Меню

Может быть завтра с утра будет солнце

Утро В. Цоя. Мама, я узнал свое Утро!

Утро Виктора Цоя. «Мама, я узнал свое Утро!»
Откровение «человека ночного» в творчестве Поэта.

В данном кратком очерке мне предстоит лишь прикоснуться к одной очень загадочной теме и лишь затронуть, слегка касаясь, очень сложную проблему. Тема эта есть «Тайна образа человека сквозь образы его творчества», а проблема есть как проблема творческого самосознания Поэта. В очерке «О религиозной мысли Поэта. Размышления про творческое самосознание Виктора Цоя» (М., 2012) я уже ставил проблему о творческом самосознании В. Цоя, исходя из материалов «Дневника интервью». В данном же очерке я хочу развернуть и поставить эту проблему, исходя уже из самого поэтического творчества Виктора Цоя. Но повторюсь, что это проблема очень глубокая и сложная, и требует очень длительного исследования (к чему я, возможно, уже приступил), потому здесь в очерке мне важно раскрыть и показать Главное проблемы, лишь слегка касаясь.

Исследуя, разного рода, философскую критику творчества Поэта, я заметил, что мало кто (почти никто) из критиков обращают внимание на образ творчества Поэта, как, например, «Утро». И потому напрашивается вопрос: а что означает этот образ в поэтическом творчестве В. Цоя? И как этот образ творчества взаимосвязан с самосознанием Поэта? Мало кто из критиков (кроме З. Кадикова) обращали внимание на такую малозаметную и по слуху, казалось бы, «серенькую» песенку Виктора Цоя, как «Растопите снег» (почему-то так её именуют редакторы, публикующие Тексты песен Поэта). Но вот кто из критиков обращал внимание на самый Текст этой песни Виктора Цоя. А ведь, в этой песне сокрыт, возможно, самый ключевой образ творчества Поэта, который раскроет или приоткроет Дверь к глубокому религиозно-философскому постижению творчества Виктора Цоя.

Итак, что это за «Утро» Поэта и какое это «Утро», каков символ этого слова и каково значение его?
Утро, как, впрочем, и вечер, есть пограничное время суток или пограничное состояние времени между ночью и днем. Но если рассматривать символически, то «Утро» есть символ пограничного состояния Поэта, который находится между и на границе разных миров, как, например, иррационального, таинственного мира «Ночи» и рационального, ясного мира «Дня». Утро В. Цоя начинается или ему предшествует Ночь, как тайна мироздания, т.е. «Утро» исходит своими корнями из Бездны Ночи, но «Утро» же предшествует «Дню» или, по-другому, раннее «Утро» предшествует «рождению Дня». Сразу же вспомнилось, как:

«В наших глазах рождение Дня
И смерть Огня. «

«И смерть Огня». Интересно, что в песне «Я хочу быть с тобой» Виктор Цой как бы напоминает о своем рождении:

«Я родился на стыке созвездий, но жить не могу. «

Это вопрос для любителей астрологии и нумерологии, но мне важен здесь сам образ Поэта, который, действительно, так загадочно совпал по своему рождению, именно, на 21 июня 1962-го года. Как день самого высокого солнцестояния. Вспомните, что А.С. Пушкина сравнивают символически как «Солнце русской поэзии», а в христианстве образ Иисуса Христа символически сравнивают и именуют как «Логос», «Солнце Разума». И здесь интересен и важен самый Символ. Но не все так просто, как это может показаться, в самом постижении образа творчесвта Поэта. Да, безусловно, что «Солнце» есть один из ключевых символов творчества В.Цоя, который любил Солнце и не только как символ христианства или символ неоязычества, но и любил живое Солнце, как целое, что дает, дарует Жизнь всему живому, а живое Солнце и есть сокровенный образ Иисуса Христа, ибо жизнь живая не только даруется сквозь космичекие тела, как «солнце-звезда», но творится Духом Божьим. Но мы не постигнем самую суть образа творчества Поэта, если только упрямо упремся в постижении этого символа. Ибо нужно понять сокровенное самого Поэта и задаться вопросом: а что ещё любил Виктор Цой, любил так бережно и сокровенно? И ответ мы найдем в самом Тексте Поэта:

