Мой далекий близкий космос
Космос… Простой и знакомый или всё же неизведанный и таинственный? Завесу тайн космоса пытаются приоткрыть уже многие поколения учёных. Написано множество научных трудов, диссертаций на соискание научной степени, однако далеко не все загадки космоса разгаданы.
Что такое космос? Для меня это, прежде всего, великая загадка, непостижимая тайна за семью печатями. Космос не всегда был столь интересен мне, как сейчас. Казалось, что это простая и понятная тема, что всё давно изучено. Но как-то раз я узнала в доме детского творчества нашего городка про конкурс «Задай вопрос космонавту», организованный Юрием Голубевым – нашим земляком, авиаконструктором и руководителем спортивно-технического клуба. Ребята из разных уголков Талдомского района прислали свои интересные и разнообразные вопросы. Жюри конкурса рассмотрело все вопросы и выбрало двенадцать наиболее интересных. В их числе оказался и мой вопрос.
В назначенный день нас пригласили в кабинет главы городского поселения Талдом. Вопросы космонавтам посчастливилось задавать ребятам разного возраста: рядом со мной сидели как одиннадцатиклассники, казавшиеся мне тогда почти взрослыми людьми, так и совсем маленькие первоклашки, постоянно повторявшие заученные вопросы, боявшиеся от волнения забыть слова. Минуты ожидания тянулись мучительно долго.
И вот по громкой связи торжественно прозвучало: «Вы в эфире! Вас приветствует российский экипаж МКС: Дмитрий Кондратьев, Александр Самокутяев и Андрей Борисенко». Глава города передал микрофон первому из школьников. Как я волновалась, пока ждала своей очереди, испытывая восторг, радость и страх одновременно! Когда я спрашивала космонавтов, берут ли они с собой в космос книги, меня переполняли чувства и мысли, незнакомые раньше: сейчас, здесь я разговариваю с человеком, который находится далеко – в космосе, на Международной космической станции!
На заданный мною вопрос я получила следующий ответ: «Да, конечно, берём. Дело в том, что общая масса личных вещей, общий вес, который может взять с собой космонавт, не должен превышать одного килограмма. Но коллеги, которые обеспечивают нашу психологическую поддержку, по нашей просьбе доставляют нам литературу с Земли на грузовых кораблях «Прогресс», а также на «шаттлах».
Завершая сеанс космической связи, глава города поблагодарил космонавтов за подробные ответы на вопросы школьников и интересный разговор, пожелал им счастливого полёта и успешного возвращения на Землю и пригласил космонавтов в гости на Талдомскую землю, тем более что наш край может похвастаться «своим» космонавтом: член отряда российских космонавтов Юрий Батурин вырос в подмосковных Вербилках. А космонавты пожелали нам, школьникам, хорошей учёбы и того, чтобы кто-нибудь из нас обязательно сделал космонавтику своей профессией.
Этот конкурс серьёзно повлиял на моё мировоззрение. Моё отношение к космосу изменилось. С того времени он перестал быть для меня чем-то далёким и неинтересным. Уже, наверное, я не смогу сосчитать, сколько книг о космосе и космонавтике я прочитала, сколько документальных фильмов посмотрела!
Человека всегда притягивал космос. Думаю, любой из нас в звёздную ночь не может отвести глаз от точек, мерцающих в небе. Далёкие, таинственные звёзды помогают прикоснуться к вечности, к загадкам Вселенной. Человек всегда стремился в небо. Он мастерил себе крылья, подобные крыльям птиц, парящих в небе. Века понадобились людям, чтобы придумать воздухоплавательные аппараты – воздушные шары и дирижабли. Затем появились самолёты, космические спутники, ракеты, орбитальные космические станции. Беспредельность космоса не укладывается в человеческом сознании, может быть, поэтому космос так манит нас. Мы ведь не знаем точно, сколько всего «скрыто» в космическом пространстве. Космос – фантастически богатая «выставка» звёзд, комет, астероидов, планет, «чёрных дыр». Дух захватывает от всего этого! Двести лет назад своё восхищение зрелищем ночного неба великий русский учёный М.В. Ломоносов передал в следующих строках:
Открылась бездна, звезд полна.
Звездам числа нет, бездне – дна…
Я считаю, что покорение космического пространства, открытие новых планет, а может быть, встреча с другой цивилизацией – это то, что ожидает человечество в обозримом будущем. А вдруг мой внук или правнук станет тем гражданином Земли, который сделает первые шаги по поверхности планеты, находящейся в другой галактике?
