12 чудес Вселенной, спрятанных в знаках зодиака
Туманность Улитка. Фото: NASA/JPL-Caltech/Univ.of Ariz
Наша родная планета Земля окружена миллиардами мерцающих звезд. Давным-давно древние люди соединили точки из звезд на небе, получив 12 созвездий зодиака. Многие люди до сих пор смотрят на эти созвездия в надежде найти ответ на свои вопросы. Мы не можем обещать, что они их найдут. Но если вы посмотрите достаточно внимательно на любой знак зодиака, вы можете увидеть что-то большое: чудеса Вселенной.
Какие космические объекты скрываются в вашем знаке? Следуйте за звездами, и читайте ниже:
Овен: экзопланета с четырьмя закатами
Художественное представление заката на планете 30 Ari Bb. Фото: Karen Teramura, UH IfA
Овен любит соревнования, и этот газовый гигант 30 Ari Bb, расположенный примерно в 146 световых годах от Земли в созвездии Овна, не исключение. У массивной экзопланеты на небе не одно, не два, а четыре солнца! Это настоящий Татуин.
Как у одной планеты может быть сразу четыре Солнца? Дело в том, что 30 Ari Bb вращается вокруг звезды, которая является частью двойной звездной системой. Кроме того, сама эта двойная система вращается вокруг общего центра масс с другой двойной звездной системой, образуя в совокупности общую систему из четырех звезд. К настоящему моменту астрономы обнаружили только одну четырехкратную звездную систему, подобно этой, что делает 30 Ari Bb крайне редкой экзопланетой…. Не то чтобы это было похоже на соревнования или что-то в этом роде.
Телец: кладбище сверхновых
Крабовидная туманность. Фото: NASA Goddard
К счастью, Телец и Рак обладают настолько общими признаками, что их связь в космосе не вызывает никаких сомнений.
Крабовидная туманность (он же Мессье 1, или M1) является остатком взрыва сверхновой, которому тысячи лет, и расположена она над южным рогом созвездия Тельца. Любящие красоту Тельцы будут рады узнать, что такие взрывы образуют красочное шоу на небе, которое может существовать десятки тысяч лет и более. В настоящий момент газ в M1 расширяется со скоростью около 4,8 млн. км/ч.
Близнецы: великий клоун в небе
Туманность Лицо Клоуна. Фото: NASA, ESA, Andrew Fruchter (STScI), and the ERO team (STScI + ST-ECF)
Близнецы молоды, любопытны и веселы. Добавьте к этому списку что-то «ужасающее и угрожающее», и вы получите довольно удачное описание туманности Лицо Колуна – облака газа, расположенного в направление созвездия Близнецы на расстоянии около 5000 световых лет от Земли.
Также известная как туманность Эскимос, туманность Лицо Колуна — это планетарная туманность (яркое облако ионизированного газа, окружающее умирающую звезду), состоящая из двух огромных концентрических колец. Кольца обрамлены пушистыми нитями, которые растягиваются на световые годы, делая туманность похожей на крошечную голову, завернутую в капюшон парки, или на жуткое нарисованное лицо клоуна. Если хотите, смейтесь (или плачьте), но эти нечеткие струи газа настолько сложны, что ученые пытаются объяснить, почему они существуют (как настоящие клоуны).
Рак: мир алмазов (или лавы)
Художественное представление экзопланеты 55 Cancri E. Фото: NASA/JPL-Caltech
Рака довольно сложно узнать среди людей. Такая же проблема и у астрономов с самой известной экзопланетой созвездия. Расположенная всего в 40 световых годах от Земли, Cancri E примерно в два раза больше нашей планеты и совершает оборот вокруг родительской звезды каждые 18 часов или около того. Это означает, что планета раскалена до тысячи градусов по Фаренгейту. Предыдущие исследователи выдвинули гипотезу, что планета может состоять полностью из алмаза или возможно, иметь поверхность, постоянно изливающуюся лавой.
Лев: сбежавшая звезда
Убегающая звезда CW Leonis. Фото: NASA/JPL-Caltech
Упрямая, как настоящий Лев, эта убегающая звезда в созвездии Льва буквально вырывается в открытое пространство, пытаясь уйти от своих звездных соседей со скоростью 329 000 км/ч. Звезда, названная CW Leonis, расположена на расстоянии около 310 световых лет от Земли и движется так быстро, что вы можете увидеть, как она образует ударную головную волну. Куда ты же убегает эта звезда? Астрономы не знают точно, но предполагают, что CW Leonis движется подобным образом порядка 70 000 лет и пока не собирается останавливаться.
Дева: самая большая шляпа во Вселенной
Мессье 104: Галактика Сомбреро. Фото: NASA/ESA and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA)
Не часто вы видите Деву, которая выступает на сцене….. ну или носит черную шляпу. Представляем вам Мессье 104 или галактику Сомбреро. Эта причудливая галактика представляет собой яркий сгусток звезд, окруженный идеально симметричным кольцом пыли, напоминающим ободок сомбреро. Эта пыль служит огромным питомником для новорожденных звезд, однако в центре галактика спрятался настоящий монстр — черная дыра с массой в 1 миллиард масс Солнца, которая постоянно извергает электромагнитное излучение в космос. Редко можно увидеть, как Дева что-то разбила или пролила и не убрала за собой, но, по крайней мере, этот галактический беспорядок находится на расстоянии 29 миллионов световых лет.
Весы: два миража Земли
Два миража Глизе 581d и 581g. Фото: Copyright Alan Friedman
Две похожие на Землю планеты, вращающиеся вокруг далекой звезды Глизе 581, могут быть пригодными для жизни. Или могут быть всего лишь иллюзиями. Gliese 581 — это красный карлик, расположенный на расстоянии около 20 световых лет от созвездия Весы, и вокруг него может вращаться до шести планет. Две потенциальные планеты Глизе 581d и 581g расположены в обитаемой зоне звезды (или как еще называют зоне Златовласки) – области, где планета не слишком горячая и не слишком холодная, чтобы иметь жидкую воду. Подобные миры довольно редкие, и некоторые астрономы считают, что эта пара планет может вообще не существовать. Согласно одному исследованию от 2014 года, Глизе 581d и 581g могут быть просто миражами, вызванными мерцающими пятнами на поверхности их родительской звезды.
Итак, эти два мира либо невероятно захватывающие, либо крайне разочаровывающие. Давайте разберемся с этим, как Весы, и просто согласимся, что они очень важны.
Скорпион: безостановочная сверхновая
Белый карлик вытягивает вещество из соседней звезды. Фото: NASA Goddard
Страстный и настойчивый Скорпион не разочаровывает в отношениях. Также и звездная система U Scorpii, в которой одна звезда постоянно зажигает соседку.
U Scorpii — это рецидивирующая новая звезда, редкий класс двухзвездной системы, где белый карлик (мертвая звезда) непрерывно вытягивает вещество из соседней звезды, а затем снова взрывается в сверкающем пламени каждые несколько десятилетий. Результатом является постоянное сияние и мерцание в небе, которое легко принять за рождение новой звезды, но на самом деле это просто извращенный танец звездного трупа и его спутника. U Scorpii — бурный роман, освещавший небо как минимум семь раз за последние 150 лет, последний раз в 2010 году.
