Почему Михалков снял ТАКИЕ продолжения «Утомленных солнцем»?
Все недоумевали — как Михалков снял странный «подарок» на День Победы? Вместо героического подвига народа — дезертиры-убийцы. Воюют одни штрафники, «мотивируют» их пули в затылок от заградотрядов НКВД. Никита Сергеевич не мог он не понимать, что дорогущий блокбастер рассчитан на миллионную аудиторию, которая вряд ли примет такой «великий фильм о великой войне». В чем же дело?
Лично я для себя, кажется, ответ нашел. Вот моя версия.
Михалков много раз утверждал в интервью, что мечтает снять «ответ рядовому Райану». И тут меня озарило! Ведь «ответ рядовому Райану» — это не ответ нам, у нас и вопросов нет. «Ответ рядовому Райану» адресуется глобальному зрителю. Фильм для мирового проката и миллионных сборов, для престижных фестивалей и наград. Продолжение «оскароносных» «Утомленных солнцем»- идеальная приманка для западных прокатчиков.
И как только «осенило», странности легко объяснились! Западному зрителю не интересно про «великий подвиг», зато отлично зайдет ГУЛАГ и зверства НКВД, любопытно посмотреть на сатанинского упыря Сталина, придумывающего «черную пехоту» на закланье гитлеровцам. Отлично пойдет и «сенсационная» чернуха с дезертирами-убийцами, и беспробудно пьющие бездарные советские генералы.
Так же прекрасно подходит под «мировые тренды» и главная концепция фильма — войну выиграли не коммунисты-атеисты, а Божий Промысел, чудотворные иконы, комарики, паучки, мышки, короче — мистика русской земли. Западные фестивали и голосующие за «Оскар» киноакадемики любят эпические драмы с «глубоким смыслом».
Легко объясняется и возмутившее всех облагораживание нацистов. Баржу с красным крестом они топят вынужденно, эсесовцев недолюбливают, расстреливать безоружную «черную пехоту» не хотят, смотреть не могут на пакостную провокацию Сталина. Нас такая «правда о войне» коробит, а для мирового проката — очеловечивание фашистов давно в духе времени.
Однако Никита Сергеевич просчитался по всем фронтам — фильм не приняли в России, обе части катастрофически провалились в прокате и подверглись жесткой критике. Фильм не вызвал никакого интереса и на международных кинорынках, не завоевал никаких наград, хотя и выдвигался на «Оскар».
Моя версия — это, конечно, только догадка, хотя, на мой взгляд, и вполне логичная. А вот провал — клинический факт. А вы как думаете?
Источник
Обзор фильма «Утомленные солнцем 2: Предстояние»
«Здравствуй, Кролик, — что тебе сказать. » — вспоминается старый пассаж из Камеди Клаба. И неслучайно я его вспомнил. Ведь Камеди Клаб когда-то тоже был смешным, а Михалков – снимал хорошее кино. Как все изменилось? Отчего и почему? Не знаю, как ответить на эти сложные и пафосные вопросы. Но все же попытаюсь, хотя бы частично, дать на них ответ.
Вообще довольно сложно обозревать фильм, который настолько эпично провалился в прокате. Собрать 18 млн. рублей за уикенд при затратах под 55 млн. зеленых — это надо постараться. Но об этом я еще напомню, а пока.
Начнем, пожалуй, издалека. «Утомленные Солнцем» — был хорошим фильмом про плохого Сталина и плохой Советский Союз. Хотя подспудно, конечно, речь шла о личной мести в рамках этой системы, но ведь именно система позволяла расправляться с людьми именно таким образом – то есть, фактически, руками бывших товарищей. С другой стороны, фильм был просто о жизни одной семьи одного комдива в столь любимой Михалковым обстановке «русской усадьбы», которая у него проходит через все фильмы — будь то «Неоконченная пьеса…» или «Несколько дней из жизни…», или даже «Свой среди чужих…». Кстати, я не просто так ставлю многоточия в конце названий – это я привел краткие. А вообще все названия у Михалкова болеют гигантоманией. Ну почти все. Шутка несмешная.
