Меню

Международные объекты охраны окружающей природной среды космоса

Международные объекты охраны окружающей природной среды

(МО ООПС).

Природоохранная деятельность только тогда может быть успешной, когда оптимально координируются национальные программы с международным сотрудничеством, рационально используются международные объекты охраны окружающей природной среды (МО ООПС).

МО ООПС (рис.1) – это:

1) объекты, находящиеся либо в пределах международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида), либо перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных и птиц);
2) уникальные природные объекты (заповедники, национальные парки резерваты, памятники природы);
3) исчезающие редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу;
4) разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух или более государств постоянную или значительную часть года (река Дунай, Балтийское море и др.).

Объекты 1-го типа не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Они осваиваются и охраняются путем различных договоров, конвенций, протоколов.

Объекты 2-го типа охраняются и управляются государствами, но взяты на международный учет.

Велико и постоянно возрастает значение Мирового океана по мере истощения природных ресурсов суши. Он формирует климат планеты, являясь источником атмосферных осадков и поглощая избыток углекислоты в атмосфере. Более 50% кислорода образуется в результате жизнедеятельности океанических растительных организмов, прежде всего, фитопланктона (совокупность «парящих» в толще воды растений, главным образом, микроскопических водорослей). Огромный ущерб фито-и-зоопланктону, рыбам, морским птицам наносит нефть (одна ее капля покрывает непроницаемой пленкой 20 м 2 морской поверхности).

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства вызвали необходимость юридического регулирования Мирового океана. В 60-х годах ХХ века прибрежные страны стали устанавливать, кроме территориальных вод (12 миль от берега), находящихся под полным государственным суверенитетом, еще и 200-мильную экономическую зону со свободным судоходством, но ограниченной добычей биологических ресурсов (только по специально купленным разрешениям – лицензиям, содержащим квоты, т.е. допустимые количества вылова).

В ближайшее время особенное внимание следует обратить на состояние ближнего Космоса (10-30 тыс. км от поверхности планеты), поскольку он имеет не меньшее значение для Земли, чем атмосфера или гидросфера, но более уязвим. В связи с освоением космического пространства человеком загрязнение ближнего Космоса приобрело угрожающие масштабы: в границах экосферы уже «летает» около 3000 т предметов искусственного происхождения, обломков спутников, космических ракет и кораблей, что в 150 тыс. раз превышает массу метеоритных тел; в первой половине ХХІ века масса космического мусора может увеличиться до 4-5 тыс. т, что составит реальную угрозу среде и существованию человечества из-за возникновения электромагнитных аномалий.

Наличие атмосферы – одно из самых главных условий жизни на планете. Атмосфера как элемент глобальной экосистемы, защищает живые организмы от губительного влияния космических излучений и ударов метеоритов; регулирует сезонные и суточные изменения температуры (при отсутствии атмосферы суточные колебания температуры достигали бы +200 0 С); представляет собой совокупность газов, принимающих участие в фотосинтезе и обеспечивающих дыхание и другое.

В сутки человек потребляет 12-15 тыс. литров воздуха, 1 кг еды, 2-3 литра воды. Без еды человек может прожить 30-40 дней, а при лечебном голодании – до 90 дней. Без воды только 5-7 дней, без воздуха – 1-3 минуты.

Если человечество не уменьшит объем загрязнений атмосферы и глобальная температура будет возрастать и дальше (как это происходило на протяжении последних 20 лет), то очень скоро климат Земли станет теплее, чем когда-либо на протяжении 100 тыс. лет. Это ускорит глобальный экологический кризис, связанный также с появлением кислотных дождей и разрушением озонового слоя.

Антарктида – материк мира и международного сотрудничества на основе Договора 1959 года и Мадридского Протокола 1991 года.

Источник

Международные объекты охраны окружающей природной среды

(МО ООПС).

Природоохранная деятельность только тогда может быть успешной, когда оптимально координируются национальные программы с международным сотрудничеством, рационально используются международные объекты охраны окружающей природной среды (МО ООПС).

