Наблюдение за Солнцем. Зачем?
Астрономические наблюдения древние люди делали по двум причинам. С одной стороны, на это их толкали нужды повседневной жизни, такие как определение периодов дождей и засухи. Ведь именно небо могло сообщить людям, когда начинать сеять и когда собирать урожай. В тропических широтах это знание было особенно ценным, так как сезон дождей там начинается резко, и, если пропустить нужный момент, это может обернуться голодом и страшными бедами для людей.[1] С другой стороны, древние жители Месоамерики верили во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей. Многие ученые не раз акцентировали внимание на том, что древние обитатели этой территории были больше астрологами, чем собственно астрономами.
Какие же небесные тела и явления могли наблюдать те, кто проживал в древней Центральной Америке? Те, что легко заметить невооруженным глазом: Солнце, Луну, Венеру, Марс, Юпитер, звезды и созвездия, кометы, солнечные и лунные затмения, ежегодный цикл Плеяд.[2]
Жрец наблюдает за ночным небом, Кодекс Мендоса
В данной статье мы кратко рассмотрим несколько аспектов, имеющих отношение к самому значимому из этих объектов – Солнцу. Разумеется, данные, представленные здесь, не могут считаться исчерпывающими по теме. Это лишь краткий обзор основных проблем и вопросов, связанных с местом Солнца в культурах древней Месоамерики. Таким образом, здесь мы коснемся только одного небесного объекта из многих, исследуемых археоастрономами.
Именно Солнце определяет наш жизненный ритм. Движение Солнца в течение года дает нам четыре ключевые даты: осеннего и весеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний.
Движение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний
На данной картинке показано движение Солнца для умеренных широт. Здесь Солнце никогда не достигает зенита, а центром ночного неба является Полярная звезда. В пределах тропика Рака (южнее 23°26’ с.ш.) характерно достижение Солнцем зенита в своей высшей точке в день летнего солнцестояния. На широте 23°26’ с.ш. Солнце только доходит до зенита (то есть располагается прямо над головой наблюдателя), а вот в более южных широтах (до 23°26’ ю.ш.) Солнце проходит через зенит 2 раза в год. Чем ближе к экватору, тем интервал между двумя прохождениями Солнца через зенит будет больше.
Если мы будем наблюдать движение солнца в течение года в одно и то же время и фиксировать свое наблюдение, то в итоге получим такую картинку (аналемму).
Для северных широт
Для средних широт
Самая верхняя точка аналеммы – это летнее солнцестояние. Самая нижняя – зимнее. Точка пересечения – это 15 апреля и 29 августа. Чуть ниже точки пересечения находятся положения Солнца в дни равноденствий. Если для средних широт аналемма расположена под наклоном, то в тропиках она лежит горизонтально. А это значит, что древним жителям Месоамерики не казалось, что в дни солнцестояний светило было выше или ниже, для них эти две точки характеризовали крайнее южное и крайнее северное положения Солнца.
Из-за своего положения в пределах тропика Рака географическая широта Месоамерики определяет ряд особенностей по отношению к наблюдению Солнца. Если в более северных широтах выделяется 4 сезона, то в тропиках только 2 (сезоны дождей и засухи). Для этой территории очень важную роль играют такие явления, как прохождение солнца через зенит, так как оно связано с климатом. Первое прохождение солнца через зенит знаменует скорое наступление сезона дождей, что является необходимым условием для посева маиса. Эта взаимосвязь нашла отражение в мифологии и ритуалах.[3]
[1] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.250\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[2] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.234\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000
[3] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 291\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement
Источник
Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем» (средняя группа)
Таня Сорокина
Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем» (средняя группа)
Педагогическая цель: дать детям понятие о роли солнца в жизни всего живого; развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к природе; развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях; учить выполнять определенные правила.
Целевые ориентиры образования: проявляет интерес к природным объектам; инициативен в беседе, отвечает на вопросы, задает встречные; внимательно слушает взрослого; понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы их обследования; проявляет стремление к трудовым действиям, активность в процессе игры.
Осваиваемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.
Средства реализации: зеркальце, совки, лопатки, колокольчик.
Организационная структура прогулки.
1. Наблюдение за солнцем.
