Меню

Над блочно панельной россией как лагерный номер луна

Александр Галич: «Я вышел на поиски Бога…»

Конец 1960‑х ‒ нача­ло 1970‑х годов были для совет­ской интел­ли­ген­ции вре­ме­нем интен­сив­ных духов­ных поис­ков. Зна­чи­тель­ную роль здесь при­об­рел рели­ги­оз­ный век­тор ‒ мно­гие писа­те­ли и поэты на фоне воин­ству­ю­ще­го госу­дар­ствен­но­го ате­из­ма обра­ща­лись к рели­ги­оз­ной тематике.

Во вто­рой поло­вине 1960‑х рели­ги­оз­ная тема­ти­ка серьез­но заин­те­ре­со­ва­ла и Алек­сандра Гали­ча. Он начал читать запо­ем мно­го­чис­лен­ные сам­из­дат­ские про­из­ве­де­ния и зару­беж­ные кни­ги на эту тему. И одна­жды ему в руки попа­лась кни­га неко­е­го Эмма­ну­и­ла Свет­ло­ва «Вест­ни­ки Цар­ства Божия», посвя­щен­ная вет­хо­за­вет­ным про­ро­кам. Вско­ре выяс­ни­лось, что под этим псев­до­ни­мом скры­вал­ся свя­щен­ник Алек­сандр Мень. Собы­тия и пер­со­на­жи биб­лей­ских вре­мен изоб­ра­жа­лись в его кни­ге настоль­ко ярко и прав­до­по­доб­но, что воз­ни­ка­ло чув­ство, буд­то автор видел их соб­ствен­ны­ми гла­за­ми: «Тогда я в один пре­крас­ный день решил про­сто поехать и посмот­реть на него, ‒ рас­ска­зы­вал Галич. ‒ Я про­сто­ял служ­бу, про­слу­шал про­по­ведь, а потом вме­сте со все­ми моля­щи­ми­ся я пошел цело­вать крест. И вот тут-то слу­чи­лось малень­кое чудо. Может быть, я тут немнож­ко пре­уве­ли­чи­ваю, может быть, чуда и не было ника­ко­го, но мне в глу­бине души хочет­ся думать, что все-таки это было чудом. Я подо­шел, накло­нил­ся, поце­ло­вал крест. Отец Алек­сандр поло­жил руку мне на пле­чо и ска­зал: “Здрав­ствуй­те, Алек­сандр Арка­дье­вич. Я ведь вас так дав­но жду. Как хоро­шо, что вы приехали”».

О подроб­но­стях кре­ще­ния Гали­ча Мень нико­гда не рас­про­стра­нял­ся («вра­чеб­ная тай­на»), но под­чер­ки­вал неслу­чай­ность это­го собы­тия: «Что каса­ет­ся Гали­ча, то его вера была пло­дом твер­до­го, глу­бо­ко­го раз­мыш­ле­ния, очень непро­стых внут­рен­них, духов­ных про­цес­сов. Но я обыч­но о таких вещах не гово­рю, хотя меня часто об этом спрашивают».

А вот как опи­сы­ва­ет при­ход Гали­ча к рели­гии его дочь Але­на: «…отец уже серьез­но отно­сил­ся к вере, когда я учи­лась в стар­ших клас­сах [конец 50‑х годов]. Я знаю, что он с боль­шим ува­же­ни­ем отно­сил­ся к церк­ви, и у него дома на “Аэро­пор­те” были ико­ны… Но на Брон­ной ниче­го подоб­но­го нико­гда не было. Как он сам объ­яс­нял, к Пра­во­сла­вию его толк­ну­ло то, что это един­ствен­ное, что может спа­сти душу чело­ве­че­скую, и что при­ня­тие Пра­во­сла­вия ‒ это знак пре­дан­но­сти сво­ей зем­ле, сво­ей родине, тому месту, где родился…»

Рели­ги­оз­ная писа­тель­ни­ца Зоя Крах­маль­ни­ко­ва (жена писа­те­ля и дис­си­ден­та Фелик­са Све­то­ва ‒ тоже, кста­ти, еврея, при­няв­ше­го хри­сти­ан­ство) утвер­жда­ет, что кре­ще­ние Гали­ча состо­я­лось летом 1972 года, одна­ко Юрий Гла­зов вспо­ми­на­ет, что Галич «с гор­до­стью гово­рил о кре­стив­шем его отце Алек­сан­дре Мене». А посколь­ку Гла­зов эми­гри­ро­вал 21 апре­ля 1972 года, то, сле­до­ва­тель­но, кре­ще­ние состо­я­лось до это­го вре­ме­ни ‒ веро­ят­но, в мар­те ‒ апреле.

