Меню

Можно ли спать после утреннего намаза до восхода солнца

Благодать предрассветного времени

Как мы знаем, человек, который занимается торговлей или бизнесом, прилагает большие усилия в поисках источников для получения наибольшей прибыли. В некоторых случаях таким людям приходится работать денно и нощно, не зная ни отдыха, ни сна по нескольку дней кряду. И все это ради мирского достатка. Давайте же посмотрим, сколько среди нас тех, кто может провести несколько дней и ночей в непрерывном бдении, поклоняясь Всевышнему Аллаху, ради своей выгоды на том свете. Если такие и есть, то их единицы.

Пророк ﷺ выделил для нас некоторые промежутки времени, благодать поклонения в которые увеличивается в разы. Одним из таких промежутков является время от утреннего намаза до восхода солнца.

Польза от поклонения в эти часы очень велика. В хадисе сказано: «Тот, кто совершит утреннюю молитву коллективно и после этого будет поминать Аллаха ﷻ до восхода солнца, а затем совершит два ракаата намаза-сунна, получит воздаяние как за полноценный хадж и умра» (Тирмизи). Сказано, что ангелы просят прощения за того, кто после намаза поминает Аллаха ﷻ , не вставая со своего места. В этот промежуток времени нежелательно даже совершение суннат-намазов, это время должно быть выделено для поминания Аллаха ﷻ (зикр, тасбих, вирд).

Пророк Мухаммад ﷺ читал за мусульман такую мольбу: «О Аллах, благослови мою умму в утренние часы» (Ибн Маджа). Это означает, что в том, что делается рано утром, будет больше благодати. Ученые говорят, что сон после утреннего намаза до восхода солнца лишает бараката.

Есть несколько способов, как оставаться бодрым после утренней молитвы.

Лечь спать вовремя

Пророк Мухаммад ﷺ не любил после ночного намаза заводить разговоры, он отправлялся спать или же совершать ночное поклонение. Сегодня электрический свет создает видимость затянувшего светового дня, что губительно влияет на биологический режим человека. Тот, кто ложится после полуночи, вовсе не имеет возможности выспаться до утра. Лечь спать после ночного намаза – самый эффективный метод для своевременного и легкого пробуждения на утреннюю молитву.

«Три узла шайтана»

В хадисе говорится: «Когда кто-либо из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: “Ночь твоя будет долгой, спи же!” И если человек проснётся и помянет Аллаха ﷻ , то один узел развяжется; если он совершит омовение, развяжется второй узел, а если совершит молитву, развяжется и третий, и человек проснётся утром бодрым и довольным, в противном же случае он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым» (Аль-Бухари).

Не секрет, что сатана пытается помешать нам служить Аллаху ﷻ и не хочет, чтобы у нас было бодрое и продуктивное утро. Однако из изречений Пророка ﷺ и книг учёных нам известно, как бороться с его нашептываниями. После пробуждения желательно вознести хвалу Аллаху ﷻ следующими словами: «Альхамдулилляhи-ллязи ахяна ба’да ма аматана ва иляйhи-ннушур». После этого совершить омовение и отправиться на утреннюю молитву.

Если после молитвы тянет обратно ко сну, попробуйте умыться холодной водой, позавтракать, выпить воды или сока.

Намаз в мечети

Есть множество изречений Пророка ﷺ о важности совершения намаза коллективно в мечети. Это является одной из особенностей нашей уммы. Согласно мазхабу (школе шариатского права в Исламе) имама Аш-Шафии, совершение джамаат-намаза является фарзуль-кифаятом (т.е. обязанностью, которую должны исполнить хотя бы два человека в каждом населённом пункте). Молитва с джамаатом превосходит совершённую в одиночку в 27 раз.

Тот, кто отправляется на утренний намаз в мечеть, имеет возможность развеять сон по дороге туда и обратно.

Азкары после намаза

Лучшим продолжением намаза для мусульманина является чтение азкаров. Не следует сразу после намаза вставать и выскакивать из мечети. Хадис гласит: «Ангелы просят благословение и прощение Аллаха ﷻ для каждого из вас, пока вы пребываете в месте молитвы. Ангелы говорят: «О Аллах! Прости ему и будь милостивым к нему» (Аль-Бухари).

Утренняя зарядка

Ежедневная зарядка или небольшая прогулка отлично разгоняют кровь и обеспечивают прилив энергии и бодрости. Зарядка помогает накопить энергию и силы на предстоящий день, в течение которого вы будете чувствовать себя выносливым. Любое дело будет выполняться легко и быстро.

Распорядок дня

Важно строить свой рабочий график так, чтобы он не препятствовал своевременному совершению каждого намаза. Лучше с вечера же составить план на следующий день, не упустив в нём таких важных пунктов, как совершение намазов в коллективе и чтение желательных молитв-азкаров. Мусульманину нужно строить свой распорядок дня вокруг намазов, а не пытаться впихнуть их в рабочий график, составленный с учётом только деловых моментов.

С закатом каждого дня наша жизнь сокращается, и привычки все сильнее укореняются в нашем характере. Поэтому нам необходимо стараться провести каждый следующий день лучше, продуктивнее предыдущего в плане как мирского, так и того, что касается жизни после смерти.

Источник

Сон с точки зрения Ислама

Эта статья адресована тем, кто полдня проводит в постели, кто всю ночь просиживает за компьютером или перед телевизором и засыпает к утру.

Что говорит наша религия об этике сна? На что стоит обращать внимание мусульманину до и после сна?

Не стоит пренебрегать ночным сном

Всевышний создал день для работы, а ночь — для сна и отдыха. Не зря в суре Аль-Фуркан в 25 аяте говорится: «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением».

