Кем был прототип Верещагина из «Белого солнца пустыни», и почему у него был полный дом оружия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Павлинов во дворе видел? Вот на них сменял… мундир-то»
В «Белом солнце пустыни» персонаж Верещагина получился настолько удачным и харизматичными, что некоторые даже скажут, что это он главный герой фильма. Чего уж там, главная драма кино сводится к гибели Павла Артемьевича, а песню-лейтмотив «Ваше благородие, госпожа Удача», написанную Булатом Окуджавой, исполняет именно этот персонаж. На момент знакомства со зрителем киношный Верещагин – это человек, потерявший всякий смысл жизни: единственный сын умер, будучи совсем маленьким, пограничная застава упразднена после Революции, в регионе бардак и безвластие, а лучшие годы остались далеко позади. Поэтому Верещагин и заливает свое горе и безделье водкой.
При этом бойцовский дух Павла Артемьевича постоянно прорывается, однако каждый раз отсутствие конкретной цели и любящая супруга удерживают его от какого-нибудь безумного плана, в ходе которого «убьют ведь дурака». В конечном итоге под влиянием от знакомства с Суховым и Петрухой, а также после новостей о смерти последнего, Верещагин включается в борьбу с бандой Абдуллы и погибает.
«Я мзду не беру»
Судьба настоящего Верещагина – Михаила Дмитриевича Поспелова сложилась не так драматично. Однако, впечатление история Поспелова производит не меньшее. Родился Михаил Дмитриевич 10 августа 1884 года в Орле. В молодости, как и многие юноши, был пропитан революционным духом и идеями демократии. За излишнее вольнодумство Дмитрий Поспелов вылетел с первого места учебы, после чего поступил вновь в Тифлисское пехотное училище. Закончив учебу с отличием, поступил на службу в Русскую Императорскую армию. В 1911 году по собственному желанию перевелся служить на Каспий, на границу. Там он был отправлен в 30-ю Закаспийскую пограничную бригаду. С 1913 года стал ее начальником, получив звание штабс-ротмистра.
Под руководством Михаила Дмитриевича было 5 пограничных отделов сухопутной и морской охраны: несколько отрядов кавалеристов, четыре катера и целый миноносец «Часовой». Формирование Поспелова должно было контролировать 100 верст границы, бороться с нарушителями, контрабандистами и налетчиками из курдских племен, которые нападали на местные селения с целью угона рабов. Службу Михаил Дмитриевич знал на отлично, за что все бандиты в округе с ненавистью прозвали его «Красный шайтан». Такое прозвище Поспелов получил за рыжие усы. Коллеги отзывались о начальнике границе как о человеке исключительно надежном, честном, смелом, не берущим взяток. Вместе с Михаилом Дмитриевичем на границе жена и его семья: супруга и две дочери.
«Вот что, ребята: пулемёт я вам не дам»
Революция 1917 года закономерным образом покоя на границе не добавила. Когда император Николай II отрекся от престола, а власть в стране взяло либеральное Временное правительство, криминальный элемент почувствовал, что настало его время. То, что скоро начнутся большие проблемы, понял и Михаил Дмитриевич. Поспелов отправился в Ашхабад, где через старых знакомых раздобыл дополнительное снаряжение для заставы: ящик гранат, штоковый миномет, пулемет системы Льюиса. Вернувшись на заставу, Поспелов превратил ее в настоящую крепость. Дом был укреплен баррикадами. Наш герой также научил обращаться с оружием своих дочерей и супругу, понимая, что дальше ситуация на границе будет становиться только хуже, и Поспелов не ошибся.
Так как в стране был редкостный бардак, и без того немногочисленные пограничники начали дезертировать. Большинство просто опасалось за свои жизни: бандитов и контрабандистов становилось все больше. Всякий криминальный элемент был не прочь поквитаться с «прихвостнями режима» в лице таможенников. Однако, Михаил Дмитриевич с места службы не побежал, оставаясь верным присяге и долгу офицера, несмотря на то, что той страны, в которой он эту присягу давал, уже не было. Несколько раз басмачи крупным отрядом являлись к дому Поспелова. Каждый раз Михаил Дмитриевич окапывался и ощетинившись пулеметом и винтовками в руках детей и жены был готов дать бой. Правда, ни разу басмачи так и не решились штурмовать укрепленное жилище и поквитаться за старые обиды с царским таможенником.
