ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Солнце»
Тема солнца |
1.В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Необычно дан образ солнца в данном стихотворении. Это словно друг поэта, хороший собеседник. Оба – и поэт, и солнце — делают важную работу на земле, трудную, ответственную, поэтому они понимают друг друга, подбадривают. В.Маяковский был настоящим тружеником: писал стихи, работал в РОСТА, день его был занят до предела — так хотелось ему вместе со всеми построить новую жизнь. Солнце тоже делает ответственную работу — освещает землю, даёт жизнь всему живому. Призывом к деятельности , к активности, неравнодушию ко всему, что происходит в стране, звучат последние строчки стихотворения: Светить всегда, ТЕКСТ |
2.К.Бальмонт. «Будем как солнце!» В поэзии К.Бальмонта Солнце — это символ мощи, величия, поэт воспевает это светило, мечтает быть равным ему. Где Солнце — там жизнь, всё прекрасное, что даровано человеку. Стихотворение звучит как призыв быть похожим на Солнце, стремиться быть счастливым, осуществлять свои мечты, двигаться вперёд, ни в коем случает не стоять на месте, не медлить. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, |
3.М.Цветаева. «Солнце — одно, а шагает по всем городам…» Солнце в данном стихотворении олицетворяет жизнь, любовь, без которой немыслимо существование человека на земле. Оно согревает всю землю, несёт свет и радость каждому человеку. Автор называет «солнцем» и своего любимого, такого же дорого, нежного, с которым связана вся жизнь. Очень дорожит героиня этой любовью. И как солнце одно, так и любимый — один, самый дорогой. Солнце мое! Я тебя никому не отдам! Очень светлое, жизнеутверждающее стихотворение, полное радости и любви. Общее Солнце во все века прославлялось человеком, воспевалось в устном народном творчестве. Ему поклонялись, его обожествляли. Солнце — символ жизни на земле. Образ Солнца — один из распространённых в русской поэзии. Поэты прославляли величие этого светила, с ним связывалось всё лучшее, светлое, радостное, что есть в жизни. Однако каждый поэт делал акцент на чём-то определённом. Так, у К Бальмонта — это символ величия, которого хотел достичь автор; у В.Маяковского образ более приземлён, солнце — это друг, товарищ; М.Цветаева с солнцем сравнивает свою любовь- такую же светлую, счастливую. Все стихи объединяет жизнеутверждающий, оптимистический настрой, прославление жизни. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Источник Aнализ стихотворения Маяковского Необычайное приключениеВо многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное и боевое звучание. Писатель начинает понимать, что его искусство необходимо не только народу, но и его стране. Поэт ощущает себя как капитан, ведущий свой корабль — страну. Своими произведениями он словно управляет ими, помогает понять и осознать многие проблемы. Произведение «Необычайное приключение. » будто невероятная сказка, которая погружает нас в этот придуманный интересный мир. Предстоящее приключения настолько забавное и интересное, что возникает ощущение необычного и неизведанного. Именно такие приемы и используются для написания сказок. Даже название стихотворения дает понять, что пред нами предстоит необычное приключение, в которое вовлечен главный герой. Здесь в полной мере раскрывается тема двух сторон поэзии и света, и самое главное их взаимосвязь друг с другом. Главный герой стихотворения встречает солнце, он может с ним говорить и делится переживаниями. Писатель изображает небесное светило как что-то дарящее тепло и жизнь другим обитателям населяющим землю. Автор описывает нелегкий поэтический труд. Маяковский словно проводит, таким образом, параллель между творческим путем героя и жизнью солнца. Сцена встречи солнца и лирического героя происходит на дачном участке, среди великолепного пейзажа. Главные герои вроде бы разные, но у них есть одна общая черта, они трудятся ради других. Солнце такое трудолюбивое и ласковое, поэт же в свою очередь, раздраженный и уставший. Все же поэт, несмотря на свою сильную усталость, безмерно любит жизнь, и самое главное знает цену своему творчеству. Главный герой словно бросает Солнцу вызов, и когда-то соглашается в ответ, настроение героя быстро меняется. Гнев сменяется на милость и