Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.
2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.
3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.
4. Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.
5. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и падают на головы и плечи со скал и деревьев.
1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах
3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку.
4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым запахом травы и корней.
5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.
1. Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.
2. После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.
3. Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
4. Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.
5. Сумерки приближались и надо было торопиться домой.
1. И вот уже трепещут горят забрызганные росой ветки высоченных дубов.
2. На ближних и дальних деревьях хлопотали возились неумолчным гомоном славили солнце птицы.
3. Цветы украшали жизнь Пушкина и сопровождали его в радости и горести.
4. Человек радуется многоцветью цветов яркой голубизне неба нежной зелени весенней листвы.
5. Слово может возвысить очистить душу человека и уронить её в бездну.
1. Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
2. На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.
3. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.
4. В силу обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию.
5. Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.
1. Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
2. Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
3. Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
4. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5. В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
1. На этом столе можно было увидеть тетради матери-учительницы и документы отца и две скромненькие двенадцатилистовые тетрадочки сына.
2. Чтение открывало ему то «дворянские гнёзда» с их тёплой и возвышенной жизнью под просторным небом то размеренное и ленивое существование старых городов.
3. Она или не расслышала моих слов или не обратила на них внимания.
4. Марина всегда была готова слушать его бесконечные байки и побасенки и безоговорочно верила каждому его слову.
5. На площади стоял сказочный ледяной терем с резным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.
1. После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.
2. Солнце поднимается из-за облаков и заливает лес и поле греющим светом.
3. Видны были только силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.
4. Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.
5. На улице было и тепло и сухо.
1) Каждая травинка и листочек блестели и улыбались капельными глазками.
2) Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.
3) Язык — это путь цивилизации и культуры.
4) Всем интересна эта весёлая и живая интересная и увлекательная игра!
5) В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укрепляли веру в победу.
1) Стройные берёзки и тонкие осины тянут свои ветки к солнцу и шелестят зелёной листвой.
2) После дождя весь лес сиял горел и переливался на солнце весёлыми разноцветными звёздочками.
3) Река уносит свои воды вдаль и теряется в лугах.
4) Воспитательница попросила малыша рассказать стихотворение или спеть песню.
5) В мире есть не только полезное но и красивое.
1. Туман поднялся над рекою и выступил по логам и распадкам.
2. Он хотел выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.
3. Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и зелены.
4. Порывистый ливень без грома и молний только что пронёсся над городом.
5. Красный полумесяц уже ушёл за холм и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.
1) Среди найденных археологами в Переяславце бытовых предметов есть фрагменты ключей и замков детских игрушек черепки глиняной посуды.
2) В XVII веке в городах Севера были созданы лесопильный мыловаренный кожевенный заводы.
3) Русский литературный язык сформировался в основном к середине XIX века и происходило его формирование под воздействием активного языкового творчества народа.
4) Все соляные варницы не только Тотьмы но и всего Севера к середине XVI века принадлежали Строгановым.
5) В колорите фресок преобладают как золотисто-жёлтые голубые синие так и коричневато-красные и зеленоватые цвета.
1. Талант писателя позволяет сочетать и правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.
2. В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс и голос женщины печальный и шум порывистых берёз.
3. После смерти старого хозяина наследник вырубил последние берёзы в парке и сбыл по частям всю пахотную землю.
4. Каждое лето мы с ребятами с удовольствием собирали землянику в лесу да бегали на поля за клубникой.
5. Русский литературный язык существует как в устной так и в письменной формах.
1. Бессистемная заготовка лекарственных растений может привести к уменьшению их запасов в местах сбора.
2. С дороги можно было видеть только выкрашенную тёмной краской крышу да старый тополь.
3. Постоянно меняются как зелёные краски леса так и цвет водной глади в озёрах и реках.
4. Полярники открывали в Арктике и острова и архипелаги и наносили их на карту.
5. Этим летом профессору улыбнулось счастье и после изнурительных раскопок в Крыму он обнаружил останки древнего человека.
1. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.
3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.
4. Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
5. И рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.
1. Весна начинается медленно и осень незаметно подкрадывается.
2. Берёзки теперь давно оделись и утопают в высокой и густой траве.
3. Дождь утратил свою силу и переходил то в ливень то в изморось.
4. Река и небо вздрогнули и загудели.
5. Двор весь был засыпан листьями ясеня тополя американского клёна.
1. Туман поднялся над рекою и выступил по логам и распадкам.
2. Он хотел выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.
3. Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и зелены.
4. Порывистый ливень без грома и молний только что пронёсся над городом.
5. Красный полумесяц уже ушёл за холм и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.
1) Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.
2) Городская интеллигенция и работники музеев приложили немало усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.
3) Древний Городец известен не столько почтенным возрастом жителей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленников сколько мастерами-ремесленниками.
4) Художники Городца на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцующих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.
5) Современную Красную площадь невозможно представить без яркого нарядного девятиглавого Покровского собора.
1. В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2. Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3. По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом хрупкого инея.
4. Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
5. Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.
1. В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
2. В Приморье много закрытых бухт и заливов.
3. был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
4. Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.
5. На городских клумбах растут и традиционные анютины глазки и настурции.
Источник
Мир наполнен запахом сосны солнцем да пением жаворонка
Тест 5.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Голос человека возникает глубоко в горле, где находится твёрдая трубочка – гортань, в которой расположены голосовые связки. Когда мы дышим, они спокойно лежат на внутренних стенках гортани, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо напряжённых голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию. (…), эта вибрация напряжённых голосовых связок и производит звук, который мы называем голосом.