-Весной солнце пригревает, солнечных дней становится больше, светит солнце ярко- дети одевают одежду полегшее чем зимой. Сравните. Где солнце бывает утром и где вечером. Опишите солнце, какое оно. (Теплое, ласковое, оранжевое, круглое, весеннее)
Приметы: утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч- к хорошей погоде; солнце в туман садится- к дождю.
Поговорки и пословицы: худо весне- когда солнца нету.
Раньше всех на свете солнце встало, Если вдруг найдешь его в лесу ты,
А как встало,принялось за дело:Не буди: у солнца сон –минуты,
Обошло всю землю, и устало,Не шуми: весь день оно трудилось
Отдыхать за темным лесом село Ю. Марцинкявичюс
Загадка. Доброе, хорошее на людей глядит. А людям на себя глядеть не велит. (солнце)
Я всегда со светом дружен, если солнышко везде, я от зеркала, от лужи пробегаю по стене? (солнечный зайчик)
Кто входит в окно и не ломает его (солнечный зайчик), показать солнечный зайчик при помощи зеркальца.
2.Беседа по вопросам:
-Как можно охарактеризовать погоду?
-Всегда ли солнце находится на одном месте на небе?
-Что можно увидеть на небе днем?
-Что можно увидеть на небе ночью?
-Как можно проследить путь солнца?
-Во что весной могут играть дети?
3. Игровая деятельность.
Игра малой подвижности «Найди и промолчи»
Ход игры: дети находятся в одной стороне веранды, отвернувшись и закрыв глаза. Водящий кладет предмет, не закрывая его, на заметное место. После разрешения водящего дети открывают глаза и ходят по веранде, разыскивая данный предмет.
4. Дидактическая игра «Так бывает или нет?»
Ход игры:Воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает.
«Весной, когда солнце ярко светило мы с детьми вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.»
«Наступила весна, все птицы улетели на юг. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну.»
5. Трудовые поручения.
Раскидывания снега для быстрого таяния. Протереть пыль на кукольной мебели.
Самостоятельная деятельность детей.
График проведения прогулки (средняя группа) День недели Понедельник УТРО 1. Наблюдение за живой природой. 2. Подвижные игры с мячом. 3. Труд в природе. 4. Индивидуальная работа по.
Конспект занятия-прогулки «Путешествие в волшебный лес» (средняя группа) b]Цель:[/b] закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Образовательные – учить детей называть.
Наблюдение на прогулке в феврале (средняя группа) Февраль. 1. Наблюдение за зимующими птицами — рассмотреть голубя. Определить общую форму, цвет, оперение. Отметить что у голубя красные.
ООД по экологическому образованию «Наблюдение за попугаем» (средняя группа) Программное содержание: 1. Уточнить представления детей о характерных особенностях внешнего образа попугая (овальное туловище, особенности.
Конспект осенней прогулки «Наблюдение за насекомыми» Конспект осенней прогулки «Наблюдение за насекомыми» Цель: продолжить знакомство с разнообразием видов насекомых, систематизировать.
Проект «Летние прогулки» старшая группа. Наблюдение за насекомыми. Расширение кругозора и экологических представлений Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты,.
Конспект прогулки «Наблюдение за пчелой» Возраст: пятый год жизни ребёнка (средняя группа) Педагогическая цель: формировать знания детей о многообразии насекомых; развивать умение.
Конспект прогулки «Наблюдение за берёзой» Цель: формирование знаний о дереве берёза. Задачи: познакомить детей с основной частью дерева (ствол). Развивать память и внимание детей,.
Конспект прогулки «Наблюдение за прохожими» Луценко Елена Александров КОНСПЕКТ МКДОУ № 5 «Ручеёк» прогулок Воспитатель:Луценко Елена Александровна Наблюдение за прохожими.
Развивающий потенциал прогулки на участке. Наблюдение за природными изменениями весной (средняя группа) Развивающий потенциал прогулки на участке ДОО. (Средняя группа.) «Наблюдение за природными изменениями» Цель: продолжать формировать элементарные.
Источник
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за солнцем»
Потапова Елена Анатольевна
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за солнцем»
Цели: продолжать знакомить детей с объектами неживой природы; учить замечать и называть состояние погоды; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, кругозора, познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
— расширить представления детей о весне, сезонных изменениях в природе.
Развивающие:
— развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира;
— развивать познавательный интерес, мышление, двигательную активность.