«Мы сотворили вас парами, и сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом» (Сура ан-Наба, 8-10 аяты).

Это значит, что здоровый ночной сон — это одно видов поклонения. Однако с точки зрения Ислама под понятием «сон» подразумевается не только ночной сон.

Каким бывает сон?

Имам аль-Газали и многие другие ученые Ислама утверждали, что человек должен спать не более восьми часов в день.

Порой некоторые виды поклонения приходятся на ночное время, в таких случаях человек может выспаться после полудня, так делал и наш Пророк (с.а.с.). Этот сон называется кайлюля.

В какое время суток не желательно спать?

Наряду с дозволенными ночным и кайлюля, существует время, в которое сон нежелателен. Они называются гайлюля и файлюля.

Сон, называемый гайлюля – это сон, в который человек погружается после восхода солнца. Примерно 40-50 мин. после восхода солнца считается неблагоприятным временем для сна. Пророк Мухаммад (с.а.с.), подвигая представителей своей Уммы вставать с зарей и приниматься за работу с намерением получить довольство Аллаха, говорил о том, что сон в это время является причиной лишения милости во всем: в питании, во времени, в жизни; сон в это время — принесет нужду и неблагоприятные вещи различного рода, а также может стать причиной забывчивости и рассеянности. Человек, проведший это

время во сне, в течение дня будет испытывать слабость и тяжесть, у него будет плохое настроение и не возникнет желания работать.

Сон, называемый файлюля — это сон после полуденного намаза (Аср-намаза) до времени наступления вечернего Магриб-намаза. Спать в это время опасно тем, что состояние сна может повлиять на правильную работу головного мозга. Как не парадоксально, именно в это время на человека нисходит желание подремать. Сон в это время сокращает жизнь, является причиной головной боли.

Действия лучшего из людей, Мухаммада (с.а.с.):

Пророк (с.а.с.) не любил спать до ночной молитвы и бодрствовать после нее. Таким образом, руководствуясь этим, планируйте отход ко сну правильно.

Он не ложился спать после утренней молитвы, так как первые часы после нее — время ниспослания милости Всевышнего.

Стоит проявлять умеренность в вечернем приеме пищи, это значительно улучшит самочувствие, и вы с легкостью отойдете ко сну.

У Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) был свой метод отхода ко сну. Он отдавал предпочтение правой стороне, правой руке – ложась отдыхать, он ложился на правый бок. Этому есть объяснение и с медицинской точки зрения — зажимание сердца и желудка, находящихся слева, может нанести вред организму.

Зная, что ангелы любят чистоту и приятный запах, Пророк ( с.а.с.) держал постель в чистоте и пользовался перед сном благовониями.

Пророк Мухаммад всегда помнил о смерти. Не стоит забывать, что это путешествие в мирах может оказаться последним. Именно поэтому перед сном он( с.а.с.) читал молитвы.

Он произносил: «О Аллах! Я поручил себя Тебе! Я обратился к Тебе! Прося Твоей милости и опасаясь Твоего гнева, я надеюсь только на Тебя! У меня против Тебя нет защиты от Тебя же! Я уверовал в ниспосланные Тобою книги и в посланных Тобой Пророков».

Одному из своих сподвижников Пророк ( с.а.с.) советовал:

«Если ты ляжешь отдыхать, прочитав эту молитву, и в эту ночь вдруг внезапно умрешь, то умрешь мусульманином. Пусть эта молитва будет последним, что ты произнес перед сном!» (Бухари)

Источник

Можно ли после утреннего намаза спать

Вера и Ислам | О СНЕ

Вопрос: Вредно ли долго спать?

Ответ: Да, если нет никакой болезни то долго спать вредно.

О БЛАГОСТИ НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО СНА

Вопрос: Говорят о вреде долгого сна и пользе непродолжительного сна. Расскажите об этом?

Ответ: Если исследовать жизнь ученых, авторов множества трудов то можем увидеть что они спали мало и много трудились. Спать нужно столько сколько необходимо! Ученые обладатели мудрости сказали:

Один из признаков любви Аллаха – непродолжительный сон. Короткий сон ночью, долгий дневной сон влечет за собой болезнь. Малое количество еды дает пользу телу, непродолжительный сон полезно для руха. Вредно долго спать. Тот кто много ест, даже если этого не хочет будет долго спать. Необходимо мало есть и мало спать. У того кто много спит жизнь проходит во сне и поэтому это препятствует достижениям этого мира и ахирата. В одном из хадиси шарифов сказано: «Лучшее деяние – уасат (средний путь, середина). Ислам середина ифрата и тафрита.» (Байхаки)

(васат – средний, сбалансированный путь. Ифрат – излишек нормального, размеренного состояния, тафрит – недостает к нормальному, размеренному состоянию. Например спать долго – ифрат, спать мало – тафрит. Переедать – Ифрат, есть очень мало – тафрит.)