Стрелец: монстр в центре галактики
Центр галактики Млечный Путь, где расположена черная дыра Стрелец A*. Фото: NASA/JPL-Caltech/ESA/CXC/STScI
Стрельцы имеют тесный круг друзей, и нет более узкого круга, чем черная дыра в центре Млечного Пути, также известная как Стрелец A*. Наша сверхмассивная черная дыра, расположенная глубоко в созвездии Стрельца, напоминает клей, удерживающий галактику вместе. Область вокруг центра галактики наполнена звездами в 1 миллиард раз плотнее, чем наш участок Млечного Пути, где расположена Солнечная система. Все эти звезды вместе с газом и пылью делают Стрельца А * невозможным для наблюдения в видимом диапазоне непосредственно с Земли. Тем не менее, ученые могут видеть пульсирующую структуру, которая поглощает окружающую материю со скоростью, близкой к скорости света. Иногда эта черная дыра буквально давится и испускает гигантские пузыри радиации. Иногда она как будто играет со своей едой и возвращает ее на кухню. Черная дыра Стрелец A* способна притянуть звезды достаточно близко, а затем снова запустить их в открытое пространство. Как и многие Стрельцы, черная дыра Стрелец A* непостоянна и бескомпромиссна — и нам было бы очень грустно без ее компании.
Козерог: три брата, готовые разорвать друг друга
Группа галактик HCG 87. Фото: GMOS-S Commissioning Team
Рассмотрим самую красивую группу галактик Козерога — HCG 87. Скопление из трех гравитационно-связанных галактик выглядит красиво и аккуратно, будто семейный портрет, но астрономы знают, что семейная гармония временна. В течение следующего миллиарда лет три галактики разорвут друг на друга в хаотическом нагромождении, превратив галактическое трио в один гигантский беспорядок звезд.
Водолей: Око Саурона
Туманность Улитка. Фото: NASA/JPL-Caltech/Univ.of Ariz.
Водолеи – довольно наблюдательные личности. Например, хитрый Водолей мог бы взглянуть на эту фотографию туманности Улитка и увидеть огромный, страшный глаз, уставившийся в глубины их душ. (Не расстраивайтесь, если вы этого не видите.)
Туманность Улитка, расположенная на расстоянии 700 световых лет от созвездия Водолей, сравнивают с Оком Саурона. На самом деле это просто мертвая звезда, покрытая пылью, и она приобретает грозную форму глаза благодаря инфракрасному свечению звезды. Это жутко, хотя и не так жутко, как туманность Черепа и Костей, скрывающиеся в созвездие Корма.
Рыбы: идеальный водоворот
Галактика Фантом. Фото: NASA, ESA and the Hubble Heritage (STScI/AURA)-ESA/Hubble Collaboration
Романтичные Рыбы, вероятно, попытаются убедить вас, что вы сделаны из звездной пыли. Это очень хорошо (нет ничего сексуальнее для поклонника астрономии, чем пыль), но для большего понимания предлагаем вам обратить внимание на галактику Фантом или М74, расположенную на расстоянии 32 миллиона в созвездии Рыбы.
Галактика Фантом описана как идеальная спиральная галактика, но на самом деле это просто идеальный вид одной из них. С Земли астрономы могут видеть золотой центр галактики и изящные спиральные рукава, предлагая беспрепятственный взгляд на 100 миллиардов звезд галактики. Это великолепное зрелище . но не так великолепно, как ты. 😉
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
Источник
«Зодиак» — Музыка и космос.
Доброго времени суток, Пикабушники! В этом посте речь пойдёт о советской, ныне латвийской музыкальной группе «Зодиак». Группа была основана в конце 1970-х годов студентами Латвийской государственной консерватории им. Я.Витола на базе кафедры электронных музыкальных инструментов. Её лидером является Янис Лусенс.
Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронную музыку с «космическими» звуками. На Яниса Лусенса повлияли такие музыканты, как Tangerine Dream, Дидье Маруани (Space), Жан-Мишель Жарр, Майк Олдфилд, Вангелис.
Дебютный альбом «Disco Alliance» был выпущен в 1980 году. Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив город Королёв и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.
После успешного выступления в Москве Янису Лусенсу предложили гастроли по СССР, но он отказался, так как для этого пришлось бы бросить учёбу в консерватории, в результате чего его могли призвать в армию.
Записи «Зодиака» разошлись по СССР большими тиражами. По данным фирмы «Мелодия», до 26 августа 1983 года было продано 5 848 980 экземпляров альбома «Disco Alliance» и 1 703 800 экземпляров альбома «Музыка во Вселенной».
Последний номерной альбом «Зодиака» был выпущен в 1988 году и назывался «In memoriam» (пер.с англ — «В память»). Это концептуальный альбом, посвящённый латышской культуре и архитектуре Риги. На нём композитор Лусенс продемонстрировал некоторый уклон в сторону рок-музыки.
Фрагменты из композиций с альбома «Музыка во Вселенной» используются как музыкальные заставки в научно-популярной программе «Поиск» на Радио России.
«Disco Alliance» (1980).
Первый тираж пластинок выходил на Московском опытном заводе «Грамзапись» в промо-конверте:
Затем вышел привычный всем конверт.
«Музыка во Вселенной» (1982).
На рижском заводе выпускали конверт с зеркально измененным рисунком:
А такой вариант использовался на остальных заводах:
«Музыка из кинофильмов» — Музыка Виктора Власова из к\ф «Экипаж машины боевой» и «Женские радости и печали» (1985). По словам лидера группы Яниса Лусенса, этот альбом не имеет к группе никакого отношения.
«In memoriam» (1988).
Последний альбом выпущенный в СССР.
Первый состав группы:
Андрис Рейнис (ударные), Зане Грива (фортепиано, вокал) ,Янис Лусенс (синтезатор), Айнарс Ашманис (бас-гитара), Андрис Силис (гитара).
Участники последующих составов группы:
Майя Лусена (вокал), Зигфрид Муктупавелс (скрипка, вокал), Айварс Гудрайс (гитара), Иварс Пилька (бас-гитара), Дзинтарс Сагенс (гитара).
В 1990-е годы ансамбль прекратил существование, но в 2010-х годах снова начал выступать, исполняя старый материал.
Благодарю за внимание!
Дубликаты не найдены
у нас была такая пластиночка с такой же обожебложечкой с роботиками и рыбкой! заслушивал до дыр.
А на меня в детстве эти роботики жуть нагоняли) А музыка очень нравилась)
у меня вот альбомы на виниле
Ох пёрли они меня в детстве. А потом их мелодию нагло спёрли ППК и сделали ширпотребный тынцдынц=(
А меня и сейчас прёт.
Зато через ППК я нашёл оригинал. Музыку-то я слышал, но кто исполнял не знал.
Помню напоролся на их музыку в американском порнофильме Savage Fury.
Спэйс потом переименовался в ПФТ — Париж Франция транзит.
до сих пор интересная музыка. можно сказать — классика этого направления.
