Волосы у отца уже стали седеть. 2) Хорошо вечером сидеть у костра. 3) Птичка вила гнездо. 4) Дорожка вела к озеру. 5) Кот слизал сметану. 6) Мальчик слезал с дерева
4. Работа над структурой текста. Выборочное списывание текста из учебника. Составление концовки текста.
5. Домашнее задание.
Урок на тему «Правописание глаголов прошедшего времени» (IV класс, 1-1У)
1. Постановка учебной задачи.
—Прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока.
—Что вы знаете о глаголах в прошедшем времени ?
—По какому плану вы бы сделали обобщение? Коллективно составляется план.
2. Наблюдения над особенностями глаголов прошедшего вре
мени (по тексту упражнения учебника).
—Поставьте к глаголам вопросы.
—Сделайте вывод о глаголах в прошедшем времени.
—Разберите по составу глаголы шуршал, загнал, зазеленел, заголубел, вылетела.
—Сделайте вывод о суффиксе глаголов прошедшего времени.
3. Письмопо памяти.
4.Изменение глаголов по числам и родам (по тексту упражнения учебника).
Работа с выводом об окончаниях по учебнику.
5. Диктант с предварительной подготовкой.
6. Обобщение о глаголах прошедшего времени по плану, составленному в начале урока.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3ПРИМЕРЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА
Задания
1. Пользуясь различными способами правки, отметьте ошибки.
2. Назовите ошибки, типичные для всех учеников и для каждого ученика в отдельности. Укажите их причину.
3. Спланируйте работу над ошибками.
Над лесом взошло сонце. Лучи его заиграли но реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди палей поузкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат накол-хозные паля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.
7.Над лесом взошло солнце. Лучи ево заиграли по рике, на кустах. Кругом тишна и прохлада. Птицы щебечут в чаще диревьев. Среди полей по уской дорошке идет группа ребят. Это пеонеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отрят в калхоз Дубки. Рибята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать уржай.
9.Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли пореке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревев. Среди полей по узкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый игорь ушаков ведет отряд в колхоз дубки. Ребята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.
11.Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишына и прахлада. Птицы щебечут в чяще деревьев. Среди палей по узкой дорожке идет група ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат на колхозные поля. Сваей работой помогут колхозникам собрать урожай.
Источник
Вокруг раскинулись густые леса. Лиса живет в норе.
Выясняется, что слова различаются по смыслу. Учащиеся подбирают однокоренные проверочные слова и устанавливают, что эти слова пишутся неодинаково. Предложения записываются.
— Прежде чем писать слово, нужно выяснить для себя его значение.
3. Предупредительный диктант.
Волосы у отца уже стали седеть. 2) Хорошо вечером сидеть у костра. 3) Птичка вила гнездо. 4) Дорожка вела к озеру. 5) Кот слизал сметану. 6) Мальчик слезал с дерева.
4. Работа над структурой текста. Выборочное списывание текста из учебника. Составление концовки текста.
5. Домашнее задание.
Урок на тему «Правописание глаголов прошедшего времени» (IV класс, 1-1У)
1. Постановка учебной задачи.
—Прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока.
—Что вы знаете о глаголах в прошедшем времени ?
—По какому плану вы бы сделали обобщение? Коллективно составляется план.
2. Наблюдения над особенностями глаголов прошедшего вре
мени (по тексту упражнения учебника).
—Поставьте к глаголам вопросы.
—Сделайте вывод о глаголах в прошедшем времени.
—Разберите по составу глаголы шуршал, загнал, зазеленел, заголубел, вылетела.
—Сделайте вывод о суффиксе глаголов прошедшего времени.
3. Письмопо памяти.
4.Изменение глаголов по числам и родам (по тексту упражнения учебника).
Работа с выводом об окончаниях по учебнику.
5. Диктант с предварительной подготовкой.
6. Обобщение о глаголах прошедшего времени по плану, составленному в начале урока.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3ПРИМЕРЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА
Задания
1. Пользуясь различными способами правки, отметьте ошибки.
2. Назовите ошибки, типичные для всех учеников и для каждого ученика в отдельности. Укажите их причину.
3. Спланируйте работу над ошибками.
