Урок русского языка на тему » Русский язык -мой мир, моя душа, моя Вселенная» ( 6 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ШКОЛА№ 8 ИМЕНИ Д.А.РЫБАЛКО ГОРОДА ТОРЕЗА»
Номинация « Открытое мероприятие для детей»
Урок русского языка в 6 классе
« Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная»
Сухарко Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Первый урок русского языка в 6 классе представлен в форме внеклассного занятия . На уроке используются индивидуальная, парная и групповая формы работы учащихся. Основное внимание отводится ознакомлению с биографией В.Даля, его главным трудом- Толковым словарем живого великорусского языка.
В ходе урока учащиеся знакомятся с высказываниями известных людей о словарях, решают лингвистическую задачу,пробуют себя в роли лексикографов, создают творческие работы – даймонд и синквейн. Предложенные видеосюжеты помогут учащимся узнать о видах словарей, их особенностях, заинтересуют значением слов в словаре В. Даля. Также учащимся предлагается использовать возможности мобильных телефонов, поработать с материалами Интернета.
В уроке использован краеведческий материал : рассматривается значение названия реки Кальмиус., озвучивается научная версия профессора Донецкого университета Отина Е.С. Также учащиеся знакомятся со стихотворением поэта из Старобешево Хапланова Николая Вениаминовича.
В форме игры в крестики-нолики учащиеся проверяют свое понимание просмотренного видеосюжета.
Подводя итог занятия, учащиеся в форме свободного микрофона называют наиболее запомнившиеся три момента урока
Урок нацеливает учащихся на осознанное изучение русского языка , развивает интерес к словарям.
Тема урока : « Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная»
Цели урока : способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, формировать духовные качества учащихся, сознательное отношение к русскому языку, приобщать к русской культуре.
Задачи урока: вызвать интерес учащихся к работе со словарями, к изучению словарных статей; мотивировать учащихся к изучению русского языка, способствовать формированию языковой личности учащегося с высоким уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции.
Личностные : уважительное отношение к русскому языку, мотивация к обучению и познавательной деятельности, стремление к речевому совершенствованию
Метапредметные : осуществление контроля за своей учебной деятельностью; умение работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с учителем.
Предметные : знание названий основных словарей русского языка,понимание их назначения; умение составлять даймонд и синквейн.
Оборудование: презентация к уроку, портрет В И Даля, словари русского языка,
Приемы и формы работы : индивидуальная, парная, коллективная, сообщения учащихся, работа со словарями, творческое задание, самопроверка, работа с материалами Интернета.
Тип урока : вступительный урок в форме внеклассного занятия
Русский язык! Звонких житниц запас
Собран Владимиром Далем для нас.
Только к его Словарю прикоснусь,
В душу повеет могучая Русь.
Мотивация к учебной деятельности.
Рада приветствовать всех детей в нашем уютном светлом классе на первом уроке русского языка , который проходит под девизом « Русский язык- мой мир, моя душа, моя вселенная». С детства мы знаем, что « великий и могучий» русский язык — самый богатый язык в мире. Французский современник А.С. Пушкина Проспер Мериме писал: « Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков».
— Давайте дополним высказывания известных людей и определим, о каком важном предмете для русского языка будет идти речь на нашем уроке:
« ….. это вселенная в алфавитном порядке» ( Вольтер)
« …….- это вся внутренняя история народа» ( Н.А. Котляревский)
« …….- это сокровищница языка» ( М. Волошин).
Делаем вывод : в каждом из этих высказываний пропущено одно и тоже слово – СЛОВАРЬ. Таким образом, сегодня на уроке мы говорим о спутниках цивилизации, исторической повести о жизни людей – СЛОВАРЯХ.
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу.
Русской речи государь,
По прозванию словарь.
— Как думаете, почему автор называет словарь государем русской речи?
-Кто такой государь? Где мы можем найти значение этого слова?
— Какие ожидания у вас от этого урока?
