Анна Ахматова — Я пришла к поэту в гости: Стих
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Анализ стихотворения «Я пришла к поэту в гости» Ахматовой
Обмен стихотворениями оставил в истории литературы вещественный след встречи А. Блока и А. Ахматовой.
Стихотворение написано в январе 1914 года. Поэтессе в эту пору 26 лет, она автор дебютной книги стихов, готовит к печати следующую, замужем за Н. Гумилевым, воспитывает сына. Собственно, в стихотворении описан визит поэтессы к мэтру с просьбой об автографе на книгах. Состоялся он в декабре 1913 года. Спустя время она получила книги обратно. Две были с краткой надписью «Ахматовой – Блок», а третья украшена мадригалом «Красота страшна – Вам скажут». Именно на него поэтесса отвечает своим «Я пришла к поэту в гости», написанным, кстати, тем же размером.
Вообще, впервые они увиделись еще в 1911 году, спустя несколько месяцев познакомились. Затем несколько случайных встреч, история с тремя автографами, обмен посвящениями. Она робела, он держал дистанцию и сдержанно оценивал ее стихи. Удивительно, но его мать, наслышанная об А. Ахматовой, даже не прочь была видеть ее своей невесткой, хотя к тому времени А. Блок был давно женат. А. Блок понимал, что она видит в нем вымышленного героя, потому и так сдержан в своем посвящении. Что ж, ответ он получил в сходной манере. Впрочем, нельзя отрицать, что определенная теплота проскальзывает и там, и там.
По жанру – бытовая зарисовка со своеобразным шифрованным подтекстом, по размеру – четырехстопный хорей. Большинство строк без рифмы, однако в некоторых есть подобие смежной рифмовки, 4 строфы. Лирическая героиня – сама автор. Композиция кольцевая, лейтмотив первого четверостишия возобновляется в последнем. Автор не пытается произвести впечатление своим поэтическим мастерством, но также не боится упрека, что стихам не хватает глубины. Уже в 1 строке она обозначает, что всего лишь гостья у известного поэта. Белый день, морозец, воскресенье (название этого дня недели станет неким тайным символом, оно прозвучит в стихотворении дважды, как эпифора). «Ясно смотрит»: здесь единственное восклицание. Третья строфа – посвящена глазам поэта. Она признает, что ей в них лучше «вовсе не глядеть». Была еще и «беседа» с «молчаливым хозяином». Она прислушивается к своим ощущениям. Но этого не высказать словами. Однако друг про друга они нечто поняли, каждый свое. Читателю же остается только то, что на поверхности. Эпитеты: малиновое солнце, дымный полдень, лохматым дымом. Инверсия: запомнится беседа. Дан также беглый, но вполне выразительный портрет города и комнаты.
Произведение «Я пришла к поэту в гости» Анны Андреевны Ахматовой – отклик на адресованное ей Александром Александровичем Блоком посвящение.
Источник
«Я пришла к поэту в гости…» А. Ахматова
Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Дата создания: январь 1914 г.
Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…»
В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской магнетизм, а аура самой загадочной и непредсказуемой поэтессы лишь усиливала это впечатление. Впрочем, нашелся один мужчина, который сумел противостоять чарам Анны Ахматовой, и им оказался Александр Блок.
Они познакомились в 1914 году в Петербурге, и вскоре Ахматова набралась смелости, чтобы фактически без приглашения придти в гости к человеку, который произвел на нее неизгладимое впечатление. Визит был коротким и скомканным, так как в доме женатого мужчины поэтесса чувствовала себя весьма неловко. Однако это знаменательное событие она подробно описала в своем стихотворении «Я пришла к поэту в гости…», которое было отправлено Блоку. Он, в свою очередь, также ответил ей в стихотворной форме, и из этого послания стало ясно, что теплых чувств поэт к своей коллеге по литературному цеху не питает. Трудно сказать, как Ахматова восприняла стихи своего кумира. Однако доподлинно известно, что до самой смерти она с особой теплотой и нежностью вспоминала этого человека, считая его одним из величайших поэтов современности.
