Меню

Мы с бароном танцевали при луне

Любовь Полищук исполняла роль певицы, стоя на табурете. О музыке из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и не только

В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» Любовь Полищук пела песню «Мы с бароном танцевали на Луне!», стоя на табуретке. Подробности о том, как создавалась эта легендарная лента, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Музыка движет

После успеха ленты «Обыкновенное чудо» режиссер Марк Захаров искал подходящее произведение для очередной экранизации. Оно не должно было проигрывать в своем наполнении прежним работам. В тот период в московском Театре Советской армии шел спектакль по пьесе Григория Горина «Самый правдивый», написанной в 1974 году. Роль Мюнхгаузена на сцене исполнял тогда 60-летний Владимир Зельдин. В сюжете у его героя есть взрослый сын и супруга — дама за 40. Захарову понравился спектакль. Он принял решение переработать произведение для фильма, ведь не все театральные ходы и приемы допустимы для кинопроизводства.

Почти вся музыка, которую мы слышим в картине «Тот самый Мюнхгаузен», написана Алексеем Рыбниковым и звучала еще в спектакле. Захаров нашел принцип сочетания изображения и мелодий. Предложил сделать их действующим лицом, создать аранжировки и управлять сюжетом именно с помощью музыки. Смотревшие фильм помнят, как музыкальные мотивы в определенных местах усиливают динамику происходящего, передают кураж, тревогу, иронию и лирическую составляющую отношений барона и его возлюбленной Марты.

Режиссерский сценарий создавали фактически за роялем. Рыбников импровизировал за клавишами, а Захаров, глядя в текст, записывал, где хотел бы музыкальную тему более фонтанирующую, где умеренную. Даже в местах с обилием текста закадровые мелодии всё равно присутствуют. Это не мешает, а помогает восприятию. Там, где барон предается своим фантазиям, рассказывает небывальщину, музыка кажется частью его души, с ней действительно начинаешь верить в его небылицы.

Муза на табурете

Изначально песен для этой картины не задумывали. Но потом режиссер сделал вывод, что кроме отношений внутри семьи барона, его общения с бургомистром должен появиться и внешний антураж города. Например, балаган. Нельзя забывать, что события в произведении происходят в 1779 году. Балаган тогда являлся не просто досужим развлечением. Всё, что в нем пелось, говорилось, походило на сегодняшнюю светскую хронику. Кого-то там высмеивали, а кого-то героизировали. Всё сказанное в нем уходило в народ. Рождались сплетни и легенды. Марк Захаров поставил задачу: в балагане должна звучать песня про Мюнхгаузена, подтверждающая его байки. Слова написал Юрий Энтин, музыку, конечно, Рыбников. Для исполнительницы придумали образ певицы со сценическим псевдонимом Маленькая Берта. Курьез в том, что исполнительница должна была представлять собой даму двух метров ростом и возвышаться над зрителями. Захаров давно симпатизировал Любови Полищук, но никак не мог найти для нее подходящую большую роль, чтобы вписалась в ансамбль. Уж слишком яркой и красивой она была. Поэтому использовал актрису в качестве девушки-мечты. С ней, как с поэтической музой, танцевал Андрей Миронов в роли Остапа Бендера в фильме «12 стульев» (1976). Роль Маленькой Берты в «Мюнхгаузене» режиссер предложил сыграть ей. Любовь стояла на табурете в очень длинном платье, которое его покрывало, и пела:

Юрий Энтин

«Я была прелестней Нефертити, и барон был у меня в плену. Он шепнул: «Со мною не хотите полететь на Луну?» Вы поверите едва ли, это было как во сне, мы с бароном танцевали, танцевали на Луне».

Икорный контрабандист

Алексей Рыбников и Григорий Горин очень хотели, чтобы барона сыграл Андрей Миронов. А режиссер был уверен: это роль Олега Янковского. Но на «Мосфильме» его не сразу утвердили. За ним закрепилось амплуа лирического героя, а тут необходим комедийный талант. Видимо, тогда не все знали, что Олег Иванович разноплановый актер. Была еще одна деталь: ему тогда было всего 35 лет. Откуда же у него взрослый сын, которого сыграл Леонид Ярмольник? Всё же режиссер смог настоять на своем. Композитор и автор пьесы позже не раз благодарили Марка Захарова за то, что он попал в точку с исполнителем главной роли.

