Меню

Ментальная схема кладовая солнца

Ментальная карта по литературе «Кладовая солнца»

Номер материала: ДБ-187122

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Минобрнауки России выделит до 600 млн рублей для проведения научных проектов мирового уровня

Время чтения: 1 минута

Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования

Время чтения: 3 минуты

В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021

Время чтения: 3 минуты

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Элементы сказки и были в произведении М.М. Пришвина «Кладовой солнца»

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Жанровое своеобразие

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.

Моменты реальности

Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.

Читайте также:  Слепаков солнце зашло за пробку

В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

Источник

План рассказа Кладовая солнца Пришвина

Краткое содержание сказки-были «Кладовая солнца»:

Во всех болотах скрыто большое богатство. Болота сохраняют остатки погибших растений. В них накапливается торф, пропитанный энергией солнца. Поэтому болота можно назвать «кладовыми солнца». И наша история случилась вблизи Блудова болота.

В одном из деревенских домов жили сироты брат и сестра. Насте было двенадцать, а Митраше – десять. Настя была высокой и с веснушками. А Митраша невелик ростом, но плотный и сильный. Когда дети осиротели, им помогали соседи. А после дети начали самостоятельно вести хозяйство.

Наступила весна, и дети пошли за клюквой на болото. Митраша взял ружьё и компас, а Настя корзину с едой. Дети знали от родителей, что в Блудовом болоте есть замечательная поляна, на которой много ягоды. И ребята приняли решение пойти именно туда.

Отправились в дорогу ребята ранним утром. Да спорить начали брат с сестрой: какой тропой пойти. Митраша хотел пойти северной тропой, по которой не решались ходить люди. А Настя спорила за более безопасный путь. Поссорились ребята, и каждый пошёл так, как считал правильным.

Недалеко от развилки начала выть от тоски собака Травка. Её хозяин умер, и она жила сама по себе. Услышал этот вой Серый Помещик – самый страшный волк. Но тут Травка побежала за зайцем, но почувствовала людской запах. По этому следу она и помчалась.

И вот Митрашё тропа привела к Слепой елани. Мальчик захотел сократить путь, потому что видел прекрасную поляну. Но он не знал, что это самое опасное место болота. Митраша зашёл уже довольно далеко, как болото его засосало. Не прошло и секунды, как провалился мальчик по самый пояс. Настя кричала брату, он отзывался, но сестра его не слышала.

Девочка всё ещё шла своей дорогой и увидела много клюквы. Она совершенно забыла про брата и принялась собирать ягоду. Вспомнила она про Митрашу лишь вечером. Тут Настя увидела Травку. Собака вновь побежала за зайцем и прибежала на Слепую елань.

Мальчик увидел собаку и быстро придумал план спасения. Он позвал Травку, собака доверчиво подошла к Митраше. Он схватил Травку за лапы, собака дёрнулась и вытащила его из болота.

Митраша был слишком голоден и собирался застрелить зайца, как неподалёку увидел волка. Набрался смелости мальчик, выстрелил и убил Серого Помещика. На громкий звук примчалась Настя. Детям пришлось ночевать на болоте, а с рассветом они вернулись в деревню с целой корзиной клюквы и всем рассказали про волка. Не все верили. Но потом люди пошли на болото и принесли тело волка.

Считали Митрашу после этого героем. Мальчик уже вырос, а Настя чувствовала вину за то, что забыла о брате. Всю ягоду ребята отдали детям, которые были во время войны в Ленинграде.

Также читают:

Картинка к сочинению план рассказа Кладовая солнца

Популярные сегодня темы

Заканчиваются холода, наступает тот миг, когда все живое наконец-то просыпается и готовится вдохнуть теплый воздух. Первые ростки начинают шевелиться. Ветви берез потихоньку сбрасывают с себя ледяные оковы.

Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями

Дисциплина, пожалуй, одно из тех слов, которые так часто могут употреблять учителя в разговорах со своими учениками, напоминая им о том, как надо себя вести, или родители, когда говорят

«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»

Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.

