Конспект организованной изобразительной деятельности (рисование) по образовательной области: «Художественно-эстетическое» в подготовительной к школе группе на тему: «Масмак»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия содержит опыт работы по воспитанию эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ №40 «Радость», г.Новочебоксарск
Конспект организованной изобразительной деятельности (рисование) по образовательной области: «Художественно-эстетическое» в подготовительной к школе группе на тему: «Масмак»
Воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение следует начинать в дошкольном детстве. В настоящее время работа в дошкольных образовательных учреждениях основывается на ФГОС дошкольного образования, состоящая из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.
Следуя ФГОС, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, формирование элементарных представлений о видах искусства. Художественно-образное начало произведений народного изобразительного творчества вызывает у дошкольника нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, помогает ему познать закодированный в орнаменте смысл, по-своему интерпретировать его содержание, по-новому увидеть окружающий мир, понять национальное своеобразие и мировосприятие народа, отсюда – и себя самого, свои возможности в творческой деятельности.
На основе выше сказанного, в предложенном конспекте моего занятия, раскрывается один из способов развития творческих способностей детей в процессе создания ими образов-символов чувашских узоров в содержании декоративного рисования.
Тема: «Масмак» (изобразительная деятельность-рисование).
Цель: Формировать умение создавать линейный орнамент по мотивом народного искусства (чувашское).
- формировать умение составлять чувашский узор на полосе;
- учить рисовать новые элементы чувашского узора: «пахотная земля», «солнце», «небо», «земля»;
- закреплять знания детей об элементах чувашского женского костюма («масмак» — налобная повязка);
- закреплять последовательность работы с гуашевой краской;
- Развивать познавательные процессы и речь;
- Обогатить словарь детей следующими словами и выражениями: «масмак», «налобная повязка», «пахотная земля», «много солнц обогревает вспаханную землю».
- Воспитывать культуру поведения;
- Аккуратность;
- Воспитывать познавательный интерес и желание составлять узоры по мотивам народного искусства: русского, чувашского и других национальностей проживающих в Чувашии;
- Воспитывать привычку готовить и убирать свое рабочее место самостоятельно.
Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие»
Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, экран, слайд-презентация, музыкальное сопровождение, головная повязка «масмак», д/и «Собери узор», полосы бумаги красного цвета размером 7,5*20 см., гуашевые краски 5 цветов (синий, черный, белый, зеленый, желтый цвет), простые карандаши, непроливайки, салфетки, кисточки №4 белка или пони, листочки бумаги 10*10 см, ватман формата А3, маркер черного цвета, магниты.
Предварительная работа с детьми: Чтение предания «Много солнц обогревают вспаханную землю», рассматривание иллюстраций из книги «Чувашское народное исскуство» под ред. Э.Д. Меджитова, А.А. Трофимов. Рисование отдельных элементов узора. Проигрывание игры «Найди узор», «Составь узор».
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет, проводиться педагогом-воспитателем, в помещении пространства для свободного передвижения детей. Продолжительность занятия 30 мин. Показываются различные узоры солнца. Объясняется, что такое повязка «масмак», какие узоры на нее наносятся, что означает каждый узор. В процессе работы направлять внимание на правильную передачу узора на повязку «масмак».
Целевая группа: 6-7 лет.
Форма организации: подгрупповая.
Количество детей: 6 детей.
Методы и приемы по структуре занятия:
- Вводная часть:
- Приход воспитателя ;
- Сюрпризное внесение шкатулки.
- Беседа с детьми;
- Показ и рассматривание элементов повязки «масмак»;
- Основная часть:
- Д/и «Составь узор»;
- Показ воспитателя последовательности рисования узора солнца на мольберте.
- Рассматривание динамической модели с использованием мультемидийной установки;
- Подготовка рабочего места и самостоятельная деятельность детей;
- Индивидуальная работа воспитателя с детьми.
- Заключительная часть.
- Оформление выставки детских работ на мольберте;
- Беседа с детьми и дифференцированное поощрение каждого ребенка.