— Предлагаю познакомиться с синонимами к слову СЛОВАРЬ. Воспользуйтесь мобильными телефонами и узнайте, сколько синонимов и какие мы можем найти в Интернете.
— Назовите самые интересные и необычные для вас по звучанию синонимы к слову СЛОВАРЬ.( вокабулярий, дикционер, словотолк, глоссарий, азбуковник, ономастикон, тезаурус,речник, лексикон, именословие).
— Обратимся к эпиграфу урока . Назовите собственные имена существительные в данном четверостишии. ( Владимир Даль, Русь). Наверное , не случайно эти слова употреблены рядом, ведь Владимир Даль видел смыслом своей жизни «знакомить русских с Русью…».
Владимир Даль — человек удивительной судьбы. « Даже фамилия его звучит как прекрасная русская ширь и вольность».Он писатель, военный врач, этнограф, создатель « Толкового словаря живого великорусского языка». А еще одну профессию Даля вы определите сами, решив лингвистическую задачу:
Это сложное слово. Первая часть его – основа слова « лексика», вторая часть- дворянское звание, муж графини. Обе части соединяет тот же гласный, что и в слове «паровоз».( Лексикограф).
—Найдем в Толковом словаре значение слова « лексикограф».
Также выдающимися лексикографами являются Макс Фасмер, Сергей Иванович Ожегов, Дмитрий Николаевич Ушаков.
Сообщения учащихся о жизни Владимира Даля.
Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот. После нескольких лет военной службы Даль, биография которого изменила течение, поступил на медицинский факультет Дерптского университета. В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича.
С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны 1828-1829 годов, а также польской кампании 1831 года Даль показал себя как талантливый врач. Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.
Отмеченный наградами, в 1832 году Даль начинает работать в военно-сухопутном госпитале Петербурга в качестве ординатора. Владимир Иванович становится известен как блестящий хирург
В 1833 году Даля перевели в Оренбург. Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом.
В 1838 году Владимир Иванович стал членом Петербургской академии наук, а в 1859 году он подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий примерно 200 тысяч слов. Будучи хорошо знакомым со многими профессиями, ремеслами, приметами и поговорками, Даль все знания поместил в свой труд. А в 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы»
Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве. Похоронили писателя на Ваганьковском кладбище.
Учитель. Я бы хотела вам сообщить еще некоторые интересные факты из биографии Даля. Он всей душой полюбил живописные родные места – Луганщину, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский. Среди его близких друзей были такие известные личности, как Н. Гоголь, А.Крылов, В.Жуковский, а А. Пушкин перед смертью подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.
—Давайте обратимся к видеосюжету « В гостях у деда Мокея» . Ответьте на вопросы: кто подал Владимиру Далю идею собирать слова? , какое слово –определение для словаря подобрал В.Даль? какой случай изменил его жизнь?
Предлагаю и вам попробовать себя в роли лексикографов и самостоятельно объяснить значение некоторых слов, помещенных в словаре В.Даля, а затем сверить со словарной статьей.
Бякать ( ронять со стуком, с грохотом),вавакать( молвить глупое слово), взбутусить( встревожить, поднять), выдень ( будень, рабочий день).
Дерибать ( сильно чесать, царапать), жандобиться (заботиться), заблюдник( полка для посуды), копырзиться( упрямиться, ломаться).
Мимозыря( разиня, зевака), наопако ( наоборот, навыворот), нюни ( губы), огурство( своеволие, строптивость)
Ококоветь (окоченеть. заледенеть), пиять (изводить, мучить), разгаляндаться( расхохотаться, шумно смеяться), сарынь( ватага, толпа).
Составим из отдельных фраз и слов высказывание В.Даля о его величайшем труде: не наставник, писал его, не тот, не учитель, кто знает дело лучше других, над ним трудился, а кто более многих, по крупице то, весь свой век, что слышал, собиравший, от учителя своего, слышал, живого , русского языка
( « Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего,живого, русского языка» )
— Кем видит себя В.Даль в результате работы над словарем? Почему называет себя не учителем и наставником, а всего лишь учеником? Чьим учеником он себя ощущает?