5.Над лесом взошло сонце. Лучи его заиграли но реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди палей поузкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат накол-хозные паля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.
7.Над лесом взошло солнце. Лучи ево заиграли по рике, на кустах. Кругом тишна и прохлада. Птицы щебечут в чаще диревьев. Среди полей по уской дорошке идет группа ребят. Это пеонеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отрят в калхоз Дубки. Рибята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать уржай.
9.Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли пореке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревев. Среди полей по узкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый игорь ушаков ведет отряд в колхоз дубки. Ребята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.
11.Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишына и прахлада. Птицы щебечут в чяще деревьев. Среди палей по узкой дорожке идет група ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат на колхозные поля. Сваей работой помогут колхозникам собрать урожай.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник
Контрольная работа по русскому языку по теме «Орфография»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ЗАДАНИЕ 2 с. 14. Составьте таблицу, опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы
1.ЖИ-ШИ пишется с буквой И.
2.ЧА-ЩА пишется с буквой А.
3.ЧУ-ЩУ пишется с буквой У.
4.ЧК и ЧН пишутся без Ь.
5.Ь пишут в конце слова и в середине между двумя согласными (дождь, сильный).
6.Разделительный мягкий знак пишут после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И (печенье, жилье, обезьяна, воробьи).
7. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Слитные, раздельные и дефисные написания
Предлоги пишутся отдельно (в саду, на столе, между дубами).
Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся:
1)имена, отчества, фамилии людей;
2)названия стран, городов, деревень, улиц, морей, рек, озер;
Способы переноса слов
Слова переносятся по слогам (ост-ров, во-да, ко-ро-ва).
Нельзя переносить одну букву.
Передача буквами фонемного состава слова
1.Буква Э пишется в начале, середине и в конце иноязычных слов (эхо, поэзия, каноэ).
2.Звук [й] – согласный, без гласного он слога не составляет.
3. РЧ, РЩ, НЧ, НЩ, ЧТ пишутся без Ь.
4.Ь пишут в конце слова и в середине между двумя согласными (дождь, сильный).
5.Разделительный мягкий знак пишут после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И (печенье, жилье, обезьяна, воробьи).
6. Проверяемые и непроверяемые парные согласные в корне и на конце слова.
7.Правописание двойных (парных) согласных.
Слитные, раздельные и дефисные написания
Предлоги пишутся отдельно (в саду, на столе, между дубами).
Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся: 1)имена, отчества, фамилии людей; 2)названия стран, городов, деревень, улиц, морей, рек, озер; 3)клички животных.
Способы переноса слов
1.Нельзя переносить две одинаковые согласные (осен-ний, групп-па): одну букву оставляй, другую переноси на новую строку.
2.При переносе буква Й не отделяется от гласной (дей-ствие, мой-ка).
3.Знак переноса ставится после Ь или Ъ (подъ-езд, объ-ем).
Передача буквами фонемного состава слова
1.Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е,Ё,Ю,Я и в некоторых словах иностранного происхождения (съезд, подъем, предъюбилейный, объявление; адъютант). Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э (сэкономить).
Слитные, раздельные и дефисные написания
1.Приставки пишутся слитно.
2.Предлоги пишутся раздельно.
3.НЕ с глаголами пишутся раздельно.
Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся: 1)имена, отчества, фамилии людей; 2)названия стран, городов, деревень, морей, рек, озер; 3)клички животных.
Способы переноса слов
1.Нельзя переносить две одинаковые согласные (осен-ний, групп-па): одну букву оставляй, другую переноси на новую строку.
2.При переносе буква Й не отделяется от гласной (дей-ствие, мой-ка).
3.Знак переноса ставится после Ь или Ъ.
Род: муж. р.; жен.р.; сред. р.
Передача буквами фонемного состава слова
1.Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И.
2.Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е,Ё,Ю,Я и в некоторых словах иностранного происхождения. Ъ не пишется перед буквами А, О, У, Э (сэкономить).
3. Ь пишется на конце существительных женского рода 3 скл. (мышь, печь).
4.Ь не пишется на конце существительных мужского рода (нож, товарищ, карандаш).
5. Правописание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных.
