Меню

Мы езиды дети солнца

Гоча Пивази: «Езиды — дети солнца и имеют право на жизнь» 567 просмотров

Мало кто знает, кто такие езиды. Однако в Сургуте уже больше одиннадцати лет работает общественная организация этих древнейших жителей Востока, исторической колыбелью которых является Верхняя Месопотамия. О том, как они попали в Россию и какие перипетии им пришлось пройти, чтобы их перестали путать с курдами и признали отдель­ным самостоятельным народом, корреспонденту «СИА-ПРЕСС» рассказал председатель общества езидов, член координационного совета по национальным вопросам при администрации Сургута Гоча Пивази.

— Уверен, что большинство наших читателей впервые слышат о вашем народе.

— Езиды — самостоятельный этнос, так же, как и любой другой. Это один из тех древних народов, который совмест­но с ассирийцами, аккадцами, халдейцами и другими проживал на территории Древней Ассирии. Именно из этой среды выделился народ — солнцепоклонники, получивший название езиды. Российские этнографы за время существования СССР, а затем и РФ твердили, что езиды — это не народ. Много пришлось затратить сил, энергии и времени на то, чтобы собрать соответствующие документы, свидетельства из архивов разных стран. Результатом этих грандиозных трудов стал документ, пришедший из Госкомстата России на мое имя, в котором говорится о том, чтопри Всероссийской переписи населения в 2002 году в переч­не этнических наименованийезиды выделены как самостоятельная национальность со всеми вытекающими отсюда последствиями. А в разделе «Национальный состав РФ» в таблице семь под номером 55 были зафиксированы езиды как один из этносов России. Нас раньше путали с курдами, но мы доказали, что мы от­дельный народ, и теперь у всех ведущих ученых мира нет в этом никаких сомнений.

— Как езиды попали в Россию?

— В результате череды русско­иранских и рус­ско­турецких войн в начале XIX века часть езидов, проживавших в Ванской, Эрзерум­ской и Карсской губерниях Турции, оказались в Российской империи и приняли российское подданство. Наши предки дали присягу русским царям, благодаря чему часть нашего народа сохранилась от геноцида Османской империи. Езиды были поселены в Эребунской губернии (Армения) и Тифлиской губернии (Грузия) Российской империи. Мы 800 лет воевали за возможность быть последователями единобожия. Даже тогда, когда курды под влиянием турков стали мусульманами, мы не изменили себе и сохранили веру.

— Расскажите подробнее о своей религии.

— Езидизм — одна из древнейших религий мира, которой уже больше пяти тысяч лет. Помимо поклонения Богу — Хаде, мы почитаем семь ангелов. Мы видим в Солнце отражение Божьего луча и ему приписываем магическую, всеочищающую силу. Есть утверждение, что мы поклоняемся не Богу, а Солнцу, как язычники. Это все домыслы. Так же, как и то, что мы поклоняемся сатане и вообще являемся мусульманской сектой.
Мы никого не привлекаем к своей вере, не заставляем принимать езидизм, хотя бы потому, что езидом нельзя стать — им можно только родиться. Если мать и отец — езиды, то и ребенок тоже.

— То есть если какой­нибудь человек другой национальности проникнется вашей религией, он не станет езидом?

— Принцип «езидами не становятся, езидами рождаются» ставит езидизм в определенные рамки, за которые нельзя выйти, не потеряв национальную и религиозную принадлежность. Но и войти в эту среду также невозможно. Езидизм не знает случаев, когда эту религию стали бы использовать представители других национальностей. Езидизм — религия компактная и существует только для езидов. И если эта религия дошла до наших дней, значит, она вполне заслужила право на существование.
Сейчас, конечно, XXI век, и мир не стоит на месте. Смешанные браки были и будут, ибо победить любовь не могут даже боги и святые писания. Главное — чтобы брак не распался.

— Вы хорошо знаете о напряженности, которая часто возникает как раз на почве веры, и в те далекие времена, о которых вы говорили, и в нынешние. Как вы к этому относитесь?