Любитель поспать не достигает цели, не получит благостей которые раздаются ночью. Аллаху тааля, каждую ночь говорит: «Нет ли тех кто делает дуа, я приму их.» (Бухари)

В хадиси шарифах сказано:

Читайте также:  Мое ты солнце сергей ищенко

«Нет сна в глазах тех кто избегает Ада, желает Рая.» (И. Мэндэ)

«Больше всего в моей умме боюсь – толстых животов, любовь к сну, лень и слабость имана.» (Дейлеми)

«Лучшее деяние – Совершать ночной намаз когда все спят.» (ильмихал «Дорога к Раю»)

«Сон после еды, ожесточает сердце.» (Ибни Маджа)

«Много сна сделает человека нищим в ахирате.» (Байхаки)

«Аллаху тааля не любит того кто много спит.» (И. Газали)

«Утренний сон приводит к слабости, лености, мягкотелости и слабой памяти» (И. Мауарди)

«Не спите после утреннего намаза пока не взойдет солнце!» (Байхаки)

«У того кто спит во время восхода заболевают спина и поясница.» (И. Шарани)

«Неуместен сон в предполуденное время, полезен хайлюля (полуденный сон). Вечерний сон – глупость.» (И. Мауарди)

«Аллаху тааля ненавидит того кто много ест и пьет, и много спит.» (И. Газали)

«Мать пророка Сулеймана сказала сыну: «Не спи много, это сделает человека бедным в Судный День.»» (Ибни Маджа)

«Утренний сон служит препятствием ризку.» (Байхаки)

Наша мать Фатима передала: Легла спать после утреннего намаза. Отец меня разбудил со словами: «Доченька вставай, не уподобляйся гафилям (беспечный, не ведающий)! Аллаху тааля раздает ризк после утреннего намаза.» (Байхаки)

Аллаху тааля сказал: «Тот кто утверждает что любит Меня и сам спит до утра, лжец. Потому что друг общается с другом. Перестает быть беспечным и находит Меня, слушает Меня.» (М. Нама)

ПОСЛЕ УТРЕННЕГО ПРОБУЖДЕНИЯ

Стараться рано ложиться и рано вставать! Нельзя беспричинно долго спать. В хадиси шарифе сказано:

«Сон в то время когда солнце находится на зените уменьшает разум, в середине дня (хайлюля) из обычаев пророков и аулия. Спать в конце дня – ленивость.» (Ширьа)

«У того кто обратит внимание на следующие четыре положения, ни сам, ни его семья, ни его дети не испытают нужды:

1) Встать до восхода, совершить намаз,

2) Сделать омовение до наступления времени намаза,

3) Прийти в мечеть до азана,

4) Не говорить после уитр намаза.»

Каждое утро проснувшись нужно сделать следующее:

1) Сразу же подумать об Аллахе!

2) Одеться в соответсвующую одежду!

3) Совершить омовение! Нужно всегда быть с омовением!

4) Совершать намаз вовремя и без недостатков!

5) Верить что ризк дает Аллаху тааля и просить из дозволенного!

6) Нужно быть довольным что предначертано Аллахом, довольствоваться тем что послано!

7) Полностью положиться на Аллаха!

8) Быть Аллаху благодарным за свою судьбу, проявлять терпение!

9) Благодарить Аллаха за все данные благсти! Самая большая благость, это быть мусульманином.

10) Зарабатывать из дозволенного, питаться дозволенным! (Т. Гафилин)

ВРЕМЕНА В КОТОРЫЕ СПАТЬ МАКРУХ

Вопрос: В одном из хадиси шарифов говорится «Утренний сон препяствие ризку.» Когда в утреннее время нельзя спать? Какие еще есть времена в которые нельзя спать?

Ответ: Спать в течение 50 минут после восхода солнца, т.е. до наступления времени ишрак является макрухом. В смыслах нескольких хадиси шарифов говорится:

«Не спите после утреннего намаза до того как взойдет солнце!» (Байхаки)

«У человека который спит в утренее время появляются болезни спины и поясницы.» (И. Шарани)

«Утренний сон способствует ленивости и забывчивости.» (И. Мауарди)

Наша мать Фатима передала: Легла спать после утреннего намаза. Отец меня разбудил сло словами: «Доченька вставай, не уподобляйся гафилям (беспечный, не ведающий)! Аллаху тааля раздает ризк после утреннего намаза.» (Байхаки)

(Ризк раздается после утреннего намаза. А духовный ризк раздается после намаза аср. В эти две времени нельзя спать, и на это стоит обратить особое внимание.)

«Неуместен сон в предполуденное время, полезен хайлюля (полуденный сон). Вечерний сон – глупость.» (И. Мауарди)

Расулюллах считал неправильным спать до ночного намаза. Является макрухом спать до ночного намаза и говорить после ночного намаза. Не будет макрухом если нужно поговорить о чем то важном и необходимом. Не будет макрухом читать Коран, зикр, рассказать истории праведников, читать фикх и разговоры с гостями. (Реддуль мухтар)

Вопрос: Вредно ли спать два раза в день, до и после полуденного намаза?

Ответ: Пока нет необходимости, спать два раза в день является макрухом. Это возможно если ночью не спали потому что совершали поклонения, а по другому днем спать не нужно. (Ихийа)

Днем могут спать те кто вернулись с ночной работы или больные. Т.е. спать можно если есть извинительный случай. Неправильно спать два раза в день и проводить жизнь во сне.

Можно ли спать после времен Аль-Фаджр и Аль-Аср?

Хвала Аллаху.
Передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Тот, кто спит после времени Аср и сходит с ума, пусть винит никого, кроме себя». Этот хадис был оценен как даиф (слабый) по мнению Шейха Аль-Албанив Аль-Сильсиля Аль-Да’ифа, 39.

Марван (ибн Мухаммад аль-Асади) сказал: «Я сказал Лейсуибн Сааду — когда увидел его спящим после времени Аср в течение месяца Рамадан -«О, Абу аль-Харис! Почему ты спишь после времени Аср, ведь Ибн Ляхи’я сказал нам… (и он упомянул это изречение)? » Аль-Лейс сказал: «Я не отказываюсь от того, что хорошо для меня, потому что хадис от Ибн Ляхи’я от разума»!

