ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
1. Формирование умения определять обстоятельство в предложении и способы его выражения.
2. Орфографическое и пунктуационное повторение.
Оборудование, наглядность: схема-таблица «Главные и второстепенные члены предложения» и карточки с тестовым заданием.
I. Синтаксическая пятиминутка.
Анализ синтаксической роли слов.
Задание: определите синтаксическую роль (то есть, каким членом предложения является) каждого слова в четверостишиях И. Бунина.
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
Там, где сложное предложение, разбор по частям.
II. Изучение нового материала.
Прочитать § 15, обратить внимание на разряды обстоятельств; определить разряды обстоятельств, найденных в стихотворении.
III. Тренировочные упражнения.
1. Конструирование предложений. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи:
A) (наречие, обстоятельство времени, например, скоро) . поднимется солнце.
Б) Мы решили пойти . (существительное с предлогом, обстоятельство места, инфинитив, обстоятельство цели, например, в парк подышать свежим воздухом).
B) Он глядел на меня . (деепричастие, обстоятельство образа действия, например, повторяя просьбу).
Г) Праздник состоится . (производный предлог + существительное, обстоятельство уступки, например, несмотря ни на что).
Д) (существительное с предлогом, обстоятельство причины, например, из-за плохой погоды) . полёт отменили.
Е) Он всегда умел работать . (фразеологический оборот, обстоятельство образа действия, например, не покладая рук)
2. Упр. 98 устно, найти обстоятельства,
3. Выборочный диктант.
Задание: запишите только те слова, которые являются обстоятельством. Под диктовку отрывок из стихотворения Ин. Анненского: сначала читается весь, затем запись по строчкам.
Сделайте вывод о том, чем могут быть выражены обстоятельства.
Ты опять со мной, подруга осень.
Но сквозь сеть нагих твоих ветвей
Никогда бледней не стыла просинь,
И снегов не помню я белей
До конца всё видеть, цепенея.
О, как этот воздух странно нов.
Знаешь, что. Я думал, что больнее
Увидать пустыми тайны слов.
4. Исследование синтаксического материала.
Задание: определите синтаксическую роль инфинитива.
Предложения или записаны на доске, или диктуются.
A) Читать детективы — любимое занятие многих.
Б) Мама научила меня слушать других.
B) Он пришёл познакомиться с моими друзьями.
Г) Моё увлечение — играть в волейбол.
Д) Скоро осенний лес начнёт сбрасывать листву.
Е) Як нему обратился с просьбой верить мне.
IV. Закрепление изученного.
Тестовое задание: выберите правильный ответ (на листах раздаточного материала).
1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
A) Мы очень устали.
Б) Кругом кричали коростели.
B) Вчера я приехал в Тамбов.
Г) Он изменился до неузнаваемости.
2. В этом предложении есть обстоятельство цели.
А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
Б) Слон-живописец написал пейзаж.
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно.
В) Сенокос запоздал из-за дождей.
Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.
А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте
Б) Прилетев наместо, гуси шумно опускаются на воду.
В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
Г) Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д) Поезд шёл не останавливаясь.
Е) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.
A) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей
Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
B) Рассказы эти были данью моему детству.
Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
5. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.
A) Он, думая о своём, попросил нас зайти.
Б) Он, думая о своём, попросил нас зайти
B) Он, думая о своем, попросил нас зайти.
Г) Он, думая о своём, попросил нас зайти
1. В; 2. А, Б; 3. Г, Д, 4. А, Г; 5. Г.
V. Домашнее задание.
Подчеркнуть все обстоятельства в упр. 103 (это предпоследний урок по теме, можно выставить в журнал общую отметку за домашнее задание).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Обстоятельство времени
Обстоятельство времени обозначает временной промежуток, в течение которого происходит действие. Приведем примеры предложений с обстоятельством времени.
