Меню

Мальчик разговаривает с солнцем

Malchik razgovarivaet s solncem

«Мальчик разговаривает с солнцем» Подробнее

Гарсиа Баррету «Мальчик разговаривает с солнцем» Костя Ситников 2″Б» Подробнее

КВН Галустян и Ревва — Гадя Петрович Хренова Подробнее

КВН Казахи — Самый умный казах с Тиной Канделаки Подробнее

А МОЙ МАЛЬЧИК ЕДЕТ НА ДЕВЯТКЕ ПО АВТОСТРАДЕ ВДОЛЬ НОЧНЫХ ДОРОГО Подробнее

КВН Утомленные солнцем — Ревва на свидании с современной девушкой Подробнее

КВН Утомленные солнцем — Гадя Петрович Хренова снова потерялась Подробнее

КВН Утомленные солнцем — Влюбленная пара в ресторане Подробнее

УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ / Художественный фильм (1994) | BURNT BY THE SUN / Feature film Подробнее

Рецепт приготовления обалденного ТОЛСТОЛОБИКА на гриле. Подробнее

MOLLY — Опалённые солнцем (Премьера клипа, 2019) Подробнее

КВН Галустян — Пародия на Рамзана Кадырова Подробнее

Боруто пригласил Мицуки в гости Подробнее

Утомленные солнцем (1994) | Фильм в HD Подробнее

Мальчик 5 лет уделал всех Подробнее

КВН Сборная Пятигорска — Отец и сын наряжают елку Подробнее

💥МОРГЕНШТЕРН ПРОТИВ ХЕЙТЕРОВ! КАК ЛЮДИ РЕАГИРУЮТ НА ПОЯВЛЕНИЕ АЛИШЕРА 😂😂😂 Подробнее

Источник

«Я встану, пойду и сразу сломаюсь»: как живет мальчик, который пережил более 270 переломов

В 2010 году Жигеру Жунусбекову из Казахстана поставили диагноз — несовершенный остеогенез. Это врожденная патология, связанная с повышенной ломкостью костей, когда любое неосторожное движение может вызвать перелом. Мы поговорили с его мамой о жизни ребенка с редким заболеванием, трудностях социализации и о том, как пережитый опыт изменил их семью.

Как семья узнала о диагнозе

Моему сыну Жигеру 12 лет, еще у меня есть старшая дочь и муж, с которыми мы живем в Казахстане. Почти через год после рождения сыну поставили диагноз — несовершенный остеогенез. До этого мы не догадывались об этом, хотя предпосылки были: в три месяца, например, он не держал голову. Врачи думали, что это ОРВИ или какое‑то вирусное заболевание. Один раз, когда мы надевали Жигеру штаны, он вскрикнул от боли. Сначала мы не обратили на это внимания, но вечером решили поехать на рентген, и снимок показал несколько переломов. В больнице собрали консилиум и сказали, что есть неизученная и неизлечимая болезнь, из‑за которой кости настолько хрупкие, что ломаются от любого неосторожного прикосновения. И то, что наш ребенок обречен: «Его можно только положить на солнышко, и все, больше ничего».

Я не понимала, что такое несовершенный остеогенез. Не могла смириться с диагнозом и постоянно повторяла: «Этого не может быть». Отчетливо помню это ощущение, когда мозг не принимал слово «неизлечимо» . Мы с мужем начали выяснять, что это за такое. В России в 2010 году хотя бы немного знали про несовершенный остеогенез, а в Казахстане — вообще ничего. Мы думали, что единственные в стране с такой болезнью.

О лечении

Мы не знали, что делать, и решили найти хорошего врача. Знакомые говорили, что в Китае лечение лучше, чем в Казахстане. К тому же мой двоюродный брат на тот момент жил и работал в этой стране. Он рассказывал, что там хорошая медицина и грамотные специалисты. К сожалению, местные врачи сказали: «Ничем не можем помочь. Хотите — проведем полное обследование. Не хотите — можете уехать». Мы решили остаться: нам определили диагноз и объяснили, что это генетика. На это ушли миллионы рублей, которые мы брали в кредит на строительство дома.