О том, как Галич при­шел к хри­сти­ан­ству, сохра­ни­лось любо­пыт­ное сви­де­тель­ство Фелик­са Све­то­ва: «Саша тяже­ло шел к вере. Он был евре­ем, рус­ским интел­ли­ген­том, и вся эта идея [кре­ще­ния] его силь­но сму­ща­ла. Зоя часто пыта­лась обра­тить его в веру, но он не мог спо­кой­но вой­ти в Цер­ковь. Одна­жды, я вспо­ми­наю, он выпи­вал. Он был боль­шой люби­тель выпить, кра­си­вый “пью­щий артист”. Зоя ска­за­ла: “Све­тик, пока­жи Саше свой крест”. И я пока­зал ему крест. На сле­ду­ю­щий же день он при­шел к свя­щен­ни­ку». Одна­ко в теле­пе­ре­да­че «Как это было» (1998), посвя­щен­ной Гали­чу, Све­тов рас­ска­зал, что неза­дол­го до кре­ще­ния Гали­ча они вдво­ем уже один раз съез­ди­ли к Меню, и тогда про­изо­шло их зна­ком­ство: «Одна­жды мы с ним поеха­ли к отцу Алек­сан­дру Меню в этот самый Сем­хоз ‒ ныне печаль­но зна­ме­ни­тый дом, воз­ле кото­ро­го отец Алек­сандр был убит. Это был заме­ча­тель­ный вечер. Отец Алек­сандр очень мно­го и пре­крас­но гово­рил, а Галич мно­го и пре­крас­но пел. После это­го бук­валь­но через несколь­ко дней он кре­стил­ся у отца Александра».

С 1970 по 1990 год Мень слу­жил в хра­ме Сре­те­ния Гос­под­ня, рас­по­ла­гав­шем­ся в Новой Деревне, близ под­мос­ков­но­го Пуш­ки­но. До зна­ком­ства с Гали­чем он отож­деств­лял авто­ра с пер­со­на­жа­ми его песен и поэто­му был несколь­ко удив­лен, когда на поро­ге хра­ма появил­ся высо­кий, кра­си­вый и бар­ствен­ный брю­нет, обла­да­ю­щий густым бари­то­ном, кото­рый маг­ни­то­фон­ные плен­ки, как выяс­ни­лось, силь­но иска­жа­ют. Гали­ча он сра­зу узнал, хотя до это­го не видел ни одной его фото­гра­фии. Как гово­рил потом отец Алек­сандр, «в пер­вом же раз­го­во­ре я ощу­тил, что его “изгой­ство” ста­ло для поэта не мас­кой, не позой, а огром­ной шко­лой души. Быть может, без это­го мы не име­ли бы Гали­ча ‒ тако­го, каким он был.

Мы гово­ри­ли о вере, о смыс­ле жиз­ни, о совре­мен­ной ситу­а­ции, о буду­щем. Меня пора­жа­ли его мет­кие иро­ни­че­ские суж­де­ния, то, как глу­бо­ко он пони­мал мно­гие вещи. Его вера не была жестом отча­я­ния, попыт­кой куда-то спря­тать­ся, к чему-то при­мкнуть, лишь бы най­ти тихую при­стань. Он мно­го думал. Думал серьез­но. Мно­гое пере­жил. Хри­сти­ан­ство влек­ло его. Но была какая-то внут­рен­няя пре­гра­да. Его мучил вопрос: не явля­ет­ся ли оно для него недо­ступ­ным, чужим. Одна­ко в какой-то момент пре­гра­да исчез­ла. Он гово­рил мне, что это про­изо­шло, когда он про­чел мою кни­гу о биб­лей­ских про­ро­ках. Она свя­за­ла в его созна­нии нечто раз­де­лен­ное. Я был очень рад и думал, что уже одно это оправ­ды­ва­ет суще­ство­ва­ние книги».

После этой пер­вой встре­чи Галич при­нял окон­ча­тель­ное реше­ние кре­стить­ся, о чем отцу Алек­сан­дру тут же сооб­щил ком­по­зи­тор Нико­лай Карет­ни­ков: «…когда Саша захо­тел кре­стить­ся, я пре­ду­пре­дил отца, что мы при­е­дем. Галич при­нял кре­ще­ние в малень­ком доми­ке свя­щен­ни­ка при церк­ви. Мы были втро­ем. Отец очень полю­бил его и все­гда смот­рел на него с глу­бо­кой нежностью».