В составе распространенного предложения, кроме главных членов, составляющих его грамматическую основу, следует выделить второстепенные члены:
Виды обстоятельств
Обстоятельства обладают разным значением. Они определяют место действия (сидеть на берегу, летать вверху), раскрывают его цель (дразнить нарочно, сделать назло) и причину (шевелиться от ветра, ответить сгоряча), обозначают, каким образом совершается действие (работали дружно, шли пешком), в какой степени (чересчур тихо, немного грустно) и вопреки каким условиям (несмотря на мороз, вопреки прогнозу) и др.
В связи с этими значениями выделяют следующие виды обстоятельств:
Таблица
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Рассмотрим подробнее один из видов обстоятельств — обстоятельство времени.
Что обозначает?
Этот второстепенный член предложения имеет такое название, так как обозначает временные промежутки, когда или с каких пор и до каких пор, в течение какого времени совершилось, совершается или будет совершаться действие, обозначенное главным членом предложения — сказуемым.
Днем ещё по-летнему припекало солнце.
Многие помнят эту колыбельную с младенчества .
На какие вопросы отвечает обстоятельство времени
В предложении обстоятельства времени зависят от сказуемого. Исходя из указанных значений рассматриваемого второстепенного члена предложения, укажем, что обстоятельства времени отвечают на вопросы:
Суммируя все эти знания, дадим следующее определение:
Весной (когда?) распускаются молодые клейкие листочки липы.
К ночи (когда?) собрались на небе тяжелые свинцовые тучи.
С утра до вечера (как долго?) сеялся на луга и поля мелкий нудный дождик.
С тех пор (с каких пор?) значительно изменился облик нашего посёлка.
Чем выражается?
В предложении этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Встань пораньше и выполни это задание.
Сегодня не было ни одной свободной минутки.
Летом день длиннее, чем осенью или зимой .
Тогда он был совсем юным парнишкой.
Когда же ты навестишь нас снова?
Всегда радостно слышать утреннее пение соловья.
Когда-то наш дедушка своими руками построил этот дом.
Никогда не говори злых слов, не подумав о последствиях.
3. существительными в падежной форме
С ночи подул ветер и принес вереницы облаков.
Морозной зимой снег искрится на солнце миллионами искорок.
Подъехав к крыльцу , всадник осадил коня.
Девушка остановилась, подойдя к калитке сада .
Хозяин, вынув ключ из кармана , отпер дверь.
Мы собрались в лес по грибы (когда?) с утра пораньше .
Эту равнину поезд пересёк (как долго?) за трое суток .
В течение двух недель ( как долго?) больному не становилось лучше.
С давней поры ( с каких пор?) известны эти народные сказания о домовых.
Почти полгода (как долго?) длится суровая полярная зима.
Это случилось (когда?) несколько лет тому назад .
Синтаксический разбор обстоятельства времени
План разбора
- Указать вид обстоятельства по значению;
- определить, какой частью речи и в какой морфологической форме выражено обстоятельство.
Примеры разбора
Уже более трех часов протекло с тех пор , как я присоединился к мальчикам (И. С. Тургенев)
Протекло (с каких пор?) с тех пор.
С тех пор — обстоятельство времени, выраженное словосочетанием.
Фонтаны ночью молчали, не было слышно их быстрого шороха (К. Паустовский).
Молчали (когда?) ночью.
Ночью — обстоятельство времени, выраженное наречием.
Примеры предложений
Скоро перелётным настанет время отправляться в далёкое путешествие (В. Бианки).
Однажды я ночевал в горном поселке (В. Солоухин).
Я узнала о них [о звёздах] в отрочестве в Новгородской губернии и уже не помню теперь точно, прочитала ли это в журнале или услышала от учителя Петра Петровича (О. Берггольц).
Через несколько секунд раздался оглушительный грохот, словно гора разлетелась на части или взлетела в воздух (В. Обручев).
Хорошо летом в деревне встать пораньше, еще до восхода солнышка (Г. Скребицкий).
В своей прозе Бунин уже смолоду разнообразен (А. Саакянц).
В канун Рождества ко мне пришел с ночевкой недавно обретенный дружок, по имени Ванька Жуков (М. Алексеев).