Мы с мужем не могли принять эту новость, поэтому вернулись домой и через месяц улетели в Москву в надежде на помощь. Сначала искали клинику по запросу «вылечиться», а потом поняли, что правильнее будет «исследоваться», и наткнулись на небольшую статью о «хрустальных» детях. Мы выбрали Центр врожденной патологии, где нам подробно объяснили, что такое несовершенный остеогенез и почему он не лечится: у Жигера не хватает важных компонентов в организме, как запчастей у машины.

Источник

Мальчик, который не видел солнца. Жизнь и судьба императора Иоанна Антоновича.

В русской истории было немало тяжелых страниц, однако, едва ли какое-то другое событие вызывает у наших историков больший стыд и неприятие, чем судьба несчастного Иоанна Антоновича.

В жизни этого человека не было ни одного счастливого мгновения, хотя, казалось бы, кому еще быть счастливым, как не ему — прямому потомку Брауншвейгской ветви династии Романовых, правнуку царя Иоанна V — старшего брата Петра I и его соправителя. Однако, высочайшее происхождение стало для Иоанна Антоновича подлинным проклятием, сломав его жизнь и, в конечном итоге, уничтожив его.

Дитя на троне

Императрица Анна Иоанновна, устроившая в России настоящий вертеп, в 1740 году тяжело заболела и почувствовала, что ее дни практически сочтены. Необходимо было задуматься о преемнике. Императрица понимала, что дети Петра Первого в случае прихода к власти первым делом разберутся с ее любовником, всесильным Эрнстом Бироном.

Находясь в постели в тяжелом состоянии, императрица написала завещание, оставив трон Всероссийский сыну своей племянницы, Анны Леопольдовны. Казалось бы, все правильно, если бы не одно «но» — никакого сына у Анны Леопольдовны и ее супруга Антона Ульриха еще не было. Анна Леопольдовна была беременна, но родить она могла как сына, так и дочь.

За два месяца до смерти императрицы Анна Леопольдовна родила мальчика.

17 октября 1740 года в возрасте 47 лет Анна Иоанновна скончалась и двухмесячный Иоанн Антонович был провозглашен Императором Всероссийским. Разумеется, при регенте, коим Анна Иоанновна назначила своего бесценного герцога Курляндского Бирона.

Продолжение «бироновщины»

«Воцарение» Иоанна означало продолжение того беззакония, что получило в народе название «бироновщина». Регент собирался править Российской Империей единолично. Родителей императора-младенца он собирался сослать в Германию, чтобы не путались под ногами.

Анна Леопольдовна боялась потерять сына и начала плести интриги против регента. Уже спустя месяц после провозглашения Иоанна Антоновича Императором, его мать обратилась к фельдмаршалу Бюрхарду Мюнниху с жалобой на Бирона.

Следует сказать, что герцог Курляндский явно переоценивал свое влияние и власть. Как оказалось, без Анны Иоанновны он в Российской Империи никто и звать его никак. Мюнних устроил небольшой дворцовый переворот, в результате которого Бирон обнаружил себя в ссылке в далекой Пелыме.

Анна Леопольдовна стала регентом при своем сыне. Ее супруг и отец Императора Антон Ульрих стал генералиссимусом, то есть, командующим всех отечественных войск.

Дочь Петра выходит на тропу войны

В борьбе с Бироном Анна Леопольдовна упустила из виду важный момент, а именно, жаждущую «реванша» Елизавету Петровну. Понимая, что власть окончательно уплывает от нее и сама жизнь ее находится под угрозой, дочь Петра I развернула бурную деятельность. Популярность Елизаветы Петровны в народе и в армии была велика, поэтому особого труда организовать переворот ей не составило.

25 ноября 1741 года Анна Леопольдовна и император-младенец были арестованы. Несчастная мать молила победительницу пощадить ее и ее сына.

Читайте также:  Крем от солнца 50 что означает

Согласно исторической легенде, Елизавета Петровна взяла Иоанна Антоновича на руки и сказала:

— Бедное дитя, ты невинно, но виновны твои родители.

Иными словами, дочь Петра I обвинила младенца в том, что он появился на свет. И ничего удивительного в этом нет, ведь Иоанн Антонович был главной помехой для Елизаветы Петровны.

Генералиссимуса Антона Ульриха завернули в простыню и с позором выкинули из дворца — унижение Ульриха было принципиальным моментом, для участников переворота было важно сделать генералиссимуса посмешищем перед гвардейцами. Кто будет исполнять приказы клоуна?

