Меню

Наиболее общее понятие философской онтологии бытие космос вселенная

Лекция №1. Онтология – философское учение о бытие

Онтология – философское учение о бытие.

1. Понятие «бытие».

2. Понятие «материя». Уровни организации материи.

3. Понятия «пространство» и «время».

4. Движение, его сущность и характеристика.

1. Онтология – особое философское учение о бытии как таковом, вне и независимо от всякого рода логико-гносеологических и методологических вопросов. Онтология особая область философского знания, в которой рассматривается широкий круг вопросов проблем бытия и небытия, существования и не существования. Онтология – учение о бытии, сущем.

Одной из основных философских категорий, используемых при осмыслении мира, является категория «бытие». Данная категория отражает уверенность каждого индивида в реальности существования окружающей действительности и человека. Анализ категории «бытие», констатация самого бытия – исходный пункт для начала освоения окружающей действительности.

Категория «бытие» становится самостоятельной только в 4 в до н.э. в философии Парменида и Гераклита. «Бытие как чистая мысль – начало онтологии». Первым об этом говорил Парменид. Для Парменида бытие – то, что действительно есть, что является подлинным миром.

Категория «бытие» тождественна, однопорядкова с категориями «действительность», «реальность», «существование». Однако понятие «бытие» — интегральная характеристика мира, которая утверждает целостность мира через его существование.

При анализе категории «бытие» исходим из различия вещей, предметов, процессов. Основной характеристикой понятия «бытие» является категория существование, что задает миру исходную целостность. Т.о. основным вопросом является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

Бытие по способу существования разделяется на 2 мира, 2 реальности: мир физических состояний, материальный, природный мир; мир психических состояний, мир сознания (внутренний мир человека). 2 мира характеризуют понятие «бытие», однако способы их существования различны. Физический мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир существует субъективно. Понятие бытие становится содержательным в контексте других категорий философии.

Категория «бытие» выражает основную сущностную характеристику любого предмета, явления, т.е. их способность быть. Бытие можно определить как всеобщую, универсальную способность существовать, которой обладает любая реальность.

Бытие и небытие. Характеристикой бытие обладает что-то, о чем можно говорить как о сущем, существующем. Понятие «небытие» отождествляется с понятием «ничто». Небытие отрицает бытие. Между бытием и небытием существует диалектическая взаимосвязь.

2. Важным философским понятием является понятие «материя». Данное понятие не дано человеку изначально, а выступает как результат самостоятельного мироосмысления. Важным аспектом в формировании понятия «материя» является жизненный опыт индивида, чувчтва, переживания и т.д. Понятие «материя» формируется на основе внутриличностного осмысления мира.

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Понятие «материя» прошло несколько этапов развития:

1) Наглядно-чувственное представление о материи. В основе мира полагались те или иные природные стихии (философские учения древних греков Фалеса, Анаксимена и т.д.).

2) Вещественно-субстратное представление о материи. Материя отождествлялась с веществом, атомами, с комплексом их свойств и т.д.

3) Философско-гносеологическое представление о материи.

Читайте также:  Шаблон космос для пластилинографии

4) Философское субстанционально-аксиологическое представление о материи (материя предстает в системе многих атрибутов).

Уровни организации материи:

элементарные частицы

неживая все виды полей

МАТЕРИЯ

биологическая

живая

Также существует подход к определению уровней организации материи, при котором выделяют 3 уровня: живая, неживая и социальная.

Материю можно рассматривать как субстанцию. В трактовке понятия «материя» как субстанции разделяются монистические и плюралистические концепции. Концепции, которые объясняют единство мира из одной субстанции называются монистическими. В зависимости от того, что берется за первосубстанцию выделяют материалистический (первосубстанция — материя) и идеалистический (первосубстанция — сознание) монизм.

Концепции дуализма принимают за основу утверждение о том, что в основе мироздания лежат 2 субстанции – материальная и духовная.

3. Пространство и время – формы бытия материи.

