«Медное солнце» – глобальная катастрофа под музыку военного оркестра
Фото здесь и далее: кадры из фильма «Медное солнце»
Говоря о фильме «Медное cолнце», который в течение двух вечеров показывало НТВ, можно не говорить о Владимире Машкове, сыгравшем в картине главную роль – майора Карякина, дирижёра военного оркестра.
Не говорить, потому что актёр сыграл по-настоящему, как от него всегда и ожидают. Сыграл, как прожил, хотя и могло показаться, что изредка переигрывает. Но в глаза это не бросается, тем более, такие детали можно отнести к особенностям, индивидуальностям каждого мужчины в отношении с близкими людьми. У Машкова и его героя Михаила Ивановича Карякина они вот такие. Он — то робкий, неловкий, уязвленный, вызывающий улыбку или недоумение, то резкий, непримиримый, колючий, тяжелый. При этом сфальшивить, сыграть не так, неправду, ему нельзя, поскольку в работе таких актеров эту фальшивку сразу распознают. Поэтому зрители в фильме увидели вовсе не актёра Владимира Машкова, а военного дирижёра небольшого полкового оркестра Михаила Карякина.
Фильм, конечно, снят по выдуманному сценарию. «Был в войну такой эпизод, когда дирижеру военного оркестра пришлось принять на себя командование, потому что кроме него больше не осталось офицеров. Я, к сожалению, забыл его фамилию, но у него сначала был взвод, потом дивизия, а дальше он стал действующим генералом», — рассказывает Владимир Машков в интервью Газете.ru. Хорошее, кстати, большое интервью, и не только об отношении актёра к этому фильму.
Такого масштаба сражений, как показано в «Медном солнце» при развале Союза в регионах не припомнить. Были народные волнения, были разгоны митингующих, был обстрел телецентра, но чтобы небольшое подразделение военных музыкантов держало осаду и массово погибло, спасая женщин и детей – это представить по тем временам сложно. Но было или не было – это в данной ситуации не важно – фильм о глобальной катастрофе должен показывать эту глобальную катастрофу. Весь масштаб происходящего падения СССР в четырёх сериях показать невозможно – это тогда надо снимать целую киноэпопею в духе Юрия Озерова, снявшего «Освобождение» или советского кинодокументалиста Романа Кармена сделавшего фильм-эпопею «Великая Отечественная». Но это сегодня нереально. Поэтому «Медное солнце» — фильм о глобальной катастрофе в отдельно взятой местности. И об огромной безвозвратной, неисправимой трагедии в жизни обычных людей.
Немного не хватило историй героев и самого периода. Тем более для людей, не заставших это время, тут всё может показаться сюжетом обычного боевика с восточными картинками, к которым зритель привык, которые наиболее часто используют и иностранные кинокомпании, и отечественные. Горы, восточные узоры, городки с необычным ритмом жизни, бородатые боевики, жестокость и друге детали – очень удобная площадка для создания необходимого киношного колорита. Молодому зрителю глубина сюжета будет не совсем понятна, даже люди постарше сразу начинают гадать: а где это происходит? А ответ один: где-то в Средней Азии, в приграничье Советского Союза. Из диалогов героев можно слегка выяснить, что где-то недалеко афганская граница, чужаков с автоматами пару раз называют афганскими боевиками, переброшенными из-за границы. Но понять прямо из фильма, где конкретно дислоцируется 118 мотострелковый полк невозможно.
Только из материалов о съёмках фильма можно узнать, что снимали в Узбекистане, в городе Хива. Правда, везде уточняется, что никакой сюжетной связи с Узбекистаном в фильме нет – просто здесь была найдена соответствующая сюжету и режиссёрской задумке натура. «В Хиве время, конечно, красиво остановилось. Это важный момент. Потому что вся аура, фактура, атмосфера востока, который мы любим, там присутствует в каждом сантиметре», — рассказывал режиссер Карен Оганесян ресурсу uz.sputniknews.ru
Что однозначно радует, так это то, что события самого начала активной фазы распада Союза и ситуация в среднеазиатских республиках здесь показана правдиво. Наконец-то, в обществе, в творческой среде, перестают звучать исключительно обвинительные ноты в адрес СССР. Мы перестаем стесняться своей истории. Поэтому здесь 1991 год предстаёт именно как трагедия, как шаг в тёмную бездну, который сделали тогда практически все – добровольно, или по принуждению. Но большинство по незнанию и наивности советского человека, воспитанного в системе «пережили войну, теперь ничего худого быть не может». В фильме режиссёром Кареном Оганесяном показан механизм того, как всё могло бы реально происходить на границах большого Союза, где до Москвы было очень далеко. А враги страны давно сидели по периметру границ и ждали часа Х.