Читайте также:  Как вычислить площадь луны

Первоначально на роль Марты пробовались Татьяна Догилева и Ирина Мазуркевич. Но остановились на Елене Кореневой. Захаров не раз подчеркивал, что предпочтение отдавал актерам «Ленкома». Елена как раз из его труппы. А еще она дочь известного кинорежиссера Алексея Коренева, снявшего «Большую перемену» (1972), «По семейным обстоятельствам» (1977).

События в ленте, происходившие среди городских пейзажей, снимали в ГДР в городке Вернигероде. Местечко не пострадало от войны и выглядело как много веков назад. Съемки в интерьерах проходили в Москве. Декорации выстроили на «Мосфильме». Поскольку балаган, где Маленькая Берта выступала с песней, находился как раз не на улице, а в помещении, в ГДР Полищук не попала. Эту неудачу с загранпоездкой двусмысленно высмеяли в финальных куплетах песни: «Все твердят, что я с Луны свалилась, говорят, что просто мне приснилось приключение в лесу».

Возникли сложности с поездкой в ГДР и у Семёна Фарады, сыгравшего главнокомандующего. Причина проста. Актеров Театра на Таганке, где он служил, считали неблагонадежными. Владимира Долинского, утвержденного на роль пастора, тоже не хотели выпускать из страны как судимого. Он несколько лет провел в колонии за валютные операции. На заседание суда по снятию судимости явились общественные поручители: Абдулов, Янковский, Збруев, Чурикова, Ярмольник — и судья растаяла. Но Долинский был неугомонным нарушителем закона! Привез в ГДР несколько трехлитровых банок черной икры на продажу. В общем-то, это контрабанда. Но так сложились обстоятельства, что продать не сумел. Тогда собрал коллег в гостиничном номере, и заслуженные артисты ели икру ложками, запивая сорокоградусной!

Улыбайтесь, господа!

Леонид Броневой, прекрасно игравший на фортепиано, тоже хотел спеть в фильме. Тем более он внес в образ чудаковатость: его персонаж особое внимание уделял прежде всего модным тенденциям в одежде и сам шил на швейной машинке. Какая-то музыкальная композиция звучала бы в унисон его образу. Но этого не случилось. Зато после съемок актер перешел в «Ленком», где проработал до конца своих дней.

Сказать, что в картине отсутствовала песенная поэзия, нельзя. В сцене встречи барона с Мартой в тюрьме они молча смотрят друг на друга, звучат музыка и их закадровый диалог, записанный загодя. Марта предупреждает, что для него придумали страшный эксперимент и хотят убить его. Этот разговор в поэтической интонации мелодичнее любой лирической песни. Чем не белый стих? Не говоря уже о диалоге с Мартой в финале и, конечно, монологе Мюнхгаузена перед подъемом по бесконечной лестнице в небеса. Его помнят все, кому фильм дорог. Правда, в сценарии речь шла о «серьезном лице». Янковский оговорился, сказав «умное лицо», но это ничуть не портит катарсис легендарной картины: «Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врет. Если я обещал, что снова полечу на Луну, я должен это сделать. Я понял, в чем ваша беда: вы слишком серьезны! Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» Чем не поэзия под прекрасную музыку?

Еще материалы рубрики:

Смотрите также:

Источник

Очевидное-невероятное

Я была простушкою пастушкой
Я пасла барашков и овец.
Шел Барон зелёною опушкой
Тот Барон назвал меня подружкой
С ним мечтала под венец.

Я была прелестней Нефертити
И Барон был у меня в плену
Он шепнул:»Со мною не хотите
Полететь на Луну?»

Вы поверите едва ли
Это было, как во сне
Мы с Бароном танцевали,
Мы с Бароном танцевали,
Танцевали на Луне.

Время с тех пор остановилось
И опять барашков я пасу.
Все твердят, что я с Луны свалилась,
Говорят, что просто мне приснилось
Приключение в лесу.

