Меню

Малиновое солнце над лохматым сизым дымом

Анна Ахматова — Я пришла к поэту в гости: Стих

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

Анализ стихотворения «Я пришла к поэту в гости» Ахматовой

Обмен стихотворениями оставил в истории литературы вещественный след встречи А. Блока и А. Ахматовой.

Стихотворение написано в январе 1914 года. Поэтессе в эту пору 26 лет, она автор дебютной книги стихов, готовит к печати следующую, замужем за Н. Гумилевым, воспитывает сына. Собственно, в стихотворении описан визит поэтессы к мэтру с просьбой об автографе на книгах. Состоялся он в декабре 1913 года. Спустя время она получила книги обратно. Две были с краткой надписью «Ахматовой – Блок», а третья украшена мадригалом «Красота страшна – Вам скажут». Именно на него поэтесса отвечает своим «Я пришла к поэту в гости», написанным, кстати, тем же размером.
Вообще, впервые они увиделись еще в 1911 году, спустя несколько месяцев познакомились. Затем несколько случайных встреч, история с тремя автографами, обмен посвящениями. Она робела, он держал дистанцию и сдержанно оценивал ее стихи. Удивительно, но его мать, наслышанная об А. Ахматовой, даже не прочь была видеть ее своей невесткой, хотя к тому времени А. Блок был давно женат. А. Блок понимал, что она видит в нем вымышленного героя, потому и так сдержан в своем посвящении. Что ж, ответ он получил в сходной манере. Впрочем, нельзя отрицать, что определенная теплота проскальзывает и там, и там.

По жанру – бытовая зарисовка со своеобразным шифрованным подтекстом, по размеру – четырехстопный хорей. Большинство строк без рифмы, однако в некоторых есть подобие смежной рифмовки, 4 строфы. Лирическая героиня – сама автор. Композиция кольцевая, лейтмотив первого четверостишия возобновляется в последнем. Автор не пытается произвести впечатление своим поэтическим мастерством, но также не боится упрека, что стихам не хватает глубины. Уже в 1 строке она обозначает, что всего лишь гостья у известного поэта. Белый день, морозец, воскресенье (название этого дня недели станет неким тайным символом, оно прозвучит в стихотворении дважды, как эпифора). «Ясно смотрит»: здесь единственное восклицание. Третья строфа – посвящена глазам поэта. Она признает, что ей в них лучше «вовсе не глядеть». Была еще и «беседа» с «молчаливым хозяином». Она прислушивается к своим ощущениям. Но этого не высказать словами. Однако друг про друга они нечто поняли, каждый свое. Читателю же остается только то, что на поверхности. Эпитеты: малиновое солнце, дымный полдень, лохматым дымом. Инверсия: запомнится беседа. Дан также беглый, но вполне выразительный портрет города и комнаты.

Произведение «Я пришла к поэту в гости» Анны Андреевны Ахматовой – отклик на адресованное ей Александром Александровичем Блоком посвящение.

Источник

«Я пришла к поэту в гости…» А. Ахматова

Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

Дата создания: январь 1914 г.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…»

В жизни Анны Ахматовой было много мужчин, что неудивительно, потому что эта женщина могла одним лишь взглядом пленить человека, даже если видела его впервые в жизни. Ей приписывали некий колдовской магнетизм, а аура самой загадочной и непредсказуемой поэтессы лишь усиливала это впечатление. Впрочем, нашелся один мужчина, который сумел противостоять чарам Анны Ахматовой, и им оказался Александр Блок.

Они познакомились в 1914 году в Петербурге, и вскоре Ахматова набралась смелости, чтобы фактически без приглашения придти в гости к человеку, который произвел на нее неизгладимое впечатление. Визит был коротким и скомканным, так как в доме женатого мужчины поэтесса чувствовала себя весьма неловко. Однако это знаменательное событие она подробно описала в своем стихотворении «Я пришла к поэту в гости…», которое было отправлено Блоку. Он, в свою очередь, также ответил ей в стихотворной форме, и из этого послания стало ясно, что теплых чувств поэт к своей коллеге по литературному цеху не питает. Трудно сказать, как Ахматова восприняла стихи своего кумира. Однако доподлинно известно, что до самой смерти она с особой теплотой и нежностью вспоминала этого человека, считая его одним из величайших поэтов современности.