22 ноября отмечается день словарей и энциклопедий . Как думаете, почему для праздника выбрана именно эта дата? ( в честь дня рождения В Даля.)
Предлагаю поработать творчески. Составьте к слову « словарь» даймонд или к слову « Даль» синквейн ( на выбор).
Объясняет, раскрывает, вдохновляет.
Словарь- душа! Энциклопедия- мысль!
Уточняет, конкретизирует, учит.
Изучал, создавал, лечил
Знаток и любитель русского слова
В нашем уроке прозвучало пока лишь название только двух словарей. Какие словари вы еще знаете? С какой целью они созданы?
Предлагаю посмотреть видеосюжет о видах словарей . Во время просмотра запишите названия тех словарей, которые вы открыли для себя, о каких услышали впервые.
Поиграем в игру « крестики- нолики» и проверим, как вы запомнили назначение отдельных словарей. Если соглашаетесь с моим утверждение, то ставите +, если не соглашаетесь- ставите 0.
1. В толковом словаре объясняется значение слов, их происхождение.
2. Этимологический словарь дает понятие о правильном произношении слов.
3. Словарь антонимов помогает подобрать к слову антонимы.
4. Орфографический словарь объясняет трудности и частоту употребления того или иного слова.
5. Словарь паронимов помогает подобрать к слову синонимы.
6. Значение устойчивых сочетаний слов найдем во фразеологическом словаре.
7. Словообразовательный словарь поможет найти части слова и их границы.
8. Правильно ставить ударение в словах нас научит словарь ударений.
9. Значение слов- обманщиков мы найдем в словаре паронимов.
Протекает в нашем крае славная речка, которую называют Кальмиус. С этой речкой связаны многие исторические события от времен скифов и половцев до трагической битвы русичей с татаро-монголами на реке Калке ( Каялы).Этим славянским именем называли когда-то давно нашу речку Кальмиус.
Любоваться как будто
По отчизне моей этих речек
Сосчитать не сумели пока.
И на карте страны необъятной
Речка…- тонкая нить.
Но без ниточки этой навряд ли шар земной
Я б сумел полюбить.
Такие замечательные строки о реке Кальмиус написал поэт, уроженец поселка Старобешево, Хапланов Николай Вениаминович.
-Интересно, а что же значит слово «Кальмиус»? Какова его история? На эти вопросы вам поможет найти ответ топонимический словарь. Советую вам обязательно полистать страницы этого интереснейшего словаря. А от себя добавлю, что профессор Е.Отин, известный лингвист , много лет преподававший в Донецком государственном университете, выяснил, что слово «Калка» на многих языках понимается по-разному: и как « черный», « темно- синий», и как «грязь», и как « скользкая дорога» и даже как «белый». Узнайте, каково значение этого слова в словаре топонимов. Это и будет одним из вариантов вашего домашнего задания. А еще я предложу вам написать небольшую творческую работу « Я словарь…». Выберите название того словаря, какое вам понравилось больше всего при просмотре видеоролика и поделитесь мыслями и впечатлениями от имени этого словаря.
Наш урок подошел к концу. В течение учебного года мы еще будем говорить с вами на уроках о разных видах словарей, учиться правильно пользоваться ими. Но , думаю, сегодня вы пришли к выводу, что без словарей изучение русского языка затруднительно и неэффекивно. Попробуйте продолжить фразу « Для меня теперь словарь это….»
Подведем результаты работы с помощью трех М:
три момента , которые наиболее понравились на уроке. ( ответы детей).
И завершить наш урок я бы хотела высказыванием В. Даля: « Язык есть вековой труд целого поколения» . Уважьте этот труд, стремитесь к познанию русского языка, и он откроет вам тайны мироздания. Наш язык — целый мир и вселенная!
