Все секреты сериала «Утомленные солнцем 2»: Меньшиков устроил слежку за Никитой Михалковым
В главной премьере года снялась плеяда звезд российского кино: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Сергей Гармаш и другие.
В главной премьере года снялась плеяда звезд российского кино: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Евгений Миронов, Андрей Мерзликин, Андрей Панин, Сергей Гармаш и другие.
Командиру дивизии Сергею Петровичу Котову (Никита Михалков) придется пройти все круги ада. Но он выживет назло всем врагам.
Лора Тим.
Фото канала «Россия 1».
пн.-чт., 21.00
В 1994 г. в России вышел легендарный фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Картина была удостоена высших наград: «Оскара» голливудской киноакадемии в номинации «Лучшая зарубежная картина», Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля и государственной премии России.
Спустя 16 лет в прокат вышло продолжение – эпическая дилогия из двух самостоятельных полнометражных фильмов: «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель».
По словам Михалкова, масштаб «Утомленных солнцем 2» можно ощутить только в многосерийном формате. В телеверсии «Утомленных 2» войдет 4 часа нового материала.
“ Это более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение, – признается Никита Михалков.
Новые эпизоды прольют свет на неясные моменты киноэпопеи. Из телесериала зрители смогут узнать, кто спас Митю от самоубийства. Почему онемела Надя. Как Мите и Котову удалось живыми выбраться из окопов после атаки. Что подвигло Сталина стать революционером, и почему на самом деле Котова объявили врагом народа.
Прежде чем приступить к съемкам, Никита Михалков изучил сотни документов, воспоминаний и писем того времени из архивов ФСБ. Каждая деталь картины исторически достоверна.
Полковник госбезопасности Дмитрий Арсентьев (Олег Меньшиков).
Первый фильм «Предстояние» – фрески войны, несколько завершенных новелл, действие которых разворачивается между 1941 и 1943 годами. По документам бывший комдив Котов (Михалков) был расстрелян в 30-х годах. На самом деле он чудом остался жив и отбывает срок в лагерях. Во время бомбежки он с белорусом Ваней (Дюжев) бежит из лагеря и попадает в штрафбат. Выжить в аду, которым была передовая, Котову помогала вера в свою страну, в Бога и вера его дочери Нади. Полковник госбезопасности Дмитрий Арсентьев (Меньшиков) получает от Сталина задание разыскать Котова и привезти его в Москву. Арсентьеву пришлось отправиться в окопы неприступной немецкой цитадели, откуда живым еще не возвращался никто…
“ Первый фильм «Предстояние» – метафизика разрушения. Это жизнь и рядом смерть, – говорит Никита Михалков. – «Цитадель» напротив – метафизика созидания. Это смерть и рядом жизнь. Кино о любви, о надежде, о чуде, которое всегда рядом.
В картине задействовано беспрецедентное количество актеров массовки – несколько десятков тысяч человек. И для каждого артиста художниками и консультантами по историческому костюму создан образ. Режиссер утверждает, что можно безбоязненно вывести на крупный план любого участника массовки, и он будет одет, загримирован и причесан с той же тщательностью, что и главные персонажи.
Командой художников было построено несколько масштабных объектов, в том числе мост через Клязьму, церковь и сама цитадель (9 метров в высоту и 100 метров в длину), вокруг которой было вырыто несколько километров окопов с траншеями, блиндажами, землянками.
Особое внимание было уделено военной технике. Использовалась как аутентичная техника и оружие, так и специально изготовленная. Транспорт тех времен приходилось ремонтировать и реставрировать прямо на съемочной площадке. В съемках задействованы: десятки танков Т-34, немецкие танки, советские и немецкие противотанковые пушки, «катюши», немецкие мотоциклы, сохранившиеся «полуторки» военных лет. Десятки «полуторок» были изготовлены специально для съемок.
Надежда Михалкова и в кино сыграла дочь своего отца.
Во время создания сцены, где Котова давит танк, – Никиту Михалкова в каждом дубле засыпали десятками килограммов промерзшей земли, и каждый раз он, заживо погребенный, должен был откопаться и выбраться из завала. И все это в 30-градусный мороз! От дублеров актер отказался: в таких сценах важно самому пережить то, что испытывали солдаты. Дмитрий Дюжев решился сам играть сцену, где он сгорает заживо. Опасная сцена была и у Нади Михалковой, когда снимали крушение баржи. Она должна была всплывать из-под огромного полотнища с красным крестом, под которым шел корабль. Дубль за дублем Надя ныряла в холодную воду. В какой-то момент не рассчитала силы, чуть не захлебнулась.
Актрисы, игравшие медсестер и врачей, вместе с Надей Михалковой проходили стажировку в военном госпитале им. Бурденко. Учились открывать ампулы одной рукой, перевязывать раны и тащить на себе с поля боя солдат.
