Меню

Можно ли совершить утренний намаз после восхода солнца

Начало и конец утреннего намаза (Фаджр)

Посланник Всевышнего (мир ему): «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Утренний намаз входит в пять обязательных молитв, которые правоверный мусульманин читает в течение дня. Некоторым верующим трудно совершать его по причине раннего наступления. Но каждый раб, не теряющий надежды на прощение и милость Господа миров, должен стараться выполнить Фаджр в отведенное для этого время.

Время утреннего намаза

Точное время утреннего намаза: с рассвета и до восхода. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). В соответствии с хадисами, дошедшими до нас, к Фаджр намазу следует приступать, как только появится заря. Утренний намаз можно читать до восхода солнца. Пророк (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Время утренней молитвы продолжается, пока не взойдет солнце». О важности точного времени чтения Фаджр передал Абу Муса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал совершать утренний намаз, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (по причине темноты)» (Муслим). Из этого следует, что нежелательно откладывать чтение намаза до конца установленного времени. Расулюллах (мир ему и благословение) придавал огромное значение первому из пяти обязательных намазов: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до восхода солнца, тот настиг ее». Здесь следует понимать, что если по каким – то причинам не успели своевременно выполнить религиозный обряд, то не стоит опускать руки, а скорее восполнить упущенное. Но все же крайне нежелательно совершать Фаджр перед восходом солнца.

Когда намаз считается сделанным вовремя

Каждый богобоязненный раб Аллаха обязан знать, во сколько начинается утренний намаз и до какого времени можно совершить Фаджр. Если мусульманин приступил к выполнению религиозного обряда с появлением зари и прочитал его, то сделал все верно. В случае окончания чтения до восхода солнца, он считается выполненным своевременно. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). Бывает, к сожалению, что человек проспал или забыл о Фаджр, тогда после пробуждения нужно сразу восполнить его. Тому, кто по ошибке сделал намаз раньше положенного времени, нужно выполнить его заново.

Время, когда Фаджр намаз делать запрещено

Для выполнения каждого обязательного намаза отведено свое время. Если мусульманин читает намаз и взойдет солнце, то по ханафитскому мазхабу Фаджр будет считаться недействительным. В этом случае намаз придется перечитывать как пропущенный (када).

«Расулюллах (мир ему) запрещал нам совершать молитвы…во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом)…» (Муслим). В это время идолопоклонники молились своему божеству — солнцу. Ни в коем случае не разрешается быть подобными неверным.

Не положено читать во время проповеди. «Когда кто-нибудь из вас войдет в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» (ат-Табарани).

Что такое ложный рассвет

Рассвет бывает ложный и истинный. Для выполняющего утренний намаз, а также для постящегося очень важно уметь их различать. Ложный рассвет имеет вертикальную форму в виде волчьего хвоста. Это зодиакальный свет. Образуется вследствие подсвечивания солнцем мелких частиц пыли и других космических объектов, находящихся на уровне эклиптики (видимого движения солнца). Он быстро исчезает, и небо снова темнеет. О наступлении истинного рассвета говорит возникновение светлой горизонтальной полосы. Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким). Это говорит о непозволительности отправления религиозного обряда раньше, чем положено.

Что делать, если пропустил Фаджр (ас субх) намаз

«Кто забыл о молитве или проспал ее, то искуплением этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим). Когда мусульманин не смог проснуться на Фаджр, то должен прочитать ее при пробуждении. Но нужно учитывать времена когда можно и нельзя читать намазы. Намерение делается на намаз, который пропустили.

Время намаза Фаджр (ас субх) для мест, где трудно определить время по солнцу

Порой в некоторых населенных пунктах по причине отсутствия дневного светила по полгода, либо несоразмерности дня и ночи, сроки богослужения бывает достаточно трудно определить . В таких случаях одни мусульманские алимы советуют рассчитывать время совершения молитвы по мекканскому календарю. Другие обладающие знаниями предлагают правоверным ориентироваться на близлежащие города и страны, любые населенные пункты, где смена дня и ночи, утра и вечера проходит в обычном установленном режиме. Мнение и тех, и других ученых имеют под собой почву. Однако по мнению приверженцев учения Абу Ханифы желательно ориентироваться на соседнюю страну, город, а не руководствоваться мекканским календарем. Последний из Пророков (да смилуется над ним Аллах) поведал о Фаджр и Магриб намазах: «Никогда не войдет в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода». («Сады праведных»).