Темный лес хорош в яркий солнечный день (М. Пришвин).
Часто я спрашиваю себя, когда думаю о своих занятиях литературой: когда же это началось ? (К. Паустовский).
В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы (К. Паустовский).
Уже под вечер взял удочку и через час очутился далеко за Москвой, среди цветущих лугов, среди таинственного шороха молодой листвы (И. Бунин).
Источник
Урок по русскому языку на тему «Обстоятельство» (8 класс)
1. Формирование умения определять обстоятельство в предложении и способы его выражения.
2. Орфографическое и пунктуационное повторение.
О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: схема-таблица «Главные и второстепенные члены предложения» и карточки с тестовым заданием.
1. Синтаксическая пятиминутка.
Анализ синтаксической роли слов.
Задание: определите синтаксическую роль (то есть каким членом предложения является) каждого слова в четверостишиях И. Бунина.
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождём осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
Сложное предложение разобрать по частям.
2. Изучение нового материала.Работа по учебнику.
Прочитать § 19, обратить внимание на разряды обстоятельств; определить разряды обстоятельств, найденных в стихотворении.
3. Тренировочные упражнения.
1. Конструирование предложений . Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи:
А) (наречие, обстоятельство времени, например скоро ) … поднимется солнце.
Б) Мы решили пойти … (существительное с предлогом, обстоятельство места; инфинитив, обстоятельство цели, например: в парк подышать свежим воздухом ).
В) Он глядел на меня … (деепричастие, обстоятельство образа действия, например: повторяя просьбу ).
Г) Праздник состоится … (производный предлог + существительное, обстоятельство уступки, например несмотря ни на что ).
Д) (существительное с предлогом, обстоятельство причины, например из-за плохой погоды ) … полёт отменили.
Е) Он всегда умел работать … (фразеологический оборот, обстоятельство образа действия, например не покладая рук ).
2. Упр. 109(предложения1-7 письменно).
3. Выборочный диктант .
Задание: запишите только те слова, которые являются обстоятельством.
Учитель диктует отрывок из стихотворения Ин. Анненского: сначала читает весь, затем учащиеся записывают по строчкам.
Сделайте вывод о том, чем могут быть выражены обстоятельства.
Ты опять со мной, подруга осень,
Но сквозь сеть нагих твоих ветвей
Никогда бледней не стыла просинь,
И снегов не помню я белей.
До конца всё видеть, цепенея…
О, как этот воздух странно нов…
Знаешь, что… Я думал, что больнее
Увидать пустыми тайны слов.
4. Исследование синтаксического материала .
Задание: определите синтаксическую роль инфинитива.
Предложения или записаны на доске, или диктуются.
А) Читать детективы – любимое занятие многих.
Б) Мама научила меня слушать других.
В) Он пришёл познакомиться с моими друзьями .
Г) Моё увлечение – играть в волейбол.
Д) Скоро осенний лес начнёт сбрасывать листву.
Е ) Я к нему обратился с просьбой мне.
5.Выполнение упражнения №110(устно)
6. Закрепление изученного.
Тестовое задание: выберите правильный ответ ( на листах раздаточного материала ).
1. Найдите предложение с обстоятельством времени.
А) Мы очень устали.
Б) Кругом кричали коростели.
В) Вчера я приехал в Тамбов.
Г) Он изменился до неузнаваемости.
2. В этом предложении есть обстоятельство цели.
А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.
Б) Слон-живописец написал пейзаж,
Но раньше, чем послать его на вернисаж,
Он пригласил друзей взглянуть на полотно.
В) Сенокос запоздал из-за дождей.
Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.
3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.
А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.
Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.
В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.
Г) Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.
Д) Поезд шёл не останавливаясь.
Е) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи .
4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.
А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей .
Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
В) Рассказы эти были данью моему детству.
Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
5. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.
7. Домашнее задание. Подчеркнуть все обстоятельства в упр. 111 –письменно,112-устно.
Источник