Математическое путешествие в Космос
Захарова Ольга Евгеньевна
Вороненкова Юлия Николаевна
Воспитатель, ГБОУ СОШ СПДС №20 «Ягодка», г. Жигулевск, Самарской области
Воспитатель, ГБОУ СОШ СПДС №20 «Ягодка», г. Жигулевск, Самарской области
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Захарова О.Е., Вороненкова Ю.Н. Математическое путешествие в Космос // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 16.06.2021).
План-конспект организованно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Математическое путешествие в Космос»
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»
— Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— Формирование познавательных действий, становление сознания;
— Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
— Способствовать становлению самостоятельности, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.
ОО «Речевое развитие»:
— Способствовать владению диалогической речи, как средством общения и культуры.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
— Способствовать самостоятельной творческой деятельности детей.
— Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
— Воспитывать интерес к математическим заданиям.
— Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания (ОО «Познавательное развитие).
— Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи (ОО «Социально-коммуникативное развитие»).
— Развивать эмоциональный интеллект (ОО «Социально-коммуникативное развитие»)
— Вызвать интерес к содержанию математического путешествия (ОО «Познавательное развитие»).
Методы и приемы:
Практические: ПГ «Будем в Космосе летать»; выполнение игрового упражнения; КРД «Летим в Космос»; выполнение заданий по карточкам; выполнение заданий на листах в клетку; выполение задания из танграма за столом.
Словесные: словесные: вопрос, объяснение, поощрение, ПГ «Будем в Космосе лететь», КРД «Летим в Космос»,
индивидуальные и хоровые ответы детей, чтение дополнительного материала.
Наглядные: рассматривание заданий
Раздаточный материал: половина листа в клетку на каждого, половина листа формата А4 на каждого, геометрические фигуры (квадрат) разного размера на каждого, набор танграма на каждого, цветные карандаши, изображение ракеты для раскрашивания по цифрам на каждого.
Ход
Приветствие (под спокойную музыку дети выполняют приветствие).
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Руки поднять вверх)
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
В: Ребята, посмотрите, ко мне на электронную почту пришло письмо от космического жителя. Давайте его прочитаем. Дима, прочитай самостоятельно.
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители далёких космических планет. У нас беда. На всех наших планетах рассыпались математические задания, всё перепуталось – не порядок. Мы знаем, что вы умеете считать, решать, отгадывать. Помогите, пожалуйста, навести порядок на наших планетах. С уважением, жители далёкого космоса».
В: Ну что ребята, мы сможем помочь жителям космоса?
В: А на чем же можно добраться до другой планеты?
Д: На ракете, станции, шатле…
В: Тогда я предлагаю узнать, на чем же мы отправимся в наше космическое путешествие. Проходите за столы, на которых лежит задание, выполнив которое, вы и узнаете, на чем мы полетим.
Задание «Графический диктант «ракета»
В: Что же у вас получилось, посмотрите?
В: Ребята, давайте вспомним, какое сегодня число, день, месяц, год. Обратите внимание на часы, который час, что обозначают стрелки на часах?
— Переверните свои листочки другой стороной, что вы видите?
В: Да цифры, но эти цифры не по порядку, выстройтесь по порядку и назовите свою цифру.
Д: Выстраиваются, называют.
В: Итак, занимаем места, готовимся к старту.
В: Отлично. Все на своих местах?
В: Просьба принять исходное положение (сесть, подогнув колени, руки скрестить на груди), начинаем обратный отсчет. 10, 9, 8…1,0 – ПУСК!
Звучит космическая музыка, на экране звездное небо. Дети имитируют гул моторов.
На экране появляется первая планета с изображением инопланетянина
Звучит приветствие жителя планеты:
Здравствуйте, Земляне. Мы жители планеты «Посчитай-ка» приветствуем вас. У нас беда. На нашей планете рассыпались и перепутались все гири и весы. Помогите, пожалуйста, нам все расставить по своим местам. Задание вы найдете в конверте.
- Дидактическая игра «Весы» (3 группы детей, стоя у столов)
Дети выполняют задание. В конце звучат слова благодарности от инопланетянина.
Инопланетянин благодарит детей: «Спасибо, ребята – вы нам очень помогли.
В: Ну что ребята, полетели дальше? Просьба занять свои места в ракете.
Звучит музыка, ракета летит дальше.
Звучит приветствие жителя планеты:
«Здравствуйте ребята. На нашей планете Измерял-ка беда. Все строения разрушены, помогите построить города заново. Задание вы найдете в конверте».
- В: У вас на столах квадраты. Напомните, чем отличается квадрат от других геометрических фигур? (Ответы детей) Вам необходимо измерить сторону всех квадратов и результат записать на квадрате. Затем построить пирамиду, где внизу будет квадрат с самой длинной стороной, затем квадрат со стороной покороче, и наверху квадрат с самой короткой стороной.