Пространство – это единство многообразных, разнородных материальных объектов, форма существования движущейся материи. Пространство характеризует структурную организацию материального мира, протяженность объектов, их взаимные границы, место, занимаемое среди других объектов. Через понятие пространство обозначается дискретность (прерывистость) мира.

Однако мир обладает и характеристикой непрерывности, которая выражается через понятие «время». Время – форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, их возникновении и уничтожении. Время характеризует длительность протекания процессов изменения, их скорость и т.д. Категория «время» характеризует континуальность (непрерывность) взаимодействия объектов.

Пространство имеет 3 измерения. Время одномерно, однонаправлено, необратимо.

4. Движение – атрибут материи. Движение понимается как изменение вообще, т.е. любое изменение (качественное или количественное). Движение – неотъемлемое свойство материи. Изменения бывают скрытые и явные. Скрытые изменения не могут быть зафиксированы простым наблюдением, т.к. не сопровождаются изменениями внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Т.е. скрытый тип движения сохраняет качество предмета неизменным для внешнего наблюдения.

Второй тип движения сопровождается явными изменениями. Т.е. явный тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений.

Выделяют пять форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Движение – объясняет саморазвитие, самоизменение единого материального мира и существование его во многообразии.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Онтология в философии: понятие и основные идеи

Онтология – один из важнейших разделов философии. По мнению многих исследователей, на заре своего существования философия представляла собой именно ту науку, которую мы сегодня называем онтологией. Она изучает бытие, его структуру, закономерности, фундаментальные принципы, сущности и категории, стремится объяснить взаимосвязь между материальным и нематериальным.

Что такое онтология?

Онтология – это важнейший раздел философии, в котором изучаются фундаментальные принципы устройства бытия. Чаще всего онтологию определяют как «учение о бытии». Это определение следует из её названия, поскольку термин образован от греческих слов ὄντος (сущее, бытие) и λόγος (учение).

Онтология пытается дать общее определение бытия, по возможности не прибегая к терминологии других наук. Она изучает формы бытия и различные его проявления.

Считается, что данное понятие ввёл в науку немецкий философ Рудольф Гоклениус в начале XVII века. Чуть позже его земляк Иоганн Клауберг в своих работах описывал аналогичное понятие, используя для его обозначения термин «онтософия». Позже данному понятию уделил значительное внимание немецкий философ Христиан фон Вольф, написавший в 1730 году свою работу «Первая метафизика, или Онтология». К современному виду онтологию привёл Иммануил Кант.

Читайте также:  Памятник обелиск покорителям космоса история

Что изучает онтология?

Внимание онтологии сосредоточено на формах бытия (материальное и нематериальное), а также на различных его свойствах и проявлениях (пространство, движение, время и прочее). По сути, данная научная дисциплина ставит перед собой задачу дать абстрактное описание совокупности всего сущего. Предметом онтологии является бытие, представленное такими категориями как материя, время, движение, форма, пространство, переход и прочее.

У слова «онтология» есть ещё одно значение, связанное с систематизацией и каталогизацией информации. В этом смысле онтология – это попытка полной и подробной формализации определенной области знаний или научной дисциплины. Она занимается изучением предметной области с целью определения структуры и составления концептуальной схемы, описывающей данную область.

Формирование онтологической мысли

В классической философии онтология рассматривается как совокупность знаний о бытии. Она объясняет и отображает реальность, обозначает место человека в мироздании, определяет назначение, позиции и границы отдельных наук и видов деятельности. В некотором смысле данное учение находится над всеми остальными науками, включая и саму философию. Она обобщает их и создаёт для них универсальную систему категоризации.

К концу первой половины XX века стали очевидными некоторые недостатки и ограничения классического понимания того, что такое онтология и что она изучает. Дисциплина претендовала на обобщение всех законов бытия, но при этом была ограничена в плане изучения новых областей реальности. Она пренебрегала многими формами человеческого опыта и инструментами познавательной деятельности.