6. Правописание личных окончаний глагола.
Слитные, раздельные и дефисные написания
1.Приставки пишутся слитно.
2.Предлоги пишутся раздельно.
3.НЕ с глаголами пишутся раздельно (за исключением тех случаев, когда глагол без НЕ не употребляется: мне нездоровится, ненавидеть .
Употребление прописных букв
С большой буквы всегда пишутся:
1)имена, отчества, фамилии людей;
2)названия стран, городов, деревень, улиц, морей, рек, озер;
Способы переноса слов
1.Нельзя переносить две одинаковые согласные (осен-ний, групп-па): одну букву оставляй, другую переноси на новую строку.
2.При переносе буква Й не отделяется от гласной.
3.Знак переноса ставится после Ь или Ъ.
Род: муж. р., жен.р., сред. р.
Названия падежей: И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.
Склонение: 1 скл., 2 скл., 3 скл.
Спряжение: I спр., II спр.
ЗАДАНИЕ 7 с. 22. Пользуясь 2 разными программами и учебниками русского языка, составьте перечень орфограмм, с которыми знакомятся ученики начальной школы. Сравните не только получившиеся списки, но и последовательность предъявления орфографических фактов и соответствующих правил правописания.
с которыми знакомятся учащиеся начальных классов
Программа Т.Г. Рамзаевой и др.
«Русский язык. 1-4 классы»
Программа Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой
«Русский язык. 1-4 классы»
Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)
Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)
Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова
Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова
Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова
Правописание ЧН, ЧК
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
Слова с буквой Э
Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И
Правописание РЧ, РЩ, НЧ, НЩ, ЧТ
Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И
Правописание ЧН, ЩН, ЧК
Правописание удвоенных (парных) согласных
Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке)
Правописание суффиксов имен существительных –ЕК и -ИК
Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (3 склонение), мужского рода (2 склонение) и у глаголов во 2 лице един. числа (рисуешь, строишь)
Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке)
Правописание НЕ с глаголами
Правописание разделительного Ъ после приставок на согласный перед буквами Е,Ё,Ю,Я
Правописание НЕ с глаголами
Правописание удвоенных (парных) согласных
Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Раздельное написание предлогов с местоимениями
Раздельное написание предлогов с местоимениями
Правописание личных окончаний глаголов
Правописание личных окончаний глаголов
Правописание наречий на –о, -а
Правописание наречий на –о, -а
Сравните не только получившиеся списки, но и последовательность предъявления орфографических фактов и соответствующих правил правописания.
Авторы обеих программ предлагают к изучению в начальной школе примерно одинаковое общее количество орфограмм – 20 по программе Т.Г.Рамзаевой и 21 по программе Л.М. Зелениной. Однако набор (перечень) их несколько различается. В программе Т.Г. Рамзаевой имеется 2 орфограммы («Слова с буквой Э» и «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (3 склонение), мужского рода (2 склонение) и у глаголов во 2 лице един. числа»), которых нет в программе Л.М.Зелениной. В программе Л.М. Зелениной есть 3 орфограммы («Правописание суффиксов имен существительных –ЕК и -ИК», «Правописание ЦИ-ЦЫ» и «Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е»), которых нет в программе Т.Г. Рамзаевой. В остальном список орфограмм для изучения в 1-4 классах в этих дух программах совпадает.
Количество орфограмм, предлагаемых к изучению в каждом классе от 1-го до 4-го, в этих двух программа совпадает в 2ом классе (4 орфограммы) и 4ом классе (5 орфограмм); не совпадает в 1ом классе: по Т.Г. Рамзаевой – 8 орфограмм, по Л.М. Зелениной – 5 орфограмм; и в 3ем классе: по Т.Г.Рамзаевой – 3 орфограммы, по Л.М. Зелениной – 7 орфограмм.
Последовательность предъявления орфограмм и соответствующих правил правописания в этих двух программах полностью совпадает в 4 классе. В остальных классах данная последовательность совпадает лишь частично.
Так, в 1 классе по обеим программам школьники должны усвоить в следующей последовательности (которая соблюдается в программе Л.М.Зелениной) 5 орфограмм.