Воспитательные:
— воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас наступило время года?
Ответы детей: (весна).
— Какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
— За что вы любите весну?
— А что происходит весной, с природой? (ответы детей)
— А сегодня на улице у нас тепло или холодно?
Сегодня мы будем наблюдать, и поговорим с вами о неживом объекте природы, а каком вы узнаете, отгадав загадку:
Ходит в небе жёлтый шар.
Воду превращает в пар.
В тучке скроется оно,
Нам становится темно.
Смотрит в каждое оконце
Обратить внимание детей на тёплую погоду.
Воспитатель: Ребята может, вы знаете, благодаря чему на улице сегодня тепло — подумайте? (ответы детей)
— А что нас с вами согревает?
Воспитатель: Правильно от солнышка нам всем тепло.
Воспитатель: Дети, солнце изучают при помощи космических аппаратов, и телескопов.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, на солнце, какое оно огромное, раскалённое, оно обогревает всю нашу землю, посылая нам свои лучики.
Обратить внимание детей на то, что на него трудно смотреть, такое оно яркое.
Солнце
– не просто одна из множества звезд Млечного Пути, но главная и единственная звезда Солнечной системы, и причина, по которой жизнь продолжает существовать на планете Земля.
— Важным фактором, определяющим погоду, является солнце — ведь солнышко является источником жизни, света и энергии.
Весной, ребята солнце начинает подниматься всё выше и выше, тем сильнее прогревается земля.
Вопросы к детям:
— Какое солнышко? (огромное, яркое, тёплое).
— На что похоже солнце? (на шар, мяч)
— А какая сегодня погода? (тёплая).
— Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
Художественно слово:
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется —
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется —
В небе радуга смеется.
Воспитатель: А теперь солнышко приглашает вас поиграть в игру.
Подвижная игра «Солнышко»
Цель:Учить детей согласовывать свои движения с текстом.
Вызывать положительные эмоции от игры и общения со взрослым.
Вот как солнышко встает
Вот как солнышко встает
Вот как солнышко встает
(дети сидят на корточках и медленно встают, подним
ают руки кверху).
К ночи солнышко зайдет
(дети опускаются на корточки и кладут руки под щечки).
Хорошо, хорошо, солнышко смеётся,
А под солнышком всем весело живётся.
(дети, хлопая в ладоши, приседают)
Трудовая деятельность:
Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в
труде, оказывать помощь взрослым. Побуждать соблюдать чистоту и порядок на участке.
Самостоятельная деятельность детей:
Итог прогулки:
Ребята, вот и закончилась наша прогулка, нам пора собираться в группу:
-Что вы сегодня нового узнали на прогулке?
— Что вам больше всего понравилось?
— В какую игру вы бы хотели ещё поиграть?
Конспект прогулки «Наблюдение за облаками в средней группе» Прогулка «Наблюдение за облаками» Любовь Болдырева Прогулка «Наблюдение за облаками» Конспект НОД на прогулке в средней группе. Наблюдение.
Конспект прогулки «Наблюдение за одуванчиком» в средней группе Цель: Формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Задачи: — уточнить.
Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем» Цель прогулки: дать детям понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
«Наблюдение за солнцем». Конспект прогулки Цель прогулки:закрепить знания детей о том,что весной солнце начинает светить ярче и чаще,поэтому становится теплее. Рассказать детям.
Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем весной» Цель прогулки:на примере закрепить знания детей о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще;, световой день становится длиннее;взаимосвязь.
Конспект прогулки «Наблюдение за травой» в средней группе Цели: обобщить и углубить представления о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием живой природы.
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за грозой в мае» Прогулка в средней группе «Наблюдение за грозой в мае». Любовь Болдырева Прогулка «Наблюдение за грозой в мае» Конспект НОД на прогулке.
Конспект прогулки в средней группе. «Наблюдение за почками» Цель: продолжать учить замечать изменения во внешнем виде деревьев в зависимости от времени года, выделять в наблюдаемых объектах характерные.
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за шмелём» Цель прогулки: Расширять знания и представления детей о насекомых, познакомить детей со шмелём, его характерными особенностями, способом.
Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за снегом» Цель: сформировать представление детей о свойствах снега (он какой – белый, холодный, мокрый, мягкий и т. д.); продолжать формировать представление.
Источник