Меню

Наречие обстоятельство времени поднимется солнце

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Формирование умения определять обстоятельство в предложении и способы его выражения.

2. Орфографическое и пунктуационное повторение.

Оборудование, наглядность: схема-таблица «Главные и второстепенные члены предложения» и карточки с тестовым заданием.

I. Синтаксическая пятиминутка.

Анализ синтаксической роли слов.

Задание: определите синтаксическую роль (то есть, каким членом предложения является) каждого слова в четверостишиях И. Бунина.

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождём осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

Там, где сложное предложение, разбор по частям.

II. Изучение нового материала.

Прочитать § 15, обратить внимание на разряды обстоятельств; определить разряды обстоятельств, найденных в стихотворении.

III. Тренировочные упражнения.

1. Конструирование предложений. Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи:

A) (наречие, обстоятельство времени, например, скоро) . поднимется солнце.

Б) Мы решили пойти . (существительное с предлогом, обстоятельство места, инфинитив, обстоятельство цели, например, в парк подышать свежим воздухом).

B) Он глядел на меня . (деепричастие, обстоятельство образа действия, например, повторяя просьбу).

Г) Праздник состоится . (производный предлог + существительное, обстоятельство уступки, например, несмотря ни на что).

Д) (существительное с предлогом, обстоятельство причины, например, из-за плохой погоды) . полёт отменили.

Е) Он всегда умел работать . (фразеологический оборот, обстоятельство образа действия, например, не покладая рук)

2. Упр. 98 устно, найти обстоятельства,

3. Выборочный диктант.

Задание: запишите только те слова, которые являются обстоятельством. Под диктовку отрывок из стихотворения Ин. Анненского: сначала читается весь, затем запись по строчкам.

Сделайте вывод о том, чем могут быть выражены обстоятельства.

Ты опять со мной, подруга осень.

Но сквозь сеть нагих твоих ветвей

Никогда бледней не стыла просинь,

И снегов не помню я белей

До конца всё видеть, цепенея.

О, как этот воздух странно нов.

Знаешь, что. Я думал, что больнее

Увидать пустыми тайны слов.

4. Исследование синтаксического материала.

Задание: определите синтаксическую роль инфинитива.

Предложения или записаны на доске, или диктуются.

A) Читать детективы — любимое занятие многих.

Б) Мама научила меня слушать других.

B) Он пришёл познакомиться с моими друзьями.

Г) Моё увлечение — играть в волейбол.

Д) Скоро осенний лес начнёт сбрасывать листву.

Е) Як нему обратился с просьбой верить мне.

IV. Закрепление изученного.

Тестовое задание: выберите правильный ответ (на листах раздаточного материала).

1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

A) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

B) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

2. В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж.

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте

Б) Прилетев наместо, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.

Д) Поезд шёл не останавливаясь.

Е) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

A) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

B) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

Читайте также:  Вы мое солнце ты мой любовный

5. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.

A) Он, думая о своём, попросил нас зайти.

Б) Он, думая о своём, попросил нас зайти

B) Он, думая о своем, попросил нас зайти.

Г) Он, думая о своём, попросил нас зайти

1. В; 2. А, Б; 3. Г, Д, 4. А, Г; 5. Г.

V. Домашнее задание.

Подчеркнуть все обстоятельства в упр. 103 (это предпоследний урок по теме, можно выставить в журнал общую отметку за домашнее задание).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Обстоятельство времени

Обстоятельство вре­ме­ни обо­зна­ча­ет вре­мен­ной про­ме­жу­ток, в тече­ние кото­ро­го про­ис­хо­дит дей­ствие. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с обсто­я­тель­ством времени.

В соста­ве рас­про­стра­нен­но­го пред­ло­же­ния, кро­ме глав­ных чле­нов, состав­ля­ю­щих его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, сле­ду­ет выде­лить вто­ро­сте­пен­ные члены:

Виды обстоятельств

Обстоятельства обла­да­ют раз­ным зна­че­ни­ем. Они опре­де­ля­ют место дей­ствия (сидеть на бере­гу, летать ввер­ху), рас­кры­ва­ют его цель (драз­нить нароч­но, сде­лать назло) и при­чи­ну (шеве­лить­ся от вет­ра, отве­тить сго­ря­ча), обо­зна­ча­ют, каким обра­зом совер­ша­ет­ся дей­ствие (рабо­та­ли друж­но, шли пеш­ком), в какой сте­пе­ни (черес­чур тихо, немно­го груст­но) и вопре­ки каким усло­ви­ям (несмот­ря на мороз, вопре­ки про­гно­зу) и др.