1.Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)
2.Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова
3.Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
4.Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова
5.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
В программе Т.Г. Рамзаевой к этой последовательности прибавляются еще 3 орфограммы, и порядок их изучения выглядит следующим образом:
1.Заглавная буква в словах (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов)
3.Ь для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова
4.Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
5.Правописание ЧН, ЧК
6.Проверяемые и непроверяемые согласные (парные, глухие и звонкие) в корне и на конце слова
7.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова
3 орфограммы («Правописание предлогов», «Правописание ЧН, ЧК», «Непроизносимые согласные») по программе Т.Г. Рамзаевой изучаются в 1 классе, в программе Л.М. Зелениной первые две из них изучаются во 2 классе, «непроизносимые согласные» — в 3 классе.
Во втором классе обе программы предлагают к изучению 2 орфограммы: «Разделительный Ь пишут перед буквами Е,Ё,Ю,Я и И» и «Правописание сочетаний двух согласных» (их набор в программах разный: у Т.Г. Рамзаевой их больше – это сочетания РЧ, РЩ, НЧ, НЩ, ЧТ, а у Л.М.Зелениной — ЧН, ЩН, ЧК.
Кроме этих двух орфограмм по программе Т.Г. Рамзаевой дети во 2ом классе изучают еще две орфограммы: орфограмму «Правописание слов с буквой Э» (которой совсем нет в программе Л.М. Зелениной) и орфограмму «Правописание удвоенных (парных) согласных» (изучение которой в программе Л.М.Зелениной отнесено в 3ий класс). По программе Л.М.Зелениной, в отличие от программы Т.Г. Рамзаевой, во 2ом классе школьники изучают две орфограммы: «Правописание ЦИ-ЦЫ» (которой совсем нет в программе Т.Г. Рамзаевой) и орфограмму «Правописание предлогов» (которую по программе Т.Г. Рамзаевой школьники изучли уже в 1ом классе).
В третьем классе обе программы включают 2 орфограммы («Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке, например: под-, от-, на-, пред- и т.д. )», «Правописание НЕ с глаголами»).
Кроме этих двух орфограмм по программе Т.Г. Рамзаевой дети в 3ьем классе изучают еще одну орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (3 склонение), мужского рода (2 склонение) и у глаголов во 2 лице един. числа (например: рисуешь, строишь)». В программе Л.М. Зелениной этой орфограммы нет. По программе Л.М.Зелениной, помимо выше названных орфограмм, третьеклассники изучают еще 5 орфограмм, двух из которых в программе Т.Г. Рамзаевой нет («Правописание суффиксов имен существительных –ЕК и -ИК» и «Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е»). Еще три орфограммы в программе Л.М. Зелениной: орфограмма «Правописание приставок (которые не изменяются в русском языке)», орфограмма «Правописание разделительного Ъ после приставок на согласный перед буквами Е,Ё,Ю,Я» (по Т.Г. Рамзаевой – 2 класс); орфограмма «Непроизносимые согласные» (по Т.Г. Рамзаевой – 1 класс).
В четвертом классе перечень орфограмм и порядок их изучения полностью совпадает в обеих программах:
1.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
2.Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
3.Раздельное написание предлогов с местоимениями
4.Правописание личных окончаний глаголов
5.Правописание наречий на –о, -а
Таким образом, сопоставительный анализ орфограмм, которые предлагаются к изучению в начальной школе авторами двух программ, показал, что в каждой программе есть свои достоинства и недостатки.
К достоинствам обеих программ в плане изучения орфограмм относятся: последовательность от простого к сложному, учет физиологических и психологических особенностей учащихся младших классов, ориентация на преемственность с основной школой (переход в 5класс).
К недостаткам программы Т.Г Рамзаевой можно отнести то, что:
— 3 орфограммы для 1-го класса («Правописание предлогов», «Правописание ЧН, ЧК», «Непроизносимые согласные») еще достаточно сложны для понимания первоклассников, недаром эти орфограммы в программе Л.М.Зелениной изучаются во 2ом классе;
— неравномерное распределение орфограмм по классам: в 1 классе – 8, во 2 классе – 4, в 3 классе – 3, в 4 классе – 5; слишком большая нагрузка на первоклассников (8 орфограмм) и слишком маленькая нагрузка на учащихся 3его класса (всего 3 орфограммы).
