Когда можно, а когда нельзя читать намаз
Намаз предписан человеку в определенное время. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека станет равна его высоте. Оно продолжается вплоть до наступления послеполуденной молитвы. Время послеполуденной молитвы длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время закатной молитвы продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время вечерней молитвы длится до середины ночи. А время рассветной молитвы от начала рассвета и длится до восхода солнца. А когда будет восходить солнце, то воздерживайтесь от молитвы, поскольку она восходит меж рогов шайтана». (Муслим.) Итак, для каждого намаза отведено свое время. Намаз нужно выполнять в промежутке между началом и концом этого времени. Расписание указано на сайте. Но существует время, когда намаз делать – макрух . Есть еще время, когда можно совершать другие намазы, но определенный — нельзя.
Рассмотрим подробно день начиная с рассвета и до рассвета следующего дня.
Намаз с рассвета до полудня
Время от предрассветных сумерек до восхода солнца, то есть появления диска солнца на горизонте. В это время совершается Фаджр намаз , состоящий из 4 ракатов. То есть сначала 2 раката сунна, потом 2 раката фарда. После 2-х ракатов фарда вплоть до восхода солнца нельзя выполнять никакой намаз. Пророк (мир ему и благословение) сказал :«После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака»ата (перед обязательной) утренней молитвой» («Абд ар-Раззак; ад-Даракутни). )
Во время восхода солнца делать намаз – макрух. Это период времени, в течение которого солнце поднимается от горизонта на высоту копья, то есть если солнце побелело и его сияние усилилось, то время макрух закончилось. Не выполняются ни обязательные ни дополнительные молитвы.
После восхода до полудня выполняются дополнительные молитвы Ишрак через 15 мин после восхода и ат-Духа , который выполняется между восходом солнца и его зенитом. В это время можно совершать пропущенные намазы, намаз Истихара, Сaфaр, Тaубa,Тaхиятуль-вуду и намаз Тасбих.
Намаз от полудня до заката
Когда солнце находится в зените – намаз делать – макрух (кроме пятничного намаза). Это короткий период времени длится до момента когда солнце, которое находится в зените не станет клониться к закату. В это время запрещены все намазы, включая Джаназа. Укба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал :“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет” (Муслим 831). Исключение составляют: Тaхиятуль-вуду, Тахият-уль-масджид (приветствие мечети), Джумма намаз. Пророк (мир ему и благословение) говорил, что: « Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает » (Абу Давуд, аль-Байхаки).
После того, как только пройдет время макрух — начинается Зухр намаз , далее Аср , а также выполняются дополнительные и добровольные молитвы, подробнее о них в разделе « Времена других намазов ».
По ханафитскому мазхабу в период между Зухр и Аср намазами существует «вакту мугмаль» (заброшенное время) и в это время фард намаза не совершается. После намаза-фард Аср не читают нафиль-намазы, допускается совершать только када намаз.
При заходе солнца, есть период времени — макрух, который начинается незадолго до заката, когда солнце меняет свой цвет с желтого на красный, и завершающийся закатом солнца. « Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана » (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).
Во время захода солнца можно совершать только намаз Аср этого же дня, если он не был выполнен.
Намаз от заката до рассвета следующего дня
По прошествии времени макрух наступает время для Магриб намаза .«Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце» . (ат-Табарани 4058). За Магрибом совершается намаз Аввабин . Время совершения этого намаза только между Магриб и Иша намазами. Далее намаз Иша ,Хаджат , который совершается сразу после Иша намаза ,Витр и Тахаджуд намаз , нужно совершать после Иша намаза и до появления зари, а также любые дополнительные и добровольные молитвы, а так же восполнять пропущенные намазы.
Более подробная информация о временах намазов указана на сайте.
Источник
5 периодов времени, когда мусульманам запрещено молиться
Бог возложил на Своих рабов обязательную пятикратную молитву и установил для каждой из них своё время. Всевышний в Коране говорит (смысл): «. Воистину, намаз предписан верующим в определённое время» (сура «ан-Ниса», аят 103). Также Господь и Его Посланник ﷺ побудили нас совершать добровольные, желательные молитвы, некоторые из них связаны с определённым временем, другие – с определёнными причинами, а некоторые не связаны ни с чем (сунна мутляка).
Но есть в Исламе и такие периоды, когда запрещено совершать определённые намазы. Их пять.
Три из них связаны непосредственно со временем:
1) С момента, когда солнце начинает своё восхождение, до того как оно поднимется на размер копья (примерно 2,94 метра).
2) В тот момент, когда солнце находится в зените, и до тех пор, пока оно не отклонится от него. Этот промежуток времени очень короткий, что не вмещает в себя намаз, но всё равно за это время возможно вступить в молитву, а это будет запрещено. Исключением является пятничный день, когда в это время можно совершать намаз.
