Рецензия на «Майор Гром: Чумной доктор». Очередные «Защитники» или достойное начало франшизы?
Предыстория
«Майор Гром: Чумной доктор» — действительно первый полнометражный фильм по российским комиксам. До этого отечественные супергеройские фильмы — «Защитники» и «Черная молния» — снимались по оригинальным сценариям.
Перед тем, как приступать к этой версии, Bubble сделал короткометражку — получасовой фильм показали на русском Comic Con в 2017 году. В нем самый обычный майор МВД Игорь Гром в свой выходной пытается остановить грабителей банка в мультяшных масках; тогда его, кстати, сыграл другой актер — Александр Горбатов.
Просмотр короткометражки ничего не добавит к сюжету полнометражного фильма. Но уже по ней видно старание съемочной команды — в плане динамичности сцен, неплохой боевой части и попыток сделать зрелище стильным. Когда продюсеры получили одобрение зрителей по поводу короткого метра, они решили, что в полнометражном фильме надо стараться вдвойне.
В фильме «Майор Гром: Чумной доктор» главную роль отдали Тихону Жизневскому, уже известному по роли Макса в «Топях» Глуховского. И выбор на роль главного героя оказался невероятно удачным: благодаря харизме актера каждая минута с Громом на экране превращается в аттракцион.
Фильм получился смешной, по-комиксному яркий, неплохо технически выполненный и – что очень удивительно для российского кино – еще и логичный. И спустя два с лишним часа кажется, что этого было мало. Хочется посмотреть еще.
Сюжет и персонажи
Чумной Доктор на одном из постеров фильма
Антагонистом Игоря Грома стал один из самых запоминающихся героев комиксов – Чумной доктор. Он не верит в продажные суды и несправедливые законы, и поэтому мобилизует весь город на самостоятельную борьбу со злом. Параллелей с другими комиксными вселенными рисуется масса (с обязательной отсылкой к «V — значит вендетта»), но создатели фильма их и не избегают: в одной из сцен злодея прямо сравнивают с Бэтменом.
Но получается, скорее, Бэтмен с методами Джокера: коррупционеров – на костер, а народу – деньги и эфемерную надежду на то, что справедливость восторжествует.
Чумной доктор творит самосуд максимально эффектно и публично, с трансляциями в крупную соцсеть Vmeste. Ее создал миллиардер, филантроп, но совсем не плейбой Сергей Разумовский (Сергей Горошко); в тихом, нервном герое легко угадываются отсылки и к Тони Старку, и к социофобным техногениям из реальной жизни. Только здесь он русский и с аниме-прической.
Аналогии с российской реальностью были абсолютно намеренными, и заметить это легко, даже если не смотреть сам фильм. В первом тизере к полнометражному «Майору Грому» показали акцию с фонариками, в которой без особых усилий угадывается флешмоб Павла Дурова в поддержку Telegram в 2018 году. Ну, а социальная сеть Vmeste говорит сама за себя.
Тихон Жизневский в роли майора Игоря Грома
Своих жертв Доктор выбирает не случайным образом. Например, в новостях засветился сын богача, который сел за руль пьяным и сбил насмерть девочку на дороге. По невероятному стечению обстоятельств, задержал его именно Игорь Гром, но закон тут оказался бессилен — благодаря взятке парень остался безнаказанным. Чумной Доктор публично наказал убийцу, и Гром не мог не ввязаться в дело.
Правда, из Москвы для поимки Доктора присылают своих следователей, но главного героя это мало смущает. Гром начинает собственное расследование о Докторе вместе со стажером Димой Дубиным (Александр Сетейкин). В комиксах это славный и робкий, но очень сообразительный сайдкик, который на экране вышел еще более трогательным. А на пути им постоянно попадается находчивая ютуберша Юля Пчелкина (Любовь Аксенова), которая хочет раскрыть личность злодея и сотворить из этого сенсацию.
