Мелодия Вселенной: как советский «отец электроники» создал космический музыкальный инструмент
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот, без преувеличения, уникальный музыкальный агрегат нельзя было причислить к какому-либо виду инструментов. Более того, мелодия, которые он воспроизводит после пары загадочных пассов руками, настолько удивительна, что её называют инопланетной. А биография его изобретателя полна загадок и слухов. Все это о терменвоксе – удивительном музыкальном инструменте, и его авторе Льве Термене.
Лев Термен справедливо считается авангардистом и пионером электроники. И прожил он долгую, наполненную событиями жизнь, застав, по сути, все исторические и политические периоды переменчивого 20 века. Однако, храня верность науке, Термен не обращал внимания на внешние перипетии, до последних своих дней занимался электроникой.
Лев Сергеевич Термен — дворянин по происхождению — родился в Санкт-Петербурге 28 августа 1896 года, получил образование в гимназии, затем окончил консерваторию по классу виолончели. Однако после он резко сменил направление своих интересов и стал студентом физико-математического факультета. Во время Первой мировой войны, когда радиотехника быстро выходила на первый план, Термен работал в Царском селе военным радиоинженером.
После окончания боевых действий он стал сотрудником лаборатории Абрама Иоффе, чтобы изучать электрические свойства газов. Именно в этом помещении в 1919 году Терменом и был создан первый прототип его самого известного изобретения — музыкального инструмента, который позже, с легкой руки акул пера, был назван терменвоксом.
Терменвокс был первым электрическим инструментом, получившим огромное признание – предыдущие устройства были слишком громоздкими. Но Лев Сергеевич изобрел совершенно уникальный механизм воспроизведения звука – Термен взял на вооружение аксиому о том, что звук — это колебания воздуха, схожие с теми, которые создаёт электромагнитное поле. Так, он внутри терменвокса поместил два генератора колебаний, а разница их частот и равна частоте звука. Высота звука регулировалась передвижением руки по отношению к антенне: чем ближе, тем звук выше. Поэтому изобретение Льва Термена невозможно отнести ни к духовым, ни к струнным, ни к ударным инструментам.
Интересный факт : этот же принцип роботы Термен использовал при создании еще одного детища, которое мы используем и сегодня. Речь идет о бесконтактной сигнализации. Более того, это устройство с восторгом было принято лично Владимиром Лениным, для которого была устроена демонстрация прямо в Кремле.
Музыкальное образование позволило Льву Сергеевичу сделать терменвокс инструментом, способным воспроизводить мелодии огромных диапазонов: по информации Novate.ru, на нем можно сыграть даже индийскую гамму, состоящую из двадцати двух нот. Таким образом, изобретатель подтвердил собственную мысль: «Исполнитель… должен управлять звуками, но не добывать их».
Терменвокс и его автор получили огромную популярность: большевики решили с помощью творчества пропагандировать электрификацию, и Термен отправился во всесоюзный тур. На этом деятельность Льва Сергеевича не закончилась: он продолжал выступать, причем эти мероприятия назывались «лекция-концерт». А вскоре его пригласили в турне по Европе.
В 1930-х территория охвата «космической музыки» терменвокса увеличилась и до Соединенных Штатов Америки, где, после продолжительных гастролей, Лев Сергеевич остался жить. Он познакомился с немалым количеством знаменитых людей того времени и значительно увеличил свое материальное благосостояние, создав компанию Teletouch, занимающуюся системами сигнализации и радиотехническими приборами.
Интересный факт: Лев Термен выкупил шестиэтажное здание и сдавал квартиры в аренду. Одним из квартиросъемщиков был Альберт Эйнштейн, который был серьезно заинтересован терменвоксом и принципом его действия.
При этом статус миллионера не отвлекал страстного любителя науки от изобретения. Так, Термен сконструировал еще несколько электрических музыкальных инструментов – терменвиолончель, «ритмикон» — прототип драм-машины и «терпситон» — по сути, модернизированный терменвокс, однако звук создавался не просто пасами рук, а целым танцем, движением всего тела «дирижера».