Читайте также:  Масло карите от солнца

Источник

Форум для мусульман

Если человек проспал утреннюю молитву, и проснулся тогда, когда уже солнце вот вот начало выходить

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 Админка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений
  • Асаляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух.

    Тут два вопросика братья.

    1) Если человек проспал утреннюю молитву, и проснулся тогда, когда уже солнце вот вот начало выходить. Нужно ли ему дождаться пока солнце не выйдет полностью, на высоту копья, или он может сразу же возмещать молитву пока солнце еще не вышло до конца?

    2) Укорачивание бороды является харамом или макрухом? Не полное сбривание, а укорачивание, например оставляя длину 1 сантиметр, это запрещено так подстригать или нежелательно?

    И конкретно что говорят об этом шафииты? Джазакуму Ллаху хайран . $корпион.

    Аляйкум ас саляму ва рахмату Ллахи ва баракатух.

    Что касается первого вопроса, то большинство ученых говорят, то что макрух читать намаз в запрещенные времена ( во время восхода солнца, в зените и закате) без причины.

    А что касается намаза пропущенного в этот день ( нет разницы какого) то нет разногласия в разрешенности этого, как пришло ( и также в других местах) об этом в шархе на «Муватта» в «Мунтака» 2\14:

    «Нет разногласия у Уммы в том, то что разрешено выполнять пропущенный намаз дня, хоть во время восхода солнца хоть во время заката его».

    И также: «Масаля: Что касается пропущенных ( молитв) то говорит Малик то что разрешено выполнять в любое время и также сказал Шафиъи ( у Шафиитов в мазхабе можно отложить (до восхода), но читать сразу мустахаб по хадису Имрана ибн Хусейна

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    . Маджмуъ имама Науауи 3\68).

    И говорит Абу Ханифа, то что не разрешено читать во время запрета.

    И далиль на то что мы говорим, слова посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует: « Кто проспал намаз или вспомнил о нем после того как забыл, то пусть читает когда вспомнит». Мутафакун алейхи.

    А Аллах в Куране говорит « Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне». Таха 14.

    И это общее положение для всех времен».

    Что касается второго вопроса, то приведу то, что сказал в этом положении Абду Ллах аль-Факых:

    «Брить бороду харам у Ханафитов, Маликитов, Ханбалитов и сторона в мазхабе Шафиъ как сказал об этом аль-Каффаль аш-Шашии, Халими и указал на правильность этого аль-Азраъи.

    И мазхаб Шафиитов на который опираются они в этом вопросе то что это макрух, как об этом сказал ибн Хаджар аль-Хайтами в «Тухват аль-Мухтадж» от двух шейхов Рафиъи и Науауи: «Говорят шейъхан брить бороду макрух, но возражал этому ибн Рифъа в хашиятихи аль-Кафия приводя то, что Шафиъи сказал в «Умм» о том, что это харам.

    Сказал аз-Заркаши: «Об этом сказал Халими в «Шуъб аль-Иман» и его учитель аль-Каффаль в «Махасин аш-Шариъа» и сказал аль-Азраъи то что правильное это то, что харам сбривать вообще, если нет причин на это».

    А что касается стричь ( подравнивать) того что больше кулака ( т.е. если берешь бороду в кулак, и то что в ыходит за предел этого), то большинство ученых на том, что это разрешено, и нет в этом макруха.

    Привел ибн Аби Шейба в своем «Мусаннафе» об этом от Али бни Аби Толиба, от Абу Хурайра, от Абду Ллаха бну Умара бну аль-Хаттаба, Тавуса, Касима бин Мухаммада бни Аби Бакра.

    И говорит Аъто бин Аби Раббах: «Желали ( любили) отпускать бороду кроме умры и хаджа.

    Сказал Хасан (аль-Басри): «Разрешали подстригать бороду из того, что превышала кулак».

    И говорит ибн Муфлих в «Адаб аш-Шаръыя»: По сунне отпускается борода ( отращивается), и было сказано до размера кулака, а остальное можно убрать, и было сказано то, что оставить лучше.

    И результат ( подведение итога): Ученые разногласят в том, что подразумевается под иъфа альлихья?

    Читайте также:  Кто закрывает солнце при солнечном затмении

    Одни сказали что имеется ввиду оставить бороду без подравнивания вообще, пока не будет большой ( в длину). Другие сказали, пока не будет плотной… и т.д. даже если не будет достигать кулака.