Источник
Мой далекий близкий космос
«КОСМОС БЛИЗКИЙ И ДАЛЁКИЙ» (ЭССЕ)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Космос… Простой и знакомый или всё же неизведанный и таинственный? Завесу тайн космоса пытаются приоткрыть уже многие поколения учёных. Написано множество научных трудов, диссертаций на соискание научной степени, однако далеко не все загадки космоса разгаданы.
Что такое космос? Для меня это, прежде всего, великая загадка, непостижимая тайна за семью печатями. Космос не всегда был столь интересен мне, как сейчас. Казалось, что это простая и понятная тема, что всё давно изучено. Но как-то раз я узнала в доме детского творчества нашего городка про конкурс «Задай вопрос космонавту», организованный Юрием Голубевым – нашим земляком, авиаконструктором и руководителем спортивно-технического клуба. Ребята из разных уголков Талдомского района прислали свои интересные и разнообразные вопросы. Жюри конкурса рассмотрело все вопросы и выбрало двенадцать наиболее интересных. В их числе оказался и мой вопрос.
В назначенный день нас пригласили в кабинет главы городского поселения Талдом. Вопросы космонавтам посчастливилось задавать ребятам разного возраста: рядом со мной сидели как одиннадцатиклассники, казавшиеся мне тогда почти взрослыми людьми, так и совсем маленькие первоклашки, постоянно повторявшие заученные вопросы, боявшиеся от волнения забыть слова. Минуты ожидания тянулись мучительно долго.
И вот по громкой связи торжественно прозвучало: «Вы в эфире! Вас приветствует российский экипаж МКС: Дмитрий Кондратьев, Александр Самокутяев и Андрей Борисенко». Глава города передал микрофон первому из школьников. Как я волновалась, пока ждала своей очереди, испытывая восторг, радость и страх одновременно! Когда я спрашивала космонавтов, берут ли они с собой в космос книги, меня переполняли чувства и мысли, незнакомые раньше: сейчас, здесь я разговариваю с человеком, который находится далеко – в космосе, на Международной космической станции!
На заданный мною вопрос я получила следующий ответ: «Да, конечно, берём. Дело в том, что общая масса личных вещей, общий вес, который может взять с собой космонавт, не должен превышать одного килограмма. Но коллеги, которые обеспечивают нашу психологическую поддержку, по нашей просьбе доставляют нам литературу с Земли на грузовых кораблях «Прогресс», а также на «шаттлах».
Завершая сеанс космической связи, глава города поблагодарил космонавтов за подробные ответы на вопросы школьников и интересный разговор, пожелал им счастливого полёта и успешного возвращения на Землю и пригласил космонавтов в гости на Талдомскую землю, тем более что наш край может похвастаться «своим» космонавтом: член отряда российских космонавтов Юрий Батурин вырос в подмосковных Вербилках. А космонавты пожелали нам, школьникам, хорошей учёбы и того, чтобы кто-нибудь из нас обязательно сделал космонавтику своей профессией.
Этот конкурс серьёзно повлиял на моё мировоззрение. Моё отношение к космосу изменилось. С того времени он перестал быть для меня чем-то далёким и неинтересным. Уже, наверное, я не смогу сосчитать, сколько книг о космосе и космонавтике я прочитала, сколько документальных фильмов посмотрела!
Человека всегда притягивал космос. Думаю, любой из нас в звёздную ночь не может отвести глаз от точек, мерцающих в небе. Далёкие, таинственные звёзды помогают прикоснуться к вечности, к загадкам Вселенной. Человек всегда стремился в небо. Он мастерил себе крылья, подобные крыльям птиц, парящих в небе. Века понадобились людям, чтобы придумать воздухоплавательные аппараты – воздушные шары и дирижабли. Затем появились самолёты, космические спутники, ракеты, орбитальные космические станции. Беспредельность космоса не укладывается в человеческом сознании, может быть, поэтому космос так манит нас. Мы ведь не знаем точно, сколько всего «скрыто» в космическом пространстве. Космос – фантастически богатая «выставка» звёзд, комет, астероидов, планет, «чёрных дыр». Дух захватывает от всего этого! Двести лет назад своё восхищение зрелищем ночного неба великий русский учёный М. В. Ломоносов передал в следующих строках:
Открылась бездна, звезд полна.
Звездам числа нет, бездне – дна…
Я считаю, что покорение космического пространства, открытие новых планет, а может быть, встреча с другой цивилизацией – это то, что ожидает человечество в обозримом будущем. А вдруг мой внук или правнук станет тем гражданином Земли, который сделает первые шаги по поверхности планеты, находящейся в другой галактике?