— В процессе насильственной исламизации народов севера Междуречья езиды были в первой очереди. В отличие от других, они стояли перед двойной угрозой — их преследовали и за веру, и за национальную принадлежность, ибо для езида его религия и национальность равнозначны и составляют единое целое.
В деле распространения ислама среди малых народов Месопотамии арабы широко пользовались услугами кочевых племен — курдухов, которые уже приняли ислам. Они отличались особой жестокостью в операциях против езидов по обращению их в ислам, по их уничтожению в случае сопротивления.
История знает много фактов геноцида по отношению к езидам. Об этом настойчиво говорят факты антиезидской кампании, специально собранные для доклада по езидизму в ООН. В течение 1761­1767 годов германский инженер Карстен Нибур, неоднократно посещавший езидские поселения, в своей книге о путешествии по северу Ирака описывает, как мусульманское большинство угнетало езидов.
В 1838 году Хафиз­паша напал на езидов Синджара. После долгого сражения массовыми убийствами и жестокими репрессиями против мирного населения он взял область под контроль. Описывая политику мусульманских правителей в езидских районах Османской империи, германский генерал Генрих фон Мольтке с осуждением отмечал, что «после захвата езидских поселений происходили ужасные вещи. Все мужское население уничтожалось. Женщины и дети собирались в кучу для последующей их отправки в рабство лишь из­за того, что они были дьяволопоклонниками, или езидами»…
Езиды тем не менее очень толерантны. Мы даже, когда молимся, говорим: «Пусть Бог даст 72 народам, а потом езидам». Почему? Потому что в течение 12 столетий нас пытались истребить 72 раза. В 1915 году Османская империя учинила такой геноцид, от которого погибло примерно несколько сотен тысяч езидов. Досталось и другим немусульманским народам (армянам, ассирийцам, грекам). Мы знаем, что такое геноцид, поэтому к другим религиям относимся очень толерантно. Мне, как езиду, по канону нельзя заходить в мечеть, но я нарушил это правило, когда чеченцы позвали меня на день траура. Я прожил 43 года и видел мечеть изнутри только по телевизору. Я пошел туда из солидарности. Мы должны уважать и понимать другие народы и их вероисповедания, а что касается того, что я нарушил канон, — мир от этого не перевернется. Бога надо любить в своем сердце.

Читайте также:  Громадное солнце казалось то полумесяцем то серпом то огненным полнолуньем

— Вы сказали, что по канону в мечеть нельзя, а в православную церковь можно?

— Конечно, ведь езиды как раз и признают Господа Бога. Мы заходим в православную церковь, целуем стены, а уже потом ставим свечи и молимся. У нас тоже есть Пасха, мы красим яйца, крестим детей. Есть одно заблуждение — говорят, что мы поклоняемся павлину, а он в свою очередь дьявол. Это не так. Павлин — цар­ская птица, птица роскоши и богатства. Это герб езидов — как у других народов орел, лев, автомат Калашникова. Именно в образе павлина на Землю явился один из семи ангелов, и там, где он сел, появился наш храм.
Езиды носят митраидский крест. Равносторонний крест Митры езиды изображают на вновь приобретенных предметах обихода и домашней утвари. Им украшают свои жилища и места проведения религиозных праздников, особенно древних обрядов. Во время праздника Хидир Илиаса именно этот крест украшает помещение, где сооружены праздничные качели. Равносторонний крест Митры в виде украшений из драгоценных металлов многие езиды носят на шее.

— Какие сложности вы испытываете в сохранении своего языка и культуры?

— Мы воевали восемь сотен лет, наши книги и храмы сжигали. Поэтому священнослужители устно передавали по кусочкам наши священные книги. Это Черная книга и Книга откровения, их сравнивают с Новым и Ветхим Заветом. Также ЮНЕСКО взяла под защиту наш храм, начала сносить пристройки к нему и восстанавливать его первозданный вид.
Курды и езиды не являются одним народом или этносом, так как между ними существуют различия и в религиозном, и в историко­этнографическом, и в территориальном отношении, а также в некоторых аспектах быта. Курды исповедуют традиционный ислам, каждая группа племен курдов говорит на своем диалекте (лури, сорани, гурани, заза и т.д.), а древняя религия езидов формировалась еще в эпоху могущества и падения Ассирии. Что касается языка, то, кроме курманджи, ни один курдский диалект не понятен езидам, что может означать только одно: у двух этносов — курдов и езидов — нет даже общего языка как такового. О причинах появления диалекта курманджи в курдском языке я сказал выше: та часть курдов, которая говорит на езидском языке, известном в лингвистике как диалект курдского языка, — это те езиды, которые насильно были обращены в ислам и присоединены к курдам. Поэтому курды, говорящие на курманджи, имеют полное право сказать, что в прошлом все они были езидами.

— Вы не планируете в будущем построить свой храм?

