Меню

Молитва восходу солнцу у мусульман

Благодать предрассветного времени

Как мы знаем, человек, который занимается торговлей или бизнесом, прилагает большие усилия в поисках источников для получения наибольшей прибыли. В некоторых случаях таким людям приходится работать денно и нощно, не зная ни отдыха, ни сна по нескольку дней кряду. И все это ради мирского достатка. Давайте же посмотрим, сколько среди нас тех, кто может провести несколько дней и ночей в непрерывном бдении, поклоняясь Всевышнему Аллаху, ради своей выгоды на том свете. Если такие и есть, то их единицы.

Пророк ﷺ выделил для нас некоторые промежутки времени, благодать поклонения в которые увеличивается в разы. Одним из таких промежутков является время от утреннего намаза до восхода солнца.

Польза от поклонения в эти часы очень велика. В хадисе сказано: «Тот, кто совершит утреннюю молитву коллективно и после этого будет поминать Аллаха ﷻ до восхода солнца, а затем совершит два ракаата намаза-сунна, получит воздаяние как за полноценный хадж и умра» (Тирмизи). Сказано, что ангелы просят прощения за того, кто после намаза поминает Аллаха ﷻ , не вставая со своего места. В этот промежуток времени нежелательно даже совершение суннат-намазов, это время должно быть выделено для поминания Аллаха ﷻ (зикр, тасбих, вирд).

Пророк Мухаммад ﷺ читал за мусульман такую мольбу: «О Аллах, благослови мою умму в утренние часы» (Ибн Маджа). Это означает, что в том, что делается рано утром, будет больше благодати. Ученые говорят, что сон после утреннего намаза до восхода солнца лишает бараката.

Есть несколько способов, как оставаться бодрым после утренней молитвы.

Лечь спать вовремя

Пророк Мухаммад ﷺ не любил после ночного намаза заводить разговоры, он отправлялся спать или же совершать ночное поклонение. Сегодня электрический свет создает видимость затянувшего светового дня, что губительно влияет на биологический режим человека. Тот, кто ложится после полуночи, вовсе не имеет возможности выспаться до утра. Лечь спать после ночного намаза – самый эффективный метод для своевременного и легкого пробуждения на утреннюю молитву.

«Три узла шайтана»

В хадисе говорится: «Когда кто-либо из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: “Ночь твоя будет долгой, спи же!” И если человек проснётся и помянет Аллаха ﷻ , то один узел развяжется; если он совершит омовение, развяжется второй узел, а если совершит молитву, развяжется и третий, и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым» (Аль-Бухари).

Не секрет, что сатана пытается помешать нам служить Аллаху ﷻ и не хочет, чтобы у нас было бодрое и продуктивное утро. Однако из изречений Пророка ﷺ и книг учёных нам известно, как бороться с его нашептываниями. После пробуждения желательно вознести хвалу Аллаху ﷻ следующими словами: «Альхамдулилляhи-ллязи ахяна ба’да ма аматана ва иляйhи-ннушур». После этого совершить омовение и отправиться на утреннюю молитву.

Если после молитвы тянет обратно ко сну, попробуйте умыться холодной водой, позавтракать, выпить воды или сока.

Намаз в мечети

Есть множество изречений Пророка ﷺ о важности совершения намаза коллективно в мечети. Это является одной из особенностей нашей уммы. Согласно мазхабу (школе шариатского права в Исламе) имама Аш-Шафии, совершение джамаат-намаза является фарзуль-кифаятом (т.е. обязанностью, которую должны исполнить хотя бы два человека в каждом населённом пункте). Молитва с джамаатом превосходит совершённую в одиночку в 27 раз.

Тот, кто отправляется на утренний намаз в мечеть, имеет возможность развеять сон по дороге туда и обратно.

Азкары после намаза

Лучшим продолжением намаза для мусульманина является чтение азкаров. Не следует сразу после намаза вставать и выскакивать из мечети. Хадис гласит: «Ангелы просят благословение и прощение Аллаха ﷻ для каждого из вас, пока вы пребываете в месте молитвы. Ангелы говорят: «О Аллах! Прости ему и будь милостивым к нему» (Аль-Бухари).

Утренняя зарядка

Ежедневная зарядка или небольшая прогулка отлично разгоняют кровь и обеспечивают прилив энергии и бодрости. Зарядка помогает накопить энергию и силы на предстоящий день, в течение которого вы будете чувствовать себя выносливым. Любое дело будет выполняться легко и быстро.

Читайте также:  Можно ли ставить холодильник у окна с солнцем

Распорядок дня

Важно строить свой рабочий график так, чтобы он не препятствовал своевременному совершению каждого намаза. Лучше с вечера же составить план на следующий день, не упустив в нём таких важных пунктов, как совершение намазов в коллективе и чтение желательных молитв-азкаров. Мусульманину нужно строить свой распорядок дня вокруг намазов, а не пытаться впихнуть их в рабочий график, составленный с учётом только деловых моментов.

С закатом каждого дня наша жизнь сокращается, и привычки все сильнее укореняются в нашем характере. Поэтому нам необходимо стараться провести каждый следующий день лучше, продуктивнее предыдущего в плане как мирского, так и того, что касается жизни после смерти.