Первый и очевидный плюс «Майора Грома» — актерский состав. У молодых и малоизвестных актеров случилась химия, которая пробирает и заставляет улыбнуться на любых совместных сценах. И сам Гром, и его окружение, коллеги, товарищи и антагонисты, словом, все получились живыми и яркими. Какой-то особой глубины искать в них нет смысла: это комиксное кино во всех лучших проявлениях, где юмор и яркий визуал все-таки стоят на первом месте.
Экшен, спецэффекты и русский колорит
В категории «смешно и красиво» фильм как раз получает 10 баллов из 10. Например, за обилие огня и разрушений, которые старались снимать максимально на натуре, вживую, лишь потом дополняя графикой. Конечно, громить город, как Нью-Йорк во «Мстителях», в «Майоре Громе» некому, но фильм все равно не скупится на масштабные сцены.
Игорь может во время погони случайно разбомбить Дворцовую площадь, а за Чумным доктором повсюду следуют пожары и взрывы целых зданий, которые не выглядят при этом убого, что уже хорошо, памятуя о плавающем хромакее в «Защитниках» Андреасяна. Кривая челюсть Арсуса-медведя из этого фильма не выходит из головы до сих пор. В «Майоре Громе» подобных ляпов с графикой нет в помине.
Толпы вдохновленных протестующих на улицах тоже неумолимо напрашиваются на сравнение то ли с Джокером, то ли с франшизой «Судная ночь». Особенно с учетом масок в виде черепа птицы — в фильм перекочевало очень много символов из комиксов.
Герои, опять же, очень по-марвеловски шутят, часто даже невпопад или из-за попыток казаться круче; у Грома, по ощущениям, юмор всегда остается защитным механизмом. Юмор максимально простой, но не низкий — шутки спасает подача и ощутимый русский колорит. Все-таки, только в отечественном фильме можно строить целые сцены вокруг едва живых «сталинок», где на каждом шагу сыпется штукатурка, и поедания питерской шавермы.
Последователи Чумного Доктора даже успели смастерить куртку с его символикой
При этом, что отдельно здорово, знание комиксов для просмотра необязательно. Главные герои и так архетипичные, но их истории грамотно дополняются в фильме. Задавать особые правила мира или расписывать сложную матчать здесь тоже не нужно. Это не сложная альтернативная реальность, а плюс-минус наша обычная — с отсылками к массовой культуре и футболкой «Редакция требует крови». Хотя как раз к условностям «Майора Грома» у меня осталось больше всего вопросов.
Но подавляющее большинство недосказанностей и нелогичностей исправляется внутри самого фильма. Даже очень натянутая и неловко показанная поначалу мотивация злодея становится гораздо понятнее. А наличие достойного злодея – это, между прочим, проблема любой супергеройской картины, в том числе самых высокобюжетных и кассовых.
Вердикт
«Супергерой – это тот, кто победил суперзлодея», — объясняет героиня Аксеновой в фильме. Но она слегка лукавит, ведь у Игоря Грома все-таки есть своя сверхспособность – русская смекалочка, или подробное просчитывание своих действий наперед. Это и на экране не раз обыграно максимально динамично и круто, и в целом подкупает. Даже в зарубежных супергеройских фильмах такие мелочи иногда выпадают из поля зрения: в «Мстителях»-то никому не интересно, как Капитан Америка и Тор высчитывают траекторию полета щита или молота.
Разочаровывает только то, как сильно реальность «Майора Грома» оторвалась за пару лет производства от того, что на самом деле происходит в нашей стране. Образ полицейских, к сожалению, уже не складывается со «свойским», теплым и добрым полковником Прокопенко, начальником Грома.
Особенно фантастично и грустно выглядит Разумовский с его стремлением дать свободы в интернете всем и каждому, и пусть никто не ушел бы обиженным. Его творение дарит каждому пользователю безопасность и свободный контент. А в России 2021 года в это время заставляют банить телеграм-каналы, замедляют твиттер и запрещают аниме.