— Сейчас, когда границы открыты, можно полететь в Ирак и посетить место, где находится храм и живут езиды. Цель нашей организации в другом. Мы хотим, чтобы все знали, что есть такой этнический народ и культура — езиды. Слава богу, Россия признала первой, что мы отдельный самостоятельный народ. Да, мы без Родины и без флага, без государственного образования, но зато добились своих прав и стали полноправными гражданами мира. Что касается повседневной деятельности в Сургуте, то мы постоянно участвуем в фестивале «Соцветие» в Сургуте, печем национальный хлеб, устраиваем фотовыставки, у нас есть большой архив, который мы постоянно пополняем. Сейчас мы собираем экспонаты со всего мира: наши национальные ковры, костюмы и прочее. Все это мы будем реставрировать, а по итогам этой работы выпустим каталог.

— Езидов в Сургуте много?

— Даже один человек имеет право возглавлять и сохранять культуру целого народа.

— Как вас в Сургуте воспринимают другие диаспоры, общественные организации, администрация?

— У нас нет проблем в Сургуте с администрацией города, нет и с председателями общественных организаций. Просто у нас разные уровни — у них стопроцент­ные возможности, а у нас даже одного процента не наберется. У нас нет ничего, даже Родины. Администрация заинтересована работать с общественными организациями, если они представляют граждан республик из состава РФ, потому что они могут, например, позвонить себе домой и пригласить национальные коллективы народных ансамблей. Мы стремимся сохранить свою культуру. Мы имеем на это право.

В Сургутской общественной организации национально­культурного общества езидов состоит больше 300 человек, около 80 человек живут в Сургуте, 37 — в Нефтеюганске, 200 — в Нижневартовске.

В Сургутской общественной организации езидов для реализации культурных задач при обществе создан детский вокальный коллектив «Зозан» (руководитель Нина Авдоян), который дважды принимал участие в фестивале национальных культур «Соцветие» и в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города. При обществе с 2002 года также работает клуб голубеводов «Голуби Югры». Члены организации езидов активно участвуют в общественной жизни Сургута, занимаются проблемами наркомании, оказывают помощь в ремонте школьных помещений, а также в строительстве православного храма Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Биокон солнце крем защитный для чувствительных участков лица spf50 25мл

Источник

Гоча Пивази: «Езиды — дети солнца и имеют право на жизнь»

Мало кто знает, кто такие езиды. Однако в Сургуте уже больше одиннадцати лет работает общественная организация этих древнейших жителей Востока, исторической колыбелью которых является Верхняя Месопотамия. О том, как они попали в Россию и какие перипетии им пришлось пройти, чтобы их перестали путать с курдами и признали отдель­ным самостоятельным народом, корреспонденту «СИА-ПРЕСС» рассказал председатель общества езидов, член координационного совета по национальным вопросам при администрации Сургута Гоча Пивази.

— Уверен, что большинство наших читателей впервые слышат о вашем народе.

— Езиды — самостоятельный этнос, так же, как и любой другой. Это один из тех древних народов, который совмест­но с ассирийцами, аккадцами, халдейцами и другими проживал на территории Древней Ассирии. Именно из этой среды выделился народ — солнцепоклонники, получивший название езиды. Российские этнографы за время существования СССР, а затем и РФ твердили, что езиды — это не народ. Много пришлось затратить сил, энергии и времени на то, чтобы собрать соответствующие документы, свидетельства из архивов разных стран. Результатом этих грандиозных трудов стал документ, пришедший из Госкомстата России на мое имя, в котором говорится о том, чтопри Всероссийской переписи населения в 2002 году в переч­не этнических наименованийезиды выделены как самостоятельная национальность со всеми вытекающими отсюда последствиями. А в разделе «Национальный состав РФ» в таблице семь под номером 55 были зафиксированы езиды как один из этносов России. Нас раньше путали с курдами, но мы доказали, что мы от­дельный народ, и теперь у всех ведущих ученых мира нет в этом никаких сомнений.

— Как езиды попали в Россию?

— В результате череды русско­иранских и рус­ско­турецких войн в начале XIX века часть езидов, проживавших в Ванской, Эрзерум­ской и Карсской губерниях Турции, оказались в Российской империи и приняли российское подданство. Наши предки дали присягу русским царям, благодаря чему часть нашего народа сохранилась от геноцида Османской империи. Езиды были поселены в Эребунской губернии (Армения) и Тифлиской губернии (Грузия) Российской империи. Мы 800 лет воевали за возможность быть последователями единобожия. Даже тогда, когда курды под влиянием турков стали мусульманами, мы не изменили себе и сохранили веру.

