Меню

Международно правовое регулирование космоса

Международно правовое регулирование космоса

Международно-правовое обеспечение космической деятельности

В связи с быстрыми темпами роста числа участников космической деятельности и ее интенсивности на первый план выходят вопросы обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и безопасности космических операций.

В 2019 году в ходе 56-й сессии Научно-технического подкомитета комитета ООН по космосу (НТПК) были одобрены преамбула и 21 руководящий принцип по долгосрочной устойчивости космической деятельности (ДУКД). Указанные принципы содержат набор рекомендаций, направленных на снижение рисков возникновения опасных ситуаций в околоземном космическом пространстве в ходе эксплуатации космической техники, включая вопросы взаимодействия между участниками космической деятельности.

В ходе сессии было отмечено, что достижение согласия по тексту 21 руководящего принципа обеспечения ДУКД вызывает удовлетворение, но необходимо продолжить обсуждение ряда важных вопросов, в частности содержащихся в 7 оставшихся несогласованными проектах принципов. В этой связи на предстоящей сессии НТПК в 2021 году будет рассмотрен вопрос о создании обновленной Рабочей группы по ДУКД, на которую будут возложены доработка текстов 7 несогласованных принципов, рассмотрение новых проектов руководящих принципов, а также вопросы имплементации ранее одобренного 21 принципа. Российская делегация на сессиях Комитета ООН по космосу и его подкомитетах активно поддерживает принятие и имплементацию принципов ДУКД.

Тематика обеспечения безопасности космических операций также рассматривается в рамках ежегодных международных конференций по безопасности космической деятельности, организатором которых выступает Институт ООН по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР). Представители Госкорпорации принимают участие в конференциях ЮНИДИР с целью обеспечения безопасности космических операций, что является одним из условий обеспечения ДУКД, а также во исполнение полномочий Госкорпорации «РОСКОСМОС» осуществлять организацию и контроль проведения мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, планируемой и осуществляемой в соответствии с международными договорами Российской Федерации и универсальным нормативным регулированием, которое разрабатывается под эгидой ООН и иных международных форумов, а также реализуемой в рамках международных космических проектов.

Российская Федерация продолжает продвигать предложенную в 2008 году инициативу о создании под эгидой ООН международной информационной платформы для обмена данными об объектах и событиях в космосе, которая могла бы стать универсальным инструментом информационного взаимодействия заинтересованных государств и международных организаций в сфере обеспечения долгосрочной устойчивости и безопасности космической деятельности, сбора и распространения информации по объектам и событиям в околоземном космическом пространстве, накопления достоверной информации и предоставления гарантированного доступа к ней на недискриминационной основе, а также основой создания механизма по управлению космическим движением и борьбы с космическим мусором. Данная инициатива также ставит своей целью диверсификацию источников данных об объектах и событиях в космосе.

В связи с быстрыми темпами роста числа участников космической деятельности и ее интенсивности актуальной становится задача обеспечения защищенности от возможных угроз космической инфраструктуры, включая орбитальные группировки и наземный сегмент. Ряд стран в этой связи продолжает рассматривать возможность применения статьи 51 Устава ООН и использования права на самооборону в космосе. Россия выступает за выявление вероятных источников конфликтов между участниками КД в космосе, а также за выработку системы возможных ответных мер на потенциально опасные ситуации на околоземной орбите, придерживаясь принципа неприменения силы и угрозы силой в КП.

В 2014 году российские представители впервые инициировали проработку данного вопроса в рамках Комитета ООН по космосу и его профильных подкомитетов. В 2020 году Госкорпорация «Роскосмос» совместно с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова при участии Министерства Иностранных дел России планирует провести конференцию, посвященную модальностям применения права на самооборону в космосе. Результаты конференции будут использованы для дальнейшего формирования концепции и практики обеспечения ДУКД и безопасности космических операций.

Россия продолжает продвигать свои инициативы по поддержанию международного мира и безопасности, являясь участником Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), который запрещает вывод на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием и других видов оружия массового уничтожения или установку такого оружия на небесных телах.