МО ООПС (рис.1) – это:

1) объекты, находящиеся либо в пределах международных пространств (Космос, атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида), либо перемещающиеся по территории различных стран (мигрирующие виды животных и птиц);
2) уникальные природные объекты (заповедники, национальные парки резерваты, памятники природы);
3) исчезающие редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу;
4) разделяемые природные ресурсы, находящиеся в пользовании двух или более государств постоянную или значительную часть года (река Дунай, Балтийское море и др.).

Объекты 1-го типа не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Они осваиваются и охраняются путем различных договоров, конвенций, протоколов.

Объекты 2-го типа охраняются и управляются государствами, но взяты на международный учет.

Велико и постоянно возрастает значение Мирового океана по мере истощения природных ресурсов суши. Он формирует климат планеты, являясь источником атмосферных осадков и поглощая избыток углекислоты в атмосфере. Более 50% кислорода образуется в результате жизнедеятельности океанических растительных организмов, прежде всего, фитопланктона (совокупность «парящих» в толще воды растений, главным образом, микроскопических водорослей). Огромный ущерб фито-и-зоопланктону, рыбам, морским птицам наносит нефть (одна ее капля покрывает непроницаемой пленкой 20 м 2 морской поверхности).

Читайте также:  Внеклассное мероприятие для 4 класса по теме космос

Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства вызвали необходимость юридического регулирования Мирового океана. В 60-х годах ХХ века прибрежные страны стали устанавливать, кроме территориальных вод (12 миль от берега), находящихся под полным государственным суверенитетом, еще и 200-мильную экономическую зону со свободным судоходством, но ограниченной добычей биологических ресурсов (только по специально купленным разрешениям – лицензиям, содержащим квоты, т.е. допустимые количества вылова).

В ближайшее время особенное внимание следует обратить на состояние ближнего Космоса (10-30 тыс. км от поверхности планеты), поскольку он имеет не меньшее значение для Земли, чем атмосфера или гидросфера, но более уязвим. В связи с освоением космического пространства человеком загрязнение ближнего Космоса приобрело угрожающие масштабы: в границах экосферы уже «летает» около 3000 т предметов искусственного происхождения, обломков спутников, космических ракет и кораблей, что в 150 тыс. раз превышает массу метеоритных тел; в первой половине ХХІ века масса космического мусора может увеличиться до 4-5 тыс. т, что составит реальную угрозу среде и существованию человечества из-за возникновения электромагнитных аномалий.

Наличие атмосферы – одно из самых главных условий жизни на планете. Атмосфера как элемент глобальной экосистемы, защищает живые организмы от губительного влияния космических излучений и ударов метеоритов; регулирует сезонные и суточные изменения температуры (при отсутствии атмосферы суточные колебания температуры достигали бы +200 0 С); представляет собой совокупность газов, принимающих участие в фотосинтезе и обеспечивающих дыхание и другое.

В сутки человек потребляет 12-15 тыс. литров воздуха, 1 кг еды, 2-3 литра воды. Без еды человек может прожить 30-40 дней, а при лечебном голодании – до 90 дней. Без воды только 5-7 дней, без воздуха – 1-3 минуты.

Если человечество не уменьшит объем загрязнений атмосферы и глобальная температура будет возрастать и дальше (как это происходило на протяжении последних 20 лет), то очень скоро климат Земли станет теплее, чем когда-либо на протяжении 100 тыс. лет. Это ускорит глобальный экологический кризис, связанный также с появлением кислотных дождей и разрушением озонового слоя.

Антарктида – материк мира и международного сотрудничества на основе Договора 1959 года и Мадридского Протокола 1991 года.

Источник

1.5.3. Космос как международный объект охраны

Космическое пространство не находится под юрисдикцией какого-либо отдельного государства — это международный объект охраны. Свое отношение к космосу мировое сообщество выразило в двух документах: в Декларации правовых принципов деятельности государств по использованию космического пространства, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 году, и в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 год).