    И Сунна посланника Аллаха в этом известна, а это полное оставление, и она более достойна в следовании…

    Фатауа Шабакат аль-Ислямия № Фатуы 14055

    Ибрахим Абу Мухаммад

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    Смысл: То что посланник Аллаха был в одном путешествии и ночью когда ложились он спать сказал Билял чтобы разбудит на утреннюю молитву, но он проспал и проспали все вместе с ним… потом после того как проснулись, посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует приказал перейти с этого места и после приказал сделать вудуъ ( омовение) и прочитали молитву. Хадис Бухари 1\130 ( Шейх Усаймин растолковал этот хадис т.е. то что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует не прочитал сразу, а перешли в другое место по причине того, то что это было место шайтанов…

    Please Login or Register to see this Hidden Content

    Источник

    Помня об этом, вы никогда не проспите утренний намаз

    Всевышний Аллах предписал каждому совершеннолетнему мусульманину совершение пятикратного обязательного намаза. Хотя все пять намазов вменены в обязанность только совершеннолетним мусульманам, однако приучить детей к этому поклонению следует с семи лет, а с десяти лет родители должны обязать детей совершать намаз.

    Все пять намазов являются очень ценными и важными. Ни один из них не заменяет другого, и кроме некоторых случаев, все эти намазы должны быть совершены в строго отведённый для этого отрезок времени. Например, утренний намаз должен быть совершён в отрезок времени между истинным рассветом и восходом солнца.

    Определить время намазов нетрудно, особенно в наш век высоких технологий, когда для каждого региона и даже для каждого населённого пункта имеется своё расписание времени намазов. Никаких материальных или физических затрат это не требует.

    Практически у каждого человека имеется на руках смартфон, на который в любом виде можно загрузить расписание, на том же аппарате имеются часы, будильник. Более продвинутые пользователи гаджетов могут установить на свои аппараты приложение, которое уведомляет о наступлении времени намаза и может даже оглашать азан.

    Если посмотреть, ничего сложного в этом нет. Можно сказать, что с такими технологиями невозможно пропустить намаз. Однако на практике дело обстоит по-другому. К примеру, мы проспали утренний намаз. Но наши деды вставали на утренний намаз, не имея даже простого будильника, в большинстве случаев ориентируясь на крик петуха и т.п. Значит, дело в другом.

    В одном из аятов Корана Всевышний Аллах говорит:

    فَاصْبِرْ عَلَىٰ مَا يَقُولُونَ وَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ قَبْلَ طُلُوعِ الشَّمْسِ وَقَبْلَ غُرُوبِهَا ۖ وَمِنْ آنَاءِ اللَّيْلِ فَسَبِّحْ وَأَطْرَافَ النَّهَارِ لَعَلَّكَ تَرْضَىٰ

    (смысл): «Терпи же, о Мухаммад, что говорят они (называя тебя колдуном, лжецом…). И восславляй Господа твоего, вознося хвалу Ему до восхода солнца [утром] и до его захода, и в течение ночи, а также в начале и конце дня, чтобы ты достиг той награды у Аллаха, которой ты будешь доволен».

    Имам Аль-Куртуби сказал: «Большинство муфассиров (комментаторов Священного Корана) согласны с тем, что в этом аяте Всевышний Аллах указывает на каждодневные пятикратные обязательные намазы: «до восхода солнца» – утренний намаз (фаджр); «до его захода» – послеобеденный намаз (ʻаср); «в течение ночи» – ночной намаз (ʻиша); «в начале и конце дня» – обеденный (зухр) и вечерный намаз (магриб). Потому что время обеденного намаза наступает в конце первой части дня, а солнце заходит в конце второй его части». («Тафсир Аль-Куртуби», 11/261)

    Степень важности утреннего намаза выше, чем других намазов, она обусловлена временем его совершения, так как сон на рассвете самый сладкий, и человек, встающий вовремя для молитвы, отказывается от него ради намаза.

    Конечно, пробуждение на утренний намаз очень тяжело для нас, особенно если мы допоздна смотрели телевизор, сидели в соцсетях… Поэтому знающие люди советуют ложиться спать как можно раньше, чтобы легче вставать на утренний намаз, и считают неправильным заниматься допоздна чем-то ненужным.