В свя­зи с эти­ми зна­че­ни­я­ми выде­ля­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

Таблица

Виды Вопросы Что обо­зна­ча­ют Примеры
1. Места Где? Куда? Откуда? Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движения Он купил кни­гу в мага­зине.
2. Времени Когда? Как дол­го? С каких (до каких) пор? Время Вчера он купил книгу.
3. Образа действия Как? Каким образом? Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершения Он дол­го выби­рал книгу.
4. Причины Почему? На каком основании? Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действия Из-за спеш­ки он не купил книгу.
5. Цели Зачем? С какой целью? Цель совер­ше­ния действия Он купил кни­гу для учё­бы.
6. Условия При каком условии? Условие совер­ше­ния действия При жела­нии он мог купить эту книгу.
7. Уступки Вопреки чему? Несмотря на что? Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действие Несмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степени Насколько? В какой степени? Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действия Он купил слиш­ком доро­гую книгу.

Рассмотрим подроб­нее один из видов обсто­я­тельств — обсто­я­тель­ство времени.

Что обозначает?

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния име­ет такое назва­ние, так как обо­зна­ча­ет вре­мен­ные про­ме­жут­ки, когда или с каких пор и до каких пор, в тече­ние како­го вре­ме­ни совер­ши­лось, совер­ша­ет­ся или будет совер­шать­ся дей­ствие, обо­зна­чен­ное глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Днем ещё по-летнему при­пе­ка­ло солнце.

Многие пом­нят эту колы­бель­ную с мла­ден­че­ства .

На какие вопросы отвечает обстоятельство времени

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ства вре­ме­ни зави­сят от ска­зу­е­мо­го. Исходя из ука­зан­ных зна­че­ний рас­смат­ри­ва­е­мо­го вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния, ука­жем, что обсто­я­тель­ства вре­ме­ни отве­ча­ют на вопросы:

Суммируя все эти зна­ния, дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние:

Весной (когда?) рас­пус­ка­ют­ся моло­дые клей­кие листоч­ки липы.

К ночи (когда?) собра­лись на небе тяже­лые свин­цо­вые тучи.

С утра до вече­ра (как дол­го?) сеял­ся на луга и поля мел­кий нуд­ный дождик.

С тех пор (с каких пор?) зна­чи­тель­но изме­нил­ся облик наше­го посёлка.

Чем выражается?

В пред­ло­же­нии этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Встань порань­ше и выпол­ни это задание.

Сегодня не было ни одной сво­бод­ной минутки.

Летом день длин­нее, чем осе­нью или зимой .

Тогда он был совсем юным парнишкой.

Когда же ты наве­стишь нас снова?

Всегда радост­но слы­шать утрен­нее пение соловья.

Когда-то наш дедуш­ка сво­и­ми рука­ми постро­ил этот дом.

Никогда не гово­ри злых слов, не поду­мав о последствиях.

3. суще­стви­тель­ны­ми в падеж­ной форме

С ночи подул ветер и при­нес вере­ни­цы облаков.

Морозной зимой снег искрит­ся на солн­це мил­ли­о­на­ми искорок.

Подъехав к крыль­цу , всад­ник оса­дил коня.

Девушка оста­но­ви­лась, подой­дя к калит­ке сада .

Хозяин, вынув ключ из кар­ма­на , отпер дверь.

Мы собра­лись в лес по гри­бы (когда?) с утра порань­ше .

Эту рав­ни­ну поезд пере­сёк (как дол­го?) за трое суток .

В тече­ние двух недель ( как дол­го?) боль­но­му не ста­но­ви­лось лучше.

С дав­ней поры ( с каких пор?) извест­ны эти народ­ные ска­за­ния о домовых.

Почти пол­го­да (как дол­го?) длит­ся суро­вая поляр­ная зима.

Это слу­чи­лось (когда?) несколь­ко лет тому назад .

Синтаксический разбор обстоятельства времени

План разбора

  1. Указать вид обсто­я­тель­ства по значению;
  2. опре­де­лить, какой частью речи и в какой мор­фо­ло­ги­че­ской фор­ме выра­же­но обстоятельство.

Примеры разбора

Уже более трех часов про­тек­ло с тех пор , как я при­со­еди­нил­ся к маль­чи­кам (И. С. Тургенев)

Протекло (с каких пор?) с тех пор.

С тех пор — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни, выра­жен­ное словосочетанием.

Фонтаны ночью мол­ча­ли, не было слыш­но их быст­ро­го шоро­ха (К. Паустовский).

Молчали (когда?) ночью.

Ночью — обсто­я­тель­ство вре­ме­ни, выра­жен­ное наречием.

Примеры предложений

Скоро пере­лёт­ным наста­нет вре­мя отправ­лять­ся в далё­кое путе­ше­ствие (В. Бианки).

Однажды я ноче­вал в гор­ном посел­ке (В. Солоухин).