Первое же впечатление о Блоке у Ахматовой сложилось довольно противоречивое. В своем стихотворении он предстает перед ней, как «хозяин молчаливый», который видит ее насквозь и, кажется, читает все мысли юной поэтессы. Казалось бы, спокойная и дружелюбная атмосфера, царящая в доме Блоков, должна располагать к продолжительной беседе. Ахматова короткими штрихами описывает ту умиротворяющую обстановку, в которой очутилась. «Тихо в комнате просторной, а за окнами мороз», – отмечает поэтесса. Однако по косвенным признакам можно догадаться, что в ее душе кипят страсти. Ахматова чувствует себя очень неловко и неуютно под взглядом Блока, подчеркивая: «У него глаза такие, что запомнить должен каждый». При этом она отмечает, что ей в них лучше не смотреть, иначе может случиться непоправимое. Что именно, поэтесса не уточняет, но в этом нет особого секрета. Ахматова панически боится, что ее собеседник догадается о тех чувствах, которые она к нему испытывает. Допустить этого ни в коем случае нельзя, так как поэтесса пока не может понять, стоит ли ей рассчитывать на взаимность. Пройдет всего несколько недель, и ситуация прояснится, когда Блок прямо скажет о том, что женщинам в поэзии не место. Но даже столь прохладное отношение к Ахматовой не заставит ее изменить свое мнение о человеке, к которому она испытала столь глубокие и сильные чувства.

Читайте также:  Тесты по астрономии 11 класс тема солнце ответы

Источник

Блок — Ахматова. Взаимные посвящения

AЛЕКСAНДР БЛOК
Aнне Aхмaтoвoй

«Крaсoтa стрaшнa» — Вaм скaжут, —
Вы нaкинете ленивo
Шaль испaнскую нa плечи,
Крaсный рoзaн — в вoлoсaх.

«Крaсoтa прoстa» — Вaм скaжут, —
Пёстрoй шaлью неумелo
Вы укрoете ребенкa,
Крaсный рoзaн — нa пoлу.

Нo, рaссеяннo внимaя
Всем слoвaм, кругoм звучaщим,
Вы зaдумaетесь грустнo
И твердите прo себя:

«Не стрaшнa и не прoстa я;
Я не тaк стрaшнa, чтoб прoстo
Убивaть, не тaк прoстa я,
Чтoб не знaть, кaк жизнь стрaшнa».

(16 декaбря 1913)

AННA AХМAТOВA
Aлексaндру Блoку

Я пришлa к пoэту в гoсти.
Рoвнo в пoлдень. Вoскресенье.
Тихo в кoмнaте прoстoрнoй,
A зa oкнaми мoрoз

И мaлинoвoе сoлнце
Нaд лoхмaтым сизым дымoм…
Кaк хoзяин мoлчaливый
Яснo смoтрит нa меня!

У негo глaзa тaкие,
Чтo зaпoмнить кaждый дoлжен;
Мне же лучше, oстoрoжнoй,
В них и вoвсе не глядеть.

Нo зaпoмнится беседa,
Дымный пoлдень, вoскресенье
В дoме серoм и высoкoм
У мoрских вoрoт Невы.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.11.2020. Арсений Тарковский. Белый день. Страус в 1913 году
  • 26.11.2020. Блок — Ахматова. Взаимные посвящения

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Роза Мира и новое религиозное сознание

Воздушный Замок

Культурный поиск

Библиотека и фонотека

1146. Я пришла к поэту в гости (Анна Ахматова, Марина Цветаева)

Я пришла к поэту в гости.
Ровно в полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.

Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.

Мимо окон моих бесстрастный –
Ты пройдёшь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души.

Я на душу твою – не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.

И по имени не окликну,
И руками не потянусь.
Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.