Читайте также:  Космос галактика другая жизнь

В 2008 году Россия и Китай на Конференции ООН по разоружению в Женеве внесли российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе (ДПРОК). В июне 2014 года Россия и Китай представили на Конференции по разоружению обновленный проект ДПРОК, учитывающий высказанные с момента его внесения предложения заинтересованных государств.

Россия и Китай закрепили конкретные обязательства государств в части размещения и испытания в космосе оружия любого вида, привели определения терминов «космический объект», «оружие в космическом пространстве», которые отсутствуют в действующем международном космическом праве. Продвижение проекта ДПРОК является первостепенной задачей России в целях предотвращения милитаризации космоса. Российская сторона продвигает проект ДПРОК в качестве потенциального соглашения универсального характера, имеющим обязательную юридическую силу. Большинство стран выражают поддержку идее заключения многостороннего юридически обязывающего соглашения о запрете вывода оружия в космос.

Первым шагом на пути к ДПРОК является принятие государствами политического обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК) — инициатива России. Российская сторона предпринимает активные усилия по продвижению инициативы НПОК, в частности, в рамках Конференции по разоружению, Первого комитета ГА ООН, Комиссии ООН по разоружению, БРИКС, ШОС. В 2004 году на 59-й сессии ГА ООН в Первом комитете в качестве первого шага к ДПРОК Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе. Аналогичные обязательства приняли все государства ОДКБ.

НПОК — это реальное доказательство ответственного поведения в космосе и готовность сделать следующий, более серьезный шаг — присоединиться к юридически обязательному ДПРОК. НПОК рассматривается как важнейшая мера укрепления доверия в космосе и мог бы стать одним из важных механизмов обеспечения безопасности в космосе при условии его грамотного и ответственного содержания, приемлемого для большинства стран-участниц космической деятельности.

Представители Госкорпорации «Роскосмос» входят в состав постоянно действующей делегации Российской Федерации по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК). Во взаимодействии с заинтересованными ведомствами Госкорпорации «Роскосмос» была проведена работа по подготовке резолюций по разоружению в космосе. На 74-й сессии Первый комитет Генассамблеи ООН принял три резолюции, представленные Российской Федерацией, в частности о «Неразмещении первыми оружия в космосе», «Мерах по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности» и «Дальнейших практических мерах по предотвращению гонки вооружения в космическом пространстве».

Концепция мер транспарентности и укрепления доверия (МТДК) появилась в рамках Конференции ООН по разоружению по инициативе Российской Федерации. По своей сути МТДК представляют собой добровольные или обязательные действия государств-участников космической деятельности, которые способствуют созданию условий для решения международных проблем, улучшения и развития международных отношений на основе сотрудничества, облегчают урегулирование ситуаций, которые могли бы привести к международной напряженности. МТДК служат инструментом реализации международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой, способствуют укреплению региональной и глобальной стабильности.

Вышеуказанные инициативы России по ДУКД, по повышению осведомленности об объектах и событиях в космическом пространстве, политические обязательства по неразмещению оружия в космическом пространстве составляют комплекс мер транспарентности и укрепления доверия в космосе.

Российская Федерация последовательно продвигает идею о необходимости разработки всеобъемлющей конвенции ООН по международному космическому праву. Такой инструмент международного права устранил бы имеющиеся противоречия и восполнил пробелы в действующем международно-правовом регулировании космической деятельности, позволил бы рассмотреть все аспекты освоения космического пространства и использования космических технологий в рамках единого, целостного документа, а также учесть интересы всех участников космической деятельности.

Россия поддерживает инициативу широкого присоединения к пяти договорам ООН по космосу, статус и применение которых являются основой безопасности ведения космических операций. Было высказано мнение, что статус пяти договоров ООН по космосу как краеугольных камней международного космического права не подвергается сомнению, однако в будущем новые научные достижения и развитие технологий потребуют усовершенствования договоров. Для того чтобы пять договоров оставались актуальными, Подкомитет должен учитывать необходимость внесения поправок и изменений или даже разработки дополнительных договоров, а также содействовать еще более широкому присоединению к правовому режиму, регулирующему космическую деятельность.