«Планета бурь» — одиссея Павла Клушанцева
С момента выхода на советские киноэкраны фантастического фильма «Планета бурь» минуло более полувека — для жанра более чем почтенный срок. Венерианское приключение Павла Клушанцева появилось за семь лет до «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и за восемь до оскароносного «Marooned» — родоначальника космических фильмов-катастроф. Прорывные для СССР специальные эффекты и всеобъемлющая эстетика советской фантастики сделали «Планету бурь» одним из важнейших фильмов о покорении космоса, не только в отечественной, но и в мировой кинематографии.
Три корабля советской космической программы, «Капелла», «Сириус» и «Вега» направляются к Венере. На их борту советские космонавты — романтичные и бесстрашные покорители космоса, а также американский астронавт и американский же человекоподобный робот — прагматичные и циничные, но также вдохновленные открытыми перед ними просторами. Позади длительный полет. Они уже выходят на орбиту, когда «Капелла» погибает, столкнувшись с метеоритом. План экспедиции оказывается сорван, но экипажи, не смотря ни на что, принимают решение о приземлении на Венеру — планету, о которой им почти ничего неизвестно.
«Планета бурь» поделила советский кинокосмос на «до» и «после». До ленты Клушанцева космическое пространство неотделимо от земных страстей. «Аэлита» переносит на Марс совершенно советскую тему борьбы с классовом угнетением. «Космический рейс» 1935-го года — утопический пейзаж коммунистического будущего, где Луна представляется лишь еще одной победой технического прогресса.
Космос после «Планеты бурь» — новый фронтир, неизведанная территория, полная неизученных опасностей и вопросов. Недаром большую часть фильма занимают диалоги, формирующие подлинную космическую философию. Открытие новых миров и сопряженные с этим человеческие рефлексии станут для советской фантастики эталоном, и уже в новом формате со зрителем заговорят «Солярис», «Кин-Дза-Дза» и «Через тернии к звездам».
Режиссер «Планеты бурь» Павел Клушанцев не планировал карьеры в кинематографе — с детства его более всего увлекала литературная деятельность. Но революционный семнадцатый год поставил крест на его перспективах — советская власть с неприкрытым подозрением смотрела на дворянское происхождение. Семейство Клушанцевых оказалось в тяжелом положении, и будущий режиссер был вынужден отказаться от мечты. Построив токарный станок, Клушанцев занялся изготовлением и ремонтом мебели, производством макетов и чертежей для институтов. Приобретенный в школьные годы навык определил его будущую судьбу: Клушанцев поступил в Ленинградский фото-кинотехникум (как часто случается — потому что он был ближе всего к дому), а оттуда по распределению был направлен оператором сначала в Минск, а потом на Ленфильм, где работал в том числе во время блокады.
Молодой Павел Клушанцев, пока что только оператор. За долгую жизнь он примерит роли инженера, писателя, режиссера и даже генерального конструктора.
К моменту окончания войны Клушанцев сформировал принципиально новый подход к теории кино, позже примененный им на «Леннаучфильме»: его руке принадлежат десятки новейших кинематографических приемов, в том числе — новые подходы к перспективному приему комбинированной съемки. В Советском Союзе он долгое время оставался ведущим специалистом по спецэффектам. Реализовать весь свой багаж удалось на студии научно-популярных фильмов, где вышли его документальные и документально-игровые фильмы: «Метеориты» «Луна» и «Марс». «Планета бурь» разительно отличается от прочих его работ, ведь Венера не только центр притяжения человеческой мысли, но и поле драматической истории. Космонавты Клушанцева борются с опасностями планеты, одиночеством и конфликтами внутри коллектива — они точно не те космонавты из прошлого, заряженные идеями партии и извечным восхищением. Поэтому они способны на человеческие проступки: ослушиваются приказов, а в трудную минуту могут и смалодушничать. Даже робот (раньше чем HAL9000) обретает некое подобие свободной воли. В «Планете бурь» состоялось главная в кинофантастике удача: слияние литературного сценария и кинематографических технологий — такого мог добиться только физик с душой лирика. К счастью, Павел Клушанцев был именно таким.
Рождение венерианской Аэлиты
Предтече «Планеты бурь», первый в своем роде документально-игровой фильм «Дорога к звездам» был поставлен Клушанцевым в 57-ом году. Космическая эра еще не наступила, не полетел Спутник и потому многое из показанного в фильме не имело под собой реальных прототипов. Сам режиссер вспоминал, что ему пришлось лично спроектировать ракету для космического полета, основываясь на трудах Константина Циолковского. Комиссия не утвердила его проект, так как ракета в фильме во много походила на тогда засекреченную Р-7 Сергея Королева.
После успеха «Дороги к звездам» Клушанцев пошел на авантюрный шаг: создание фильма, который совместит в себе фантастический сюжет и последние открытия в космонавтике. За основу новой ленты была взята повесть Александра Казанцева «Внуки Марса» — именно из нее в «Планету бурь» переместилась буйная флора и фауна, морально-этические дилеммы и мистический флёр. Однако первоначальный сценарий, подготовленный Казанцевым и сценаристом Витухновским, не удовлетворил режиссера. Производство «Планеты бурь» могло так и не начаться, если бы Клушанцев не смог убедить автора оригинальной повести немного изменить сюжет.
Впервые в отечественном кино был с таким размахом применен метод комбинированной съемки. Космические корабли в космосе, птеродактили и бронтозавры, переход группы космонавтов через глубокое ущелье — все это, казавшееся в шестидесятые вершиной реалистичности, было создано уже на монтажном столе при помощи новейших технологий, разработанных группой Клушанцева.
Переход через ущелье — прекрасный пример советской комбинированной съемки.
Вот робот Джон — классический образ человекоподобной машины. В некоторых сценах его роль исполняет человек, облаченный в металлический костюм — много лет спустя Джордж Лукас подобным образом снимет дроидов R2-D2 и C-3PO. Но для некоторых сцен инженерным цехом Леннаучфильма был разработан «беспилотный» вариант Джона, приводимый в движение шарнирами. Опять же, в советской киноиндустрии подобного до Клушанцева еще никто не делал.
Робот Джон — почти одно лицо со своим американским коллегой — культовым роботом Робби. Но Джон гораздо свободолюбивее.
Преодолев производственный ад, «Планета бурь» столкнулась с последней препоной. Непосредственно перед широким прокатом разгорелся конфликт с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой: поводом не пропустить фильм на экраны стала сцена с женщиной-космонавтом, оставленной своими товарищами на орбите Венеры. Советский космонавт не может себе позволить терять самообладание, — считала Фурцева, но сценаристу и режиссеру все-таки удалось убедить ее в необходимости эмоциональной сцены. Зеленый свет «Планете бурь» дали, но с запозданием. Лента вышла в кинотеатрах ровно через год и два дня после полета Юрия Гагарина, и конечно же была обречена на успех.
Права на прокат «Планеты бурь» были приобретены двадцатью восемью странами, в том числе и США. Американским обладателем ленты стал знаменитый режиссер Роджер Корман, прославившийся на родине как «Король фильмов категории Б». Будучи главным поставщиком низкобюджетных кинокартин на американском рынке он был широко известен способностью снимать кино в кратчайшие сроки и с мизерным бюджетом. В шестидесятых годах с Корманом сотрудничали многие талантливые кинематографисты, такие Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе.