Достоинством программы Л.М. Зелениной является более равномерное, чем в программе Т.Г. Рамзаевой, распределение орфограмм по классам: в 1 классе – 5, во 2 классе – 4, в 3 классе – 7, в 4 классе – 5; изучение 7 орфограмм учащимися 3его класса вполне им по силам.
ЗАДАНИЕ 11 с. 31. Выберите из приведенных пар слов те, которые можно использовать при формировании понятия «орфограмма». Ответ обоснуйте.
Орфограммой называется то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный, или, другими словами, это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу.
1) пишется не так, как слышится» – нахождение звука в слабой позиции (безударная гласная в корне слова; звонкий/глухой согласный на конце слова, в корне слова (сомнительный согласный); непроизносимый согласный и т.д.) ;
2) наличие орфографического правила, регулирующего написание орфограммы.
Все из перечисленных пар слов могут быть использованы при формировании понятия «орфограмма», так как все они отвечают признакам орфограмм.
Пара « сосна – сосны» может быть использована для объяснения того, что орфограмма требует знания орфографического правила: слово «сосна» — орфограмма в первом безударном слоге «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Правило: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением – сОснА – сОсны.
Пара « сосна – насос» может быть использована для объяснения, что такое орфограмма – «ошибкоопасное место» в слове, гласная в безударном положении в первом слоге (сО_ и нА-). Правила: 1) чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением – сОснА – сОсны; 2) приставка на- (приставки но- в русском языке нет).
Пары « крошка – кружка», «лодка – посадка» могут быть использованы для работы с орфограммой «Проверяемый согласный в корне слова». В первой паре слов буквы Ш и Ж произносятся одинаково, как звук [ш]. Во второй паре буква Д произносится как звук [т]. Правило: чтобы не ошибиться в написании согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался (после него стоял гласный звук): крошка – крошечка, кружка – кружечка, лодка – лодочка, посадка – посадочка .
Пары « шкаф – рукав», «суп – хлеб» может быть использована для работы с орфограммой «Правописание парных (глухих и звонких) согласных на конце слова (в корне слова)». В первой паре слов парные согласные Ф (глухой) и В (звонкий) произносятся одинаково, как звук [ф]. Во второй паре парные согласные П (глухой) и Б (звонкий) произносятся как звук [п]. Правило: чтобы не ошибиться в написании согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался (после него стоял гласный звук): шкаф – шкафы, рукав – рукава, суп – супа, хлеб – хлеба .
Пара «грибы – гриб» может быть использована для отработки нахождения орфографического правила для орфограммы «Проверяемый согласный в корне слова». Правило: чтобы не ошибиться в написании согласного в корне слова, нужно подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы этот согласный хорошо слышался (после него стоял гласный звук): гриб – грибы.
Пара « машина – пружина» может быть использована для отработки орфограммы «Правописание шипящих с буквой И». С данных словах слышится и произносится звук [ы], а по правилу пишется буква И. Правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И.
ЗАДАНИЕ 12 с. 31. Составьте фрагмент урока с целью формирования у первоклассников понятия об орфограмме и знаний об опознавательных признаках орфограмм.
По 50-52 страницам «Азбуки» знакомим первоклассников с наличием орфограммы «ошибкоопасного» места безударного гласного звука.
Первоклассникам предлагается послушать слово и произвести его звуковой анализ.
— Что это? (Учитель показывает картинку с изображением сосны).
Учитель. Произнесем слово и послушаем его.
Учитель. Произнесем слово и послушаем его.
Учитель. Найдите ударный слог.
Дети. [СА — СН А ] – второй.
Учитель. Скажите слово по слогам.
Учитель. Сколько слогов в слове?
Учитель. — Назовите первый слог (СА). Произведите звуковой анализ этого слога.
— Выделите первый звук, назовите его. [С]
— Какой он? (Согласный, твердый).
— Карточкой какого цвета обозначим звук [С]?
— Обозначьте. Положите перед собой карточку, а я это сделаю на доске. (Учитель берет карточку синего цвета).
