Меню

Нагрев поверхности солнцем температура

Нагрев поверхности солнцем температура

В городе встречаются разные поверхности. В основном это, конечно, асфальт, но много где лежит тротуарная плитка, местами — гранит или булыжник.

Температура любой поверхности зависит от:

  • температуры воздуха;
  • высоты Солнца над горизонтом и длительности времени воздействия солнечных лучей на поверхность;
  • свойств самой поверхности (теплопроводность, теплоемкость, плотность, цвет);
  • скорости ветра.

Фактическая температура поверхности — это точное число градусов, но для нас важнее не то, сколько на поверхности градусов, а то, насколько горячей эта поверхность воспринимается. Если наши ощущения говорят нам, что «нормально» или «горячо» — значит, дня нас действительно нормально или, наоборот, горячо, сколько бы там градусов ни было (предполагается, что у вас нормальная восприимчивость к температурным воздействиям, и вы не склонны переоценивать свои возможности). Воспринимаемая «горячесть» поверхности зависит от того, как быстро тепло передается от поверхности к коже, а это, в свою очередь, зависит от теплопроводности и фактуры материала. Чем теплопроводность выше, тем горячее будет казаться поверхность. Гладкие поверхности также ощущаются горячее неровных. Это связано с тем, что при контакте с фактурной поверхностью площадь контакта меньше, и местами сохраняется воздушная прослойка, что в итоге уменьшает передачу тепла.

Текущим летом (2010 г.), когда дневная температура в Москве установилась на уровне выше 30 градусов по Цельсию и ходить местами стало горячо, я решил измерить реальную температуру разных городских поверхностей. Первоначально результаты всех измерений записывал на форуме, а после того, как данных набралось достаточно, решил все это оформить в виде отдельной статьи.

Результаты измерений не претендуют на научную точность, но в практическом плане на них вполне можно ориентироваться. Измерения проводились бытовым медицинским инфракрасным термометром Scala SC8120.

    Конечно, кому-то может показаться странным мерять температуру поверхности градусником для уха, но, как показала практика, этим термометром можно мерять температуру всего чего угодно. Заявленный в инструкции диапазон измерений — от 32 до 43 градусов, но несмотря на это, на практике он меряет от 0 до больше чем 70 градусов (объектов с большей температурой под рукой не нашлось). Заявленная погрешность — 0.2 градуса для температуры от 36 до 39 градусов, и 0.3 градуса в остальном диапазоне.

Температура измерялась при следующих условиях: температура воздуха — 30-32 градуса, время — 3 часа дня (по идее, это самое жаркое время), безветренная погода, поверхности с утра под солнечными лучами.

Результаты измерения
Поверхность Температура, ° С
серый асфальт 52-55
серая доска (обычная доска, посеревшая от времени) 56
белый пластик 37
светло-серый цемент 40-42
земля 50-55
тротуарная плитка (красная) 48
дорожная бетонная плита 50
асфальтовая крошка 51-52
дорожная пыль 48
темно-серый (почти черный) пластик внутри стоявшей на солнце машины 70

Разброс значений означает, что при разных измерениях на одинаково выглядящих поверхностях была получена разная температура.

В общем, все вполне ожидаемо — чем предмет темнее, тем он горячее по градусам. А вот наши ощущения, как уже говорилось выше, будет сильно зависить еще и от свойств поверхности.

Личные ощущения при ходьбе по тротуарной плитке или асфальту средней зернистости:

  • ниже 48 градусов — «тепло, в границах комфортности»
  • 48-50 градусов — «горячо, но идти можно»
  • 50-55 градусов — «идти можно, но очень быстро»
Читайте также:  Звери если солнце за нас

Гладкий асфальт реально воспринимается горячее: если по асфальту средней зернистости еще можно спокойно идти, то по гладкому идти будет уже очень горячо.

14 июля по «Эху Москвы» выступал директор Гидрометеобюро, говорил про погоду и температуру вообще и температуру поверхностей в частности, цитата оттуда:

    Вот, производятся, ведь, разные измерения, в том числе измеряется, например, температура подстилающей поверхности, температура асфальта на дорогах. Вот, сейчас в эти дни почва, покрытая травой, вот скажем так, она нагревается на открытом солнце до температуры порядка 50-55 градусов.
    .
    А если говорить про асфальт, то там еще выше. Там все зависит от цвета, качества, всяких там теплофизических свойств. Так что там температура может быть и 60, и выше.

Т.е. официальные данные подтверждают результаты приведенных выше измерений.

Вероятность получения ожога зависит как от температуры, так и от времени контакта. При температуре в 45 градусов можно спокойно ходить несколько часов, при 60 градусах время непрерывного контакта с поверхностью не должно быть больше секунды (быстро идти можно, останавливаться — нет).