— Расскажите подробнее о своей религии.

— Езидизм — одна из древнейших религий мира, которой уже больше пяти тысяч лет. Помимо поклонения Богу — Хаде, мы почитаем семь ангелов. Мы видим в Солнце отражение Божьего луча и ему приписываем магическую, всеочищающую силу. Есть утверждение, что мы поклоняемся не Богу, а Солнцу, как язычники. Это все домыслы. Так же, как и то, что мы поклоняемся сатане и вообще являемся мусульманской сектой.
Мы никого не привлекаем к своей вере, не заставляем принимать езидизм, хотя бы потому, что езидом нельзя стать — им можно только родиться. Если мать и отец — езиды, то и ребенок тоже.

— То есть если какой­нибудь человек другой национальности проникнется вашей религией, он не станет езидом?

— Принцип «езидами не становятся, езидами рождаются» ставит езидизм в определенные рамки, за которые нельзя выйти, не потеряв национальную и религиозную принадлежность. Но и войти в эту среду также невозможно. Езидизм не знает случаев, когда эту религию стали бы использовать представители других национальностей. Езидизм — религия компактная и существует только для езидов. И если эта религия дошла до наших дней, значит, она вполне заслужила право на существование.
Сейчас, конечно, XXI век, и мир не стоит на месте. Смешанные браки были и будут, ибо победить любовь не могут даже боги и святые писания. Главное — чтобы брак не распался.

— Вы хорошо знаете о напряженности, которая часто возникает как раз на почве веры, и в те далекие времена, о которых вы говорили, и в нынешние. Как вы к этому относитесь?

— В процессе насильственной исламизации народов севера Междуречья езиды были в первой очереди. В отличие от других, они стояли перед двойной угрозой — их преследовали и за веру, и за национальную принадлежность, ибо для езида его религия и национальность равнозначны и составляют единое целое.
В деле распространения ислама среди малых народов Месопотамии арабы широко пользовались услугами кочевых племен — курдухов, которые уже приняли ислам. Они отличались особой жестокостью в операциях против езидов по обращению их в ислам, по их уничтожению в случае сопротивления.
История знает много фактов геноцида по отношению к езидам. Об этом настойчиво говорят факты антиезидской кампании, специально собранные для доклада по езидизму в ООН. В течение 1761­1767 годов германский инженер Карстен Нибур, неоднократно посещавший езидские поселения, в своей книге о путешествии по северу Ирака описывает, как мусульманское большинство угнетало езидов.
В 1838 году Хафиз­паша напал на езидов Синджара. После долгого сражения массовыми убийствами и жестокими репрессиями против мирного населения он взял область под контроль. Описывая политику мусульманских правителей в езидских районах Османской империи, германский генерал Генрих фон Мольтке с осуждением отмечал, что «после захвата езидских поселений происходили ужасные вещи. Все мужское население уничтожалось. Женщины и дети собирались в кучу для последующей их отправки в рабство лишь из­за того, что они были дьяволопоклонниками, или езидами»…
Езиды тем не менее очень толерантны. Мы даже, когда молимся, говорим: «Пусть Бог даст 72 народам, а потом езидам». Почему? Потому что в течение 12 столетий нас пытались истребить 72 раза. В 1915 году Османская империя учинила такой геноцид, от которого погибло примерно несколько сотен тысяч езидов. Досталось и другим немусульманским народам (армянам, ассирийцам, грекам). Мы знаем, что такое геноцид, поэтому к другим религиям относимся очень толерантно. Мне, как езиду, по канону нельзя заходить в мечеть, но я нарушил это правило, когда чеченцы позвали меня на день траура. Я прожил 43 года и видел мечеть изнутри только по телевизору. Я пошел туда из солидарности. Мы должны уважать и понимать другие народы и их вероисповедания, а что касается того, что я нарушил канон, — мир от этого не перевернется. Бога надо любить в своем сердце.

Читайте также:  Что произошло этой ночью с солнцем

— Вы сказали, что по канону в мечеть нельзя, а в православную церковь можно?