Вторая часть «УСов» — «Предстояние» — на самом деле, я бы ее таковой не стал называть, однако сам Михалков решил снимать фильм о войне именно как продолжение своей оскароносной картины. Снималось все это (а именно, две части и еще будет телевизионная версия) за уже указанные выше 55 млн. долларов, снималось долго, снималось трудно — даже мигалку потребовалось прицепить, чтобы успевать на съемки. Провал в прокате «Предстояния» был-таки совершен, невзирая на показ в «нужном месте» и в «нужное время». Говорят, ветераны плевались.
И вот в целях пиара третьей части Михалков создает собственный ЖЖ с уклоном в видеоблог, именуя себя «именем своего небесного покровителя» Никиты Бесогона, и, под видом «изгнания бесов», старательно пытается рекламировать «Цитадель». Попытки эти были настолько смешны и бесполезны. Хотя — фильм собрал хотя бы столько, сколько собрал — а если бы не было видеоблога и тысяч ненавидящих хомяков, то он бы вообще ничего не собрал, наверное. Однако, отдельного описания стоят диферамбы различных известных личностей в адрес «Цитадели», а также встреча Михалкова с блоггерами после премьеры, на которой также слова дурного никто не сказал. Ну или все это было вырезано в целях рекламы. Словом, что-то вступление затянулось. Переходим к фильму.
Фильм повествует нам о дальнейших приключениях комдива Котова в ВОВе, и о его нелегком пути от штрафбата до Берлина и генеральского чина. На пути этом ждут Котова расставания и встречи, победы и поражения, благородные поступки и различные другие мелочи. Вообще если хотите почитать обзор того, что происходит в фильме — то это дело было прекрасно сделано товарищем Гоблином, который все-таки иногда еще умело обкладывает.
В этой заметке я пропущу раздел «достоинства» по понятным причинам. Их правда нет. Если в «Предстоянии» было несколько сцен, достойных того, чтобы посмотреть, то в «Цитадели» смотреть реально не на что. Ругать можно каждую сцену, но я лично для себя выделил несколько серьезных вещей, которые меня раздражали на протяжении просмотра.
В фильме постоянно орут. Орут все — солдаты, женщины, дети. Орет и сам Котов. Только товарищ Сталин говорит тихо, вдумчиво. Но это никак не отменяет того, какую чушь он несет. А вот все остальные — как с цепи сорвались. Вошел Котов в дом бывшей жены — все глаза выпучили, и орут. Плачут, орут, ругаются. Дождались.
В фильме нет войны. Точнее, она есть, но она представлена короткой первой сценой — в которой солдаты сидят в окопах, а потом наступают на Цитадель. В основном мы видим двух человек — Котова и дядю Митяя, так что особой войны нет. Потом еще есть сцена бомбежки грузовиков с раненными и сцена родов под этой самой бомбежкой. Но опять-таки — мы видим в основном страшную бабу, корчащуюся в родовых муках и орущие перекошенные рыла окружающих. Пара заходов самолетов — и все. Ну и заключительная сцена, когда тысячи идут с черенками на Цитадель, а она сама по себе взрывается. И все.
Это я все к тому, что «где деньги, Зин?» 55 лимонов за сиськи Михалковой? Бесценно! Для всего остального есть МастерКард!
В фильме все в грязи и все страшные. Тут просто само по себе как-то неприятно. Высшие чины армии — бухие скоты с рябыми рожами, все солдаты — грязные, как свиньи. Все остальные — либо вопят, либо тоже грязные и оборванные. Я понимаю, что это война, но не до такой же степени.
Фильм просто уныл. Я могу показаться субъективным, но поверьте — тут я достаточно объективен. Я слабо себе представляю человека, который высидит целиком два с половиной часа вот этого и не захочет хотя бы сходить в туалет на полчасика и почитать там газету.
