Почему в Рамадан мусульмане не едят днём?
Пост единобожников с древности до наших дней
Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.
С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.
Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (сура «аль-Бакара», аяты 183-187).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
Всё о Рамадане |
Намаз-таравих |
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан |
Женщина в Рамадан |
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви |
О поцелуях во время поста |
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан |
Рамадан — месяц поста и молитвы, а не «праздник желудка» |
Брось курить в Рамадан! |
Рамадан: поститься ли детям? |
О посте в Рамадан в вопросах и ответах |
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан |
Рамадан — месяц Корана |
Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».
Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится (смысл): «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.
Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев. И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.
Вот как описывается пост в иудаизме
«В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).
Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.
Пост в раннем христианстве
В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провёл в посте пророк Яхья (мир ему) (у христиан Иоанн Креститель); Иисус (пророк Иса, мир ему), перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушёл в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).
В первое время формирования христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определёнными днями недели и важными событиями в истории Христианства. Сами христиане заявляют, что Великий пост берёт начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне.
Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи. К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте.
Изначально не было разграничений на постную и скоромную пищу: «В древние времена христиане, и даже монахи, вкушали любую пищу в любое время года… Словом же «пост» древние христиане называли период времени, когда они вообще ничего не ели и особо усердно молились. Если в древних уставах о посте говорится: «Постимся до вечера», — это означает «до захода солнца ничего не едим и усердно молимся» («Сретение». Православное приложение к газете «Карелия» N 22 (62) декабрь ´99, «Как поститься в рождественский пост»).
Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке. Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.
Уже позже христиане перенесли совершение вечерни на утро, а совершение утрени на вечер. Исходя из этого, они по окончании вечерни, совершенной утром (около 10 часов утра), уже могут есть пищу. Конечно, это внутреннее дело христиан — менять древнейшие установления о посте. Но факт остаётся фактом – издревле люди, верующие в Единого Бога и соблюдающие Его установления, понимали под постом полное воздержание от пищи и воды в светлое время суток.
Почему пост заканчивается именно вечером и наступает утром?
На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля. Конечно же, во всех трёх монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Ещё пророк Исаия (мир ему) в Торе изрёк такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).
Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Бога, должен послужить ещё одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что ислам действительно является религией истины, которая несёт в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Почему мы постимся днем, а не ночью?
Пост в месяц Рамадан является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах предписал нам поститься в одном из двенадцати месяцев года и сделал этот месяц самым благодатным временем во всём году. Следовательно, главной причиной, по которой мы держим пост в дневное время, а не ночью, считается то, что таково было указание на это нашего создателя Всевышнего Аллаха.
Кроме того, в соблюдении поста в дневное время сокрыта глубокая мудрость, которая отсутствует в соблюдении поста ночью. Так как основной целью соблюдения поста при воздержании от еды, питья и прочих телесных наслаждений является воспитание своего эго, а для того чтобы достичь этой цели, необходимо соблюдать пост днем, а не в ночное время.
Соблюдение поста кардинально отличается от других столпов Ислама тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо всевышний Аллах сказал, как об этом поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ: إِلَّا الصَّوْمَ، فَإِنَّهُ لِي، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ
«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (потомка Адама) увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисот раз. Всевышний Аллах сказал: «Кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него (человек держит пост только ради Меня)»». (Ибн Маджа)
И Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ
[Смысл]: «Поистине, терпеливым (тем, которые терпели ради довольства Аллаха) дается их награда в Вечной жизни без счета и без ограничения». (Сура Аз-Зумар, 10)
А пост – половина терпения, как об этом сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
الصَوْمُ نِصْفُ الصَبِر
«Пост – половина терпения». (Тирмизи)
Следовательно, вознаграждение за него превосходит все пределы определения размеров и счета.
О постящемся Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
قَالَ رَبُّكُمْ عَزَّ وَجَلَّ : عَبْدِي تَرَكَ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ وَشَرَابَهُ ، ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِي ، وَالصَّوْمُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ
Всевышний Аллах сказал: «Мой раб ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье. Пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него». (Имам Ахмад)
Человеку, который будет соблюдать пост весь световой день, воздается бессчетно, его награды безмерны, ибо пост – ради Аллаха и чтим, потому что относится к Нему. Даже если человек исполняет все свои поклонения ради Аллаха, то Всевышний Аллах отнес соблюдение поста к себе, подобно тому как Он почтил Каабу отнесением ее к Себе, тогда как вся земля вместе со всем содержимым является Его владением и собственностью. И это сделано так по двум причинам:
Во-первых, пост – это воздержание и отказ от того, чего желает нафс (эго) человека. И такое воздержание само по себе есть нечто скрытое, в нём нет действия, которое можно увидеть воочию. Другие обряды и поклонения обычно совершаются прилюдно, а воздержание и отказ постящегося видны лишь Всевышнему Аллаху, ибо пост – скрытое действие, которое совершается одним лишь терпением.
Во-вторых, пост – это средство для преодоления врага Аллаха, ибо орудие шайтана – это плотские страсти, а они усиливаются от еды и питья. Следовательно, воздержание от еды и питья расслабляет позиции шайтана, и постящийся может с лёгкостью победить его.
Помимо воздержания от явных действий, которые нарушают пост, имеются также и сокровенные условия поста, без соблюдения которых постящийся не получает вознаграждения за свой пост. Более того, такой пост не принимается Всевышним Аллахом.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
كم من صائم ليس له من صيامه إلا الظمأ
«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда». (Ад-Дарими)
Человек, который соблюдает пост и воздерживается от еды, питья, совокупления и других действий, нарушающих пост, но одновременно нарушает его совершением грехов, подобен человеку, который при совершении омовения трижды протирает положенные органы омовения, но пренебрёг самым важным – промыванием этих органов водой. Следовательно, его омовение и намаз будут отвергнуты из-за незнания сути омовения.
Как известно, почти все люди большую часть ночи проводят во сне, поэтому, если бы пост соблюдался ночью, вышеприведённый смысл соблюдения поста оказался бы нераскрытым. Нам вменено в обязанность поститься днём, так как в другое время многие люди, не испытывая истинного голода и жажды, не ценят те блага, которыми их одарил Всевышний Аллах.
Источник