1.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1.При дыхании голосовые связки напряжены, а при разговоре, пении или крике поток выдыхаемого воздуха проходит мимо голосовых связок и вызывает их быструю вибрацию.
2. В результате вибрации горла, в котором расположены голосовые связки, при разговоре, пении или крике человек дышит.
3. Голос возникает в результате вибрации напряжённых голосовых связок, которую вызывает поток выдыхаемого воздуха.
4. Голосовые связки находятся в гортани, где и возникает голос.
- Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СПОКОЙНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
СПОКОЙНЫЙ, -ая, -ое; -оен, -ойна.
1. Находящийся в состоянии покоя, малоподвижный или неподвижный. Море спокойно. Стоять спокойно (нареч.). Спокойно! (призыв не волноваться или не двигаться).
2. Исполненный спокойствия (во 2 знач.), лишенный тревог, забот. Спокойная совесть. Спокойная улыбка. На душе спокойно (в знач. сказ.). С. образ жизни. Спокоен за семью кто-н. Будьте спокойны (будьте уверены, не сомневайтесь).
3. Ведущий себя тихо, не беспокоящий, не раздражающий. С. ребенок. С. сосед.
4. Удобный (об одежде, мебели, жилье). Спокойная обувь. Спокойное кресло. С. уголок.
5. О цвете, краске: приятный для глаз, мягкий (во 2 знач.). Спокойные тона. || сущ. спокойность, -и, ж.
4. В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1) При первом же знакомстве наш начальник вызвал у нас СИМПАТИЮ.
2) Я собрал библиотеку из книг русских и европейских классиков, чьё творчество мне СИМПАТИЗИРОВАЛО.
3) Зритель привык искать в репликах персонажей СКРЫТЫЙ смысл.
4) Печорин не размахивал руками, что говорит о СКРЫТНОМ характере.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕ ЕЗДИТЕ сегодня за город
В СТАХ метрах от нашего дома
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
А). К.Г. Паустовский интересовался и посвятил природе Мещёрского края своё творчество.
Б) Все, кто уезжал через две недели в столицу, собрался у Нежинских.
В) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.
Г) Один из героев романа, ищущим смысл жизни, пытается найти его в любви.
Д) Размышляя о роли поэта и поэзии, А.С.Пушкин говорит, что долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал
1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4)неправильное построение предложения с косвенной речью
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)нарушение в употреблении однородных сказуемых
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
- пр_увеличивать, пр_ложение
- бе_дарно, ра_базаривать
- о_дать, на_ломить
- из_скать, дез_нформация
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.
Автор (не)просто рассказывает о герое, а описывает его характер.
Его (не)уступчивый характер был известен многим.
С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова (не)исчезает.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
- Дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было (ПО)ПРЕЖНЕМУ затянуто тучами.
- Судя по всему, они останавливались (ЗА)ТЕМ домом, ЧТО(БЫ) немного отдохнуть.
- (В)СКОРЕ после нас на новую квартиру переехали папа и дедушка, а ТАК(ЖЕ) перевезли туда и кота Стёпку.
- Приятно гулять (ПО)ЗИМНЕМУ лесу, ПОТОМУ (ЧТО) воздух там особенно свеж, а в тишине слышен скрип снега.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, туше(3)ыми в пря(4)остях.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».
2) Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.
3) С верхней палубы доносились смех весёлые возгласы детские голоса.
4) Это выглядит как благородная попытка найти истину.
5) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у представителей народов (3) в ходе истории страдавших от притеснений со стороны более могущественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнительных моральных опорах для самоутверждения
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать её.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
После открытия астронома Гершеля Солнечная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличилась сразу вдвое.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.
(1)Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2)Чужое имя – другая судьба. (3)Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.
(4)Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть. (5)История же такова. (6)В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7)Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8)Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9)Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку. (10)Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11)Смысл слова прозвище ясен: про – зов – ище. (12)Корень -зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13)Зовом призывают человека, зовут его. (14)Важнее приставка про-. (15)Про— – это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16)Про- всегда в движении. (17)Это то, чего ещё нужно достичь. (18)Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но ипризвать на него все добрые силы. (19)Потому имена давались хорошие, светлые, добрые. (20)Потом появилось отчество. (21)Слово то же, что и отечество. (22)Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23)У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24)У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25)Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26)В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27)Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.
(28)Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29)Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.
(30)Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31)Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32)Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отечеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» ХVIII века.
(33)Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванюша, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена. (34)Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35)Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36)Так и с именем. (37)У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38)Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?
(39)Не имя, конечно, создаёт личность. (40)Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41)Я убеждён в этом. (По В.В. Колесову)
20. Какие высказывания не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.
2)Имя подбирали человеку только по внешности.
3) Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут
4)Отчество – это семейное имя.
5) Имя связано каким-то образом с личностью человека.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 7–9 представлено повествование.
2) Предложение 21 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 20.
3) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.
4) В предложении 18 содержится описание действий.
5) В предложении 33 присутствует элемент описания.
22. Из предложений 4–9 выпишите контекстные синонимы.
23. Среди предложений 38–41 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.
В.В. Колесов, современный учёный-лингвист, использует в своей статье такие лексические средства, как __ (например, «нарекут»), ____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32___ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. ,__ использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».
- сравнительный оборот
- литота
- фразеологическое сочетание
- устаревшие слова
- метафора
- парцелляция
- ряд однородных членов
- превосходная степень прилагательного
- терминологическая лексика
Источник