Меню

Мальчик с космоса робот

«ПОЕХАЛИ!»: КТО ТАКОЙ РОБОТ ФЕДОР И ЗАЧЕМ ОН ЛЕТИТ НА МКС

Утром в четверг, 22 августа, с космодрома Байконур запустили ракету-носитель «Союз-2.1а» с космическим кораблем «Союз МС-14». На борту аппарата находится только человекоподобный робот Федор. Во время запуска корабля робот повторил фразу Юрия Гагарина «Поехали!».

С собой у Федора триколор, с помощью него он поздравил граждан РФ с Днем государственного флага России, который отмечается 22 августа. Сам робот, как сообщили в «Роскосмосе», «родом» из Санкт-Петербурга. Кто же такой робот Федор и зачем он летит на Международную космическую станцию – в материале FlashNord.

История создания робота

Россия впервые отправила в космос человекоподобного робота, а именно антропоморфного робота Skybot F-850 (Федор). Он создан в Петербурге компанией «Андроидная техника» и Фондом перспективных исследований по техническому заданию МЧС.

Однако Федор не первый робот в своем поколении. До этого в 2014 году началась работа над роботом «Аватар в рамках совместного проекта ФПИ и НПО «Андроидная техника» в интересах МЧС России в рамках проекта «Спасатель». При разработке использовались наработки моделей SAR-400 и SAR-401 предназначенных для использования в космосе. Робот-андроид успешно проявил себя, и в 2015 году был представлен президенту России Владимиру Путину. В октябре 2016 генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что поручил создать робота для покорения космоса, в том числе для полета на корабле «Федерация». Представленный прототип получил имя FEDOR (Final Experimental Demonstration Object Research – финальный экспериментальный демонстрационный объект исследований), которое дал сам Рогозин. Позже робот получил название Skybot F-850, однако Федором называть его не перестали.

Характеристики Федора

У робота есть система голосового управления и специальные датчики для движения, а также реагирования на происходящее. Мощность робота составляет 20 лошадиных сил (13,5 кВт). Рост — 180 см, вес — до 160 кг. 90 % электронных деталей собирается в России — на предприятиях «Абрис-Технолоджи» и Silicium в Санкт-Петербурге. Федор работает на операционной системе на основе Linux, разработанной в Петербурге.

В социальности Федор не уступает людям. В интернете он ведет аккаунты в различных соцсетях. Они появились в июле 2019 года. О своей жизни и работе он делится с подписчиками во «ВКонтакте» и Twitter.

Зачем Федор нужен на МКС

Сегодня 22 августа 2019 года Федор был отправлен на Международную космическую станцию. Сейчас он летит на беспилотном корабле «Союз МС-14» в космос.

После стыковки «Союза» с МКС, которая запланирована 24 августа на 8:30, его перенесут из корабля в российский сегмент станции, где под управлением космонавта «Роскосмоса» Александра Скворцова он выполнит несколько задач.

В первую очередь российские космонавты будут тестировать системы робота в условиях космического полета. На МКС Федор нужен для проведения опасных для человека операций на борту космических кораблей, а также в открытом космосе. Всего на орбите он пробудет две недели, затем вернется на Землю 7 сентября 2019 года.

Источник

«Затерянные в космосе»: семейная робинзонада, где нет семьи

3 минуты на чтение

Медленно, но верно Земля становится непригодной для жизни. История человечества продолжится в системе альфы Центавра. В команду колонистов отбирают лучших: стойких, сильных, умных и стрессоустойчивых. В их числе — семья Робинсонов: отец, мать, две дочери и сын. Но космическое путешествие оборачивается катастрофой. Челноки Робинсонов и нескольких других семей вынуждены совершить аварийную посадку на незнакомой планете.

Lost in Space

Жанр: робинзонада, семейная драма
Шоураннер: Ирвин Аллен
В ролях: Молли Паркер, Тоби Стивенс, Паркер Пози, Игнасио Серричио
Премьерный показ: апрель 2018, Netflix
Продолжительность: 10 серий по 55 минут
Похоже на: «Терра Нова»
множество романов Золотого века НФ

«Затерянные в космосе» — это не просто ещё один ремейк. Это привет из солнечных 1960-х, когда все дети хотели быть космонавтами и каждый второй фантастический роман был преисполнен духом фронтира. Оригинальный сериал убедил зрителей, что телевизионная фантастика может говорить на серьёзные темы. Только, в отличие от «Звёздного пути», пропагандировал не мир во всём мире, а семейные ценности. От ремейка мы ждали того же, только в чуть более современном прочтении. Фильм 1998 года с Гари Олдманом всё же ушёл от первоначальной идеи слишком далеко.