Я говорю, я поражен ответом Аль-Лейса, потому что это свидетельствует о понимании и знании, и не удивительно, ибо он был одним из имамов мусульман и хорошо известным фукаха. Я знаю, что многие из сегодняшних шейхов не позволяют себе спать после времени Аср, даже если им это нужно. Если им сказать, что хадис по этому поводу является даиф, они сразу же ответят, сказав: «Слабых хадисов следует придерживаться в отношении добродетельных поступков».

Подумайте о разнице между пониманием саляфов (предыдущего поколения) и знанием последующего поколения.

Аль-Сильсиля аль-Да’ифа (хадис №39).

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

https://islamqa.com/en/ref/21647/sleeping

Хукм относительно сна после времени Аль-Аср.

Вопрос: Какой статус у хадиса: «Тот, кто спит после времени Аср и теряет свой разум, пусть винит только себя»? Ответ: Хвала Аллаху.

Этот хадис даиф джиддан (очень слабый).

См. аль-Mакдуат Ибн аль-Джаузи, 3 / 69; Аль-Ля’али «Mаснуа от Аль-Суюти, 2 / 279; Тартиб аль-Маудуат от Аль-Захаби, 839

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Сон после времени Аль-Аср и Аль-Фаджр.

Ассаламу алейкум! Я хотел бы знать, есть ли какое-либо постановлениеотносительно сна после утреннего намаза (аль-фаджр)? ДжаззакумуЛлаху хайран!

Что касается сна человека после молитвы фаджр, то нет текста(из Корана или хадиса), которые говорили бы о запрещенности, так что здесь применяетсяобщий принцип (то есть, все разрешено, кроме того, что было категорическизапрещено).

Но практикой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и егосподвижников после молитвы Фаджр было в сидении на месте, где они молились, довосхода солнца, как передается в Сахих Муслиме (1/463) в хадисе от Саммак ибнХарба, который сказал: «Я спросил Джабира ибн Самура:» Ты, бывало, сиделвместе с Посланником Аллаха?», Он сказал: «Да, часто. Он не вставал сместа, где он молился утреннюю молитву до восхода солнца. Когда солнце всходило,он вставал. Они обычно говорили о том, что случалось во времена джахилии, и онисмеялись и улыбались».

Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Господаблагословить его умму по утрам, как сообщается в хадисе от Сахра Аль-Гамиди, которыйсказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «ОАллах, благослави мою умму по утрам». Всякий раз, когда он посылал войскаили армии, он направлял их в начале дня». «Сахр был торговцем, иобычно он отправлял свои караваны в начале дня, он был успешным и зарабатывалденьги». (Сообщил Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджа, с иснадом, в котороместь некоторые джахаля (т.е. рассказчик неизвестен); подтверждающиедоказательства можно найти в хадисе от ‘Али, Ибн ‘Умара, Ибн’ Аббаса, Ибн Масудаи других, да будет доволен ими всеми Аллах)

По этой причине некоторые из саляфов не любили идею о снепосле фаджра. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/222, № 25442) с достовернымиснадом от Урвы ибн аль-Зубайра, который сказал:»Аз-Зубайр обычно запрещалсвоим детям спать утром». Урва сказал: «Если я слышал о человеке, которыйспит по утрам, я терял к нему интерес».

Таким образом, люди должны использовать большую часть этоговремени, так, чтобы оно принесло много пользы в этой и последней жизни, но есличеловек спит в это время, чтобы набраться сил, для совершения своей работы, то нетничего плохого в этом, особенно если у него не получается спать в любое другоевремя суток. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/223, №.25454) из хадисаот Абу Аль-Язид Мадини, который сказал: «Умар однажды утром приехал кСухайбу и обнаружил его спящим, и он присел, пока тот не проснулся. Сухайбсказал: «Амир Аль-Му’минин сидит на своем месте и Сухайб спит!», Умарсказал ему: «Я не хотел нарушать твой сон, который может быть полезным длятебя».

Что касается сна после Асра, это также разрешено, нет достоверногохадиса от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающего, что спать вэто время запрещено.

Что касается слов: «Тот, кто спит после времени Аср исходит с ума, в итоге не виноват никто, кроме него самого», которыеотносят к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то это ложный хадис и нетникаких доказательств того, что эти слова были произнесены Пророком (мир ему иблагословение Аллаха). См.: Сильсилят Аль-Да’ифа, №39.

И Аллах знает лучше.

IslamQ&A
Шейх Мухаммад Салих Аль-Мунаджид
[https://islamqa.com/en/ref/2063/sleeping after asr|https://islamqa.com/en/ref/2063/sleeping%20after%20asr]

Сон с точки зрения Ислама

Эта статья адресована тем, кто полдня проводит в постели, кто всю ночь просиживает за компьютером или перед телевизором и засыпает к утру.

Что говорит наша религия об этике сна? На что стоит обращать внимание мусульманину до и после сна?

Не стоит пренебрегать ночным сном

Всевышний создал день для работы, а ночь — для сна и отдыха. Не зря в суре Аль-Фуркан в 25 аяте говорится: «Он – Тот, Кто сделал для вас ночь покровом, сон – отдыхом, а день – оживлением».

«Мы сотворили вас парами, и сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом» (Сура ан-Наба, 8-10 аяты).

Это значит, что здоровый ночной сон — это одно видов поклонения. Однако с точки зрения Ислама под понятием «сон» подразумевается не только ночной сон.

Каким бывает сон?

Имам аль-Газали и многие другие ученые Ислама утверждали, что человек должен спать не более восьми часов в день.

Порой некоторые виды поклонения приходятся на ночное время, в таких случаях человек может выспаться после полудня, так делал и наш Пророк (с.а.с.). Этот сон называется кайлюля.