Анне Леопольдовне приказали немедленно собирать детей и выметаться из дворца. На сборы было дано меньше часа. Спешка была такой, что, находясь в крайне нервном состоянии, Анна Леопольдовна уронила на пол своего второго ребенка — малютку Екатерину, которой было всего 4 месяца. Девочка отделалась небольшими ушибами.

Для народа смещение Иоанна Антоновича (царя, безусловно, законного, царя по крови) мотивировали неспокойствием в армии и необходимостью обеспечить порядок в государстве. В общем, только дочь Петра могла спасти Россию.

Елизавета Петровна на протяжении первых месяцев своего правления только и делала, что уничтожала все, связанное с Иоанном Антоновичем. По ее приказу сжигали документы, подписанные регентами малютки-императора, переплавляли монеты с изображением Иоанна.

Почему бы не отпустить?

По первоначальному плану Елизаветы Петровны, Иоанн Антонович с семьей должен был отправиться в Ригу и жить там абсолютно свободно.

Однако, в 1742 году был раскрыт заговор. Прапорщик Преображенского полка Петр Ивашкин подговаривал товарищей на невиданное дело: он собирался убить Елизавету Петровну и вернуть власть «законному императору» Иоанну Антоновичу.

Ивашкину удалось собрать под свои «знамена» 500 человек — это же целый полк! План прапорщика был проработан детально, в нем даже было описано как и кто «пристукнет» Елизавету Петровну.

Ивашкина разоблачили и казнили, но Елизавета поняла, что давать Иоанну Антоновичу свободу — это безумие с ее стороны. Тем более, если отпустить его за границу, где семья императора-младенца сможет найти высокородных защитников.

Судьба Иоанна Антоновича была предрешена.

В заточении

В декабре 1742 года Иоанна Антоновича с матерью и отцом привозят в крепость Дюнамюнд в Риге. Августейшее семейство, по сути дела, оказывается в тюрьме. Между тем, Императрица Елизавета и ее фавориты думают, как же поступить с наследником Иоанна V, чтобы никто не мог его выкрасть и снова посадить на трон.

Два года Иоанн Антонович мариновался в Дюнамюнде, а затем его с семьей отправили под Рязань. Малолетний экс-император ехал в одной карете, а его родители и младшая сестра — в другой. Это было сделано для того, чтобы было проще «чуть что» ликвидировать Иоанна Антоновича.

Полгода семья прожила в заключении под Рязанью, затем Иоанна Антоновича разлучили с родителями и сестрой и отправили в Соловецкий монастырь. Экс-император становится узником Соловков. Теперь он не Иоанн Антонович, а некто Георгий. Живет «самодержец поневоле» в доме архиерея, переоборудованном под тюрьму.

Несмотря на то, что охранникам было строго-настрого запрещено разговаривать с мальчиком, сердобольные тюремщики нет-нет да и беседовали с узником. Иоанн Антонович большую часть времени проводил в одиночной камере. Император самостоятельно, без какой-либо помощи научился читать!

Когда в 1750 году Иоанн Антонович заболел оспой и находился на грани жизни и смерти, комендант тюрьмы написал «наверх» письмо в котором описал ужасные страдания мальчика и попросил прислать в монастырь медика. На письмо пришел официальный отказ и подписала его лично Елизавета Петровна. Очевидно, царица надеялась, что мальчик тихонько умрет от болезни. Но он выжил.

Узник Шлиссельбургской крепости

Выздоровление Иоанна Антоновича в тех чудовищных условиях, что были ему созданы — сродни чуду. Однако, многие историки уверены, что комендант нарушил приказ императрицы и тайно пригласил к несчастному врача.

В 1756 году вскрывается очередной заговор. Поползли слухи, что Пруссия собирается силой отбивать у России Антоновича. Заговор, к которому 15-летний мальчишка не имел ровным счетом никакого отношения, привел к резкому ухудшению его и без того безрадостной жизни. Ивана отправляют в Шлиссельбург — если приводить современную аналогию, то это как если бы заключенного колонии-поселения перевели в тюрьму строгого режима.