Эта ситуация показала, что учение изначально построено на основании форм общественного бытия, обусловленных культурными предпосылками. Чтобы разрешить эти проблемы, философии нужно было либо вообще отказаться от традиционной онтологии и ориентироваться на научные дисциплины, либо создать новое учение, которое проецировало бы накопленные человечеством знания и опыт на мироздание.

В понимании неоклассической философии, онтология – это философское учение о закономерностях бытия. В информатике и некоторых других научных дисциплинах онтология рассматривается также как система формализации области знаний с целью получения хорошо организованной и однозначно интерпретируемой картины, показывающей совокупность накопленных данных и их взаимосвязей.

Онтология у Платона

Платон стал первым, кто создал достаточно полную концепцию онтологии. Его учение строится на трёх понятиях:

  • Идея, существующая в идеальном мире. Идея не возникает и не исчезает, не меняется со временем, ничего не впитывает и сама не становится частью чего-либо. Идея никак не ощущается и существует только в мысли.
  • Материальный объект, подобный идее. Он существует в физическом мире, создан на основе идеи и носит её имя. Объект движется, меняется и не может существовать вечно. Он воспринимается через ощущения.
  • Пространство или физический мир. Пространство вечно и служит местом для материальных объектов, но само находится за пределами ощущения и воспринимается через умозаключения.
Читайте также:  Космос всегда притягивал людей

Характерная особенность онтологии Платона заключается в том, что в ней мнение и знание противопоставляются, поскольку первое не располагает никакими критериями достоверности. В его понимании процесс познания – это движение к вечному бытию или Благу.

Онтология у Аристотеля

Аристотель развил предложенную Платоном концепцию (многие философы даже называют его вклад более значительным). При этом он придерживался альтернативной парадигмы, в которой небытие является предикатом бытия. Вместо того чтобы разграничить бытие и небытие, он говорил о взаимном переходе от одного состояния к другому. Он считал, что существует некий природный субстрат, служащий основанием для наличия разных способов существования.

Также Аристотель сформулировал принцип опосредования, утверждающий, что переход из одного состояния в другое является движением и происходит через что-то. Противоположности в его понимании являлись разными способами существования. При этом переход между этими противоположностями возможен через природный субстрат, а между двумя состояниями присутствует третье, связывающее их.

Аристотель отказался от учения Платона о первичности идей, предложив вместо этого рассматривать различные уровни бытия. Предложенная им модель основывается на трёх понятиях: вещь, свойство, отношение. Также в его модели рассматривается 10 категорий: сущность, время, место, действие, отношение, количество, качество, обладание, положение, страдание. Любое простое высказывание может быть отнесено к одной из этих категорий.

История развития онтологии

В истории онтологии выделяют четыре периода:

  • Античность. В античные времена философия представляла собой учение, во многом напоминавшее современную онтологию. Постепенно диапазон её интересов расширился, а учение о бытии стало развиваться как самостоятельное направление. Основателем онтологии считается Платон, значительный вклад в её развитие сделал Аристотель. Философы тех времён искали ответы в природе, а наибольший интерес для них представляло взаимоотношение материального и идеального.
  • Средневековье. В средние века онтология уделяла основное внимание существованию неких абстрактных субстанций, именуемых универсалиями. Поскольку это был период активного распространения христианской религии, онтология служила преимущественно для решения теологических задач.
  • XVI-XIX века. В 1606 году немецкий философ Якоб Лорхард впервые употребил термин «онтология», правда, в несколько ином значении. Позже Рудольф Гоклениус и Иоганн Клауберг использовали его в своих работах именно для обозначения учения о бытии. В XVIII веке немецкий философ Христиан фон Вольф закрепил его значение, рассматривая онтологию как учение, изучающее научное знание.
  • Современность. Современное понимание того, что такое онтология, сформировалось в XX веке. Данное учение развивали российско-немецкий философ Николай Гартман, его немецкий коллега Мартин Хайдеггер и многие другие ученые. В онтологии современности ключевыми являются вопросы, связанные с сознанием и его природой.

Источник

Adblock
detector