Дух фронтира тут и правда есть — хоть и с небольшими оговорками. Выглядят «Затерянные в космосе» по меркам телевидения хорошо. Сцены со звездолётами в космосе, атмосфере и на земле, гонки на вездеходах, особенности местной погоды, флоры и фауны изображены на твёрдую четвёрку. Правда, инопланетным пейзаж не назовёшь. Поля, леса и горы окрестностей Ванкувера не тянут на новую Пандору. А масштабные пейзажи из пилотной серии — явная графика: художник просто скопировал и перемешал понравившиеся ему скалы из Юты и с Гавайев. Не будем его винить, в динамике всё красиво.

По условиям место действия напоминает Трисолярис из книг Лю Цысиня. В сериале не тройная звезда, а звезда и чёрная дыра, но эффект похожий

Проблема подкралась с другой стороны: проработка персонажей. Ни после первой серии, ни после десятой не верится, что Робинсоны — семья. Соседи, коллеги по работе — может быть, но не родственники и даже не друзья.

Редкие проявления их эмоций, которые нам показали, выглядят очень фальшиво. На глазах у девочки гибнет близкий человек — а она следующие пять минут без единой слезинки таскает ящики. Мальчик Уилл переживает за инопланетного робота больше, чем за папу с мамой. Игра актёров расходится с их словами и заявленными характерами героев. Скажем, по сюжету Уилл не прошёл тест на стресс (потребовался подкуп, чтобы его взяли в экспедицию) и якобы очень пуглив. Почему тогда он первым мчится на разведку, в одиночку обыскивает инопланетный корабль, организует поход за топливом?

Читайте также:  Космос связь с инопланетянами

Джон Робинсон, бывалый путешественник, пилот и номинальный глава семьи, собственной головой не пользуется. Все простые и нетривиальные решения предлагает (изредка) его жена Морин и (гораздо чаще) десятилетний сын! Дети-гении — это нормально в детской фантастике, но сериал-то старается выглядеть серьёзно. С субординацией в отряде колонистов тоже не всё гладко: дети то и дело нарушают приказы родителей, и те их даже не ругают. Да что дети! Мнения лидера экспедиции Виктора Дхара вообще никто не слушает. Да, он довольно неприятный тип, но уж точно не болван.

Дети Робинсонов не похожи на родителей даже внешне

Кажется, сценаристы забыли, что у героев должны быть характеры, мотивация, развитие. Флешбэки слабо связаны с происходящим и только растягивают хронометраж. Разговоры скучные и бессодержательные — с диалогами повезло только злодейке, доктору Смит. Кося под дурочку, нажимая на больные места и просто заговаривая колонистам зубы, она стравливает их друг с другом и саботирует их попытки выбраться из сложных ситуаций. Только мотивация у неё на уровне «я тебя ужалила, потому что я скорпион». Зачем даме с таким характером вообще отправляться в космическое путешествие? Судя по флешбэкам, она могла бы жить на Земле в комфорте и достатке. Приятное впечатление оставляет только механик Дон: словоохотливый малый, комплексующий из-за низкого социального статуса.

В сериале нет ничего действительно сильного, никакой фишки. Мы простили «Миру Дикого Запада» монотонность и повторы, потому что он играл с нами в интересные загадки. Повествование в «Затерянных в космосе» такое же неспешное, но вместо Энтони Хопкинса здесь Кэри-Хироюки Тагава, мудрый старец в очках — в мире лазерной коррекции зрения и межзвёздных перелётов. Десятки неточностей мешают поверить в мир сериала: то оружие у колонистов запрещено, то топливо вытекает из цистерны, и все плачут, хотя её можно просто перевернуть набок.

Обязательный робот в ремейке стал представителем внеземной цивилизации

За что сериал всё же стоит похвалить — как и в фантастике Золотого века, в нём торжествует инженерная мысль. Подход героев к решению проблем всегда рационален и зависит от реальных условий, а не роялей в кустах. Скажем, в опасный полёт через ревущую атмосферу отправят человека, способного быстро прийти в себя после потери сознания от перегрузки, а перед этим будут долго натаскивать его в импровизированных симуляциях. Рассчитывают вес полезного груза герои, кстати, с поправочным коэффициентом, как и в реальности. Полёт в космос — дело непростое, и в сериале это видно.

Итог: «Затерянные в космосе» должны были совместить семейную драму с захватывающими приключениями, однако большую часть времени сериал просто неубедителен. Постепенно сюжет разгоняется, но слабые первые эпизоды компенсировать нечем.

