Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс.
Проверочные диктанты 4 класс
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они теперь редко выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
1. В 3 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.
2. Выписать из первой части слова, соответствующие схеме: ͡ ^ □
2.Проверочный диктант по теме
«В устной речи интонация, в письменной пунктуация»
Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево. Вежливо уступают самкам лучшие гроздья рябины.
Весной снегири будут уже далеко на севере. Совьют там гнезда, выведут и вскормят птенцов. Поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.
Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные. Можно ли считать снегирей перелетными птицами? Почему они прилетают к нам не весной, как все птицы, а зимой?
3.Проверочный диктант по теме:
Кто из нас не любит природу?
Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом. На востоке появляется светлая полоска. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом!
А вот и яркое солнце показалось. Окрестность наполняется веселым щебетанием птиц. Золотом отливает поспевающая рожь.
По узкой тропинке идешь к речке купаться. Песок на берегу еще холодный . Стоишь и с удовольствием вдыхаешь чистый свежий речной воздух. Чудесное летнее утро!
1. Из первой части выписать глаголы, определить спряжение, род и число.
2. Разобрать по составу слова идешь, холодный.
4.Проверочный диктант по теме:
«Правописание личных окончаний глаголов».
Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождем сыплются листья.
Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда. Певчие перелетные птицы торопливо пробираются рощами и перелесками. Им уже становится голодно.
Не жалуются на голод только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья рябины.
В оголенном лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. Все зверье готовится к морозной зиме. Кто гнезда утепляет, кто норы глубже роет, кто в дальние страны улетает.
1.В первой части текст подчеркнуть глаголы, указать время глаголов.
2.Второе предложение из второй части разобрать по членам предложения, указать части речи.
5.Проверочный диктант по теме:
«Однородные члены предложения»
Зимы в городе долго не было. Но вот выпал снег. Льдом покрылась река. Деревья надели снеговые шапки. Спрятались в варежки колкие лапки елей. На березке и рябине белое красивое покрывало.
Ходит зима по горам, по долинам, по полям. Голодный волк вышел из леса. Постоял он на поляне и направился в деревню . Из норы вылезла лиса и побежала в поле, заметая хвостом след. Прыгнула белка с ели на ель, и посыпались хлопья пушистого снега. В лесу идет скрытая от людей жизнь.
1.Два подчеркнутых предложения разберите по членам предложения, укажите части речи, составьте схемы.
6.Проверочный диктант по теме:
«Правописание окончаний в разных формах частей речи»
Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез часто покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки красуются на опушке леса. Они мечтают о теплой погоде. Свежий ветерок весело бежит от березки к осинке. В необъятном небе купаются и дрожат вершины деревьев. К грустной ели подлетели птицы. Ветки закачались. В воздухе пахнет душистой смолой. У ручья красуется ива, а под ее золотистым пушком жу жж ат пчелы. Ты идешь и видишь , что расцветает ландыш в лесу и кивает колокольчиками из-за куста. Скоро все зазеленеет. Красота!
Примечание. Выделенные орфограммы учитель объясняет.
и 4 предложения разобрать по членам предложения. Указать части речи.
2.Разобрать слова по составу: осинки, молоденькие, березки
3.Во втором предложении определить падеж имен существительных.
7.Проверочный диктант по теме:
«Правописание безударных окончаний имен существительных».
На полянке росла кудрявая березка. У березки белый ствол. За это ее называют белоствольной.
Все лето ветер играл листьями березки. Птицы садились на ее ветви. Всем радостно было слушать их ласковые песни. В солнечные дни дети играли под березкой.
Вот и осень объявила о своем приходе. На деревьях пожелтели листья. Около березки на земле появился осенний золотой ковер. Стаи перелетных птиц отдыхали на березке перед отлетом в чужие края.
1.Определить падеж имени существительного березка во всем тексте.
2.Первое предложение в каждой части разобрать по членам предложения. Указать части речи.
3.Разобрать по составу слова: березка, перелетные, осенний.
8.Проверочный диктант по теме:
«Правописание падежных форм склоняемых частей речи»
Стояла зима. Трещали лютые морозы. Дули холодные ветры. Мела яростная поземка. Сосны и ели надели снеговые шубки. Березки и тонкие осинки покрылись пушистыми шапками. Робкий луч зимнего солнца по утрам редко освещал их верхушки. Деревья погрузились в глубокий сон. Тихо в лесу.
Но вот с опушки ветер донес барабанную дробь дятла. В норе под старой сосной спряталась лисица. В густой чаще в теплом гнезде грызет орешки белочка. Съежились пушистые синички и воробьи. Птички ждут помощи от людей. Голодно и холодно им зимой.