3) Момент, когда солнце близится к закату и имеет желтизну без ярких лучей, до полного захода солнца. Доводом к запретности совершения намазов в эти промежутки времени служит хадис, переданный от Укбы ибн Амира аль-Джухани رضي الله عنه, в котором он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал нам совершать намазы и хоронить мёртвых: с момента восхода солнца до тех пор, пока оно не поднимется; когда солнце находится в центре неба и до его отклонения; когда солнце приблизится к закату и до момента, как оно зайдёт полностью» (имам Муслим).
На исключение пятничного дня указывает побуждение Пророка ﷺ, чтобы люди в этот день рано направлялись в мечеть и совершали молитвы вплоть до прихода имама, а также хадис, передаваемый от Абу Саида аль-Худри رضي الله عنه: «Пророк ﷺ запретил совершать молитву в полдень, пока солнце не отклонится, кроме пятничного дня» (имам Абу Давуд).
Два из этих запретных промежутков времени связаны непосредственно с совершением обязательных молитв.
4) После совершения утренней молитвы и до восхода солнца.
5) После совершения предзакатной (аср) молитвы и до захода солнца.
Доводом к этому служит хадис от Ибн Аббаса رضي الله عنه, который сказал: «Достойные люди, одним из которых я считал Умара رضي الله عنه, говорили при мне, что Пророк ﷺ запрещал молиться после (обязательной) утренней молитвы, пока солнце не поднимется, а также после совершения предзакатной молитвы до полного захода солнца» (имам аль-Бухари).
Какие именно намазы запрещено совершать в это время?
1) Желательный намаз, который не связан с какой-либо причиной (сунна мутляк), – это намаз, который можно просто взять и совершить, но именно в эти запретные промежутки его совершать запрещено (сюда же относится и намаз-тасбих).
2) Запрет также действует на желательный намаз, причина совершения которого реализуется после его совершения. К таким намазам относятся намаз-истихара (испрашивается выбор), так как сначала совершается намаз, а потом уже осуществляется его причина. Намаз-ихрам (для вступления в обряды хаджа), так как тоже сначала совершается намаз, а потом паломник вступает в обряды. Ведь может произойти так, что причина эта не осуществится, например, человек не вступит в хадж после намаза-ихрам.
Желательные намазы, если причины, по которым их совершают, опережают или сопутствуют намазу, совершать дозволено. Как, например, намаз-приветствие, его причина – вхождение в мечеть – опережает молитву. К дозволенным молитвам также относятся намаз после омовения, обхода Каабы, затмения солнца, прошения дождя, обета и т. п., сюда же входят земной поклон чтения (саджда тилява) и земной поклон благодарности (саджда шукру).
Что касается пропущенных намазов, будь они обязательные или желательные, их можно восполнять в эти отрезки времени.
Супруга Пророка ﷺ госпожа Умму Саляма رضي الله عنها рассказывала: «Я слышала, что Пророк ﷺ запрещал совершать двухракаатную молитву после предзакатного намаза. Но как-то я увидела, что он совершает её в это время. Совершив предзакатный намаз (аср), он вошёл ко мне, у меня в это время находились женщины из племени Бану Харам из ансаров (жители Медины), и я заметила, как он вступил в молитву, тогда я отправила к нему служанку и сказала: «Встань сбоку от Пророка ﷺ и передай ему мои слова: «О Посланник Аллаха ﷺ, я слышала, что ты запрещаешь совершать два ракаата намаза в это время, но вижу тебя совершающим их». Если он укажет рукой, то встань позади него»».
Служанка всё сделала так, как ей было велено, и Пророк ﷺ указал рукой, чтобы она ушла назад. Когда же он завершил молитву, обращаясь к Умму Саляма, сказал: «О дочь Абу Умайи, ты спросила меня о двух ракаатах после предзакатного намаза. Поистине, ко мне пришли люди из племени Абд аль-Кайс, и по этой причине я не успел совершить два ракаата (суннат) после обеденной молитвы, и эти два ракаата были возмещением тех, которые я не совершил» (имам аль-Бухари).
Но важно заметить, что греховно специально планировать возмещение намазов именно в эти запретные отрезки времени, а также делать это постоянно.
Совершение молитв, недопустимых в эти запретные отрезки времени, греховно, и они являются недействительными. Однако разрешено их совершать в эти промежутки времени на заповедной территории Мекки. Там можно совершать любой намаз и в любое время.
Передаётся от Джубайра ибну Мут’има رضي الله عنه, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «О дети Абду Манафа! Не запрещайте никому совершать обход Каабы, а также молитву в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник
Запретное время для молитвы и желательные (нафиль) намазы
Вопрос:
Известно, что есть периоды времени, в которые запрещено совершать молитвы (на восходе солнца, в полдень и перед заходом солнца, перед намазом магриб). Если человек пришел в мечеть, к примеру, в полдень и хочет совершить намаз приветствия мечети (тахийят уль-масджид), можно ли ему это сделать или нужно подождать, когда пройдет запретное время?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Действительно, молитвы запрещено совершать во время восхода солнца, в полдень и перед закатом, следовательно, в это время запрещается совершать любые молитвы (желательные и обязательные).
