Меню

Мой язык моя вселенная урок

Урок русского языка на тему » Русский язык -мой мир, моя душа, моя Вселенная» ( 6 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА№ 8 ИМЕНИ Д.А.РЫБАЛКО ГОРОДА ТОРЕЗА»

Номинация « Открытое мероприятие для детей»

Урок русского языка в 6 классе

« Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная»

Сухарко Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Первый урок русского языка в 6 классе представлен в форме внеклассного занятия . На уроке используются индивидуальная, парная и групповая формы работы учащихся. Основное внимание отводится ознакомлению с биографией В.Даля, его главным трудом- Толковым словарем живого великорусского языка.

В ходе урока учащиеся знакомятся с высказываниями известных людей о словарях, решают лингвистическую задачу,пробуют себя в роли лексикографов, создают творческие работы – даймонд и синквейн. Предложенные видеосюжеты помогут учащимся узнать о видах словарей, их особенностях, заинтересуют значением слов в словаре В. Даля. Также учащимся предлагается использовать возможности мобильных телефонов, поработать с материалами Интернета.

В уроке использован краеведческий материал : рассматривается значение названия реки Кальмиус., озвучивается научная версия профессора Донецкого университета Отина Е.С. Также учащиеся знакомятся со стихотворением поэта из Старобешево Хапланова Николая Вениаминовича.

В форме игры в крестики-нолики учащиеся проверяют свое понимание просмотренного видеосюжета.

Подводя итог занятия, учащиеся в форме свободного микрофона называют наиболее запомнившиеся три момента урока

Урок нацеливает учащихся на осознанное изучение русского языка , развивает интерес к словарям.

Тема урока : « Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная»

Цели урока : способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, формировать духовные качества учащихся, сознательное отношение к русскому языку, приобщать к русской культуре.

Задачи урока: вызвать интерес учащихся к работе со словарями, к изучению словарных статей; мотивировать учащихся к изучению русского языка, способствовать формированию языковой личности учащегося с высоким уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции.

Личностные : уважительное отношение к русскому языку, мотивация к обучению и познавательной деятельности, стремление к речевому совершенствованию

Метапредметные : осуществление контроля за своей учебной деятельностью; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с учителем.

Предметные : знание названий основных словарей русского языка,понимание их назначения; умение составлять даймонд и синквейн.

Оборудование: презентация к уроку, портрет В И Даля, словари русского языка,

Приемы и формы работы : индивидуальная, парная, коллективная, сообщения учащихся, работа со словарями, творческое задание, самопроверка, работа с материалами Интернета.

Тип урока : вступительный урок в форме внеклассного занятия

Русский язык! Звонких житниц запас

Собран Владимиром Далем для нас.

Только к его Словарю прикоснусь,

В душу повеет могучая Русь.

Мотивация к учебной деятельности.

Рада приветствовать всех детей в нашем уютном светлом классе на первом уроке русского языка , который проходит под девизом « Русский язык- мой мир, моя душа, моя вселенная». С детства мы знаем, что « великий и могучий» русский язык — самый богатый язык в мире. Французский современник А.С. Пушкина Проспер Мериме писал: « Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков».

Давайте дополним высказывания известных людей и определим, о каком важном предмете для русского языка будет идти речь на нашем уроке:

« ….. это вселенная в алфавитном порядке» ( Вольтер)

« …….- это вся внутренняя история народа» ( Н.А. Котляревский)

« …….- это сокровищница языка» ( М. Волошин).

Делаем вывод : в каждом из этих высказываний пропущено одно и тоже слово – СЛОВАРЬ. Таким образом, сегодня на уроке мы говорим о спутниках цивилизации, исторической повести о жизни людей – СЛОВАРЯХ.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу.

Русской речи государь,

По прозванию словарь.

— Как думаете, почему автор называет словарь государем русской речи?

-Кто такой государь? Где мы можем найти значение этого слова?

— Какие ожидания у вас от этого урока?

— Предлагаю познакомиться с синонимами к слову СЛОВАРЬ. Воспользуйтесь мобильными телефонами и узнайте, сколько синонимов и какие мы можем найти в Интернете.

— Назовите самые интересные и необычные для вас по звучанию синонимы к слову СЛОВАРЬ.( вокабулярий, дикционер, словотолк, глоссарий, азбуковник, ономастикон, тезаурус,речник, лексикон, именословие).

— Обратимся к эпиграфу урока . Назовите собственные имена существительные в данном четверостишии. ( Владимир Даль, Русь). Наверное , не случайно эти слова употреблены рядом, ведь Владимир Даль видел смыслом своей жизни «знакомить русских с Русью…».

Читайте также:  Как вселенная исполняет наши мысли

Владимир Даль — человек удивительной судьбы. « Даже фамилия его звучит как прекрасная русская ширь и вольность».Он писатель, военный врач, этнограф, создатель « Толкового словаря живого великорусского языка». А еще одну профессию Даля вы определите сами, решив лингвистическую задачу:

Это сложное слово. Первая часть его – основа слова « лексика», вторая часть- дворянское звание, муж графини. Обе части соединяет тот же гласный, что и в слове «паровоз».( Лексикограф).