поэт уже общается с Солнцем как с другом. Они словно решают объединить свои усилия в таком нелегком общем деле. Возникает чувство, что самое прекрасное, что есть на земле — солнечный свет и стихи, теперь одно целое. Общей работой Солнце и поэт несут миру свет, и не только свет тепла, свет знаний и поэзии. Главные герои договорились действовать сообща. Когда устанет один, второй без колебаний придет ему на помощь, сменив на посту. Становится понятно, что поэзия и солнечные лучи одинаково нужны людям, не стоит выбирать что-то одно. Солнце — символ всего живого на земле, а стихи согревают души людей, наполняя их огнем жизни. Aнализ стихаНеобычное приключение, которое произошло летом на даче с Маяковским. И послужило для создания этого шедевра. В основу произведения вошел обычный диалог поэта с солнцем. Основным поэтическим приемом стало сравнение жизни солнца и творческого пути поэта. Само название произведения дает понять, что сейчас произойдет реальный рассказ, о событиях которые происходили на даче с поэтом. Произведение «Необычное приключение» выполненное не стандартно, оно раскрывает дачный пейзаж. Это можно увидеть из строк, где Маяковский тонко описывает силу летнего знойного дня. Так и произошел мнимый конфликт, в котором лирический герой стихотворения, бросает вызов высшим силам. Сам диалог героя с солнцем происходит в резкой форме. После принятия вызова солнцем, герой произведения начинает жалеть о своих словах. В целом Маяковский, как и в лирике своей сильно драматизирует начало. Далее происходит фантастическое действие как будто два друга сидят и общаются, в роли друзей выступает образ поэта и солнца, они обсуждают ежедневные проблемы. И договариваются объединить свои силы, солнце совсем приобретает человеческий образ, с которым можно не только поговорить, но и похлопать по плечу. В завершении произведения рушиться образ общего врага и заканчивается все на положительной ноте. При помощи метафор Маяковский совмещает фантастику и реальность. ЗаключениеВ стихотворении «Необычное приключение» Маяковского, чутко изображается, как герой произведения на равных общается с солнцем, так как они с поэтом делаю одно общее дело – несут миру свет. Солнце в этом стихотворение выступает в роли помощника для поэта. Прочитав его невозможно остаться равнодушным, оно одно из увлекательных и интересных работ Владимира Маяковского. Вариант №3«Необычайное приключение», это одно из послереволюционных первых романтических произведений Владимира Маяковского. Оно отсылает читателя к детскому романтизму автора дореволюционного периода. Стихотворение, написанное в 1920 году, пышет надеждами на светлое будущее, оптимизмом и верой в свою идею и правильность выбранного направления. Эта работа автора необычна тем, что очень похожа на сказку, на эпос русского фольклора. А комичное описание чувств поэта и его панику, когда он видит, что солнце действительно шагает к нему на чай, принимается читателем, как видение позитива даже в сложной ситуации. Главный герой сказки лирический поэт, жалуется солнцу на тяжелый труд в своей с ним беседе. Одушевленное солнце, также является частым элементом русского фольклора. Поэт в сказке Маяковского пытается понять свою роль в обществе и рассказывает солнцу о тяготах жизни творческого человека. Но солнце возражает ему, что человек, в отличие от светила, может работать не только головой, душей и вдохновеньем, но еще и руками. И герой понимает, что жизнь его не так уж и тяжела. Есть кто-то кому гораздо хуже и выбора он не имеет. Поэтому нет смысла роптать и жаловаться на жизнь. Нужно просто принять все происходящее как есть, и продолжать жить дальше – солнцу светить людям, а поэту проливать свет духовных знаний. Владимир Маяковский обозначил в своем произведении главную цель. Каждый человек должен выбрать свою дорогу, четко понимая ее направления и цели и честно выполнять свое предназначение в жизни. Выбранное когда-то дело нельзя бросать на полпути, а доводить до совершенства кропотливой работой. И над собой в том числе. В свою работу нужно вкладывать всю душу без остатка, тогда результат вознаградит, воодушевит и обрадует. Революционные веяния чувствуются и в этом лирическом произведении. Человек на равных обращается к великому светилу, искренне