Как обезопасить себя от травм:

1. Если вы не уверены в своей теплостойкости, то лучше вообще не ходить там, где горячо, и тогда, когда горячо. Самое горячее время — с 12 до 16 часов дня.

2. Не останавливайтесь там, где горячо, даже на несколько секунд, т.к. имеет значение время контакта с поверхностью. Пока вы идете, контакт с поверхностью происходит периодически, что позволяет поддерживать безопасный температурный баланс, а когда вы останавливаетесь, даже несколько секунд постоянного контакта могут привести к перегреву и ожогу.

3. Выбирайте менее горячие поверхности — более светлые, более фактурные. Избегайте темного и гладкого асфальта. Прислушивайтесь к своим ощущениям. Если вам кажется, что горячо — то так и есть, и надо перейти на менее горячую поверхность.

PS Благодарю ppk за конструктивную критику!

Источник

Температура нагрева автомобиля в жаркий день зависит от цвета кузова: тест

Вот результаты проверки нагрева кузова в солнечный жаркий день.

Вы когда-нибудь задумывались, до какой температуры нагревается кузов вашей машины, которую вы оставили под прямыми солнечными лучами в жаркий летний день? Угадайте, до какой температуры может нагреться автомобиль красного, синего, белого, серебристого и черного цвета? Для того чтобы подтвердить свою догадку, вот вам результат блогера из Китая, который решил выяснить это на практике.

Блогер решил взять инфракрасный термометр и проверить точно, до скольких градусов нагревается поверхность кузова, окрашенная в разные цвета. Вот что вышло:

До скольких градусов нагревается автомобиль синего цвета

Да, чудес от этого цвета ждать не стоит. Красивый «синий металлик» также подвержен сильному нагреву под прямыми солнечными лучами. Во время замера цифровой градусник показал почти 75 градусов по Цельсию.

Далее блогер замерил красный автомобиль.

До скольких градусов нагревается автомобиль красного цвета

Красное лакокрасочное покрытие показало 73,2 градуса, что меньше, чем у синего автомобиля. Тем не менее результат все равно близок к тому же, что и у синего.

До скольких градусов нагревается автомобиль с цветом кузова «серебристый металлик»

Цвет «серебристый металлик» нагревается на солнце меньше, чем синий и красный. Инфракрасный градусник показал температуру в 62,6 градуса, что уже значительно ниже температур вышеуказанных окрасок кузова.

До скольких градусов нагревается автомобиль белого цвета

Далее блогер из Китая проверил уровень нагрева белого автомобиля. Результат хоть и предсказуем, но все равно удивляет. Так, градусник показал, что кузов нагрелся только до 55,4 градуса. Это, пожалуй, самый выгодный цвет кузова.

А теперь наш антипобедитель – автомобиль черного цвета, который показал самые большие температурные значения.

До скольких градусов нагревается автомобиль черного цвета

Конечно же, черный не оправдал ожиданий. Но температура в 81,2 градуса пугает. Ведь это очень много, с учетом того, что вода начинает закипать уже ближе к 100 градусам. Так что летом черный автомобиль самый нагреваемый. Естественно, это приводит к ускоренному повреждению лакокрасочного покрытия. Вот почему автомобиль черного цвета необходимо более тщательно защищать от воздействия ультрафиолета с помощью различных составов, которые необходимо наносить на кузов.

Так что если ваш автомобиль черного цвета, старайтесь не парковать его на открытом пространстве в летнее время, защищая лакокрасочное покрытие от прямых солнечных лучей.

Также стоит отметить, что, так как кузов черного автомобиля нагревается больше всего, вы будете тратить больше денег на топливо при включенном кондиционере, поскольку ему будет необходимо больше мощности, чтобы поддерживать заданную температуру в салоне.

Источник

Упрощенная модель солнечного нагрева поверхностей

Недавно на работе возник вопрос, касающийся промышленной безопасности. Кто-то из инженеров, комментирующий вопросы промышленной безопасности задал вопрос: «Возможна ли вспышка паров дизельного топлива инициированная нагревом крышки в резервуаре запаса дизельного топлива». Вопрос не так прост, из практики мы знаем, что хлопки паров горючих жидкостей под крышками резервуаров не происходят. Но технически газовоздушная смесь под крышкой есть, почему бы не произойти хлопку при воспламенении паров от нагревшейся под солнцем крышки? Т.к. обосновать невозможность такого хлопка не получится (никаких мероприятий по предотвращению образования взрывоопасной концентрации, вроде плавающей крыши, системе улавливания легких фракций и т.п. не предусматривается) остается попробовать обосновать то, что необходимые для этого условия не создаются. Температура вспышки паров — 55 С. Никакие существующие методики расчета нагрева тел под действием солнечных лучей мне неизвестны. Но вообще, задача выглядит несложной. Достаточно составить уравнение теплового баланса и решить его. Уравнению теплового баланса и посвящена эта статья. Оно составилось не сразу, промежуточные шаги я здесь не рассматриваю. Разумеется, это уравнение подходит и для приближенного расчета нагрева любых поверхностей (автомобилей, крыш и т.п.).