Читайте также:  Волчье солнце максим лагашкин

В какое время суток не желательно спать?

Наряду с дозволенными ночным и кайлюля, существует время, в которое сон нежелателен. Они называются гайлюля и файлюля.

Сон, называемый гайлюля – это сон, в который человек погружается после восхода солнца. Примерно 40-50 мин. после восхода солнца считается неблагоприятным временем для сна. Пророк Мухаммад (с.а.с.), подвигая представителей своей Уммы вставать с зарей и приниматься за работу с намерением получить довольство Аллаха, говорил о том, что сон в это время является причиной лишения милости во всем: в питании, во времени, в жизни; сон в это время — принесет нужду и неблагоприятные вещи различного рода, а также может стать причиной забывчивости и рассеянности. Человек, проведший это

время во сне, в течение дня будет испытывать слабость и тяжесть, у него будет плохое настроение и не возникнет желания работать.

Сон, называемый файлюля — это сон после полуденного намаза (Аср-намаза) до времени наступления вечернего Магриб-намаза. Спать в это время опасно тем, что состояние сна может повлиять на правильную работу головного мозга. Как не парадоксально, именно в это время на человека нисходит желание подремать. Сон в это время сокращает жизнь, является причиной головной боли.

Действия лучшего из людей, Мухаммада (с.а.с.):

Пророк (с.а.с.) не любил спать до ночной молитвы и бодрствовать после нее. Таким образом, руководствуясь этим, планируйте отход ко сну правильно.

Он не ложился спать после утренней молитвы, так как первые часы после нее — время ниспослания милости Всевышнего.

Стоит проявлять умеренность в вечернем приеме пищи, это значительно улучшит самочувствие, и вы с легкостью отойдете ко сну.

У Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) был свой метод отхода ко сну. Он отдавал предпочтение правой стороне, правой руке – ложась отдыхать, он ложился на правый бок. Этому есть объяснение и с медицинской точки зрения — зажимание сердца и желудка, находящихся слева, может нанести вред организму.

Зная, что ангелы любят чистоту и приятный запах, Пророк ( с.а.с.) держал постель в чистоте и пользовался перед сном благовониями.

Пророк Мухаммад всегда помнил о смерти. Не стоит забывать, что это путешествие в мирах может оказаться последним. Именно поэтому перед сном он( с.а.с.) читал молитвы.

Он произносил: «О Аллах! Я поручил себя Тебе! Я обратился к Тебе! Прося Твоей милости и опасаясь Твоего гнева, я надеюсь только на Тебя! У меня против Тебя нет защиты от Тебя же! Я уверовал в ниспосланные Тобою книги и в посланных Тобой Пророков».

Одному из своих сподвижников Пророк ( с.а.с.) советовал:

«Если ты ляжешь отдыхать, прочитав эту молитву, и в эту ночь вдруг внезапно умрешь, то умрешь мусульманином. Пусть эта молитва будет последним, что ты произнес перед сном!» (Бухари)

11 комментариев

Ценность пробуждения ночью для поклонения

Прежде, чем отойти ко сну, следует положить сивак рядом и подготовить кувшин, наполненный водой для омовения. Перед сном следует сделать намерение подняться ночью для поклонения Всевышнему Аллаху. Проснувшись, следует освежить ротовую полость сиваком и поминать Аллаха. Если же вы не в состоянии подняться, совершить омовение и сделать намаз, можно находясь в постели поминать Аллаха и читать молитву (дуа), размышлять о созданиях Аллаха, над милостью и благодатью, которыми Он нас наделил. Это равносильно пробуждению и поклонению Аллаху в ночное время.

В хадисе говорится: «Каждому, кто лёг в постель и заснул с намерением подняться ночью и поклоняться Аллаху, т.е. совершить намаз, но не смог перебороть сон и подняться, запишется вознаграждение по намерению» (Имам Малик, Абу Давуд, Насаи).

Говорят: «Пусть человек, который не поднялся и не поклонялся ночью Аллаху, заплачет, ибо его настигла такая беда, из-за которой ему следует плакать». Спящему следует иметь завещание под подушкой. Тому, кто умрёт без завещания, в могиле не дадут говорить ни слова.

Каждый раз перед сном следует раскаяться в совершённых грехах, очистить свои мысли, иметь о других хорошее мнение и сделать намерение впредь относиться ко всем людям по-доброму, помогать им воздерживаться от совершения запретного.

Не следует стелить слишком мягкую постель, ибо тому, кто спит на жесткой постели, легче просыпаться ночью. Пророк (мир ему и благословение) спал на ткани типа бархата, сложенной вдвое. Однажды одна из жён Пророка (мир ему и благословение), чтобы ему было мягче спать, сложила эту ткань вчетверо, и в эту ночь наш дорогой Пророк (мир ему и благословение) не проснулся, а на другой день Пророк (мир ему и благословение) повелел, чтобы ему постелили бархатную ткань, как и прежде, сложенную вдвое.

Не следует ложиться спать, когда не хочется спать. Но если это поможет проснуться ночью для поклонения Аллаху, тогда рекомендуется лечь пораньше. Не одобряется совершать намазы, если одолевает сон. В таком случае следует спать, но постепенно следует приучать свое тело ночному поклонению Аллаху. Перед сном следует размышлять о том, что сон похож на смерть и что пробуждение ото сна похоже на воскрешение после смерти. Лукман аль-Хаким сказал однажды своему сыну: «О, сын мой, если ты сомневаешься, что умрёшь, то не спи, ты умрёшь так же, как и спишь. Если ты сомневаешься в том, что воскреснешь после смерти, то не просыпайся; как ты просыпаешься ото сна, так же ты и воскреснешь после смерти».