Подросток живет под постоянной охраной. О том, кто именно томится в крепости, не знает даже ее комендант Иван Бередников. Удивительно, что Елизавета Петровна не догадалась надеть на Иоанна Антоновича железную маску.

Жизнь в Шлиссельбургской крепости была сущим адом для Иоанна Антоновича. Над мальчиком издевались, били и даже сажали на цепь. Это была уже настоящая тюрьма и отношение как к злейшему преступнику, а не к правнуку русского царя. Доподлинно неизвестно, почему так происходило: то ли Елизавете Петровне в конце жизни недоело бояться заговоров, связанных с Иваном Антоновичем, то ли она просто до предела ожесточилась.

В Шлиссельбурской крепости Иоанн Антонович прожил семь лет. Из хрупкого мальчика он превратился в хрупкого длинноволосого юношу, который всю свою жизнь провел в заточении.

После смерти Елизаветы Петровны в мае 1762 года, короткого правления Петра III и воцарения Екатерины II, положение Иоанна Антоновича стало еще более шатким. Екатерина, придя к власти, сразу же подписала приказ: при любой попытке освобождения Иоанна Антоновича следовало убить.

16 июля 1764 года один из охранников Иоанна, подпоручик В. Я. Мирович с несколькими своими товарищами предпринял попытку освободить экс-императора. Узнав об этом, капитан Власьев и поручик Чекин, также охранявшие Иоанна Антоновича, закололи юношу в исполнение приказа Императрицы.

Источник

Учимся слушать

Цикл статей на тему «Книга и современный ребенок»

Продолжение. Начало см. № 10.

УРОК 3

Тема. «Стихотворение-диалог. Д. Павлычко – “Где всего прекрасней на земле?” Как можно прочитать стихотворение Д. Павлычко?»

Цель. Освоить способы работы со стихотворением, построенным на диалоге двух героев.

Задачи. Разыграть в речевом упражнении диалог сына с отцом; усвоить особенности интонирования стихотворения, построенного на диалоге «разновозрастных» героев; познакомиться с понятиями «диалог», «тема произведения»; овладеть способом понимания метафорического языка произведения с помощью рисунка-схемы.

Учебные материалы. «Литературное чтение. 1 класс» (авт. Л.А. Ефросинина); фотографии или иллюстрации с изображениями представителей разных народов в национальных костюмах на тему «Мое любимое местечко», семейные фотопортреты разных эпох.

«Копилка» терминов

Диалог художественный – разговор двух героев в художественном произведении. Чтобы охватить всю систему смыслов этого понятия, надо обратиться к этимологии слова. Греческое dia означает два, logos – одно из основных понятий древнегреческой философии (одновременно слово, предложение, высказывание, речь и смысл, понятие, суждение, основание, мера); введено Гераклитом (логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия). В широком смысле диалог художественный – это «встреча» двух мировоззрений, двух систем ценностей, двух микрокосмов.
Термин «диалог» можно заменить более понятным для детей словом разговор. Но если среди ваших учеников найдется «знайка», который сумеет объяснить, что такое диалог – тоже очень хорошо. Мы с вами учим детей анализировать художественные произведения, часто построенные именно на диалоге героев. Разговор как обмен мнениями – это бытовая ситуация передачи реальной информации. Диалог художественный воспроизводит ее только по форме. Мы понимаем всю условность этой ситуации в художественном произведении. И действительно, если в реальной жизни мы увидим, как кто-то с солнцем разговаривает, мы по меньшей мере сильно удивимся. А стихотворение Д. Павлычко у нас не вызывает подобной реакции – ведь диалог героя с солнцем строится по законам словесного искусства, где раскрытие художественной идеи осуществляется с помощью разнообразных средств (и одно из них – диалог).

Читайте также:  Юбка солнце модная или нет

Тема произведения – предмет или событие, о которых пишет автор. Греческое thema буквально переводится так: «то, что положено в основу». То есть автору важны не сами предметы и события, которые он изобразил, а то, что «прочитывается» за ними. Например, в стихотворении А.С. Пушкина «Эхо» речь идет не о физическом явлении, а о процессе творчества. Слово эхо поэт использует метафорически: его голос – это отражение звуков Вселенной.