Поступление тепла

Прямое и рассеянное солнечное излучение

Так называемая солнечная постоянная составляет 1353 Вт/кв.м., но это тепловой поток солнечного тепла падающий на землю из космоса. Величина солнечной прямой и рассеянной солнечной радиации на горизонтальную поверхность при безоблачном небе на широте 52 с.ш. в полдень равна 800 Вт/кв.м. В более южных районах тепловой поток может доходить до 1000 Вт/кв.м. Примем коэффициент, учитывающий отражающую способность тел (альбедо) зависит от типа и цвета поверхности. В нашем случае используем коэффициент 0.7. Поверхность крыши резервуара 800 кв.м. и он находится под прямым солнечным излучением (исходя из необходимости учета худших возможных условий, да и по генплану затенять его нечем).

Нагрев поверхности солнечными лучами выражается формулой:

$$Q_ = Q_ \times A \times \mu$$

$Q_$ — поток солнечного излучения, 800 $\frac<Вт><кв.м>$

A — площадь поверхности, участвующей в излучении тепла, кв.м

$\mu$ — коэффициент отражения поверхности (альбедо).

Это верно для резервуара не находящегося в тени. Если он затенен, то потребуется еще один коэффициент, учитывающий процент затенения поверхности, а также поступления тепла от рассеянного солнечного излучения. Коэффициенты отражения для разных поверхностей можно найти в мини-справочнике.

Потери тепла

Потери тепла от конвекции

Предположим, что температура наружной поверхности резервуара под солнцем — 52$^<\circ>$С, а температура окружающего воздуха — 32$^<\circ>$С. Уравнение потери тепла от конвекции:

$$Q_ = h_c \times A \times \Delta T$$

$h_c$ — коэффициент конвективной передачи тепла, $\frac<Вт><м^2 \times К>$

A — площадь поверхности, участвующей в конвекционном обмене, кв.м

$\Delta T$ — разница температур между поверхностью и окружающей средой, К

$Q_$ — собственно потери тепла в единицу времени, Вт

Коэффициент конвекционной передачи тепла зависит от материала поверхности, вида конвекционной среды (газ или жидкость разных видов) и других параметров. Для твердых тел, теряющих тепло при свободной конвекции воздуха коэффициент $h_c$ меняется в диапазоне 5. 25 $\frac<Вт><м^2 \cdot K>$. Для поверхности из малоуглеродистой стали в воздушной среде коэффициент конвективной передачи тепла составит 7,9 $\frac<Вт><м^2 \cdot K>$. Коэффициент конвекционной передачи многократно возрастает при движении конвективной среды. Например, при ветре. Так что нам становится прохладней, когда дует ветер не только потому, что мы потеем и ветер улучшает испарение пота, но и потому что ветер многократно увеличивает конвекционный отвод тепла от нашего тела.

Возьмем для расчета температуру окружающего воздуха 32$^<\circ>$С и температуру поверхности резервуара из малоугеродистой стали 52$^<\circ>$С.

Потери тепла излучением

$$Q_ = \epsilon \times \sigma \times A \times (T^4_h — T^4_)$$

$\epsilon$ — константа излучения объекта (или черного тела). Для поверхности, окрашенной маслянной краской $\epsilon = 0.85$.

$\sigma = 5.6703 \times 10^<-8>$ — Константа Стефана-Больцмана, $\frac<Вт><м^2 \cdot К^4>$;

A — площадь поверхности, участвующей в излучении тепла, кв.м.

Теперь можно составить уравнение теплового баланса для стационарных условий.

Другими словами, поступление тепла равно сумме потерь тепла от радиации и конвекции. Здесь не учитывается тепло, которое расходуется на нагрев самой поверхности. Стационарность условий — приближение, наша прверхность будет постоянно немного нагреваться и охлаждаться, но для нашего случая это не слишком важно.

Если подставить все выражения то получим следующее:

$$Q_ \times A \times \mu = h_c \times A \times (T_h — T_) + \epsilon \times \sigma \times A \times (T^4_h — T^4_)$$

Как видно, A можно было бы и сократить, но мы этого делать не будем. Большая проблема в том, что решить это уравнение, найдя неизвестную Th будет сложно. Собственно я вообще не представляю, как решить это уравнение. К счастью, есть MathCAD, который отлично решает такие уравнения численно. Прорешав уравнение получим ответ, для нашего случая температуру поверхности 68 С. Вот файл для расчетов, чтобы можно было повторить их самостоятельно. Его можно открыть в MathCAD от 14 версии. Думаю, в следующий раз я выложу расчет в Excel, как более доступный для читателей.

Источник

Adblock
detector