Tanec voshod solnca
Индийский ритуальный танец «Золотой бог». Исполняет Махмуд Эсамбаев (1973) Подробнее
СОЛНЦЕ ИГРАЕТ НА ПАСХУ 1 мая 2016 г. (начало) Подробнее
Не восход солнца Подробнее
ФЛЕШМОБ по русски Подробнее
танец «Восход солнца» Подробнее
Танец “Тысячерукая гуаньинь” Подробнее
Дудук-Море .Восход Солнца Подробнее
Жемчужины востока Восход солнца над песками — «TV SHANS» Подробнее
Не восход солнца Подробнее
Iveriya / Иверия — Sun Rise / Восход солнца (Soviet Georgian Psych fuzz funk EP) Подробнее
Ансамбль танца «РОССИЯНЕ». Китайский танец «Восход солнца» Подробнее
С. Танеев — Восход солнца Подробнее
Композиция «Восход солнца» — Кэку Подробнее
«Россияне», танец «Восход солнца» Подробнее
Танец «Восход солнца» Подробнее
Восход и танцы солнца на воде Подробнее
восход солнца в Японии Подробнее
Махмуд Эсамбаев в индийском танце. Подробнее
Танец «Восход Солнца» (изначально «танец дикарей») Подробнее
Источник
Махмуд Эсамбаев, танцор который «не вмещался в рамки балета». Чем его танец «покорил» многие страны
Ему бы исполнилось 95 лет, он умер 20 лет назад, в день, в который удивительным образом совпали православное Рождество и окончание мусульманского Рамадана. Он был человеком мира и очень любил свою страну.
Здравствуйте, сегодня поговорим о танцоре, повторить которого, наверное, невозможно.
И хотя его дочь Стелла, анализируя творчество отца, говорила, что технически сложного в его танцах ничего такого не было, и повторить его движения мог бы любой профессиональный танцор, танец это не только техника и движения. У Махмуда Эсамбаева особенно.
Как жаль, что так мало записей его танцев, которые танцами назвать язык не поворачивается, — это целые миры, повествования о людях, народах, их национальных особенностях, истории.
Танцевать он начал чуть ли не с рождения
Мать говорила, что он танцевал у нее на руках, когда был младенцем. А когда ему было всего 3 года, он отплясывал уже на свадьбах.
В Чечне танцуют все, для них танец, как глоток воздуха, но так, как он, — не танцевал никто.
Когда отец понял, что сын “баловство” хочет сделать своей работой, бил его нещадно, чтобы даже желание это выбить из его головы.
Поэтому семья перебралась из горного селения Старые Атаги в Грозный, чтобы сын выучил русский и стал судьей, — об этом мечтал отец Махмуда.
Судьей он не стал, учеба не заладилась. Учительница не взлюбила его сразу. Когда он прокрутился на большом пальце одной ноги, а второй тут же коснулся своей головы, поняла, толку будет мало.
В сердцах он ей сказал, что когда-нибудь он будет знаменитым и на его концерты трудно будет попасть, а она будет старенькой, он принесет ей билеты в первый ряд, она будет сидеть и плакать, вспоминая, как к нему относилась.
Надо сказать, что слова его осуществились, он пришел к учительнице с билетами на свой триумфальный концерт в Грозном, она сидела в первом ряду и смотрела, каким стал ее бывший двоечник.
И хотя он не раз защищал честь школы, завоевывая для нее первые места на танцевальных конкурсах, после 6 класса был из школы отчислен за неуспеваемость.
Махмуд об этом не тужил, его сразу взяли в Грозненское хореографическое училище, а затем, когда ему было только 15 лет, он уже работал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.
На войне он чуть не лишился мечты своей жизни
Мальчишкой в 16 лет он выступал с фронтовыми бригадами перед бойцами, на его счету 360 концертов. А на одном выступлении его ранило, прямо в ногу.
С большими усилиями он танец не прервал, закончил, а потом предстояло долгое лечение. Ногу спасли, но вынесли вердикт: танцевать он больше не сможет.
Но он сдаваться не собирался. Лечила бабушка своими народными средствами. А он, превозмогая боль и наплывавшее отчаяние, все равно тренировался по 3-4 часа ежедневно, пытался танцевать.
И в 1943 был приглашен в пятигорский театр оперетты.
Беда, увы, не приходит одна
44 год — страшная дата: массовое переселение чечнцев и ингушей. Самого Махмуда не тронули, но он сам, добровольно, хотя его, уже достаточно известного танцора, и просили остаться, поехал за своей семьей. Знал, им его помощь нужна. Мать он в живых уже не застал.
