ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 1. Романтики. Блистающие облака
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Константин Георгиевич Паустовский
Собрание сочинений в восьми томах
Том 1. Романтики. Блистающие облака
Несколько отрывочных мыслей
Обычно писатель знает себя лучше, чем критики и литературоведы. Вот почему я согласился на предложение издательства написать краткое предисловие к своему Собранию сочинений.
Но, с другой стороны, возможность говорить о себе у писателя ограниченна. Он связан многими трудностями, в первую очередь — неловкость давать оценку собственным книгам.
Кроме того, ждать от автора объяснения собственных вещей — дело бесполезное. Чехов в таких случаях говорил: «Читайте мои книги, у меня же там все написано». Я с охотой могу повторить эти чеховские слова.
Поэтому я выскажу лишь некоторые соображения относительно своего творчества и вкратце передам свою биографию. Подробно рассказывать ее нет смысла. Вся моя жизнь с раннего детства до начала тридцатых годов описана в шести книгах автобиографической «Повести о жизни», которая включена в это собрание. Работу над «Повестью о жизни» я продолжаю и сейчас.
Родился я в Москве 31 мая 1892 года в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика.
Отец мой происходит из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось, около Белой Церкви. Там жили мой дед — бывший николаевский солдат — и бабка-турчанка.
Несмотря на профессию статистика, требующую трезвого взгляда на вещи, отец был неисправимым мечтателем и протестантом. Из-за этих своих качеств он не засиживался подолгу на одном месте. После Москвы служил в Вильно, Пскове и, наконец, осел, более или менее прочно, в Киеве.
Моя мать — дочь служащего на сахарном заводе — была женщиной властной и суровой.
Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр.
Учился я в 1-й киевской классической гимназии.
Когда я был в шестом классе, семья наша распалась. С тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и учение. Перебивался я довольно тяжелым трудом — так называемым репетиторством.
В последнем классе гимназии я написал первый рассказ и напечатал его в киевском литературном журнале «Огни». Это было, насколько я помню, в 1911 году.
После окончания гимназии я два года пробыл в Киевском университете, а затем перевелся в Московский университет и переехал в Москву.
В начале мировой войны я работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, потом — санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах.
Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии.
В отряде из попавшегося мне обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день убиты на разных фронтах оба мои брата. Я вернулся к матери — она в то время жила в Москве, но долго высидеть на месте не смог и снова начал свою скитальческую жизнь: уехал в Екатеринослав и работал там на металлургическом заводе Брянского общества, потом переехал в Юзовку на Новороссийский завод, а оттуда в Таганрог на котельный завод Нев-Вильдэ. Осенью 1916 года ушел с котельного завода в рыбачью артель на Азовском море.
В свободное время я начал писать в Таганроге свой первый роман — «Романтики».
Потом переехал в Москву, где меня застала Февральская революция, и начал работать журналистом.
Мое становление человека и писателя происходило при Советской власти и определило весь мой дальнейший жизненный путь.
В Москве я пережил Октябрьскую революцию, стал свидетелем многих событий 1917–1919 годов, несколько раз слышал Ленина и жил напряженной жизнью газетных редакций.
Но вскоре меня «завертело». Я уехал к матери (она снова перебралась на Украину), пережил в Киеве несколько переворотов, из Киева уехал в Одессу. Там я впервые попал в среду молодых писателей — Ильфа, Бабеля, Багрицкого, Шенгели, Льва Славина.
Но мне не давала покоя «муза дальних странствий», и я, пробыв два года в Одессе, переехал в Сухум, потом — в Батум и Тифлис. Из Тифлиса я ездил в Армению и даже попал в Cеверную Персию.
В 1923 году вернулся в Москву, где несколько лет проработал редактором РОСТА. В то время я уже начал печататься.
Первой моей «настоящей» книгой был сборник рассказов «Встречные корабли» (1928).
Летом 1932 года я начал работать над книгой «Кара-Бугаз». История написания «Кара-Бугаза» и некоторых других книг изложена довольно подробно в повести «Золотая роза». Поэтому здесь я на этом останавливаться не буду.
После выхода в свет «Кара-Бугаза» я оставил службу, и с тех пор писательство стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой.
Ездил я по-прежнему много, даже больше, чем раньше. За годы своей писательской жизни я был на Кольском полуострове, жил в Мещёре, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, Ладожское и Онежское озера, был в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Сибири, на чудесном нашем северо-западе — в Пскове, Новгороде, Витебске, в пушкинском Михайловском.
Во время Великой Отечественной войны я работал военным корреспондентом на Южном фронте и тоже изъездил множество мест. После окончания войны я опять много путешествовал. В течение 50-х и в начале 60-х годов я посетил Чехословакию, жил в Болгарии в совершенно сказочных рыбачьих городках Несебре (Мессемерия) и Созополе, объехал Польшу от Кракова до Гданьска, плавал вокруг Европы, побывал в Стамбуле, Афинах, Роттердаме, Стокгольме, в Италии (Рим, Турин, Милан, Неаполь, Итальянские Альпы), повидал Францию, в частности Прованс, Англию, где был в Оксфорде и шекспировском Страдфорде. В 1965 году из-за своей упорной астмы я довольно долго прожил на острове Капри — огромной скале, сплошь заросшей душистыми травами, смолистой средиземноморской сосной — пинией и водопадами (вернее, цветопадами) алой тропической бугенвилии, — на Капри, погруженном в теплую и прозрачную воду Средиземного моря.
