Меню

Мы проезжали по равнине которая была выжжена солнцем

ПРАКТИКА 19. ОХ, УЖ ЭТИ ОБОРОТЫ! (часть 1)

Здравствуйте, дорогие ученики!

Заглянули в кабинет на урок? Заходите, не стесняйтесь. Я уверена, что тема сегодняшней лекции каждому будет полезной. Я, когда готовилась к уроку, сама нашла много интересных для себя фактов, а уж ученикам школы и подавно надо посетить этот урок. Знакомиться мы будем сегодня с оборотами. Я, наблюдая за учениками на форуме, поняла, что многие даже и не знают, что это такое. Вернее, может и слышали, но как-то несерьезно к ним относятся. Не уважают, запятыми не выделяют.

Оборотов в русском языке не очень много. Я так насчитала всего три. Сегодня мы с вами рассмотрим причастный и деепричастный обороты, но сначала вспомним кратко, что такое вообще причастие и деепричастие. А это особые формы глаголов. Причастие обладает свойствами глагола и прилагательного, а деепричастие — свойствами глагола и наречия. От глагола они получили в наследство вид (совершенный или несовершенный), переходность, время, а от прилагательного и наречия — свойственным тем признаки. Поэтому многие путают прилагательные и причастия, потому что у них окончания одинаковые. А деепричастие, похоже, многие вообще не узнают и остаются в недоумении, увидев такое слово. Деепричастие, как и наречие, не изменяется. Вот вообще никак. И оканчивается на суффикс.

Я не буду много говорить о причастиях и деепричастиях, потому что урок посвящен оборотам с ними, а приведу лишь таблички с их образованием, чтобы вы могли узнавать эти слова. Образуются они только от глаголов и никак иначе.

Глагол, в зависимости от своего вида, может дать жизнь от 1 до 4-х причастям. В табличку я постаралась свести разные случаи образования.

Глагол Причастие Деепричастие
неопределенная форма переходный
или непереход.
вид действительное страдательное
настоящее время прошедшее время настоящее время прошедшее время
читать (чита-ют) переходный
(что? книгу)
несовершенный
(что делать?)
чита-ющ-ий чита-вш-ий чита-ем-ый чита-нн-ый чита-я
любить (люб-ят) переходный
(что? сказки)
несовершенный
(что делать?)
люб-ящ-ий люби-вш-ий люб-им-ый люб-я
летать (лета-ют)
лететь (лет-ят)
непереходный несовершенный
(что делать?)
лета-ющ-ий
лет-ящ-ий
лета-вш-ий
лете-вш-ий
лета-я
лет-я
бросить переходный
(что? камень)
совершенный
(что сделать?)
броси-вш-ий брош-енн-ый броси-в
броси-вши-сь (от броситься)
подойти непереходный совершенный
(что сделать?)
подошед-ш-ий подойд-я

Обратите внимание: от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени, а от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия, потому что при таких глаголах не может быть предмета, которое является объектом действия.

Деепричастия образуются не от всех глаголов, но на этом останавливаться не будем подробно. Если вы не можете получить благозвучное деепричастие от глагола — значит оно не существует.

Все суффиксы причастий и деепричастий можно увидеть вот в этом свитке.

А вообще, зачем нам нужны эти особые формы глагола? Одна морока с их образованием. В простой разговорной речи они употребляются редко. Хотя причастиями люди всё же пользуются чаще, чем деепричастиями. Ну, наверное, потому, что причастия очень похожи на прилагательные, а прилагательные — это красивые эпитеты. Да и, вообще, как без них в речи? Именно они позволяют расцветить мир всевозможными красками, сделать привлекательным, захватывающим. И, всё же, чаще говорящие предпочитают общаться просто глаголами: сделал то-то, пошел туда-то.
Да, но совсем другое дело, если вы решитесь перенести свои размышления на пергамент, чтобы показать друзьям, или даже написать повествование для большой аудитории читателей. В этом случае сплошные глаголы и нагромождение придаточных предложений в тексте будут признаком бедности вашей речи. Ваше повествование может не произвести на читателей должного эффекта. Магии слова просто не хватит для этого. Вы не сможете написанное оживить в воображении других. А ведь настоящий маг тот, кто умеет магией слова воссоздать другой мир, который легко предстанет перед читающими. Вот только надо уметь это сделать. Умение правильно пользоваться причастиями, деепричастиями и оборотами с ними — это одна из ступенек к познанию магии языка. Давайте попробуем научиться с ними обращаться.