К детям в гости приходит воспитатель и приносит шкатулку.
В.: Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Валерьевна. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
В.: Ребята, я сегодня к вам в гости пришла не с пустыми руками, а с красивой шкатулкой. Хотите посмотреть, что в ней лежит?
В.: (воспитатель открывает шкатулку и достаёт из нее повязку «масмак»). Ребята, вы знаете, что это такое?
В.: Это повязка «масмак». Кто из вас знает, для чего она нужна?
В.: «Масмак» — это женская налобная и головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами, которая защищала девушку от всего плохого. (Воспитатель показывает детям свою повязку и рассказывает). Посмотрите какой красивый узор вышит на ней. Как вы думаете, что он означает?
В.: На моей повязке изображено «много солнц обогревает вспаханную землю». Ребята помните вам уже рассказывали предание о солнце. В ней говорилось о том, что древние чуваши верили, что существует много солнц. По представлению чуваш солнце существо живое. У него есть родители: отец солнца (хевел-ашшше), мать солнца (хевел-амаше), а еще у солнца есть глаза. Вот и на моей повязке изображено много солнц. А еще здесь изображено, посмотрите, небо, земля, пахотные земли. Ребята, а вы хотите сделать такую же повязку своими руками?
В.: Тогда я вас приглашаю в свою мастерскую. (Дети садятся перед мультемидийным экраном).
В.: Прежде чем начать работу, мы с вами вспомним как чуваши изображали солнце.
Солнце чуваши изображали по-разному. Вот так. Чем вам этот узор напоминает солнце?
В.: Да, правильно, треугольники похожи на лучи солнца, вращающиеся по кругу.
В.: Вот еще один узор. А этот узор похож на солнце, что вам об этом говорит?
В.: Да, правильно, в середине большая фигура и от нее отходят лучи.
В.: Ребята, а давайте теперь поиграем в игру «Собери узор». (Дети смотрят на экран мультимедийной установки, на которой показывается последовательность работы по созданию узора).
В.: А теперь пройдите к столу, разделитесь на две команды, возьмите конверты с заданием и начинайте собирать узор. Работа детей. В конце игры дети рассказывают из каких геометрических фигур они составили узор.
В.: Ребята, какие вы молодцы. А теперь я вас приглашаю в мастерскую, где мы будем рисовать «масмак». (Дети садяться полукругом, перед мультимедийным экраном). Прежде чем приступить к работе, я вам покажу как мы с вами это будем делать.
В.: Ребята, у вас у каждого будут полоски бумаги красного цвета, «масмак», на них уже карандашом будут нанесены 4 вертикальные линии, которые разделяют полоску на 4 прямоугольника.
- Сначала, карандашом проводим две линии: снизу полосы бумаги — линию земли, а сверху — линию неба;
- В каждой части полосы бумаги рисуем узор, изображающий солнце с не закрашенными лучами. (Воспитатель на мольберте показывает как изобразить узор солнца) Для этого карандашом рисуем линию сверху вниз. Потом через середину этой линии проводим линию слева направо. Обе линии должны быть равными по длине. После этого от концов первой линии проводим короткие линии в одну сторону и в другую. Эти короткие линии по длине должны быть равны противоположным линиям. Затем концы коротких линий соединяем нитью. Так же делаем и для другой линии. (После объяснения на мольберте, просматриваем последовательность рисования узора на мультимедийном экране).
- Теперь по карандашным линиям проводим краской. Линию неба делаем синего цвета, линию земли черного цвета. Пахотные земли- полосы белого цвета. Затем закрашиваем по два луча каждого узора солнца желтым цветом, потом попарно следующие лучи – зеленым цветом;
- И в заключении следует нарисовать «борозды пахотной земли» черным цветом на белых полосах.