Когда проснётесь, сразу поминайте Аллаха, восхваляйте Его и читайте молитвы.

Ниже перечислим смыслы некоторых хадисов Пророка (мир ему и благословение), повествующие о ценности и важности ночного бодрствования для поклонения Аллаху, а также назовём некоторые более значимые деяния, которые следует выполнять ночью.

1. «Когда вы спите, сатана на вашем затылке завязывает три узелка; постучав по каждому узелку, сатана говорит: «Ты успокойся, спи, ночь длинна». Если, проснувшись, вы упомянете Аллаха, развяжется один узелок, совершите омовение – развяжется второй узелок, совершите намаз – развяжется третий узелок, и вы станете бодрыми и добродушными, а если будете спать – останетесь ленивыми и эгоистичными» (Аль-Бухари и Муслим).

2. «Самый лучший намаз – это намаз, совершённый в полночь, а его совершают очень мало людей» (Байхаки).

3. «Если каждый, кто проснется, произнесёт: «Ля иляха илляллаху вахдаху ля шарика ляху лахуль-мульку ва ляхуль-хамду, юхйи ва юмиту биядихиль-хайру ва хува аля кулли шайин кадир. Субханаллахи валь-хамду лилляхи ва ля хавля ва ля куввата илля билляхи» и попросит «О, мой Аллах, прости мои грехи!» или же прочтёт молитву (дуа), то Аллах ответит на его молитву, и если он поднимется, совершит омовение и намаз, Аллах примет его намаз» (Аль-Бухари, Ахмад, атТирмизи).

4. «О, Абдуллах! Ты не будь похожим на тех, кто поднимался ночью, потом бросил это» (Аль-Бухари).

5. «Если кто-либо из вас проснулся ночью, пусть совершит два ракаата намаза (а далее – можно совершать как можно больше ракаатов) (Абу Давуд).

6. «Тому, кто знаком с Кораном, необходимо подняться ночью и совершить хотя бы двухракаатный намаз (т.е. настоятельно рекомендуется)» (Дайлами).

7. «Если кто-либо, проснувшись ночью, прочтет десять аятов из Корана, то его имя не будет записано в список людей беспечных к религии. Если он прочтёт сто аятов, то его запишут среди покорившихся Всевышнему. Если же он прочтёт тысячу аятов, не будет границ вознаграждениям, которые ему запишутся» (Ибну Хиббан).

8. «Величие, достоинство верующего заключается в поклонении Аллаху, проснувшись ночью» (Абу Нуайм).

9. «Мать пророка Сулаймана сказала ему: «О мой сын, ты ночью много не спи, долгий сон в ночное время обедняет человека в Судный день» (Байхаки, Ибн Маджа).

10. «Если человек, постоянно просыпающийся ночью для поклонения, однажды не проснулся, то ему запишется вознаграждение за намазы, которые обычно он совершал ночью, и сон его запишется как милостыня». (Абу Давуд, Насаи).

11. «Ты соверши ночью намаз, хотя бы за время, в течение которого можно подоить овцу» (Ат-Табарани).

12. «Самое лучшее время – последняя часть ночи» (Ат-Табарани).

13. «Самый лучший намаз после обязательного – это намаз, совершённый ночью (за исключением важных сунна-намазов)» (Муслим).

14. «Когда остается одна треть ночи, милость Аллаха снисходит на самое ближнее небо и Он до рассвета говорит: «Нет ли кающегося? (чтобы принять его раскаяния). Нет ли просящего? (чтобы дать ему блага). Нет ли читающего молитвы? (чтобы ответить на его молитвы)» (Ахмад и Муслим).

15. «Спящий после утреннего намаза упускает жизненные блага» (Ибну ‘Ади и Байхаки).

16. «Если кто-либо, проснувшись, разбудит супругу, и они вместе совершат двухракаатный намаз, имена их обоих Аллах запишет среди имён мужчин и женщин, постоянно поминающих Аллаха» (Абу Давуд, Насаи, Ибн Хиббан, Хаким).

17. «В ночи есть один час, во время которого Аллах не откажет дать своему рабу то, что он попросит из благ этого и потустороннего мира, и этот час есть в каждой ночи» (Муслим, Ибн Ахмад).

18. «Да смилостивится Аллах над тем, кто поднимется ночью и совершает намаз, и кроме того, разбудит жену, и если она ленится, забрызгает её водой. Да смилостивится Аллах над той женщиной, которая поднялась ночью и совершила двухракаатный намаз, которая разбудила мужа, и при отказе подняться, забрызгала его водой» (Ибн Ахмад, Абу Давуд, Насаи и Хаким).

19. «Двухракаатный намаз, совершённый ночью, смывает грехи». (Дайлами).

20. «Двухракаатный намаз, совершённый ночью, ценнее этого мира и всего, что в нём есть. Если бы я не думал, что это затруднит мою умму, я бы повелел совершить двухракаатный ночной намаз обязательно» (Ибн Насир).

21. «Вы усердно старайтесь поклоняться Аллаху, поднявшись ночью. Это и традиция прежних праведных поколений, и то, что приближает вас к Всевышнему Аллаху, и искупление за ваши прежние оплошности, и то, что смывает ваши грехи, и лекарство, которое лечит, очищает вас от пороков, болезней» (Ат-Тирмизи, Хаким, Байхаки, ат-Табарани).

22. «Ценность ночного намаза по сравнению с намазом, совершённым днем, такая, какова ценность милостыни, поданного тайно, по сравнению с милостыней, поданноё открыто, при людях» (Ибн Мубарак и ат-Табрани).