считая, что равные права должны быть не только у людей, но и у всего на этой планете. И светило поддерживает новую риторику гражданского общества и, как товарищ, спускается к поэту на чай. Стихотворение Владимира Маяковского призывает к ответственному и честному труду и исполнению выбранных обязанностей. Только так можно построить светлое и новое будущее для новых людей с совершенно новыми жизненными целями и идеями. Необычайное приключение анализ стихаТворчество Владимира Владимировича Маяковского неизменно переплетается с Великой Октябрьской революцией. Он творил в 1912-1930 годах, поэтому неудивительно, что многие его произведения посвящены революции. Период его творчества и разделяют на два временных отрезка – до и после революции. Как раз и «Необычное приключение Маяковского» относится к послереволюционному периоду. Настроение Маяковского в его произведениях как нельзя совпадает с взглядами общества после сложного периода для страны. Маяковский мыслит как его народ – открыто, свободно, ярко и решительно настроено. Пусть произведения поэта написаны не в столь классическом стиле, но читать его легко. Творчество Маяковского ещё до революции было унылое и трагическое. Уже после трагических событий оно стало разительно отличаться. Поэт стал смотреть на мир открыто, настроение его стало боевое и радужное. Как нельзя это и отразилось в «Необычном приключении Маяковского». Здесь передаётся все настроение, все мысли и взгляды самого поэта, которые так схожи с настроением народа. В «Необычном приключении Маяковского» много восклицаний, ярких эпитетов и сравнений. Именно благодаря метафорам Маяковскому удалось привлечь к себе народ. Это стихотворение переплетается с русскими народными сказками, и в то же время в нем есть место серьезным мыслям, проблемам народа и выходе из послереволюционного кризиса. Само произведение фантастично. Оно представляет собой диалог Маяковского и солнца, жалобы друг другу на тяжёлую жизнь. Солнце в русских сказках всегда выступало в роли одушевлённого существа, тем самым приближая его к простому народу. Однако в конце произведения Маяковский и солнце уже не жалуются друг другу, а приходят к одной общей мысли. Маяковский понимает, что был неправ, осуждая солнце, у которого лишь один жизненный путь, в то время как сам поэт может и не продолжать творить. Маяковский в произведении описывает взгляды человека того времени. Жизнь действительно была сложна после революции. Каждый человек считал, что именно он прилагает максимум усилий для выхода страны и самого себя из послереволюционной разрухи. Так и Маяковский выражает своё негодованию солнцу. «Дармоед! Занежен в облака ты». Он считает, что солнце выполняет бесполезную работу, не на благо общества и становления страны. Солнце представляет собой того же рабочего человека, простого труженика. На первый взгляд возникает ощущение, что оно и вовсе не работает, хотя оказывается, что солнце тоже трудится на благо. Так и любой другой труженик достойно выполняет свою сложную работу. В образе солнца Маяковский передаёт обществу простую мысль – смотреть на жизнь просто. Не стоит оглядываться на кого-то, оценивать действия других людей, судить и осуждать по поступкам. В ходе общения Маяковский и солнце приходят к единой мысли – «творить всегда, творить везде». Этим лозунгом поэт хотел донести до народа одну простую истину. Он призвал общество работать с полной отдачей, по призванию и велению сердца. Ведь только лишь объединившись, народ может выйти из кризиса, проснуться и вместе шагать к светлому будущему. Возможно, благодаря нехитрому приему внедрения в свои серьёзные темы элементы русских сказок, стихотворения Маяковского так пользуются популярностью. Картинка к стихотворению Необычайное приключениеПопулярные темы анализовСтихотворение Афанасия Фета «Шепот, робкое дыханье. » создает ощущение невозможности существования пейзажных зарисовок без любовных переживаний. Каждая из этих тем раскрывается в полной мере лишь под воздействием другой. Поэзия «Тройка» Н.