Меню

Нарисовать при помощи оператора pset x y c фантастическое созвездие

Операторы PSET и PRESET

Оператор PSET предназначен для рисования точки на экране путем изменения ее цвета с фонового (черного) на белый. Оператор может иметь следующие формы:

PSET (X,Y), цвет — абсолютная форма;

PSET STEP (X,Y), цвет – относительная форма,

где X,Y — абсолютные координаты или смещение точки относительно ТПС, цвет — значение цветового параметра. Влияет только на изображение, оставляя фон без изменения.

Кроме этого в QBASIC существует оператор PRESET, предназначенный для изменения цвета соответствующей точки на фоновый. Он также может использовать абсолютные и относительные координаты.

PRESET (X,Y) ) — абсолютная форма;

PRESET STEP (X,Y) – относительная форма,

где X,Y — абсолютные координаты или смещение точки относительно ТПС.

В режиме экрана, задаваемом оператором SCREEN 2, возможны только два цвета: черный и белый. Режим 1 поддерживает 4 цвета, которым соответствуют значения от 0 до 3.

Значение параметра цвет

Пример. Применение операторов PSET и PRESET

REM Применение операторов PSET и PRESET

Использование различных систем координат

1. Абсолютные координаты

Учитывая систему координат экрана, нужно указать место, в котором должна быть отрисована точка, например: LINE (300,120). Достаточно указать координаты только одной точки, и на экране будет проведен отрезок от ЕПС до указанной точки, которая после этого станет ТПС. Сразу после включения графического режима ТПС является точка в центре экрана.

2. Относительные координаты

Эти координаты показывают величину перемещения относительно положения ТПС. Чтобы нарисовать новую точку, используя относительные координаты, надо использовать ключевое слово STEP, например: PSET STEP (-5,8). На экране появляется точка, положение которой будет левее на 5 и ниже на 8 точек относительно ТПС.

Оператор LINE

Оператор LINE предназначен для рисования отрезка, соединяющего две произвольные точки экрана. Отрезок может быть коротким или длинным, вертикальным, горизонтальным или диагональным. Общая форма записи оператора:

LINE [(X начало, Y начало)] – (X конец,Y конец), цвет,

где X начало, Y начало – координаты начала отрезка (необязательные параметры); X конец,Y конец – координаты конца отрезка (обязательные параметры), цвет — значение цветового параметра.

Пример.

LINE (50, 50) – (50, 150)

В операторе LINE можно использовать относительные координаты для начала и/или конца отрезка, например:

LINE STEP (10,-10) – (100,165)

LINE (115,120) – STEP (-10,15)

LINE STEP (-5,5) – STEP (5,-5)

Оператор CIRCLE

Оператор CIRCLE позволяет рисовать окружность в любом месте экрана. Общий вид оператора:

CIRCLE (X центр,Y центр), радиус, цвет– абсолютная форма;

CIRCLE STEP (X центр,Y центр), радиус, цвет – относительная форма,

где X центр,Y центр — координаты или смещение центра окружности; радиус – радиус окружности, цвет – значение цветового параметра.

Пример. Рисование окружности.

Источник

Иллюстрированный самоучитель по Basic, вводный курс

Случайные числа

Применим теперь оператор случайных чисел на практике и, как всегда, для наглядности начнем с графики.

Программа «Звездное небо

Изобразим звездное небо пятьюстами белыми точками на черном фоне. Координаты каждой из точек должны быть в пределах по X от 0 до 640 и по Y от 0 до 350.

Здесь число 500 в заголовке цикла указывает на количество «звезд». Можете поэкспериментировать, изменяя это значение.

А теперь мы хотим нарисовать разноцветные «звезды».

Добавим для этого перед pset оператор случайных чисел для цвета:

А в самом операторе pset вместо цвета 15 укажем цвет с, и можем наслаждаться разноцветными «звездами».

Но давайте уж доведем дело до конца. Ведь при использовании оператора c=INT(RND(1) *16) у нас будет получаться и 0 – черный цвет, т. е. на черном фоне своеобразные «черные дыры». Давайте избежим и этого, заставив компьютер при получении 0 не брать его в расчет, пока не получится другой цвет:

Читайте также:  Мифы связанные с созвездиями орион

Со звездным небом разобрались. Теперь задания.

176. Когда-то на петербургском 5-м канале была скандально известная информационная программа «600 секунд» с телеведущим Александром Невзоровым. Начиналась она с заставки, где экран телевизора покрывался сеткой разноцветных отрезков прямых линий со случайными координатами концов (рис 1.43). Попробуйте воспроизвести эту заставку и покажите ее своим старшим родственникам или друзьям. Это навеет на них воспоминания.


Рис. 1.43. «600 секунд»

Источник

Графическое изображение объектов на языке программирования QBasic

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (524 кБ)

Цели урока:

  • изучить на практике операторы графики QBasic, познакомиться с оператором и функцией случайных чисел (правила записи счётчика случайных чисел);
  • основываясь на ранее полученные знания научиться применять их для построения
  • динамических изображений в языке программирования QBasic.

