Меню

Мирча элиаде космос история

Мирча элиаде космос история

Название: Космос и история. Избранные работы
Автор: Мирча Элиаде

М.: Прогресс ,1987 .- 312 с.
Формат: DjVu, PDF
Качество: сканированные страницы+ слой распознанного текста
Язык: Русский

Автор предлагаемого читателю сборника работ — видный ученый, занимающийся вопросами теории мифа, историей религии, методологии религиоведения. В сборник вошли работы: «Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторения)», «Шаманизм и космология», «Параллельно существующие мифы, символы и обряды», «Пролегомены религиозного дуализма: диады и противоположности».
Содержит очерк о жизни и творчестве Мирча Элиаде Н. Я. Дарагана, послесловие В. А. Чаликовой.

СОДЕРЖАНИЕ

Очерк жизни и творчества Мирча Элпаде 3

Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторение) 27
Предисловие автора 27
К определению понятий «вечное возвращение» и «архетии» 29
Глава первая. Архетипы и повторение 32
Проблема 32
Небесные архетипы территории, храмов и городов 34
Символика «центра» 38
Повторение космогонии 43
Сакральные модели ритуалов 45
Архетипы «мирской» деятельности 50
Мифы и история 55
Глава вторая. Возрождение времени 65
«Год», Новый год, космогония 65
Периодичность творения 74
Постоянное возрождение времени 82
Глава третья. «Несчастье» и «псторпя» 93
«Нормальность» страдания 93
История как теофания 99
Космические циклы и история 107
Судьба и история 122
Глава четвертая. «Ужас пстории» 128
Живучесть мифа о вечном возвращении 128
Трудности историцизма 133
Свобода и история 137
Отчаяние или вера 141
Шаманизм и космология 145
Три космические зоны п Мировой Столп 145
Мировая Гора 152
Мировое Древо 154
Мистические числа 7 и 9 159
Шаманизм и космология в Океании 163
Параллельно существующие мифы, символы и обряды 172
Собака и конь 172
Шаманы и кузнецы 176
«Магический жар» ISO
«Магический полет» 183
Мост и «трудный переход» 187
Лестница — дорога мертвых — восхождение . 191
Пролегомены религиозного дуализма: диады и иротиво-
по ложности 199
История вопроса 199
Историцпзм и редукционизм 202
Два типа сакральности 205
Южноамериканские божественные близнецы 207
Полярность и дополнптельность у коги 211
Борьба и примирение: Менебуш и целительная хижина 215
Великий бог п культурный герой 218
Дуализм ирокезов: мифические близнецы 220
Культ: антагонизм и чередование 221
Пуэбло: пары антагонистических и
взаимодополнительных божественных существ 224
Калифорнийские космогонические мифы: бог и его противник 227
Трикстер 230
Несколько замечаний 232
Индонезийские космологии: антагонизм и интеграция 233
Космогония, ритуальные соревнования и состязания ораторов: Индия и Тибет 238
Дэвы и асуры 241
Мптра — Варуна 242
Полярность и coincidentia oppositorm (совпадение противоположностей) 244
Ян и инь 246
Заключительные замечания 248
Послесловпе 252
Комментарии 282
Предметно-именной указатель 299

Источник

Мирча элиаде космос история

[ Tags | История, Книги ]

Книга тридцать восьмая

Мирча Элиаде «Космос и история» (M. Eliade «Le mythe de l’eternel retour. Archetypes et repetition», 1949)
М: Прогресс, 1987 г. 144 стр.

Как человек переносит историю? Как он может ужиться с тем злом, которое творится в мире? Не где-то там, а с ним, с его близкими. Ответов возможно много: можно периодически отменять/забывать это зло, можно признать за ним конструктивную ценность и его неизбежность, можно. В этой книге Элиаде исследует, как решали данный вопрос люди разных культур — от наиболее архаических, первобытных обществ, до современного человека. Как люди переносят историю, как организовано их время. Не в смысле, что с 6 до 19 они пашут, а потом час танцуют — не в смысле расписания, а каково оно, их время. То время, которое не измеришь часами, потому как часы предполагают физическое время, линейное, необратимое. Я не буду пересказывать эту потрясающую книгу — она, конечно, не заставляет лихорадочно перелистывать страницы, для научной книги это скорее была бы отрицательная оценка, и ее, пожалуй, невозможно прочесть быстро, в один присест, так велика концентрация мысли — но вот парочка развернутых цитат из заключительной главы, просто чтобы было понятно, о чем речь:

Существенное различие между человеком архаических цивилизаций и современным «историческим» человеком состоит в той все возрастающей ценности, какую этот последний придает историческим событиям, иначе говоря, тем «новинкам», в которых традиционный человек видел либо лишенные смысла случайности, либо нарушение норм (а следовательно, «проступки», «грехи» и т.д.), которые в этом качестве должны были периодически «изгоняться».