2. URL : http // vikipedia . org / wiki /Отин , Евгений Степанович ( дата обращения 27.09.2019)
3. URL : http // vikipedia . org / wiki /Кальмиус ( дата обращения 28.09.2019)
4. Русский язык как государственный . URL : rus — gos . spbu . ru / index (дата обращения 28.09.2019 )
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Урок «Русский язык-мой мир,моя душа, моя Вселенная»
Цели урока: воспитывать любовь и уважение к родному языку
Просмотр содержимого документа
«Урок «Русский язык-мой мир,моя душа, моя Вселенная»»
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
МОУ «Школа № 103 города Донецка»
Разработка первого урока
русского языка в 7 классе
«Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная»
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Русский язык – мой мир, моя душа, моя вселенная
воспитывать любовь и уважение к родному языку;
показать красоту русского языка на примере пословиц, поговорок, стихотворений, высказываниях великих людей
• способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка в Донецкой Народной Республике;
• подчеркнуть важность сохранения русского языка;
• вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского языка;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: портреты В.Г. Белинского, К.Г. Паустовского, И.В. Тургенева и их высказывания о русском языке, напечатанные пословицы, поговорки, видеофильм
І. Организация начала урока.
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
А теперь садитесь!
ІІ. Актуализация опорных знаний.
— Как называется наша Республика?
-Когда была провозглашена независимость нашей Республики?
-Назовите государственный язык ДНР
— На каком языке мы с вами разговариваем?
— Чему посвящен 2019 год в ДНР?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и задачей урока.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь — песни, гимны пиши,
Хочешь — выскажи боль души…
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык! А. Яшин
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить в первый день учебного года? Эпиграфом к нашему уроку будут служить замечательные слова К.Г.Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. С русским языком можно творить чудеса!»
— Назовите цели и задачи урока
ІV. Основная часть урока.
«Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья», — писал К. Д. Бальмонт
Скажите, а какие ассоциации вызывает у вас русский язык?
2.Составление ассоциативного куста «Русский язык».
Работа с эпиграфом
— Согласны ли вы с К.Паустовским?
— О какой черте русского языка говорит писатель?
— Легко ли изучать наш язык?
-Какие чудеса можно творить с русским языком? Давайте проверим
1) Первое – предлог.
Второе – летний дом.
Решается с трудом.
2) С буквой “К” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой “П” – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
3) Мой корень в “просьбе” заключён,
В ней он озвучен и смягчён.
Приставка в “воплощение” где-то,
На целое – все ждут ответа.
4) Корень мой находится в “цене”,
В “очерке” найди приставку мне,
Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
4. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.
Игра «Изобрази фразеологизм»
Вспомните фразеологизмы со словом голова, нос, руки (задание в паре)
5. Игра «Собери пословицу» (работа в паре)
6. Блицопрос «Знатоки словарей русского языка»
• Он дает лексическое значение слова (толковый)
• Он подбирает близкие по значению слова (словарь синонимов)
• Он подбирает противоположные по лексическому значению слова (словарь антонимов)
• Он содержит информацию об истории возникновения слова (этимологический)
• Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях (фразеологический)
• Он указывает на правильное произношение слов (орфоэпический)
• В нем дано правильное написание слов (орфографический)
• Содержит информацию о морфемном составе слова (словообразовательный)
Назовите авторов самых известных словарей.
Просмотр видео «В.Даль — создатель словаря живого великорусского языка»
V Систематизация и обобщение знаний.
Составление синквейна «Русский язык»
Много языков на свете разных —
Выучить их все не смог бы я;
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть «изюминка» своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный русский,
Для меня родной лишь он один!
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл!
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова,
Новое он всё вбирал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива!
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть! М.Крюков
VІІІ. Домашнее задание
Выписать цитаты о русском языке, подготовить презентации по теме урока
Источник