Изобретатель стал настоящим вдохновителем для других техников, которые пытались создать подобные музыкальные инструменты. Однако всемирную известность терменвокса повторить никому так и не удалось.
Годы шли, а популярность уникального инструмента ширилась и не утихала. Терменвокс был пущен в серийный выпуск, сотни музыкантов по всему миру учились играть на нем, причем диапазон репертуара был довольно велик: от лучших образцов классической музыки до произведений, написанных специально для терменвокса.
А Лев Сергеевич Термен так и остался верен своей научной страсти и буквально до последних дней что-то создавал. За свою долгую жизнь он успел пережить многое: всемирное признание, возвращение на Родину, закончившееся арестом, продолжение работы после выхода на свободу. Удивительно, но он всегда поспевал за эпохами неспокойного двадцатого века, которые неожиданно и стремительно менялись. Лев Сергеевич скончался в 1993 году в Москве в возрасте 97 лет.
Но его дело живет до сих пор. Вот только мало кто из наших современников знают, что беспроводная сигнализация и прослушивающие устройства, которые все знают, также были детищами вечно молодого изобретателя. Что касается терменвокса, то его история также не угасла, а тысячи музыкантов в разных уголках планеты учатся создавать космические звуки. Одним из самых известных исполнителей на этом инструменте является правнук Льва Сергеевича Пётр Термен, который посвятил инструменту всю свою деятельность. Он не только дает концерты, но и стал создателем «Школы терменвокса», где учат осваивать «мелодии Вселенной», а также основал фестиваль «Терменология».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Музыкальный инструмент звуки космоса
Опубликовано в Четверг, 17-го Ноября, 2016.
Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через RSS 2.0 ленту и оставлять свои комментарии в конце статьи.
Рубрика: Моя газета > Культура > Музыка > 9 самых необычных музыкальных инструментов с удивительным звучанием
Пытаясь добавить в свою музыку особое звучание, какую-нибудь неповторимую запоминающуюся фишку, музыканты прибегают к разным методам. Некоторые песни запоминаются благодаря интересным барабанным партиям (как “They Don’t Care About Us” Майкла Джексона, где вся фишка — именно в звучании ударных) или узнаваемым гитарным рифам (ну кто не знает «Smoke On The Water» Deep Purple?). Некоторые становятся хитами из-за гениальной простоты, благодаря которой, например, “We Will Rock You” Queen прочно и надолго закрепилась в топе самых узнаваемых песен и самых копируемых кричалок в мире. Подобные песни никогда не затеряются в миллионных списках других музыкальных творений. Говорят, мир обрел уже около полумиллиарда песен. Ну и как при таком раскладе создать что-то по-настоящему уникальное, еще никем не придуманное? Или выполнить еще более сложную задачу: написать ни на что не похожий хит. Нет никаких гарантий, что у вас это получится, даже если вы гениальный композитор. Бывают же случаи: пока неизвестный гений месяцами-годами трудится над новым шедевром, какой-то дилетант-самоучка совершенно случайно сложит 3 ноты таким образом, что потом эту его нехитрую песенку будет напевать половина планеты. А почему? Да потому, что в мире и так полно красивых, сложных, но ничем не примечательных мелодий. По этой причине современные музыканты пытаются добиться уникальности двумя наиболее простыми путями: либо свести все до максимальной простоты (пример тому- несложные поп-музыкальные мотивчики) или добавить нечто необычное, которым часто является использование различных электронных эффектов при помощи специальных компьютерных программ (тот же FL Studio). Но есть еще третий вариант, в последнее время стремительно набирающий популярность: добавление в общий микс какого-нибудь необычного музыкального инструмента. Благодаря этому, общее звучание песни становится более неповторимым, а в некоторых случаях — и выступление группы выходит ярче и эффектней.
Какие же они — необычные и интересные музыкальные инструменты? Мы составили список самых интересных экземпляров и даже подобрали подходящие видео, которые в лучшем виде передают особенности их звучания. И так, представляем вашему вниманию наш топ-9.