Первое же впечатление о Блоке у Ахматовой сложилось довольно противоречивое. В своем стихотворении он предстает перед ней, как «хозяин молчаливый», который видит ее насквозь и, кажется, читает все мысли юной поэтессы. Казалось бы, спокойная и дружелюбная атмосфера, царящая в доме Блоков, должна располагать к продолжительной беседе. Ахматова короткими штрихами описывает ту умиротворяющую обстановку, в которой очутилась. «Тихо в комнате просторной, а за окнами мороз», – отмечает поэтесса. Однако по косвенным признакам можно догадаться, что в ее душе кипят страсти. Ахматова чувствует себя очень неловко и неуютно под взглядом Блока, подчеркивая: «У него глаза такие, что запомнить должен каждый». При этом она отмечает, что ей в них лучше не смотреть, иначе может случиться непоправимое. Что именно, поэтесса не уточняет, но в этом нет особого секрета. Ахматова панически боится, что ее собеседник догадается о тех чувствах, которые она к нему испытывает. Допустить этого ни в коем случае нельзя, так как поэтесса пока не может понять, стоит ли ей рассчитывать на взаимность. Пройдет всего несколько недель, и ситуация прояснится, когда Блок прямо скажет о том, что женщинам в поэзии не место. Но даже столь прохладное отношение к Ахматовой не заставит ее изменить свое мнение о человеке, к которому она испытала столь глубокие и сильные чувства.
Источник
Блок — Ахматова. Взаимные посвящения
AЛЕКСAНДР БЛOК
Aнне Aхмaтoвoй
«Крaсoтa стрaшнa» — Вaм скaжут, —
Вы нaкинете ленивo
Шaль испaнскую нa плечи,
Крaсный рoзaн — в вoлoсaх.
«Крaсoтa прoстa» — Вaм скaжут, —
Пёстрoй шaлью неумелo
Вы укрoете ребенкa,
Крaсный рoзaн — нa пoлу.
Нo, рaссеяннo внимaя
Всем слoвaм, кругoм звучaщим,
Вы зaдумaетесь грустнo
И твердите прo себя:
«Не стрaшнa и не прoстa я;
Я не тaк стрaшнa, чтoб прoстo
Убивaть, не тaк прoстa я,
Чтoб не знaть, кaк жизнь стрaшнa».
(16 декaбря 1913)
AННA AХМAТOВA
Aлексaндру Блoку
Я пришлa к пoэту в гoсти.
Рoвнo в пoлдень. Вoскресенье.
Тихo в кoмнaте прoстoрнoй,
A зa oкнaми мoрoз
И мaлинoвoе сoлнце
Нaд лoхмaтым сизым дымoм…
Кaк хoзяин мoлчaливый
Яснo смoтрит нa меня!
У негo глaзa тaкие,
Чтo зaпoмнить кaждый дoлжен;
Мне же лучше, oстoрoжнoй,
В них и вoвсе не глядеть.
Нo зaпoмнится беседa,
Дымный пoлдень, вoскресенье
В дoме серoм и высoкoм
У мoрских вoрoт Невы.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 27.11.2020. Арсений Тарковский. Белый день. Страус в 1913 году
- 26.11.2020. Блок — Ахматова. Взаимные посвящения
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Роза Мира и новое религиозное сознание
Воздушный Замок
Культурный поиск
Библиотека и фонотека
1146. Я пришла к поэту в гости (Анна Ахматова, Марина Цветаева)
Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих бесстрастный –
Ты пройдёшь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души.
Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твоё святое,
Поцелую вечерний снег. –
Там, где поступью величавой
Ты прошёл в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.
Источник
Стихи Анны Ахматовой. Поэма «Реквием». 11 класс
Сориентировав учеников по литературным направлениям Серебряного века, педагог предлагает углубиться в каждое из них. Акмеизм в школьной программе представляет Анна Ахматова
Текст: Ольга Разумихина *
Анна Андреевна Ахматова — крайне интересная, противоречивая и трагическая личность, чьё мировоззрение повлияло на множество творческих людей. Уже первый сборник стихотворений, который она выпустила в 23 года, стал настоящим событием в мире искусства. Его моментально раскупали в книжных магазинах; он вызвал бурю восторженных критических статей и подражаний. И хотя зачастую после первой удачи автор, проснувшийся знаменитым, боится браться за новые сложные темы и дальше будто бы пишет одну и ту же книгу, разочаровывая поклонников, — у Ахматовой явно другой случай.
Воспитание поэта
Знакомые, приходившие в гости к супругам Горенко (именно такую фамилию носили отец и мать Анны, «Ахматова» же — творческий псевдоним), вряд ли могли предположить, что в семье растёт человек, которому суждено стать великим поэтом. Юная Ахматова жила в интеллигентной, в общем-то, семье — и папа, и мама имели дворянское происхождение. Однако литературой ни они сами, ни их близкие друзья и родственники всерьёз не интересовались. Правда, дальней-дальней родственницей Ахматовой была поэтесса Анна Бунина, которую в начале XIX века называли «десятой Музой». Может быть, умение тонко чувствовать действительность передалось нашей героине по наследству?