Тут можно сказать двояко. С одной стороны, фильм не стоит смотреть ни в коем случае. С другой же стороны, его обязательно нужно посмотреть, чтобы понимать, как не следует снимать кино.
Источник
Мемы утомленные солнцем 2
Или «Никита Сергеевич наносит ответный удар»
За первые 4-е минуты фильма фамилия «Михалков(а)» появляется на экране 10 раз, что, в принципе, эквивалентно одному «Михалкову» каждые 24-е секунды.
Пьяному генералу пьяный полковник сообщает, что никогда бы не подумал, что первому дадут генерала – ведь он трепло, потому что дал слово к первому мая взять стратегически важный объект – ЦИТАДЕЛЬ, а не взял. Пьяный генерал тут же начинает яростно вопить и под дулом револьвера требует, чтобы трезвый капитан взял всех штрафников (среди которых Никита Сергеевич, актеры Мерзликин и Смольянинов) и прямо сейчас пошел брать цитадель. Трезвому капитану ничего не остается, кроме как согласится. Пьяный генерал командует, чтобы всем штрафникам налили двойную порцию спирта перед атакой – судя по всему, чтобы подчеркнуть перед немцами стереотип о русских. Надо было еще балалаек, заместо винтовок надавать – дабы завершить образ. Попутно главный негодяй первой части (актер Меньшиков) прибывает к траншеям со штрафниками и находит Котова, который с криками «Нет, нет, нет, нет, нет, нет» убегает от актера Меньшикова и бежит атаковать цитадель раньше времени – наверное за тем, чтобы всех уже побыстрее перестреляли, и тогда бы Котов мог спокойно идти домой уже. Лейтенант НКВД, с которым приехал актер Меньшиков орет на пьяного генерала – мол, какого хрена начали атаку – там ведь актер Меньшиков. Пьяный генерал с выражением лица «Кто все эти люди?» спрашивает «А зачем он туда пошел?» и уходит пить чай – чтоб протрезвиться. С первого раза стратегически важный объект не берется.
Контуженная Наденька ведет по чисто полю один из грузовиков конвоя с раненными солдатами и одной беременной от фашиста теткой. Ко второму фильму, судя по всему, Никита Сергеевич осознал, что его драгоценная Наденька играет примерно как Кристен Стюарт из «Сумерек», так что в «Цитадели» Наденька не разговаривает вообще, а лишь периодически мычит. В этот момент над полем пролетают фашистские бомбардировщики, которых никто не замечает и это при том, что грузовики – открытые, а многие из раненных лежат пузом к небу. Понятное дело, фашисты начинают бомбить конвой, и, ясен пончик, тетке приспичило рожать. Наденька останавливает грузовик – очевидно, чтобы фашистам было удобнее бомбить, и раненным солдатам приходится принять роды. Рождается мальчик, а когда выясняется, что он от фашиста, один из солдат без сомнений предлагает назвать его Иосифом – в честь товарища Сталина. Все радостно соглашаются. В этот момент один из раненных прямо из грузовика справляет нужду и замечает, что не взорван только их грузовик, а все остальные уже давно мертвы и разлагаются по округе. Раненные тут же принимаются бухать, играть на гармошке, петь частушки и плясать от радости – очевидно, чтобы почтить боевых товарищей.
Актер Меньшиков едет с истеричной бывшей женой Котова под дождем и показывает документ, в котором указано, что бывший муж настрочил на нее донос в НКВД, и подписал его. Истеричная жена орет на актера Меньшикова, тому ничего не остается кроме как изнасиловать ее прямо в машине, после чего истеричная жена немного успокаивается. Судя по всему – Никита Сергеевич таки посмотрел х/ф «Однажды в Америке».