В.: Ребята, а теперь приступим к рисованию своей повязки «масмак». Прежде чем начать работу, приготовьте свое рабочее место. Возьмите, пожалуйста, со стола все что вам нужно для работы, обратите внимание на то, что я вам приготовила маленькие листочки, что бы вы сначала попробовали потренироваться в рисовании узора солнца. (Когда дети заняли свои рабочие места, воспитатель напоминает последовательность пользования гуашевой краской).
В.: Когда вы закончите работу, положите свои готовые повязки на край стола и начните убирать свое рабочее место. А затем мы сделаем выставку ваших работ на мольберте.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребенку.
После высыхания работ, повязки помещаются на мольберт с помощью магнитов.
В.: Ребята, посмотрите какая красота у нас получилась! Что мы сегодня с вами изготовляли в нашей мастерской?
В.: Вам понравилось рисовать повязку «масмак»?
В.: Что особенно вам понравилось изображать? Почему?
В.: Что было сложным для вас в работе?
В.: Хотели бы вы дальше знакомиться с чувашскими узорами?
В.: Хотели бы вы познакомиться с узорами других народов, например татарского, марийского, мордовского народов проживающих на территории нашей Республики Чувашии.
В.: А теперь давайте почувствуем тепло наших рук и пройдемте со мной. (Дети берутся за руки и уходят змейкой под чувашскую мелодию).
- Л.Г. Васильва. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. –Чебоксары: Новое время, 2006 г.
- Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. – Чебоксары: Новое время, 2006 г.
- Л.Г. Ягодова, И.В. Малахова. Чувашские детские игры. – Чебоксары, 2005 г.
- О.В. Драгуновой. Программа воспитания ребенка-дошкольника. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995 г.
Э.Д. Меджитова, А.А. Трофимов. Чувашское народное исскуство. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД для подготовительной группы.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Худжественно-эстетическое развитие» на тему «Музыкальная шкатулка» (базовый вид деятельности — Музыка) для подготовите.
Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (активное слушание музыки, пение, музыкально-ритмических движениях), способности эмоционально откл.
Программное содержание: Закрепить умение детей лепить фигуру человека в движении из целого куска пластилина скульптурным способом. Соблюдать относительную величину частей фигуры, продумать и передать .
МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ.
Программное содержание:1.Развивающие задачи:-Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, пропорции.- Развивать творчество детей, знания о зимних видах спорта.2. Обра.
Дети отправляются в Парк музыкальных аттракционов, чтобы найти ноты, которые потерялись с нотной тетради.
Источник
Много солнц обогревают вспаханную землю
автор: Прокопьева Елена Ивановна
Воспитатель МБДОУ Детский сад №129 г. Чебоксары
Много солнц обогревают вспаханную землю
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 129 «Дубравушка» города Чебоксары Чувашской Республики
МНОГО СОЛНЦ ОБОГРЕВАЮТ ВСПАХАННУЮ ЗЕМЛЮ
конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной
к школе группе, область «Художественно-эстетическое развитие», декоративное рисование по мотивам орнаментов чувашской вышивки
Подготовила воспитатель
Прокопьева Елена Ивановна
Чебоксары 2019 год
«Много солнц обогревают вспаханную землю»
Цель: Формировать положительное отношение к региональной культуре
— продолжать учить создавать линейный орнамент из художественных элементов, заключённых между двумя линиями, путём повторения и чередования их в строгой очерёдности в четырёх частях полосы бумаги;
— развивать чувство ритма (повтор элементов узора);
— воспитывать интерес к национальной культуре.
— чтение мифов, легенд и сказок Чувашского народа;
— рассматривание иллюстраций с изображением элементов Чувашских вышивок;
— рассматривание элементов женской национальной одежды.
Материалы и оборудование:
— головные повязки «масмак»;
— иллюстрации с изображением элементов женского национального костюма;
— изобразительные модели оригиналов узора;
— алгоритм создания линейного орнамента – динамическая модель;
— полосы бумаги красного или маренового цвета;
Воспитатель заносит в группу шкатулку. Предлагает детям узнать содержимое шкатулки. В шкатулке находятся женские головные повязки «масмак».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках. Да, это очень красивая шкатулка! А давайте узнаем, что же в ней находится!