Читайте также:  Что такое фаза луны экватор

На встре­чу с отцом Алек­сан­дром Галич дей­стви­тель­но поехал вме­сте с Карет­ни­ко­вым, кото­рый стал его крест­ным. А после это­го они втро­ем ‒ Мень, Галич и Карет­ни­ков ‒ сиде­ли в неболь­шом доми­ке свя­щен­ни­ка, и Галич читал свои сти­хи. Осо­бен­но соот­вет­ство­ва­ло момен­ту сти­хо­тво­ре­ние «Сто пер­вый пса­лом»: «Но вновь я печаль­но и стро­го / С утра выхо­жу за порог ‒ / На поис­ки доб­ро­го Бога, / И ‒ ах, да помо­жет мне Бог!» А еще через год Галич напи­шет пес­ню «Когда я вер­нусь», в кото­рой создаст воз­вы­шен­ный поэ­ти­че­ский образ ново­де­ре­вен­ско­го хра­ма: «Когда я вер­нусь, я пой­ду в тот един­ствен­ный дом, / Где с купо­лом синим не власт­но сопер­ни­чать небо, / И лада­на запах, как запах при­ют­ско­го хле­ба, / Уда­рит в меня и запле­щет­ся в серд­це моем».

После кре­ще­ния Галич часто слу­шал цер­ков­ную музы­ку. «Несмот­ря на все, Саша не терял при­сут­ствия духа, ‒ вспо­ми­на­ет Миха­ил Львов­ский. ‒ Толь­ко чаще слу­шал музы­ку ‒ теперь уже пре­иму­ще­ствен­но духовную.

‒ Что это за пла­стин­ки? ‒ спро­сил я как-то.

‒ Хор Боль­шо­го теат­ра… И Госу­дар­ствен­ный хор Сою­за, свеш­ни­ков­ский… Испол­ня­ют цер­ков­ные пес­но­пе­ния. Литур­гии Чай­ков­ско­го, Рах­ма­ни­но­ва. Мы спе­ци­аль­но запи­сы­ва­ем все это и потом про­да­ем запи­си за гра­ни­цу, а на Запа­де выпус­ка­ют­ся пла­стин­ки, кото­рые у нас почти не выхо­дят, ‒ пояс­нил он.

‒ Как же это мы продаем?

‒ А что мы не про­да­ем? ‒ отве­тил Саша вопро­сом на вопрос.

В это вре­мя хор Боль­шо­го теат­ра повто­рял что-то вро­де: “Гос­по­ди, поми­луй нас, поми­луй нас…”

Саша спро­сил: ‘‘Ты чув­ству­ешь, какое сло­во: ‘Поми­луй! По-ми-луй нас…’”»

Вме­сте с тем, если после кре­ще­ния и про­изо­шли какие-то суще­ствен­ные изме­не­ния, то они затро­ну­ли глав­ным обра­зом поэ­ти­че­ское твор­че­ство Гали­ча, в кото­ром рез­ко уве­ли­чи­лась кон­цен­тра­ция рели­ги­оз­ных моти­вов и изме­нил­ся спо­соб их пода­чи (исчез­ли иро­ния и сар­казм). Но как чело­век, как лич­ность Галич прак­ти­че­ски не изме­нил­ся ‒ по край­ней мере, внешне. Это вид­но и по вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков. Напри­мер, Раи­са Орло­ва гово­рит, что, «надев крест, Галич (как и неко­то­рые дру­гие ново­об­ра­щен­ные) не стал ни доб­рее, ни мило­серд­нее, не стал боль­ше думать о дру­гих людях». Впро­чем, послед­ний упрек Раи­сы Орло­вой сле­ду­ет отне­сти в первую оче­редь к ней самой, посколь­ку в тех же вос­по­ми­на­ни­ях она сету­ет: «Сколь­ко раз мы у себя и в дру­гих домах дари­ли его, уго­ща­ли им. И как, в сущ­но­сти ред­ко дари­ли ему, уго­ща­ли его… Сколь­ко не успе­ли ему сказать…».

Перед тем как при­нять кре­ще­ние, Галич мно­го читал соот­вет­ству­ю­щую рели­ги­оз­ную лите­ра­ту­ру и изу­чал обря­ды, а после соблю­дал хри­сти­ан­ские празд­ни­ки, ходил к при­ча­стию. И на этой поч­ве у них с женой даже воз­ни­ка­ли семей­ные кон­флик­ты. Сви­де­те­лем одно­го тако­го эпи­зо­да ста­ла Гали­на Шер­го­ва: «Зво­нок по теле­фо­ну, мрач­ный Нюшин голос: “Мы с Сашей раз­во­дим­ся”. Пере­пу­ган­ная, мчусь на Чер­ня­хов­ско­го. Ока­зы­ва­ет­ся, Гали­чи не сошлись во взгля­дах на кре­ще­ние Руси».