Читайте также:  Как выглядит космос схема

Представители Госкорпорации «Роскосмос» участвуют в заседаниях Межагентского координационного комитета по космическому мусору (МККМ). МККМ достиг больших успехов в осуществлении информационного обмена и в координации работ по проблеме космического мусора. руководящие принципы МККМ послужили основой для разработки Руководящих принципов ООН по космическому мусору.

В 2007 году Комитетом ООН по космосу были приняты Руководящие принципы по снижению образования космического мусора, утвержденные на 62-й сессии Генеральной ассамблее ООН. Это рекомендательный свод правил, предусматривающий комплекс превентивных мер на этапе разработки и создания КА, их эксплуатации, направленный на снижение темпов техногенного засорения космоса фрагментами космического мусора. Тем не менее, полное избавление от образования космического мусора не представляется возможным в настоящее время, потому встал вопрос об его активном удалении.

В 2018 году на 57 сессии ЮПК Комитета ООН по космосу российская делегация подняла вопрос о необходимость принятия неотложных мер по уменьшению темпов его образования и поиску путей очистки космического пространства. Было также отмечено, что в настоящее время не существует приемлемого юридически значимого определения космического мусора. В настоящее время в Комитете ООН по космосу и его подкомитетах ведется дальнейшая работа над международно-правовым регулированием деятельности по космическому мусору.

В 2015 году в США был принят закон, законов, наделяющий частный сектор правом разрабатывать, присваивать и продавать минеральные ресурсы небесных тел, включая астероиды. В 2019 году на 58 сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу российская делегация предложила поддержать делегации Греции и Бельгии, которые инициируют создание рабочей группы по обмену мнениями о возможных моделях правового регулирования деятельности по исследованию, освоению и использованию космических ресурсов.

В 2020 году США был принят указ «О поощрении международной поддержки в отношении добычи и эксплуатации космических ресурсов». Российская Федерация рассматривает новую космическую политику США нарушающей фундаментальные принципы международного космического права о неприсвоении космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

В связи с этим, Россия выдвинула тезис о необходимости определения в рамках Комитета ООН по космосу правового режима в отношении космических ресурсов и их будущего использования. Российская делегация настаивает на принятии практических усилий по данному направлению исключительно в рамках Комитета и его подкомитетов.

В апреле 2016 года на сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу была впервые рассмотрена тематика управления движением в космосе (УДК). В 2019 году на 58 сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу представители Госкорпорации «Роскосмос» выступили с докладом об УДК, в котором отметили, что УКД предполагает активную разработку механизмов международного сотрудничества, а также напомнили о российской инициативе по созданию под эгидой ООН соответствующей информационной платформы для обмена информацией.

Российская Федерация в своем официальном выступлении на сессии отметила глубинную связь темы управления космическим движением с проблематикой обеспечения долгосрочной устойчивости космической деятельности и призывала государства-членов Юридического подкомитета к активной международной дискуссии, которая должна быть нацелена на выяснение реальных перспектив и модальностей изучения вопросов управления космическим движением в рамках Юридического подкомитета.

Кейптаунская конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 года и Космический протокол к ней 2012 года, разработанные Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) при участии ведущих мировых экспертов в сфере правового обеспечения частных космических проектов, являются первыми международно-правовыми инструментами регулирования специфических аспектов коммерческой космической деятельности.

Космический протокол предусматривает регистрацию обеспечительных прав (международных гарантий) на космические средства в едином Международном регистре по таким международным сделкам с космическими средствами, как купля-продажа, условная купля-продажа, залог и аренда (лизинг). При этом зарегистрированное в международном реестре обеспечительное право (международная гарантия) будет иметь приоритет перед любыми незарегистрированными или последующими зарегистрированными обеспечительными правами (международными гарантиями).