Смотришь фильм и постоянно ловишь себя на мысли: какое слабое, беспомощное руководство тогда собралось и в верхушке армии, и в верхах союзного руководства. В реальности не было принято никаких мер, чтобы хоть как-то встать на защиту общей страны, сделать хоть что-то от них зависящее. Этот факт и плюс успокоенность советских людей: и милиционеров, и обычных граждан и был основой всего того, что случилось. Хотя на местах реально были силы – нормальные советские люди – крепкие мужики, понимавшие, к чему всё идёт. В фильме они тоже показаны: те, кто предсказывали, кто предупреждали, что это в глубине России можно сидеть спокойно, а в республиках, если советская армия уйдёт, то придут чужаки и случится непоправимое. Но заформализованная, замершая, как будто загипнотизированная государственная система, конечно, не могла отреагировать на эти предупреждения и призывы противостоять.
По всему фильму рефреном идёт перекличка с фильмом Леонида Быкова «В бой идут одни старики» — эта линия явственно проступает, и даже откровенно вмешивается в повествование фильма. Видимо, сделано это для пущей убедительности и проникновенности сюжета, ведь фильм Быкова не только разобран на цитаты, на песни и образы, он остается одним из самых любимых даже для молодых поколений граждан и не только в России. И в «Медном солнце» этот рефрен — своеобразный ключ к сердцам миллионов телезрителей в надежде на то, что симпатия к картине, к героям родится уже с первых минут — в армейском клубе полка показывали именно «В бой идут одни старики». Одним из актёров в фильме стала черная собака с кличкой «Смуглянка». Несколько напрягает, конечно, такой сравнительный ряд: у Быкова так звали лётчика, позже геройски погибшего, а у Оганесяна так назвали собаку. Было бы всё-таки лучше, если с прозвищем обошлись не так конкретно. Собака в фильме, конечно, положительный персонаж, но всё же, не человек.
В конечных титрах мы видим фразу «Военным музыкантам посвящается». У Леонида Быкова фильм заканчивается похожей фразой, помните: «Военным лётчикам, не вернувшимся из боевых вылетов, посвящается». Хотя в титрах фильма Карена Оганесяна смело можно добавить: «всем гражданам Советского Союза посвящается…».
Источник
О чем и какой смысл фильма Медное солнце
«Медное солнце» – телесериал 2018 года. Изначально его хотели выпустить под названием «Юбилейный встречный». Режиссер – Карен Оганесян, жанр – военная драма. Сериал снимали в старинном городе Хива. Участвовали в нем как настоящие музыканты, так и молодые актеры. В главной роли – Владимир Машков. Все актеры несколько месяцев учились играть на духовых инструментах.
О чем фильм Медное солнце
Создатели говорят, что сериал основан на реальных событиях. Сюжет развивается в среднеазиатском поселке на границе с Афганистаном или Ираном. Конец 1980-х, Советский Союз в агонии, уже прошел Ферганский бунт и заканчивается война в Афганистане. Волнения начинаются по всей стране, и вся страна живет в страхе от неопределенности: что будет дальше.
В небольшом то ли поселке, то ли городке, где живут и русские гидростроители, и узбеки, и таджики, обитает мотострелковый полк, в том числе и духовой оркестр под руководством нестандартного и не очень счастливого дирижера Михаила Карякина, живущего одной музыкой. Он — большой поклонник композитора и дирижера Агапкина, создавшего марш «Прощание славянки», любит выпить, но его единственная любовь- музыка.
Оркестр готовится к конкурсу, но в стране смута и конкурс срывается, да и кишлака музыканты не находят. Приходится возвращаться обратно в родной поселок.
Но оказывается, за время их отсутствия полк был срочно передислоцирован, ведь проводился вывод советских войск из региона. На фоне всей неразберихи музыкантов просто не успели предупредить о передислокации, в итоге они возвращаются в пустые бараки. Оркестр остался наедине с оружием, непонятной ситуацией и выбором: догонять своих или остаться здесь.
А это самое начало 90-х, в республике начинается гражданская война. Чтобы раскачать ситуацию в регионе, рядом с городком расселяют иностранных боевиков-исламских радикалов. Маленький среднеазиатский городок и его население оказывается в большой опасности, а ситуация напоминают пороховою бочку, у которой уже горит фитиль.
Оркестр и его руководитель принимают решение остаться здесь и защищать поселок, а также опустевшую военную часть с оставленным оружием. И не имеет значения, что они почти не имеют военного опыта и молоды. Теперь именно музыканты, творческие люди, остаются единственной защитой для всего поселка.
Имели здесь место и новые попытки выехать на конкурс, и террористические акты, и потери, и конфликты майора с музыкантами, и любовная история, и детективная интрига, и первые секретари местных райкомов, в одночасье легко и естественно превратившиеся в баев.
Молодые люди, почти не державшие в руках оружия, сталкиваются с бессмысленными и беспощадными среднеазиатскими бандитами и степной жестокостью.
Смысл фильма Медное солнце
Пожалуй, главный смысл фильма – в любви к музыке и искусству, которая может быть сильнее, чем оружие. Во время репетиции Карякин вспоминает Яна Жижку, который предлагал после казни натянуть его кожу на барабан. Такое и сердце музыканта, и такова его жизнь: кожу на барабан и резать по живому. Для них нет полутонов: играть свою партию, как последний раз, бороться до последнего. Часто именно искусство и вдохновение давало силы для продолжения борьбы, и музыканты знают, в чем их сила.