Вы поверите едва ли
Это было, как во сне
Мы с Бароном танцевали,
Мы с Бароном танцевали,
Танцевали на Луне.

Ах, что за женщина жила
У Курского вокзала,
Она и ела, и пила,
И на трубе играла.

Читайте также:  Люди с луны продолжение есть

Ходила голая зимой,
Любила Вальтер Скотта
И открывала головой
Никитские ворота.

Паря меж небом и тюрьмой,
Она в любом контексте
Всегда была собой самой,
Всегда была на месте.

Мы с нею не были близки
И рядом не летали,
Она разбилась на куски
И прочие детали.

А я, я что, я вдаль побрел,
Ушибленный виною,
Её тифозный ореол
Оставив за спиною.

Она лежала на кровати,
Губу от страсти закусив,
А я стоял над ней в халате,
Ошеломительно красив.

Она мою пыталась шею
Руками жадными обнять,
Ей так хотелось быть моею.
И здесь я мог её понять.

Один кюре, слуга усердный Бога,
Известный благочестием своим,
Решил купить французского бульдога.
Откладывая каждый день сантим,

К страстной неделе накопил он сумму,
Которая позволила кюре
Приобрести породистую суку.
Он сколотил ей будку во дворе,

Купил ошейник из мягчайшей кожи
И красоты нездешней поводок.
О, если б знал он, милостивый Боже,
Какую шутку с ним сыграет рок!

Раз в воскресенье, отслуживши мессу,
Узрел кюре, придя к себе домой,
Что тварь, поддавшись наущенью беса,
Кусок стащила мяса. «Боже мой!»

— Вскричал святой отец и в гневе диком,
Забыв когда-то данный им обет,
Весь почернел и с искаженным ликом
Сорвал висящий на стене мушкет.

И грянул выстрел по законам драмы,
А вечером, когда взошла звезда,
Он во дворе киркою вырыл яму
И опустил собачий труп туда.

Смахнув слезу и глянув исподлобья
На дело обагрённых кровью рук,
Соорудил он скромное надгробье
И незабудки посадил вокруг.

Потом кюре передохнул немного
И высек на надгробье долотом:
«Один кюре, слуга усердный Бога. »
А дальше всё, что с ним стряслось потом.

Перевод с русского сперва на французский,
а потом обратно на русский.

Ничего мне так не надо,
Ничего мне так не нужно,
Как гулять с тобой по саду
Органично, ненатужно.

Как забывши, час который
И какое время года,
Наслаждаться дивной флорой,
Достиженьем садовода.

Как, обняв тебя рукою,
Чувств отдаться Ниагаре,
Как упасть с тобой в левкои
В ботаническом угаре.

И волос твоих коснуться,
И, как контур, возбудиться,
И забыться, и уснуться,
И вовек не разбудиться.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2013. Там, за горизонтом где-то.
  • 29.12.2013. Предчувствие Любви
  • 28.12.2013. Мифическая столовая
  • 27.12.2013. Контора пишет!
  • 26.12.2013. Молчи, грусть, молчи!
  • 25.12.2013. Снег кружится, летает, летает.
  • 23.12.2013. Высокие отношения
  • 22.12.2013. Масла с хлебом!
  • 21.12.2013. Заседание продолжается!
  • 19.12.2013. Удивительно, но факт
  • 16.12.2013. Наши люди в Голливуде
  • 14.12.2013. Пишу, пишу. Чего уж боле?
  • 10.12.2013. Вверх по течению
  • 07.12.2013. Нечаянная радость
  • 04.12.2013. Эй, ковбой, что с тобой?
  • 03.12.2013. Очевидное-невероятное
  • 02.12.2013. Опасный возраст, или Рокфеллер со вдовой

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Очевидное-невероятное

Я была простушкою пастушкой
Я пасла барашков и овец.
Шел Барон зелёною опушкой
Тот Барон назвал меня подружкой
С ним мечтала под венец.

Я была прелестней Нефертити
И Барон был у меня в плену
Он шепнул:»Со мною не хотите
Полететь на Луну?»

