Учебно- методическое пособие «Космос» подготовительная группа.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Космос» подготовительная группа.
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Совершенствование грамматического строя речи (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме, образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающне цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, ориентировки в пространстве, мышления, воображения, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: конверты по количеству детей в которые вложены буквы разной величины, образующие слово «Космос»; портрет Ю. Гагарина, 5 предметных картинок: ракета, космонавт (самая крупная, звезды, солнце, планета; картины космической тематики для оформления группового помещения (звездное небо, космонавт в скафандре, планеты, запуск ракеты, мягкий мяч.
Предварительная работа: Беседа с воспитателем на тему «Космос», о первых космонавтах, о празднике «День космонавтики», рассматривание иллюстраций в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
1. Организационный момент:
Логопед приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
логопед: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть в этот солнечный весенний день! Солнышко уже ласково согревает нас своими лучиками и мне хочется чтобы мы все тоже согрелись добрыми словами. Давайте сегодня назовем друг друга по имени ласково, я начну, а вы продолжите по кругу.
(Дети называют друг друга ласково по цепочке: Юленька, Костенька, Егорушка и т. д.)
логопед: Молодцы! А теперь, садитесь на свои места.
2. Сообщение темы занятия:
логопед: Ребята, посмотрите внимательно на ваши столы, у каждого из вас есть красивый конверт. Откройте конверты и посмотрите, что там?
дети: Буквы
логопед: Правильно, буквы! Обратите внимание, что все буквы разной величины. Расположите буквы по порядку от самой большой к самой маленькой и когда вы прочитаете получившееся слово, то узнаете о чем мы будем сегодня говорить.
дети: Космос!
логопед: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о космосе. А что такое космос, как вы думаете?
ответы детей.
логопед: Оказывается вы уже очень много знаете о космосе! Космос- это безвоздушное пространство вокруг нашей планеты, которая называется Земля.
3. Игра «Открой портрет»
На магнитной доске закреплен портрет Ю. Гагарина который закрыт 5 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце, планета.
логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Открой портрет»!
Посмотрите внимательно на доску, портрет закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.
логопед: Что изображено в правом верхнем углу?
дети: Ракета.
логопед: Ракета какая?
дети: Быстрая, красивая, космическая. (логопед снимает картинку закрывающую часть портрета)
логопед: Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу?
дети: Солнце.
логопед: Солнце какое?
дети: Яркое, горячее, лучистое. (логопед снимает картинку)
логопед: Очень хорошо, не догадались еще кто изображен на портрете?
дети: ответы детей
логопед: Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу?
дети: Звезды.
логопед: Звезды какие?
дети: Далекие, мерцающие, красивые. (убирается картинка)
логопед: Давайте теперь подберем признаки к слову «планета»
дети: Неизвестная, большая, обитаемая. (убирается картинка)
логопед: Очень хорошо, у нас осталась самая большая картинка, кто на ней изображен?
дети: Космонавт
логопед: Космонавт какой?
дети: Смелый, выносливый, сильный.
(логопед убирает последнюю картинку закрывающую потрет Ю. Гагарина)
логопед: Ребята, знаете ли вы кто этот человек?
ответы детей.
логопед: Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике «Восток-1». В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник «День космонавтики»!
4. Физкультминутка «Астрономическая считалка»
логопед: Что-то мы с вами засиделись, давайте отдохнем! Встаньте рядом со своим местом и задвиньте стульчики, чтобы они вам не мешали.
На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)
Он планетам вел учет. («считаем» указательным пальцем правой руки)
Меркурий – раз, (описываем круг руками)
Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)
Три – Земля, (приседаем)
четыре – Марс. (встаем)
Пять – Юпитер, (наклон вправо)
шесть – Сатурн, (наклон влево)
Семь – Уран, (наклон вперед)
восьмой – Нептун, (наклон назад)
Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)
Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны) .
логопед: молодцы! (дети садятся на свои места)
5. Упражнение «Семейка слов» (с мячом)
логопед: Ребята, когда вы мне в начале занятия рассказывали что вы знаете о космосе, вы сказали, что в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я буду бросать вам мяч, а вы образовавать слово.