Если получится закрыть на это глаза и удариться в эскапизм, «Майор Гром» — действительно неплохое кино с заявкой на сильную франшизу. «Как у Marvel» здесь не только сцены после титров, но и хорошее, добротное качество съемки. Остается только напоминать себе, что на экране не современный Питер, а какой-нибудь альтернативный Санкт-Готэмбург.
Источник
Полный разбор фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
В честь выхода фильма на КиноПоиске, обсудим его со всеми спойлерами и условностями и вместе подумаем что, как и почему вышло именно так, как вышло.
Сразу признаем, «Гром» — абсолютный кассовый провал. Если верить Google, на производство было потрачено примерно 600 млн рублей, а сборы составили весьма обидные 300 млн. Что дико жаль, если учесть, какой мусор может собрать куда большие цифры. И, наверное, продолжения ждать тоже не стоит. Ранее создатели говорили, что о второй части или даже франшизе пойдет речь только если фильм соберет 1,5 млрд рублей. Не случилось. Конечно, еще можно понадеяться на западную аудиторию, но когда там фильм до них еще дойдет.
Давайте в последний раз…
«Майор Гром» — это флагманская линейка комиксов российского издательства Bubble о непростых буднях непростого майора полиции Игоря Грома. А все так сложно в жизни нашего героя оттого, что живет он в альтернативном Питере, где по улицам свободно ходят черти, людей гипнотизируют Крысоловы, а в каждой второй парадной найдется как минимум с десяток мрачных заговоров. И все это добро Игорю приходиться разруливать практически в одно лицо.
А тут еще и странный парень в китчевом фиолетовом пальто и птичьей маске триумфально нарекает себя твоим архиврагом! Есть с чего поехать кукушкой, не правда ли.?
Перемен…
Фильм открывается с очень сильной ноты, настраивающей на дальнейшее повествование. Еще по первым трейлерам можно было поймать неуловимую нотку бондианы в этом кинокомиксе. Но создатели пошли дальше. Они сделали восхитительные титры под кавер Перемен Цоя.
Майор Гром: Чумной Доктор — открывающие титры
Помимо буквально огненной стилистики и музыки, на которую не может не реагировать ни один русскоговорящий человек, в титрах еще можно заметить камео белой вороны Марго, любимицы Сергея Разумовского из комиксов. Создатели забавно адаптировали ее для фильма в качестве ИИ социальной сети Вместе ✌?. Ну и конечно, в лучших традициях таких интро, всего за две с половиной минуты хронометража сцены мы можем проследить сюжет всего дальнейшего фильма. Но чтобы понять это, естественно, надо полностью посмотреть фильм.
С ноги в сюжет
Вся первая половина фильма посвящена нашему знакомству с, непосредственно, главным героем — Игорем Громом. Игорь у нас фрукт не простой. Правила ему не писаны, Питер — огромная игровая площадка и жизнь не мила, если преступник уйдет с небитым лицом. Живет под лозунгом: «Добро должно быть с кулаками». И каждый день причиняет добро и наносит справедливость. В общем, мечта, а не мужчина.
К сожалению, это все, что мы узнаем о бравом полицае за весь хронометраж. Такое ощущение, что Гром так и родился в фуражке посреди полицейского участка. У него нет семьи, девушки (пока что), напарника (тоже пока что), неприятелей (архипостоянных, как минимум), и не связанных с работой интересов. Те, кто читал комиксы знают, что Гром на самом деле тот еще ботаник и знаток искусства. Но в фильме это затронули буквально одной шутейкой. Его в свою очередь не любят коллеги, аж устраивают тотализатор на тему увольнения Игоря, опасаются преступники и не жалует начальство. А все оттого, что больно принципиальный и проблемный. И принципы его, как и проблемы, не сильно то отличаются от идей его будущего заклятого врага. Кстати о нем!