Читайте также:  Сказки луна солнце звезды

23. «Ночью намаз совершают по два ракаата, накануне рассвета следует совершить один ракаат намаза-витру, Аллах един и Он любит витру-намаз» (Ибн Наср, ат-Табарани).

24. «Если кто-либо из вас проснётся ночью, то пусть скажет: «Вся хвала принадлежит Аллаху, Который вернул мне мою душу, оздоровил меня, и Который разрешил мне поминать Себя» (Ибн Сунни).

25. «Самое ценное и лучшее, что человеку следует произносить после пробуждения, это: «Субхана-ллязи юхйиль-мавта ва хува аля кулли шайин кадир».

26. «Тот, кого одолевает сон во время намаза, пусть прервёт намаз и поспит, пока не будет в состоянии понять то, о чем сам говорит» (Аль-Бухари, Ахмад).

27. «Вы совершите намаз ночью, проснувшись, хотя бы один ракаат намаза: ночной намаз смывает грехи, защищает от гнева Всевышнего Аллаха, защищает от огня Ада. Аллах больше всех ненавидит три типа людей: тех, которые спят днём и не поднимаются на ночной намаз, тех, которые много едят, и при этом не произносят в начале приёма пищи «Бисмиллах» и в конце не произносят «Аль-хамду лилля», и тех, которые беспрестанно смеются, когда ничего смешного нет. Постоянный смех опустошает душу и приводит к бедности» (Дайлами).

28. В другом хадисе говорится: «Когда раб Аллаха старается одолеть сон, совершить омовение и выстоять намаз, Всевышний Аллах говорит ангелам: «Смотрите, как Мой раб борется со своей душой, нафсом, пусть он просит Меня, и Я обеспечу его тем, что он просит» (Ибн Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табрани).

29. «Когда ты, поднявшись ночью, совершаешь намаз, подними немножко голос, чтобы напугать сатану, разбудить соседей и приобрести довольство Всемилостивого Аллаха» (Дайлами).

30. «Если, проснувшись, кто-либо совершит омовение, сполоснет рот и по сто раз произнесет: «Субханаллах», «Аль-хамду лилля», «Аллаху акбар», «Ля иляа илляллах», то его грехи смоются полностью, кроме грехов, связанных с имуществом и кровью другого человека» (Ат-Табрани).

31. «О люди, вы приветствуйте друг друга, кормите голодного, укрепляйте связи с родственниками, совершайте намазы, когда большинство людей спят, и вы в целости и сохранности войдете в Рай» (Ат-Тирмизи, Хаким, Ибн Маджа).

32. «В Раю находятся дворцы, внутренние покои которых можно увидеть снаружи». Абу Малик аль-Аш‘ари спросил: «О, Посланник Аллаха, кому они принадлежат?» Он сказал: «Они принадлежат тем, кто говорит с другими мягко и добродушно, кто кормит других, и тем, кто совершает намазы, когда другие спят» (Ат-Табарани и Хаким).

33. «В Судный день всех людей соберут на одну площадь – Арасат. Все услышат голос: «Где те, которые отрывали свои бока ночью от постели?». Поднимется немногочисленное количество людей. Без суда и допроса их отправят в Рай, и далее начнётся допрос Судного дня для остальных» (Байхаки).

34. «От ночного поклонения и многочисленных намазов обе ноги Пророка (мир ему и благословение) опухали. Его спросили: «Когда твои все прежние грехи прощены, и ты застрахован от будущих грехов, почему ты берёшь на себя столько труда?» Он ответил: «А разве я не должен быть благодарным рабом Аллаха?!» (Аль-Бухари и Муслим). (Так же и все пророки бывают защищены от грехов).

35. «Самый любимый намаз для Аллаха, это намаз пророка Давуда. Он полночи спал, одну треть ночи совершал намазы, а оставшуюся часть ночи (одна шестая часть) снова спал (до рассвета)» (Муслим и аль-Бухари).

36. «Самые достойные и лучшие люди моей уммы – это те, которые знают Коран и, бодрствуя ночью, поклоняются Аллаху» (Ибн Аби ад-Дунья и Байхаки).

37. «Время, в котором Господь больше всего приближается к Своему рабу – это последняя часть ночи. Если ты можешь стать одним из тех, кто в этот период поминает Аллаха, то стань им» (Ат-Тирмизи).

38. Аиша (да будет доволен ею Аллах!) говорила: «Ты никогда не прерывай свое ночное поклонение Аллаху, Пророк (мир ему и благословение) тоже никогда не прерывал ночное бодрствование и поклонение, даже если он сильно уставал или болел: он совершал намазы сидя» (Абу Давуд, Ибн Хузайма).

39. «Аллах любит того, кто, оставляя мягкую постель и красавицу жену, поднимается ночью для поклонения Аллаху» (Ат-Табарани).

40. «Пророку (мир ему и благословение) рассказали о человеке, который не поднимался всю ночь и до рассвета беспробудно спал. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это человек, которому в оба уха мочились шайтаны» (Аль-Бухари, Муслим и Насаи).

41. «Когда раб Аллаха хочет подняться для поклонения ночью, к нему подходит ангел и говорит: «Поднимись, соверши намаз и поминай Господа своего, пока не рассвело». Затем подходит сатана и говорит: «Успокойся, ночь длинна, потом сможешь помолиться и совершить намаз» (Ат-Табрани).