Как можно назвать звезду ласково?
дети: Звездочка!
логопед: Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?
дети: Звездное.
логопед: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова «звезда».
дети: Звездолет
логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. Вспоминайте считалочку.
дети: Звездочет!
логопед: Умники! А как называется явление, когда звезды «падают» с неба?
дети: Звездопад.
логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?
дети: созвездие.
логопед: Молодцы! Вот видите какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова.
дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.
6. Релаксация.
логопед: А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Давайте, сядем ровно на стульчики, и закроем глаза, руки опустим вниз.
Представьте, что вы пассажир космического корабля, который находится в космическом путешествии и в большой иллюминатор вы видите далекие звезды и чудесные планеты, давайте полюбуемся ими.
А теперь мы открываем глаза, потягиваемся и медленно встаем.
Молодцы! Я предлагаю вам в свободное время нарисовать то, что вы увидели во время этого путешествия.
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-kosmos-podgotovitelnaja-grupa.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций. Движение под музыку — самый эффективный метод развития музыкальности.
Источник
Методическое пособие «Загляни в космос»
Ольга Иванова
Методическое пособие «Загляни в космос»
Описание: лист железа прикреплен к стене. На нем нарисованы млечный путь, солнце, орбиты планет. Нарисованные фигуры (космонавт, ракета, комета, планеты, спутник) прикреплены на магнит и передвигаются в нужном направлении.
Цель пособия: Развивать интерес детей к космосу. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность, любознательность, фантазию, интерес к космосу.
Связь с другими областями.
«Познавательное развитие»:закреплять представления детей о космосе, млечном пути, звёздах, солнечной системе, о космических кораблях и работе космонавтов.
«Развитие игровой деятельности»: закреплять умение воплощать знания о космосе в игре, эмоционально и выразительно исполнять свою роль и доводить её до конца.
«Речевое развитие»: дополнять словарь детей новыми словами, развивать диалогическую речь, развивать умение составлять рассказы, развивать грамматически правильный строй речи.
«Художественно-эстетическое развитие»: прослушивание музыкальных фрагментов на тему космоса, рисование космических сюжетов.
Учебно-методическое пособие «Цветная сказка» Авторская игра (учебно-методическое пособие): «Цветная сказка». Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника.
Методическое пособие «Цветик-семицветик» Сегодня я хочу вам рассказать о методическом пособии » Цветик- семицветик». Его можно использовать начиная со средней группу в НОД по развитию.
Методическое пособие «Дидактическая кукла Таня» Дидактическая кукла Таня Введение. Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы — наше отражение.
Методическое пособие «Дни недели» Задачи. Знакомить с днями недели; закреплять знание цифр от до 7, названий времен года и месяцев; совершенствовать навыки порядкового счета,.
Методическое пособие «Речевое поле чудес» «Речевое поле чудес» Цели: -ориентировка в пространстве; -активизация и пополнение активного и пассивного словаря; -развитие фонематического.
Методическое пособие «Тайны звездного неба» Каждый педагог знает, что очень легко донести до сознания ребенка какую либо информацию, используя для этого игру или сказку. В преддверии.
Методическое пособие «Умелые пальчики» Методическая разработка дидактического пособия «Умелые пальчики» Разработала: Воспитатель 1 квалификационной категории Зайченко С. В. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Методическое пособие «Светофорчик» Предлагаю вашему вниманию методический материал для занятия ПДД «Светофор». Его можно использовать на играх и занятиях с детьми. Для изготовления.
Учебно-методическое пособие «Чудесный грибок» Учебно – развивающее пособие «Чудесный грибок» Цель: помочь детям понять значения и правила употребления наиболее часто встречающихся в.
Учебно-методическое пособие «Космические приключения» Для формирования навыка чтения у старших дошкольников необходимо многократное прочтение слогов с четким проговариванием звуков. Данное.
