Мороз перед восходом солнца
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед во(з/с)ходом со..нца на огромн..ю поляну л..жит..ся первый моро(з/с) (1) . Пр..таиш..ся и ждёш.. у края поляны. Что (з/с)десь прои(з/с)ход..т Моро(з/с) ра(з/с)ст..лает (2) по п..лян.. с..ребряные х..лсты.
Но солнеч..ный (3) луч.. ро(б/п)ко осв..ща..т их и на белом ост..ёт..ся з..лёное м..стеч..ко. Постепенно белое и(з/с)ч..зает. Тол..ко в т..ни высоких д..рев..ев долго сохр..ня..т..ся бел..нький клочок.
На г..лубом неб.. между з..л..тыми д..рев..ями (не)поймёш. что творит..ся. То ли это унос..т вет..р лист..я, то ли стайками собрались мелк.. птиц.. . Вет..р заботливый хозяин. Летом он везде побыва..т всех увид..т. (4) Даже в ч..ще осиновых рощ.. (не)остав..т незн..комого лист..ка.
Теперь лист..я падают шепч..т..ся, словно прощают..ся с р..дным царством.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
м —[м] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
о — [о́] — гласный, ударный
з — [с] — согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
расстилает (2) / рас стил а ет / рас стил а ет
1) солнечный (луч) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: луч (какой?) солнечный;
2) начальная форма — солнечный; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением.
Летом он везде побывает , всех увидит . (4) (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое).
Перед восходом солнца на огромную поляну ложится первый мороз (1) . Притаишься и ждёшь у края поляны. Что здесь происходит? Мороз расстилает (2) по поляне серебряные холсты.
Но солнечный (3) луч робко освещает их, и на белом остаётся зелёное местечко. Постепенно белое исчезает. Только в тени высоких деревьев долго сохраняется беленький клочок.
На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. То ли это уносит ветер листья, то ли стайками собрались мелкие птицы. Ветер — заботливый хозяин. Летом он везде побывает, всех увидит. (4) Даже в чаще осиновых рощ не оставит незнакомого листика.
Теперь листья падают, шепчутся, словно прощаются с родным царством.
Источник
ВПР по русскому языку 5 класс — 2020-2021. Вариант 7
ВПР по русскому языку за 5 класс 2020-2021 года под редакцией А. Ю. Кузнецова — Вариант 7
Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
Пер е д во с ходом на п о ляну лож итс я первый моро з (4) . В полумрак е ра с света заморо з ки н а чинают по всей п о лян е ра с ст и лать белые х о лсты. Первый же лу ч со л нца уб и рает (2) х о лсты, и ост а ё тс я на белом фон е з е лёное место. Вскоре белое ц е ликом и с ч е зает. Только в тени д е рев ь ев долго ещё сохр а няю тс я беленькие п о лоски.
На син е м неб е между з о лотыми д е рев ь ями не поймёш ь , что твори тс я. Унос и т ветер листы? Или стайками с о брались мелкие пти чк и и несу тс я (3) в д а лёкие края (1) ?
Ветер — з а ботливый хозяин. За лето он везде п о бывает, и у него даже в самых густых м е стах не ост а ё тс я ни одного незн а комого листика. А когда ос е нь придёт, з а ботливый хозяин уб е рёт свой ур о жай.
Задание 2
Выполни обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) Фонетический разбор
края (1)
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
(2) Морфемный разбор (по составу)
убирает (2)
у- — приставка
-бир- — корень
-а- суффикс
-ет — окончание
(3) Морфологический разбор
несутся (3)
1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;
2) начальная форма — нестись; несовершен. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.
(4) Синтаксический разбор
Перед восходом на поляну ложится первый мороз. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
звон И шь, сантим Е тр, началс Я , в Ы здоровеешь
Задание 4
- Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
предл. | сущ. | сущ. | глаг. | прил. | сущ. |
В | начале | февраля | прошли | сильные | снегопады |
- Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: союз, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.
- Необязательное: наречие, имя числительное, междометие.
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
- Билетёр громко попросил нас предъявить билеты
- Давай поговорим о том что подарить папе на день рождения
- Дедушка буркнул Даша меня не убедила
- По сообщению синоптиков дождь обойдёт столицу стороной
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Дедушка буркнул: «Даша меня не убедила» .
- Составление схемы предложения :
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- Ночная жара неподвижно висела в воздухе улиц.
- Кто же тебя Полкан так сильно покусал?
- Я испугался и побежал домой
- Петя потёр кулаками глаза и широко зевнул.
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
Кто же тебя, Полкан, так сильно покусал?
- объяснение основания выбора предложения
Это предложение с обращением или в предложении существует обращение.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- У Серёжи поднялась температура и он не пошёл в школу
- Мы опоздали на последний автобус и заночевали в деревне
- Появились какие-то юркие рыбки и стали кружить у самого берега
- Юноша играл на расстроенной гитаре и тихонько подпевал
Ответ
- распознавание предложения и расстановка знаков препинания
У Серёжи поднялась температура, и он не пошёл в школу.
- объяснение основания выбора предложения
Это сложное предложение или в предложении две грамматические основы.
Текст 2
(1) — Дети, идите медведя смотреть! — кричала няня.
(2) Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. (3) Всем охота на представление поглазеть. (4) Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя.
(5) — А ну-ка, Миша, встань, подымись, честным господам, как артист, поклонись! — говорит нижегородец и дёргает медведя цепью.
(6) Заревел медведь от боли. (7) Нехотя поднялся на задние лапы. (8) Стал с ноги на ногу переваливаться, направо, налево раскланиваться.
(9) — А ну-ка, Мишенька, — продолжает нижегородец, — покажи, как малые ребятишки горох воруют. (10) Где сухо — на брюхе, а мокренько — на коленочках.
(11) Заревел опять Мишка, но таки пополз: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дёргает.
(12) — А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
(13) Этого медведь показывать не стал, ворчит, по сторонам оглядывается.
(14) Несколько раз ещё медведь проявлял досаду, ревел, не хотел вставать, но хозяин, поигрывая колом в руках, заставлял его повиноваться. (15) Зрители будто и не замечали этого: знай себе в ладоши хлопали.
(16) Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
(17 ) — А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да как нищий за шапку берись! (18) Обойди господ: хлеб положат, так сам съешь, а деньги ко мне неси.
(19) И пошёл медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей.
(20) Детям няня дала для мужика гривенник, но они положили в шапку хлеба, а гривенник вернули. (21) Дети увидели, когда медведь к ним с шапкой подошёл: губа, продетая кольцом, у него вся распухла.
(По К. Д. Ушинскому)
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ
Основная мысль текста:
Детям не понравилось, что мужик мучит медведя (ИЛИ: Хозяин был жестоким, поэтому дети пожалели медведя и дали ему хлеба, а гривенник вернули няне. ИЛИ: Не достоин одобрения тот, кто мучит животных. ИЛИ: Животное, которое мучат на потеху публике, несчастно и достойно жалости.
Задание 9
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь с неохотой выполнял команды хозяина?
Ответ
Медведь выполнял команды «нехотя» , ревел, ворчал, иногда не с первого раза, иногда вообще не выполнял.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-8 текста. Запишите ответ.
Ответ
Задание 11
В предложениях 12-14 найдите слово со значением «чувство раздражения, неудовольствия» . Выпишите это слово.
Ответ
Задание 12
В предложениях 1-4 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его.
Источник
Мороз перед восходом солнца
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з) (4) . В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает (2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски.
На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся (3) (в)д..лёкие края (1) ?
Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звокий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;
2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.
Перед восходом на поляну ложится первый мороз (4) .
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство.
Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски.
На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края?
Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин соберёт свой урожай.
Источник
Мороз перед восходом солнца
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Пер..д во..ходом на п..ляну лож..т..ся первый моро(с/з) (4) . В полумрак.. ра..света заморо(с/з)ки н..чинают (по)всей п..лян.. ра..ст..лать белые х..лсты. Первый же луч.. со..нца уб..рает (2) х..лсты и ост..ёт..ся (на)белом фон.. з..лёное место. Вскоре белое ц..ликом и..ч..зает. Только (в)тени д..рев..ев долго ещё сохр..няют..ся беленькие п..лоски.
На син..м неб.. между з..лотыми д..рев..ями (не)поймёш..‚ что творит..ся. Унос..т ветер листы? Или стайками с..брались мелкие птич..ки и несут..ся (3) (в)д..лёкие края (1) ?
Ветер з..ботливый хозяин. (За)лето везде он п..бывает‚ и (у)него даже (в)самых густых м..стах (не)ост..ёт..ся ни одного незн..комого листика. А когда ос..нь придёт, з..ботливый хозяин соб..рёт свой ур..жай.
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Перед восходом на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета заморозки начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первый же луч солнца убирает холсты, и остаётся на белом фоне зелёное место. Вскоре белое целиком исчезает. Только в тени деревьев долго ещё сохраняются беленькие полоски.
На синем небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. Уносит ветер листы? Или стайками собрались мелкие птички и несутся в далёкие края?
Ветер — заботливый хозяин. За лето он везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А когда осень придёт, заботливый хозяин соберёт свой урожай.
к — [к] — согласный, глухой, твёрдый
р — [р] — согласный, звокий, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий
[а] — гласный, ударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
Морфемный разбор (по составу)
1) несутся — глагол, обозначает действие предмета: птички (что делают?) несутся;
2) начальная форма — нестись; несоверш. вид, 1-е спряжение; во множественном числе, в третьем лице, настоящем времени;
3) в предложении является сказуемым.
Перед восходом на поляну ложится первый мороз (4) .
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: мороз (подлежащее), ложится (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (мороз) первый — определение; (ложится) на поляну — обстоятельство (допустимо: дополнение); (ложится) перед восходом — обстоятельство.
Источник