Найдем в Толковом словаре значение слова « лексикограф».

Также выдающимися лексикографами являются Макс Фасмер, Сергей Иванович Ожегов, Дмитрий Николаевич Ушаков.

Сообщения учащихся о жизни Владимира Даля.

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича.

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны 1828-1829 годов, а также польской кампании 1831 года Даль показал себя как талантливый врач. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

Отмеченный наградами, в 1832 году Даль начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора. Владимир Иванович становится известен как блестящий хирург

В 1833 году Даля перевели в Оренбург. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом.

В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук, а в 1859 году он подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. А в 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы»

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.

Учитель. Я бы хотела вам сообщить еще некоторые интересные факты из биографии Даля. Он всей душой полюбил живописные родные места – Луганщину, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский. Среди его близких друзей были такие известные личности, как Н. Гоголь, А.Крылов, В.Жуковский, а А. Пушкин перед смертью подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.

Давайте обратимся к видеосюжету « В гостях у деда Мокея» . Ответьте на вопросы: кто подал Владимиру Далю идею собирать слова? , какое слово –определение для словаря подобрал В.Даль? какой случай изменил его жизнь?

Предлагаю и вам попробовать себя в роли лексикографов и самостоятельно объяснить значение некоторых слов, помещенных в словаре В.Даля, а затем сверить со словарной статьей.

Бякать ( ронять со стуком, с грохотом),вавакать( молвить глупое слово), взбутусить( встревожить, поднять), выдень ( будень, рабочий день).

Дерибать ( сильно чесать, царапать), жандобиться (заботиться), заблюдник( полка для посуды), копырзиться( упрямиться, ломаться).

Мимозыря( разиня, зевака), наопако ( наоборот, навыворот), нюни ( губы), огурство( своеволие, строптивость)

Ококоветь (окоченеть. заледенеть), пиять (изводить, мучить), разгаляндаться( расхохотаться, шумно смеяться), сарынь( ватага, толпа).

Составим из отдельных фраз и слов высказывание В.Даля о его величайшем труде: не наставник, писал его, не тот, не учитель, кто знает дело лучше других, над ним трудился, а кто более многих, по крупице то, весь свой век, что слышал, собиравший, от учителя своего, слышал, живого , русского языка

( « Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего,живого, русского языка» )

— Кем видит себя В.Даль в результате работы над словарем? Почему называет себя не учителем и наставником, а всего лишь учеником? Чьим учеником он себя ощущает?

Читайте также:  Рождение новой звезды во вселенной

22 ноября отмечается день словарей и энциклопедий . Как думаете, почему для праздника выбрана именно эта дата? ( в честь дня рождения В Даля.)

Предлагаю поработать творчески. Составьте к слову « словарь» даймонд или к слову « Даль» синквейн ( на выбор).

Объясняет, раскрывает, вдохновляет.

Словарь- душа! Энциклопедия- мысль!

Уточняет, конкретизирует, учит.

Изучал, создавал, лечил

Знаток и любитель русского слова

В нашем уроке прозвучало пока лишь название только двух словарей. Какие словари вы еще знаете? С какой целью они созданы?

Предлагаю посмотреть видеосюжет о видах словарей . Во время просмотра запишите названия тех словарей, которые вы открыли для себя, о каких услышали впервые.

Поиграем в игру « крестики- нолики» и проверим, как вы запомнили назначение отдельных словарей. Если соглашаетесь с моим утверждение, то ставите +, если не соглашаетесь- ставите 0.

1. В толковом словаре объясняется значение слов, их происхождение.

2. Этимологический словарь дает понятие о правильном произношении слов.

3. Словарь антонимов помогает подобрать к слову антонимы.

4. Орфографический словарь объясняет трудности и частоту употребления того или иного слова.

5. Словарь паронимов помогает подобрать к слову синонимы.

6. Значение устойчивых сочетаний слов найдем во фразеологическом словаре.

7. Словообразовательный словарь поможет найти части слова и их границы.

8. Правильно ставить ударение в словах нас научит словарь ударений.

9. Значение слов- обманщиков мы найдем в словаре паронимов.

Протекает в нашем крае славная речка, которую называют Кальмиус. С этой речкой связаны многие исторические события от времен скифов и половцев до трагической битвы русичей с татаро-монголами на реке Калке ( Каялы).Этим славянским именем называли когда-то давно нашу речку Кальмиус.

Любоваться как будто

По отчизне моей этих речек

Сосчитать не сумели пока.

И на карте страны необъятной

Речка…- тонкая нить.

Но без ниточки этой навряд ли шар земной

Я б сумел полюбить.