Речевые упражнения

На этом уроке дети учатся понимать тексты, построенные на диалоге героев. Для того чтобы слушатели адекватно восприняли речевую сценку-диалог, чтецу необходимо освоить способ «петь на два голоса». Если один из ваших учеников (желательно, чтобы он был достаточно артистичным) заранее подготовит это речевое упражнение, то можно остальных озадачить вопросом: «Чем интересен этот текст?» Вопрос этот – своего рода чемоданчик с двойным дном. На поверхности лежит ответ: папа говорит не совсем понятные вещи, и стоит спросить его, как разобраться с его загадками (дети, отвечающие подобным образом, удерживают содержательную строну текста, для них принципиально видеть его завершенным). Но есть и другая точка зрения. Текст построен на диалоге сына с отцом. У них, по-видимому, какой-то особый, только им понятный язык. Раз сын больше не задает вопросов, значит, текст не нуждается в продолжении. Читателю остается самому додумать то, что «скрыто за кадром».

– Здравствуй, папа!
– Здравствуй, сын!
– Дождик капал…
– Есть просил?
– Что ты, что ты…
Он ведь дождь!
– Тот, кто мокрый,
Чай пьет тож.

Это речевое упражнение копирует стиль детского «секретного» (понятного только для тех, кто посвящен в правила игры) языка. Оно помогает сформулировать проблему позиционности (автор, герой, читатель) в художественном произведении. На первых уроках ученикам предлагались такие тексты, в которых легко было поставить себя на место героя. Позиция читателя и позиция героя накладывались друг на друга, так как содержание произведений было полностью проявлено. А вот что делать в том случае, когда нельзя до конца понять смысл реплик героев? Здесь и возникает у читателя потребность отделить себя от героя и попытаться предложить свой ключ понимания данного текста.

Знакомство с новым материалом

Выразительное чтение стихотворения

Особенности интонирования стихотворения, построенного на диалоге «разновозрастных» героев: поясняющая речь героя-ребенка, его вопрос старшему, ответ старшего.

Стихотворение Дмитрия Васильевича Павлычко «Где всего прекрасней на земле?» разбито на три смысловые части. В первой преобладает описательная интонация, во второй звучит значимый для героя-ребенка вопрос. Третья представляет собой развернутое объяснение этого вопроса, содержащее оттенок нежности по отношению к ребенку. Если хотите, полностью прочтите (желательно наизусть) весь текст детям самостоятельно или разыграйте его с кем-то из ваших учеников. Стихотворения трех первых уроков малы по объему, их легко заучить наизусть. Детей особенно впечатляет, когда первое знакомство с текстом происходит глаза в глаза. В непосредственном контакте с вами они одновременно и «входят» в текст (в его содержание, ритмику, интонацию), и усваивают культуру отношения к тексту (то, что нравится, хочется выучить и рассказать другим).

Словарная работа и работа с иллюстрацией

Учитель. Кто и с кем ведет разговор в этом тексте?

Дети. Мальчик с солнцем.

У. Как вы узнали, что здесь два героя?

Д. Мальчик сам рассказал о том, что он встретил солнце и завел с ним разговор.

У. Где повстречались герои?

У. Не просто на улице. Мальчик говорит точнее:

«Где зеленой тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я».

Д. Там, где зеленые тучи. Там, где из-за туч не видно неба.

У. Не совсем так. Давайте попробуем понять, что имеет в виду мальчик, с помощью рисунка. «Где зеленой тучей тополя»: нарисуем несколько тополей с большими кронами. На что похожи кроны?

Все, что обсуждаем для понимания «места» действия, рисуем на доске. Хорошо, если мел или фломастеры цветные.

Д. На огромные шары. На облака, но они зеленые.

У. Мальчик так и говорит: зеленой тучей тополя. Кроны тополей похожи на зеленые тучи. Тучи такие большие, что они застят неба голубой простор. Что значит голубой простор?

У. Посмотрите, что получилось. Большие кроны тополей закрыли небо. Кто же смотрит на небо сквозь ветви тополей?

У. Почему ему не видно неба?

Д. Деревья большие.

У. А может, он маленький?

Д. И он маленький.

У. Откройте учебник. Что изображено на иллюстрации к тексту?

Д. Мальчик разговаривает с солнцем.

У. А где же тополя?