Источник

«Затерянные в космосе»: Этот Netflix сломался, несите новый

Обзор сериалов >>

Как стриминговый сервис пытается вернуть эпоху видеопроката со всеми его достоинствами и недостатками

13 апреля на Netflix вышел первый сезон «Затерянных в космосе» — научно-фантастического сериала, основанного на популярном одноименном шоу, выходившем с 1965 по 1968 год. Алексей Филиппов посмотрел все десять серий и считает, что за полвека телевизионная драматургия изменилась гораздо сильнее, чем можно подумать по премьере стримингового сервиса, а также выдвигает гипотезу, чего добивается Netflix.

Независимое кино нередко дает представление о масштабах феномена массовой культуры: вот, например, в прославленном фильме Джима Джармуша «Таинственный поезд» 1989 года третья новелла так и называется — «Затерянные в космосе». Там три простых рабочих американца, спрятавшиеся в отеле от полиции, обсуждают классическое космооперу 60-х про отважную семейку Робинсон, отправившуюся к Альфа Центавра. В «Поезде» белобрысый черт американского андерграунда Джармуш исследует как мифы об Америке, так и границы народного под- и самосознания, поэтому все говорят, в основном, про Элвиса , а «Затерянные в космосе» оказываются как бы на втором месте. Величина.

Полвека спустя Lost in space сильно проиграли по очкам родившемуся в 1963-м «Доктору Кто» (удачно возрожденному в начале 2000-х), а также «Стартреку», вышедшему на год позже, но также отражавшему прекраснодушную идею о вселенском взаимопонимании, которую рождали первые успехи в освоении космоса. Гравитационное поле 60-х тут особенно важно: еще в 50-е и уже в 70-е извне ничего хорошего не ожидали, что наглядно иллюстрируют две версии «Вторжения похитителей тел». «Затерянные в космосе» родились в то десятилетие, когда необъятная вселенная казалась такой близкой и родной, что и способствовало рождению телевизионного мыла под лозунгом «Наивно. Супер. Космос».

Робинсоны же — муж, жена, две дочери и младший сынишка, — конечно, олицетворяли лучших обывателей Земли далекого 1997-го. Астронавт, биофизик и их умные дети были готовы отправиться в опасное путешествие на корабле «Юпитер 2» в сопровождении армейского пилота (и передового бочкоподобного робота). И даже зло щурящийся доктор Смит, мечтающий это предприятие саботировать (и по стечению обстоятельств запертый на взлетающем корабле), им не помеха.

Читайте также:  Герои космоса кто они

Сериал продержался три сезона и пропал из эфира, если не считать прошедшей отдельно раскрашенной версии. Потом о детище Ирвина Аллена — мастера семидесятнических фильмом-катастроф вроде прото-«Титаника» под именем «Приключение “Посейдона”» — вспомнили под занавес XX века. В 1998-м, аккурат через год после мега-успешной катастрофы Джеймса Кэмерона и наступления будущего из оригинального шоу, вышел фильм «Затерянные в космосе» с Уильямом Хертом в роли мудрого профессора Робинсона и Гари Олдманом в привычном амплуа злодея доктора Смита. Снова саботаж без причины, временные парадоксы, канонада ситуаций на грани летального исхода — и неизменно счастливый конец, венчающий панегирик семье как главной вселенской силе.

И вот, еще двадцать лет спустя (неслучившийся ребут начала 2000-х опустим), «Затерянных в космосе» нашли в стриминговом сервисе Netflix. 2046 год, снова «Юпитер 2», снова Робинсоны, снова «курс на Альфа-Центавра», но уже не саботаж, а вторжение роботов-инопланетян, которые устраивают землянам жесткую посадку на неизвестной и недружелюбной планете. Правда, не только Робинсонам — теперь в NASA догадались, что для продуктивной колонизации понадобится больше, чем один корабль, населенный исключительно родственниками.

Семейная специализация тоже слегка изменилась. Формальным лидером экспедиции считается Джон Робинсон (Тоби Стивенс из «Черных парусов») — вечно пропадавший по горячим точкам вояка. Его супруга Морин (Молли Паркер из «Карточного домика») — аэрокосмический инженер, а также, по сути, глава семьи, принявшая решение покинуть перенаселенную Землю и рискнуть будущим детей. Трио младших Робинсонов тоже непростое: афроамериканка Джуди (Тейлор Расселл) — дочь Морин от первого брака, неплохо владеющая медицинскими навыками; рыжеволосая Пенни (Мина Сандуолл) отдувается за подростковую игру гормонов и скептические взгляды; одиннадцатилетний Уилл (Максуэлл Дженкинс) — талантливый, но крайне чувствительный изобретатель, у которого глаза на мокром месте почти всю первую серию, но потом это стремительно проходит (видимо, акклиматизация). Никаких пилотов и передовых земных роботов (что удивительно) в этой комплектации не предвидится.