Одним из секретов его успеха стала хитроумная схема: режиссер выкупал копии фильмов из стран социалистического блока и «адаптировал» их под американского зрителя. На монтажном столе фильмы преобразовывались: им меняли фабулу, ретушировали детали и даже переименовывали актеров. На выходе получались ленты, которые де юре становились американскими, хотя в них был вложен минимум усилий.
Сегодня такой подход к прокату фильмов может вызвать недоумение, но в шестидесятых Роджер Корман действовал строго в рамках закона. Он честно выкупал фильмы у официальных представителей (часто — за смешные деньги), и потом их видоизменял. В этом ему помогала Конвенция об авторском праве — вернее тот факт, что страны Варшавского договора, включая СССР, отказались ее подписывать. Советский Союз таким образом безнаказанно заимствовал иностранные технологии (каноничный пример с игрой «Ну, погоди!», нелицензированной копией приставки Nintendo Game&Watch), а Корман наоборот — заимствовал советские киноленты и выдавал их за свои.
В 1965-ом году «Планету бурь» впервые показали в американских кинотеатрах под названием «Путешествие на доисторическую планету». Любые упоминания СССР были убраны, некоторые сцены заменили отснятыми уже в американских павильонах. Кардинально изменились диалоги: оригинальные, не лишенные глубины, рассуждения о роли человека во Вселенной были изрядно упрощены. Общий настрой картины изменился с научно-фантастического на приключенческий.
Иронично, но из «Планеты бурь» получился отличный фильм «категории Б» — американский зритель успешно окупил затраты киностудии Кормана, и тот решился на смелый шаг: еще раз перевыпустить «Планету бурь», вновь изменив в ней сюжет и досняв еще больше оригинального материала. Режиссером нового проекта был нанят еще неизвестный массовому зрителю Питер Богданович («Последний киносеанс»). Спустя три года фильм вышел в прокат под названием «Путешествие на планету доисторических женщин».
Американская ревизия «Планеты бурь» пришлась зрителю по вкусу. Почему — в объяснении не нуждается.
Роджеру Корману удалось невозможное. Он не только дважды продал публике один и тот же фильм с незначительными переделками, но и смог с минимальными затратами превратить научно-фантастическую историю в вульгарный боевик для автомобильных кинотеатров. Когда же массовому зрителю открылась подлинная история «Планеты бурь», это не привело компанию Кормана к краху — наоборот, он приобрел популярность, сравнимую с Эдом Вудом. Адаптации «Планеты бурь» вошли в историю как хрестоматийные примеры казусов кинопроизводства, а предприимчивый Корман стал почти культовой фигурой в кинобизнесе.
Не стоит забывать: если бы не было его хитрых уловок, работа Павла Клушанцева осталась всего лишь очередным советским фильмом с сомнительными перспективами для общемирового зрителя.
Мифы «Планеты бурь»
Чем сильнее мы отдаляемся от премьеры, тем больше вокруг «Планеты бурь» домыслов — молва давно записала картину Клушанцева в предтече всей современной кинофантастики. В чем-то, несомненно, она права, но чаще наивно сотворяет мифы.
В этом году, в связи с пятидесятилетием «Космической одиссеи 2001», к фильму вновь приковано внимание отечественных синемафилов. «Планета бурь», не в последнюю очередь благодаря экзотичной американской судьбе, часто становится предметом конспирологических споров. Говорят, что именно фильм Клушанцева вдохновил Кубрика на съемки «Одиссеи», что Джордж Лукас лично признавал советского режиссера «крестным отцом Звездных войн». Даже в знаменитой сцене из «Звездного пути», где капитан Кирк неспешно сражается с рептилоидом, энтузиастами замечены неприкрытые уши советской киноленты. К сожалению, ни одна из этих легенд так и не была подтверждена документально.
Джеймс Нэрмор, автор подробнейшей биографии Стэнли Кубрика даже мимоходом не упоминает «Планету бурь» (другие скажут — стыдливо замалчивает). Джордж Лукас, и правда бывавший в СССР в период Перестройки, возможно, хотел встретиться с Клушанцевым, но никто из участников событий так и не подтвердил этого напрямую. В конце концов, и мнение о техническом великолепии «Планеты бурь» тоже несколько приукрашено — спецэффекты Леннаучфильма были на высоте, но точно не выше голливудских аналогов: «Войны миров» или «Места назначения — Луны». Талант инженеров Леннаучфильма не подлежит сомнению, но производственная база и бюджет маленькой киностудии физически не могли обогнать американскую многомиллионную индустрию. И что же, неужели великолепие и важность советского фильма целиком и полностью сотворены фанатским сообществом, бесконечно желающим найти в «Планете бурь» очередную «родину слонов»?
Разве что — наивно радикализировано. Показательная история произошла в двухтысячном году, через год после смерти Павла Клушанцева. Вышедший в Штатах космический триллер «Красная планета» получил крайне низкие оценки кинокритиков — многие из них заметили очевидные заимствования из «Планеты бурь». Значит, американские адаптации точно не прошли бесследно. К тому же, в череде легенд и домыслов есть и подтвержденная история. В девяностом году к Павлу Клушанцеву в Ленинград приезжал Роберт Скотак — один из главных голливудских специалистов по спецэффектам, ответственный за такие проекты как «Побег из Нью-Йорка», «Чужие» и «Титаник». Позже подробная расшифровка их беседы была опубликована на Западе.
Неизвестно, передавал ли Клушанцев какие-то личные секреты своему американскому коллеге, но в 91-ом выходит «Терминатор 2», в котором Скотак отвечает за визуальные эффекты. И это уж точно — вполне осмысленный кивок в сторону советского режиссера. Стоит только поменять потрепанного киборга Шварцнеггера на цельнометаллического Джона, и культовая сцена (должно быть — самая культовая для фантастических девяностых) сразу ощущается иначе. Это чистокровный знак признательности современного Голливуда малоизвестному на родине режиссеру, который по счастливому стечению обстоятельств не только изменил лицо советского кино, но и воспитал новое поколение западных специалистов — тех, кто еще в молодости смотрел его фильмы и даже не подозревал, что они создавались во враждебной и чуждой им стране, на второплановой утилитарной киностудии.
Робот Джон медленно погружается в лаву. Будь он в сознании — обязательно показал бы в камеру большой палец.
Скотак, может быть, не Лукас и тем более не Кубрик — личность не столь обласканная массовым зрителем. Но он — один из виднейших бойцов невидимого конофронта Голливуда. А его жест, обращенный к «Планете бурь», без сомнений, огромное признание и легитимная рекоммендация. Значит, «Планета бурь» действительно перевернула комическую фантастику с ног на голову, породив решения и приемы, которые уже при нашей жизни стали классикой. И Павел Клушанцев, и его многочисленные работы, заслуживают мифотфорчества ровно в той же степени, в которой заслуживает их «Космическая одиссея», неотрывная от контекста высадки на Луну. Ведь легенда порождает интерес, а «Планета бурь» нуждается в том, чтобы ее помнили. В конце концов, может уже завтра одна из многочисленных баек о ней возьмет да и перерастет в задокументированную правду.