И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твоё святое,
Поцелую вечерний снег. –

Там, где поступью величавой
Ты прошёл в гробовой тиши,
Свете тихий – святыя славы –
Вседержитель моей души.

Источник

Стихи Анны Ахматовой. Поэма «Реквием». 11 класс

Сориентировав учеников по литературным направлениям Серебряного века, педагог предлагает углубиться в каждое из них. Акмеизм в школьной программе представляет Анна Ахматова

Текст: Ольга Разумихина *

Анна Андреевна Ахматова — крайне интересная, противоречивая и трагическая личность, чьё мировоззрение повлияло на множество творческих людей. Уже первый сборник стихотворений, который она выпустила в 23 года, стал настоящим событием в мире искусства. Его моментально раскупали в книжных магазинах; он вызвал бурю восторженных критических статей и подражаний. И хотя зачастую после первой удачи автор, проснувшийся знаменитым, боится браться за новые сложные темы и дальше будто бы пишет одну и ту же книгу, разочаровывая поклонников, — у Ахматовой явно другой случай.

Воспитание поэта

Знакомые, приходившие в гости к супругам Горенко (именно такую фамилию носили отец и мать Анны, «Ахматова» же — творческий псевдоним), вряд ли могли предположить, что в семье растёт человек, которому суждено стать великим поэтом. Юная Ахматова жила в интеллигентной, в общем-то, семье — и папа, и мама имели дворянское происхождение. Однако литературой ни они сами, ни их близкие друзья и родственники всерьёз не интересовались. Правда, дальней-дальней родственницей Ахматовой была поэтесса Анна Бунина, которую в начале XIX века называли «десятой Музой». Может быть, умение тонко чувствовать действительность передалось нашей героине по наследству?

Читайте также:  Солнце под крылом самолета

Объяснение вероятное, но не самое логичное. Скорее, развитию поэтического таланта юной Анны способствовала сама среда: девочка родилась и жила в Петербурге, который по сей день называют культурной столицей России, и училась в Царскосельской женской гимназии: напомним, что в Царскосельском лицее почти век назад учился не кто иной, как А. С. Пушкин. Так или иначе, Анна Горенко писала стихи с одиннадцати лет; отец же такие занятия дочери не поощрял — и когда ей исполнилось 17, запретил когда-либо публиковать стихи под собственным именем: боялся за репутацию семьи. Решение странноватое, учитывая, что в молодости Андрей Антонович Горенко был изгнан с государственной службы за близкое знакомство с кружком революционеров, а Инна Эразмовна — мама Анны — даже спонсировала некоторые их разработки: репутация семьи, по крайней мере в глазах «сливок общества», и так сложилась довольно сомнительная. Но, как бы то ни было, к запрету дочь прислушалась — и взяла себе девичью фамилию бабушки, в жилах которой текла татарская кровь; их общим предком был хан Ахмат, его имя вошло в «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина.

Закончив учёбу (сначала в двух гимназиях, затем на Высших женских историко-литературных курсах), Анна Ахматова сблизилась с творческой элитой Петербурга, а в 1910 г. вышла замуж за поэта Н. С. Гумилёва. К этому моменту она не опубликовала ещё ни одного стихотворения. К счастью, супруг поддержал Анну в её желании «выйти из тени». Услышав стихи, которые Ахматова писала в 1910—11 гг., он констатировал: «Ты поэт». У Гумилёва всегда был талант удивительно точно отличать хорошие стихи от посредственных, и высокая оценка, данная им творчеству Ахматовой, является лишним тому доказательством.

Сборник «Вечер»

Первый поэтический сборник, выпущенный Анной Ахматовой, назывался «Вечер». Многие авторы, в том числе Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин и В. В. Маяковский, открещивались от своих первых литературных экспериментов и публикаций. Однако с Ахматовой всё вышло иначе: уже в первую её книгу вошли стихи, которые даже сейчас, спустя целый век, с трепетом перечитывают и заучивают наизусть сотни тысяч человек. Среди прочих в сборнике «Вечер» можно найти знаменитое стихотворение, которое обязательно проходят в 11 классе:

Сжала руки под темной вуалью.