Похо­жий слу­чай зафик­си­ро­ван в вос­по­ми­на­ни­ях Вла­ди­ми­ра Воли­на: «Одна­жды в Доме твор­че­ства я услы­шал на лест­ни­це глав­но­го кор­пу­са гром­кий, на повы­шен­ных тонах раз­го­вор. Даже ско­рее не раз­го­вор, а гнев­ный моно­лог. Алек­сандр Арка­дье­вич, воз­му­ща­ясь и раз­ма­хи­вая рука­ми, спо­рил о чем-то с женой Анге­ли­ной Нико­ла­ев­ной, одно­вре­мен­но обви­няя и убеж­дая ее. Было впе­чат­ле­ние серьез­ной семей­ной ссо­ры. Порав­няв­шись с ними, я услы­шал о пред­ме­те спо­ра: речь шла о… тео­ре­ти­че­ских про­бле­мах ран­не­го хри­сти­ан­ства ‒ ни боль­ше ни меньше!».

Все это рез­ко выде­ля­ло Гали­ча на фоне дру­гих писа­те­лей. «…Я не пони­маю, ‒ вспо­ми­нал Юрий Наги­бин, ‒ поче­му хоро­шие пере­дел­кин­ские люди сме­я­лись над ним, когда на свет­лый Хри­стов празд­ник он шел в цер­ковь с белым чистым узел­ком в руке освя­тить кулич и пасху».

Кре­ще­ние Гали­ча вызы­ва­ло не толь­ко любо­пыт­ство, но и ино­гда даже самую насто­я­щую нена­висть, при­чем отнюдь не со сто­ро­ны орто­док­саль­ных иуде­ев, а со сто­ро­ны самых обык­но­вен­ных неве­ру­ю­щих евре­ев, кото­рые вос­при­ня­ли это как «пре­да­тель­ство» по отно­ше­нию к сво­ей нации.

Вес­ной 1974 года Алек­сандр Арка­дье­вич вме­сте с Анге­ли­ной Нико­ла­ев­ной при­хо­дил про­щать­ся с женой Мар­ка Кол­чин­ско­го (того само­го, на защи­те дис­сер­та­ции кото­ро­го Галич впер­вые пуб­лич­но испол­нил «Памя­ти Пастер­на­ка»). Там же при­сут­ство­вал вме­сте с женой Ири­ной и их сын, био­лог Алек­сандр Кол­чин­ский, кото­рый и оста­вил подроб­ный рас­сказ о кухон­ном засто­лье: «В тот день на Алек­сан­дре Арка­дье­ви­че была эле­гант­ная, низ­ко рас­стег­ну­тая лет­няя рубаш­ка, из-под кото­рой выгля­ды­ва­ла тол­стая цепоч­ка из жел­то­го метал­ла. Мать сиде­ла рядом с Гали­чем, слег­ка ото­дви­нув­шись от сто­ла, и гля­де­ла на эту цепоч­ку так, что от это­го взгля­да она, каза­лось, долж­на была начать плавиться.

Я не сра­зу понял, в чем дело. Алек­сандр Арка­дье­вич ста­рал­ся быть при­вет­ли­вым, ска­зал нам с Ирой несколь­ко лас­ко­вых слов. Мать тяже­ло мол­ча­ла в преж­ней позе, бро­ви были угро­жа­ю­ще сдви­ну­ты, а потом вдруг мрач­но спро­си­ла: “А что это у тебя на шее?” Галич отве­тил зазве­нев­шим голо­сом, в кото­ром про­зву­чал неко­то­рый вызов: “Я кре­стил­ся”. Тут Алек­сандр Арка­дье­вич залез рукой под рубаш­ку и выта­щил боль­шой натель­ный крест. При этом он ска­зал что-то вро­де: “Я при­шел к един­ствен­но­му Гос­по­ду наше­му Иису­су, и это сим­вол моей новой веры” ‒ и поце­ло­вал крест.

“Ты кре­стил­ся?!” ‒ вскри­ча­ла мать. Хотя сама она была бес­ко­неч­но дале­ка от любой рели­гии, в том чис­ле иудей­ской, мать очень не люби­ла, когда евреи кре­сти­лись, пола­гая это пре­да­тель­ством. Имен­но это она и ста­ла выска­зы­вать Гали­чу в самых рез­ких выражениях.