Причастный оборот — это причастие с зависимым словом. Например:
1) Прочитанная книга лежала на столе. — Здесь просто причастие, которое играет роль простого определения.
2) Прочитанная учеником книга лежала на столе. — Здесь перед словом «книга» расположился уже причастный оборот (прочитанная кем? учеником). Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, то он запятыми не отделяется. Получается просто сложное определение.
3) Книга, прочитанная учеником, лежала на столе. — Вот, стоило причастному обороту переместиться на место после определяемого слова, как сразу его необходимо выделить запятыми.

Причастным оборотом можно заменять определительные придаточные предложения, которые начинаются союзами «который», «что» и другие. Вот даже сейчас предыдущее предложение я могу переписать следующим образом: «Причастным оборотом можно заменять определительные придаточные предложения, начинающиеся союзами «который», «что» и другие.» Как видите, таким способом я смогла избежать повторного употребления слова «который».

Деепричастный оборот — это, соответственно, деепричастие с зависимым словом. Деепричастием можно заменять какой-то глагол в предложении, если глаголов много (деепричастие в этом случае будет иметь значение добавочного действия к основному, выраженному глаголом), а деепричастным оборотом — придаточные предложения, например, причины. В отличие от причастия и причастного оборота, деепричастие и деепричастный оборот в предложении всегда выделяются запятыми. Исключение — фразеологизмы, например: сидеть сложа руки.

Это основное, что нужно знать о причастном и деепричастном оборотах. Возможно, есть еще какие-то нюансы постановки знаков препинания, но пока остановимся на этом. И я предлагаю теперь всем записать домашнее задание.

1. Взять из любого произведения отрывок около 2000 знаков. Найти в нем причастия, деепричастия и обороты обоих видов. Выделить их, указать, как они образованы (образование — для причастий и деепричастий). Весь текст вставляете в работу, а все выделения и пояснения делаете прямо по тексту, после соответствующих конструкций. (0-3.5 балла)

2. А теперь я вам предлагаю готовые предложения. В части найти ошибки, часть — переделать с употреблением оборотов. Возможные ошибки прилагаются, чтобы вам было проще ориентироваться в них. (0-3.5 балла)

Читайте также:  Затемнение стекол от солнца
Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.
2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка.
5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.
6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
9. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
10. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба.
2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.
3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти.
4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет.
5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью.
6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.
8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.
9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.

1. Ошибка в употреблении времени причастия.
2. Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо «сын, воспитывающийся отцом» сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что частица -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо «коровы, отправляющиеся на убой» нужно . отправляемые на убой.
3. Ошибочны формы причастий на -ший от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует («сделающий», «вздумающий» и т. п.).
4. Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют («выступление, вызвавшее бы возражения» и т п.).
5 Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом («лежащая книга на столе»).
6. Неправильный порядок слов в предложении с обособленный причастным оборотом.
7. Замена невозможна, потому что в главном предложении имеется соотносительное слово (форма указательного местоимения то).
8. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени.
9. Замена невозможна, если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже (замена возможна, если слово который стоит в именительном или винительном падеже без предлога).
10. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме сослагательного наклонения.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.
2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
3. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
4. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.
5. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.
6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
7. Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко.
8. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.
9. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.
2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело.
3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков.
4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.
5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.
6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами.
7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.
8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики.
9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам; например: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее, например: «Подходя к лесу, мне стало холодно».
4. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, например: «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода».
5. Нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие.
6. Замена невозможна, потому что главное предложение безличное.
7. Замена невозможна, потому что в главном и в придаточном предложениях разные подлежащие.
8. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия.