Впечатления от этих многочисленных поездок, от встреч с самыми разными и — в каждом отдельном случае — по-своему интересными людьми легли в основу многих моих рассказов и путевых очерков («Живописная Болгария», «Амфора», «Третья встреча», «Толпа на набережной», «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др.), которые читатель тоже найдет в этом Собрании сочинений.
Написал я за свою жизнь немало, но меня не покидает ощущение, что мне нужно сделать еще очень много и что глубоко постигать некоторые стороны и явления жизни и говорить о них писатель научается только в зрелом возрасте.
В юности я пережил увлечение экзотикой.
Желание необыкновенного преследовало меня с детства.
В скучной киевской квартире, где прошло это детство, вокруг меня постоянно шумел ветер необычайного. Я вызывал его силой собственного мальчишеского воображения.
Ветер этот приносил запах тисовых лесов, пену атлантического прибоя, раскаты тропической грозы, звон эоловой арфы.
Но пестрый мир экзотики существовал только в моей фантазии. Я никогда не видел ни темных тисовых лесов (за исключением нескольких тисовых деревьев в Никитском ботаническом саду), ни Атлантического
Источник
1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?
то. то, зато;
или, либо;
да, также;
однако, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:
Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.
противительный;
соединительный;
3) разделительный.
3. Укажите сложносочинённое предложение:
1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).
2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).
3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).
4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).
4. Укажите сложноподчинённое предложение:
Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).
Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.
Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).
5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).
У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.
Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов.
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).
1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.
7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).
Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).
8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке (Каверин).
Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).
Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).
9. Сколько простых предложений в составе сложного?
Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание (Чехов).
1) 2; 2) 3.
10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).
отдохнув и напившись, мы;
понесла нас;
она понесла.
11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).
Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Чехов).
К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов).
12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).
1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.
13. В каком предложении не нужны знаки препинания?
Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).
Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).
В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).
Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).
14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).
На небе были звезды, и светился изредка застилаемый дымом месяц (Л. Толстой)
Источник
Сложносочинённые предложения
1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
1) тоже, либо, зато;
3) да, не то. не то;
4) однако, или, но.
2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?
Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).
3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
2) Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).
3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).
4) Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).
4. Укажите сложносочинённое предложение:
1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
2) Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
3) Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).
3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).
1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.
7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).
8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
1) Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.
2) Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каверин).
9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
1) Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
2) Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).
3) Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.
10. Сколько простых предложений в составе сложного?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).
11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).
3) не зовёт рожок.
12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).
2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).
3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз (Пришвин).
13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).
14. В каком предложении не нужны знаки препинания?
1) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
2) Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про летит подслеповатая сова (Абрамов).
3) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
4) Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).
1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?
2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:
Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.
3. Укажите сложносочинённое предложение:
1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).
2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).
3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).
4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).
4. Укажите сложноподчинённое предложение:
1) Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).
2) Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.
3) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
4) Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).
5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
1) Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).
2) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.
3) Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.
4) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов.
6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).
1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.
7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
1) Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).
2) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).
8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:
1) Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторону катка, к детской площадке (Каверин).
2) Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).
3) Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).
9. Сколько простых предложений в составе сложного?
Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувствовалось недомогание (Чехов).
10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).
1) отдохнув и напившись, мы;
11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).
2) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
она похожа на маленького человечка, размахивающего руками (Чехов).
3) К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Лермонтов).
12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).
13. В каком предложении не нужны знаки препинания?
1) Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).
2) Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).
3) В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).
4) Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).
14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).
2) На небе были звезды, и светился изредка застилаемый дымом месяц (Л. Толстой).
1. В каком ряду перечислены противительные союзы?
2) зато, однако, но;
2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:
Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).
3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:
Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осинки (Сергеев-Ценский).
1) сложносочинённое предложение с союзом и;
2) простое предложение с однородными членами.
4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет общего второстепенного члена:
1) За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.
2) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
3) Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.
4) Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.
5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:
1) Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.
3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.
4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи подходили кони и глядели на нас умными глазами.
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.
2) Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.
3) На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.
4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его домашняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.
7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.
1) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна;
2) сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;
3) сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;
4) простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая нужна.
8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:
1) То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).
2) Потом все стихло, и только морская даль все так же монотонно, негромко шумела (Паустовский).
3) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).
9. Сколько простых предложений в составе сложного?
Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).
10. Сколько грамматических основ в предложении?
Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).
11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами (Горький).
1) Цыганок остановился и подскочив;
2) Она плыла, разводя, подняв, глядя;
3) Цыганок остановился и пошел.
12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.
2) Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
знакомое село (Бунин).
3) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).
14. В каком предложении не нужны знаки препинания?
1) Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).
2) Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).
Источник