Через какое-то время солнечным деньком актер Меньшиков привозит Котова, которому уже успели вернуть все боевые награды и дать звание генерала, к истеричной бывшей жене, которая после двух стаканов вина закатывает истерику и на чердаке дубасит Котова по щекам, когда тот кричит на нее со словами «Давай!» (Почему не «Поддай!» или «Еще!» неясно). Жена у него, кстати, видимо чемпион мира по боксу в суперлегком весе – не иначе. После ее пощечин у Никиты Сергеевича чудесным образом проявился синяк на полрожи. После чего бывшая жена отдается Котову прямо на чердаке. А на утро сваливает с новым мужем-инвалидом, откосившем от армии, ребенком и со всей остальной родней на вокзал. Котов угнав коня успевает на вокзал, но все равно дает жене уехать с новым мужем.
Котов vs. Сталин. Демонический Сталин (по-другому его тут просто не назовешь) бросая двусмысленные фразы про судьбу России, пьет чай за одним столом с Котовым, которому уже вернули все боевые награды. Сталин объясняет – за что комдиву выдали все боевые награды назад. Его новая задача – призвать 15 тысяч откосивших от армии и идти брать Цитадель. Котов, выпивая чайку, кивает головой.
Откосившим от армии из оружия выдают только деревянные палки, из обмундирования – вообще ничего. Генерал Котов в ч0рном плаще нажирается медицинского спирту и идет в атаку на цитадель в одиночестве – взяв с собой деревянную палку. Его примеру следуют все остальные и 15 тысяч бойцов идут без обмундирования, без оружия, но с деревянными палками, гармошкой и песнями и плясками. Разумеется, Всевышний видит, что надо бы помочь бухому генералу Котову, так что он всей своей божественной карой взрывает Цитадель со всеми фашистами в ней. В этот момент неподалеку оказывается мычащая Наденька, которая бежит по минному полю (естественно, не наступая ни на одну) к своему бухому отцу. Котов набухался так, что родную дочь с первого раза не признает, но когда таки признает, Наденька наступает на мину. С криком «Стоять!» Котов подходит к дочери, обнимает ее, встает на мину заместо нее и велит Наденьке делать двадцать шагов в обратном направлении.
Никита Сергеевич стоит на противопехотной мине, которая за кадром взрывается, но фашистские мины, естественно, не берут Никиту Сергеевича и через минуту он уже радостно едет в танке. Собственно, к третьему фильму будет совершенно неудивительно, если комдив Котов окажется посланным на землю второй раз Иисусом
Источник
Все секреты сериала «Утомленные солнцем 2»: Меньшиков устроил слежку за Никитой Михалковым
В главной премьере года снялась плеяда звезд российского кино: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Сергей Гармаш и другие.
В главной премьере года снялась плеяда звезд российского кино: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Сергей Гармаш и другие.
Командиру дивизии Сергею Петровичу Котову (Никита Михалков) придется пройти все круги ада. Но он выживет назло всем врагам.
Лора Тим.
Фото канала «Россия 1».
пн.-чт., 21.00
В 1994 г. в России вышел легендарный фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Картина была удостоена высших наград: «Оскара» голливудской киноакадемии в номинации «Лучшая зарубежная картина», Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля и государственной премии России.
Спустя 16 лет в прокат вышло продолжение – эпическая дилогия из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель».
По словам Михалкова, масштаб «Утомленных солнцем 2» можно ощутить только в многосерийном формате. В телеверсии «Утомленных 2» войдет 4 часа нового материала.
“ Это более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение, – признается Никита Михалков.
Новые эпизоды прольют свет на неясные моменты киноэпопеи. Из телесериала зрители смогут узнать, кто спас Митю от самоубийства. Почему онемела Надя. Как Мите и Котову удалось живыми выбраться из окопов после атаки. Что подвигло Сталина стать революционером, и почему на самом деле Котова объявили врагом народа.
Прежде чем приступить к съемкам, Никита Михалков изучил сотни документов, воспоминаний и писем того времени из архивов ФСБ. Каждая деталь картины исторически достоверна.
Полковник госбезопасности Дмитрий Арсентьев (Олег Меньшиков).