Открывает шкатулку, достаёт из неё «масмак», предлагает детям присесть и рассмотреть их.
Воспитатель: Что же это такое? Ребята, вы знаете, что это за предмет? Да совершенно верно, это «масмак» — женская головная повязка с вышитыми на ней чувашскими узорами. Эти узоры защищали девушку от всего плохого. Посмотрите, какой красивый узор вышит на повязке. Каждый элемент вышивки это не просто орнамент, а предмет, животное. Вот посмотрите на что похож этот узор. А этот?
Воспитатель показывает элементы узоров вышивки(«Ветви деревьев тянутся вверх, к небу», «Животные гуляют в лесу», «Высокие горы»),выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Долгими зимними вечерами женщины и девушки создавали эти неповторимые узоры! Ребята, а вы хотели бы почувствовать себя настоящими мастерами? Тогда я приглашаю вас занять места в нашей мастерской и создать свой масмак.
Дети проходят к столам, рассаживаются на места.
Воспитатель: В чувашских легендах существует повествование о трёх солнцах, которые согревали землю. Предлагаю создать такой сюжет «Много солнц согревают вспаханную землю». Как вы думаете, какие узоры нужно нарисовать, чтобы получилась такая картина? Да, из узоров, изображающих солнце и пахотную землю. (воспитатель демонстрирует изобразительные модели оригиналов узоров «пахотная земля», «солнце»). А сколько узоров нужно нарисовать на полосе бумаги? А почему много? А как вы думаете, как нужно разместить узоры на полосе? (рассматривание головных повязок «масмак» или иллюстраций с их изображением).
Воспитатель: Посмотрите, узоры повторяются: сначала один, потом совсем другой, а затем вновь первый узор и второй и так дальше. Например, пахотная земля – солнце, пахотная земля – солнце и так далее.
Воспитатель предлагает найти такой принцип размещения узоров на подлинниках или иллюстрациях. Затем детям предлагается алгоритм последовательности создания орнамента с последующим объяснением.
— Сначала надо полосу бумаги нужно разделить на четыре части гуашью белого цвета: пополам белой линией, и полученные половины разделить ещё на две равные части. Это будут пахотные земли.
— Затем, промыв кисть, набрать на неё краску синего цвета и провести по верхнему краю полосы линию синего цвета. Это будет линия неба.
— Промыть кисть, набрать на неё гуашь чёрного цвета и провести снизу полосы линию. Это будет линия земли.
— Затем, гуашью чёрного цвета следует нарисовать «борозды пахотной земли».
— В каждой части полосы бумаги нарисовать узор, изображающий солнце. Рисуем жёлтой гуашью ромб с не закрашенной серединой, затем прорисовываем лучи.
Воспитатель беседует с детьми о последовательности выполнения работы.
Воспитатель: Молодцы, а теперь приступаем к выполнению работы. Не забывайте менять воду по мере её загрязнения, хорошо промывайте кисть, пред использованием краски другого цвета.
Ребята выполняют работу, педагог в процессе работы наблюдает за детьми, напоминает о правильности выполнения орнамента, работе с кистью и краской, оказывает индивидуальную помощь затрудняющемуся в работе ребёнку. По окончании работы, педагог предлагает аккуратно перенести работы на выставочный стенд (стол), рассматривает их, отмечает красоту и своеобразие каждой работы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красота у нас получилась! Что мы сегодня изготовляли в нашей мастерской? Вам понравилось украшать масмак? Хотели бы вы и дальше знакомиться с чувашскими узорами? Вы сегодня потрудились на славу! Молодцы! А сейчас, пожалуйста, приведите своё рабочее место в порядок.
- Л.Г.Васильева. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. — Чебоксары: Новое время, 2006г.
- Л.Г. Васильева. Загадочный мир чувашских узоров. – Чебоксары: Новое время, 2006 г.
- Э.Д.Меджитова, А.А.Трофимов. Чувашское народное искусство. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981г.
Источник