Русская народная символика
Символика является наследием истории человечества. С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, которые используются и по сей день.
Большое символическое значение имеет цвет изображаемого символа, знака. Чаще всего используются два цвета: белый и красный. Кроме этих цветов мастерицы используют также золотой, черный или синий цвета.
Чаще всего это цвет фона, мастера называют его «землей» он олицетворяет землю. Женский цвет, символизирует чистоту, свет, благо.
Красный или золотой.
Цвет солнца, огня. Цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести. Мужской, сильный цвет.
Синий или черный.
Связан с пониманием краткости человеческой жизни. Чаще использовался в одежде очень пожилых людей. С увеличением возраста человека в его одежде становилось больше черного и синего цвета. Отрицательный цвет.
Проще говоря, символ в язычестве славян несет в себе прежде всего магическую нагрузку, а уже только в самую последнюю очередь — эстетическую.
Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, способные причинить вред от носителя сего оберега
Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.
Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент — геометрический.
Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.
В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число — 4 стороны + центр — равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.
Количество зубцой, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.
Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».
Землю в смысле участка, дающего урожай, представляли в форме квадратов, прямоугольников, покрытых густой сеткой, т.е. засеянную. Между полосок земли и воды помещали зерна. Главная тема Земли, плодородия, чадородия преобладает в русском узоре. Образ Земли — излюбленный в вышивке.
Изображение священного дерева встречается у всех народов мира.. Змея — символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.
Спирали у русских популярны в украшениях, особенно на височных кольцах. Их можно найти в фибулах, диадемах, пряжках. Спиральный орнамент — излюбленный образ в русской традиционной вышивке. Женщины Новгорода любили украшать спиралями головные уборы.
Солярная символика — символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Солярная символика — одна из самых светлых в Славянской традиции. Среди солярных знаков, пожалуй, нет ни одного, приносящего вред. Наоборот — все знаки связаны с приобретением как материальных, так и духовных благ, преумножении их. Однако, это — только одна сторона медали.
О свастике
Пожалуй, основополагающий знак для солярной символики. Некоторые считают этот знак неизменным атрибутом фашизма, так модных нынче скинхедов. Это не так. Любой историк или философ, а тем более, язычник, проследит историю этого знака из глубин многих тысячелетий. Впервые этот символ, наряду с некоторыми другими символами германского язычества, присвоил для своей фашистской державы Адольф Гитлер. С тех пор и повелось, как фашизм — так свастика, в честь великого (и ужасного) Гитлера. На самом же деле, знак сей, не имеет никакого отношения к безобразию, называемому фашизмом. Знак сей есть изображение Солнца, обращение к светлым богам. Знак этот приносит благо и справедливость в мир Яви, несет в себе огромный заряд светлой магической энергии.
Классическое санскритское название этого символа происходит От индоевропейского корня «su/swa», что означает «связанный с благом». Однако у славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот.
Также некоторые авторы связывают его с единством статики и динамики. Причем динамический смысл имеет только вращающаяся свастика. Если она вращается по часовой стрелке (вправо), то символизирует стремление ко всему связанному с жизнью, с положительными качествами и активным мужским началом; вращение же против часовой стрелки, напротив, указывает на умирание, на отрицание всего положительного и пассивность поведения.
Источник
Национальные костюмы мира
Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций. Каждая нация может похвастаться особенной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. О таких костюмах сегодня и пойдет речь.
Предназначение
Традиционная одежда – это не только способ защититься от холода, но и возможность проявить свою принадлежность к определенной культуре. Национальная одежда ранее очень четко делилась на повседневную и праздничную. К тому же по определенным деталям национального костюма можно было судить о том, к какому сословию принадлежит человек.
Особенности народных костюмов мира
Киргизский
Прежде всего стоит отметить, что киргизская одежда изначально отличалась удобством. Этот народ привык к кочевой жизни и верховой езде. Поэтому их наряды были максимально приспособлены для постоянных поездок на лошади.
Традиционный киргизский костюм создавался из шкур животных и грубой шерстяной ткани. Из таких прочных материалов шили простые длинные плащи. Их полы запахивались при необходимости, а пояс подвязывался кожаным ремнем. Национальная киргизская одежда широкая и удобная, с минимальным количеством декора.