Первый фильм «Предстояние» – фрески войны, несколько завершенных новелл, действие которых разворачивается между 1941 и 1943 годами. По документам бывший комдив Котов (Михалков) был расстрелян в 30-х годах. На самом деле он чудом остался жив и отбывает срок в лагерях. Во время бомбежки он с белорусом Ваней (Дюжев) бежит из лагеря и попадает в штрафбат. Выжить в аду, которым была передовая, Котову помогала вера в свою страну, в Бога и вера его дочери Нади. Полковник госбезопасности Дмитрий Арсентьев (Меньшиков) получает от Сталина задание разыскать Котова и привезти его в Москву. Арсентьеву пришлось отправиться в окопы неприступной немецкой цитадели, откуда живым еще не возвращался никто…
“ Первый фильм «Предстояние» – метафизика разрушения. Это жизнь и рядом смерть, – говорит Никита Михалков. – «Цитадель» напротив – метафизика созидания. Это смерть и рядом жизнь. Кино о любви, о надежде, о чуде, которое всегда рядом.
В картине задействовано беспрецедентное количество актеров массовки – несколько десятков тысяч человек. И для каждого артиста художниками и консультантами по историческому костюму создан образ. Режиссер утверждает, что можно безбоязненно вывести на крупный план любого участника массовки, и он будет одет, загримирован и причесан с той же тщательностью, что и главные персонажи.
Командой художников было построено несколько масштабных объектов, в том числе мост через Клязьму, церковь и сама цитадель (9 метров в высоту и 100 метров в длину), вокруг которой было вырыто несколько километров окопов с траншеями, блиндажами, землянками.
Особое внимание было уделено военной технике. Использовалась как аутентичная техника и оружие, так и специально изготовленная. Транспорт тех времен приходилось ремонтировать и реставрировать прямо на съемочной площадке. В съемках задействованы: десятки танков Т-34, немецкие танки, советские и немецкие противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет. Десятки «полуторок» были изготовлены специально для съемок.
Надежда Михалкова и в кино сыграла дочь своего отца.
Во время создания сцены, где Котова давит танк, – Никиту Михалкова в каждом дубле засыпали десятками килограммов промерзшей земли, и каждый раз он, заживо погребенный, должен был откопаться и выбраться из завала. И все это в 30-градусный мороз! От дублеров актер отказался: в таких сценах важно самому пережить то, что испытывали солдаты. Дмитрий Дюжев решился сам играть сцену, где он сгорает заживо. Опасная сцена была и у Нади Михалковой, когда снимали крушение баржи. Она должна была всплывать из-под огромного полотнища с красным крестом, под которым шел корабль. Дубль за дублем Надя ныряла в холодную воду. В какой-то момент не рассчитала силы, чуть не захлебнулась.
Актрисы, игравшие медсестер и врачей, вместе с Надей Михалковой проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Учились открывать ампулы одной рукой, перевязывать раны и тащить на себе с поля боя солдат.
Чтобы получить роль рыжего конопатого белоруса Вани, Дмитрий Дюжев «похудел на несколько кило, два месяца мылся шампунем для блондинок, загорал на солнце с дуршлагом и работал с педагогом по белорусскому». А Виктория Толстоганова за время съемок успела родить двоих детей и забеременеть третьим!
55 млн долларов – бюджет «Утомленных солнцем 2».
8 лет шли съемки.
500 человек трудились над созданием картины.
70 вагонов и паровозов выделил Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.
Работа проходила в условиях настолько приближенных к военным, что актеры и участники массовки порой забывали, что это съемки. Часто возникали реакции и реплики не по сценарию, но такие естественные для воюющих людей, что они вошли в фильм. Так, в одной из сцен в грузовике едут солдаты с роженицей, грузовик бомбят немцы. Актеры не знали, где и когда раздастся взрыв. В какой-то момент один из артистов не выдержал и в отчаянии закричал: «Ну хватит уже!». Эта страстная фраза, которая, скорее всего, была адресована режиссеру, вошла в картину.
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
Источник