Д. Внизу под горой. Мальчик не видел неба, когда стоял под деревьями. Чтобы поговорить с солнцем, он поднялся на гору.

У. Про солнце мальчик говорит, что оно в блеске и тепле проплывает у любых ворот. А на иллюстрации никаких ворот нет. Как же так?

Д. Художник забыл их нарисовать.

У. Нет, он ничего не забыл. Давно-давно, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, вокруг городов строили стены, и попасть в город можно было только через ворота. Посмотрите на иллюстрацию: есть на ней город?

У. Все города, деревни и села художнику не уместить на одной иллюстрации. Но одни «ворота» – то есть город – здесь нарисованы. Что еще здесь изображено?

Д. Море, горы, лес, деревенский дом, бабочка, собака.

У. А как отыскать здесь ширь полей?

Д. Слева за лесом – большие поля.

У. И о них сказано не так, как мы с вами говорим – широкие поля. Автор сказал о них красиво: ширь полей. Солнышко говорит, что всего милей родина. Она нарисована здесь?

Д. Нет, ее художник не нарисовал.

– Да все, что здесь нарисовано, и есть родина.

У. Конечно, все, что здесь нарисовано, и есть родина. Здесь родился мальчик, здесь живет его родня (его семья, семьи его двоюродных братьев и сестер), здесь его родной край и его родимая деревня (или родимый город).

Однокоренные слова можно выписать на доске.

– Мальчик ищет самый лучший на свете народ. Что это такое?

Читайте также:  Летний зонтик от солнца кружевной

Д. Все люди из одного города. Все люди из одной страны.

У. Да, это могут быть люди из одной страны. Мы с вами живем в России, поэтому нас называют россиянами. Но по крови, по своей родне человек может быть назван более конкретно. (Приведите свои примеры, начав с тех национальностей, которые проживают в вашем крае.)
Эти народы изображены на иллюстрации?

Д. Нет, их здесь нет.

У. Некоторые представители народов Земли нарисованы в рабочей тетради. Перечислите их.

Сложность ответа на вопрос, что такое народ, двоякого рода. Во-первых, существуют некоторые смысловые различия: народ – это население одного государства, и народ – это нации, национальности, народности. Во-вторых, для конкретизации столь абстрактного понятия стоит обратиться к истории культуры вашего региона, и здесь требуется предельная политкорректность (ориентируйтесь на ситуацию сегодняшнего дня и на качество взаимоотношений между представителями различных национальностей).
Можно заранее приготовить фотографии или иллюстрации с изображениями разных народов в национальных костюмах и попросить учеников раскрасить иллюстрации в рабочей тетради.

Процесс осмысления текста

Разговор мальчика с солнцем напоминает хорошо знакомую каждому ученику ситуацию обращения ко взрослому человеку, когда нет возможности самому ответить на какой-то жизненно важный вопрос. Но само описание разговора построено на перечислении таких деталей, на которые в жизни дети не обращают внимания. В стихотворении эти детали необходимы для описания «места» действия, «внешности» старшего героя, для акцентирования момента встречи как повода для разговора. Когда дети разговаривают с кем-то по очень значимому для них вопросу, они ориентированы на усвоение информации. При чтении стихотворения им нужно удерживать сразу две позиции: ребенка, который для выяснения важного вопроса уважительно обращается к старшему, и солнца, которое любовно относится ко всем народам, как к своим детям, к младшим, и к каждой точке на планете (родина для человека – это место, где он родился; Земля для солнца – как родная дочь, поэтому в «глазах солнца» каждая точка Земли значима).

Для работы над интонацией этого произведения прочтите стихотворение еще раз. Заранее напечатайте текст на доске и фигурными скобками покажите, как можно прочитать те или иные строчки. По окончании урока можно поместить эти слова в «Словарь читателя».

1–2-я строки – таинственно;
3–4-я строки – радостно;
5–6-я строки – уважительно;
7–8-я строки – вопросительно;
9–10-я строки – любовно;
11–12-я строки – значительно;
13–14-я строки – любовно.

Закрепление изученного материала

Чтение произведения по ролям

Одна из самых любимых детьми форм представления текста перед зрителями – это чтение текста по ролям. Можно дать это задание для работы в парах.

«Нарисуй такую иллюстрацию, чтобы было понятно, о чем говорится в стихотворении».