Прошел год, случилась Октябрьская революция. Порядка в стране не добавлялось, а вскоре и вовсе началась Гражданская война. Все это время Поспелов оставался жить на границе в своем укрепленном доме. Местные жители шли кто куда. Одни шли к Красным, другие к Белым, третьи и вовсе становились бандитами. Оставшиеся в регионе немногочисленные бывшие сослуживцы звали Михаила Дмитриевича то к большевикам, то к белому движению, даже к бандитам Поспелова звали, но таможенник никуда идти не захотел.
«Мне за Державу обидно»
Беда пришла откуда не ждали: бандиты ничего не смогли сделать с храбрым пограничником, зато смогли сделать бывшие сослуживцы. Пользуясь хаосом гражданской войны, группа бывших пограничников захотела поквитаться с Михаилом Дмитриевичем за то, что он сам взяток не брал, и другим не позволял. Поспелова заманили в ловушку, избили и посадили в погреб. Правда убить сходу бывшие сослуживцы пограничника не смогли, стали пить водку для храбрости и слишком увлеклись. Все это время таможенник спокойно сидел в подвале. На утро горе-мстители протрезвели и охолонули, большинство разбежалось, а немногие оставшиеся с чувством стыда отпустили Михаила Дмитриевича.
Между тем ситуация на границе становилась все хуже и хуже. По всей бывшей империи хозяйничали банды, красные и белые рубили друг друга, а державы Антанты начали интервенцию в страну Советов. Тогда Михаил Дмитриевич решил, что проблема с бандами в условиях безвластия лечится только одним способом – собственной «бандой»! Поспелов объехал всю округу, собрал неравнодушных местных жителей и оставшихся сослуживцев и сколотил новый пограничный отряд, вооружил и обучил его. После чего принялся наводить в округе порядок: отгонять налетчиков, контрабандистов и басмачей. Изобретать велосипед Поспелов не стал, а просто сформировал несколько старых-добрых и проверенных временем кавалерийских пограничных разъездов.
Спустя некоторое время Гражданская война начала клониться к закату, большевики одерживали победу: белые армии были разгромлены, а интервенты были вышвырнуты из страны, с Германией и Польшей был подписан мир. Тогда-то в регион и пришли Красные. Вверенные под охрану еще при Царе 100 верст границы у Каспия произвели на комиссаров сильное впечатление. Благодаря отрядам Поспелова там был какой-никакой порядок и спокойствие. Поняв, что безвластие закончилось и в истории Отечества начинается новая страница истории, Михаил Дмитриевич не стал долго колебаться и пошел на службу к Красным в ВЧК. В 1921 году царского таможенника назначили командиром 1-го пограничного полка в Ашхабаде. В 1923 году Поспелова сделали начальником учебной приграничной школы, где он обучал офицеров младшего командного звена. С 1925 по 1933 годы в составе ВЧК несгибаемый пограничник принимал активное участие в операциях против басмачества в Средней Азии.
На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Дмитриевичу было 57 лет. Призыву на фронт бывший царский таможенник уже не подлежал. Вместо этого он был переведен на службу в пожарную охрану города Ташкент. Там он прослужил вплоть до своей смерти. Скончался настоящий Верещагин 10 августа 1962 года.
Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать о том, почему в ряды Красной армии вступали царские генералы и офицеры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Белое солнце пустыни (1969)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
актеры и роли
красноармеец, возвращающийся после госпиталя домой
«Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно»
«Восток — дело тонкое.»
«Ну что ж мне, всю жизнь по этой пустыне мотаться. »
«Абдула, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними».
«Оставь хоть патрон, Абдула! Нечем будет застрелиться».