«За окнами солнце,
За окнами свет — это день.
Ну а я всегда любил ночь.
И это мое право — любить ночь.
И это мое дело — уйти в тень.
Я люблю ночь за то,
Что в ней меньше машин. «

Читайте также:  Какие рулонные шторы лучше защищают от солнца

«Так странно проходят часы.
И так странно не хочется спать.
И так странно, когда за окном проезжает машина. «

Вот это! удивительный мир образов Виктора Цоя. Ибо это мир Ночи, а Ночь есть совсем иной мир для человека, ибо в Ночи открывается «ночной человек» (по словам же В. Цоя); в Ночи самораскрывается иной человек — иной Виктор Цой; или в Ночи раскрывается иное, сокрытое Человека. Потому-то Поэт любит Ночь, что в этой темной Ночи приоткрываются тайны «Я» человека, приоткрывается сам себе человек, как есть во всей своей глубине экзистенциально-космического Бытия. Из Бездны ночи раскрывается Эпоха Человека в его сокровенном самосознании, которое, однако же, предстоит для других, как тайна, непостижимое. И непостижим для нас вот этот образ, непотаенно предстоящий и глаголящий:

«Я ждал это время, и вот это Время пришло.
А тем, кто ложится спать, —
Спокойного сна.
Спокойная Ночь. «

Но что предшествовало этому самоосознанию самого себя из глубины Ночи, какая интуиция и какое предчувствие Поэта.

«Ты смотришь на Млечный Путь.
Я — ночь, а Ты утра суть.
Я — сон, я — миф, а Ты нет.
Я слеп, но я вижу Свет.
И снова приходит Ночь. «

Потому-то можно заключить, что Ночь есть основной образ, не просто «символ», а живой образ Реальности, из глубины которой рождается «новый-вечный человек». Но Ночь перерождается в Утро, а самое Утро так бывает похоже на ночь, потому Утро, может быть, еще таинственней ночи, ибо есть пограничное и промежуточное состояние между иными мирами и миром вот этим, предстоящим пред нами.

«Наше Утро похоже на Ночь.
Ну а Ночь — для меня. «

Итак, что это за таинственное Утро Виктора Цоя?
Утро Виктора Цоя начинается с вопроса, как и Ночь Поэта начинается с вопрошания, с вопрошания самого себя, как «кто я? откуда и куда иду?» Так, например, поэт вопрошает в глубине темной ночи, Поэт вопрошает сквозь Веру потаенного сердца и утверждение сокровенного видения:

«Я — ночь, а Ты утра суть.
Я — сон, я — миф, а Ты нет.
Я слеп, но я вижу Свет. «

Сквозь утверждение Света и «Ты еси» посредством умаления и уничижения самого себя, Поэт вопрошает «кто «я» и для чего творю?».
Поэт видит Свет Пути, но не только космического «Млечного Пути», но свет пути Того, Кто есть «Солнце Разума», свет Иисуса Христа, Который освещает Путь странникам в Ночи.

«Где вы теперь и с кем?
Кто хочет быть судьей?
Кто помнит все имена?
Нам не хватает тем.
Не нарушай покой:
Эта Ночь слишком темна.
Хочется спать, но вот стоит чай,
И горит свет в сто свечей.
Может быть, завтра с утра будет Солнце
И тот Ключ в связке ключей. «

Именно, не ожидает ли весь христианский мир уже две тысячи лет Того, Кто должен прийти и в таком вопрошании, как:

«Может быть, завтра с утра будет Солнце
И тот Ключ в связке ключей. «

Где и в ком этот сокровенный Ключ Веры, Веры, что способна приоткрыть Дверь, за пределами которой и из глубины которой просачивается и сквозит Свет совсем иного, еще неведомого нам мира.

Загадочна и таинственна песня В. Цоя, как «Мама, я узнал свое Утро»! Но с какой песней она интуитивно ассоциируется? Например, вот как:

«Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Зерна упали в землю,
Зерна просят дождя, им нужен дождь.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь:
Ты увидишь — там все горит огнем. «

И, вновь, образ «Огня», что в груди, в потаенном сердце Поэта, который вопрошает к воспринимающему и слушающему: «посмотри мне внутрь?», как «посмотри и увидишь огненное сердце мое». Сравните, «Сердце» Поэта, как «Сердце мое» и «Солнце мое». «Солнце мое, взгляни на меня?!». И, сравните, вопрошания поэта к потаенному сердцу человека и к образу Сокрытого, Всевышнего, как: «Посмотри мне внутрь?» и «Солнце мое, взгляни на меня?!».

Читайте также:  Как узнать время заката солнца

Образ текста песни, как «Мама, я узнал свое Утро» и есть откровение человека ночного в творчестве Виктора Цоя, откровение сокровеннаго человека, который открыт и ведом лишь только Богу и сквозь символы открывается людям, ибо все творчество Поэта есть слово откровение Богу, предназначенное для пути исхождения к людям.

Я не буду истолковывать, толковать Текст песни «Мама, я узнал свое Утро», ибо это еще более расширит наш очерк. Мне здесь важно показать образ и сравнить этот образ в разных оттенках и интонациях в творчестве Поэта. Но все же Текст основной песни нашего очерка должно привести, хотя бы первый куплет этого таинственного Текста:

«Я собираю чемодан, мне нельзя отступать.
Я заметил свой срок, я заметил свой срок.
Разминаю папиросу, смотрю в потолок.
Я заметил свой срок, я заметил свой срок.
Мама, я узнал свое Утро. «

Замечательны образы, дающие подсказку к пониманию, что и как «нельзя отступать» и «я заметил свой срок». Наверное, как нельзя отступать от своего Пути, предназначенного свыше. И сравните, «смотрю в потолок» и «я заметил свой срок». «Потолок» чего? Может быть, как «потолок» своего пути, высокого предназначения, а отсюда и понятно тогда, что «я заметил свой срок», как срок своего творческого служения и духовного Поста в этом мире. И в заключение Текста — откровение, как:

«Мама, я узнал свое Утро»

Но каков этот путь Поэта, легок ли он? И каково Утро поэта, которое похоже на Ночь. Например, один из образов Поэта, как:

«Я из тех, что каждый день уходят прочь из дома около семи утра.
Я — это тот, кто каждый день уходит прочь из дома около семи утра.
В это утреннее время там, внизу, все так похоже на кино.
Да, наверно, в это время там, внизу, все так похоже на кино. «

Каков же этот Путь Поэта и каково же его Утро.

«Ночь коротка, цель далека.
Ночью так часто хочется пить.
Твоя ноша легка, но немеет рука,
И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака.
Утром ты стремишься скорее уйти.
Ты уходишь туда, куда не хочешь идти,
Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждет.
Доброе Утро, последний герой.
Доброе Утро, тебе и таким, как ты,
Доброе Утро, последний герой!
Здравствуй, последний герой. «

С одной стороны, можно сказать, что Путь Виктора Цоя и Утро Поэта есть трагический и Утро трагическое, Путь этот есть Путь тяжких испытаний духа человека, прохождение через «тьму» внешнюю или «тьму внешнего и чуждого мира», ибо.

«Завтра в восемь утра начнется игра,
Завтра солнце встанет в восемь утра.
Крепкий утренний чай, крепкий утренний лед.
Два из правил игры, а нарушишь — пропал.
Завтра утром ты будешь жалеть, что не спал.
Но сейчас деревья стучат ветьвями в стекла,
Ты можешь лечь и уснуть, и убить эту ночь.
Деревья, как звери, царапают темные стекла,
Пока еще не поздно лечь и уснуть в эту Ночь. «

«Наши реки бедны водой,
В наших окнах не видно дня.
Наше Утро похоже на Ночь,
Ну, а Ночь — для меня.
Играй, невеселая песня моя. Играй. Играй. «

«Снова новый начинается день,
Снова Утро прожектором бьет из окна,
И молчит телефон: отключен.
Снова Солнца на небе нет,
Снова бой, каждый сам за себя,
И, мне кажется, Солнце —
Не больше, чем сон.
На экране окна
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка. «

«Они сказали: надо пройти!
Они не верят, что есть другие пути.
Не бойся, это только кино.
Я знаю точно — это кино.
Кончится фильм,
Зажгут свет и мы поедем домой.
Те, кто был раньше, вставляли в их ружья цветы,
В ответ на это свинец затыкал им рты. «

Читайте также:  Лучшие головные уборы от солнца

«Раньше в твоих глазах отражались костры.
Теперь лишь настольная лампа, рассеяный свет.
Что-то проходит мимо, тебе становится не по себе.
Это был новый день — в нем тебя нет.
Раньше в твоих глазах отражалась ночь.
Теперь, когда за окнами ночь, — твои глаза спят.
И вот на рассвете ты не заметил, как начался новый день,
Ты до сих пор в старом — там нет никаких преград. «

В черновых вариантах есть такой Текст Виктора Цоя (как мрачный и трагический). Например, как:

«Так хочется, чтобы сразу кончилось всё
Где-то вдали еле мерцает заря
Руки жадно хватают гибкую сталь,
И последние несколько слов: «Всё было зря».
(Так ничего не нарушит порядок игры,
Уйти, скрывая под гримом бледность лица.
Помни, что этот ход не возьмешь назад.
И надо, надо терпеть и играть до конца.)
Выбирай! Выбирай! Выбтрай! Делай свой выбор. «

Но трагедия, по слову С.Л. Франка, дана для того, чтобы её преодолеть. И в этом есть глубокий Смысл. Ибо если Путь Поэта есть трагический, то подлинный трагизм пути человека открывается в том и тогда, когда человек преодолевает его, превозмогая себя и с Верой идет в Путь, с Верой в возможное Богу в этом мире невозможного века сего.

И вот Поэт сделал свой Выбор, Виктор Цой отправляется в Путь с Верой в поисках Возможного в мире сем невозможного.

«Они говорят: им нельзя рисковать,
Потому что у них есть дом, в доме горит свет.
И я не знаю точно, кто из нас прав:
Меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед.
Закрой за мной Дверь. Я ухожу. «

«В наших глазах крики «Вперед!»
В наших глазах окрики «Стой!»
В наших глазах рождение Дня
И смерть Огня.
В наших глазах звездная ночь.
В наших глазах потерянный рай.
В наших глазах закрыта Дверь.
Что тебе нужно? Выбирай!»

И вот Выбор Виктора Цоя:

«Песня без слов, ночь без сна.
Всё в своё время — зима и весна.
Если есть тьма, должен быть Свет.
Хочешь ли ты изменить этот мир?
Сможешь ли ты принять как есть.
Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, —
Весь мир идет на меня войной. «

«И мы знаем, что так было всегда:
Что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим
И кому умирать молодым.
И упасть, опаленным Звездой
По имени Солнце. «

«Но странный стук зовет: «В дорогу!»
Может, сердца, а может, стук в Дверь.
И, когда я обернусь на пороге,
Я скажу одно лишь слово: «Верь!»

Выбор Виктора Цоя есть Вера и Любовь потаенного и излучающего сердца, ибо как бы ни был трагичен и мрачен Путь, а Поэт видит Свет и с Верой идет навстречу к грядущему Свету и навстречу к человеку, кто ожидает в трудную минуту укрепляющего слова Пророка. Ибо так увидел и поведал Поэт — В. Цой:

«На теле ран не счесть,
Нелегки шаги,
Лишь в груди горит Звезда.
И умрет Апрель,
И родится вновь,
И притет уже навсегда.
А Он придет и приведет за собой весну,
И рассеет серых туч войска.
А когда мы все посмотрим в глаза Его,
То увидим в тех глазах Солнца свет. «

«Наше будущее — туман,
В нашем прошлом — то ад, то рай,
Наши деньги не лезут в карман,
Вот и Утро — Вставай. «

Вставай! ибо вот и наступает Утро нового Дня, когда всходит иное Солнце, Звезда Апреля, сокровенная и долгожданная в потаенном сердце Поэта — Виктора Цоя. Потому-то Утро Поэта есть Утро доброе и светлое, есть Утро радостное, исполненное Радости сквозь слезы и скорбь страданий.

Источник

Adblock
detector