Чумной Доктор и Гражданин
Чумной Доктор — архивраг Игоря Грома и любимый персонаж издательства, почти маскот. С него началась вся история в комиксах и именно у него самое интересное противостояние с Игорем. Дело в том, что, по сути, их взгляд на мир и идеи очень похожи. В некоторые моменты тебе даже кажется, что единственное отличие этих двух персонажей — это маска птицы. Они оба хотят очистить город от грязи и им обоим не нравится, что из-за коррупции и произвола, борьба с преступность превращается в вечный бег по кругу. Вот только у Чумки есть готовое решение проблемы, а вот Игорь против убийств, даже таких красивых. Вот вам и весь «парадокс Бетмена» на лицо.
Вот тут сейчас будут спойлеры к лучшему сюжетному повороту фильма и изрядная доля политиканства, сорри, но такой уж материал. Кто не хочет читать, закройте глазки и мотайте до раздела про боженьку Горошко.
Фильму и создателям сейчас много предъявляют за «беззубость» и «пропагандонство». Комиксы про Майора Грома начали выходить в 2012 году и тогда создатели действительно были куда храбрее: Гречкин, который отправился в вечность на своей горящей машине, был не просто золотой молодежью, а сыном городского прокурора, свое так же получил и силовик, активно махавший руками на безоружных протестующих, а Чумного Доктора простые люди, от таких перформансов с участием власть имущих и огня, вообще нарекли «Гражданином», истово любили и защищали от полиции, как народного героя. В один момент Разумовский даже в президенты намыливался, чтобы очистить целую страну от всяких мерзостей, настолько огромной была его поддержка со стороны народа.
Ах да, вы же еще не знаете, что Чумной Доктор — это Сергей Разумовский… Ну, мы это еще обсудим.
Комикс поднимал много остросоциальных проблем и не стеснялся кивать в сторону реальных событий…. которых нет в фильме. Bubble отчаянно пытались сделать свой фильм аполитичным, но старались так сильно, что само отсутствие открытого посыла, как было в комиксах, стало весьма политическим заявлением. За что все создатели сейчас активно и получают на орехи со всех сторон. И слушайте, давайте вспомним в какой стране живем. Чтобы выйти в кинотеатры, фильм должен получить прокатное удостоверение, которое выдает государство и которое уже давным-давно стало инструментом цензуры. Я не могу винить их в настолько сильной самоцензуре! Так что я буду винить их в том, что из-за самоцензуры они так сильно изменили мотивацию и логику действий главного злодея, что практически изменили персонажа!
Давайте я сразу скажу, то что мы так сильно симпатизируем Разумовскому — проблема не фильма. В комиксах это было львиной долей интереса. Просто представьте, молодой человек, гениальный, обаятельный, создавший себя своими руками, желающий сделать свой родной город лучше (Сергей отдавал огромные деньги на благотворительность и урбанизацию) начинает убивать, но убивает откровенных «грешников», заслуживших свою участь. Ты, как читатель, не можешь не начать болеть за него, ведь хоть Гром и хороший парень, но у Чумки то методы действеннее. Ведь все мы просто люди, у которых случаются темные мысли, особенно, о «высшей справедливости».
Как комикс решает эту проблему? Разочарованием. Якобы искреннее желание сделать мир лучше оказывается полностью гнилым, созданным исключительно чтобы Разумовский мог прикрыть свой зад, а сам «непогрешимый мститель с твердой гражданской позицией» не более, чем глубоко психически больным и неадекватным (это пока нас не погрузили в голову Разумовского совсем глубоко). Закономерный итог — читателю Сережу жалко, но мысль, что самосуд не выход приживается. А что сделал фильм чтобы такой классный и приятный Разумовский нам разонравился? Ну… он убивает детей.? По какой-то причине.? Серьезно, создатели, какого черта…
И весь фильм как будто пытается «вернуть свой 2012й». Тут у нас и Гром весь такой пробивной, но аполитичный, и вот ему особенно не нравится вон тот мерзкий вышестоящий парень из Москвы. Он еще и ведет себя, как устаревший «одинокий волк» из древних боевиков! Весь такой одиноко одинокий одиночка и никто ему не нужен! И Сережа, чьи рассуждения про свободный интернет родом из того же 2012 года, вызывают у нас, жителей России 21го года только грустную ироничную улыбку.