Отказ архаического человека от истории, его отказ занять место в конкретном, историческом времени выдает, таким образом, преждевременное утомление, боязнь движения и спонтанности; короче говоря, поставленный перед выбором — принять условия исторического существования со свойственным ему риском, с одной стороны, или вернуться к природному способу существования, с другой стороны, — он выбрал это возвращение.

Читайте также:  Где запускают ракеты космос

Свобода делать историю, которой хвалится современный человек, иллюзорна почти для всего человеческого рода. Ему остается в лучшем случае свобода выбирать между двумя возможностями: 1) воспротивиться истории, которую делает ничтожное меньшинство (и в этом случае он имеет свободу выбирать между ссылкой или самоубийством); 2) укрыться в недочеловеческом существовании или в бегстве.

Итак, для традиционного человека современный человек не представляет ни тип свободного существа, ни тип творца истории. Напротив, человек архаических цивилизаций может гордиться своим способом существования, который позволяет ему быть свободным и творить. Он свободен не быть тем, чем он был, он свободен отменить свою собственную «историю» с помощью периодической отмены времени и коллективного возрождения.

В этих цитатах видно, насколько автор способен вчуствоваться в человека изучаемого общества, понять саму скрытую логику его мировоззрения. В книге эта способность проявляется периодически и походя. К примеру, в твух-трех фразах объясняется, как могли существовать жертвоприношения новорожденных младенцев Ваалу. Нам это кажется дикостью, но как это могло существовать, в какой логике это могло быть приемлемым. Могло, и вполне логично ложилось в мировоззрение людей того общества.
Книге не велика, чуть больше сотни страниц. Клиффорд Гирц в одной из статей заметил, что в антропологии продуктивны небольшие теоретические обоснования, слишком много теории означает отрыв от предмета изучения и уход в мир вымышленных теорий. Эта книга удовлетворяет такому строгому критерию.

Вообще-то «Космос и история» — это название сборника и название английского перевода, а так эта работа называется «Миф о вечном возвращении (архетипы и повторение)». Под этим названием его можно найти в сети, да и вообще научные работы Элиаде в сети представлены очень хорошо — несколько книг. Секрет прост — некоторые его книги у нас издавали в сериях со всякой астрологией и прочей мутотой, да и в сети кое-что живет на таких же сайтах. Что поделаешь, издержки предмета исследования.

Источник

Элиаде Мирча. Книги онлайн

Мирча Элиаде (Mircea Eliade) — ученый, писатель, историк религии. Родился 9 марта 1907 года в Бухаресте (Румыния), в 1928 году окончил Бухарестский университет, после чего уехал в Индию, где в университете города Калькутта изучал санскрит и индийскую философию. Получив второе образование, Элиаде провел шесть месяцев в гималайском ашраме Ришикеш; именно там, в Гималаях, сформировались его взгляды на религию как на иерофанию, то есть проявление священного.

В 1931 году он вернулся в Румынию, защитил докторскую диссертацию по йоге и до 1939 года преподавал в Бухарестском университете. В 1945 году Элиаде стал профессором Сорбоннского университета, а в 1956 году переехал в Чикаго, где получил в университете кафедру профессора истории религии.

Основные труды Мирчи Элиаде: «Подходы к сравнительному изучению религий» (1949), «Миф о вечном возвращении» (1949), «Шаманизм» (1951), «Мефистофель и андрогин» (1961), «История религиозных идей и верований» (в 3 томах, 1978-1985). Статьи Элиаде опубликованы в сборниках «Поиск: история и смысл в религии» (1969) и «Оккультизм, ведьмы и традиции: статьи по сравнительному религиоведению» (1976).

Он также являлся редактором 16-томной «Энциклопедии религии». Кроме того, его перу принадлежит ряд художественных произведений.

Скончался Мирча Элиаде 22 апреля 1986 года.

Книги (27)

Великан
Свобода
Три эссе
Девица Кристина
Испытание лабиринтом
Христианская революция
Опыты мистического света
Трактат по истории религий
Ритуалы и символы инициации
От Залмоксиса до Чингиз-хана
Салазар и революция в Португалии
Почему я верю в победу легионерского движения

«Интерес к алхимии ученых и интеллектуалов вообще возбуждали в первую очередь «научные» фрагменты алхимической литературы. Алхимию изучали исключительно в качестве провозвестницы химии.

Я неоднократно пытался доказать, что такой подход к алхимии не всегда оправдан; что отнюдь не всегда и не везде она была прологом к химии; что если от алхимических техник в какой-то момент отделилась новая научная техника, давшая начало современной химии, это не означает, что все алхимические техники были прагматическими».