«Отчего ты сегодня бледна?»

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот.

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Напомним, что Анна Ахматова причисляла себя к акмеистам. Акмеизм — литературное направление начала ХХ века, основоположников которого также называли «вещелюбами»: они намеренно отказывались от витиеватых метафор и сравнений (или, по крайней мере, использовали их крайне редко), а воспевали мир таким, какой он есть. Вот и переживания лирических героев у них отражались через детали, диалоги, описания действий персонажей.

Несмотря на то, что в стихотворении Ахматовой есть развёрнутая метафора — «терпкой печалью напоила его допьяна», — в основном о переживаниях героев мы судим по их мимике и речи. Услышав от любимой девушки, что она хочет разорвать отношения, молодой человек «выходит, шатаясь», у него «искривляется мучительно рот»; но уже спустя несколько минут — или секунд? — он впервые осознаёт, что произошло, и «улыбается спокойно и жутко». Девушка же, только после расставания понявшая, что молодой человек ей всё-таки дорог и что она причинила ему незаслуженную боль, бежит за ним, «перил не касаясь», то есть не боясь упасть; она «задыхается» и «кричит» — но исправить что-либо уже не может. Из текста стихотворения следует, что молодой человек всегда относился к своей даме сердца уважительно, даже трепетно, ведь он не спорит с её решением, а сразу принимает его. И даже после того, как девушка приняла непростое решение, он продолжает заботиться о ней и напоследок предупреждает: «Не стой на ветру».

Также в сборник Ахматовой «Вечер» вошли такие знаменитые стихотворения, как «Сероглазый король», «Любовь» («То змейкой, свернувшись клубком. ») — и, конечно, «Песня последней встречи»: то самое, где героиня, переживая, «на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Эта деталь показалась читателям сборника настолько остроумной, что они стали бездумно переносить этот приём в собственные творения. Вот какой эпизод, произошедший в литературной гостиной Н. С. Гумилёва, описан в мемуарах И. Одоевцевой:

Уже не Лидочка Р., а другая слушательница самоуверенно продекламировала однажды:

Я туфлю с левой ноги

На правую ногу надела.

— Ну и как? — прервал ее Гумилев. — Так и доковыляли домой? Или переобулись в ближайшей подворотне?

После «Вечера»

Спустя два года после «Вечера» — в 1914 году — в свет вышел ещё один знаменитый сборник Ахматовой — «Чётки». [Само по себе слово «чётки» обозначает браслет, составленный из множества отдельных бусин, свободно закреплённых так, чтобы их можно было перебирать. Чётками пользуются верующие люди — так они отсчитывают количество поклонов во время службы.] В состав этого сборника вошли следующие знаковые произведения:

  • «Все мы бражники здесь, блудницы»
  • «Столько просьб у любимой всегда»;
  • «Я пришла к поэту в гости»;
  • «Я научилась просто, мудро жить».

    Стихотворения этого сборника всё ещё написаны в соответствии с художественными принципами акмеизма: автор говорит с читателем, упоминая те или иные предметы, жесты героев. Немаловажную роль играет и пейзаж, как бы «запараллеленный» с чувствами персонажей. Явно это видно в стихотворении, посвящённом А. А. Блоку, — «Я пришла к поэту в гости»:

    Я пришла к поэту в гости.

    Ровно полдень. Воскресенье.

    Тихо в комнате просторной,

    А за окнами мороз.

    И малиновое солнце

    Над лохматым сизым дымом.

    Как хозяин молчаливый

    Ясно смотрит на меня!

    У него глаза такие,

    Что запомнить каждый должен,

    Мне же лучше, осторожной,

    В них и вовсе не глядеть.

    Но запомнится беседа,

    Дымный полдень, воскресенье

    В доме сером и высоком

    У морских ворот Невы.