Космос в картинах советских художников
У нас под рукой есть очень много предметов, достижений техники и просто возможностей, которых не было у наших ровесников 60 лет назад. Но кое-чего, что было у них, у нас нет — всеобщая одержимость (в хорошем смысле) идеей освоения космоса. У нас нет машины времени или какой-то специализированной аппаратуры по передаче чувств, чтобы перенести вас в то время, но вот смелые идеи с картин художников того времени до наших дней дошли.
А.Соколов «На Луне. Грузы прибыли»
А. Леонов, А. Соколов — «Поехали!»
В. Одайник. «Земляне»
В. Василенко. «Юрий Гагарин»
А. Чебаков. «Космос»
В. Джанибеков. ««Салют-7». Полночь»
А. Леонов, А. Соколов. «Люди грядущей планеты.»
А. Леонов, А. Соколов. «Люди грядущей планеты.»
А. Леонов, А. Соколов. «Люди грядущей планеты.»
Ю. Королев. «Космические братья»
А. Веселов. «Открытый космос»
М. Борисов. «Мы мирные люди»
К. Муллашев. Юность. «Земля и время. Казахстан»
А.Леонов, А.Соколов ««Восток» направляется на старт.»
А.Соколов «Впервые на Луне.»
А.Соколов «Восход рукотворной звезды — первый спутник вышел на орбиту»
А.Соколов ««Восток» вышел на орбиту»
А.Леонов «Выход в открытый космос»
А.Соколов «Над устьем Дуная»
А.Соколов «Строительство Лунограда»
А.Соколов «Орбитальный комплекс над Черным морем»
А.Соколов ««Луна-9» на Луне»
Юрий Гагарин в ГДР, визит 1963 года. Уникальные кадры встречи на аэродроме
Фотограф и коллекционер Владимир Савченко нашёл на блошином рынке уникальную любительскую кинопленку, а московская студия её оцифровала и отреставрировала.
Оказалось, что на ней записан визит Юрия Гагарина в ГДР 1963 года. Хроника действительно редкая; найти что-то подобное в свободном доступе не удалось.
Плакат «Взлет нашей славы дерзновенной. »
Художник В.М.Брискин. 1961г. вектор AI + EPS (скачать)
Первая полностью многоразовая ракета в мире! Как советские инженеры за 30 лет до Илона Маска придумали революционную разработку
Автор: Сергей Калядин.
Привет котаны! Сегодня я вам расскажу о проекте ракеты-носителя, который должен был перевернуть всю тогдашнюю космонавтику с ног на голову.
После закрытия лунной ракеты Н-1 в 1976 году советское руководство приняло решение создать новую сверхтяжелую ракету. В первую очередь, её задачей был вывод отечественного челнока на орбиту. Другие же задачи подразумевали её использование в качестве строителя орбитальных станций и носителя для пилотируемых полётов на Марс и Луну. Всё это планировалось осуществить благодаря грузоподъемности в 100 тонн на земную орбиту. Сказано — сделано. За 11 лет спокойной разработки каждая часть сверхтяжелой ракеты была несколько раз испытана на Земле.
Это и предопределило успех советских конструкторов. Первый полёт Энергия совершила 15 мая 1987 с макетом военной станции. Второй запуск произошел 15 ноября 1988, тогда был выведен в свой первый и последний полёт корабль Буран.
Теперь поговорим о конструкции Энергии.
Ракета была выполнена по двухступенчатой схеме. Центральный блок использовал 4 двигателя РД-0120 (наш ответ двигателям шаттла). Эта ступень и осуществляла вывод нагрузки на запланированную орбиту.
Вокруг неё размещалось 4 ускорителя. Они являлись модификацией отдельной ракеты Зенит-2, точнее, её первой ступенью. Она является обладателем самого мощного ракетного двигателя в истории — РД-171. За счёт этого носитель может выводить до 15 тонн полезной нагрузки на орбиту планеты (как многоразовый Falcon 9). Уникальная особенность РД-171 заключалась в многоразовом применении — они имели возможность использоваться до 10 раз. Именно поэтому ускорители были оборудованы отсеками, куда должны были загружаться парашюты для мягкого спуска ступеней на Землю. Принцип возврата проходил по аналогии с заокеанским коллегой — ускорителями Space Shuttle. После разделения с центральным блоком бустер разворачивал свои парашюты и на них опускался в степи Казахстана.
В итоге СССР построил прекрасную сверхтяжелую ракету, которая в своей базовой конфигурации превосходила по характеристикам всех конкурентов (которых ещё даже в проекте не было). Ещё одним её преимуществом был огромный потенциал для модификаций, об одной из них я сейчас и расскажу.
Энергия-2 была революционной разработкой. Она предполагала полную многоразовость всей ракеты, от ускорителей, до обтекателя. Начнем с ускорителей. Это те же вышеупомянутые первые ступени Зенита, но с крыльями, которые позволяли осуществлять посадку «по самолетному», т.е. на аэродром. Как это работало? После отделения от центрального блока, боковая ступень начинала движение вниз с высоты 75 км. На 15 км происходило раскрытие крыльев, и изделие продолжало свой полёт. Непосредственно перед посадкой происходил выпуск шасси и после шло касание.
Далее у нас идёт центральный блок, который менялся до неузнаваемости. Для возврата на аэродром планировалось добавить крыло, вертикальное оперение, шасси и аппаратуру управления авиационными средствами посадки. Чтобы спуститься с орбиты, добрую половину ракеты пришлось бы покрыть термозащитой, как это реализовано у детища SpaceX — ракеты Starship. Несмотря на кажущуюся громоздкость, аэродинамическое качество (как хорошо аппарат планирует) Урагана было не хуже, чем у Бурана (на гиперзвуковых скоростях 1,6 против 1,3 у челнока и 5,0 против 5,6, на дозвуке). А агрегаты для обслуживания того монстра на Земле уже были — это инфраструктура имени Бурана. Она вполне себе отвечала требованиям нового ракетоплана, а боковые ускорители могли спокойно приземляться на обычный военный аэродром. Вы скажете, всё это конечно замечательно, но что по экономическим характеристикам?
Очевидно, многоразовая схема не может выводить такую же полезную нагрузку, как и одноразовая. Так, Ураган мог выводить лишь 40 тонн полезной нагрузки, по сравнению со 100 тоннами, которые тянула Энергия. Но очевидно и другое — такая система экономила огромные деньги. Ведь, согласитесь, при запуске одноразовой ракеты такого масштаба мы выбрасываем дорогущие двигатели, множество сложнейших бортовых систем и годы человеко-часов. Гораздо грамотнее потратиться на систему, которая будет работать не один раз, а с десяток. Так рассуждали как советские, так и американские инженеры. Если первым не хватило страны, то у вторых рентабельную многоразовость получилось реализовать в ракетах Falcon.
Возможности Урагана полностью удовлетворяли потребности советского космоса на тот момент, да и, думаю, сейчас такой мощности хватало бы за глаза. Касательно аналогов по грузоподъемности — на ум приходит современная Ангара-А5В, которая ещё даже не летала. Ну и, конечно, Falcon Heavy, которая при возвращении двух ускорителей может вытянуть на орбиту до 40 тонн. Стоимость одного килограмма полезной нагрузки составила бы 572-782 советских рублей. Это немного, учитывая, что у Шаттла этот показатель выше более чем на порядок.