Чтобы получить роль рыжего конопатого белоруса Вани, Дмитрий Дюжев «похудел на несколько кило, два месяца мылся шампунем для блондинок, загорал на солнце с дуршлагом и работал с педагогом по белорусскому». А Виктория Толстоганова за время съемок успела родить двоих детей и забеременеть третьим!
55 млн долларов – бюджет «Утомленных солнцем 2».
8 лет шли съемки.
500 человек трудились над созданием картины.
70 вагонов и паровозов выделил Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.
Работа проходила в условиях настолько приближенных к военным, что актеры и участники массовки порой забывали, что это съемки. Часто возникали реакции и реплики не по сценарию, но такие естественные для воюющих людей, что они вошли в фильм. Так, в одной из сцен в грузовике едут солдаты с роженицей, грузовик бомбят немцы. Актеры не знали, где и когда раздастся взрыв. В какой-то момент один из артистов не выдержал и в отчаянии закричал: «Ну хватит уже!». Эта страстная фраза, которая, скорее всего, была адресована режиссеру, вошла в картину.
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
на правах рекламы
Источник
Меньшов — о несостоятельности Михалкова. КОММЕНТАРИИ
Председатель Российского оскаровского комитета озвучил свою позицию по «Цитадели»
Выдвижение фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» на соискание премии «Оскар» от России, как и ожидалось, сопровождается скандалом. Накануне оскаровский комитет Союза кинематографистов картину выдвинул, но потом собрался это решение пересмотреть.
В понедельник вечером Российский оскаровский комитет большинством голосов присутствовавших на заседании его членов принял решение выдвинуть на соискание премии Американской киноакадемии последнюю часть трилогии Никиты Михалова «Цитадель». За фильм Никиты Сергеевича проголосовали пять из восьми членов комитета. Однако не все оказалось так просто. Председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписать такое решение коллег: фильм «Цитадель» провалился в прокате, собрал крайне негативную прессу и не получил никакого признания за рубежом. По этим причинам, считает Меньшов, лента не может представлять российское кино на «Оскаре».
«Комитет выбрал картину «Утомленные солнцем-2: Цитадель» Никиты Сергеевича Михалкова. Но я отказался подписать протокол, поскольку считаю это решение несправедливым, так как прокатная судьба картины и отзывы критиков не доказывают ее состоятельности» — объяснил свое решение Меньшов. Кроме того, он потребовал физического присутствия всех членов комитета при голосовании, а не передачи некоторыми из них доверенностей, как это было вчера вечером.
Во вторник утром в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Меньшов заявил, что решение оскаровского комитета может изменить только сам Михалков, отказавшись от участия: «Мы до 1 октября должны подать все в оскаровский комитет. Если Михалков откажется, то экстренно соберемся и выберем».
Помимо михалковской «Цитадели» на выдвижение в этом году претендовал фильм Александра Сокурова «Фауст», получивший на недавнем Венецианском кинофестивале главный приз -«Золотого льва», и лауреат Каннского фестиваля драма Андрея Звягинцева «Елена».
К слову, по регламенту премии заявленные фильмы должны по крайней мере месяц пробыть в отечественном прокате. Последнему условию отвечают лишь «Елена» и «Цитадель». Также имеет значение язык, на котором снят фильм страны-претендента. Поэтому вопрос о выдвижении от России «Фауста», который идет полностью на немецком, тоже становится спорным.
Напомним, что самые первые «Утомленные солнцем», вышедшие в 1994 году, удостоились каннского Гран-при и «Оскара» за лучший иностранный фильм. А вот «Цитадель» была скептически воспринята критикой и поставила провальный рекорд, собрав в первые выходные в пять раз меньше первой части дилогии — «Предстояния». Кстати, «Предстояние» в прошлом году уже выносилось на голосование национального оскаровского комитета, однако тогда сам Михалков отозвал картину, мотивируя это тем, что судить о фильме можно лишь в целом.
«МК» прокомментировали ситуацию
Андрей Сигле, сокуровский композитор и продюсер:
– Как вы оцениваете выдвижение «Цитадели» на «Оскар»?
– Сталкивать лбами художников, говорить «хороший фильм или плохой» – неправильно. Есть главная системная проблема: как выбираются эти фильмы? Сейчас мы не застрахованы от ошибки, потому что выбирают 10 человек. На мой взгляд, это катастрофически малое количество. Причем, срез людей очень тенденциозный. Это только московские люди, которые никак не представляют, скажем, питерскую школу.
– Но в фестивальных жюри сидит людей не больше…
– Правильно. Но фестивали мало на что влияют. Ну получили мы с Сокуровым «Золотого Льва» или бы не получили… до этого три фестиваля вообще ничего не брали, хотя картины имели восторженные отзывы критики. То есть фестивальная оценка – это некий элемент игры. Здесь же – элемент государственной политики.
– То есть это более важное мероприятие, чем даже сам фестиваль?