Объяснение вероятное, но не самое логичное. Скорее, развитию поэтического таланта юной Анны способствовала сама среда: девочка родилась и жила в Петербурге, который по сей день называют культурной столицей России, и училась в Царскосельской женской гимназии: напомним, что в Царскосельском лицее почти век назад учился не кто иной, как А. С. Пушкин. Так или иначе, Анна Горенко писала стихи с одиннадцати лет; отец же такие занятия дочери не поощрял — и когда ей исполнилось 17, запретил когда-либо публиковать стихи под собственным именем: боялся за репутацию семьи. Решение странноватое, учитывая, что в молодости Андрей Антонович Горенко был изгнан с государственной службы за близкое знакомство с кружком революционеров, а Инна Эразмовна — мама Анны — даже спонсировала некоторые их разработки: репутация семьи, по крайней мере в глазах «сливок общества», и так сложилась довольно сомнительная. Но, как бы то ни было, к запрету дочь прислушалась — и взяла себе девичью фамилию бабушки, в жилах которой текла татарская кровь; их общим предком был хан Ахмат, его имя вошло в «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина.
Закончив учёбу (сначала в двух гимназиях, затем на Высших женских историко-литературных курсах), Анна Ахматова сблизилась с творческой элитой Петербурга, а в 1910 г. вышла замуж за поэта Н. С. Гумилёва. К этому моменту она не опубликовала ещё ни одного стихотворения. К счастью, супруг поддержал Анну в её желании «выйти из тени». Услышав стихи, которые Ахматова писала в 1910—11 гг., он констатировал: «Ты поэт». У Гумилёва всегда был талант удивительно точно отличать хорошие стихи от посредственных, и высокая оценка, данная им творчеству Ахматовой, является лишним тому доказательством.
Сборник «Вечер»
Первый поэтический сборник, выпущенный Анной Ахматовой, назывался «Вечер». Многие авторы, в том числе Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин и В. В. Маяковский, открещивались от своих первых литературных экспериментов и публикаций. Однако с Ахматовой всё вышло иначе: уже в первую её книгу вошли стихи, которые даже сейчас, спустя целый век, с трепетом перечитывают и заучивают наизусть сотни тысяч человек. Среди прочих в сборнике «Вечер» можно найти знаменитое стихотворение, которое обязательно проходят в 11 классе:
Сжала руки под темной вуалью.
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот.
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Напомним, что Анна Ахматова причисляла себя к акмеистам. Акмеизм — литературное направление начала ХХ века, основоположников которого также называли «вещелюбами»: они намеренно отказывались от витиеватых метафор и сравнений (или, по крайней мере, использовали их крайне редко), а воспевали мир таким, какой он есть. Вот и переживания лирических героев у них отражались через детали, диалоги, описания действий персонажей.
Несмотря на то, что в стихотворении Ахматовой есть развёрнутая метафора — «терпкой печалью напоила его допьяна», — в основном о переживаниях героев мы судим по их мимике и речи. Услышав от любимой девушки, что она хочет разорвать отношения, молодой человек «выходит, шатаясь», у него «искривляется мучительно рот»; но уже спустя несколько минут — или секунд? — он впервые осознаёт, что произошло, и «улыбается спокойно и жутко». Девушка же, только после расставания понявшая, что молодой человек ей всё-таки дорог и что она причинила ему незаслуженную боль, бежит за ним, «перил не касаясь», то есть не боясь упасть; она «задыхается» и «кричит» — но исправить что-либо уже не может. Из текста стихотворения следует, что молодой человек всегда относился к своей даме сердца уважительно, даже трепетно, ведь он не спорит с её решением, а сразу принимает его. И даже после того, как девушка приняла непростое решение, он продолжает заботиться о ней и напоследок предупреждает: «Не стой на ветру».
Также в сборник Ахматовой «Вечер» вошли такие знаменитые стихотворения, как «Сероглазый король», «Любовь» («То змейкой, свернувшись клубком. ») — и, конечно, «Песня последней встречи»: то самое, где героиня, переживая, «на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Эта деталь показалась читателям сборника настолько остроумной, что они стали бездумно переносить этот приём в собственные творения. Вот какой эпизод, произошедший в литературной гостиной Н. С. Гумилёва, описан в мемуарах И. Одоевцевой:
Уже не Лидочка Р., а другая слушательница самоуверенно продекламировала однажды:
Я туфлю с левой ноги
На правую ногу надела.