А. Некрасова посвящена судьбе русской молодой женщины. Это стихотворение было опубликовано в «Современнике». Сюжет произведения прост: молодая крепостная девушка провожает взглядом шальную тройку, что везёт Соприкосновение в лирике С. Есенина человека и природы всегда удивительно и неизбежно. С помощью предметов, явлений окружающего мира, в котором просматривается своеобразие и неповторимая красота, автор передает настроение, Элегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике. В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек. Источник Солнце Маяковского19 июля — день рождения одного из самых значимых поэтов России Владимира Маяковского. Человека, жизнь, судьба и поэзия которого стали сплошным разрывом шаблона. Накануне 123-летия культового поэта корреспондент «МН» побывал в самом необычном музее, посвященном Владимиру Владимировичу. Ему самому бы тут понравилось — разрыв шаблона на каждом шагу! ВСЕГДА ОТКРЫТО«Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы деревней был — кривился крыш корою», — повторяю строки, вросшие в голову со школьной скамьи, пока шагаю по западной части подмосковного Пушкина. Тут и теперь все так же — душевно, дачно, кустисто, солнечно, смородиново и тенисто. Неудивительно, что в свое время поэт выбрал себе для ПМЖ Пушкино и жил тут все десять лет только в районе Акуловой горы. Где, кстати, и написал то самое стихотворение, в котором он пригласил солнце к себе на дачу попить чаю, а после этого решил «светить всегда, светить везде. Светить — и никаких гвоздей!». То самое «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». А вот и сама дача. Ой! Кажется, и со мной приключение! Калитка открыта, на пороге сам Маяковский, а рядом скамейка, ярко-желтые доски которой разлетелись в стороны снопом, словно солнечные лучи! — Это и есть тот самый разговор с солнцем — инсталляция знаменитого стихотворения современным художником, — рассказывает создатель музея отец Андрей Дударев, настоятель храма великомученика Пантелеимона при ЦРБ г. Пушкино. Вот вам и первый разрыв шаблона — батюшка создал музей поэта! Да и выглядит мой собеседник вовсе не как поп в традиционном представлении. Ни рясы, ни окладистой бороды до пояса. Вместо этого джинсы, майка с надписью Adidas и шлейф добрых дел. Памятник Льву Толстому, украсивший местный парк; танк Т-34 в скверике, посвященном 70-летию Победы, — с лестницами, чтобы детям было удобно забираться наверх; и вот эта, восстановленная дача Маяковского — вот образ батюшки, который с гордостью опишет любой местный житель! — Этот памятник Маяковскому — все, что тут оставалось «в живых», когда мы с друзьями в 2009 году принялись восстанавливать дачу, — продолжает отец Андрей. — В 90-е дача сгорела, а дальше сюда все подряд стаскивали мусор. Подозреваю, дачу эту специально сожгли. Потому как случился этот пожар в ночь на столетие поэта. Вроде того, как сегодня сбрасывают памятники Ленину. А тогда жертвой мейнстрима стал Маяковский — для каких-то вандалов, видимо, символ советского прошлого. В результате на все работы — уборку, восстановление дома от самого фундамента по архивным фотографиям и чертежам и обустройство территории — у нас ушло 5 лет. Зато в 2014 году мы открылись официально под названием «Дача-музей Маяковского» Центр возрождения культурной жизни «Акулова гора». И народ к нам потянулся. Поэтому и вы так просто сюда вошли — калитку никогда не закрываем. СКВОЗЬ МУСОР И ОГОНЬГордо глядящий вдаль белоснежный памятник — под стать самому поэту: и в огне не сгорел, и на помойке выстоял. А ведь сам-то памятник — культурная ценность! В 1954 году открыл его директор соседнего завода — большой почитатель творчества Маяковского, на открытие приехала родная сестра поэта Людмила Владимировна, которая была поражена тем, как он похож на брата. Счастье, что поэт снова возвышается на своем месте, а дом — на своем и в эти места вернулись прежние порядок, дух, атмосфера. — Атмосфера тут всегда была творческая, — продолжает отец Андрей. — Ведь Маяковский эту дачу снимал у крестьянина Вячеславова, который и сам был местной знаменитостью. Потому что был ужасным непоседой. Сначала он хотел стать монахом, потом женился, нарожал детей, первым в здешних местах научился делать мороженое, увлекся фейерверками, а потом открыл лодочную станцию. Вот так жил — ярко, весело, пока его не раскулачили в 1938 году. Ну а после этого сюда заселили инженера, приглашенного в наши края для строительства дамбы, жена же его оказалась фанаткой Маяковского! Вы представляете, что