«Ты что, не слыхал про Верещагина. Дожил! Было время, в этих краях каждая собака меня знала. Вот так держал! А щас. забыли!»
«Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть! Хоть бы хлеба достала!»
«Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»
«Вот что, ребята, пулемета я вам не дам.»
озвучание — Михаил Волков
«Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?»
«Старый стал, ленивый, а помнишь, какой я был. »
«Аристарх, договорись с таможней».
«Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется. В нужное время».
«Я долго ждал. А потом Бог сказал: «Садись на коня и возьми сам что хочешь, если ты храбрый и сильный!»
«Зачем ты убил моих людей, Саид?»
«Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.»
Источник
Махмуд, поджигай! 30 марта 1970 года вышел в прокат кинофильм «Белое солнце пустыни»
Этот день в истории:
30 марта 1970 года на экраны вышел фильм Владимира Яковлевича Мотыля «Белое солнце пустыни».
В ролях: Павел Луспекаев (. Верещагин), Анатолий Кузнецов (. Сухов), Николай Годовиков (. Петруха), Спартак Мишулин (. Саид), Кахи Кавсадзе (. Абдулла), Татьяна Ткач (. жена Абдуллы), Галина Лучай (. Катерина Матвеевна), Валентин Кадочников (. подпоручик Семён), Раиса Куркина (. Настасья), Татьяна Федотова (. Гюльчатай), Николай Бадьев (. Лебедев), Муса Дудаев (. Рахимов), Яков Базелян, Яков Ленц.
Награды и примечания:
Лидер проката (1970, 10 место) — 34.5 млн.зр
Съемки фильма длились два года. В Дагестане и Таджкистане.
Текст песен Булата Окуджавы.
Постановщик трюков — Сергей Массарский.
Последняя работа в кино Павла Луспекаева.
Это великолепный фильм, который полюбило не одно поколение зрителей. Многие не только о Гражданской войне, но и о Советском союзе знают лишь по документальным фильмам и учебникам истории, но всё равно садятся у телевизора в ожидании очередного показа «Белого солнца пустыни». Никто не спорит: проще купить диск, но видимо от родителей передалась ностальгия по тем временам, когда этот фильм по настойчивому указанию Брежнева пустили в кинотеатры. Пусти его сейчас — народ бы пошёл, отчего же не пойти.
Экспериментальное творческое объединение Владимира Мотыля, Анатолия Кузнецова, Спартака Мишулина, Кахи Кавсадзе, Николая Годовикова, Павла Луспекаева, Исаака Шварца и многих других подарило нам этот шедевр, неотъемлемую часть фольклора, которую легко смотреть. Лента опередила своё время, она и сейчас увлекательна, потому что забавные попытки «насаждения» единожёнства в Средней Азии сменяются перестрелкой, а гибель Петрухи и Верещагина вызывает глубокую печаль. Жалко, Луспекаева, совершившего подвиг (смертельно болея, снялся он в этом фильме)
Да, очень многие фразы из фильма разошлись по странам бывшего СССР. Все прекрасно знают, откуда выражение «Товарищи женщины!» или кто такая Катерина Матвевна (с философской точки зрения в этом образе представлена сама Россия, чьи зелёные луга и деревья противостоят песчаным дюнам). А уж песню «Ваше благородие» одной из первых играют начинающие гитаристы, да и многие другие не против спеть её в хорошей компании. Она так же бессмертна, как и само «Белое солнце пустыни».
Нашего «человека без имени» зовут Фёдор Иванович Сухов, и он так же проворен в обращении с оружием, как герой Клинта Иствуда. А ещё спокойно прикуривает от динамитной шашки и не теряет своего чувства юмора. Нехорошо, конечно, называть этот фильм «истерном» — это говорит о том, что мы сравниваем картину с западными аналогами и противопоставляем «Дикому западу» средний восток, который, как известно, дело тонкое. Все герои хороши, и в наше время, когда никто особо не стремится догнать и перегнать Америку, эта простая истина становится такой очевидной.