Читайте также:  Занятия детям загадочный космос

Указанный механизм направлен на создание условий для предоставления международных кредитных ресурсов на производство и использование сложной космической техники. Планируется, что это должно привести к существенному снижению процентных ставок по предоставляемым для космических проектов (прежде всего в области спутниковой связи) кредитов, а также заменить институт государственных (правительственных) гарантий по инвестиционным сделкам в сфере космоса.

В настоящее время проводится оценка потенциальных выгод для РКП в результате возможного присоединения Российской Федерации к Космическому протоколу. Правовой режим Кейптаунской конвенции и Космического протокола может быть использован в качестве стимула развития частной космической деятельности в России.

В 2018 году в Вене состоялась юбилейная Конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС +50), посвященная 50-летию первой всемирной конференции сессии ЮНИСПЕЙС. Организатором Конференции выступило Управление ООН по вопросам космического пространства.

Руководство Госкорпорации «Роскосмос» приняло участие в мероприятиях ЮНИСПЕЙС +50, посвящённых празднованию пятидесятой годовщины первой Конференции Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, на которой был одобрен проект резолюции ГА ООН «Пятидесятая годовщина первой Конференции Организации Объединенных Наций по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях: космос как двигатель устойчивого развития», принятой Генеральной Ассамблеей 26 октября 2018 г. (A/RES/73/6).

В сентябре 2018 года в г. Москве под эгидой ООН прошла первая Конференция ООН по космической политике и космическому праву. Указанное мероприятие было проведено Госкорпорацией «Роскосмос» при поддержке МИД России и Правительства Москвы в соответствии с международным соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации и ООН. Доклад об итогах проведенной Конференции был представлен на 58 сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу.

В Конференции приняли участие более чем 80 стран. Особенностью мероприятия стал формат открытой профессиональной дискуссии, что выделяет его среди официальных сессий в рамках комитета ООН по космосу. Такой формат мероприятия предоставил участникам возможность свободно обмениваться экспертными мнениями, не ограничивая себя официальными заявлениями и докладами от национальных делегаций. Проведение данной Конференции принесло практическую пользу, способствовало росту взаимопонимания. Положительные отзывы участников послужили основанием продолжить проведение конференций по вопросам космического права. 23-26 сентября 2019 года в Турции в г. Стамбуле была организована вторая Конференция ООН по космическому праву и космической политике в аналогичном формате. Представители Госкорпорации «Роскосмос» также приняли участие в данном мероприятии.

В ноябре 2018 года в г. Москве была проведена Международная научно-практическая конференция «Космонавтика: открытое пространство международного сотрудничества и развития», приуроченная к 20-летию создания Международной космической станции. Участниками конференции стали специалисты предприятий ракетно-космической отрасли, руководители и представители зарубежных космических агентств, государственные деятели, участники экспедиций на Международную космическую станцию, а также ветераны отрасли. Проведение Конференции позволило участникам обменяться опытом, а также провести дискуссии на тему перспектив сотрудничества и развития пилотируемой космонавтики.

В 2019 году представители Госкорпорации «Роскосмос» приняли участие в 70-м Международном астронавтическом конгрессе при МАФ, проводимом в г. Вашингтоне, США. Был подписан Меморандум между Госкорпорацией «Роскосмос» и МАФ о проведении GLEX 2020 в г. Санкт-Петербурге. В 2019 году Представители Госкорпорации «Роскосмос» совместно с представителями Главкосмоса в составе российской делегации приняли участие в Международной конференции по космосу для развивающихся стран (GLEC-2019), в г. Марракеш, Марокко.

В июле 2020 года Госкорпорация «Роскосмос» планирует провести видеоконференцию глав космических ведомств стран БРИКС для представления достижений в области космической деятельности и обсуждения перспективных проектов в пятистороннем формате. По итогам конференции будет принято совместное заявление глав космических агентств, которое планируется направить в МИД России для включения в итоговую декларацию Саммита глав государств БРИКС.

Источник

Adblock
detector