Читайте также:  Прогрессивная луна оппозиция нептун

Мы с Ирой хором пыта­лись мать оста­но­вить, а Галич в пол­ной рас­те­рян­но­сти бес­связ­но повто­рял: “Я нико­гда… Я не мог себе пред­ста­вить… Какое пра­во…” Он под­нял­ся, за ним Нюша, и они быст­ро ушли».

Сохра­ни­лись сви­де­тель­ства совре­мен­ни­ков о посе­ще­ни­ях Гали­чем церк­ви. Писа­тель­ни­ца Юлия Ива­но­ва вспо­ми­на­ла, как одна­жды с Гали­чем, Ана­то­ли­ем Най­ма­ном и еще одной сце­на­рист­кой они «съез­ди­ли в Ленин­град, побро­ди­ли по горо­ду, зашли в полу­тем­ный собор (служ­бы не было), поста­ви­ли све­чи». В Ленин­гра­де же Галич вме­сте с кол­лек­ци­о­не­ром бар­дов­ских песен Миха­и­лом Кры­жа­нов­ским посе­тил Николь­ский собор: «При­е­ха­ли. Галич вышел из маши­ны и дер­нул дверь. Разу­ме­ет­ся, запер­то. Он начал сту­чать. Вышел заспан­ный сторож:

‒ Отво­ри­те, пожа­луй­ста! Хочу Анне Андре­евне свеч­ку поставить.

‒ Какой Анне Андре­евне? Да и клю­чей у меня нет.

Но когда Галич сунул ему круп­ную купю­ру, дед нашел клю­чи и открыл собор.

Было пусто и тихо. Алек­сандр Арка­дье­вич сказал:

‒ Здесь отпе­ва­ли Ахматову.

Он зажег свеч­ку, посто­ял минут пять, что-то нашептывая.

Когда мы выхо­ди­ли, я обер­нул­ся: посре­ди гро­мад­но­го ноч­но­го хра­ма све­ти­лась одна высо­кая све­ча. Ахматовская…».

Днев­ни­ко­вая запись про­то­и­е­рея Алек­сандра Шме­ма­на за 26 мар­та 1975 года содер­жит инфор­ма­цию о его встре­че с Гали­чем в Нью-Йор­ке у одно­го из круп­ней­ших попу­ля­ри­за­то­ров автор­ской пес­ни Вик­то­ра Кабач­ни­ка: «У Кабач­ни­ков с Алек­сан­дром Гали­чем. У Гали­ча огром­ный чело­ве­че­ский шарм. Я его до сих пор читал или же слу­шал с лен­ты. Но совсем дру­гое ‒ слу­шать его живьем. Огром­ное впе­чат­ле­ние от этой лири­ки, эмо­ций ‒ оче­вид­но абсо­лют­но под­лин­ных. Широ­та, бла­го­же­ла­тель­ство, эле­гант­ность. Корот­кий раз­го­вор наедине ‒ об о. Алек­сан­дре Мене, об эми­гра­ции. “Я ведь нео­фит. Толь­ко знаю Еван­ге­лие, Биб­лию…”».

В отли­чие от мно­гих ново­об­ра­щен­ных у Гали­ча не появил­ся рели­ги­оз­ный фана­тизм, про­ис­хо­дя­щий из-за поверх­ност­но­го пони­ма­ния рели­гии. Напро­тив: он при­зна­вал свою не слиш­ком боль­шую ком­пе­тент­ность в этом вопро­се, хотя, судя по все­му, Галич все же пре­умень­шил свои позна­ния в рели­гии: из его же соб­ствен­но­го рас­ска­за извест­но, что кро­ме Биб­лии и Еван­ге­лия он читал еще как мини­мум одну ‒ а на самом деле гораз­до боль­ше ‒ рели­ги­оз­ную кни­гу: «Вест­ни­ки Цар­ства Божия», кото­рая, соб­ствен­но, и при­ве­ла его к христианству.

Одна­ко Галич не толь­ко сам при­шел к вере, но и стре­мил­ся при­об­щить к ней дру­гих. Скуль­птор Эрнст Неиз­вест­ный впо­след­ствии клял себя за то, что так и не позна­ко­мил­ся с Менем: «Я, ска­жем, до сих пор сер­дит на себя, нет мне про­ще­ния, ‒ отец Алек­сандр Мень хотел со мной встре­тить­ся. А я, иди­от, при­вык­ший, что при­ез­жа­ют ко мне, ска­зал: хочет ‒ пусть сам при­ез­жа­ет. Галич, Мераб тяну­ли меня к о.Александру… Это сей­час я зачи­ты­ва­юсь им, кля­ну себя. Маль­чиш­ка! Тепёрь сер­жусь и на Гали­ча, и на Мера­ба: они долж­ны были взять меня за шиво­рот и насиль­но повести!»