Не сразу, через какое-то время, живя во Фрунзе, он станет солистом Киргизского театра оперы и балета. Многим запомнится его неповторимое исполнение главных партий в “Лебедином озере”, “Спящей красавице”, “Бахчисарайском фонтане”, танцевальные номера в различных оперных спектаклях.
Он с благодарностью всегда говорил о своей творческой жизни в этот трудный период. Многое сделал для становления Киргизского балета и стал первым Народным артистом Киргизии.
Две женщины сыграли в жизни Махмуда Эсамбаева значительные роли
Первая — это, как он сам называл, еврейская мама, вторая жена отца, одесситка Софья Михайловна. Вообще отец прожил 106 лет, был женат 11 раз. А Махмуд остался жить со второй его женой, которую и считал своей мамой.
Она его всегда поддерживала, еврейка вместе с чеченцами была в ссылке. Когда он выступал уже в Киргизском оперном театре, ходила на каждый его спектакль и на отложенные “похоронные” деньги покупала роскошные букеты, которые выносили ему на сцену, до тех пор, пока зрители сами не приучились дарить танцору цветы.
Вторая — его жена, армянка, врач по профессии Нина Аркадьевна, в девичестве Ханумянц .
Для того, чтобы он смог выступать на международном молодежном конкурсе в 1957 году в Москве, продала швейную машинку и ковер, с деньгами было туго.
Об успехе услышали по радио, Махмуд Эсамбаев победил тогда лучших танцоров мира в 3 номинациях сразу. Газеты разных стран писали, что зажглась мировая звезда.
Танцор с семьей переехал в Москву. Ему стало тесно в рамках оперного театра, он стал работать самостоятельно, создавая целые театральные танцевальные истории на основе танцев различных народов мира.
В 32 года, хотя ему сразу сказали “поздно”, надо было заниматься этим раньше, сумел освоить индийский танец, выиграв в Индии главный конкурс, наградой за который был танцевальный костюм стоимостью 300 тысяч долларов.
Испанский, естественно, чеченский, русский, еврейский, таджитский, цыганский. Завораживающий взгляд и каждый танец — это целый рассказ, история. В репертуаре были и чечетка, и лунная походка, и иронические постановки.
Репетировал он с секундомером в руках, поэтому все четко и филигранно, отточено до мелочей.
Вершиной стало исполнение сложного индийского ритуального танца “Золотой бог”, найдите и посмотрите обязательно. А зрителям еще запомнился Махмуд Эсамбаев по замечательному фильму “Земля Санникова”, где он сыграл шамана.
До последнего он не терял формы
Рост 182 сантиметра — высокий для танцора. При этом весил 67 килограммов всего. А осиной талии могла позавидовать любая женщина — 47 сантиметров.
Как ему это удавалось? Вообще что ли не ел?
Вкусно поесть он любил, но не в одиночестве, а с друзьями и съедал мало.
Он считал, что если будет есть много, то перестанет быть танцором, не сможет в танце взлететь. А без танца для него жизни не было. Если ты переел, говорил он, — то место твое на диване и жизнь твоя уменьшается до размеров этого дивана. Его жизнь была размером с весь мир.
Ушел Махмуд Эсамбаев со сцены незаметно
Специально об этом не объявлял и не прощался, просто перестал выступать. Занимался депутатскими делами. Помогал людям, организовал благотворительный фонд.
Из него не получился долгожитель, не в отца пошел, онкология не дала жить долго. 75 лет ему всего было отведено.
Он умер достойно, как настоящий мужчина. На вопрос, какое у него желание, что нужно сделать, он ответил что нужно творить добро до тех пор, пока достает сил.
На Площади звезд в Москве в честь него, еще при его жизни, торжественно, как и полагается, заложена плита со звездой Махмуда Эсамбаева возле концертного зала “Россия”.
А где-то там высоко над землей вокруг Солнца вращается астероид 4195 (Esambaev), названный в его честь.
Да и сам он, как звезда, вспыхнул, и в своей не очень длинной жизни сумел многого достичь.