Калмыцкий
Национальная одежда калмыков теплая, а наряды многослойные. Легкие нижние одежды – рубаха и штаны – создавались из тонкого хлопка, сукна или нанки, в зависимости от благосостояния семьи. Верхняя одежда была более плотной, из шкур или войлока. Ее украшали мехами, а богатые люди в качестве декора также использовали нашивные лампасы.
Костюм Грузии
Национальный костюм Грузии среди других традиционных костюмов выделяет обилие декора. Наряды для грузинских женщин состояли из картули (длинного приталенного платья) и пояса, который обязательно украшался вышивкой или жемчугом.
Для мужчин типичной одеждой были шаровары и рубаха, дополненная черкеской. В таком наряде фигура мужчины казалась более стройной и подтянутой за счет узкой талии, подчеркнутой поясом и широких плеч.
Сербский
Национальная сербская одежда отличается простотой. Основным материалом для пошива традиционных нарядов всегда было тонкое полотно. Полотняную одежду шили для взрослых и детей. Носили ее в любое время года. Правда, зимой наряды дополняли шерстяной юбкой и теплой прегачей. В качестве верхней одежды использовали меховые безрукавки или плотные кожаные накидки.
Адыгейский
Характерной особенностью адыгейских костюмов являются свободные накидки, напоминающие халаты с широкими полами. Такие накидки застегивали на серебряные пуговицы. Дополняли образ удобными шароварами, которые заправлялись в ноговицы.
Сверху адыги накидывали на плечо войлочную бурку. Она носилась так, чтобы правая рука все время оставалась свободной. Это было удобно, прежде всего, для мужчин-воинов, равно как и кольчуга, которую они надевали под бурку.
Еще одна характерная особенность адыгейского народного костюма – высокая войлочная шапка. Носили ее мужчины, в то время как женщины старались подобрать более элегантный головной убор, к примеру, остроконечную шапочку, декорированную шишаком. Они также по возможности богато украшали свой наряд перстнями, серьгами, браслетами и прочими декоративными элементами.
Финский
Традиционный финский костюм выделяется холодными цветами, простыми этническими узорами и особой элегантностью. Женский национальный наряд – это сочетание длинной юбки, украшенной передником, лифа-безрукавки, надеваемого поверх блузы, жакета и обуви с носками. Молодые девушки могли обходиться без головных уборов, а вот замужним женщинам полагалось надевать аккуратный кружевной чепец, выходя на улицу.
Английский
В отличие от шотландцев и ирландцев, жители Туманного Альбиона не имеют характерной одежды, которую можно было бы назвать национальным костюмом. Но есть определенные вещи, которые носят типичные представители определенных профессий, характерных только для Англии. Например, стражники знаменитого Тауэра носят алые камзолы, расшитые золотом. В качестве головного убора используется высокая шашка, украшенная черным мехом.
Ингушский
Среди национальных ингушских костюмов стоит выделить праздничные платья для девушек. Они шились из дорогих однотонных тканей и по возможности декорировались кружевом, жемчугом и золотой или серебряной вышивкой. Еще одна характерная черта – «курхас», старинный головной убор, который дополнял традиционные нарядные костюмы.
Таджикский
Народный таджикский костюм идеально подходит для жителей горной местности. Характерными его чертами являются свободные рубахи, шаровары и теплый халат, дополненный поясным платком. В качестве головного убора таджики традиционно использовали тюбетейки.
Женские наряды также состояли из удлиненной рубахи и теплого верха. Талантливые рукодельницы дополнительно украшали свою рубаху оригинальной вышивкой.
Цыганский
Поскольку цыгане – это выходцы из Индии, в их нарядах четко прослеживается схожесть с цветастыми индейскими нарядами. Цыганский народ – это кочевники, поэтому каждая группка, останавливающаяся на территории той или иной страны, вбирала в свой наряд характерные черты их национального костюма.
Но все цыганские наряды объединяли определенные черты. Так, среди цыганского народа существует система табу под названием «пэкэлимос». Она подразумевает открытый верх и закрытый низ. Дело в том, что согласно верованиям цыган, нижняя часть женского тела нечистая, поэтому ее нужно скрывать длинной юбкой. Что касается верха, он вполне может быть открытым и дополненным глубоким декольте.
Поверх длинной цветастой юбки девушки всегда носили фартук. Считалось, что он является дополнительным щитом, ограждающим тело женщины от чужих взоров и прикосновений.
Хакасский
Хакасские костюмы также достаточно самобытны. Мужчины носили рубаху и плотные однотонные штаны, женщины – максимально закрытое платье. Женский наряд должен был скрывать от посторонних взглядов все тело, кроме кистей рук и шеи.
Особого внимания заслуживают праздничные национальные костюмы. Они изготавливались из дорогих материалов: шелка, черного бархата и меха. Таким костюмам придавал уникальности орнамент. Чаще всего на поверхности платьев вышивали изящные растительные узоры.
Казаков
Казаки были воинами и всадниками. Поэтому их одежда предназначалась для верховой езды. Свободные шаровары не сковывали движений и позволяли свободно передвигаться на лошади. Верх, наоборот, был максимально облегающим. Короткая шинель защищала от холода, но не мешала ни скачке, ни участию в пешем бою. Для большего удобства ее дополнительно подвязывали поясом или широким кушаком.
Испанский
Одним из самых эффектных национальных костюмов является испанский. Наряды для женщин в Испании отличались открытостью и подчеркнутой сексуальностью. Женский костюм состоял из широкой юбки яркого цвета, корсета и блузы с открытым декольте, а иногда и оголенными руками.
Самым характерным элементом наряда считается цветастая многослойная юбка, которую одевали как в повседневной жизни, так и на праздники. Самым эффектным головным убором была и есть мантилья. Сейчас эту кружевную накидку, надетую поверх высокого гребня, иногда используют для создания свадебных образов в народном стиле.
Костюм Таиланда
Костюмы жителей Таиланда более легкие и яркие. Это обусловлено особенностями страны, в которой они проживают. Еще одна характерная черта нарядов этой солнечной страны – обилие украшений. Девочки с пяти лет носят на шее и запястьях кольца, количество которых со временем растет. Именно это, согласно их верованиям, является эталоном красоты.
Шотландский
Народные шотландские костюмы известны по всему миру такой характерной особенностью, как килт. Эта деталь гардероба, напоминающая простую юбку, является частью наряда для мужчин и женщин.
Килт шьется из тартана. Это плотная шерстяная ткань с характерным принтом в клетку. Стоит также заметить, что у каждого клана и региона имелся свой рисунок, отличающийся размером клетки и сочетанием цветов. Верх у национального костюма Шотландии однотонный, дополненный черным жилетом.
Мексиканский
Костюм жителей Мексики ассоциируется у многих с сомбреро – широкополой шляпой. Но помимо этого головного убора, к национальной мексиканской одежде относят также широкую хлопчатобумажную рубашку и однотонные брюки.
Женские вариант народного костюма мало чем отличается от мужского. Он состоит из той же блузы, дополненной однотонной длинной юбкой. Неотъемлемая часть национального костюма мексиканки – цветастая шаль, которую женщины используют и как накидку, и как головной убор, и даже как слинг, в котором можно носить новорожденного малыша.
Болгарский
Национальные болгарские костюмы традиционно делятся на «чернодрушну» и «белодрешну». Первый вариант одежды выполнялся в темных тонах, второй – в светлых. Светлые костюмы надевались по праздникам, а более темные предназначались для повседневной носки. И рубашку, и жилет болгары украшали вышивкой.
Женщины обычно носили длинные сарафаны, дополненные расписным передником. А мужчины рубаху и жилет сочетали со штанами. По тому, насколько широкие штаны, можно было оценить благосостояние мужчины. Чем шире нижняя часть костюма, тем более богатый болгарин.
Чувашский
Национальные костюмы мира настолько же разнообразные и непохожие друг на друга, как и сами люди, населяющие территории разных стран. Сейчас традиционные костюмы надевают только по особым случаям, а отдельные их элементы используют при создании современных нарядов для женщин и мужчин. Такое отношение к национальной одежде позволяет сохранить чувство принадлежности к определенной культуре и память о богатом прошлом своей страны.
Источник