Источник

Времена намазов – игра света и тени

Умеете ли вы определять время совершения намаза?

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

حافظوا على الصّلوات

Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов» (сура «Аль-Бакара», аят 238).

А в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот в опасности. Аллах по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».

Пять обязательных намазов

1. Утренний намаз («ас-субх»).

2. Полуденный намаз («аз-зухр»).

3. Послеполуденный намаз («аль-‘аср»).

4. Вечерний намаз («аль-магриб»).

5. Ночной намаз («аль-‘иша»).

Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин (мукалляф), кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения, должен выполнять пять намазов в сутки.

Первой молитвой, совершённой Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва. Имам Табарани передал в книге «Авсат» от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и Абу Саида (да будет доволен им Аллах): «Первой обязательной молитвой, возложенной Господом на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва».

С той поры проходит уже около полутора тысяч лет, и сложно даже угадать, какое количество молитв было совершено на этой земле мусульманами.

Одним из условий обязательной пятикратной молитвы (намаза) является совершение каждого из пяти намазов в определённый для него промежуток времени. Поэтому обязательную молитву нужно выполнять только после того, как наступит время соответствующего намаза. Следовательно, необходимо знать, как определить начало и окончание времени молитвы.

Современные мусульмане привыкли, что азан провозглашают с минаретов мечетей, время молитвы можно узнать в интернете или в календарях с расписанием молитв. Но при этом в разных расписаниях время намазов часто различается, то же самое и в интернете. Это создаёт определённое неудобство, плюс к этому верующие в большинстве своём даже не имеют представления о том, как определяется время каждой из молитв. Что делать мусульманину, окажись он в каком-нибудь месте, где нет мечетей, нет интернета и календаря с расписанием молитв?

Поэтому мусульмане должны знать, когда наступает пора каждой молитвы, и при необходимости самим определить нужный час, чтобы своевременно помолиться.

Любимец Аллаха – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал о пятикратной молитве «В намазе – свет моих очей».

Он же сказал: «Лучшее из деяний – это вовремя совершённый намаз» (Джамиуль-ахадис, № 3957).

أفضل الأعمال الصلاة لوقتها

Преждевременно выполненный намаз (даже за мгновение до наступления его времени) является недействительным. А если человек не совершил намаз в течение времени, определённого для него, не имея на то уважительной с религиозной точки зрения причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо возместить этот намаз.

Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраила (мир ему), как определить время для каждого из намазов.

При определении времён молитв очень важную роль играет солнце, а также такое пространственно-оптическое явление, как тень.

Читайте также:  Твою мать утомленные солнцем

В исламских книгах, где пишется о временах намазов, первым указывается время обеденной молитвы.

Полуденный намаз («аз-зухр»)

По мнению имама Ан-Навави, обеденную молитву назвали «аз-зухр», потому что время её наступает в середине дня.

Начало. Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и отклонение должно быть не просто предположительным, а фактическим. А определить наступление времени намаза можно по тени какого-нибудь предмета. Во время зенита тень предмета бывает самой короткой, и с момента отклонения от точки самой короткой тени в сторону увеличения начинается время обеденной молитвы.

Конец. Время обеденной молитвы длится до тех пор, пока длина тени определённого предмета не станет равной его высоте, плюс тень, которая была во время зенита.

В дни весеннего и осеннего равноденствия, т. е. 2 раза в год, солнце на экваторе находится в зените, прямо над головой, и предметы не отбрасывают тени.

Время, отведённое для совершения обеденного намаза, делится на две части. Первое – наилучшее и самое ценное время для молитвы – это первый начальный период. Как пишется в книге «Мукадиматуль хадрамия», этот промежуток времени длится примерно 35 минут. А второе – допустимое для молитвы время, которое длится до начала времени следующей молитвы.

Послеполуденный намаз («аль-‘аср»)

Его именуют так, потому что это время, завершающееся заходом солнца.

Начало. Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. То есть когда тень предмета, равная его высоте, и плюс тень, которая была во время зенита, начинают движение в сторону дальнейшего увеличения.

Конец. Заканчивается с полным заходом солнца, когда солнечный диск полностью исчезнет за западным горизонтом.

Время послеполуденного намаза в книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» делится на пять частей. Первое, как и для всех молитв, наиценнейшее время – первые полчаса в самом начале. Второе – время, в котором ещё есть выбор для беспрепятственного и полноценного совершения молитвы, – до того момента, пока тень предмета не станет больше него в два раза. Третье допустимое время – до захода солнца, совершение намаза в котором считается исполненным. Четвёртое допустимое, в котором ещё нет нежелательности, – с момента, когда тень стала в два раза длиннее предмета, до того, пока не появится на горизонте отсвет жёлтого цвета. И четвёртое – близкое к заходу солнца, которого недостаточно для своевременного совершения молитвы. Откладывать намаз до этого времени является запретным.

Вечерний намаз («аль-магриб»)

Его назвали так, поскольку его время начинается с заката солнца.

Время вечерней молитвы начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т. е. красная полоса заката на западном горизонте.

В книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» сказано: по новому слову (джадид) имама Аш-Шафии, время вечернего намаза – это время, которое необходимо человеку для провозглашения азана, совершения омовения или таяммума, одевания, как положено для намаза, чтения икамата и совершения пяти ракаатов. По истечении временного отрезка, примерно необходимого для совершения всех этих действий, заканчивается время для совершения вечерней молитвы. А по старому слову (кадим) имама Аш-Шафии, время вечерней молитвы заканчивается с исчезновением зарева, которое и знаменует начало ночного намаза. Следование второму слову имама Аш-Шафии (кадим) выбрал и имам Ан-Навави.

Из этого нам следует понимать, что вечернюю молитву нужно совершать без отлагательств – сразу же после наступления её времени.

Время вечерней молитвы делится на две части: первая – это начальный промежуток времени, в котором лучше всего совершить молитву, а далее уже наступает время, на которое нежелательно оставлять совершение намаза.

Ночной намаз («аль-‘иша»)

Его назвали так потому, что связано это время с ночной тьмой.

Начало. Время ночного намаза начинается после исчезновения зарева, т. е. после исчезновения красной полосы заката на западном горизонте.

Конец. Время этого намаза заканчивается с появлением истинного рассвета, при котором отсвет в небе равномерно расстилается по горизонту.

Читайте также:  Защита полипропиленовых труб от солнца

Время ночной молитвы в некоторых книгах делится на три части: самое ценное время для совершения намаза – это сразу после наступления его времени; первая треть ночи – время, в котором ещё есть возможность для полноценного совершения намаза; до момента появления истинного рассвета – это время, в котором обязанность совершения намаза считается исполненной.

По мнению имама Аль-Газали, откладывание молитвы на промежуток времени, попадающий между «ложным» и «истинным» рассветом, является нежелательным (карахатом).

«Ложный» рассвет, или «зодиакальный свет»

В книгах по исламскому праву, в тех разделах, где говорится о временах молитв, встречаем такие понятия, как «ложный» и «истинный» рассветы.

«Ложный» рассвет, или по-научному «зодиакальный свет», – это астрономическое явление, которое появляется в виде конусовидной вертикальной полосы света. Он выступает с горизонта, и его свет идёт вверх по небу. В определённые времена года при благоприятных погодных условиях зодиакальный свет можно увидеть невооружённым глазом.

После «ложного» рассвета вновь наступает мрак. А потом через некоторое время наступает «истинный» рассвет, при этом свет равномерно расстилается по горизонту. Это знаменует конец времени ночной молитвы и начало утренней.

Утренний намаз («ас-субх»)

Он назван так, потому что связан с началом дня.

Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.

Время утренней молитвы в книге «Мукадиматуль хадрамия» делится на четыре части.

Первое – это начало времени молитвы, самое ценное для совершения намаза.

Второе – когда немного рассветёт и можно будет отличить предметы, находящиеся рядом. Это время, в котором ещё можно совершать молитву без потери вознаграждения за неё. Третье, допустимое время – до появления отсвета красного цвета на горизонте. Далее идёт время, до которого нежелательно откладывать совершение молитвы. Молитва, совершённая до восхода, считается исполненной. Но является запретным откладывать молитву до момента, близкого к восходу, которого недостаточно для её исполнения и после которого молитва не будет уже считаться совершённой своевременно.

Молитва за полярным кругом

Всевышний Аллах создал нашу планету Земля очень красивой и удивительной. На земном шаре есть и такие территории, где нет разделения между днём и ночью, то есть наблюдаются такие явления, как полярный день – когда солнце не заходит за горизонт дольше 24 часов, – и полярная ночь – такой период, когда солнце более 24 часов не появляется из-за горизонта.

Во время полярного дня на протяжении каждых суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. Самый короткий полярный день равен почти двум суткам, самый же долгий наблюдается на полюсах – более шести месяцев.

На одной и той же широте относительно экватора основные характеристики полярной ночи аналогичны в Северном и в Южном полушариях. Самая короткая полярная ночь длится почти двое суток, самая длинная – на Южном полюсе – чуть менее шести месяцев.

И возникает вопрос: как же совершать молитву в таких условиях и определять время намазов?

Ответ простой: обязательный пятикратный намаз совершается там согласно расписанию ближайшего населённого пункта, где смена дня и ночи происходит в обычном режиме. Вот в этом специфика длительной ночи и нескончаемого дня.

Молитва в космосе

Справедливо будет спросить: а как определить время намазов в космосе? Как молиться космонавтам-мусульманам?

По мнению современных исламских учёных, в космосе, где нет понятий «день» или «ночь», время для молитвы необходимо привязать не к восходу и закату солнца, а к 24-часовому ритму жизни. При этом часовой пояс для отсчёта будет определяться относительно региона, откуда осуществляется запуск космического корабля.

Как мы видим, молитву нельзя пропускать и откладывать даже в космосе.

Чем больше мы откладываем выполнение намаза, тем меньшее вознаграждение мы получаем за него. Поэтому необходимо спешить с совершением обязательного намаза при наступлении его времени.

Источник

Adblock
detector