Образовательные

  • Дать учащимся представление о графических возможностях QBasic;
  • Научить использовать в программах оператор случайных чисел.
  • Познакомить с одновременным использованием операторов цикла и основных графических операторов QBasic при написании программ;
  • Развивающие

  • Формировать у студентов умения применять ранее полученные знания;
  • Привить потребность в приобретении новых знаний;
  • Формировать компьютерную грамотность, информационную культуру.
  • Воспитательные

  • Развить познавательный интерес, творческую активность учащихся, аккуратность, трудолюбие;
  • Привить интерес к предмету;
  • Развить потребность в приобретении навыков самостоятельной работы.
  • План урока

  • Организационный момент. (1 мин.)
  • Сообщение темы и цели занятия. (3 мин.)
  • Актуализация (вопросы по пройденному материалу) (3мин.)
  • Изложение новой темы. (20 мин.)
  • Закрепление по вопросам. (4 мин.)
  • Определение уровня усвоенности темы учащимися по итогам теста.
    Выставление оценок. (4 мин.)
  • Практическая работа студентов за ПК. (10 мин.)
  • Сообщение домашнего задания. (2 мин.)
  • Ход занятия

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока, Сообщение цели занятия.

    Вот уже несколько занятий мы с Вами посвятили программированию, постепенно мы осваиваем все его структуры.

    Т. е. мы с вами становимся программистами. Как сказал Джозеф Вейценбаум– создатель языка программирования ЭЛИЗА: “Программист вычислительных машин – творец миров, в которых он сам является единственным законодателем”.

    Если говорить словами Вейценбаума, то сегодня на уроке мы с вами будем творить, создавать программы для изображения объектов, в языке программирования Бейсик. Познакомимся со счётчиком случайных чисел, научимся изображать объекты в динамике (т.е. с изменяющимися параметрами).

    Применив новые и полученные ранее знания, составим ряд программ для различных заданий. В конце урока вам будут предложены варианты с тестами и небольшая практическая работа.

    Итак, запишите тему урока:

    Графическое изображение объектов на языке программирования QBasic.

    3. Актуализация (вопросы по пройденному материалу)

    Давайте сначала вспомним:

    1. Какой необходимо записать оператор для того, чтобы перевести экран в графический
      режим?
    2. Необходимо ли в программах после оператора SCREEN набирать CLS?
    3. Какая функция используется для изображения окружности на экране в QBasic?
    4. Если записана функция LINE(xl,yl)-(x2,y2),c, b, что на экране будет нарисовано?
    5. А что нужно добавить, чтобы прямоугольник был закрашенный?
    6. Какими функциями можно воспользоваться для отображения на экране точки?
    7. Сколько различных цветов существует в 9 графическом режиме QB?

    4. Изложение новой темы.

    Мы сегодня будем продолжать говорить о графике и вначале урока я вам расскажу об использовании в Бейсике случайных чисел. Очень часто счётчик случайных чисел используется именно в графике.

    Читайте также:  Созвездие большого пса 5 класс

    Давайте запишем каким оператором для включения счётчика необходимо воспользоваться:

    Этот оператор мы с вами будем записывать в начале программы.

    Образно его можно представить так: включили некий прибор, на нём есть табло с перебирающимися числами, и вот эти числа поочереди отображаются на этом табло, как только нам необходимо случайное число мы обращаемся к этому счётчику, и то число которое в данный момент отобразилось, его программа и взяла для дальнейшей обработки. А счётчик сам по себе продолжает без остановки работать.

    А для того, чтобы воспользоваться в самой программе случайным числом нужно записать функцию:

    где rnd– функция, которая возвращает случайное число одинарной точности между 0 и 1

    Но дело в том, что числа между 0 и 1 очень малы и их не всегда удобно использовать, поэтому программисты изменяют интервал. Т.е., если нам в программе нужно использовать целые числа, находящиеся в интервале от 0 до 10,

    Функция RND записывается следующим образом:

    INT(RND*11) или INT(RND*10+1), поставьте тире и напишите: целые случайные числа от 0 до 10.

    (INT пишем для того чтобы выделить целую часть, а *11 или *10+1, потому что крайний правый интервал не входит в область значений, поэтому мы должны добавить 1.)

    Скажите мне пожалуйста в 9 видеорежиме, в Бейсике сколько пикселей по оси х расположено? Правильно -640

    Так вот, если нам нужно задать случайно координату х, то следует записать

    INT(RND*640), поставьте тире и запишите: целые случайные числа от 0 до 640 (и не зависимо от нашего сознания произвольно из счётчика случайных чисел возьмётся любое число от 0 до 639.)

    А как вы думаете, если нам случайно нужно задать координату у, какую команду мы для этого запишем?

    INT(RND*350), ставим тире и пишем целые случайные числа от 0 до 350.

    Можно случайно задать и отрицательные числа. Если интервал необходим от 0 до -10, записывают:

    Как вы думаете, какие случайные числа будут обрабатываться, если функция задана следующим образом:

    Нам дана программа, что отобразится на экране в результате её запуска:

    А сейчас в тетради запишем задание:

    Составить программу изображения звёздного неба, где координаты и цвет звёзд случаен.