— Выделите второй звук. Назовите его (А)
— Охарактеризуйте его (гласный, безударный. ) (Рядом с предыдущей карточкой ставим карточку красного цвета).
— Посмотрите, не слияние ли это? (Слияние).
— Замените эти две карточки одной (слияние) или вставьте в прорезь синей — красную.
— Прочитайте по схеме — получилось ли слово?
Учитель ставит нераскрашенную схему второго слога (СНА), анализ которого проводится по той же схеме, что и анализ первого слога.
Учитель. — А теперь обратимся к «Прописи». Авторы задумали слово и предложили его схему — Не СОСНА ли это слово? Проверим. Прочитаем по схеме:
— Нет. Какое же слово задумали авторы?
(Отгадка дается ученикам, сидящим за первой партой. Они передают сидящим за второй и т.д. А вслух произносят сидящие за последней партой).
— Какое же слово задумано? (НАСОС).
— Проверьте, для него ли заготовлена схема. (Да). (Далее анализируется первый слог из слова «НАСОС»). Для разнообразия можно предложить ученикам не обозначать звуки карточками, а раскрашивать в готовой схеме «Прописи».
На доске звуки обозначены карточками. Делают это ученики.
Учитель. — А сейчас попробуем сделать открытие. Сравните первые слоги в наших словах. Произнесите их хором.
Дети. — САсна – Насос.
Учитель. — Назовите гласные звуки в этих слогах ([a]) Одинаковые они или разные? (Одинаковые). Можно ли эти два звука (каждый из них) обозначить одной карточкой? Обозначим.
— Какой же звук мы обозначили? (Гласный, безударный). А если бы он был ударным, как бы мы его обозначили?
— Итак, мы услышали в наших словах безударный гласный [а]. А теперь посмотрим на с.52 «Азбуки», как написаны эти слова. Прочитаем их так, как они напечатаны. (Дети читают орфографически). Какой буквой обозначен звук [а] в слове СОСНА? Какой буквой обозначен звук [а] в слове НАСОС? Я это обозначаю на схеме:
— Как интересно! Звук один, а на письменную работу посылает . две буквы. Какие? (Букву О или букву А). В разрезной азбуке найдите буквы, которыми может обозначаться звук [А]. Покажите их.
— Какое же открытие мы сделали?
Обобщение учителя: Один звук может посылать на «письменную работу» две буквы: то А, то О).
— А теперь мне надо написать слово, в котором есть безударный звук [А]. Могу ли я сразу написать букву? (Нет). Почему?
— Какой же можно сделать очень важный вывод? Если мы слышим безударный гласный звук [а], можем ли на его месте смело писать букву «А»? (Нет).
— Значит, безударному гласному звуку [а] при письме нельзя доверять.
ВЫВОД: Такой звук — всегда «опасное место» – это орфограмма. Чтобы правильно написать букву на «опасном месте», нужно воспользоваться орфографическим правилом.
— Найдем в схеме звук [а], которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный [а]). Отметим его значком, предупреждающим об опасности (В схеме появляется сигнал-кружочек).
Для закрепления понятия «орфограмма» детям предлагается проверить себя.
Учитель. — Проверим себя, умеем ли мы отличить «опасное место» при письме от безопасного.
Звуковой диктант. — Хлопните, если в слове безударный звук [А], т.е. если в нем есть опасное место: шары, дома, мал, белка, нам, Нина, небо, столы, трава .
ВЫВОД: безударный гласный звук — это всегда опасное место для письма. Его целесообразно зафиксировать в таблице.
Учитель. — Давайте сделаем таблицу, которая напоминала бы об опасности при письме. (Таблица создается при участии первоклассников). Что я обозначила значком? (Это опасное место для гласных). Можно ли перенести в таблицу схему слова СОСНА и НАСОС обозначить «опасные места»? (Можно).
Созданием таблицы на уроке завершается первый этап знакомства первоклассников с опознавательным признаком орфограмм для гласных — отсутствием ударения (безударностью). В дальнейшем таблица дополняется перечнем других орфограмм и будет напоминать обо всех «опасностях». К концу учебного года первоклассники узнают: буквы, которые нельзя писать по слуху, а надо писать по правилу, называются орфограммами.
Источник