Сподвижник Абдулла ас-Сунабихий (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
الشمس تطلع ومعها قرن الشيطان، فإذا ارتفعت فارقها، فإذا استوت قارنها، فإذا زالت فارقها، فإذا دنت للغروب قارنها، فإذا غربت فارقها
«Когда солнце восходит, его сопровождают рога шайтана, после того, как оно поднимается, рога шайтана оставляют его. Когда оно достигает зенита, его снова сопровождают рога шайтана, когда оно начинает опускаться, рога шайтана оставляют его. Когда солнце садится, его также сопровождают рога шайтана, после захода рога шайтана также оставляют его». Передатчик хадиса затем сказал: «Пророк Аллаха (мир ему и благословение) запрещал совершать молитвы в это время» (Сунан Насаи, хадис 559).
Так что приходя в мечеть во время любого из этих периодов времени (восход, полдень или закат), вам не следует совершать никакой намаз. Вы должны ждать, пока пройдет запретное время, а затем можете совершать намаз приветствия мечети, если хотите.
Следует также отметить, что макрух (предосудительно) совершать нафиль-намазы после фаджра (до восхода солнца) и после аср-намаза (до заката). Так что если вы входите в мечеть в это время, вам также не следует совершать намаз тахийят уль-масджид. Сподвижник Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает:
أن رسول الله صلى الله عليه وسلم نهى عن الصلاة بعد العصر حتى تغرب الشمس، وعن الصلاة بعد الصبح حتى تطلع الشمس
«Пророк Аллаха (мир ему и благословение) запрещал совершать нафиль-намазы после обязательного намаза аср до заката солнца и после обязательного фаджр-намаза до восхода солнца».
Источник
Нежелательные для намаза временные промежутки
Вопрос: В какое время после утренней и послеобеденной молитв нельзя совершать намаз (когда начинается нежелательное время и сколько длится в минутах)?
Ответ: Нежелательно (карахат ат-тахрим – нежелательность, близкая к запрету) молиться после утренней молитвы и до восхода солнца над горизонтом в размере установленного копья. Время в минутах может меняться в зависимости от сезона; если вы посмотрите на Рузнама (график времени молитв), там приводится время утреннего азана и время восхода солнца.
Также нежелательно совершать молитву, когда солнце находится в зените (по центру неба), то есть в 11:45, 12:00, до азана на обеденную молитву (то есть до склонения солнца от центра); кроме того, нежелательно совершать молитву после послеобеденной до азана на вечерний намаз (то есть заход солнца на горизонте).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не совершайте молитву до восхода солнца утром и до захода солнца вечером, ибо в это время восходят рога шайтана» (имам аль-Бухари, имам Муслим, ан-Насаи).
Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Порицаемо совершать молитву в полдень (когда солнце на зените) кроме как в пятничный день, ибо в пятницу пламя Ада утихает» (Абу Давуд, аль-Байхаки).
Здесь идёт речь о нежелательности, близкой к запрету, то есть если без причины совершить подобное действие три раза подряд, то это превратится в грех.
Идёт речь о нежелательности совершения в полдень тех намазов, у которых причина совершения опережает молитву. К примеру, намаз-тахият (приветствие мечети): если человек вошёл в мечеть, то желательно совершить молитву в два ракаата. То есть причиной стал вход в мечеть, который опередил молитву.
Точно также – молитва после омовения, молитвы затмения солнца и луны, заупокойная молитва, пропущенные молитвы, если они не специально отложены на эти времена.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда пропустил два ракаата желательного намаза, перед обеденной молитвой возместил его после предзакатной молитвы (то есть до захода солнца) (передали имам аль-Бухари, имам Муслим).
Теперь что касается тех молитв, у которых причина следует после самой молитвы. К примеру, молитва-истихар: человек совершает вначале молитву, чтобы истихар засчитывался, то есть причина молитвы – истихар, который рассматривается только после совершения молитвы; или молитва ихрам (вступление в обряды хаджа).
Нежелательность совершения молитв в перечисленные периоды времени не касается территории Харама города Мекки (независимо от того, в мечети или нет). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
يَا بَنِي عَبْدِ مَنَافٍ لَا تَمْنَعُوا أَحَدًا طَافَ بِهَذَا الْبَيْتِ وَصَلَّى أَيَّةَ سَاعَةٍ شَاءَ مِنْ لَيْلٍ أَوْ نَهَار
«О дети Абду Манафа! Не преграждайте никому совершать обход Каабы и совершения молитвы (в мечети) в любое время дня и ночи» (ат-Тирмизи и другие; хадис с достоверной цепочкой передатчиков).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник