О драматурге. Терентьев Николай Терентьевич
Одна из первых пьес известного драматурга, народного писателя Чувашии Николая Терентьева, называлась «Летать начинают с земли». Эта скупая строчка, найденная очень молодым тогда драматургом, неожиданно много объясняла- она не только раскрывала идею произведения и содержала вывод, к которому хотел подвести автор всех тех, кому отдавал на суд своего первенца, но в ней существовала народная мудрость, похожая на заклинание и пророчество, на то, что вынашивается народом годами, веками, а потом как-то однажды обозначается одним- единым словом, веским, емким и доступным- и обретает уже долгую жизнь. «Летать начинают с земли»- это образ, это символ бытия человеческого, его истоков и его духовных вершин, его обретений и его потерь. С тех пор им создано более 40 пьес, в которых представлены сотни ярких своеобразных характеров. И подумалось мне, что с годами эта фраза приобретает все больший смысл, как-то непосредственно возвращаясь к самому автору, раскрывая в нем самом то сокровенное, чем он живет, что питало и питает его творчество, что составляет единое целое героев его произведений, с его народом, с родиной, со временем.
Писатель Николай Терентьев пристален и наблюдателен. В пьесе «Эти разные люди» действительно разными судьбами и разными дорогами идет он со своими героями. Кого-то яростно любит, кому-то сочувствует, над кем-то подтрунивает, кого-то осуждает. И все они, » разные», непохожие один на другого, герои его комедий «Святой» и «Мечты, мечты. » находят место в его сердце, занимают его воображение, ждут его объяснения. Иной раз в театре смотришь на его героя и забываешь, что это действующее лицо- так и кажется, что это реальный человек, очень узнаваемый, похожий на тех, кого мы не раз встречали, проходили мимо, но не подозревали и не догадывались, что повернется он к нам такой стороной, откроется в нем вдруг такая глубина и станет он нам так интересен. В том-то и кроется секрет его художественного таланта, что за внешним правдоподобием всегда стоит еще и «жизнь человеческого духа», его человек лишен внутренней статики, он в постоянном движении, в познании самого себя, людей, жизни, больших общественных процессов. Лексей, паренек из деревни, герой пьесы «Рожденные в рубашке», приехал в Чебоксары строить большой завод. Земля, деревня воспитали в нем прекрасные качества, дали ему жизненную уверенность и стойкость, запас нравственной прочности. И вот эти корни помогают юному человеку смело и твердо вступить в новую жизнь.
В творчестве Николая Терентьева есть и еще одно очень привлекательное качество- писатель эмоционален. А поэтому и его чувства обретают силу воздействия на окружающих, заражают их его верой, его чувствами, передают его любовь и его неприятие. Конечно, логически что-то можно принять, а что-то отвергнуть. Но когда к логике прилагается и сердце- сила воздействия удваивается. Вот почему дорого гражданское лицо драматурга, те нравственные и духовные ценности, которые он защищает, та вера, в которую он верит. А верит он в добро, в порядочность, в любовь к Родине, матери, земле, ребенку, женщине, в любовь к поискам смысла жизни, к обретению самого себя, в любовь к честному труду, любовь к людям. Это, пожалуй, и есть основное, что составляет стержень его творчества.
Источник
Презентация по чувашской литературе на тему «Моральная чистота и светлые помыслы героев Н.Терентьева»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МОРАЛЬНАЯ ЧИСТОТА И СВЕТЛЫЕ ПОМЫСЛЫ ГЕРОЕВ НИКОЛАЯ ТЕРЕНТЬЕВА (ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ «КОГДА ВСТАЕТ СОЛНЦЕ») Кудрявцева Л.В. , учитель чувашского языка и литературы МБОУ «СОШ № 19» города Чебоксары Чувашской Республики
Пятнадцатое января Классная работа Моральная чистота и светлые помыслы героев Н.Терентьева (драматическая история «Когда встает солнце»)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДРАМА – особый вид литературного творчества. У драмы, кроме её словесной, текстовой формы есть еще и вторая жизнь – постановка на сцене в виде спектакля. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА показывает конфликт личности и общества через призму человеческих эмоций и переживаний. На первый план выступает внутренний мир героев, формирующий их поступки и действия.
ЦЕЛИ УРОКА Образовательные: раскрыть глубокий смысл нравственной проблематики в драме Н. Терентьева «Когда встает солнце»; обсудить извечную проблему излучения и космической катастрофы. Развивающые: развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности; развивать умения делать выводы, кратко излагать свои мысли. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению чувашской литературы, в частности к творчеству Н.Т. Терентьева; помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через проекцию поведения героев драмы.
ЗАДАЧИ УРОКА: выявить и объяснить идейно-нравственный смысл проблем, поставленных в драме, их актуальность во все времена; обучаться навыкам анализа художественного произведения, выделяя в нем содержательные и стилевые доминанты, неповторимый авторский взгляд на мир и особенности его стиля; учиться осмыслению собственной деятельности, анализу получения результатов своей деятельности.
И СЛАБОСТЬ, И СИЛА ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА – В ЛЮБВИ К ЖИЗНИ. ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ Эпиграф урока
Год Общественно-политическая обстановка Историко-культурные события Произведения Николая Терентьева 1950 8. 03. – маршал Ворошилов объявляет о том, что у СССР есть атомная бомба На сцене Московского театра поставлена пьеса Тхай Дян Чуна «Южнее 38-й параллели» «Сиреневая аллея» 1951 1953 20.08. – официальное объявление СССР об испытании своей первой водородной бомбы Основана газета «Советская культура» 1954 27.06. – пуск первой в СССР атомной электростанции Постановка в театре им. М.Н. Ермоловой пьесы Л.Г.Зорина «Гости» «Давние друзья» 1954 1957 20.04. – протест Японии в связи с ядерными испытаниями СССР На широкий экран выходит картина М.К. Калатозова «Летят журавли» «Неверный шаг», «Летать начинают с Земли», «Что такое счастье» — 1956 1958 31.03. – объявление СССР моратория на ядерные испытания до 30.09.1958 к/ф «Тихий Дон» С.А.Герасимова «Архип Кузьмин» 1958 1962 5.12. – подписание США и СССР Соглашения о мирном использовании космического пространства Картина «9 дней одного года» М.И. Ромма «Кукушка все кукует» 1960 1963 5.08. – договор о запрещении испытаний ядерного оружия на земле, в воде, в воздухе Кинокартина Г.Н. Данелия «Я шагаю по Москве» «Когда встает солнце» — 1964
ДИАЛОГ ДВУХ ЛИТЕРАТУР: ЧУВАШСКОЙ И РУССКОЙ Н.Т. Терентьев В.С. Розов «Добрый час», А.В. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», Л.С. Петрушевская «Любовь», «Уроки музыки»
Источник
Планируемые результаты
11 класс
Нелегкая судьба и ее отражение в творчестве поэта («Родина», 1926). Жанрово-поэтическое своеобразие стихотворения. Судьба поэта и его роковая обреченность на страдания.
А. Артемьев «Не гнись, орешник»
Творческий путь народного писателя. А. Артемьев – проникновенный лирик, мастер психологического портрета.
А. Артемьев «Не гнись, орешник»
Раскрытие внутреннего мира воина-освободителя в произведении «Не гнись, орешник». Поиск идеала в условиях послевоенной ориентированности литературы на показ сильных, волевых людей
Творчество Мигулая Ильбека
Творческий путь писателя., рассказчика, очеркиста, публициста, романиста, переводчика, исследователя.
М. Ильбек «Черный хлеб»
Социально-философское осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические коллизии в романе «Черный хлеб».
М. Ильбек «Черный хлеб» Положительные и отрицательные герои
Женские образы в романе. Трагизм женской судьбы. Особенность характера чувашской женщины.
Духовно-нравственные качества в романе «Черный хлеб»
Тема, проблемы. Конфликты и характеры в романе.
Д. Кибек « Лесной великан»
Природа и человек в современной художественной литературе.
В. Игнатьев «Танец маленьких лебедей»
Лирико-психологическая новелла. Анализ крушения жизненных установок и надежд человека, поиск новых жизненных ориентиров, форм покаяния, суда над собой и т. д.
А. Воробьев «Молодая рожь»
Творческий путь поэта — человека от земли. Традиционные и современные мотивы деревенской лирики.
Н. Терентьев «Когда встает солнце»
Творческий путь драматурга. Духовный мир личности. Внутренние пласты души героев, их сложная связь.
Моральная чистота и светлые помыслы героя. Н. Терентьев «Когда встает солнце».
Сочинение: «Проблема милосердия в произведении Н. Терентьева».Или «Духовный мир личности героев пьесы Н. Терентьева». Или «Моральная чистота и светлые помыслы героя пьесы «Когда встает солнце».
В. Погильдяков «Пехиль»
Отрывок из повести «КУРАЙ»
Г. Волков «Золотая колыбель»
Ученый–педагог, основатель нового направления в педагогической науке – этнопедагогики.
Этнопедагогика чувашского народа
Углубление психологического анализа в повести.
Художественное своеобразие, композиционные особенности, нравственные аспекты, фольклорные элементы (сны, песни), мистические символы — образ метели, снега, дождя, цветка, облака, яблока, мотивам пути-дороги, моста и т. д.
Ю. Скворцов «Красный мак»
Творческий путь писателя. Гуманизм в изображении героев. Характерные особенности стиля Ю. Скворцова психологическая раскрытость, ранимость. Уметь развернуто обосновать суждения, давать оценку поступкам героев, приводить доказательства, используя цитатный материал.
М. Юхма «Шурсямга, молодой волк»
Историческая и фольклорная основа произведений. Своеобразное выражение духовных и нравственных ценностей чувашского народа.
Художественно-философский мир Г. Айги
Своеобразие лирики Айги для чувашской литературы. Новая философия мира в поэтическом творчестве Г. Айги. Обновление чувашской поэзии усилением смысловой глубины.
Творческие искания новых поэтических форм, обращение к философии и поэтическому арсеналу символизма Н. Теветкеля.
Е. Лисина «Кусок хлеба»
1Разобраться в ценностях и смысле человеческой жизни. 2. Проанализировать поступки и характеры героев.
Особенности поэзии Н. Исмукова
Поэт, языковед, переводчик П. Яккусен.
Р. Сарпи «Встреча в Риме»
Н. Ижендей «Голос нерожденного ребенка»
Скорбная мольба о жизни (на примере поэмы «Голос нерождённого ребёнка. »
А. Смолин «Чувашская земля — родимый край».
Б. Чиндыков «Ежевика вдоль плетня»
Б. Чиндыков-прозаик, драматург, переводчик, поэт-песенник. Философская драма «Ежевика вдоль плетня» (1987).
Б. Чиндыков «Ежевика вдоль плетня»
Вопрос о смысле бытия, целесообразности человеческого существования.
Б. Чиндыков «Ежевика вдоль плетня»
Жизнь общества, быт внешний, быт внутренний в социальном конфликте драмы.
Н. Сидоров «Плач девушки на заре»
Философское осмысление жизни в исторической драме «Плач девушки на заре» (1995).
Н. Сидоров «Плач девушки на заре»
Проблема переосмысления событий, происшедших в прошлой истории нашей страны. Проблема личности, человека в обществе
Источник
Проверочные работы на уроках чувашской литературы Маслова Татьяна Александровна МБОУ «СОШ 64» г. Чебоксары. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАнатолий Шушлебин
Похожие презентации
Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Проверочные работы на уроках чувашской литературы Маслова Татьяна Александровна МБОУ «СОШ 64» г. Чебоксары.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Проверочные работы на уроках чувашской литературы Маслова Татьяна Александровна МБОУ «СОШ 64» г. Чебоксары
2 Проверочные работы Перед учителями литературы стоит актуальная проблема: в нынешний, компьютерный, век дети перестали читать. Ни для кого не секрет, что и на уроках русской литературы многие учащиеся знакомятся с произведениями только через краткие содержания. Но несмотря на все неблагоприятные факторы, нужно искать способы стимулирования чтения. Одним из таких способов может стать организация контроля за самостоятельным чтением учащихся. Этот контроль может осуществляться на любом этапе обучения, иметь сопутствующий или итоговый характер. Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями, как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся.
3 Формы и методы проверки знаний
4 Тесты В литературе имеются сотни примеров определений теста. Тест надо понимать одновременно и как метод, и как результат педагогического измерения. Одно дополняет другое. Тест, как метод, не мыслится без результатов, подтверждающих качество его самого и качество оценок измерения испытуемых различного уровня подготовленности Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.