    В этом стихотворении будничное становится чудесным, обыкновенное — невероятным, и всё благодаря фигуре поэта, которая, к слову, почти не описана. Впечатление о характере А. А. Блока читатель составляет по таким, казалось бы, случайным подробностям, как «малиновое солнце над лохматым сизым дымом», «морские ворота Невы». Оказывается, этот человек — настоящий волшебник, ведь везде во «внешнем» мире просто «полдень, воскресенье» и «мороз», а в его обители — целый удивительный мир. «Хозяин молчаливый» хотя и ведёт беседу с гостьей, но основное его занятие — творить сказку из обыденности.

    Спустя три года (в 1917) Ахматова издаст ещё один сборник — «Белая стая», в который войдут программные стихи «Господь немилостив к жнецам и садоводам», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», а также произведение «Молитва», которое, к сожалению, стало пророческим:

    Дай мне горькие годы недуга,

    Задыханья, бессонницу, жар,

    Отыми и ребенка, и друга,

    И таинственный песенный дар —

    Так молюсь за Твоей литургией

    После стольких томительных дней,

    Чтобы туча над темной Россией

    Стала облаком в славе лучей.

    Героиня Ахматовой утверждает, что готова пожертвовать всем ради блага Родины. «Молитва» была написана в 1915 году и послужила откликом на события Первой мировой войны: «задыханья, бессонница и жар» сопровождали тех, кто проводил на войну мужей, братьев, сыновей. К слову, супруг Ахматовой Гумилёв был освобождён от воинской повинности из-за болезни глаз, но всё равно ушёл на фронт добровольцем. Волею судеб Николай Степанович вернулся с фронта целым и невредимым, с многочисленными наградами — и даже жалел, что участвовал в боях реже, чем хотелось бы. Увы, впоследствии на долю Ахматовой выпали испытания куда более тяжёлые, чем ожидание супруга из армии.

    На пути к «Реквиему»

    Так уж складывается, что характер у творческого человека чаще всего ох какой непростой. Вот и Ахматова с Гумилёвым в 1918 году развелись, но продолжали относиться друг к другу доброжелательно: как-никак, у них подрастал сынок Лёва. Вот только в девять лет мальчик стал сиротой. В 1921 году Николая Степановича Гумилёва расстреляли, посчитав причастным к заговору против большевиков. В 1930-х гг. Ахматову — некогда всенародно любимого поэта — начали травить в прессе, называя «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». А в 1938 году её сына Льва заключили в лагерь. Проведя за решёткой пять лет и уйдя затем воевать на фронт, в 1949 году сын Ахматовой был вновь был взят под стражу и выпущен только в 1956 году. Причины, по которым Лев Николаевич два раза оказался осуждён, были сугубо идеологическими; его покойного отца и мать, к сожалению, всё ещё считали людьми «неблагонадёжными».

    Событиям 1930—50-хх гг. и посвящена поэма Ахматовой «Реквием», которая предваряется следующим пояснением:

    В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

    Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая

    за мной женщина с голубыми губами, которая,

    конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шёпотом):

    — А это вы можете описать?

    Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому,

    что некогда было её лицом.

    В «Реквиеме» Ахматова сравнивает страдания, которые переживают матери невинно осуждённых, с муками Богородицы после распятия её Сына Иисуса Христа. В поэме также нет замысловатых сравнений и метафор — но уже не потому, что так диктует акмеизм, а просто потому, что не нужно подбирать особые слова или средства выразительности, чтобы рассказать людям о том, как страшна смерть. Наоборот — чем проще фразы, тем более очевидной, убедительной и страшной оказывается мысль.

    Желтый месяц входит в дом.

    Входит в шапке набекрень,

    Видит желтый месяц тень.

    Эта женщина больна,

    Эта женщина одна.

    Муж в могиле, сын в тюрьме,

    Помолитесь обо мне.

    Магдалина билась и рыдала,

    Ученик любимый каменел,

    А туда, где молча Мать стояла,

    Так никто взглянуть и не посмел.

    Коваленко С. А. «ЖЗЛ. Анна Ахматова», 2009.

    Одоевцева И. В. «На берегах Невы», 1967 г.

    Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.

    Источник

  • Adblock
    detector