9. Хуака
Открывает наш список редкий и неизвестный инструмент хуака, создателем которого является Шерон Роуел. Это достаточно новое музыкальное изобретение — первый экземпляр был создан всего в 1980 году. Первым музыкантом, сыгравшим на хуаке, стал Алан Тауэр, который, к тому же, записал целый диск с музыкой этого интересного инструмента.
Корпус хуаки состоит из трех глиняных сосудов, соединенных между собой, благодаря чему, могут быть воспроизведены три разных звука одновременно. Вообще, конструкция хуаки напоминает человеческое сердце и легкие, а звук, издаваемый инструментом, немного похож на звучание флейты.
8. Кризалис
Еще одно молодое изобретение из списка редких музыкальных инструментов. История кризалиса началась, когда в 1970-тых годах Крису Форстеру пришла интересная мысль: «А что будет, если взять колесо и вместо спиц натянуть струны?». Идея оказалась довольно удачной, так как звучание кризалиса вышло действительно волшебным. С виду конструкция инструмента довольно нехитрая: 2 деревянных, вращающихся в разные стороны, колеса и по 82 струны на каждой стороне. Но на самом деле создатель уверяет, что здесь присутствует еще и секретная авторская технология, благодаря которой будто льющиеся из-под пальцев нежные звуки криза лиса, выходят такими завораживающими.
7. Ханг
Совершенно космический инструмент. И внешне похож на летающую тарелку, и звуки издает чарующие, как будто из другой планеты. Да и цены на ханг слегка космические — на аукционах близко $10 тис. Хотя лучше всего покупать напрямую у авторов этого творения — швейцарцев Феликса Ронера и Сабины Шерер, создавших ханг в 2000 году. Кстати, это будет дешевле — около 1500 евро.
Сам музыкальный инструмент ханг состоит из двух плосковатых полусфер, в одной из которых находится 7-8 ямочек, расположенных по кругу (тональный круг), а в другой — резонансное отверстие.
В 2009 году те же швейцарские изобретатели представили миру упрощенную версию ханга — хапи, в странах СНД почему-то именуемого «глюкофоном». Хапи, в отличие от «старшего брата», приобрести довольно просто и значительно дешевле, но это не делает его менее интересным и необычным. Глюкофон слушать — один релакс и удовольствие, а игра на нем заменяет медитацию. Кстати, целью покупки хапи-драма часто и является его использование в различных практиках и упражнениях для погружения в медитативное состояние. Причиной тому является звучание, похоже на звук тибетской чаши или колокольчиков.
Хапи более округлый, чем ханг, и немного меньше по диаметру. В нижней полусфере — все так же отверстие, но у верхней — уже не ямки, а прорезаны 5-8 «язычков», по которым ударяют пальцами или специальными палочками.
5. Стеклянная гармоника
Очень редкий инструмент с достаточно долгой историей, берущей начало в Англии 1600-тых годов. А все началось с английской моды на «ирландское развлечение» — игра на тридцати-сорока стаканах, наполненных водой. Умельцы, прикасаясь к краям стаканов, извлекали из них легкие нежные звуки. В полноценный инструмент музыкальные стаканы превратились в 1757 году, когда в Лондон прибыл посланник Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин. Увлечение англичан пришлось ему по вкусу, и изобретатель решил немного трансформировать инструмент, заменив стаканчики стеклянными полусферами, нанизанными на вращающуюся железную ось. Нижний край полусфер погружался в емкость с водой, благодаря чему они были постоянно увлажнены.
Инструмент имел огромную популярность в Европе до тех пор, пока внезапно не был обвинен в излишнем влиянии на психику людей: от легких расстройств и до потери рассудка. Кое-где стеклянную гармонику даже запретили. Но в 1920-х годах звуки волшебного инструмента вернулись из небытия в пластинках Бруно Хофмана, который написал немало мелодий специально для стеклянной гармоники.