Кстати, самый большой вопрос к фильму, до его выхода, лично у меня был в отношении персонажа Олега Волкова (Дмитрий Чеботарев), правой руки и лучшего друга Сергея Разумовского. Потому что в комиксах его нет. Ну, в смысле, что появляется он сильно позже совсем в другой арке. Я то думала, что создатели идут на поводу у фанатов добавляя его туда, где его не было. Но Bubble тут меня обыграли и уничтожили.
По сюжету нам показывают, что Чумной Доктор — это Олег, мы так считаем и Сережа так считает и даже Гром тоже так считает. Но потом, после долгого расследования, когда Игорь приходит к Разумовскому чтобы блеснуть дедукцией, он будничным тоном говорит, что Олег уже год как мертв. Погиб в Сирии. И у Разумовского срывает крышу, ведь он осознает, что все убийства, все погромы — это его рук дело.
(Кстати один интересный момент, который можно заметить при пересмотре. Олег не отражается в зеркалах. И еще есть всего одна сцена, где он появляется в компании других персонажей, кроме Сережи. Это сцена из начала, где Разумовский убегает от журналистов и Олег затягивает его в лифт. Так вот в этот момент все камеры направленны строго в сторону Сергея, как будто он стоит в лифте один. Браво, Bubble, черт возьми!)
Отсылочки, отсылочки, отсылочки
Горошко — боженька
Вы никогда не скажете, что для этого парня «Майор Гром» — вообще один из первых проектов. То, что он умудряется выдавать лицом это просто неописуемо. В сцене, где появляется «темное я» Разумовского, он отыгрывает одновременно двоих персонажей! А если считать со всеми переходными стадиями Сергея, то это как минимум четыре разных Разумовских. Запомните это лицо, он еще вытащит на себе российский кинематограф!
Юля Пчелкина
К слову о классных адаптациях! Есть у меня слабость — я ненавижу типичных «дам в беде». В комиксах, главный любовный интерес Игоря Грома — это, вы уж простите, ходячая подставка под сиськи. И за рамки «любовного интереса» и «подружки главного героя» она особо никуда не выходила. Им с Мери Джейн Уотсон было бы что обсудить.
Но в фильме, Юля Пчелкина (Любовь Аксенова), невероятно крутой персонаж! Она такая активная, все у нее схвачено и пробраться она может куда угодно. Юля уже не причина сюжета, а один из ее двигателей! Ей еще и дали какой-то изумительный ниндзя-навык перевоплощения. Они с Игорем теперь так круто друг другу дополняют. Игорь в исполнении Жизневского тоже очень движушный, вечно куда-то летит и что-то делает, и в их с Аксеновой химию мне так сильно вериться.
(Место для шуток, что у Игоря, с рыжей подругой и рыжим архиврагом, точно есть свой тип)
Драка Бобра с Ослом (последняя битва)
Но вот уж с кем у Игоря действительно в отношениях горят искры, так это непосредственно с Сергеем Разумовским. Их финальная битва сильно отличается от аналогичной первой финальной битвы в комиксах. В комиксах эта драка довольно орная: голый Гром бегает лабиринту с ловушками на заднем дворе Разумовского, который в вырвиглазном халате (камео халата в фильме состоялось) со своей вороной-альбиносом Марго следит за этим по камерам, а потом Игорь, все такой же голый, бьет по лицу, все такого же в халате, Разумовского. Эпично, но для фильма не подойдет.