Вы поверите едва ли
Это было, как во сне
Мы с Бароном танцевали,
Мы с Бароном танцевали,
Танцевали на Луне.

Читайте также:  Это будет супер хит луна

Время с тех пор остановилось
И опять барашков я пасу.
Все твердят, что я с Луны свалилась,
Говорят, что просто мне приснилось
Приключение в лесу.

Вы поверите едва ли
Это было, как во сне
Мы с Бароном танцевали,
Мы с Бароном танцевали,
Танцевали на Луне.

Ах, что за женщина жила
У Курского вокзала,
Она и ела, и пила,
И на трубе играла.

Ходила голая зимой,
Любила Вальтер Скотта
И открывала головой
Никитские ворота.

Паря меж небом и тюрьмой,
Она в любом контексте
Всегда была собой самой,
Всегда была на месте.

Мы с нею не были близки
И рядом не летали,
Она разбилась на куски
И прочие детали.

А я, я что, я вдаль побрел,
Ушибленный виною,
Её тифозный ореол
Оставив за спиною.

Она лежала на кровати,
Губу от страсти закусив,
А я стоял над ней в халате,
Ошеломительно красив.

Она мою пыталась шею
Руками жадными обнять,
Ей так хотелось быть моею.
И здесь я мог её понять.

Один кюре, слуга усердный Бога,
Известный благочестием своим,
Решил купить французского бульдога.
Откладывая каждый день сантим,

К страстной неделе накопил он сумму,
Которая позволила кюре
Приобрести породистую суку.
Он сколотил ей будку во дворе,

Купил ошейник из мягчайшей кожи
И красоты нездешней поводок.
О, если б знал он, милостивый Боже,
Какую шутку с ним сыграет рок!

Раз в воскресенье, отслуживши мессу,
Узрел кюре, придя к себе домой,
Что тварь, поддавшись наущенью беса,
Кусок стащила мяса. «Боже мой!»

— Вскричал святой отец и в гневе диком,
Забыв когда-то данный им обет,
Весь почернел и с искаженным ликом
Сорвал висящий на стене мушкет.

И грянул выстрел по законам драмы,
А вечером, когда взошла звезда,
Он во дворе киркою вырыл яму
И опустил собачий труп туда.

Смахнув слезу и глянув исподлобья
На дело обагрённых кровью рук,
Соорудил он скромное надгробье
И незабудки посадил вокруг.

Потом кюре передохнул немного
И высек на надгробье долотом:
«Один кюре, слуга усердный Бога. »
А дальше всё, что с ним стряслось потом.

Перевод с русского сперва на французский,
а потом обратно на русский.

Ничего мне так не надо,
Ничего мне так не нужно,
Как гулять с тобой по саду
Органично, ненатужно.

Как забывши, час который
И какое время года,
Наслаждаться дивной флорой,
Достиженьем садовода.

Как, обняв тебя рукою,
Чувств отдаться Ниагаре,
Как упасть с тобой в левкои
В ботаническом угаре.

И волос твоих коснуться,
И, как контур, возбудиться,
И забыться, и уснуться,
И вовек не разбудиться.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2013. Там, за горизонтом где-то.
  • 29.12.2013. Предчувствие Любви
  • 28.12.2013. Мифическая столовая
  • 27.12.2013. Контора пишет!
  • 26.12.2013. Молчи, грусть, молчи!
  • 25.12.2013. Снег кружится, летает, летает.
  • 23.12.2013. Высокие отношения
  • 22.12.2013. Масла с хлебом!
  • 21.12.2013. Заседание продолжается!
  • 19.12.2013. Удивительно, но факт
  • 16.12.2013. Наши люди в Голливуде
  • 14.12.2013. Пишу, пишу. Чего уж боле?
  • 10.12.2013. Вверх по течению
  • 07.12.2013. Нечаянная радость
  • 04.12.2013. Эй, ковбой, что с тобой?
  • 03.12.2013. Очевидное-невероятное
  • 02.12.2013. Опасный возраст, или Рокфеллер со вдовой

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Adblock
detector