— Ну и как? — прервал ее Гумилев. — Так и доковыляли домой? Или переобулись в ближайшей подворотне?
После «Вечера»
Спустя два года после «Вечера» — в 1914 году — в свет вышел ещё один знаменитый сборник Ахматовой — «Чётки». [Само по себе слово «чётки» обозначает браслет, составленный из множества отдельных бусин, свободно закреплённых так, чтобы их можно было перебирать. Чётками пользуются верующие люди — так они отсчитывают количество поклонов во время службы.] В состав этого сборника вошли следующие знаковые произведения:
Стихотворения этого сборника всё ещё написаны в соответствии с художественными принципами акмеизма: автор говорит с читателем, упоминая те или иные предметы, жесты героев. Немаловажную роль играет и пейзаж, как бы «запараллеленный» с чувствами персонажей. Явно это видно в стихотворении, посвящённом А. А. Блоку, — «Я пришла к поэту в гости»:
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом.
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
В этом стихотворении будничное становится чудесным, обыкновенное — невероятным, и всё благодаря фигуре поэта, которая, к слову, почти не описана. Впечатление о характере А. А. Блока читатель составляет по таким, казалось бы, случайным подробностям, как «малиновое солнце над лохматым сизым дымом», «морские ворота Невы». Оказывается, этот человек — настоящий волшебник, ведь везде во «внешнем» мире просто «полдень, воскресенье» и «мороз», а в его обители — целый удивительный мир. «Хозяин молчаливый» хотя и ведёт беседу с гостьей, но основное его занятие — творить сказку из обыденности.
Спустя три года (в 1917) Ахматова издаст ещё один сборник — «Белая стая», в который войдут программные стихи «Господь немилостив к жнецам и садоводам», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», а также произведение «Молитва», которое, к сожалению, стало пророческим:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Героиня Ахматовой утверждает, что готова пожертвовать всем ради блага Родины. «Молитва» была написана в 1915 году и послужила откликом на события Первой мировой войны: «задыханья, бессонница и жар» сопровождали тех, кто проводил на войну мужей, братьев, сыновей. К слову, супруг Ахматовой Гумилёв был освобождён от воинской повинности из-за болезни глаз, но всё равно ушёл на фронт добровольцем. Волею судеб Николай Степанович вернулся с фронта целым и невредимым, с многочисленными наградами — и даже жалел, что участвовал в боях реже, чем хотелось бы. Увы, впоследствии на долю Ахматовой выпали испытания куда более тяжёлые, чем ожидание супруга из армии.
На пути к «Реквиему»
Так уж складывается, что характер у творческого человека чаще всего ох какой непростой. Вот и Ахматова с Гумилёвым в 1918 году развелись, но продолжали относиться друг к другу доброжелательно: как-никак, у них подрастал сынок Лёва. Вот только в девять лет мальчик стал сиротой. В 1921 году Николая Степановича Гумилёва расстреляли, посчитав причастным к заговору против большевиков. В 1930-х гг. Ахматову — некогда всенародно любимого поэта — начали травить в прессе, называя «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». А в 1938 году её сына Льва заключили в лагерь. Проведя за решёткой пять лет и уйдя затем воевать на фронт, в 1949 году сын Ахматовой был вновь был взят под стражу и выпущен только в 1956 году. Причины, по которым Лев Николаевич два раза оказался осуждён, были сугубо идеологическими; его покойного отца и мать, к сожалению, всё ещё считали людьми «неблагонадёжными».
Событиям 1930—50-хх гг. и посвящена поэма Ахматовой «Реквием», которая предваряется следующим пояснением:
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая
за мной женщина с голубыми губами, которая,
конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):
— А это вы можете описать?
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому,
что некогда было её лицом.
В «Реквиеме» Ахматова сравнивает страдания, которые переживают матери невинно осуждённых, с муками Богородицы после распятия её Сына Иисуса Христа. В поэме также нет замысловатых сравнений и метафор — но уже не потому, что так диктует акмеизм, а просто потому, что не нужно подбирать особые слова или средства выразительности, чтобы рассказать людям о том, как страшна смерть. Наоборот — чем проще фразы, тем более очевидной, убедительной и страшной оказывается мысль.
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Коваленко С. А. «ЖЗЛ. Анна Ахматова», 2009.
Одоевцева И. В. «На берегах Невы», 1967 г.
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.
Источник