Дети выполняют задание (за столом, сидя).
В: Ребята, а вот ещё одно задание, да совсем не простое.
Предложить детям по замыслу выложить космических животных из танграма.
Д: выполняют задание, называют получившихся животных.
- В: А теперь предлагаю поиграть
Физ.минутка «Летим в космос».
Поднимают руки рывками через стороны.
Вот мы в космос летим!
Соединяют руки в «замок».
Мы взлетаем высоко,
Мчит ракета быстро.
Полетим мы далеко
К звездочкам лучистым.
Вокруг звезд мы облетели,
Выйти к звездам захотели.
В невесомости плывем
Ходят, делая плавные движения руками.
Рядом с нашим кораблем.
Снова дальше летим,
Садятся на свои места.
В иллюминаторы глядим.
В: Посмотрите, ребята, я обнаружила еще один конверт, в нем задание.
«Уважаемые земляне. У нашего инопланетного повара с планеты «Посчитай-ка» большая проблема. Он не может проверить, сколько крупы осталось в запасах. Вот вам емкости с крупой и две космические ложки. Вам необходимо посчитать, сколько в стакане больших ложек, а сколько маленьких ложек крупы. Обращаю внимание, что после того, как вы отмерили ложку крупы, должны положить счетную паллочку и так с каждой ложкой. В конце измерения сравнить результат. Сначала большой ложкой пересыпайте, затем маленькой»
- Задание «Какой крупы больше» (сидя за столами)
Дети выполняют задание. Воспитатель обращает внимание детей на то, что чем меньше условная мерка, тем большее ее количество умещается в измеряемом веществе в данном случае крупе. Звучит благодарность инопланетянина. Дети отправляются в полет.
Благодарственные слова инопланетянина: «Мы вам очень благодарны, теперь наш город, как новый, ещё лучше прежнего, а наш повар счастлив, что запасов хватит надолго».
В: Ну, что ребята, продолжаем наше математическое путешествие по космическим планетам. Занимайте места в нашем корабле.
(Летят под музыку), попадают на следующую планету.
3 Планета «Развлекайка».
В: Ребята, посмотрите какое интересное дерево на этой планете. На каждом листочке номер задания, а вот конверт, в нем под каждым номером хитрая загадка.
- Шуточные задачки (Стоя возле дерева)
1. если стол выше стула, то стул…? (ниже)
2. если река шире ручья, то ручей…? (уже)
3. если штанга тяжелее подушки, то подушка…? (легче)
4. если сестра младше брата, то брат…? (старше)
5. Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем окуня. Какая рыба поймана раньше всех? Какая позже всех? (1 – щука, 2 — ерш).
6. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)?
7. сколько хвостов у четырех котов?
8. снесла уточка яйцо. Кто из него вылупится: курочка или петушок?
9. На яблоне висели 5 яблок и 3 груши. Сколько всего плодов висело на яблоне? (Висело 5 яблок).
10. Два мальчика играли в шашки 3 часа. Сколько времени играл каждый? (3 часа).
11. Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке 2 груши. Сколько всего груш? (Ни одной).
12. Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось? (Нисколько, остальные птицы улетели).
13. Сколько рогов у 3-х коров? (6).
14. Сколько концов у одной палки? (2).
В: Смотрите, а за деревом конверт еще один, и снова в нем задание. Белые половинки листов. И задание такое. Выполните геометрический диктант.
Голос Инопланетянина: « Какие вы смекалистые, вот бы нам быть такими умными, тогда бы на нашей планете всегда был бы порядок.
Дети выполняют задание
В: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть нашим пальчикам, ведь никто не знает каким будет следующее задание «Пальчиковая гимнастика»
«Будем в космосе летать».
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
В: Снова в путь, занять свои места. Полетели.
(Летят под музыку).
4 . Планета «Угадай-ка» (на коленках на ковре).
«Здравствуйте, ребята, помогите нам решить сложную задачу. Не знаем, что должно быть в пустом окошке.
В: Перед вами логические карточки, вам надо заполнить пустые окошки, но это задание вы будете выполнять сидя на ковре.
В: Ребята, пора торопиться, летим дальше.
(Летят под музыку).
5. Планета «Решай-ка»
«Здравствуйте, милые дети. Помогите нам решить арифметические задачи. Задачки вы найдете в конверте»
В: Я вам напоминаю, что задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа.
В: Послушайте мою задачу и, вспомните, как нужно правильно ее составлять.
Дети (по желанию) выбирают карточки с нарисованными арифметическими задачами, дается время на придумывание. Один ребенок выходит и загадывает задачу всем детям. Другой ребенок, по желанию говорит решение и верный ответ.
В: А вот еще задание: со счетными палочками:
— Наберите 7 палочек, и подумайте, как можно из них составить 3 одинаковых треугольника.