Мирча Элиаде — один из самых популярных культурологов современности. Его книги, посвященные различным аспектам примитивной культуры, обрядности, современному бытованию мифа, архетипическим составляющим сознания современного человека, хорошо известны российскому читателю.

Предлагаемая книга является изложением основных теоретических взглядов одного из крупнейших культурологов современности, касающихся проблем архаической культуры и мифологического мышления, которые являются, по мнению автора, архетипическими основаниями сознания современного человека.

Читайте также:  Автобус от космоса до центра

Мирча Элиаде — продолжатель того направления в литературе, которое принято называть «фантастическим реализмом» и у истоков которого стояли Гоголь, Эдгар По, Достоевский.

Бытовые подробности соседствуют в новеллах М. Элиаде с фантастическими образами, отчего грань между явью и вымыслом стирается, а читатель оказывается втянутым в некую новую реальность.

— Вы носите красивое имя. — Почему? Потому что Элиаде — helios, а Мирча — mir, славянский корень, то же, что paix по—французски? — И мир — Вселенная? — Да, весь мир, космос. — Но я даже не о смысле, а о благозвучии.

Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке.

Первый том охватывает историю религиозных воззрений человечества, начиная с каменного века и кончая элевсинскими мистериями.

Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке.

Том 2 дает панорамную картину религий спасения от даосизма до христианского гнозиса.

Последний трехтомный труд румынского философа и писателя Мирчи Элиаде (1907-1986) подводит итоги всей его жизни в науке.

Том 3, следуя обозначенной тематике, включает также дополнительные главы по религиям древней Евразии, Тибета, по магии, алхимии и герметической традиции.

Эта книга считается классическим исследованием горизонтов индийского духа.

Мирча Элиаде создает представление о йоге как о целостном, универсальном духовном мире, разные элементы которого соответствуют разным культурным уровням и состояниям сознания.

Мирча Элиаде — видный ученый, занимающийся вопросами теории мифа, историей религии, методологии религиоведения.

В сборник вошли работы: «Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторения)», «Шаманизм и космология», «Параллельно существующие мифы, символы и обряды», «Пролегомены религиозного дуализма: диады и противоположности».

Автор предлагаемого читателю сборника работ — видный ученый, занимающийся вопросами теории мифа, историей религии, методологии религиоведения.

В сборник вошли работы: «Миф о вечном возвращении (Архетипы и повторения)», «Шаманизм и космология», «Параллельно существующие мифы, символы и обряды», «Пролегомены религиозного дуализма: диады и противоположности».

Содержит очерк о жизни и творчестве Мирча Элиаде Н.Я. Дарагана, послесловие В.А. Чаликовой.

Роман «Майтрейи» — первый значительный опыт художественного преломления тех впечатлений, что обрушились на автора в Индии. Роман этот принято считать автобиографическим, реалистическим, поскольку в нем «священное», «инобытийное» не явлено так откровенно, как в более поздних произведениях Элиаде.

При поверхностном чтении, да еще с оглядкой на Джозефа Конрада и Сомерсета Моэма, можно воспринять его как очередной вариант сентиментально-трагической истории о любви белого человека к «прекрасной туземке» — истории, сдобренной к тому же сатирическими нотками, призванными обличить все духовное ничтожество пресловутых «пионеров», проводящих время в ночных попойках с веселыми девушками.

В романе Элиаде полунамеками даются кое-какие понятия об эротической стороне тантра-йоги, но делается это крайне деликатно, ибо художественное произведение несет совсем иную нагрузку, нежели эзотерический трактат или научная монография.

Мефистофель и андрогин» — одна из ключевых работ в творчестве одного из самых оригинальных мыслителей 20 века Мирчи Элиаде. Написанная в конце 50 — х гг., она оказала значительное влияние на самые различные интеллектуальные течения и школы, вызвав ожесточенные споры как о сути изложенной в книге концепции, так и о личности самого автора.

Сознательно отклоняясь от магистральной линии развития западной философии в целом, Элиаде заставляет своего читателя по — новому взглянуть на привычные вещи. Частной же задачей данного исследования, по словам автора, является «иллюстрация подхода историка религии, пытающегося дать истолкование некоторому количеству типов религиозного поведения и духовных ценностей, присущих не — европейцам».

`Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость` — особая книга, выделяющаяся четкостью мысли и стройностью концепции.

В ней рассматриваются основополагающие теории жизнеуйстройства племен, пребывающих на архаической стадии развития, присущее им негативное отношение к конкретно-историческому времени, их ностальгия по Великому Времени, выраженная в периодическом воскрешении мифического пра-времени.

Книга известного этнографа и антрополога М.Элиаде «Мифы, сновидения и мистерии» содержит большой мифологический материал как первобытнообщинных народов, так и древнейших цивилизаций, рассматривается космогоническая идея о разделении неба и Земли — духовного и материального.