3. Ну, а теперь немного поработайте творчески и напишите небольшой рассказ или зарисовку, где употребите по 5 причастных и деепричастных оборотов. (0-3 балла)

Дополнительные 2 балла — на мое усмотрение.

Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Источник

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

Материалы для подготовки к ЕГЭ

При выполнении задания этой части выберите один из четырех вариантов ответа.

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?

А2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

А3. В каком предложении вместо слова национальный нужно употребить слово националистический?

1) Иконопись оставила самые многочисленные материальные свидетельства художественного национального гения.

2) Однако исследованием национальной гармоники мало кто занимался вплоть до последних лет.

3) Почему же иные поэты сегодня стыдливо молчат, а иные дали национальному эгоизму и угару взять над собой верх?

4) Условия жизнедеятельности национальных регионов слишком разнообразны, чтобы заковывать их в единые рамки.

А4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) несколько граммов;

3) талантливые инженеры;

А5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приехав в Москву, .

1) мне предстояло продолжить обучение;

2) я поступил в университет;

3) мои намерения состояли в продолжении обучения;

4) меня приняли на первый курс университета.

А6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Он уселся на скамью, стоящую в конце бульвара.

2) Почуяв зверя, собака бросилась бежать по его следу.

3) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

4) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены.

Прочитайте текст и выполните задания А7–А12.

(1) Хороша Волга во время весеннего разлива, когда ее воды соединяются во многих местах с далеким горизонтом. (2) Бескрайняя, как море, затопив окрестные луга, стремительно и быстро катит вешние воды. (3) Правый берег покрыт белой нежной пеленой цветущих яблонь, вишен и черемухи. (4) В кустах на островах заливаются соловьи.

А7. Определите стиль речи.

А8. Сколько в тексте сложных предложений?

А9. В каком случае верно указана грамматическая основа второго (2) предложения?

4) затопив и море катит.

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения.

4) сложное бессоюзное.

А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова покрыт из третьего (3) предложения.

1) Действительное причастие;

2) страдательное причастие;

А12. В каком слове из второго (2) предложения количество букв и звуков одинаковое?

А13. В каком слове -ец не является суффиксом?

1) Огурец;

А14. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

Оглядываясь на пройде(1)ый путь, я вспоминаю дороги Германии, завале(2)ые броше(3)ыми груже(4)ыми повозками.

А15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Д_лекий, расск_зать, пл_стилин;

2) присоед_ниться, запл_тить, похв_ла;

3) д_лина, благосл_вить, доверч_вый;

4) разл_мать, пор_сль, п_спорта.

А16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Пре_положение, о_бежать, на_стройка;

2) бе_граничный, чре_мерный, и_черпать;

3) пр_увеличивать, пр_украсить, пр_неприятный;

4) контр_гра, спорт_нвентарь, по_скать.

А17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется и?

1) Ненавид_шь, завис_мый;

2) бор_шься, движ_мый;

3) послыш_тся, чита_мый;

4) постро_шь, увид_нный.

А18. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква и?

1) А, б, г; 2) А, б, в; 3) в, г; 4) а, в, г.

А19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется и?

Н(1) шороха полночных далей, н(2) песен, что певала мать, мы н(3)когда н(4) понимали.

1) 1, 2; 2) 3; 3) 1, 2, 3; 4) 3, 4.

А20. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1) После работы писатель шел на прогулку по Москве и наблюдал (за)тем, что происходит в городе.

2) Все зависит (от)того, что скажет врач.

3) О человеке нужно судить (по)тому, что он делает для других.

4) (По)этому учение Толстого, его философия имели такое влияние на умы его современников.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Все жаловались на холод() и дождь стучал в окна.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Его лицо (1) обветрившееся (2) утомленное и сосредоточенное (3) кажется (4) старее от бессонной ночи.

1) 1, 4; 2) 2, 3; 3) 3, 4; 4) 1, 2, 3.