Читайте также:  Газпром азс очки от солнца

Источник

Технологическая карта урока по биологии и литературе на тему: «Кладовая солнца» (6 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прииртышская средняя общеобразовательная школа»

Бинарный урок по литературе и биологии

6 класс (ФГОС ООО)

Учитель биологии и химии

Барсукова Юлия Октябрисовна

Учитель русского языка и литературы

Душина Мария Игоревна

Предмет: литература, биология

Место проведения: МАОУ «Прииртышская СОШ»

Класс: 6 (ФГОС ООО)

Преподаватель : Душина Мария Игоревна, Барсукова Юлия Октябрисовна

Тема: «Кладовая солнца»

Тип урока: общеметодологической направленности

УМК: литература: Литература. 6 класс. Под ред. Г.С. Меркина. – «Русское слово», 2014 г.

биология: Биология. 6 класс. Под ред. В.В. Пасечника.- М.: «Дрофа», 2013 г.

доказательство или опровержение научной гипотезы о том, могут ли семена прорастать вместе в одной лунке, или это только воображение и образное представление М.М. Пришвина

актуализировать знания учащихся о легенде и её признаках;

формировать навыки и умения различать тему, мысль и идею текста, понимать их художественную необходимость; навыки многоуровнего анализа текста, выразительного чтения;

развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;

применять навыки исследовательской работы;

анализировать литературные и научные тексты;

исследовать и сравнить условия прорастания семян на примере научного и литературного текста (сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца», легенда о сосне и ели);

знать условия, необходимые для прорастания семян;

формировать у учащихся чувства уважения и любви к природе

Планируемые образовательные результаты :

учащиеся докажут или опровергнут научную гипотезу о том, действительно ли семена могут прорастать вместе в одной лунке, или это только воображение и образное представление М.М. Пришвина на основе анализа литературного, научного текстов и результатов эксперимента

ученики научатся различать тему, мысль и идею текста, понимать их художественную необходимость; совершенствовать навыки многоуровнего анализа поэтического текста, выразительного чтения;

развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;

могут применить свои знания и навыки при анализе художественного текста;

формировать навыки исследовательской работы;

исследовать и сравнить способы, условия прорастания семян на примере научного и литературного текста (сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца», легенда о сосне и ели)

Методы обучения : поисковый, наблюдения, экспериментальный, эвристический, осознанного чтения (прием «Ромашка Блума»)

Формы обучения : фронтальная, групповая

Оборудование : компьютер, проектор, рассада томатов

Наглядно-демонстративный и дидактический раздаточный материал : презентация по теме урока, карточки для работы в творческих группах, видеоролик, рабочие листы, листы самооценивания.

Основные понятия и термины : легенда, текст, тема, идея, гипотеза, аргументы, доказательство

Технологическая карта урока

Учитель приветствует детей, предлагает ответить на следующий вопрос:

Л. : -Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы объединились с Юлией Октябрисовной, учителем биологии. Как вы думаете, с какой целью?

Б : — Мы сегодня будем работать в исследовательских группах, и я уверена, что каждый представитель команды внесет большой вклад в общий результат.

— Слушают учителя, участвуют в диалоге; размещают учебные предметы и материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку;

-Делятся на четыре исследовательские лаборатории, при этом распределяя роли: «заведующий научной лабораторией», «ученый-биолог», «ученый-литературовед», «ученый – эколог».

Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие

Л : Ребята, при подготовке домашнего задания вы внимательно прочитали фрагмент сказки-были «Кладовая солнца», легенду о сосне и ели. Почему этот отрывок назван легендой? Что такое легенда? События, которые происходят в этом эпизоде, являются ли правдоподобными?

Б: Мы предлагаем вам просмотреть видеоролик о прорастании семян и ответить на вопрос: как данный видеоролик может быть связан с той информацией, которую они изучали на предыдущем уроке литературы (опора на домашнее задание)?

Учащиеся актуализируют знания о понятии «легенда» и ее признаках, используя различные Интернет-источники. Приходят к выводу о том, что легенда — это жанр устного народного творчества, рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное (Слайд 1).