Последний принцип имеет особое эколого-правовое значение. Его устанавливает ст. IX Договора по космосу, согласно которой страны-участники Договора должны осуществлять деятельность в космическом пространстве с учетом соответствующих интересов всех других государств. Каждое государство- участник Договора проводит изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела таким образом, чтобы избежать их загрязнения, а также неблагоприятного изменения земной среды вследствие доставки внеземных веществ и с этой целью, в случае необходимости, принимает соответствующие меры. Таким образом, положения ст. IX Договора по космосу призваны обеспечить охрану земной и космической среды от химического, биологического или радиоактивного загрязнения результатами космической деятельности.

Разновидности такого загрязнения были предусмотрены в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года.

Ведущая роль в обеспечении международного сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Она следит за соблюдением государствами и международными организациями, исследующими и использующими космос, общих принципов международного права, призывает к присоединению всех государств к соглашениям по космосу. Велика роль и других международных организаций — Комитета ООН по космосу, Европейского космического агентства (ЕКА), Международной Астронавтической Федерации (МАФ), Комитета по космическим исследованиям (КОСПАР), Международной организации морских спутников (ИНМАРСАТ), Международного Совета Научных Союзов (ИКСУ).

Договор по космосу предусматривает процедуру проведения международных консультаций относительно деятельности или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи космической деятельности других государств. Такие консультации могут проводиться по инициативе государства, планирующего такую деятельность, и по инициативе другого государства- участника, имеющего основания полагать, что планируемая деятельность потенциально вредна. Институт международных консультаций является важнейшим средством предупреждения международных споров в этой области. Другим таким средством служат международные конференции по изучению экологических проблем, а также обсуждение последних в международных организациях.

Международная ответственность — это особый институт международного права, включающий обязанность ликвидировать причиненный вред, если только вина за его причинение не лежит на потерпевшей стороне, а также право последней на удовлетворение своих нарушенных интересов за счет интересов стороны, причинившей вред, включая применение к ней соответствующих санкций.

Понятие ответственности в междугородном космическом праве имеет следующие два аспекта.

Политическая ответственность — это ответственность за нарушение норм и принципов международного права, предусмотренная ст. VI Договора по космосу: государство-участник обязано отвечать перед другими субъектами международного права за соответствие всей национальной космической деятельности общим нормам и принципам международного космического права.

Читайте также:  Космос привет космос нас любит

Материальная ответственность — это ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом, предусмотренная ст. VII Договора по космосу: государства-участники Договора несут материальную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется она правительственными организациями или неправительственными юридическими лицами. Материальная ответственность может выражаться в форме репарации (денежное возмещение ущерба), реституции (возврат в натуре), субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества) и реставрации (восстановление государством-нарушителем первоначального состояния поврежденного объекта).

Помимо вышеназванного Договора по Космосу существует также ряд актов международно-правового характера, которые регламентируют институт ответственности. В их числе Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Согласно ст. 1 этого Договора, каждый его участник обязуется запрещать, предотвращать и не проводить любые испытательные взрывы ядерного оружия и другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией и контролем:

  • в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой, включая территориальные воды и открытое море;
  • в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства.

Наиболее важным документом, регламентирующим международно-правовую ответственность, является Конвенция 1972 года о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Субъектами международной ответственности являются государства, осуществляющие запуск космического объекта или государства, с установок которых производится запуск. Межправительственные организации несут ответственность вместе с участвующими в них государствами. В некоторых государствах частным организациям разрешено заниматься космическими исследованиями, однако ответственность частных лиц за правонарушения в космосе не предусмотрена.

Конвенция устанавливает абсолютную ответственность. Для государства, осуществляющего запуск космического объекта, предусмотрена выплата компенсации за ущерб, причиненный этим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Однако, если в любом месте, исключая земную поверхность, космический объект одного государства или лица, или имущество, находящиеся у него на борту, причинят ущерб космическому объекту другого государства, то ответственность наступает только при наличии вины первого государства или вины лиц, за которых оно отвечает.