А поэтес­са Еле­на Кум­пан рас­ска­за­ла о вос­при­я­тии Гали­чем двух мало­из­вест­ных рели­ги­оз­ных сти­хо­тво­ре­ний: «Э.Л. позна­ко­ми­лась с ним в Мале­ев­ке. Ее очень под­ку­па­ло, кро­ме все­го про­че­го, то, что Галич был в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва поме­шан на сти­хах, пре­крас­но знал их и очень страст­но реа­ги­ро­вал на новые, неиз­вест­ные ему ранее. Эль­га пока­за­ла ему спи­сок тех сти­хов, автор­ство кото­рых мы не смог­ли уста­но­вить, но чита­ли их друг дру­гу и тем, кто это­го заслу­жи­вал, с нашей точ­ки зре­ния. В част­но­сти, она пока­за­ла ему одна­жды “Сколь­ко было нас ‒ Хлеб­ни­ков, Блок и Мари­на Цве­та­е­ва…” и “Лег­кой жиз­ни я про­сил у Бога…”. Галич про­чел сти­хи, кру­то повер­нул­ся и быст­ро ушел к вешал­ке, зарыл­ся в паль­то. Все это полу­чи­лось у него нелов­ко и невеж­ли­во. У Эль­ги, как она рас­ска­зы­ва­ла, “потем­не­ло в гла­зах от эта­ко­го хам­ства”, но она взя­ла себя в руки, подо­шла к Гали­чу и спо­кой­но ска­за­ла: “Отдай­те мне текст, будь­те доб­ры!” Он обер­нул­ся, лицо его было зали­то сле­за­ми… Эль­гу это очень тро­ну­ло, и она вклю­чи­ла его в круг “сво­их”».

Точ­ное автор­ство пер­во­го из упо­мя­ну­тых сти­хо­тво­ре­ний неиз­вест­но. Соглас­но одной из вер­сий, его напи­са­ла сама Мари­на Цве­та­е­ва вско­ре после сво­е­го воз­вра­ще­ния из эми­гра­ции в Совет­ский Союз, неза­дол­го до нача­ла Вто­рой миро­вой вой­ны и сво­ей тра­ги­че­ской гибе­ли, а соглас­но дру­гой ‒ поэт Нико­лай Асе­ев, уже после смер­ти Цве­та­е­вой: «Сколь­ко было нас? / Хлеб­ни­ков, Блок и Мари­на Цве­та­е­ва, / Мая­ков­ский, Есе­нин ‒ всей пев­чей дру­жи­ны чис­ло… / Сколь­ко свет­лых сне­гов, отси­яв, уплы­ло и рас­та­я­ло / И по мел­ким ручьям в оке­ан-глу­би­ну унес­ло! / Кем мы были? Цве­та­ми, листа­ми, зар­ни­ца­ми, звез­да­ми, / дока­за­тель­ством ваших неда­ром про­мчав­ших­ся лет, / вашим отблес­ком, вашей меч­той, вашим буду­щим созда­ны, / толь­ко, вид­но, не вовре­мя мы появи­лись на свет».

Несо­мнен­но, Галич при­чис­лял себя к сон­му этих поэтов, про­зре­вая в их судь­бе свою соб­ствен­ную, поэто­му и отре­а­ги­ро­вал так эмоционально.

А вто­рое сти­хо­тво­ре­ние, упо­мя­ну­тое Еле­ной Кум­пан, напи­сал поэт-пере­вод­чик Иван Тхор­жев­ский (1878–1951): «Лег­кой жиз­ни я про­сил у Бога: / Посмот­ри, как мрач­но все кру­гом. / Бог отве­тил: подо­жди немно­го, / Ты меня попро­сишь о дру­гом. / Вот уже кон­ча­ет­ся доро­га, / С каж­дым годом тонь­ше жиз­ни нить ‒ / Лег­кой жиз­ни я про­сил у Бога, / Лег­кой смер­ти надо бы просить».

