Детская забава по-взрослому: мозаика из стекла своими руками
Мозаичные узоры завораживают — от них сложно оторвать взгляд. Хотите научится создавать подобные шедевры? Это проще, чем кажется!
Из глубины веков: история модного творчества
Оказывается, актуальному увлечению уже около шести тысяч. Образцы первых мозаичных орнаментов были найдены в раскопках шумерских храмов, которые шумеры построили где-то в середине четвертого тысячелетия до нашей эры. Древние греки выкладывали полы своих домов рисунками из речной гальки. Цветовая гамма оставляла желать лучшего, но греческим мастерам хватало оттенков серого, чтобы создавать сложные орнаменты и рисунки.
Больше всего мозаику любили и почитали в Древнем Риме. Древнеримские полководцы во время походов даже перевозили с собой мозаичные полы для своих полевых шатров. А это было очень нелегко, в самом прямом смысле: мозаичные плиты для пола весили сотни килограммов. В Древнем Риме появились и первые образцы стеклянной мозаики, выполненной из особого стекла, непрозрачного, разноцветного и прочного. Это стекло, которое называется смальта, и сегодня используют для своих работ мастера в современных студиях и любители делать мозаику своими руками.
Что нужно для практических занятий
Для мозаики годится практически любой материал. Ее можно выкладывать из камней, осколков фарфоровой посуды, старой керамической плитки и даже яичной скорлупы. Но все же самая яркая, долговечная и красочная мозаика получается из стекла. Цветное стекло для мозаики (не путать с витражным, это совсем другой вид стекла!) можно встретить двух видов:
- Смальта. Выпускается в том же виде, как и два тысячелетия назад — в виде большого стеклянного блина, который перед работой надо наколоть на куски. Ее используют в мастерских профессиональные мозаичники для создания высокохудожественных работ.
- Стеклянные модули. Это стеклянные квадратики разного размера, либо расфасованные в пластиковые емкости, либо наклеенные на бумагу или сетку. Вот они хорошо подходят для домашнего творчества.
Мозаика на сетке
Такую наклеенную на сетку мозаику используют в работе мастера-отделочники. Получается симпатично, но простое чередование разноцветных стеклянных квадратиков на стенах — это так скучно! А если задуман ремонт в ванной или на кухне, то самое время попробовать себя в роли античного мастера и дизайнера интерьера в одном лице. В качестве помощников можно привлечь всех домочадцев. И даже четырехлетние ребятишки с удовольствием будут собирать вместе с мамой рисунок из разноцветных стеклянных квадратиков.
От подготовки к действиям: техника укладки мозаичных модулей
Для выкладывания мозаики понадобятся:
- мозаичные стеклянные модули;
- кусачки для стекла;
- специальный белый клей для мозаики;
- затирка для керамической плитки,;
- карандаш или маркер.
Все эти принадлежности продаются в магазинах отделочных материалов. Сначала нужно придумать и нарисовать прямо на стене эскиз, по которому будет выкладываться мозаика. Отделить мозаичные модули от основы, на которую они наклеены.
С помощью клея приклеивать модули прямо к стене, согласно эскизу, лицевой стороной вверх. При необходимости модули можно раскалывать кусачками. Когда рисунок будет готов, нужно подождать примерно сутки, чтобы высох клей, и аккуратно затереть швы затиркой. Мозаичная картина готова! Теперь ваш дом приобрел неповторимую изюминку, которая будет притягивать к себе внимание гостей. Останется только принимать комплименты и отвечать на бесконечные вопросы о том, как самому сделать мозаику из стекла.
Существует еще одна техника набора мозаики. Она называется «обратный набор». Стеклянные модули не клеят сразу на стену, а сначала приклеивают на листы бумаги, лицевой стороной вниз. Выкладывают модули на бумагу в соответствии со специальной схемой, на которой указано, как расположить модули. На одном листе помещается один фрагмент рисунка. Листы нумеруют, указывают верх и низ и отдают на монтаж. Фрагменты рисунка на бумажных листах приклеивают на стену, ждут, пока клей высохнет, затем размачивают и снимают бумагу, затирают швы.