Еще один вопрос, который поднимается в сериале – можно ли научиться тому, чем никогда не занимался перед лицом опасности. Музыкантам приходится за считанные недели осваивать стратегию и тактику, придумывать схему защиты городка. Помочь в таком тяжелом деле может только то, что ты действительно любишь.
Смыслом и целью существования героев фильма было именно служение музыке, а цель – то, что помогает пережить любые трагедии и экстремальные ситуации. Музыка и стала знамением героев, тайной и силой. Именно музыка стала тем самым медным солнцем, которое согревало ребят в такой тяжелой ситуации.
Еще один момент — трансформация талантливого дирижера в талантливого военного. Карякин не идеален, но он тонко чувствует каждого из своих подопечных, сосредотачивается на любом деле и отлично понимает интонации всех участников оркестра. Пожалуй, именно это помогло ему находить выходы из самых тяжелых ситуаций.
Еще одна тема, которую подняли в сериале – возможность дружбы между народами. Очень тяжело строить хорошие отношения, когда у вас разные традиции и разный менталитет. Тем не менее, в городе, где издавна жили представители разных народов, завязывается и дружба, и любовь. И это превращается в трагедию, когда между национальностями появляется вражда.
Смысл финала фильма
Концовка трагическая. Карякин и ребята из его оркестра не выдержали финальной схватки с бандитами. Здесь, видимо, все понятно: искусство не всегда побеждает, а когда гремят пушки, музы молчат…
Источник
Машков против моджахедов. Что думают зрители о сериале «Медное солнце»
26 ноября на телеканале НТВ состоялась премьера многосерийной военной драмы «Медное солнце» , которая приятно разбавила собой бесконечную вереницу «Ментовских войн» и сериалов о страдающих женщинах. «Медное солнце» рассказывает о мальчишках из военного оркестра, которые волею судеб становятся единственной преградой между жителями русского поселка гидростроителей, расположенного в Узбекистане, и бандой кровожадных боевиков.
Первые эпизоды сериала, режиссёром которого выступил Карен Оганесян , встретили положительный отклик у аудитории. Телезрители хвалят продуманный сценарий, детально прописанных персонажей и, конечно же, Владимира Машкова , сыгравшего в «Медном солнце» главную роль — дирижера Михаила Карякина , командующего обороной посёлка.
Зрители пишут (здесь и далее орфография и пунктуация авторов даны без изменений — прим. «Я люблю кино»):
«Пока, очень хороший фильм. Классный сценарий, актеры. Машков — молодец! Для НТВ — прорыв, действительно кино, без дураков»
«Очень хороший фильм, гораздо интереснее, динамичнее, драматичнее, чем фильм Урсуляка про афганцев (имеется в виду сериал «Ненастье» — прим. «Я люблю кино»). Можете кидать в меня всем, чем попало, но этот фильм лучше! Сопереживаешь героям по-настоящему. Мне страшно от того, что они могут все погибнуть и наверняка погибнут. Вот так просто, обыденно и как всегда ни за что оркестранты, мальчики молодые, будут стоять до конца»
«Очень сильный фильм, цепляет за живое. Всё продумано: потрясающая съемка, сама история, виды, музыка, эмоции, герои, всё живое, настоящее, как и должно быть в хорошем художественном фильме. Умеют таки наши, прямо горжусь) А какой шикарный подбор актеров! Машков как всегда потрясающий, это уровень. Но ведь и остальные не отстают. И нет тут маленьких ролей. Все в кадре живут, все на своем месте, нет этого дурацкого ощущения несоответствия, им сочувствуешь, сопереживаешь, с ними влюбляешься, тоскуешь, переживаешь. веришь».
Нашлись, впрочем и те, кто решил покритиковать Владимира Львовича:
«Абсолютно одинаков . В последние годы вообще изображает какого-то гуру, «одеяло перетягивает на себя». Кого бы ни играл — на гламурном лбу его персонажа всегда написано: «Я — ЗВЕЗДА»»
«Если несколько эффектных поз и жестов должны убедить в том, что он блестящий дирижер — не верю! Как и его речь о Жижке не убеждает в том, что он хороший педагог. То, что, может быть, хорошо для тренера баскетбольной команды, совершенно не подходит для дирижера».
Претензии к самому сериалу в основном возникли у тех, кто ценит историческую достоверность больше, чем драматическую составляющую. Некоторые комментаторы отметили неправильные номера у автомобилей, несоответствие армейским реалиям и мелкие анахронизмы.
«Что-то маджахеды уж очень хорошо говорят по — русски. Прямо с «рязанским диалектом»», «Так себе сериал. Машков, конечно, безупречен. Но сам фильм перестала смотреть через полчаса после начала : много длиннот, пьяные разговоры, и чересчур подробный показ репетиций оркестра» — пишут зрители в интернете.
Многосерийный фильм Карена Оганесяна выходит на канале НТВ в 21:00 с 26 ноября. В «Медном солнце» всего шесть серий, так что будем надеяться, что сериал до самого конца не разочарует зрителей.
Источник