Запомни! Пророк (мир ему и благословение) довёл до нас столько достоинств ночного поклонения, а большинство мусульман ленятся приобрести эти достоинства и милости Аллаха. Внук шейха Саадухаджиясул Мухаммада (да будет свята его душа!), имам Центральной мечети города Махачкалы, Мухаммадрасул-хаджи рассказал: «Мой дедушка часто вспоминал о женщинах, которые ранним утром подметают улицы города. Он говорил: «Только посмотрите, ради мизерной зарплаты они встают ещё до рассвета каждый день и в холодное, и в тёплое время года, в любую погоду они подметают улицы, а вы ленитесь встать вовремя на совершение утреннего намаза». И на самом деле, не удивительно ли, что в надежде получить в конце месяца маленькую зарплату эти бедные женщины могут встать рано утром, а мы, зная даже, что Всевышний Аллах вознаградит нас на том свете бесценными дарами, не можем встать ночью для поклонения. Мы даже не ходим утром в мечеть для совершения утреннего намаза коллективно, в джамаате мусульман.

Что поможет нам просыпаться ночью:

1. Умеренность в еде. Плотная еда утяжеляет желудок, требует употребления большого количества воды, клонит ко сну и затрудняет подъем.

2. Освобождение от чрезмерной тяжелой работы в течение дня, чтобы слишком не уставать. Тяжелый труд ослабляет суставы, от него болят мышцы, и он вызывает сонное состояние.

3. Отказ от греховного в течение всего дня. От грешных дел черствеет сердце, закрываются врата милостей Аллаха. Хасану аль- Басри (да смилуется над ним Аллах!) сказали: «О, Абу Саид, я и не болен, и хочу подняться ночью для поклонения и подготавливаю всё для этого, но не знаю почему, я не могу вставать ночью». Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Тебя сковывают грехи, которые ты совершил днём».

4. Отказ от запретной пищи.

Один из праведников сказал: «Нередко бывает так, что мы один раз употребляем в пищу запретное и целый год лишаем себя пробуждения ночью для поклонения».

5.Очищение сердца от скверного характера.

Тому, чьё сердце осквернено завистью, нововведениями, мыслями об обустройстве этой бренной жизни, нелегко подняться ночью и поклоняться Аллаху, если он и сможет, даже во время намазов он будет думать о мирских проблемах.

6. Размышления о жизни после смерти.

Человек, который размышляет о Судном дне и его допросе, о горьком наказании за грехи, не может спокойно спать, не просыпаясь для поклонения Аллаху, он старается заслужить довольство Всевышнего Аллаха.

7. Изучение ценностей ночного поклонения.

Если человек из Корана, хадисов и книг праведных учёных изучит и усвоит ценности ночного поклонения, блага потусторонней жизни, которые он может получить за это, то надежда на их приобретение заставит его легко вставать для ночного поклонения. Человеку свойственно стремление приобрести ценности, преодолевая лень и другие трудности.

8. Любовь к Всевышнему Аллаху.

Когда в сердце укрепляется настоящая любовь к Всевышнему Аллаху, его мечтой и желанием становятся уединение и духовная связь со Всевышним Аллахом в то время, когда никто не мешает, в полной тишине ночи. Али бин Баккар (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «В течение сорока лет ничто меня не огорчало, кроме наступления времени рассвета». Другой спросил его: «Тебе нравится наступление ночи?». Он ответил: «Меня охватывает два разных чувства: радость наступления ночи и печаль её ухода».

Другой сказал: «Когда я стою, меня настигает ночь, не успеваю я сесть, как она проходит». Фузайл бин Ияз (да смилуется над ним Аллах!) говорил: «Если бы не было ночи, то я не захотел бы остаться в живых». Чем больше вы служите Аллаху, поклоняетесь Ему, тем лучше. Самая высокая оценка за поклонение, молитвы, намазы, за прошения об отпущении грехов и раскаяние – исполненные в последнюю треть ночи.

Если многое не получается, надо стремиться хотя бы совершить двухракаатный намаз, если и это не получается, то проснувшись, следует сесть лицом к Кибле и хоть немного упомянуть Аллаха, это тоже может принести неоценимую пользу. Да поможет нам Всевышний Аллах. Аминь!

Одним из современных факторов, затрудняющих ночное пробуждение и поклонение, является просмотр ночных телепередач или посиделки, где чаще всего злословят и бесцельно проводят время. Конечно, после этого при всем желании мы не сможем проснуться ночью и поклоняться Аллаху. Для истинных праведных учёных самое ценное времяпровождение – поклонение Аллаху, поминания Его и совершение намазов в ночной тишине. Среди них часто встречаются и такие, которым не хватает ночного времени, которые не насыщаются поминанием Аллаха. Когда одного из таких людей спросили: «Как ты проводишь ночное время?». Он ответил: «Я не могу проследить за ходом ночного времени, оно показывает мне лицо и быстро исчезает из виду».

Другой праведник говорил: «Меня и ночь, которую я провожу, можно сравнить с двумя конями, которые соревнуются в беге. Иногда я опережаю ночь, а иногда и ночь опережает меня».

Немало было и таких, которые выстаивали всю ночь. Были среди них и такие, которые в течение сорока лет с омовением для ночного намаза совершали и утренние намазы. Среди них Абу Ханифа, Саид бин Мусайиб, Сафван бин Салим – оба жители Медины, Фузайль бин Ияз, Вухайб бин Вард – оба мекканцы, Тавус, Вахб бин Мунаббах – оба йеменцы, Хакам, Раби бин Хайсам – оба куфийцы, Абу Сулайман Дарани, Али бин Баккар – оба из Шама, Хаввас и Абу Асим – оба убаданцы, Хабиб, Абу Джабир – персы, и многие другие, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах.

Дай Аллах нам силу просыпаться и поклоняться Тебе так, чтобы Ты был доволен нами. Аминь!

Источник

Adblock
detector