Получается одна большая картина, и, если она смонтирована правильно, никто не догадается, что ее составляли из небольших фрагментов. Такой способ набора мозаики используют, когда рисунок набирают в одном месте, а монтировать его предполагают в другом. Многие мозаичные студии работают именно в такой технике, отправляя свои работы заказчикам даже в другие города. Если хорошо освоить технику обратного набора, то можно найти мозаичную студию и предложить свои услуги по набору фрагментов мозаики на дому. Работа эта не сложная и приносит вполне реальные деньги.
Техника мозаики из стекла
Помимо украшения стен, мозаикой можно декорировать любой предмет интерьера: цветочные горшки, светильники, зеркала и даже садовые столики. Из нее получаются оригинальные подарочные картины и сувениры. И даже если не ставить целью заработать на этом увлечении денег, то умение придать своему дому уют и неповторимость — дорогого стоит. Для украшений можно использовать не только готовые модули, но и кусочки стекла.
Перед тем, как сделать мозаику из стекла, необходимо приготовить материалы и инструменты:
- цветное стекло;
- прозрачный силикон;
- основу из стекла;
- плиточную затирку;
- медицинский спирт;
- стеклорез;
- кусачки;
- эскиз.
- Сначала рисунок переводят на цветное стекло для мозаики. Для этого достаточно подложить эскиз под стекло и обвести его маркером.
- Все элементы вырезают стеклорезом, помогая процессу другими приспособлениями.
- Этот же рисунок дублируют на стеклянную основу.
- Цветные детали аккуратно раскладывают на основе, создавая желаемый рисунок.
- Когда получится нужный рисунок, детали можно приклеить силиконом. Удобно для этого пользоваться шприцом.
- Пространство вокруг рисунка обкладывают матовым молочным стеклом или другими подходящими для фона оттенками.
- Высохшую работу обрабатывают затиркой.
- Очищают поверхность от излишков затирки и любуются красотой.
Декор цветочного горшка
Поверхность покрывают затиркой
Заем удаляют излишки тряпочкой
Как видите, в этом хобби нет ничего сложного. Созданием мозаики можно заниматься вместе с детьми, создавая оригинальный декор для дома и полезные подарки для друзей и родственников к любым праздникам. А если делать поделки заранее, то у вас в запасе всегда будут презенты.
Обязательно почитайте о том, как найти время для хобби и посмотрите, какие еще женские увлечения есть на свете!
Источник
Мозаика своими руками: изготовление и самостоятельная выкладка, техника, идеи, решения
Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?
Что известно о мозаике?
Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.
Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:
- создание основы;
- накладывание грунта;
- подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
- разработку шаблона;
- а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.
Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.
Что такое мозаика?
Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.
Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.
Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.
Немного истории
Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.
Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.
Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».
Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.
В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.
В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.
В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.
Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.
Современность
В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.
Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:
- кубизм (как будто созданный под мозаику);
- пуантилизм;
- импрессионизм и пр.
Укладка мозаики
Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:
- Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром. - Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.
Самостоятельное изготовление мозаики
Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.
«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.
Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:
- Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
- Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
- Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
- Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
- Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.
Связующее для мозаики
Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:
1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.
Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).
Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.
Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.
Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).
Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.
Мозаика из ракушек
Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.
Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.
В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.
Инструмент для выкладки мозаики
Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:
- «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
- упор с аккуратной выемкой;
- «коготок»;
- «грибок» и пр.
Материал
Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.
Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.
Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.
Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.
Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.
Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.
Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.
Мозаика из яичной скорлупы
Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:
- Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
- После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
- Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
- В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.
Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.
Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).
Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.
После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.
Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.
В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.
Нечто особенное
Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже. В качестве необычных материалов для панно можно использовать, в принципе, все, что угодно, в том числе:
- различные канцелярские кнопки;
- кусочки мягкого дерева и хвойной фанеры;
- мелкие пирамидки с разноцветными гранями;
- спички торцом и прочие материалы.
Источник