Видя все эти преимущества, мы понимаем, что Энергия-2 была безусловно перспективной разработкой. Множество министерств и комиссий также стояли на стороне проектантов, но здесь сыграл фактор времени. Пока наработки получали одобрение в одной комиссии за другой, страна продолжала сыпаться, как и её союзный бюджет. Финансирование получено не было, но разработки продолжали вестись в инициативном порядке в надежде на выправление экономической ситуации в недалеком будущем. Но после окончательного развала СССР вся ракетно-промышленная отрасль сколлапсировала, забрав с собой Энергию и все её потенциальные модификации. Так и закончилась история первого полностью многоразового носителя.
Автор: Сергей Калядин.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Когда космос был гордостью
Перьевая ручка «ракета», 1959 год
Детские книги о космосе
«Москва-Кассиопея»/«Отроки во Вселенной» (1973-1974)
«Планета бурь» (1961)
«Большое космическое путешествие» (1975)
Виниловая ностальгия
Возможно, сейчас я делаю никому не нужное дело, но лучше проверить: а вдруг кому-нибудь приятно пощекочу ностальгический нерв.
Итак, обнаружен чемодан, в котором залежались пластинки, вгонявшие меня в трепет в раннем детстве. Умели все же порой нагнетать саспенс в детских сказках.
2. Волшебник Изумрудного Города.
3. Та-та-ра-та-рам та-ра-там.
4. «Эй ты, не дрова везешь..»
5. Первое правило Кузькиного клуба: никому не говорить про Кузю.
6. Хоттааааабыч, Хоттаааабыч.
7. АленькЫй цветочек. Рассуждая о странном желании дочки, пришел к выводу о том, что она просила привезти мак. Это объясняет и странное, но навязчивое желание, и подозрительное существо, потерявшее всякий человеческий облик, что этот цветок охраняло.
8. Лучшие песни детства.
9. Ну, кто помнит Музыкальный магазинчик, тот его не забудет. О том, как клиент разрушает бизнес.
10. По мелочи. «И на третью ночь прискакал ко двору всадник. » Бррррр.
Пять коротких статей, позволяющих лучше понять астрономию
Иногда статьи о космосе оставляют больше вопросов, чем ответов. Чтобы вы не потерялись в обилии научных терминов, мы с помощью небольших связанных между собою статей познакомим вас с некоторыми астрономическими понятиями.
Сколько планет в Солнечной системе?
Представление о том, что такое планета и сколько их в Солнечной системе, менялось на протяжении веков. Древние астрономы не имели телескопов, и единственной ключевой характеристикой, помогающей отличить планеты от других небесных тел, было то, что они перемещались по небу относительно других звезд. Для них существовали звезды неподвижные и звезды-странники – планеты. Иногда к планетам относили и Солнце с Луной. Само слово «планета», которое в переводе с древнегреческого означает «странствующая», «блуждающая», это позволяло.
Геоцентрическая система мира предполагала, что в центре мироздания находится неподвижная Земля, а Солнце, Луна и планеты обращаются вокруг нее. Но Коперник поместил в центр мира Солнце. После чего оказалось, что, Земля, как и другие планеты, тоже вращается вокруг него. А раз так, то и Земля стала считаться планетой, ведь она больше не была неподвижной, а двигалась по кругу вокруг Солнца.
После окончательного утверждения гелиоцентрической системы Коперника, Луна осталась единственным спутником, вращающимся вокруг нашей планеты. Но в 1610 году были открыты Галилеевы спутники Юпитера. А после обнаружили спутники и у Сатурна. Поначалу для обозначения спутников планет применялись множество разных терминов: их называли лунами, звездами, вторичными планетами, а также просто планетами. Но со временем термин «спутник» все же вытеснил все остальные.
Количество планет стало снова расти к середине 19 века. Статус планеты присваивался любому обращающемуся по орбите вокруг Солнца объекту, за исключением комет. Список планет пополнился за счет Цереры, Паллады, Весты и Юноны. А к этому времени в дополнение к планетам, известным с античных времен, добавился еще и Уран. А в 1846 году – Нептун. Так как Церера и подобные ей объекты были малы в сравнении с ранее известными планетами и находились в одном районе Солнечной системы, впоследствии названном поясом астероидов, их решили выделить в одну отдельную группу и назвали астероидами.
Рост числа планет прекратился с открытием в 1930 году Плутона. Он стал 9 планетой Солнечной системы. Именно в таком виде она была привычна всем нам. Но к концу прошлого века возможности астрономии возросли. И мы оказались на пороге открытия новых планет за орбитой Плутона. Но роста количества планет не произошло. Астрономическое сообщество, оказавшись перед дилеммой присваивать новым открытым небесным телам статус планеты или лишить такого статуса Плутон, выбрало последнее. В общих чертах повторилась ситуация 19 века. Для вновь открытых тел (на сегодня это Эрида, Хаумеа, Макемаке) и для открытых ранее Плутона и Цереры была введена новая категория – карликовые планеты. Таким образом, на сегодня планет в солнечной системе восемь, карликовых планет пять. Среди восьми «больших» планет четыре – Меркурий, Венера, Земля и Марс – называются планетами земной группы, а Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – планетами-гигантами. Последние еще называют газовыми гигантами, два из которых – Уран и Нептун – выделяют в подкласс ледяных гигантов.
Объектов, называемых малыми планетами (есть и такое неофициальное понятие), несколько тысяч. Каталог малых планет ведет Центр малых планет, который находится в Смитсоновской астрофизической обсерватории. Среди них много примечательных объектов. Это, например, такие кандидаты в карликовые планеты, как Квавар и Седна.
Но мы говорим об открытых планетах. Размеры нашей Солнечной системы позволяют уместить и большее количество планет. Во всяком случае, Майкл Браун, тот самый «убийца» Плутона, уверен, что в Солнечной системе есть еще одна, девятая по счету планета.
Почему Плутон не такой, как другие планеты
Плутон всегда был не таким, как все. Он маленький, и орбита у него не такая, как у других планет. Но младшему в семье это прощали. Так чего же не простили Плутону, лишив почетного статуса?
Итак, первое условие для того, чтобы считаться планетой, – небесное тело должно обращаться по орбите вокруг Солнца. Этим условием за рамки определения выводятся спутники планет, хотя некоторые из них по размеру вполне сравнимы с планетами, например спутник Юпитера Ганимед, который имеет диаметр, превосходящий диаметр Меркурия. Второе – небесное тело должно обладать достаточной гравитацией, чтобы иметь сферическую форму. Отпадают бесформенные объекты, такие как, например, астероиды Паллада, Веста и Юнона. Но все еще держится их соседка по поясу астероидов Церера, которая хоть и самая маленькая из карликовых планет, но достаточно массивная, что позволило ей приобрести форму шара. И наконец, третье условие – вблизи орбиты должно иметься пространство, свободное от других тел. Ни Церера, находящаяся в поясе астероидов, ни Плутон, находящийся в поясе Койпера, не смогли расчистить окрестности своей орбиты от других объектов.
При этом в перечень условий не попали требования малого эксцентриситета орбиты (круговой орбиты) и малого наклона орбиты к плоскости эклиптики. Возможно, это связано с тем, что орбита гипотетической новой девятой планеты этим условиям соответствовать не будет.