— Конечно, ведь езиды как раз и признают Господа Бога. Мы заходим в православную церковь, целуем стены, а уже потом ставим свечи и молимся. У нас тоже есть Пасха, мы красим яйца, крестим детей. Есть одно заблуждение — говорят, что мы поклоняемся павлину, а он в свою очередь дьявол. Это не так. Павлин — цар­ская птица, птица роскоши и богатства. Это герб езидов — как у других народов орел, лев, автомат Калашникова. Именно в образе павлина на Землю явился один из семи ангелов, и там, где он сел, появился наш храм.
Езиды носят митраидский крест. Равносторонний крест Митры езиды изображают на вновь приобретенных предметах обихода и домашней утвари. Им украшают свои жилища и места проведения религиозных праздников, особенно древних обрядов. Во время праздника Хидир Илиаса именно этот крест украшает помещение, где сооружены праздничные качели. Равносторонний крест Митры в виде украшений из драгоценных металлов многие езиды носят на шее.

— Какие сложности вы испытываете в сохранении своего языка и культуры?

— Мы воевали восемь сотен лет, наши книги и храмы сжигали. Поэтому священнослужители устно передавали по кусочкам наши священные книги. Это Черная книга и Книга откровения, их сравнивают с Новым и Ветхим Заветом. Также ЮНЕСКО взяла под защиту наш храм, начала сносить пристройки к нему и восстанавливать его первозданный вид.
Курды и езиды не являются одним народом или этносом, так как между ними существуют различия и в религиозном, и в историко­этнографическом, и в территориальном отношении, а также в некоторых аспектах быта. Курды исповедуют традиционный ислам, каждая группа племен курдов говорит на своем диалекте (лури, сорани, гурани, заза и т.д.), а древняя религия езидов формировалась еще в эпоху могущества и падения Ассирии. Что касается языка, то, кроме курманджи, ни один курдский диалект не понятен езидам, что может означать только одно: у двух этносов — курдов и езидов — нет даже общего языка как такового. О причинах появления диалекта курманджи в курдском языке я сказал выше: та часть курдов, которая говорит на езидском языке, известном в лингвистике как диалект курдского языка, — это те езиды, которые насильно были обращены в ислам и присоединены к курдам. Поэтому курды, говорящие на курманджи, имеют полное право сказать, что в прошлом все они были езидами.

— Вы не планируете в будущем построить свой храм?

— Сейчас, когда границы открыты, можно полететь в Ирак и посетить место, где находится храм и живут езиды. Цель нашей организации в другом. Мы хотим, чтобы все знали, что есть такой этнический народ и культура — езиды. Слава богу, Россия признала первой, что мы отдельный самостоятельный народ. Да, мы без Родины и без флага, без государственного образования, но зато добились своих прав и стали полноправными гражданами мира. Что касается повседневной деятельности в Сургуте, то мы постоянно участвуем в фестивале «Соцветие» в Сургуте, печем национальный хлеб, устраиваем фотовыставки, у нас есть большой архив, который мы постоянно пополняем. Сейчас мы собираем экспонаты со всего мира: наши национальные ковры, костюмы и прочее. Все это мы будем реставрировать, а по итогам этой работы выпустим каталог.

— Езидов в Сургуте много?

— Даже один человек имеет право возглавлять и сохранять культуру целого народа.

— Как вас в Сургуте воспринимают другие диаспоры, общественные организации, администрация?

— У нас нет проблем в Сургуте с администрацией города, нет и с председателями общественных организаций. Просто у нас разные уровни — у них стопроцент­ные возможности, а у нас даже одного процента не наберется. У нас нет ничего, даже Родины. Администрация заинтересована работать с общественными организациями, если они представляют граждан республик из состава РФ, потому что они могут, например, позвонить себе домой и пригласить национальные коллективы народных ансамблей. Мы стремимся сохранить свою культуру. Мы имеем на это право.

В Сургутской общественной организации национально­культурного общества езидов состоит больше 300 человек, около 80 человек живут в Сургуте, 37 — в Нефтеюганске, 200 — в Нижневартовске.

В Сургутской общественной организации езидов для реализации культурных задач при обществе создан детский вокальный коллектив «Зозан» (руководитель Нина Авдоян), который дважды принимал участие в фестивале национальных культур «Соцветие» и в мероприятиях, посвященных празднованию Дня города. При обществе с 2002 года также работает клуб голубеводов «Голуби Югры». Члены организации езидов активно участвуют в общественной жизни Сургута, занимаются проблемами наркомании, оказывают помощь в ремонте школьных помещений, а также в строительстве православного храма Пресвятой Богородицы.

Источник

Adblock
detector