– Конечно! Потому что отражает общую кинематографическую позицию. Мол, выбирается всем миром… Я нисколько не превышаю значение «Оскара», однако, это одна из самых важных кинонаград. И выбирать таким тенденциозно составленным жюри нельзя. Состав комиссии надо расширять, что это за московский междусобойчик?
– А вам лично понравилась «Цитадель»?
– Я не видел этого фильма. Но это неважно. Я знаю как снимается кино. Какими потом и кровью оно дается. Художник в свое полотно вкладывает всю душу и сердце. И если фильм не получается – это не вина художника, а его беда. Если считают, что «Цитадель» не получилась – это, повторяю, беда Михалкова. Поэтому недостойно пинать ногами, затаптывать… Сейчас о другом разговор: комиссия по выбору фильма должна быть более представительный. Вы же видите: у нас два Союза, две премии, то есть раскол очевидный. И добрая половина кинематографистов вообще никакого отношения к комиссии по «Оскару» не имеет, потому люди выбираются из одного клана. То есть структурные моменты не решены, из-за чего и возникают курьезы. Пусть будет драка внутри комиссии (если там представлены и два союза и гильдии), а так получается, что драка пошла снаружи…
Андрон Кончаловский, режиссер:
– Насколько «Цитадель» достойна представлять нашу страну?
– Я не член оскаровской комиссии. Уже три года туда не вхожу. И вообще не считаю, что эта комиссия легитимна. Она не отражает ситуации в российском кинематографе. Почему? Потому что, во-первых, существуют две национальных киноакадемии «Ника» и «Золотой орел». «Ника» возникла почти 30 лет назад. Потом возникла вторая академия. И ее создание, считаю, не легитимно, потому что это начало раскола. Что привело к созданию двух Союзов. И нынче этот раскол только углубляется. Мало того, существуют гильдии операторов, сценаристов, продюсеров, актеров. И все эти гильдии состоят из действующих профессионалов. Их мнение абсолютно не учитывается. Поэтому я и ушел из оскаровской комиссии. Да, она состоит из уважаемых людей, но они собраны абсолютно не репрезентативно. То есть их решениями можно манипулировать, они могут договариваться, у нас же все по понятиям в России.
– И что делать?
– Надо создавать новую комиссию, которая реально бы отражала положение в кинематографе. Теперь что касается «Цитадели». «Цитадель» не представляет собой отдельного произведения. Как можно посылать на «Оскар» часть? Эо непрофессионально. Для того чтобы понять что происходит в фильме, надо смотреть еще две картины. Только тогда поймешь откуда кто берется. А то получается абсурд. Вот и все. Так что нельзя не считаться с новой ситуацией. Нельзя «Нику» сбрасывать со счетов, нельзя новый Союз сбрасывать – это все серьезные поступки! Вон, говорят, что в Большом союзе «четыре тысячи членов» – но это в основном пенсионеры, которые не принимают участия в кино. А в новом – все действующие люди, которые приносят реальный вклад. И единственное преодоление раскола – создание новой комиссии по Оскарам!
Валерий Кичин, кинокритик:
— Это очень трудный случай. В оскаровском Комитете есть люди, которых я глубоко уважаю (Глеб Панфилов, Карен Шахназаров). Но, с другой стороны, я понимаю, что у каждого из них есть свои мотивы, которые цепью связывают их с Никитой Михалковым. Например, Инна Чурикова, прекрасная актриса снялась в «Цитадели» у Михалкова. Шахназаров — сам крупная фигура, гендиректор «Мосфильма», очевидно, имеет свои мотивы, но не знаю какие. Я уверен, что ни Шахназарову, ни Панфилову этот фильм нравиться не может.
Выступить против выдвижения «Цитадели» — в данном случае вопрос личного мужества. Вот Меньшов нашел в себе это мужество. Андрон Кончаловский, брат Никиты, тоже высказался против. Ситуация постыдная, потому что не может наш кинематограф в мире представлять фильм, который провалился в прокате, который имеет жуткую прессу — тут двух мнений быть не может, но…
До сих пор люди ведут себя как кролики перед пастью удава, согласно поведению кроликов. Вроде бы понимают, что губят репутацию, идут против своих художественных принципов и тем не менее…
— Но неужели репутация сегодня для этих людей вообще ничего не стоит?
— Слишком велика инерция советского прошлого. Я имею в виду под этим то, что до сих пор соблюдаются правила игры. Выступать по совести — слишком большая роскошь. В 30-х годах, выступая по совести, люди рисковали жизнью, партбилетом, который можно приравнять к «волчьему» билету. А сейчас я вижу откат назад, и люди, те же самые, что входят в оскаровский Комитет у нас, задумываются — а что будет завтра? Какую силу наберет этот человек? Тем более что Михалков не раз доказывал свою подковёрную силу (возьмите хотя бы пример со съездом Союза кинематографистов). Ни один актер не выступил и не выступит против Михалкова — каждый мечтает у него сниматься, каждый зависим. Я знаю только одну актрису, осудившую его — это Наталья Фатеева.
Источник