Ребята размышляют о том, что действительно данные события в эпизоде являются реальными.

-Учащиеся просматривают видеоролик о прорастании семян, отвечают на вопрос: как данный ролик может быть связан с той информацией, которую они изучали на предыдущем уроке литературы (опора на домашнее задание)? (Слайд 2).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Б: Ребята, о чем этот видеоролик?

Л .: Как он связан с литературным текстом? Есть ли научная информация в этом тексте? О скольких семенах идет речь в данном отрывке? А в ролике?

Б : Сегодня мы с вами проведем лабораторное исследование на уроке литературы, опираясь на художественный и научный тексты.

Л : Если мы исследователи, то нам необходимо определиться с предметом и объектом исследования.

Б: Каждое исследование начинается с научной гипотезы, давайте попробуем ее сформулировать.

Учащиеся обсуждают информацию, полученную в процессе просмотра видеоролика, определяют его тему (прорастание семян), связывают ее с легендой о сосне и ели, предполагают то, что действительно в художественном тексте используется научная информация.

Ребята определяют предмет исследования (литературный и научный тексты) и объект исследования (семена); выдвигают научную гипотезу о том, что действительно семена могут прорастать вместе в одной лунке, или это только воображение и образное представление М.М. Пришвина, опираясь на речевые клише (Слайд 3).

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Л.: Ребята, у каждого из вас в исследовательской группе есть своя роль, ознакомьтесь с ней.

Б : Каждый научный сотрудник лаборатории уже завершил свою часть исследования, теперь вам необходимо объединиться в микрогруппы для обсуждения.

Ребята распределяют роли в творческих лабораториях: «Заведующие лабораторией» контролируют работу лаборатории, ход исследования, заполняют оценочные листы, формулируют выводы, выписывают научные термины, встретившиеся в текстах, работают с информационными источниками (Интернет); «ученые-биологи», отвечая на вопросы, заполняют часть таблицы в рабочем листе, опираясь на текст учебника (стр. 108); «ученые-экологи, отвечая на вопросы, заполняют часть таблицы в рабочем листе, опираясь на текст учебника (стр. 108-109); «ученые-литературоведы», отвечая на вопросы, заполняют часть таблицы в рабочем листе, опираясь на текст учебника (стр.161). (Слайд 4).

Читайте также:  Лети свети ты моя солнце

Учащиеся объединяются в исследовательские микрогруппы, обсуждают новую информацию, отвечают на вопросы (карточка № 1):

Вопросы «Заведующим лабораторией»:

— Какие термины вы встретили в научном и литературном текстах?

— Определите стили речи данных текстов, приведите аргументы?

— Легенда о сосне и ели – это художественный или научный текст? Почему?

— Чем объяснить гибель семян в кипяченой воде?

— Почему семена надо высевать в рыхлую почву?

— Почему семена разных растений высевают в разные сроки?

— Какие теплолюбивые и холодостойкие растения выращивают в нашем районе?

— Почему в песчаную почву семена высеивают глубже, чем в глинистую?

— Какие экологические факторы могут влиять на прорастание семян?

— Как вы думаете, могут ли сплетаться корни двух деревьев с научной точки зрения, или это только авторское видение и воображение?

— Какую роль в развитии событий играет образ природы?

— Какие ведущие средство выразительности М.М. Пришвин использует в этом эпизоде? Для чего автор использует именно это средство выразительности? Приведите примеры.

После обсуждения учащиеся возвращаются обратно в свои лаборатории, обсуждают полученную информацию, заполняют все части таблицы в рабочих листах.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Учителя контролируют правильность приемов работы с текстами. Организуют и сопровождают деятельность детей

Л.: Теперь каждая лаборатория представит свой отчет о проделанной работе. Научные руководители даем вам слово. Обязательно ваши наблюдения подкрепляйте аргументами из данных текстов. Каждому руководителю дается ровно 1 минута. Остальные исследователи тоже смогут дополнить ответ после выступления научного руководителя лаборатории.