Конвенция 1972 года устанавливает также солидарную ответственность двух и более государств в случае причинения ими ущерба третьему государству. Ответственность распределяется в соответствии со степенью вины каждого из нарушителей, а, если определить ее невозможно, — то распределяется поровну. Однако потерпевшая сторона может требовать полного возмещения ущерба от одного из нарушителей, который одновременно приобретает право регрессного требования к остальным. Такие же правила о солидарной ответственности действуют и в том случае, когда запуск космического объекта осуществлялся совместно несколькими государствами, даже если они заключили соглашение о финансовых обязательствах друг перед другом. Нести ответственность солидарно с другими участниками будет и то государство, с территории которого производился запуск. Конвенция предусматривает возможность полного освобождения от ответственности: ответственность исключается, если ответчик докажет, что причинение ущерба было полностью или частично результатом грубой небрежности или действий, совершенных с намерением причинить вред, со стороны истца, а также, если сторона ответчика действовала с нарушением норм и принципов международного права.

Срок, в течение которого потерпевшая сторона может предъявить претензии

  • один год с момента причинения ущерба или установления государства, которое осуществляло запуск. Если ни то, ни другое не установлено, то претензионный срок исчисляется с того момента, когда истец узнал о причинении вреда или установил ответчика, но не более года с того момента, когда он по разумным предположениям мог узнать об этом. Размер компенсации определяется в соответствии с международным правом и принципами справедливости, с тем, чтобы обеспечить возмещение ущерба физическим и юридическим лицам, государству или международным организациям, от имени которых предъявляется претензия.

Споры, которые могут возникнуть при нарушении норм международного космического права, разрешаются, согласно ст. III Договора по космосу 1967 года, в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, т. е. на основании принципа мирного урегулирования споров. Выбирать мирные средства государства могут по ст. 33 Устава ООН свободно, по своему усмотрению. Они могут прибегнуть к переговорам, обследованию, посредничеству, примирению, арбитражу, судебному разбирательству, иным мирным средствам.

Ст. IX Договора по космосу предусматривает важные положения о международных консультациях, которые представляют собой предупреждение возникновения международных споров в области космической деятельности. Они применяются, когда спора как такового еще нет, но уже существует, по мнению какого-либо государства-участника Договора, угроза того, что в результате деятельности или эксперимента одного государства в космическом пространстве могут возникнуть потенциально вредные помехи деятельности других государств

  • участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства. В соответствии со ст. IX Договора, международные консультации могут быть открыты как по инициативе государства-участника, планирующего деятельность или эксперимент, которые, как он считает, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств, так и по инициативе государства-участника, имеющего основания полагать, что данная планируемая деятельность создаст вредные помехи для других государств- участников Договора. В консультациях могут принимать участие любые государства и международные организации. В случае если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными средствами в соответствии с обстоятельствами и характером спора.
Читайте также:  График работы ленты космос

В Конвенции об ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года, предусматривается урегулирование споров по поводу установления обоснованности претензий о компенсации ущерба и определения суммы компенсации, если она подлежит выплате (ст. XVIII). В соответствии с Конвенцией сторонами в спорах могут выступать государства-участники Конвенции, а также международные межправительственные организации, принявшие на себя обязанности по Конвенции, при условии, что большинство их государств-членов являются государствами-участниками Конвенции и Договора по космосу. По Конвенции, стороны в споре обращаются к переговорам, и если они не приводят к урегулированию его в течение одного года с определенной даты, то по просьбе одной из сторон спор передается в Комиссию по рассмотрению претензий. Комиссия состоит из двух членов, каждый из которых выбирается отдельно одной из сторон, и председателя, который выбирается сторонами совместно. При разрешении спора Комиссия устанавливает обоснованность требований и определяет сумму компенсации. Решение Комиссии может носить рекомендательный или обязательный характер, что определяется соглашением сторон.