Источник
танец «Восход солнца»
Индийский ритуальный танец «Золотой бог». Исполняет Махмуд Эсамбаев (1973) Подробнее
Китайский танец «Восход солнца» Подробнее
Танец “Тысячерукая гуаньинь” Подробнее
танец «Восход солнца» Подробнее
Величайший танцор Махмуд Эсамбаев! Чародей танца. 1978 Подробнее
Махмуд Эсамбаев Вайнахская лезгинка Подробнее
Киноконцерт — Махмуд Эсамбаев. Золотой бог.flv Подробнее
Танец «Восход солнца» Подробнее
«Золотой бог» / ОХА «Фейерверк» (пгт им. Морозова) — 25 лет, ч.16. Подробнее
Махмуд Эсамбаев в индийском танце. Подробнее
Танцует Махмуд Эсамбаев (1976) Подробнее
ФЛЕШМОБ по русски Подробнее
«Россияне», танец «Восход солнца» Подробнее
СОЛНЦЕ ИГРАЕТ НА ПАСХУ 1 мая 2016 г. (начало) Подробнее
Ансамбль танца «Черный Лотос» на концерте в честь Дня работника культуры Подробнее
Сальма Хайек. Танец.avi Подробнее
Школьные танцы. Оранжевое солнце Подробнее
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- ЕДА (1031)
- восток (12)
- детям (2)
- варенье (1)
- детям (1)
- картошка (24)
- кулинарный атлас мира (3)
- мясо (123)
- напитки (88)
- овощи (76)
- постная кухня (27)
- птица (72)
- рыба и морепродукты (116)
- салаты,закуски,нарезки (131)
- супы,борщи (32)
- торты,пироги,десерты (394)
- алла пугачева (19)
- Базары,рынки,шоппинг (118)
- ГЕНИИ (211)
- ГОРОСКОПЫ (2)
- НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ (1)
- ДЛЯ ДЕТЕЙ (169)
- делаем вместе (28)
- ДЛЯ ДОМА (106)
- ЗДОРОВЬЕ (465)
- ИНТЕРЕСНОСТИ (1518)
- ИНФОГРАФИКА (38)
- ИСКУССТВО (2076)
- архитектура (150)
- блог Стаса Садальского (68)
- выставки (144)
- декор (458)
- живопись (566)
- звездные пары (36)
- интерьеры (381)
- искусство фотографии (384)
- креатив (29)
- Любимые композиторы (4)
- мои фотоработы (4)
- музеи мира (20)
- поэзия (58)
- учимся рисовать (4)
- фильмы (5)
- шоу-бизнесс (8)
- этно (3)
- ювелирное искусство (104)
- ИСТОРИЯ (528)
- дворцы России (12)
- ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ (5)
- КИНО (525)
- советские фильмы.полный список.по алфавиту (18)
- фильмы для души (51)
- фильмы,актеры,роли (454)
- шедевры мирового кино фильмы (30)
- КНИГИ (59)
- КРЫМ (203)
- затонувшие корабли (3)
- легенды крыма (7)
- однодневные маршруты (95)
- ПРОГУЛКИ ПО КРЫМУ C АЛЕКСОЙ ГАЙВОРОНСКИМ (2)
- симферополь (13)
- фильмы снятые в крыму (1)
- ФОТО (13)
- МИР МОДЫ (1509)
- ARTKA (27)
- бохо (517)
- история моды (568)
- мода (421)
- стили в моде (36)
- шебби-шик (28)
- МУЗЫКА (134)
- богушевская (5)
- весь вертинский (14)
- джаз (17)
- классика (21)
- легендарные музыканты (39)
- музыка из к/ф (2)
- музыкальные инструменты (9)
- помощь по сайтам и блогам (19)
- ПРАВОСЛАВИЕ (173)
- православный календарь (19)
- ПУТЕШЕСТВИЯ (210)
- весь мир в глазах твоих (194)
- ЗАМКИ И ДВОРЦЫ (4)
- Москва (4)
- тибет глазами oldkurik (12)
- родились в этот день (55)
- РУКОДЕЛОЧКИ (2008)
- бисер (34)
- букет из конфет (4)
- вышивка (131)
- вязание (197)
- декупаж (65)
- идеи для творчества (423)
- из пластиковых бутылок (11)
- из проволоки (28)
- канзаши (2)
- Кастомайзинг (34)
- кожа (1)
- кружевоплетение (26)
- кукольные домики (21)
- Лэмпворк (3)
- мастер-класс (625)
- мои работы (14)
- мыло (7)
- новогоднее (76)
- папье-маше (40)
- пуговицы (17)
- разные разности (24)
- соленое тесто (3)
- сумки (24)
- сутаж (1)
- текстильные игрушки (54)
- украшения (201)
- фетр (8)
- цветы из ткани (76)
- СИГАРЫ (1)
- СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ (4)
- ТЕАТР (522)
- актерские байки (383)
- антреприза (9)
- балет (42)
- БДТ им.ТоBстоного,Ленинград (3)
- великие актеры (155)
- Им.Станиславского (1)
- Ленинского комсомола (6)
- малый театр (2)
- Маяковского театр (5)
- мОССОВЕТА (1)
- Моссовета театр (3)
- МХАТ (6)
- опера (8)
- оперетта (2)
- Островский (1)
- таганка (3)
- театр Вахтангова (2)
- театр о.Табакова (1)
- театр сатиры (4)
- экранизация (13)
- УЖАС (25)
- учебные заведения (8)
- учим английский (1)
- ЭЗОТЕРИКА (155)
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
МОЙША-МАХМУД, ТАНЦОР НАРОДОВ МИРА Эсамбаев
Мои встречи с Махмудом Эсамбаевым
Эмиль ЗИГЕЛЬ, Реховот
Он редкий самородок, сказочный принц, единственный в своем роде, уникален и неповторим. Перед ним преклонялись такие мэтры танца, как Галина Уланова и Игорь Моисеев.