Эклиптика и зодиак
Одной из ключевых характеристик любого небесного тела является наклонение его орбиты. Для планет и других тел, обращающихся вокруг Солнца, учитывается наклонение орбиты, а точнее, плоскости орбиты к плоскости эклиптики. Это позволяет понять, как небесное тело перемещается в Солнечной системе.
Плоскость эклиптики в Солнечной системе – это плоскость орбиты Земли. Если знать величину наклона, можно представить, где искать объект на небе. Орбиты всех планет лежат вблизи плоскости эклиптики. Немного выделяется Меркурий, его максимальный угол наклона к эклиптике – 7,01°. Для сравнения, наклон орбиты Плутона, некогда бывшего девятой планетой, составляет 17,14°.
На заре Солнечной системы планеты сформировались из протопланетного газово-пылевого диска. Этим ученые и объясняют, почему все планеты обращаются вокруг Солнца в одной плоскости. Но есть небесные тела в нашей системе, чей угол наклона еще больше, но о них позже.
Где эклиптика, там и зодиак. Сама по себе эклиптика – это большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Если бы мы могли видеть звезды и созвездия днем, то в течение года наблюдали бы Солнце в одном из зодиакальных созвездий. В мае–июне, например, Солнце находится в созвездии Близнецов. Уран в этом июне будет находиться в созвездии Рыб, а Нептун проведет месяц в Водолее. Ни Солнце, ни планеты не выходят за пределы «зодиакального пояса».
Казалось бы, если все в Солнечной системе образовалось из протопланетного диска, то и орбиты всех тел должны лежать в одной плоскости, но нет. Наклонение орбиты кометы Хейла – Боппа, прилетевшей в конце прошлого века к нам из облака Оорта, – 89,43°. В 1997 году она приближалась Солнцу практически перпендикулярно плоскости эклиптики.
Седна, «Вояджер» и край Солнечной системы
С момента запуска первого искусственного спутника Земли прошло 59 лет. За это время мы достигли многого в космонавтике. Но мечты фантастов о межзвездных полетах пока не сбылись. Под вопросом даже выход за пределы Солнечной системы. С одной стороны, скорости наших космических аппаратов недопустимо малы, с другой – не совсем ясно, где эта граница.
Космический зонд «Вояджер-1» – самый дальний от Земли объект, который был создан человеком. Запущенный в 1977 году для исследования Юпитера и Сатурна, за 39 лет он удалился от Солнца на 135 астрономических единиц. В земных мерах длины это более 20 миллиардов километров. Но для измерения расстояния в пределах Солнечной системы земные меры не вполне удобны.
Расстояния в Солнечной системе и системах других звезд меряют в астрономических единицах. Одна астрономическая единица приблизительно равна среднему расстоянию от Земли до Солнца. Это почти 149,5 млн километров. Тем самым «Вояджер-1» удалился от Солнца на расстояние, равное 135 расстояниям от Солнца до нашей планеты.
Для примера, среднее расстояние от Марса до Солнца – 1,52 а. e., от Нептуна до Солнца – 30,1 а. е. Орбита Плутона, в отличие от практически круговых орбит «больших» планет, имеет больший эксцентриситет, то есть представляет собой эллипс. Для таких небесных тел указание средних расстояний не имеет большого смысла. В перигелии (ближайшей точке орбиты к Солнцу) Плутон приближается к нашей звезде на расстояние 29,7 а. е., в афелии (самой дальней точке от Солнца) удаляется на 49,3 а. е.
Но эти расстояния ничто в сравнении с орбитальными характеристиками Седны – транснептунового объекта, очередного кандидата на звание карликовой планеты. Ее орбита еще более вытянута, чем орбита Плутона. Ближайшая к Солнцу точка орбиты находится на расстоянии от него в 76 а. е. При этом самая дальняя точка орбиты находится на расстоянии 900 а. е. – почти в 7 раз дальше, чем находится сейчас «Вояджер-1». Ранее несколько раз появлялись сообщения о том, что «Вояджер-1» вышел за пределы Солнечной системы. Наконец, NASA внесло ясность в вопрос – космический аппарат вышел в межзвездное пространство, но Солнечную систему он не покинул. А следовательно, это не одно и то же.
«Вояджер-1» достиг гелиопаузы, границы гелиосферы, места где происходит окончательное торможение солнечного ветра. А вот границей Солнечной системы, по мнению ученых, нужно считать то место, где силы гравитации Солнца будут равны нулю. До такой границы зонду лететь еще 300 лет. Для Солнца такая граница, по современным подсчетам, находится на расстоянии примерно 2 световых года. В этих пределах находится, например, облако Оорта, откуда к нам прилетела уже упомянутая комета Хейла – Боппа.
Немезида – гипотетический компаньон Солнца
Но и за облаком Оорта нас могут ожидать сюрпризы. Речь идет о Немезиде – гипотетической звезде, возможном и пока не обнаруженном компаньоне Солнца. Может быть, никакой звезды, конечно, и нет. Но в окрестностях Солнца около половины звезд двойные, есть большая вероятность, что и Солнце тоже является частью двойной звездной системы.
Расстояние до Немезиды, если она, конечно, существует, 50–100 тысяч астрономических единиц. Это, тем не менее, на порядок дальше крайней точки орбиты Седны. Стоит отметить, что Майкл Браун, являющийся ее первооткрывателем, объясняя столь протяженную орбиту Седны, в качестве одной из гипотез предлагает влияние гравитации еще неоткрытой большой планеты за орбитой Нептуна. Но астроном Уолтер Краттенден высказывает мнение, что на орбиту малой планеты повлияла именно еще неоткрытая звезда Немезида.
Вот только если так близко от нас есть звезда, то почему мы ее до сих пор не обнаружили? Объясняется это просто. Звезды бывают разные, и не все из них достаточно яркие. Ученые, занимающиеся поиском Немезиды, предполагают, что эта таинственная звезда может быть коричневым, красным или белым карликом. К слову, Солнце считается желтым карликом.
Мы привыкли, что звезды – это эдакие светящиеся исполины в космической бездне. Даже планеты-гиганты, такие как Юпитер и Сатурн, выглядят по сравнению с ними совсем маленькими. Но те звезды, которые относятся к вышеперечисленным классам, отнюдь не такие. Белые карлики по размеру соответствуют нашей планете. Коричневые карлики по размеру можно сравнить с Юпитером.
Ввиду небольших размеров и очень низкой светимости такие звезды сложно обнаружить, и если Немезида существует, то это одна из причин того, что мы ее еще не нашли. Возникает вопрос: чем маленькая и тусклая гипотетическая Немезида и подобные ей известные звезды, да и звезды в целом отличаются от планет? В недрах звезд, в отличие от планет, происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза. А для начала термоядерной реакции нужна существенная масса. Так, по некоторым оценкам, Юпитеру, который состоит из водорода и гелия, тех же элементов что и звезды, для того чтобы стать звездой, нужно увеличить массу в 47 раз. Добавим, что если есть термоядерная реакция, значит, есть и светимость и значительные температуры, чего нет у планет.