Задача в том, чтобы у детей возник вопрос, как, не копируя образец из учебника, перевести словесный образ родного края в визуальный. (Если урочного времени для этого задания не останется, оставьте его для домашней работы.)

Когда после анализа художественного произведения и чтения по ролям мы возвращаемся к заголовку «Где всего прекрасней на земле?», дети быстро выявляют смысл названия (ответ солнца дан в последних двух строках стихотворения). Если при этом ученики еще и получат возможность высказать свою точку зрения на тот же вопрос, то возникнет настоящий диалог читателя с автором.

Он начинается с такого прочтения произведения, когда оно осмыслено читателем. Новый виток этого диалога возможен в том случае, если читатель способен ответить автору. Как круговорот воды в природе поддерживает в равновесии все живое, так и взаимодействие автор – читатель, читатель – автор осуществляет включение произведения в общий контекст культуры. Поэтому так важно услышать от каждого читателя отклик на произведение, его тематику, проблематику.

Обсуждение сочинений, фотографий или иллюстраций

На первом уроке дети получили задание нарисовать или описать (устно или письменно) свое любимое местечко. На данном этапе осмысления вопроса «Где всего прекрасней на земле?» уместно посмотреть, что получилось. Обращение к жизненному опыту ребенка позволит соединить реальное «живое» слово о любимом уголке с понятиями «родной край», «родимая деревня», «родимый город», «родина». Постарайтесь при этом не возвеличивать ни одно из них и больше уделять внимания тому, насколько искренне, убедительно и порой даже поэтично дети говорят о своем любимом местечке. Детей часто занимает вопрос, как на заданную им тему размышляют взрослые. Я для таких случаев всегда стараюсь подготовить и «взрослые» тексты.

Осторожней, не порвите
Эти шелковые нити.
Дело в том, что я знаком
С этим быстрым пауком.

Свой сачок оставьте дома;
Мотылек – он мой знакомый.
А сердитый этот жук –
Мой надежный старый друг.

В речке тоже не удите.
Вон плывет она, глядите,
С острым красным плавником…
Я прекрасно с ней знаком.

Барабанит гулко дятел.
Этот дятел –
Мой приятель.
И щебечет часто-часто
Мне синица:
«Здравствуй, здравствуй!»

И береза мне знакома,
И трава,
И облака.
И другого
Никакого
Мне не надо уголка.

Чтение для любознательных

Этот урок построен так, что дети с первого же упражнения сталкиваются с проблемой самостоятельного прочтения, то есть своего собственного понимания, маленьких по объему, но загадочных текстов. Стихотворение Ольги Жиляковой – еще одна подобная загадка.

А у солнца есть отец,
Мама есть и брат-близнец,
Только он другого цвета.
Жаль, не верят люди в это.

1. Прочти стихотворение Ольги Жиляковой. Какие родственники есть у солнца? Кто они?

2. Как люди относятся к семье солнца? А как ты к ним относишься?

3. Есть ли у солнца еще какие-нибудь родственники, друзья или знакомые?

4. Чем замечательна твоя семья? Если хочешь, расскажи о ней или нарисуй ваш семейный портрет.

Комментарий к тексту

Предлагаю вам, дорогие учителя, в качестве комментария к тексту работу семиклассницы Вали Кузекмаевой. Вопросы, поставленные в стихотворной загадке О. Жиляковой, и вправду непростые. Они вводят нас в круг вечных человеческих размышлений о смысле всего существующего.

Неразгаданная загадка

У солнца, по мнению автора стихотворения, есть несколько близких родственников: папа, мама, брат-близнец. Что касается мамы, то здесь легко догадаться – это Вселенная. Ведь для того, чтобы солнце появилось, надо было какое-то пустое, свободное от других обитателей место. Самый главный вопрос в том, кто же помог маме-Вселенной завести столь жаркого сыночка (или, может быть, солнце – дочка, это не совсем понятно). Это непростой вопрос. Есть люди, которые говорят, что солнце и звезды появились сами собой после сильного взрыва. Другие им возражают, что все на свете создал Бог. Я думаю, Он и стал отцом солнца. Но как разгадать, кто брат солнца? Да еще близнец, да еще другого цвета. Это совсем неясно.

Источник

Adblock
detector