Мне повезло, я познакомился с Махмудом Алисултановичем Эсамбаевым в декабре 1960 года в Кисловодске. Произошло это в местном театре на концерте великого артиста.
Так как я дружил с директором театра Алексеем Перепелицей, то был приглашен на банкет в честь Махмуда Эсамбаева. Когда мы с ним начали общаться, он подумал, что я имею отношение к искусству, а потому мы сразу вышли на дружески-коллегиальную волну. А потом уже профессиональное отступило на второй план и наше мимолетное знакомство перешло в многолетнюю дружбу.
Проживая в Грозном, он часто приезжал на гастроли в Кисловодск и мы там часто встречались.
Махмуд Эсамбаев родился в 1924 году в ауле Старые Атаги в Чечне. У его отца, можно сказать, было своеобразное хобби: он любил жениться. Эсамбаев-старший вступал в брак десять раз и было у него много детей. И при этом немалую часть жизни он был женихом.
У одной из его жен было трое сыновей и дочь. Махмуд был младшим ребенком в семье, никому не был нужен, донашивал штаны после старших братьев.
С трех лет он танцевал на свадьбах и праздниках, куда брал его с собой отец. И стал знаменитым уже в дошкольном возрасте. В школе учился плохо и с шестого класса был отчислен за неуспеваемость.
Отец по-русски не говорил — по воспоминаниям моего знаменитого друга, он не знал ни одного слова на «великом и могучем». Еще одно воспоминание: отец много пил, а Махмуд сдавал бутылки и на эти деньги покупал билеты в театр и кино. Смотрел все спектакли и, благодаря этому, выучил русский язык. Отца, который частенько его бил, он не любил, и потому взял фамилию матери.
Кроме биологической матери-чеченки, у него была и еврейская мама. В книге Е.Захарова и Э.Менашевского «Еврейские штучки» приведены воспоминания Эсамбаева:
Вторым браком мой отец женился на еврейке Софье Михайловне. Она меня воспитала. Ее и только ее я считаю своей настоящей матерью. Она звала меня Мойша. И когда в 1944 году чеченцев выселяли с Кавказа, она могла остаться, но она сказала: «Мойша, я еду с тобой, без меня ты там пропадешь»
.
У нее я выучил идиш и говорил на нем лучше многих евреев. Мы жили во Фрунзе, теперь — Бишкек. Очень голодали. Я уже танцевал и пел еврейскую песню «Варнечкес», любимую песню мамы. Она меня и научила. И когда у местных богатых евреев был какой-либо праздник, маму и меня приглашали. Мама говорила: «Завтра мы идем на свадьбу к Меламедам. Там ты покушаешь гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше».
На свадьбе я, конечно, танцевал. А потом мама просила: «Мойша, а теперь пой». Я становился против нее и пел «Варнечкес». Маме говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна, что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика, другие же, как русские, ничего не знают по-еврейски». Они и не подозревали, что я чеченец.
Когда меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета, мама не пропускала ни одного спектакля с моим участием. Я танцевал во многих балетах. Однажды она сказала:
— Мойша, ты танцуешь лучше всех. Почему же другим дарят цветы, а тебе нет? — Потому что у нас здесь нет родственников.
— А разве цветы приносят родственники?
— Родственники или близкие знакомые.
Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. Я появляюсь под занавес в первом акте, делаю прыжок и замираю. Идет занавес. И тут администратор приносит мне большой букет цветов. Тогда зрители передавали цветы через администраторов. В конце второго акта — еще один букет, в конце третьего — еще цветы, и большой букет после окончания спектакля. Я сразу понял — от кого цветы.