4. Тенори-он
Тенори-он — это скорее электронный аппарат для извлечения звуковых эффектов, нежели музыкальный инструмент в привычном понимании. Для игры на нем особых навыков и музыкального образования не требуется — все строится скорее на интуитивном восприятии музыки и чувстве ритма. Но это не значит, что инструмент предназначен только для любителей! Профессионал тоже оценит все преимущества тенори-она, используя его для создания электронной музыки.
Устройство являет собой квадратный дисплей с 256 кнопками-сенсорами со светодиодами. Внутри системы имеются встроенные эффекты и библиотека звуков. Музыка, которую возможно сыграть на этом инструменте, имеет исключительно электронный характер. В нашем списке необычных музыкальных инструментов это первый хай-тек прибор. А теперь угадаете его высокотехнологичную родину? Конечно, как и следовало ожидать, создатели тенори-она, Тосио Ивай и Ю Нишибори — японцы.
3. Реактоскоп
Еще одна техно-новинка, но в этот раз — не продукт конкретного создателя, а скорее, коллективное изобретение участников музыкального конкурса Evolution Music Instruments. Одной из целей мероприятия как раз и является продуцирование новаторских идей и создание необычных инструментов воспроизведения звука. Реактоскоп — первое достижение конкурсантов. Сделан по прототипу испанского реактейбла, реактоскоп является интерактивным музыкальным столом с изображенными разноцветными кнопками, каждая из которых имеет определенную функцию. Именно при помощи данных функций и воспроизводятся треки. Причем они автоматически начинают обрабатываться в режиме реального времени, что позволяет достичь практически идеального звучания. Чтобы играть на реактоскопе особое образование не требуется. Достаточно интуитивного восприятия музыки. Ну и, конечно, подробного изучения функций каждой кнопки (а таких 20). Но это не так и сложно, ведь над каждой из кнопок есть графические подсказки.
2. Лазерная арфа
Лазерная арфа, как и два предыдущих представителя высокотехнологической музыкальной индустрии, не является музыкальным инструментом в его привычном понимании (или, может быть, именно так будут выглядеть музыкальные инструменты будущего). Такая себе футуристическая арфа — это скорее контроллер, чем полноценный инструмент. Вместо струн — лазерные лучи, при перекрывании которых, возникает звук.
Можно подумать, что лазерная арфа — изобретение ХХІ века, но нет — Джефри Роуз изобрел ее еще в 1976 году. Популярность такая арфа обрела благодаря известному музыканту Жану-Мишелю Жарру, включившему ее звучание в песни студийного альбома «Rendez-vous». Кстати, впервые альбом прозвучал на праздновании 25-летия NASA (и конечно, самым ярким объектом выступления стала, конечно же, эффектная лазерная арфа).
1. Катушка Теслы / Зевсафон
Сколько бы не говорили и не предупреждали, людям нравится играть с огнем, пытаясь покорить эту могущественную стихию. Опаснее горящего пламени может казаться только загадочная молния. И вот нашлись энтузиасты, сумевшие не просто покорить это смертельно опасное явление (точнее, уменьшенную искусственно созданную его копию), а еще и заставить его играть музыку!
Кто создал катушку Теслы? Конечно же легендарный Тесла! Но думал ли он, что когда-то кому-то сбредет в голову использовать ее как музыкальный инструмент?
Чистое электричество + плазменный динамик + трансформатор Теслы — вот три составляющие завораживающе опасного и очень эффектного инструмента, именуемого в честь древнегреческого бога-громовержца Зевса. Конечно, игра на зевсафоне не требует прямого контакта музыканта с инструментом (а еще и запрещает!) — трансформатор Теслы можно подсоединить к разным устройствам, инструментам, которыми владеет музыкант. Часто катушку подключают к синтезатору. Вообще, звучание зевсафона — это звучание высокого напряжения (как иногда звучат высоковольтные провода, но громче и мелодичнее), хотя вся фишка здесь не так в звуке, как в шоу и самом факте: «мы заставляет ток играть музыку!».
Источник