Источник
КОСМОС ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ
Проект «Космос далекий и близкий»
Цель: Расширить представление детей о космосе: планеты, солнечная система, созвездия, искусственный спутник земли, ракета; о работе космонавтов в космосе: жизнь в орбитальной станции, питание, снаряжение для выхода в открытый космос; обобщать и расширять знания детей о Вселенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что рассказать ребёнку о космосе? | 295.88 КБ |
Лабиринты | 217.72 КБ |
Загадки | 1.94 МБ |
Опыты по теме: «КОСМОС» | 750.13 КБ |
Поделки | 2.9 МБ |
Поделки | 1.48 МБ |
Поделки | 1.35 МБ |
Первые космонавты | 2.59 МБ |
Земля — наш космический дом | 1.14 МБ |
Развивающие задания | 1.35 МБ |
Найди такую же ракету | 426.13 КБ |
Найди такую же планету | 504.05 КБ |
Найди тень | 710.32 КБ |
Раскраски | 2.99 МБ |
Рассказы о космосе | 1001.92 КБ |
Стихи | 2.04 МБ |
Что приготовить на завтрак? | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Что рассказать ребенку о космосе?
Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Осталось придумать, как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с основами астрономии.
Как рассказывать
Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты. Примеры таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми для него тематическими понятиями.
Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.
Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.
И если вам удастся очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.
Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звезды, он вспомнит ваши занятия и улыбнется.
Вступление
Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко – протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.
В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет – наша Земля.
Чторассказать:
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.
Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.
Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.
Луна – это спутник нашей планеты, она находится всего в трех днях пути. Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.
Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.
Если серп в небе похож на букву С, то луна «старая», убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.
Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.
Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещенную часть шара.
Чторассказать:
Нашу планету окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.
Самое главное отличие Земли от других — наличие на ней жизни.
Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос с целью его изучения.
Наглядныйматериал:
Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.
Другие планеты солнечной системы
В Солнечной системе всего 8 планет. Самая большая из них – это Юпитер. А самая интересная – Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.
Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.
Одним из последних был обнаружен Плутон. Его открыли в 1930. Сначала его считали девятой планетой. Но со временем отнесли к другой категории космических тел — «карликовые планеты».
Планетой считаются космические тела, которые:
- вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
- имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
- не находятся вблизи других подобных крупных тел;
- не являются звездами.
Наглядный материал:
Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Самая близкая к нам звезда – это Солнце. В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать. Любая звезда – это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.
Скопление звезд образует созвездия.
Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звездочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.
Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блеклыми. Объясните, что звезды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.
Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.
Как летит ракета
Что рассказать:
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году мечта людей о полете в космос сбылась – первый в истории космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на корабле «Восток-1». Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
Наглядный материал:
Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, шарик упадет.
Воздушный шарик летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Примерно по такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.
Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
В первой ступени закончилось топливо — она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.
1. Игра «Что возьмем с собой в космос»
Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.
Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
2. Игра «Космический словарь»
Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.
Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.
Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
3. Игра «Скажи наоборот»
Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.
Например:
далекий –…
тесный –…
большой –…
подниматься –…
яркий –…
улетать –…
высокий –…
известный –…
включать –…
темный –…
4. Игра «Ориентируемся по звездам»
Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.
Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).
Покажите ребенку, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.
Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.
5. Игра «Космические камни»
На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.
Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.
Книги для детей на тему космоса
- «Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками», С. Андреев;
- «Открываем космос», Мортон Дженкинс;
- «Профессор Астрокот и его путешествие в космос», Доминик Воллиман и Бен Ньюман;
- «Космос», Д. Костюков, З.Сурова;
- «Увлекательная астрономия», Е.Качур;
- Серия «Твоя первая энциклопедия», книга «Чудесная планета», издательство «Махаон»;
- Серия «Самая первая энциклопедия», книга «Планета Земля», издательство «Росмэн»;
- «Моя первая книга о космосе», К. Порцевский, М. Лукъянов;
- «Звезды и планеты. Энциклопедия для детей», Э. Прати;
- «Необыкновенные приключения Пети в космосе», А. Иванов, В. Мерзленко.
Мультфильмы по теме
- Цикл мультфильмов «Дети и космос»;
- Развивающий мультфильм «Планета Земля»;
- Занимательные уроки Саакаянца «Астрономия для самых маленьких»;
- «Тайна третьей планеты»;
- «Незнайка на Луне»;
- «Мартышки в космосе»;
- «Свинка Пепа», серия «Путешествие на Луну»;
- «Звездные собаки: Белка и стрелка»;
- «Белка и Стрелка: лунные приключения»;
- «Эгон и Дончи»;
- «Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса»;
- «Том и Джерри: Полет на Марс»;
- «Тайна красной планеты»;
- «Планета 51»;
- «Большое космическое приключение»;
- «Планета ветра»;
- «Мухнем на Луну»;
- «Валли»;
- «Планета сокровищ»;
Источник