В фильме это сцена происходит посреди «цитадели зла» пока на фоне горит Питер, где Сергей поливает все пламенем из своих огнеметов, а Игорь использует свою фишечку с продумыванием разных сценариев, для того чтобы немного увеличить хронометраж и впихнуть чуть больше экшена в сцену. (Признаюсь, что мне сильно доставил момент, в котором Гром потратил немного драгоценного времени чтобы с наслаждением представить, как он выкидывает Разумовского в окно.) В итоге конечно побеждает сила дружбы (которая была одним из немногих моментов который действительно меня выбесил, но вернемся к тезису, что фильм просто пытается вернуть свой 2012й). Игорь с Юлей и Димой, напарником Игоря, получают свою триумфальную шавуху, а Сергея отправляют в первую сцену после титров. Но прежде чем мы коснемся концовки, давайте поговорим о самом бесполезном и ненужном в фильме.
Ох уж эти детки…
Олег Чугунов играет в фильме роль Алексея Макарова, сироты и названного брата маленькой девочки, со смерти которой, собственно, и начинается фильм. Он дает показания против Гречкина, но судья оправдывает убийцу. И если бы на этом роль персонажа закончилась, получилось бы очень круто и мотивирующе.
НО. Весь фильм мы будем, зачем-то, раз за разом возвращаться к этому парню. Там схема простая. Пацан разочаровывается в законе — впечатляется Чумкой — вступает в банду его подражателей — участвует в погромах — идет убивать судью — не убивает судью ибо у того внуки — снова хороший. И это не то чтобы плохая линия, но ей уделяется так мало внимания, что она просто не имеет смысла. И его персонаж не то, чтобы больно интересный, у нас вокруг Игоря ходит почти такой же Дима Дубин. Только Дима забавнее и его существование в фильме имеет смысл.
Так что мы тратим хронометраж на персонажа, которого можно было вырезать еще в первой половине и сюжет от этого мало того что ничего бы не потерял, но и получил бы необходимую динамику.
Переходим к мякотке!
Сцены после титров
Заметно, как сильно Bubble хотят снимать продолжение. По ходу фильма всплывало много отсылок, о которых я рассказала выше, но самое сладенькое нам оставили в первой сцене после титров.
Нам показывают псих больницу, куда отправили Сергея Разумовского чиллить в компании своего разваливающегося на кусочки разума. Тут сначала в нас кидают шикарным камео Константина Хабенского, в роли Рубинштейна Вениамина Самуиловича, врача, который очень сильно повлиял на дальнейшие в комиксе события. Именно он приложил руку к развитию безумия Сергея Разумовского, а также проводил свои зверские опыты на множестве других пациентов своей лечебницы, в том числе и на самом Игоре Громе. (Арка: Метод Локи, очень советую, моя любимая)
А потом нам показывают самого Сергея, который явно находится в ужасном состоянии, ведь тут же из-за его спины появляется Человек-птица — темное я Разумовского. Очень плохо нарисованное темное я, давайте признаем… Вот чего не поняла, так почему они просто не наклеили на Горошко черные перья. Выглядит конечно прям как в комиксах, влоть до прически, но нарисовано не очень. Хорошо, что в самом фильме почти не было графония.
Ну, а во второй сцене, мы узнаем, что Олег Волков жив и чиллит в Сирии. А еще он узнал, что у Сергея проблемы. И, видимо, будет его спасать, если у создателей будет на это бюджет.
Вот такой получился фильм. Очень логичный и красивый. С классными персонажами и крутой адаптацией оригинального комикса. И у него огромные проблемы со сборами. Очень жаль, что качественное кино собирает такую слабую кассу. Наши ребята доказали, что могут снимать, нам просто нужно поддержать их.
Сообщество сильно сплотилось и, как может, поддерживает создателей. Кто-то из фанатов даже купил рекламу в центре Москвы. Эта статья написана по этой же причине.
Источник