Такие замечательные строки о реке Кальмиус написал поэт, уроженец поселка Старобешево, Хапланов Николай Вениаминович.

-Интересно, а что же значит слово «Кальмиус»? Какова его история? На эти вопросы вам поможет найти ответ топонимический словарь. Советую вам обязательно полистать страницы этого интереснейшего словаря. А от себя добавлю, что профессор Е.Отин, известный лингвист , много лет преподававший в Донецком государственном университете, выяснил, что слово «Калка» на многих языках понимается по-разному: и как « черный», « темно- синий», и как «грязь», и как « скользкая дорога» и даже как «белый». Узнайте, каково значение этого слова в словаре топонимов. Это и будет одним из вариантов вашего домашнего задания. А еще я предложу вам написать небольшую творческую работу « Я словарь…». Выберите название того словаря, какое вам понравилось больше всего при просмотре видеоролика и поделитесь мыслями и впечатлениями от имени этого словаря.

Наш урок подошел к концу. В течение учебного года мы еще будем говорить с вами на уроках о разных видах словарей, учиться правильно пользоваться ими. Но , думаю, сегодня вы пришли к выводу, что без словарей изучение русского языка затруднительно и неэффекивно. Попробуйте продолжить фразу « Для меня теперь словарь это….»

Подведем результаты работы с помощью трех М:

три момента , которые наиболее понравились на уроке. ( ответы детей).

И завершить наш урок я бы хотела высказыванием В. Даля: « Язык есть вековой труд целого поколения» . Уважьте этот труд, стремитесь к познанию русского языка, и он откроет вам тайны мироздания. Наш язык — целый мир и вселенная!

2. URL : http // vikipedia . org / wiki /Отин , Евгений Степанович ( дата обращения 27.09.2019)

3. URL : http // vikipedia . org / wiki /Кальмиус ( дата обращения 28.09.2019)

4. Русский язык как государственный . URL : rus — gos . spbu . ru / index (дата обращения 28.09.2019 )

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок «Русский язык-мой мир,моя душа, моя Вселенная»

Цели урока: воспитывать любовь и уважение к родному языку

Просмотр содержимого документа
«Урок «Русский язык-мой мир,моя душа, моя Вселенная»»

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

МОУ «Школа № 103 города Донецка»

Разработка первого урока

русского языка в 7 классе

«Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная»

учитель русского языка и литературы

Тема урока: Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная

Читайте также:  Супер драконий жемчуг герои миссия вселенная субтитры

воспитывать любовь и уважение к родному языку;

показать красоту русского языка на примере пословиц, поговорок, стихотворений, высказываниях великих людей

• способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка в Донецкой Народной Республике;

• подчеркнуть важность сохранения русского языка;

• вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: портреты В.Г. Белинского, К.Г. Паустовского, И.В. Тургенева и их высказывания о русском языке, напечатанные пословицы, поговорки, видеофильм

І. Организация начала урока.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

ІІ. Актуализация опорных знаний.

— Как называется наша Республика?

-Когда была провозглашена независимость нашей Республики?

-Назовите государственный язык ДНР

— На каком языке мы с вами разговариваем?

Чему посвящен 2019 год в ДНР?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и задачей урока.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь — песни, гимны пиши,

Хочешь — выскажи боль души…

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык! А. Яшин

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить в первый день учебного года? Эпиграфом к нашему уроку будут служить замечательные слова К.Г.Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!»

— Назовите цели и задачи урока

ІV. Основная часть урока.

«Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья», — писал К. Д. Бальмонт

Скажите, а какие ассоциации вызывает у вас русский язык?

2.Составление ассоциативного куста «Русский язык».

Работа с эпиграфом

— Согласны ли вы с К.Паустовским?

— О какой черте русского языка говорит писатель?

— Легко ли изучать наш язык?

-Какие чудеса можно творить с русским языком? Давайте проверим

1) Первое – предлог.

Второе – летний дом.

Решается с трудом.

2) С буквой “К” я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С буквой “П” – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в “просьбе” заключён,

В ней он озвучен и смягчён.

Приставка в “воплощение” где-то,

На целое – все ждут ответа.

4) Корень мой находится в “цене”,

В “очерке” найди приставку мне,

Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

4. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

Игра «Изобрази фразеологизм»

Вспомните фразеологизмы со словом голова, нос, руки (задание в паре)

5. Игра «Собери пословицу» (работа в паре)

6. Блицопрос «Знатоки словарей русского языка»

• Он дает лексическое значение слова (толковый)

• Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)

• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)

• Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)

• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический)

• Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)

• В нем дано правильное написание слов (орфографический)

• Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)

Назовите авторов самых известных словарей.

Просмотр видео «В.Даль — создатель словаря живого великорусского языка»

V Систематизация и обобщение знаний.

Составление синквейна «Русский язык»

Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть! М.Крюков

VІІІ. Домашнее задание

Выписать цитаты о русском языке, подготовить презентации по теме урока

Источник

Adblock
detector