Источник
Космос -это мы методическая рекомендация
методическая разработка
Космос -это мы методическая рекомендация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmos_-eto_my_metodicheskaya_rekomendatsiya.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное автономное учреждение
Дом творчества «Октябрьский» города Липецка
ГАГАРИНСКИЙ УРОК «КОСМОС – ЭТО МЫ».
Методические рекомендации по организации и проведению для дошкольников тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры
Номинация — методические рекомендации
Филатова Елена Валерьевна
Методическая рекомендация «День космонавтики. Гагаринский урок «космос – это мы» разработана педагогом-организатором Филатовой Еленой Валерьевной с целью оказания помощи педагогам образовательных учреждений в подготовке и проведении тематических уроков и памятных мероприятий в честь Дня космонавтики (12 апреля) у дошкольников, направленная на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми. Данная методическая рекомендация была разработана на основе обзора профессиональной литературы и интернет–ресурсов, отражающие теоретические знания и практический опыт по данной тематике.
Звездное небо видел каждый ребенок. Оно притягивает и завораживает своей неизвестностью. Огромное количество звезд, Луна. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было интересно малышу сейчас, и чтобы эта тема была интересна ему и в будущем? Всевозможные игры, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные, красочные картинки и наглядные эксперименты, познавательные мультфильмы и фильмы, — все это поможет расширить кругозор детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель : познакомить педагогов, воспитателей, родителей с особенностями формирования представления о космосе у дошкольников, воспитания чувства гордости за великие достижения своей страны.
Во все времена человечество интересовалось тайнами Вселенной. И по сей день, несмотря на столь развитую технологическую сферу, космос является настоящей загадкой для человека. Однако уже имеется целая масса интересных открытий и фактов о Вселенной, все они поражают своей необычайностью и даже, какой-то мистичностью.
Дошкольники уже наверняка не раз слышали слова космос и Вселенная. Чтобы понять масштабы необъятной и бесконечной вселенной, нужно начать объяснение с малого, то есть с планеты, на которой мы живем. Как правило, все дошкольники знают, что живут на планете Земля. Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космос. Земля вращается вокруг себя, как волчок и движется вокруг Солнца — источника света и тепла, а значит, и жизни на всей планете. Ночью на небе мы видим множество звезд. Солнце – это тоже звезда, самая близкая к нашей планете, и поэтому кажущаяся самой большой. Сравнить размеры Солнца и Земли можно, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это тыква. Старайтесь все объяснять на конкретных простых примерах без неопределенностей.
Поговорите о размере космических объектов. Почему мы видим звезды маленькими? Продемонстрируйте на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас, удобно это сделать на улице, взять с собой тот же мячик и использовать его в роли звезды или планеты. По этой причине мы видим звезды маленькими точечками, а ведь они огромные, просто находятся очень далеко от нас!
Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Кроме Земли вокруг солнца вращается еще 7 планет. Запоминаем планеты:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Можно рассказать малышам, что две последние планеты, Уран и Нептун — синего цвета, так как дальше всего находятся от Солнца. Это ледяные планеты, полностью покрытые льдом.
Затем, можно рассказать о спутнике Земле – Луне.
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
(Р. Алдонина)
Луна — спутник Земли, ее друг. Она ярко сияет на ночном небе, как большой желтый блин. Возьмите фонарик или лампу – это солнце, а большой мяч – это Земля, мячик немного меньше – это Луна.
При изучении звездного неба, важно обратить внимание, что на небе очень много звезд и, кажется, что они беспорядочно по нему рассыпаны, но если присмотреться, они образуют различные причудливые фигуры и даже имена. Достаточно привести пример созвездия Большой медведицы, в котором 7 звезд расположены так, что если их соединить воображаемой линией, получится ковш.
После того, как дети узнали о той планете, на которой живут они сами, их мама, папа, друзья и вообще все люди, закономерно рассказать о том, как люди покоряли космос:
- рассказать о том, кто придумал ракету, которая может улететь в космос,
- кто построил первую такую ракету,
- и почему она может летать там, где не могут летать самолеты и вертолеты;
- рассказать, почему ракету называют ракетоносителем, и что она «носит»;
- рассказать о том, что такое спутник,
- и по какой траектории он движется;
- рассказать, кто побывал в космосе до человека,
- о том, как прошел первый полет человека в околоземном пространстве,
- и когда состоялся первый выход в открытый космос,
- рассказать о том, зачем построили МКС,
- и чем на ней космонавты сейчас занимаются.
Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши. Собаки более умные животные, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась. Потом летали в космос Белка и Стрелка. Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.
Первым человеком, который покорил космос был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю. Вернулся назад живым и здоровым. Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты.
Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.
А первой женщиной космонавтом была Валентина Терешкова. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались учеными.
СТАРТ КОРАБЛЯ
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьез, не понарошку
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой.
(С. Баруздин)
Чтобы изучать звезды и планеты, а также наблюдать за Землей из космоса, люди придумали космические корабли. Они отправляют их далеко от Земли с различными научными целями.
Космическая ракета — это сложная конструкция, в создании которой участвуют специалисты самых разных профессий. Одни готовят двигатели, другие строят каркас корабля, третьи работают с научными приборами.
Космический корабль в космос выводит ракета-носитель, которая состоит из двух или трех ступеней. Когда заканчивается топливо в первой ступени, она отбрасывается, начинают работать двигатели второй ступени. Потом — третьей. На орбиту выводится «полезный груз» — искусственный спутник Земли, корабль с космонавтами или орбитальная станция. Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос. Надуваем воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимаем пальцы, и шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. Когда человек в космическом аппарате отрывается от Земли, он попадает в состояние невесомости: вес тела сильно уменьшается и люди «плавают» в пространстве.
В космосе космонавт не может дышать без специального устройства – скафандра. Также он защищает человека от космического холода и слепящего Солнца.
Какими источниками пользоваться, рассказывая о космосе:
У космических путешествий с малышом есть одна особенность: по большей части вы не сможете увидеть то, о чем рассказываете. Конечно, в телескоп вы сможете рассмотреть Луну и даже найти на ней те самые горы, озера, моря, заливы, кратеры, которые красивыми именами обозначены на лунной карте, в определенное время вам может посчастливиться увидеть на небосклоне Венеру, Марс или даже Юпитер с Сатурном, если у вас мощный телескоп местоположение подходящее. Эксперименты, игры и творческие работы дадут представление о том, как выглядят космические объекты, как они устроены, что с ними происходит в глубинах космоса. Но глазу-то все равно хочется настоящих картинок или живых фотографий.
В сети Интернет сейчас огромное количество информации, посвященной космосу: начиная от развивающих мультфильмов для детей и заканчивая фотографиями туманностей и далеких галактик, сделанных космическим телескопом Хаббл, и онлайн-трансляциями с Международной космической станции.
В сети Интернет вы также найдете множество раскрасок и печатных материалов на космическую тему. Они позволят разнообразить ваши занятия, и заодно потренируют руку малыша, разовьют математические навыки, логику и мышление.
Даже в наш век цифровых технологий, яркие картинки с экрана ноутбука или планшета, не могут заменить настоящей книги, которую можно читать и изучать картинки. Игры, эксперименты, творческие работы и книги отлично дополнят друг друга. Книг на космическую тему сейчас тоже очень много. Они рассчитаны на самый разный возраст: для малышей, для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Есть космические сказки (Е. Левитан), есть энциклопедии, есть художественные книги для детей постарше.
Космос – видео для детей дошкольного возраста. Как известно, детки воспринимают информацию по-разному. Кому-то нужно потрогать, чтобы понять. Кому-то увидеть, а кому-то необходимо проработать тему в игре, в стихах, в творчестве. Завершающим шагом в освоении космоса детьми дошкольного возраста, может быть просмотр видео.
Игры на тему «Космос » для детей
С детьми можно поиграть в игры.
Игра «Что возьмем с собою в космос».
Разложить перед детьми рисунки или предметы и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
Игра «Космический словарь» поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
Игра «Скажи наоборот».
Научить детей выбирать слова с противоположным значением.
Источник