Этот своеобразный миддл-истерн, то есть среднеазиатский боевик о борьбе с басмачами (хотя, возможно, благодаря его успеху как раз и возникло определение «советский вестерн») стал не только культовым, но и одним из самых любимых фильмов для нескольких поколений зрителей. Так что к 25-летию его выпуска на экран были предприняты попытки назвать лучшим по опросу публики, а потом вручить запоздало Государственную премию России. Что, в общем-то, по-детски наивно и в каком-то смысле всё же оскорбительно по отношению к «Белому солнцу пустыни», якобы зажимаемому властями в апреле 1970 года, когда всё прогрессивное человечество просто обязано было праздновать более славную дату — столетие В. И. Ленина.
Конечно, лента подверглась подчас анекдотической цензуре, но в итоге была спасена после сановного просмотра на даче Л. И. Брежнева (в этом есть перекличка с картиной «Тринадцать», в середине 30-х годов тоже одобренной вождём, самим И. В. Сталиным). И в прокат «Белое солнце пустыни» выпустили приличным тиражом — по сути, первым экраном. Может, не покажется возмутительным для его ярых поклонников также и то обстоятельство, что по итогам 1970 года фильм уступил по посещаемости 2,4 млн. более эксцентрическому историко-революционному опусу «Опасные гастроли», между прочим, имея меньший показатель на одну копию (что лишний раз свидетельствует: тираж отнюдь не был занижен).
Но всё это отнюдь не ставит под сомнение ни любовь широкой аудитории к работе Владимира Мотыля, ни её безусловные художественные достоинства. Данная лента поистине разошлась на пословицы и поговорки (пожалуй, одна из самых часто цитируемых: «Восток — дело тонкое»), и наряду с комедиями Леонида Гайдая и сериалом «Семнадцать мгновений весны» она является чемпионом по числу показов на ТВ, а многим зрителям действительно кажется типичным образцом вестерна по-советски.
Хотя мало кто стремился увидеть в «Белом солнце пустыни» подлинный русский лубок, лукавую байку про Федю Сухова-стрельца, удалого молодца — подобный сказочный настрой, заданный в воображаемых письмах главного героя своей далёкой супружнице, был придуман Марком Захаровым, упомянутым в титрах в качестве участника создания сценария.
«Белое солнце пустыни» великий фильм, жаль, что мы не скоро увидим в кинотеатрах что-либо подобное.
Владимир Мотыль
26 июня 1927 — 21 февраля 2010
Цитаты из фильма «Белое солнце пустыни» :
# — Они взяли лучшие экспонаты.
— Я же сказал барышням брать ковры похуже.
— Это же четырнадцатый век!
# — Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я её каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.
# — Саид, ты как здесь оказался?
— Стреляли…
# — Сейчас посмотрим, какой это Сухов.
# — Таможня дает добро.
# — Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучаться?
— Лучше б, конечно, помучаться.
# — Теперь пускай плывут на катере. За кордон собрались. Заведут мотор, и через сорок два ка-ак…
— Это точно.
# — У него гранаты не той системы.
# — Я мзду не беру. Мне за державу обидно.
# — Я не пью.
— Правильно. Я вот сейчас тоже это допью и брошу.
# — Я, брат, двоих таких откопал. Третий попался, выкопал – а он меня за горло. Бандит оказался. Его свои же зарыли. Еле отбился.
# Федор, Петруха с тобой?
# Я расчитывал на тебя, Саид.
# — . и встать! Когда с тобой разговаривает подпоручик!
# — Аристарх, договорись с таможней.
# — В старой крепости надо было его через трубу брать.
— Через трубу?
# — Верещагин, уходи с баркаса!
# — Восток – дело тонкое.
# — Вот что ребята. Пулемёта я вам не дам.
# — Если через час не прийду, вернетесь расчитаться. За гостеприимство.
# — Здорово, отцы.
— . Давно здесь сидим.
# — Иди, иди. Хорошая жена, хороший дом: что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?
# — Кинжал хорош для того, у кого он есть. И плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.
# — Мертвому, конечно, хорошо. Но уж больно скучно.
Источник