    (т.е. изобразим на чёрном, ночном небе импровизированные разноцветные звёзды, нарисуем их в виде точек.)

    INPUT “ Введи количество звёзд на небе”; N

    В программировании существует интересный приём, который позволяет на время задержать картинку на экране перед следующим изменением.

    SLEEP 1 ‘ задержка изображения на экране’, т. е. благодаря этой команде мы можем увидеть прорисовку каждой звёздочки.

    Итак у нас получилась вот такая программа СЛАЙД 6. Вопросы есть?

    Давайте с вами проанализируем вот такую программу: СЛАЙД 7

    SCREEN 9– куча окружностей

    c = INT(RND* 16) CIRCLE (x, у), г, с

    Используя операторы цикла, объекты можно изображать движущимися (т.е. в динамике) Это наглядно нам докажет следующая программа:

    Я её назвала движение Солнца по горизонту:

    Запишите пожалуйста Задание: изобразить движение окрашенной окружности вдоль оси х.

    Объясняю, расписываю на доске

    SCREEN 9– солнце

    FOR x = 100 TO 600 STEP 10

    CIRCLE (0 + x, 250), 80, 14

    PAINT (0 + x, 250), 14

    После сравниваю со слайдом 8!

    Если есть время, то переписывают готовую программу со слайда, я её объясняю….

    Читайте также:  Все про созвездие девы

    Если времени нет я её просто анализирую..

    SCREEN 9– стрела

    FOR x = 50 TO 250 STEP 5

    LINE (50 + x, 150)-(300+x,150), 0

    LINE (300 + x, 150)-(250+x, 130), 0

    LINE (300+x, 150)-(250 + x, 170), 0

    Ну что ж я надеюсь, что с новым материалом вы разобрались

    5. Закрепление по вопросам.

    Итак, давайте подытожим всё, с чем мы сегодня познакомились.

  • Каким оператором включается счётчик случайных чисел?
  • Какую функцию необходимо использовать для случайных чисел? Оператор Цикла какие изображения позволяет отображать на экране? Для чего используется оператор SLEEP? Что будет изображено на экране после запуска программы:
  • FOR I=10 TO 100 STEP 10

    CIRCLE (324, 175), I, 4

    6. Определение уровня усвоенности темы учащимися по итогам теста (текст теста приведен в конце документа в 2-х вариантах).

    Сейчас каждый возьмите листик который лежит у вас на парте, впишите свою фамилию и имя в свободную строку выделенную для ваших данных, это как вы видите тест.

    Сам тест небольшой, но вопросы достаточно сложные поэтому внимательно читайте каждый вопрос и выбирайте тот вариант, который по вашему мнению является верным (я вас прошу обводить в кружок правильные ответы, и после ответа не исправлять, исправление считается ошибкой) На работу с тестом вам отводится 3 минуты. Время пошло.

    ( Теперь всё внимание на меня, вы сейчас сами поставите себе оценку, я надеюсь, что

    честно. Всего 5 вопросов, если всё верно отвечено, то ставим оценку 5, если 4 правильных ответа, то– 4, если 3-то оценка 3, в остальных случаях 2.

    Проверяем (диктую по вариантам номера правильных ответов).

    …….Потом каждый диктует, поставленные самостоятельно, оценки.)

    Ребята передайте пожалуйста листы с тестами, сейчас вы все присядите за компьютеры, а я тем временем скажу вам, что каждый из вас получил.

    7. Практическая работа студентов за ПК

    Около каждого компьютера лежат напечатанные для практической работы задания:

    Набрать в языке программирования QBasic программу имитирующую движение математического маятника (давайте с вами вспомним из раздела физики, что математический маятник это система тел, состоящая из длиной нити-подвеса и тела размер которого пренебрежительно мал по сравнению с нитью.)

    Программа изображающая движение маятника в одну сторону в пункте 1 у вас есть, вы её наберёте и Задание № 2 в этой работе

    Допишите эту программу таким образом, чтобы маятник двигался обратно.

    8. Сообщение домашнего задания.

    А сейчас возьмите последний листик, на столе. На них напечатаны отрывки из стихотворений великих русских писателей, домашнее задание заключается в следующем, вы дома прочитаете строки, в которых описаны времена года и та картина, которую вы себе представите средствами QBasic (используя графические функции), её и изобразите на экране. В электронном виде вы принесёте программы, я их просмотрю, оценю. Самые лучшие посмотрим все вместе.

    1) Как весел грохот летних бурь,
    Когда, взметая прах летучий,
    Гроза, нахлынувшая тучей,
    Смутит небесную лазурь..

    2) Унылая пора, очей очарованье,
    Приятна мне твоя прощальная краса.
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.

    3) Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит;
    Прозрачный лес один чернеет,
    И ель сквозь иней зеленеет,
    И речка подо льдом блестит.

    4) Уж тает снег, бегут ручьи
    В окно повеяло весною…
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется листвою!

    Источник

    Adblock
    detector