Исполнение решения о возмещении ущерба не обеспечено никакой принудительной силой. Единственной гарантией является принцип международного права — «договор должен соблюдаться».

Если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет в больших масштабах угрозу для жизни людей или серьезно отражается на условиях жизни населения или деятельности жизненно важных центров, то государства-участники изучают возможность безотлагательного предоставления соответствующей помощи государству, которому причинен ущерб.

В отличие от внутригосударственного законодательства об ответственности за экологические правонарушения в международном праве отсутствует четкое регулирование вопросов объема и характера ущерба, определение способа компенсации. Международная практика свидетельствует о том, что экологические правонарушения влекут за собой только возмещение прямого, имущественного ущерба, без учета отрицательного воздействия на всю экосистему. Все эти положения, по мнению специалистов, требуют существенной доработки и законодательного урегулирования на международном уровне, исходя из единства жизненного пространства и необходимости, в этой связи, тесного сотрудничества государств в сфере охраны окружающей природной среды. В настоящее время рассматриваются проекты единой Конвенции по мирному урегулированию международных споров в области космической деятельности.

Таким образом, как видно, одной из важнейших международных экологических проблем индустриального освоения Космоса является определение специфических факторов и допустимых границ антропогенного воздействия на окружающую среду и околоземное пространство. Из всех экологических проблем эта проблема в наименьшей степени исследована и освещена в литературе. В частности, недостаточно изучен вопрос об электромагнитном загрязнении, основными источниками которого являются глобальные космические системы связи, телевидения и радиовещания и которое приводит к увеличению напряженности электромагнитного поля на нашей планете, недостаточно информации о потенциальной возможности бактериологического заражения Земли в результате мутаций попавших в Космос земных бактерий, о существующих проблемах индустриального освоения Луны, других небесных тел и их возможных последствиях.

Космическая деятельность в нашей стране регламентируется действующим законодательством, в связи с чем на государственном уровне принят ряд мер по нормализации экологической обстановки при освоении космического пространства. В целях дальнейшего повышения их эффективности, по мнению специалистов, необходима разработка дополнительных нормативных документов, которые должны более детально конкретизировать механизм выполнения принятых нормативных и законодательных актов и предусматривать, в частности:

  • правовое и нормативно-техническое обеспечение космической деятельности с учетом природоохранных требований;
  • экологическую паспортизацию загрязненных территорий и объектов космической инфраструктуры, изучение технико-экономических и организационных аспектов возмещения ущерба при осуществлении космической деятельности;
  • разработку научно-методического и программного обеспечения оценки воздействия ракетно-космической техники на компоненты окружающей среды при штатной эксплуатации средств выведения и в аварийных ситуациях;
  • разработку конструкторско-технологических и организационных предложений по снижению воздействия космической техники на окружающую среду;
  • разработку системы экологического мониторинга космодромов, трасс полетов и районов падения отделяющихся частей ракет.

Анализ и оценка проблем, связанных с развитием космонавтики, представляется крайне важными для экологии человека. Человечество уже не может отказаться от освоения космического пространства, поскольку Космос вошел в повседневную жизнь практически всех людей — прогнозы погоды, предупреждения о стихийных бедствиях, поиски полезных ископаемых, составление разного рода карт, телефонные переговоры, программы телевидения, работа аварийных поисковых групп, морская и авиационная навигация, Интернет и многое другое тесно связано со спутниками и с космическими станциями. Особая роль принадлежит космической деятельности в обеспечении обороноспособности государств. Поэтому, несмотря на многочисленные, в том числе экологические, проблемы Космос будет продолжать осваиваться. Задача экологов — повлиять на этот процесс таким образом, чтобы, максимально используя достижения космонавтики, минимизировать связанные с ней риски, как для биосферы, так и для самих космонавтов.

Источник

Adblock
detector