— Отсчитайте 6 палочек и выложите домик, переложите 2 палочки, чтобы получился флажок.
— Наберите 5 палочек, выложите квадрат так, чтобы в нем было 2 одинаковых треугольника.
Голос инопланетянина: «Спасибо дорогие ребята за помощь. Теперь на наших планетах все на своих местах. До свидания».
В: Ну вот ребята, это была последняя планета и нам пора возвращаться домой. Просьба занять свои места в ракете. Даем отсчет.
Звучит космическая музыка, и затем музыка с шумом природы, дети выходят из корабля.
В: Вот мы с вами снова в нашем д/с «Ягодка» на нашей планете Земля. Понравилось путешествовать? Так давайте запишем в бортовой журнал, где мы с вами побывали и что вам больше всего понравилось.
Проводится итог занятия. Педагог пишет со слов детей.
В: А для истории мы по цифрам закрасим космические предметы.
Дети рисуют, рисунки и вкладывают в бортовой журнал.
В: Ребята, посмотрите что я еще нашла, какая то посылка….(конфеты, записные блокноты).
Список литературы:
- Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М.: Просвещение, 1979.
- Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика //Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. 2001. № 3.
- Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2006. — 144 с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.:ТЦ Сфера, 2004. С. 5-8.
Источник
ООД по ФЭМП «Путешествие в космос»
Галина Землянникова
ООД по ФЭМП «Путешествие в космос»
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ. Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: фланелеграф, цифры, знаки, мяч.
Демонстрационный материал: схема, модель для составления арифметических задач.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, математические наборы, тетради, карандаши.
Ход занятия:
— Дети, прежде чем начнём занятие, давайте поздороваемся и улыбнёмся друг другу. Становитесь в круг.
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
«Будьте все здоровы!
— А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хорошо уметь считать!
Коль захочешь, сможешь ты
Сосчитать свои мечты,
Сто друзей себе прибавить,
От злодеев мир избавить,
Все науки изучить,
Все пятерки получить!
Цифры все легко и просто
Детям выстроить по росту:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять!
Вместе учимся считать,
Вместе веселее! (Емельянова О.)
— Ребята, как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь».
— А на чём мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим».
— Так на чём мы с вами полетим? Что у нас получилось?»
— Ну вот, сели по удобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 20.
Игра с мячом «Назови число».
— Какое число называется предыдущим и какое последующим?
— Я буду бросать мяч, и называть число, вы, бросая мне, мяч обратно будете называть предыдущее и последующее числа».
— Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки.Слушайте внимательно:
— У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?»
Физкультминутка «Полет на Марс».
Долетели мы до Марса,
Ой, нас что – то укачало!
То направо, то налево
То назад, а то вперёд!
И на место принесло!
— Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты. Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какие-то схемы, модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки,давайте вспомним:
— Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)
— Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить?
— Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?
— Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?»
(четыре яблока, одно съедают)
Решение:4-1=3 (от четырех отнять один осталось три)
Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится 9).
— А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. Математический диктант.
В левом верхнем углу нарисуем квадрат.
В правом нижнем углу овал.
В левом нижнем углу прямоугольник.
В правом верхнем углу круг.
А посередине треугольник.
— Опять берем старт.Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
-А пока мы с вами летим, небольшая «Умственная разминка»:
— Какое сейчас время года?
— Сегодня четверг, а завтра?
— Какие арифметические знаки вы знаете?
— Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
— Если стол выше стула, то стул?
— Если дорога шире тропинки, то тропинка?
— Сколько месяцев в году?
— Назовите зимние месяца.
— Сколько ушей у трех мышей?
— Сколько концов у двух палок?
— Если сестра старше брата, то брат?
— «Мы приземлились! Нас давно уже ждут в детском саду, но что это! (на столе лежат рассыпанные буквы: М, Ы, Д, Л, О, Ц, О., Давайте соберем и посмотрим, что это такое. Дети собирают слово «МОЛОДЦЫ».
Фотоотчет о занятии по математике «Путешествие в космос» В подготовительной группе «Розочка» прошла образовательная деятельность по математике «Путешествие в космос» Я начала деятельность со слов:.
«Путешествие в космос» Фотоотчет. В этом году мы отмечаем 55-летие полета первого человека в космос. Такое событие не обошло вниманием и наш детский сад. В своей группе, мы.
Фотоотчет «Путешествие в космос» Вот и наступил этот замечательный «День космонавтики» Всю эту неделю мы с ребятами говорили о космосе. В начале с интересом смотрели презентацию.
Фотоотчёт «Путешествие в космос» 12апреля 1961года в космос впервые в мире полетел наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. И теперь каждый год наша страна отмечает этот.
Конкурс в подготовительной группе «Путешествие в космос» Цель: Познакомить с названиями планет Солнечной системы Составление рассказа о своей собственной планете Создание своей индивидуальной планеты.
Источник