Однажды она заболела и лежала. А мне принесли цветы. Я прихожу домой, она лежит. Я говорю:
— Мама, зачем ты приходила в театр? Ты же больна!
— Сыночек, я никуда не ходила, я не могу встать.
— Откуда же цветы?
— Люди поняли, что ты заслуживаешь цветов и принесли их тебе.
Как-то она спросила:
— Мойша, скажи: евреи — это народ?
— Конечно, народ, мама.
— А почему ты танцуешь танцы разных народов, а еврейского у тебя нет?
— Мама, а кто мне покажет, как его танцуют?
— Руками. Она показала мне движения в еврейском танце. Я прочитал Шолом Алейхема и сделал танец «А юнгер шнайдер». Этот танец стал у меня бисовкой. Мне приходилось его повторять три-четыре раза. А в те годы все еврейское на сцене запрещалось.
Приезжаю в Белоруссию, танцую своего «Портняжку». Оглушительный успех.
После концерта какой-то начальник спрашивает:
— А кто вам разрешил танцевать еврейский танец?
В 1939-1941 годах Махмуд учился в Грозненском хореографическом училище. В 15 лет начал танцевать в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца, в 19 лет — в Пятигорском театре музыкальной комедии. С коллегами он выезжал на линию фронта в составе театральных бригад.
Однажды на передовой он был ранен во время выступления. Несмотря на адскую боль, дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач сделал операцию и сказал:
«Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете».
Но Махмуд, превозмогая боль, вернулся к репетициям.
В 1944 году весь чеченский народ был депортирован в Среднюю Азию. Узнав об этом, Эсамбаев кинулся вдогонку к родным. Во Фрунзе, столице Киргизии, Махмуд танцевал в оперном театре главные балетные партии. Люди приходили специально посмотреть «на Эсамбаева».
Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта «Танцы народов мира».
Весной 1957 года Махмуд приехал в Москву на Всероссийский конкурс, исполнил испанский танец, и жюри единогласно присудило ему победу — золотую медаль. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три золотые медали за один год!
У многих людей старшего поколения на памяти остались уникально исполненные «эсамбаевские» — как фирменные знак — хореографические пьесы: индийский танец «Золотой бог», чеченский танец «Чабан», испанский танец, танцевальная миниатюра «Еврейский портняжка», знаменитый «Человек-автомат», «Танец огня», шубертовская «Аве Мария!»
«Я могу танцевать на любом языке».
Передать словами все очарование эсамбаевских танцев невозможно. Их нужно видеть. Счастливы те, кому довелось увидеть этот талант. Вдвойне счастливы те, кому довелось с ним дружить. Он был великолепным тамадой в любом застолье, почти не учившийся, почти неграмотный, он знал множество языков, любил поэзию, музыку, кино.
Махмуд каждый раз привозил с собой в Кисловодск фильм «Девушка моей мечты» и Марикой Рёкк, и мы смотрели этот трофейный фильм.
Вообще Махмуд был уникален. Он — единственный в своем роде. Он — поэт танца. Я всегда смотрел на этого высокого, с осиной талией — 47 сантиметров — гибкого человека в неизменно высокой папахе, которую он никогда не снимал. Махмуд без папахи — не Махмуд.
Махмуд любил людей, был интернационалистом, преданным другом, очень любил друзей.
Он очень переживал трагедию в Чечне, особенно в его родном ауле, где взорвали дом, вместе с которым погиб знаменитый эсамбаевский музей. Он верил, что справедливость восторжествует. Он говорил:
«Я счастливый человек: прожить жизнь в искусстве и не иметь врагов, а иметь только друзей — чем не счастье? А друзья у меня во всем мире».
Да, Эсамбаев — это неповторимый человек и талант. Второго нет, как нет второго Чаплина, второго Шаляпина.
Он был депутатом Верховного Совета, народным артистом СССР, лауреатом государственных премий, Героем Соцтруда, удостоен всех наград, которые были в бывшем СССР.
Махмуд — король танца всего мира. Он объездил весь мир и удостоен наград всех стран мира.
Великий артист скончался после продолжительной болезни 7 января 2000 года на 76-м году жизни. Будто рухнула одна из горных вершин! Гражданская панихида состоялась в Центральном концертном зале «Россия».
Выступая на траурном митинге, Иосиф Кобзон выразил надежду, что прах артиста впоследствии будет перенесен на родную землю.
Как жаль, что мой друг Махмуд-Мойша так мало прожил… Светлая память ему, человеку великого таланта, обладавшему огромным сердцем!
Источник