодействие — это взаимодействие в системе «педагог — учащийся» с целью осуществления процесса обучения и воспитания. Огонек знакомств — эффективная форма создания доверительных отношений в группе и знакомства в отряде. Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия. Первый уровень — это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность её отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии. Второй уровень — это взаимодействие человека с другим. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнёром, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к другому как к себе, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя. Третий уровень — это взаимодействие личности с определённой системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них: — учитель — учитель (администрация); — учитель — группа учащихся (класс); Воспитательные задачи — Создание благоприятной атмосферы в группе детей; — Познакомиться с каждым ребенком, его интересами, способностями; — Познакомить с ценностями, традициями класса; — Заложить основы самоуправления в классе; — Создать три «как хорошо»: — — что я в этой школе, — что я в этом классе, — — что у меня такие старшие. Требования и ограничения по отношению к различным группам Выбор формы огонька соответствует возрасту. Для старших – проективные огоньки, для младших – с пакетом откровений. Вопросы также подбираются под возраст. Маленьким — на их интересы и увлечения, для старших – более смысловые. Продолжительность у младших 30-40 мин., у старших – 1,30 – 2 часа. Источник ➤ Adblockdetector |