Наблю­да­ет­ся пря­мое сов­па­де­ние ‒ и рит­ми­че­ское, и смыс­ло­вое ‒ со сти­хо­тво­ре­ни­ем Тют­че­ва «Вот иду я вдоль боль­шой доро­ги…», кото­рое очень любил Галич и неод­но­крат­но при­во­дил в каче­стве при­ме­ра под­лин­ной поэ­зии, про­ти­во­по­став­ляя песне «Рас­цве­та­ли ябло­ни и гру­ши…», кото­рая напи­са­на тем же раз­ме­ром: «Тяже­ло мне, зами­ра­ют ноги. / Ангел мой, ты видишь ли меня?» (так его цити­ро­вал Галич, что несколь­ко отли­ча­ет­ся от ори­ги­на­ла). И в тют­чев­ском про­из­ве­де­нии, и в сти­хо­тво­ре­нии «Лег­кой жиз­ни я про­сил у Бога…» при­сут­ству­ет мотив тяже­ло­го чело­ве­че­ско­го уде­ла, что как нель­зя более точ­но соот­вет­ство­ва­ло поло­же­нию само­го Гали­ча, воз­ник­ше­го в резуль­та­те его исклю­че­ния изо всех сою­зов и изо­ля­ции от общества.

Читайте также:  Исследовательская работа загадочная луна

Сти­хо­тво­ре­ние Тхор­жев­ско­го ока­за­лось близ­ко Гали­чу еще и темой при­бли­жа­ю­щей­ся ста­ро­сти: «Вот уже кон­ча­ет­ся доро­га, / С каж­дым годом тонь­ше жиз­ни нить», ‒ что пере­кли­ка­ет­ся с пес­ней само­го Гали­ча «Вот при­шли и ко мне седи­ны…»: «Ах, как быст­ро, несу­све­ти­мы, / Дни пошли нам вис­ки седить!», и, испол­няв­шей­ся им пес­ней Анча­ро­ва: «Ах, как быст­ро утек­ло / Сча­стья мое­го тепло!»

В про­из­ве­де­ни­ях Гали­ча вто­рой поло­ви­ны 1960‑х годов все чаще появ­ля­ют­ся хри­сти­ан­ские реа­лии и скры­тые реми­нис­цен­ции из Ново­го Заве­та. Напри­мер, в «Раз­го­во­ре с музой» (1966) пред­став­ле­на даже свое­об­раз­ная хри­сти­ан­ская три­а­да: смерть ‒ спа­се­ние ‒ вос­кре­се­ние: «Если с радо­стью тихой парт­ком и мест­ком / Сооб­щат нако­нец о моем погре­бе­нии, ‒ / Воз­вра­тись в этот дом, воз­вра­тись в этот дом, / Где спа­се­нье мое и мое вос­кре­се­ние ‒ / В этом доме у маяка. »

При­мер­но в это же вре­мя в его твор­че­стве воз­ни­ка­ет мотив рас­пя­тия, при­чем в кон­цов­ке пес­ни «Фести­валь пес­ни в Сопо­те в авгу­сте 1969» автор напря­мую срав­ни­ва­ет себя с рас­пя­тым Хри­стом: «А я, кре­стом рас­ки­нув руки, / Как осту­пив­ший­ся минер ‒ / Всё о беде да о раз­лу­ке, / Всё в ре-минор да в ре-минор…»

Обра­зу осту­пив­ше­го­ся мине­ра срод­ни образ подо­рвав­ше­го­ся на мине эсмин­ца в песне «Ста­рый принц» (1972): «Чья-то мина сра­бо­та­ла чисто Я тону, пора­жен­ный эсми­нец, / Но об этом не зна­ет никто!»

В нача­ле 1970‑х Галич пишет поэ­му «Вечер­ние про­гул­ки», в кото­рой вновь встре­ча­ет­ся мотив рас­пя­тия: «Пора сме­нить ‒ устав­ших ‒ на кре­сте», а в 1973 году он разо­вьет­ся в песне «Понес­лись кувыр­ком, кувыр­ком…»: «Худо нам на вось­мом эта­же / Нашей блоч­но-панель­ной Гол­го­фы! / Это есть. Это было уже. / Это спе­то ‒ и сло­же­но в стро­фы. / Это хво­рост для наших кост­ров… / Сно­ва лезут докуч­ные гости. / И кри­вой кла­дов­щик Ива­нов / Отпу­стил на рас­пя­тие гвозди!»

В том же году «блоч­но-панель­ная Гол­го­фа» будет упо­мя­ну­та в «Опы­те носталь­гии»: «Над блоч­но-панель­ной Рос­си­ей, / Как лагер­ный номер ‒ луна».