Мистические ощущения, магическое тепло, мистерия полета, работа сновидений, путь воина, сотворение и жертвоприношения, каннибализм, страдание и символизм смерти в инициациях, мужские и женские тайные общества — эти и широкий ряд других вопросов освещается в книге.

Читайте также:  One sunny day in syberia космос у меня

Элиаде размышляет о связи человека и космоса, о причастности человека к космическим процессам.

Неслучаен его интерес к мифам. Миф в современном обществе не равнозначен мифу в обществах «традиционных». Что-то от прежнего мифологического мировосприятия утрачивается безвозвратно. Многие современные мыслители считают, что беды и кризисы нашего времени объясняются как раз отсутствием мифологического видения.

Мирча Элиаде уверен — миф не подвластен течению календарного, профанного времени, он существует в ином временном измерении, измерении сакрального.

Материалы, составляющие данную книгу, выбраны автором из нескольких дюжин лекций и статей, написанных за последние десять лет.

Все они, прямо или косвенно, связаны с задуманными Мирча Элиаде большими работами.

Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.

Избранные произведения, объединенные общей метафизической проблематикой.

Книга вобрала в себя лучшие художественные произведения Мирчи Элиаде, объединенные общей метафизической проблематикой.

Сверхъестественные существа и высшие божества. Культурные герои и мифологическая. Обряды инициации и тайные культы. Маги-целители и их сакральные модели. Смерть и эсхатология.

Опираясь на обширные знания в области этнографии, теологии, истории религий, автор анализирует поведение и ощущения человека в мире, наполненном религиозным значением.

Почему мы испытываем благоговение перед построенным новым домом; почему у каждого человека есть на земле место, куда ему постоянно хочется вернуться; почему ребенка при крещении опускают в воду; почему мы с нетерпением ждем нового года, связывая с ним многие надежды; что такое действительная и мнимая реальность, действительное и мнимое время для верующего; что означают некоторые религиозные праздники и как они влияют на сознание и поступки человека. На эти и многие другие вопросы даются ответы в этой книге.

Один из властителей дум образованной публики шестидесятых — семидесятых, Мирча Элиаде (1907-1986), был оригинальнейшим исследователем мифологических традиций человечества. Он много лет преподавал историю религий в Чикагском университете.

«Священные текстынародов мира» — это обширная антология, в которую вошли сакральные тексты из огромного множества источников мировой культуры: Коран, египетская Книга Мертвых, Ригведа, Бхагавадгита, Пополь Вух и др.

Антология построена по тематическому принципу. Каждая тема (например, «Боги, богини и сверхъестественные существа», «Смерть, загробная жизнь, эсхатология» или «Мифы о творении и происхождении») раскрывается посредством мифов, религиозных сюжетов, сказаний из самых разных уголков земного шара.

Настоящее издание представляет уникальную возможность русским читателям познакомиться с духовными исканиями цивилизаций и народов мира.

Соавтор — Ион Кулиано

Завершая работу над «Историей религиозных идей и верований», Мирча Элиаде задумал создать небольшой словарь, в котором были бы собраны воедино основные положения его монументального труда.

Эта задача, начатая исследователем, впоследствии была возложена на Иона Кулиано — ученика М.Элиаде, ныне профессора кафедры истории религий Чикагского университета. Книга была подготовлена к изданию уже после смерти М.Элиаде.

С разрешения г-жи Кристинель Элиаде И.Кулиано обратился за помощью к Г.С.Винер, сотруднице Института восточных языков при Чикагском университете (ей принадлежат в основном библиографические указатели).

В этой книге собраны лекции из цикла «Хаскелловские чтения», прочитанные автором в Чикагском университете по общей теме «Образцы посвящения».

Содержание:
1. Обряды, связанные с достижением половой зрелости и племенные посвящения в первобытных религиях
2. Обряды, связанные с достижением возраста половой зрелости в тайных культах
3. Индивидуальные посвящения и тайные общества
4. Посвящение воинов и шаманов
5. Темы посвящения в великих религиях

В книге представлена одна из важнейших работ Мирчи Элиаде, выдающегося историка религии и культуры.

В ней автор на большом фактологическом материале, исходя из диалектики сакрального и профанного, рассматривает различные аспекты архаической культуры, обрядности, мифологического мышления. Труд Элиаде, отличающийся логической стройностью и ясностью изложения, остается незаменимым для историков, религиоведов, философов, культурологов, а также всех интересующихся проблемами развития культуры.

В новелле «У цыганок» — назовем ее вершиной зрелого Элиаде — самые невероятные события прописаны естественно и просто и заключены в мизансцены редкой красоты.

Большое значение придается раскрытию самого феномена шаманизма, анализу его идеологии, обсуждению его техник, символизма и мифологии.

Источник

Adblock
detector