Электрофон «Вега-002»
Электрофон, начал выпускаться в СССР в 1975 году на Бердском заводе электроники, примечательно , что аппарат является первым электрофоном высшей группы сложности в союзе! Мне этот аппарат был интересен, да что уж там, я мечтал послушать (наиграться) вертушкой с роликовым приводом!₽)
Так как в среде любителей винила очень в почете проигрыватели с роликовым приводом (Lenco 75, braun, dual 1215 и т. д), тут уж не обойтись без раболепия!))
И вот при случае мне удалось найти легенду времён СССР в прекрасном внешнем состоянии, пришлось поработать паяльником и аппарат запел! Идеального звука не бывает, но этот аппарат мне хотелось слушать! Перепробовал несколько бюджетных головок, стало понятно, что это ЭПУ заслуживает хорошей винтажной головки, выбор пал на ГЗМ-053 , клон ортофон ОМ 10 и я не ошибся с этой головкой стол раскрылся прекрасно!
По акустическим система, сразу скажу — 10МАС не ровня этому электрофону! Нужны АС более высокого класса. Родные АС перетянул новой тканью и заменил провода , выглядят теперь очень даже неплохо))
Субъективно, этот электрофон удовлетворяет потребность современного пользователя и это удивительно, аппарату почти пол века! Хочу выразить Благодарность советским Инженерам за эту работу — Спасибо!
Петербургские закоулки
Проходная бывшего Ленинградского завода граммпластинок. Знаковое место для многих меломанов СССР, здесь издавались не только Высоцкого и Веселых ребят, но и вполне себе Led Zeppelin, например.
Ныне площади Ленинградского завода сдаются в аренду, производства нет.
Сама общесоюзная фирма «Мелодия» (еще действует в Москве, клепает диски с музыкой, даже какую-то награду получала) в феврале 2020 ушла в частные руки все те со всеми авторскими правами на музыкальный архив.
А мы можем смотреть на табличку, пока бесплатно.
Мошенники СССР. Часть 1. Как обманывали меломанов на продаже грампластинок
Почти во всех более-менее крупных городах Советского Союза нелегально существовали подпольные музыкальные рынки. «Балка» — так назывались они на молодежном сленге. Кроме, собственно, фирменных западных дисков (сленговое название виниловых пластинок), здесь продавались постеры рок-групп, самодельные брелки, фотографии кумиров, заграничные музыкальные журналы, магнитофонные бобины и кассеты с записями новинок поп-музыки. На «балках» крутились серьезные бизнесмены (доставляющие пластинки даже под заказ), но существовало и откровенное жулье.
Как обманывали доверчивых меломанов во времена СССР? Давайте разберемся в методах работы аферистов эпохи развитого социализма. В принципе, существовало два отработанных варианта.
Афера «Пропитай антистатиком»
В СССР долгое время не выпускали качественных проигрывателей грампластинок. Проблема крылась в тяжелой головке звукоснимателя и некачественной корундовой игле. Сия конструкция, после пяти-шести прослушиваний, нещадно «запиливала» фирменный пласт – появлялись трески и ухудшались показатели звука. Музыка напрочь теряла высокие частоты. Поэтому, многие пластинки «крутили» один раз, лишь для того, чтобы сделать запись на магнитофонную ленту. Эта бобина называлась «нулевой». И уже с неё концерт тиражировался на другие кассеты, а далее расходился по городам и весям нашей необъятной Родины. Диск же занимал почетное место в иконостасе меломана. Ни у кого и мысли не возникало, чтобы снова поставить диск на вертушку. Его изредка доставали лишь для того, чтобы похвастаться перед друзьям, а затем… аккуратно ставили обратно на полку. Западный винил считался отличным вложением денег, средством накопления. В среднем пластинка стоила от 60 до 150 рублей. Естественно, запиленный диск никто покупать не хотел, все хотели новье.
Чтобы было понятно: 120 «деревянных» в начале 80-х – это месячная зарплата инженера на металлургическом заводе. Оценили соотношение и масштаб? Жулики, промышляющие на музыкальных толкучках, придумали технологию, позволяющую вернуть «респектабельный» вид поцарапанным пластинкам. В магазинах «Бытовая химия» можно было купить баллончик антистатика для пластмассы польского производства (стоил он 80 копеек). Было замечено: если этим составом обильно смазать поверхность винила, немного выждать, а затем отполировать фланелевой тряпочкой, то даже самая зашатанная пластинка становилась, как новая. После этих нехитрых манипуляций цена диска возрастала в разы. Постоянным покупателям такая лабуда даже не предлагалась, а вот заезжим меломанам из провинции часто-густо втюхивали «отполированных» АВВА или Dschinghis Khan.
Афера «Переклей этикетку»
Во времена расцвета граммофонной промышленности по центру каждой виниловой пластинки наклеивалось, так называемое, «яблоко» — круглая этикетка, где было напечатано название группы и список песен.
Бывало так, что фирменная пластинка разбивалась. Ушлые музыкальные аферюги и здесь нашли выход! Им не составляло большого морального труда переклеить «яблоко» с треснутой фирменной пластинки на новое советское изделие. С той лишь разницей, что там, на разбитом диске всё-таки гремел «Led Zeppelin», а здесь, на какую сторону не ставь, поет Хор Красной Армии.
Пластинку какого западного исполнителя чаще всего подделывали в СССР? Ответ один – это White Album группы Битлз. Мошенников вдохновляло спартанское оформление альбома – белый конверт с надписью The Beatles. Там работы-то на полчаса. Рукастый жулик мог состряпать самопальный альбом, используя лишь рулон ватмана, черный и зеленый карандаши, тюбик клея «ПВА» и две совдеповские пластинки с записями свадебных песен народов Востока. Красная цена настоящего двойного альбома «Withe album» находилась в пределах 150-180 рублей. Мошенники продавали подделку за 100-110 рублей. Демпинговали, давили на жадность. Снова уточняем, музыкальные барыги работали с прицелом на покупателей из провинции. И ведь не боялись, черти, что в темной подворотне их могли подловить битломаны с кастетами…
Что способствовало расцвету кидалова на «балках»?
Для тех, кто не в курсе сообщу: нелегальная продажа пластинок западных исполнителей подпадала сразу под несколько статей Уголовного Кодекса СССР. А именно: спекуляция, нетрудовые доходы, распространение порнографии и пропаганда насилия. Диски покупались, в основном, у иностранцев. А это означало, что фарцовщики не только находились в поле зрения милиции, но их также «пасло» КГБ. Облавы и профилактические рейды силовиков считались обыденным явлением. «Шухер, менты!» звучало на «балке» практически ежедневно. В таких условиях, проверить качество и оригинальность грампластинки не представлялось возможным. А о том, чтобы «послушать» — речь вообще не шла. Покупатель вынужден был брать то, что ему предлагают. Повезет – купит новый фирменный диск, а если не повезет – будет слушать запиленную трескучую пластинку. Кстати о порнографии – под эту категорию, например, подпадал диск рок-группы Uriah Heep «Fallen Angel» (1978г.) на обложке которого была нарисована (!) девушка с полуобнаженной грудью. А если тебя ловили с альбомом Black Sabbath, то вполне могли навесить статью за пропаганду насилия и сектантство. Но, это уже другая история…
Источник