Смеш­ной слу­чай свя­зан со сти­хо­тво­ре­ни­ем «Сто пер­вый пса­лом», посвя­щен­ным Бори­су Чичи­ба­би­ну. Одна­жды Галич про­чи­тал его Миха­и­лу Кры­жа­нов­ско­му и спро­сил: «Миша, как вы дума­е­те, что озна­ча­ет этот заго­ло­вок?» Тот, не обла­дая боль­ши­ми позна­ни­я­ми в рели­гии, наив­но отве­тил: «Сто пер­вый кило­метр, что ли?». Галич рас­хо­хо­тал­ся, но боль­ше ниче­го не ска­зал. И лишь спу­стя почти два деся­ти­ле­тия, когда Кры­жа­нов­ско­му попал­ся в руки Псал­тырь, он нашел в нем сто пер­вый пса­лом и про­чи­тал: «Молит­ва страж­ду­ще­го, когда он уны­ва­ет и изли­ва­ет пред Гос­по­дом печаль свою».

Любо­пыт­но, что впер­вые сло­во «пса­лом» в твор­че­стве Гали­ча появи­лось в одном из сти­хо­тво­ре­ний кон­ца 1930‑х (!) годов, кото­рое он цити­ру­ет в «Гене­раль­ной репе­ти­ции»: «А здесь с голо­вы и до самых пят / Чужой нежи­лой уют, / Здесь даже вещи не про­сто скри­пят, / А слов­но псал­мы поют. » Эти сти­хи в 1941 году он читал Лии Кан­то­ро­вич, и, веро­ят­но, стран­но было их слы­шать из уст 23-лет­не­го пар­ня, играв­ше­го в спек­так­ле «Город на заре» роль «вра­га наро­да» троц­ки­ста Бор­ща­гов­ско­го. Кста­ти, когда Саше Гин­збур­гу было восемь лет, он был настоль­ко отрав­лен ате­и­сти­че­ской про­па­ган­дой, что даже про­го­ло­со­вал за раз­ру­ше­ние церк­ви, о чем ста­ло извест­но из рас­ска­за режис­се­ра Теат­ра на Таган­ке Юрия Люби­мо­ва: «Я близ­ко сдру­жил­ся с маль­чи­ком Сашей Гин­збур­гом. Мы в одном клас­се. Я еще не знал, что он будет зна­ме­ни­тым бар­дом Гали­чем. Мне нра­ви­лась его откры­тость, мяг­кость и жела­ние участ­во­вать во всех аван­тю­рах в шко­ле и школь­ном дво­ре. Я толь­ко не про­стил его за его “голос” ради раз­ру­ше­ния пра­во­слав­ной церк­ви. Мне 8 лет. 1925 год».

Одна­ко этот воин­ству­ю­щий ате­изм вско­ре исчез, и к нача­лу 1940‑х годов Галич уже совсем по-ино­му отно­сил­ся к рели­гии. В вос­по­ми­на­ни­ях Мат­вея Гри­на о его зна­ком­стве с Гали­чем осе­нью 1941 года есть такой эпи­зод: «“А гово­рят Бога нет! Конеч­но, есть!” ‒ засме­ял­ся незна­ко­мец». Таким обра­зом, совет­ское вос­пи­та­ние к тому вре­ме­ни уже дало тре­щи­ну, и Галич стал все­рьез заду­мы­вать­ся о вопро­сах веры. И есть тому подтверждение.

Его пер­вая жена Вален­ти­на Архан­гель­ская, кото­рая всю жизнь была твер­до­ка­мен­ной ком­му­нист­кой и при­шла к пра­во­сла­вию толь­ко в самом кон­це жиз­ни (она умер­ла в 1999 году), как-то еще до рож­де­ния их доче­ри Але­ны ‒ а это нача­ло 40‑х годов ‒ спро­си­ла мужа: «Саш­ка, если бы тебе при­шлось выби­рать веру, какую ты бы выбрал?». Галич ей отве­тил: «Пра­во­сла­вие. Иудей­ская вера непло­ха, но пра­во­сла­вие бли­же моей душе». Есть и дру­гая вер­сия: «Ну, в общем-то, все веры сами по себе инте­рес­ны. Но мне по душе православие».

Что же каса­ет­ся темы псал­мов, то она будет инте­ре­со­вать Гали­ча и в 70‑е годы, при­чем настоль­ко, что в пись­ме к Бори­су и Лилии Чичи­ба­би­ным от 6 янва­ря 1973 года он при­зна­ет­ся, что заду­мал напи­сать кни­гу псал­мов. Одна­ко замы­сел этот так и не будет осуществлен.

Источник

Adblock
detector