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В чаще (1) где ничего не видно (2) направление приходится брать по звуку (3) например (4) по звонку колокольчика.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 3, 4.

А24. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

1) Море вечно и неумолимо шумит и плещет.

2) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни.

3) Нередко в рощах находили или ее брошенный венок или клочок персидской шали или заплаканный платок.

4) Вибрирующие звуки моторов то сливались в одно нависающее грозное гудение то распадались на отдельные пронзительные или рокочущие звуки.

А25. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучать (4) даже и волка останавливают.

1) 1, 2; 2) 2; 3) 1, 3, 4; 4) 1, 2, 3, 4.

А27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала страшно показалось Вакуле (1) когда поднялся он от земли на такую высоту (2) что ничего уже не мог видеть (3) и пролетел под самым месяцем так (4) что (5) если бы не наклонился немного (6) то зацепил бы его шапкою.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2) 1, 2, 4, 6; 3) 2, 5, 6; 4) 1, 2, 3, 4, 6.

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Илья входил на двор с важным видом, человека, который хорошо поработал.

2) Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем.

3) В крайнем доме, которым кончается деревня, горел свет.

4) Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который был так сильно напуган и превратился в его раба.

Прочитайте текст и выполните задания А29–А31; В1–В7.

(1) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. (2) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.
(3) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам. (4) В один из таких отлетов я устроился в избе мельника. (5) Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валяных сапогах, хотя это было летом. (6) Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой. (7) Так он и спал. (8) С первым светом серый комок в валенках зашевелился, как-то крякнул, потянулся, сел, зевнул, перекрестился, встал и пошел прямо в дверь. (9) На крыльце он подошел к рукомойнику – к незатейливой посудине с двумя отверстиями, висевшей на веревочке на краю крыльца.

(10) Я было собрался со стариком заговорить, да не успел – ушел. (11) Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него еще один раз. (12) Я привстал на колени, облокотился на подоконник и открыл окошко. (13) Старик уходил вдаль. (14) Долго смотрел я ему вслед. (15) Фигура его, по мере того как он удалялся, делалась меньше и меньше и наконец исчезла вся. (16) Но в глазах моих она осталась навсегда, живая.

(17) Это был странник. (18) В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. (19) У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. (20) Ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. (21) Отдыхали и спали где попало. (22) Я убежден, что, если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идет, он не ответит. (23) Он над этим не думал. (24) Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. (25) Может быть, они от чего-нибудь бегут. (26) Но если бегут, то, конечно, от тоски – этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

(27) В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России – Варлаам. (28) У него спутана и всклокочена седая борода, на конце расходящаяся двумя штопорами. (29) Одутловатый, малокровный, однако с сизо-красным носом, он непременный посетитель толкучего рынка. (30) Это он ходит там темно-серый, весь поношенный и помятый, в своей стеганой на вате шапке.

(31) Когда Варлаам крестится, он крестит в сердце своем пятно тоски, пятно жизни. (32) Но ничем не стирается оно: ни пляской, ни песней. (34) Не знаю, конечно, нужны ли такие люди, надо ли устроить так, чтобы они стали иными. (34) Не знаю. (35) Одно только я скажу: эти люди – одна из замечательнейших, хотя, может быть, и печальных, красок русской жизни.

А29. В каком предложении говорится об отношении автора к странникам?

1) 6; 2) 18; 3) 35; 4) 8.

А30. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в предложениях 1–9?

3) повествование и рассуждение;

4) повествование и описание.

А31. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 8; 2) 13; 3) 16; 4) 18.

Ответы к заданиям В1–В3 запишите словами.

В1. Из предложения 4 выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

В2. Из предложений 17–22 выпишите причастие.

В3. Из предложения 11 выпишите словосочетание глагол + наречие со связью примыкание.

Ответы к заданиям В3–В7 запишите словами.

В4. Среди предложений 17–26 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 4–9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

В6. Среди предложений 10–20 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 10–26 найдите сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Напишите номера этих предложений.

Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Источник

Adblock
detector