Создатели шоу Мэтт Сазама и Берк Шарплесс, авторы провально-ревизионистских фильмов «Дракула», «Боги Египта» и «Могучие рейнджеры», очень бережно относятся к канону, хотя и переосмысляют его в духе времени. Доктор Смит обретает фигуру и напряженное лицо Паркер Поузи , чей рот всё время находится на полпути к грустному смайлику. Пилота-авантюриста заменяет контрабандист Дон Уэст (Игнасио Серричио), протащивший на флагманское судно несколько ящиков алкоголя, а после крушения страшно привязавшийся к единственной выжившей курице. Вероятно, эта деталь на первых порах должна выдать в нем неплохого парня, как взъерошенные волосы и перманентная гримаса недовольства, надо полагать, исполняли обязанности дурных вибраций от доктора Смит (как быстро выяснится — это её ненастоящее имя). Впрочем, все десять серий Сазама и Шарплесс будут развлекаться известной игрой «навести тень на плетень», заставляя Смит хаотично пакостить товарищам по несчастью, а потом также немотивированно им помогать.

Тут самое время вспомнить, что космооперы зачастую страшно зависимы от земной конъюнктуры: с 60-ми всё ясно, а вот высокобюджетный кинематограф конца 90-х — начала 2000-х во многом рождался под знаком восторга от технологических возможностей, поэтому космические сюжеты содержали как можно больше поводов продемонстрировать техногенные примочки из будущего, а вместе с ними — и возможности компьютерной графики, которая уже десять лет спустя по эффектности напоминала обклеенный блестками шкаф. Какая же космоопера в 2010-е? Разумеется, убер-правильная. Будто сошедшая с банки фасоли, белоснежная и оптимистичная американская семья с гулкими голосами заменена на группу родственников, которым предстоит не столько придвинуть фронтир, сколько отодвинуть развод. Впроброс поднимается тема о втором браке, а также о мужской чувственности и чувствительности: кажется, юный Уилл эмоционально отдувается сразу за несколько поколений Робинсонов, которые себе этого позволить не могли. Наконец, корабли серии «Юпитер» населены семьями по принципу «инклюзивный райдер» (рассовое и гендерное разнообразие в съемочной группе), где наряду с Робинсонами выделяется японское и индийское семейства. В общем, более-менее копия «Звездного пути», чья новая глава с подзаголовком «Дискавери», доступна за пределами США исключительно на Netflix.

На бумаге новые «Затерянные» кажутся логичным обновлением концепта «Робинзон Крузо с семьей терпит лишения в открытом космосе», который в 1965-м родился в стилистике телевизионного дока — с голосом диктора, статичными кадрами приборных панелей и прочими ракурсами новостной телесъемки. Ребут, само собой, выглядит гораздо богаче — новомодные скафандры, модные блики, угрожающие роботы-пришельцы, не имеющие ничего общего с железными бочками из 60-х. Однако Сазаму и Шарплессу пришла в голову светлая мысль перенять у оригинала и сюжетный строй, а то и усовершенствовать его, превратив Lost in space в утомительный аттракцион на выживание. Буквально каждые пять минут Робинсоны и прочие земляне оказываются в смертельной опасности, потом еще в одной, а иногда счет поводов умереть доходит даже до трех, всё разрешается неизменным хэппи-эндом. Как тебе такое бессмертие, супергероика?

Вместе с тем, «Затерянные» пытаются сделать вид, что они не столько про приключения, сколько про сложные человеческие отношения — явление не менее запутанное, прекрасное и удивительное, чем какое-нибудь созвездие Большой Медведицы или Ориона. Шарплесс и Сазама то ли не решили, какую роль космос играет для современного человека (кроме тропки к запасному аэродрому для погибающей Земли), то ли подумали, что кроме большого зеркала для человечества у холодного беспонтового вакуума других дел нету. Эта полупозиция во много шоу определяет: зашкаливающий наив здесь сочетается с плашкой «13+», попытки игры в психологизм идут прахом, обилие неприятностей не выстраивается в увлекательный сюжет инопланетной «робинзонады», а довольно быстро начинает утомлять. В общем-то, новые «Затерянные в космосе» — это помноженный на пятьдесят «Марсианин» (в плане не столько хронометража, сколько всяких неприятностей) с душеспасительным месседжем «Интерстеллара», верящего в силу любви и семьи. В былые времена, когда будущее из оригинального шоу казалось, пускай уже близким, но еще будущим, кассету с таким пропагандирующим ячейку общества развлечением можно было бы найти на полке «семейное кино», где-нибудь рядом с «Бетховеном» или «Космическим джемом» (и пройти мимо).