с ней было, когда она узнала, что в этих стенах жил ее любимый поэт? Да не просто жил — творил! В 1969 году жена инженера — Анна Ивановна Антонова — передала дачу государству. Сам Маяковский на этой вот самой даче жил не тужил, собирая друзей на творческие чаепития, где бывали и Лиля Брик, и основоположник футуризма Давид Бурлюк, и художник Василий Чекрыгин. А вот на столе и самовар — единственный золотопузый очевидец тех событий. ВОЗДУХ ПЕРЕМЕН— Я считаю, что вот таким и должен быть музей Маяковского, — задумчиво говорит отец Андрей. — Некоторые считают, что музей — это прежде всего собрание предметов — ботинок Маяковского, трусов Маяковского. Посмотрели, сделали селфи. Но вы просто задумайтесь: разве это Маяковский? И разве он — некий шаблон, который за все это время собрали из его предметов, фотографий, воспоминаний современников? Тогда как сам он мыслил совершенно иначе, призывая постоянно менять и обновлять жизнь? Вот, например, цитата из манифеста русских футуристов о том, что надо Пушкина, Достоевского, Толстого «бросить с парохода современности», которую приписывают Маяковскому. Вы хоть раз задумывались, о чем она на самом деле? Учитывая, что в своих стихах он пишет о Пушкине: «Может, я один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых»? Или «Мне при жизни с вами сговориться б надо»? А для меня очевидно ведь, что с корабля современности Маяковский предлагает сбросить не всех этих людей, а некие их закостеневшие образы, шаблоны, в которые их превратили. И о том, что жили они и работали не для того, чтобы их боготворили и отливали в бронзе, а для того, чтобы современники вдохновлялись их примером, заражались их духом, продолжали главное дело их жизни — сбрасывали старое, создавали новое! Все, что здесь находится, я могу завтра смести и соорудить что-то новое, потому что самое ценное для меня — чтобы музей постоянно обновлялся, был живым. В этом для меня Маяковский, и суть его памяти — не подержать в руках его ботинок, а, как Маяковский, иметь свою точку зрения; как Маяковский, радоваться новому. СОЛНЕЧНАЯ ТРЕЩИНАИ действительно, в необычном музее стереотипы ломаются на каждом шагу. В этом, собственно, и есть суть экспонатов, собранных здесь. Вот бюст Ленина, который был кумиром Маяковского. Ленин с пробитой головой, а рядом Сталин, по-своему воплотивший его идеи. Вот лестницы в небо, образующие букву «М» — Маяковский. А подойдя к забору, живописно расписанному граффити, я чуть не угодила. в свежевырытую могилу! — Иллюстрации на заборе — это копии рисунков друга и единомышленника Маяковского, оформителя его поэтических сборников, художника Василия Чекрыгина, который, в свою очередь, был последователем знаменитого религиозного философа XIX века Николая Федорова, — объясняет отец Андрей. — Философия же Федорова сводилась к реальности воскресения человека, которое должно было стать частью не чуда, а научно-технического прогресса. Федоров считал, что достигшие высот в науке потомки сами будут воскрешать тех, чья жизнь и деятельность были не напрасными. И отсюда делал вывод: живи так, чтобы потомки хотели тебя воскресить! Маяковскому тоже была близка эта философия. Помните, в поэме «Про это» он просит химика из будущего себя воскресить. А будут воскрешать — надо где-то расселять. Из этого Федоров делал вывод, что надо осваивать космос. Интересно, что Федоров был воспитателем Циолковского и именно он привил ему интерес к космосу! Поэтому и на заборе — снизу кости, а сверху звезды. А под костями я решил вырыть настоящую могилу как символ воскрешения, чтобы любой мог в нее залезть, подумать о смысле жизни. — Но сам-то Маяковский шагнул в могилу по-настоящему, — вспоминаю я. — Покончил жизнь самоубийством, совершил смертный грех! — Мне приятнее опираться не на один из фактов в жизни человека, — говорит батюшка, — а на жизнь, и в случае с Поэтом — на Слово, которое и является единственным неопровержимым фактом его биографии. . Очередной стереотип разбивается в моей голове. И сквозь эту трещину лавиной проливается солнечный свет. И я уезжаю из музея на Акуловой горе без селфи с ботинком, но зато с полной душой солнечного света. Кажется, это и есть самое ценное, что сам Поэт хотел оставить нам после себя. Марина Алексеева, Источник ➤ Adblockdetector |