Я узна­ла о них [о звёз­дах] в отро­че­стве в Новгородской губер­нии и уже не пом­ню теперь точ­но, про­чи­та­ла ли это в жур­на­ле или услы­ша­ла от учи­те­ля Петра Петровича (О. Берггольц).

Через несколь­ко секунд раз­дал­ся оглу­ши­тель­ный гро­хот, слов­но гора раз­ле­те­лась на части или взле­те­ла в воз­дух (В. Обручев).

Хорошо летом в деревне встать порань­ше, еще до вос­хо­да сол­ныш­ка (Г. Скребицкий).

В сво­ей про­зе Бунин уже смо­ло­ду раз­но­об­ра­зен (А. Саакянц).

В канун Рождества ко мне при­шел с ночев­кой недав­но обре­тен­ный дру­жок, по име­ни Ванька Жуков (М. Алексеев).

Темный лес хорош в яркий сол­неч­ный день (М. Пришвин).

Часто я спра­ши­ваю себя, когда думаю о сво­их заня­ти­ях лите­ра­ту­рой: когда же это нача­лось ? (К. Паустовский).

В дет­стве и юно­сти мир суще­ству­ет для нас в ином каче­стве, чем в зре­лые годы (К. Паустовский).

Уже под вечер взял удоч­ку и через час очу­тил­ся дале­ко за Москвой, сре­ди цве­ту­щих лугов, сре­ди таин­ствен­но­го шоро­ха моло­дой лист­вы (И. Бунин).

Источник

Урок по русскому языку на тему «Обстоятельство» (8 класс)

1. Формирование умения определять обстоятельство в предложении и способы его выражения.

2. Орфографическое и пунктуационное повторение.

О б о р у д о в а н и е, н а г л я д н о с т ь: схема-таблица «Главные и второстепенные члены предложения» и карточки с тестовым заданием.

1. Синтаксическая пятиминутка.

Анализ синтаксической роли слов.

Задание: определите синтаксическую роль (то есть каким членом предложения является) каждого слова в четверостишиях И. Бунина.

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождём осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

Сложное предложение разобрать по частям.

2. Изучение нового материала.Работа по учебнику.

Прочитать § 19, обратить внимание на разряды обстоятельств; определить разряды обстоятельств, найденных в стихотворении.

3. Тренировочные упражнения.

1. Конструирование предложений . Добавьте в предложения обстоятельства, употребив нужную часть речи:

А) (наречие, обстоятельство времени, например скоро ) … поднимется солнце.

Б) Мы решили пойти … (существительное с предлогом, обстоятельство места; инфинитив, обстоятельство цели, например: в парк подышать свежим воздухом ).

В) Он глядел на меня … (деепричастие, обстоятельство образа действия, например: повторяя просьбу ).

Г) Праздник состоится … (производный предлог + существительное, обстоятельство уступки, например несмотря ни на что ).

Д) (существительное с предлогом, обстоятельство причины, например из-за плохой погоды ) … полёт отменили.

Е) Он всегда умел работать … (фразеологический оборот, обстоятельство образа действия, например не покладая рук ).

2. Упр. 109(предложения1-7 письменно).

3. Выборочный диктант .

Задание: запишите только те слова, которые являются обстоятельством.

Учитель диктует отрывок из стихотворения Ин. Анненского: сначала читает весь, затем учащиеся записывают по строчкам.

Сделайте вывод о том, чем могут быть выражены обстоятельства.

Ты опять со мной, подруга осень,

Но сквозь сеть нагих твоих ветвей

Никогда бледней не стыла просинь,

И снегов не помню я белей.

До конца всё видеть, цепенея

О, как этот воздух странно нов…

Знаешь, что… Я думал, что больнее

Увидать пустыми тайны слов.

4. Исследование синтаксического материала .

Задание: определите синтаксическую роль инфинитива.

Предложения или записаны на доске, или диктуются.

А) Читать детективы – любимое занятие многих.

Б) Мама научила меня слушать других.

В) Он пришёл познакомиться с моими друзьями .

Г) Моё увлечение – играть в волейбол.

Д) Скоро осенний лес начнёт сбрасывать листву.

Е ) Я к нему обратился с просьбой мне.

5.Выполнение упражнения №110(устно)

6. Закрепление изученного.

Тестовое задание: выберите правильный ответ ( на листах раздаточного материала ).

1. Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

2. В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж,

Но раньше, чем послать его на вернисаж,

Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

3. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.

Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.

Д) Поезд шёл не останавливаясь.

Е) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи .

4. В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей .

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

В) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

5. В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов.

7. Домашнее задание. Подчеркнуть все обстоятельства в упр. 111 –письменно,112-устно.

Источник

Adblock
detector