5 Художественные произведения, которые отбираются в качестве исходного материала для тестирования должны отвечать следующим требованиям Быть высоко художественными произведениями Отличаться небольшим объемом Быть интересными по тематике, содержать конфликты, значимые для детей подросткового возраста. Обладать четко выраженной жанровой структурой Иметь четко выстроенный «полный» сюжет (эпические или драматические жанры) Содержать небольшое количество персонажей, прямые и косвенные их характеристики (эпические или драматические жанры) Содержать достаточно сложное и развивающееся переживание (лирические жанры)
6 Требования к составлению тестов Задание должно быть сформулировано кратко и четко, так, чтобы его смысл был понятен при первом прочтении Необходимо полностью исключить повторы слов, использование малопонятных, редко употребляемых символов, затрудняющих восприятие смысла. Хорошо, когда задание содержит не более одного придаточного предложения. Для достижения краткости в каждом задании лучше спросить о чем-нибудь одном. Лучше, когда короткими являются и задание и ответ. Не должно быть неправильных, но правдоподобных ответов
7 Есть и минусы Традиционный тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни задания, в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. При такой ориентации задачи определения точного объема и структуры освоенного учебного материала отступают, по необходимости, на задний план Тестовые оценки не являются точными оценками испытуемых. Правильно говорить, что они лишь репрезентируют эти значения с некоторой точностью. Анализ современной учебно- методической литературы, а также образовательная практика свидетельствуют о том, что тестирование не является универсальным методом обучения и формой контроля, но в сочетании с другими методами контроля в процессе проверки качества образования учащихся обеспечивает наибольший эффект.
8 Заполнение таблиц Например, по роману Х. Уяра «Тенета» Персонаж Портрет, внешний вид Семья (дети, родители) Хозяйство (скот, дом) Отношение к жизни Яриле Теруш Заяц Мульдиер
9 Литературный диктант Литературный диктант – это эффективный вид проверки знаний и умений учеников на уроках литературы. Благодаря этому виду деятельности можно сберечь время и определить уровень знаний каждого ребенка. Перед анализом произведения даётся литературный диктант по нему в письменной форме. Всего 20 вопросов на знание содержания текста. За правильных ответов — оценка «5», за оценка «4», за – оценка «3», за 9 и менее – оценка «2». В журнал ставится общая оценка за все произведение. Если ученик не справился с вопросами, то у него есть возможность пересдать после уроков с использованием текста, в котором он может найти ответ на этот или аналогичный вопрос и записать его полностью.
10 Литературный диктант по произведению П. Хузангая «Песни Тилли» 1. Сколько месяцев было Тилли, когда он начал разговаривать? 2. Сколько месяцев было Тилли, когда он начал ходить? 3. Каким по жанру является произведение? 4. С кем сравнивает Тилли своего отца? 5. С кем сравнивает Тилли свою мать? 6. С кем сравнивает Тилли свою сестру? 7. Из чего Тилли построил дом? 8. Сколько было детей у Тилли? 9. Кто такой Тилли? 10. Почему Тилли сделал себе гроб? 11. Что завещает Тилли своим детям?
11 Задания по драме Н. Терентьева «Когда встает солнце…» Каким персонажам принадлежат эти фразы: 1. С добрым утром тебе, дружище огненное! – Катя 2.Герасим, сын мой, на пляже с ней познакомился – Нина Осиповна 3. Я напугала вас; пожалуйста, простите. Голова закружилась… Сейчас лучше. — Катя 4. Я считаю: раз так – женитесь. Нечего этот тополь по ночам караулить. Он и так никуда не убежит – Максим 5. Я про художника, мама. Завидую я ему: увидел в нем только игру красок… Катя 6. Неужели конец? Предупреждала же я тебя, Герасим…Катя 7. А мне на воздух что-то захотелось… Пошли, Гера на людей посмотрим, сходим к нашему тополю. – Катя 8. А трамвайка моя снова захандрила – Потап 9. Я лечусь в Москве. Здесь оказалась случайно – Катя 10. Полярное сияние… Подарок солнца земле …Величественное зрелище… Знал бы ты художник, какое коварство порою скрыто в этой красоте, то нарисовал бы иначе…Катя 11. А у нас там солнце… совсем на ваше не похоже… Огромное, красное, а тепла нет…Катя 12. Я его очень полюбила… вашего Герасима… В этом только виновата … Я не должна была… не имела морального права. – Катя
12 Желание читать Путем проб и ошибок я пришла к убеждению, что наиболее продуктивным методом является контроль знания сюжета произведения. Учитывая то, что одна из функций литературы – это воспитание нравственности, хотелось бы, чтобы даже наши ученики-троечники знали содержание произведения. Выполняя индивидуальные интересные задания учащимся приходиться пролистывать еще раз произведение и тем самым читать его с удовольствием.
Источник