    Ложась спать, необходимо предпринять все необходимые меры для того, чтобы проснуться на утренний намаз: совершить омовение, читать азкары, мольбы и суры Корана, на которые указал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и лечь, соблюдая все адабы отхода ко сну. Для полного комплекта хорошо будет ещё и завести будильник.

    Читайте также:  Во сколько сегодня солнце зайдет за горизонт

    От Аль-Бара бин ‘Азиба (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал (ему):

    إذا أتيت مضجعك فتوضأ وضوءك للصلاة، ثم اضطجع على شقك الأيمن وقل: اللهم أسلمت نفسي إليك، وفوضت أمري إليك، وألجأت ظهري إليك، رغبة ورهبة إليك، لا ملجأ ولا منجى منك إلا إليك، آمنت بكتابك الذي أنزلت، ونبيك الذي أرسلت. فإن مت مت على الفطرة، واجعلهن آخر ما تقول

    «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь для намаза, затем ляг на правый бок и скажи:

    «Аллахумма, инни асламту ваджхи иляй-ка, ва фаввазту амри иляй-ка ва альджаъту захри иляй-ка рагбатан ва рахбатан иляй-ка. Ля мальджаа ва ля манджа мин-ка илля иляй-ка! Аллахумма, аманту би-китаби-ка аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта«.

    «О Аллах, я предался Тебе (привёл свою душу к покорности Тебе) и вручил Тебе дело своё (предоставил Тебе решать всё), положился на Тебя из стремления к тебе (стремления к получению награды от Аллаха) и из страха перед Тобой (перед наказанием в мире вечном). Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которого Ты послал«.

    И если ты умрёшь этой ночью, то умрёшь в состоянии фитра (в присущем тебе от рождения состоянии, то есть в Исламе), а поэтому пусть эти слова будут последним, что ты скажешь в конце каждого дня». (Бухари)

    Также передают со слов ‘Али и Аль-Бара бин ‘Азиба (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ‘Али и Фатиме (да будет доволен ими обоими Аллах):

    إذا أويتما إلى فراشكما، أو إذا أخذتما مضاجعكما فكبرا ثلاثا وثلاثين، وسبحا ثلاثا وثلاثين، واحمدا ثلاثا وثلاثين

    «Когда уляжетесь в постель, говорите по тридцать три раза «Аллаху Акбар», «Субхана-Ллах» и «Аль-хамду ли-Ллях»». (Бухари)

    ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

    فما تركته منذ سمعته من رسول الله صلى الله عليه وسلم، قيل له: ولا ليلة صفين؟ قال: ولا ليلة صفين

    «И я всегда делал это с тех пор, как услышал эти слова от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Его спросили: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине?» Он сказал: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине».

    От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее:

    أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا أوى إلى فراشه كل ليلة جمع كفيه ثم نفث فيهما وقرأ فيهما: <قل هو الله أحد>و <قل أعوذ برب الفلق>و <قل أعوذ برب الناس>ثم مسح بهما ما استطاع من جسده، يبدأ بهما على رأسه ووجهه وما أقبل من جسده، يفعل ذلك ثلاث مرّات

    «Каждую ночь перед тем как лечь в постель, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) смыкал кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них (то есть имитировал лёгкие поплёвывания без выделения слюны) и читал суры «Аль-Ихляс», «Аль-Фалак» и «Ан-Нас», а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и делал это трижды». (Бухари, Муслим)

    Есть также много других хадисов и асаров о том, что говорил в подобных случаях Пророк (мир ему и благословение Аллаха), а также сподвижники, шейхи, большие учёные… Однако не каждый из нас применяет это на практике.

    Каждый желающий может их найти в книгах азкаров и дуа, ведь соблюдение всего, что передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), даёт очень весомый и приятный результат, который проявляется также в довольстве Всевышнего Аллаха. А если кто-нибудь не сможет делать это, пусть ограничится наиболее важным и тем, что будет ему по силам.

    Но самое главное, если мы желаем вовремя встать на утренний намаз, необходимо осознать важность своевременного совершения намаза, так, чтобы это закрепилось в нашем подсознании. Ради какой-то ничтожной выгоды или прибыли этой жизни человек готов проводить бессонные ночи, но разве два ракаата намаза, которые лучше, чем весь этот мир, и то, что в нём, не достойны ещё более внимательного и трепетного отношения?

    Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

    поделитесь информацией с друзьями!​

    Источник

    Adblock
    detector