Читайте также:  Как по английскому будет мой космос

В этом как раз и проблема: Netflix не интересует, хороша история или напоминает канонаду бессмысленности, сложенную из случайно вытянутых из шляпы бумажек. Стриминговому титану плевать, что кино о пользе семьи захватило кинотеатры и уже начинает лезть у зрителя из ушей, что на харизме двух актеров (тут — прекрасных Молли Паркер и Тоби Стивенса) сериалы вытягивали на «дореволюционном» телевидении 90-х, где сюжеты состояли из таких же опасно-безопасных смертельных испытаний. В какой-то момент — возможно, с первых шагов на ниве производства собственного контента, а может, после решения выпустить 700 фильмов и сериалов в 2018-м — Netflix, очевидно, задумал возродить принцип видеопроката, где лаконичная бирка на полке подсказывала растерянным посетителям, для какой категории зрителей сие действо.

Казалось бы, не маркетинговая стратегия, а мечта: пока большое кино по инерции тужилось охватить всё и вся, сохранить иллюзию всемирного единства и универсальности, Netflix подбирал к зрителям индивидуальные ключики, находил брошенные студиями амбициозные проекты, заманивал талантливых авторов обещаниями золотых гор, возрождал засохшие поля среднебюджетных жанров, которые, как любая золотая середина, оказались на задворках блокбастеров и экономного инди. Однако в какой-то момент эта стратегия должна была превратиться из святости в коммерцию — и в 2018 году стало очевидно, что стиминговый циклоп льет воду на мельницу сразу двух вредных стереотипов.

Например, что кино — это всего лишь сумма его частей: Спейси + Финчер + политический триллер; дети + 80-е + монстр. Netflix производит шоу для тех, кто уверен: есть фильмы исключительно для любителей гонок, 90-х или комиксов, а для всех остальных — есть исполинская библиотека. Вероятно, раньше в этом перечне шли бы и «фильмы для мальчиков» и «картины для девочек», но сегодня такой просчет сервис себе позволить не может, хотя его стратегия абсолютно равнозначна наклеиванию ярлыков, с которыми давно борются, как с гендерными стереотипами.

Беда, разумеется, не в том, что любители гонок не заслужили фильм или сериал, а в том, что команда Netflix даже и не старается выйти за пределы этого самоограничения. На сервисе появляется все больше посредственных шоу, которые возможно смотреть, только если считать, скажем, что любой фильм или сериал с пароходами или эстетикой нуар априори лучше всех остальных. То есть зачастую рассматривать проекты Netflix как цельные произведения достаточно затруднительно, так как они распадаются на те самые части, по которым и запланирован отбор благодарных зрителей. Вдобавок стриминговая Сцилла прикрывается тем самым «инклюзивным райдером» и прочими прогрессивными тенденциями, чтобы отвлечь разговор от качества шоу — и перевести его к описанию важности проблем, которое оно поднимает (или, чаще всего, пытается затронуть). Так выкрученный до предела феминизм не спас провальный второй сезон «Джессики Джонс» — один из ярчайших примеров, как под месседжем может расплющить хорошее шоу (при этом первый сезон, также феминистский, — один из лучших супергеройских сериалов вообще).

В сущности, Netfix, помимо попытки вернуть всех своих подписчиков на четверть века назад, в эпоху видеопроката (что, может, и мило), невольно обращает внимание на более важную тему. Возможно, примат сюжета уступает место культу верной репрезентации и правильных тем, что на самом деле и неплохо, если бы не одно «но». И старая матрица, которая предлагала измерять киноискусство как текст, и идущая ему на смену «пропаганда» здравого смысла равенства и самоопределения — всего лишь самый удобный путь в оценке киноискусства. Выучить трехактную систему и запомнить слово «мотивация» так же просто, как предъявлять фильмам претензии в неправильном изображении тех или иных героев или посетовать на отсутствие в кадре того или иного гендера, сексуальной ориентации или расы. И то, и другое, разумеется, важно, но не панацея и не индульгенция. Тем более, что эти два вектора еще и связаны: новейшие социально озабоченные произведения обожают раскрывать все карты через текст, игнорируя киногению и собственно киноязык, свойственные исключительно визуальному искусству, в котором работают их авторы. И именно последние премьеры Netflix наглядно демонстрирует, что если фокусироваться только на правильных словах, то всё остальное со свистом улетит через унитаз космического корабля.

Источник

Adblock
detector