Каждая творческая лаборатория представляет свой отчет о проделанной работе в форме устного доклада. Научные руководители лабораторий дают полный развернутый монологический ответ, подкрепляя его аргументами из текстов. Первый научный руководитель представляет отчет о научной терминологии в текстах разных стилей (художественного и научного), доказывает, что в художественном тексте присутствуют элементы научного стиля; второй научный руководитель представляет отчет о том, как могут прорастать семена; третий научный руководитель представляет отчет о том, какие внешние факторы могут повлиять при прорастании семян; четвертый научный руководитель представляет отчет о том, что корни двух растений могут сплетаться между собой, что ведущим средством изобразительности является олицетворение, потому что природа выступает как цельный образный персонаж, который одушевляется и ставится наряду с главными героями сказки-были.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Л.: Ребята, мы с вами выполнили первый этап нашего исследования – теоретический и изучили материал о прорастании семян и о внешних условиях, влияющих на прорастание растений, пришли к выводу о том, что художественный текст (легенда о сосне и ели) имеет элементы научного стиля и что два семечка могут прорастать вместе, сцепляясь корнями друг за друга. М.М. Пришвин – ученый, биолог, агроном, поэтому он хорошо знает научное обоснование данному биологическому процессу.

Б: Мы переходим ко второму этапу исследования – лабораторной работе.

Каждая научная лаборатория выполняет задания, каждый участник группы выполняет индивидуальное задание:

— «Ученые-биологи» по алгоритму исследуют корневую систему растений на примере рассады томатов;

— «Ученые – экологи» проводят эксперимент: воздействуют на рассаду томатов с помощью ветра, химических веществ; оценивают структуру почвы.

— «Ученые-литературоведы» письменно оформляют лабораторное исследование;

— «Заведующие научными лабораториями» записывают исследование на диктофон, комментируя этапы лабораторного опыта.

После завершения исследования ребята подводят итоги работы, коллективно презентуют конечные результаты.

Включение в систему знаний и повторение

Б.: Ребята, давайте подведем итоги нашего исследования: опровергнем или подтвердим гипотезу, которую выдвинули в начале урока .

Л.: Как вы думаете, совпадает ли авторское видение писателя с научным описанием биологического процесса прорастания семян? Почему?

Б. : Ребята, как вы думаете, надо ли быть любопытным человеком, надо ли познавать постоянно что-то новое, совершать новые открытия? Можем ли мы совершить открытие или провести исследование, например, по литературе, не обладая знаниями в других предметных областях?

Учащиеся подводят итоги практического исследования, подтверждают научную гипотезу о том, что действительно два семечка могут расти вместе, сплетаясь между собой корнями, и что М.М. Пришвин при описании данного биологического процесса использовал научные сведения, так как обладал глубокими научными познаниями в биологии, географии, экологии.

Учащиеся делают вывод о том, что необходимо всегда быть любопытным человеком, постоянно познавать что-то новое, совершать открытия, и что человек может совершенствоваться каждую минуту, ведь знания в каждой предметной области всегда тесно связаны между собой. Таким любопытным и постоянно интересующимся человеком был М.М. Пришвин, который всегда очень бережно относился к природе, олицетворял ее; в своих произведениях, где она выступает одним из главных персонажей.

Рефлексия учебной деятельности

Л.: А теперь мы даем заключительное слово руководителям научных лабораторий, которые на протяжении всего урока заполняли листы сомооценивания работы группы

Руководители научных исследовательских лабораторий с помощью листов самооценивания анализируют результаты работы группы, аргументируют свою точку зрения, вступают в диалог с учителем.

Л.: Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание

Б.: По биологии задания дифференцированы:

Учащиеся записываю домашнее задание:

1. найти эпизоды в сказке-были «Кладовая солнца» с описанием природы; выписать предложения с олицетворением;

2. Составить маршрут передвижения Насти и Митраши по Блудову болоту.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровню сложности:

1.Подумайте над вопросом (1,2) стр. 114

2.Задание по рисунку 88 на стр.114

3.Провести фенологические наблюдения вести стр.115

Источник

Adblock
detector