1.В 6 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.
2.Во 7 предложении определить падеж имен существительных и прилагательных, выделить окончания.
3.Выписать из текста слова , соответствующие схеме: ͡ ^ □
9.Проверочный диктант по теме:
«Части речи и их работа в тексте»
Наступает радостная весна. Потоки яркого света заливают лесные полянки. Высоко в небе застыли легкие облака.
Как хороши весной березовые рощи! На деревьях набухают смолистые почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей сладким соком. Весенний воздух чист. Слышна веселая песенка голосистого дрозда. От ветки к ветке перелетают синицы.
Проходят дни. Входишь в березовую рощу и чувствуешь свежее дыхание весны. Нежной листвой пахнет в роще. Зеленая дымка покрывает лужайки. На нежной зелени играет луч солнца.
Береги и храни эту красоту!
1. В первом абзаце подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.
10. Итоговый контрольный диктант за год.
Из всех деревьев русского леса милее всех мне кудрявая березка. Хороши и чисты светлые березовые рощи!
Весной ковром цветут под березами голубые и белые подснежники.
В летние знойные дни пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Много певчих птиц прилетает в березовую рощу. С раннего утра поют голосистые дрозды, кукуют кукушки. С ветку на ветку перелетают шустрые синички. Сквозь густую листву прорывается луч солнца. Светлые зайчики играют на белых стволах берез. Над вершинами деревьев по голубому небу плывут легкие облака.
1.Разобрать слова по составу: прогулка, русского, голосистые.
2.В последнем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи, сделать схему.
3.Выписать 5 слов с орфограммами, подобрать проверочные слова.
Источник
Вот и приходит радостная весна.Мерзлая земля еще звенит под ногами, а по канавам уже журчит вода. Потоки яркого света заливают лесные полянки. Высоко в небе застывают лёгкие облака. Зеленеет русский лес! как хороши весной березовые рощи! На деревьях набухают почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей сладким соком. Весенний воздух чист. птичий гомон и веселое щебетание наполняют лес. в лицо приятно дует теплый ласковый ветерок. От ветки к ветке перелетают синицы. Проходят дни. Нежной листвой пахнет в роще. Зеленая дымка закрывает лужайки. На лугах пестреют первые цветы. на зелени играет луч солнца. Береги и храни эту красоту!
выписать 3 предложение, разобрать его по членам предложения, указать часть речи.
Выписать из текста примеры глаголов в ед. числе и множ. число.
выписать слова соответствующие схемам: приставка, корень, суффикс, окончание
корень, суффикс, окончание
корень, окончание.
выписать словосочетания прилагательное=существительное в род. падеже, творительном, выделить окончание.
Из последнего предложения выписать имя существительное и сделать морфологический разбор
в тексте же ответ есть, а точнее этот отрывок «Мы произносим выражение «манна небесная», когда нам необыкновенно везет или из ниоткуда приходит помощь». вроде-же ясно написано. отрывки из библии не так важны если ты ищешь именно значение этого фразеологизма.
Источник
Контрольно-измерительный материал по русскому языку (Планета Знаний)
Контрольно-измерительный материал по русскому языку
«Планета Знаний» 4 класс
1. Контрольный (входной) диктант.
Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они теперь редко выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
1. В 3 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.
2. Выписать из первой части слова , соответствующие схеме: ͡ ^ □
2. Контрольный диктант по теме
« В устной речи интонация, в письменной пунктуация»
Снегири – птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево. Вежливо уступают самкам лучшие гроздья рябины.
Весной снегири будут уже далеко на севере. Совьют там гнезда, выведут и вскормят птенцов. Поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист.
Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные. Можно ли считать снегирей перелетными птицами? Почему они прилетают к нам не весной, как все птицы, а зимой?
3. Контрольный диктант по теме
Кто из нас не любит природу?
Встанешь утром до зари и выйдешь на крыльцо. На темном небе мигают звезды. Тихо шумят деревья. Пруд начинает дымиться. Его гладь покрыта прозрачным туманом. На востоке появляется светлая полоска. Веет душистой свежестью. Хорошо дышать чистым утренним воздухом!
А вот и яркое солнце показалось. Окрестность наполняется веселым щебетанием птиц. Золотом отливает поспевающая рожь.
По узкой тропинке идешь к речке купаться. Песок на берегу еще холодный . Стоишь и с удовольствием вдыхаешь чистый свежий речной воздух. Чудесное летнее утро!
1. Из первой части выписать глаголы, определить спряжение, род и число.
2. Разобрать по составу слова идешь, холодный.
4. Контрольный диктант по теме
«Правописание личных окончаний глаголов».
Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождем сыплются листья.
Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда. Певчие перелетные птицы торопливо пробираются рощами и перелесками. Им уже становится голодно.
Не жалуются на голод только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья рябины.
В оголенном лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно. Все зверье готовится к морозной зиме. Кто гнезда утепляет, кто норы поглубже роет, кто в дальние страны улетает.
В первой части текст подчеркнуть глаголы, указать время глаголов.
Второе предложение из второй части разобрать по членам предложения, указать части речи.
5. Контрольный диктант по теме
«Однородные члены предложения»
Зимы в городе долго не было. Но вот выпал снег. Льдом покрылась река. Деревья надели снеговые шапки. Спрятались в варежки колкие лапки елей. На березке и рябине белое красивое покрывало.
Ходит зима по горам, по долинам, по полям. Голодный волк вышел из леса. Постоял он на поляне и направился в деревню . Из норы вылезла лиса и побежала в поле, заметая хвостом след. Прыгнула белка с ели на ель, и посыпались хлопья пушистого снега. В лесу идет скрытая от людей жизнь.
1.Два подчеркнутых предложения разберите по членам предложения, укажите части речи, составьте схемы.
6. Диктант по теме
«Правописание окончаний в разных формах частей речи»
Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез часто покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки красуются на опушке леса. Они мечтают о теплой погоде. Свежий ветерок весело бежит от березки к осинке. В необъятном небе купаются и дрожат вершины деревьев. К грустной ели подлетели птицы. Ветки закачались. В воздухе пахнет душистой смолой. У ручья красуется ива, а под ее золотистым пушком жу жж ат пчелы. Ты идешь и видишь , что расцветает ландыш в лесу и кивает колокольчиками из-за куста. Скоро все зазеленеет. Красота!
Примечание. Выделенные орфограммы учитель объясняет.
3 и 4 предложения разобрать по членам предложения. Указать части речи.
Разобрать слова по составу: осинки, молоденькие, березки
Во втором предложении определить падеж имен существительных.
7. Контрольный диктант по теме
«Правописание безударных окончаний имен существительных.
На полянке росла кудрявая березка. У березки белый ствол. За это ее называют белоствольной.
Все лето ветер играл листьями березки. Птицы садились на ее ветви. Всем радостно было слушать их ласковые песни. В солнечные дни дети играли под березкой.
Вот и осень объявила о своем приходе. На деревьях пожелтели листья. Около березки на земле появился осенний золотой ковер. Стаи перелетных птиц отдыхали на березке перед отлетом в чужие края.
Определить падеж имени существительного березка во всем тексте.
Первое предложение в каждой части разобрать по членам предложения. Указать части речи.
Разобрать по составу слова: березка, перелетные, осенний.
8. Контрольный диктант по теме
«Правописание падежных форм склоняемых частей речи»
Стояла зима. Трещали лютые морозы. Дули холодные ветры. Мела яростная поземка. Сосны и ели надели снеговые шубки. Березки и тонкие осинки покрылись пушистыми шапками. Робкий луч зимнего солнца по утрам редко освещал их верхушки. Деревья погрузились в глубокий сон. Тихо в лесу.
Но вот с опушки ветер донес барабанную дробь дятла. В норе под старой сосной спряталась лисица. В густой чаще в теплом гнезде грызет орешки белочка. Съежились пушистые синички и воробьи. Птички ждут помощи от людей. Голодно и холодно им зимой.
В 6 предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.
Во 7 предложении определить падеж имен существительных и прилагательных, выделить окончания.
Выписать из текста слова , соответствующие схеме: ͡ ^ □
9. Контрольный диктант по теме
«Части речи и их работа в тексте»
Наступает радостная весна. Потоки яркого света заливают лесные полянки. Высоко в небе застыли легкие облака.
Как хороши весной березовые рощи! На деревьях набухают смолистые почки. В эти дни русские красавицы угощают лесных жителей сладким соком. Весенний воздух чист. Слышна веселая песенка голосистого дрозда. От ветки к ветке перелетают синицы.
Проходят дни. Входишь в березовую рощу и чувствуешь свежее дыхание весны. Нежной листвой пахнет в роще. Зеленая дымка покрывает лужайки. На нежной зелени играет луч солнца.
Береги и храни эту красоту!
1. В первом абзаце подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи.
10. Итоговый контрольный диктант за год.
Из всех деревьев русского леса милее всех мне кудрявая березка. Хороши и чисты светлые березовые рощи!
Весной ковром цветут под березами голубые и белые подснежники.
В летние знойные дни пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Много певчих птиц прилетает в березовую рощу. С раннего утра поют голосистые дрозды, кукуют кукушки. С ветку на ветку перелетают шустрые синички. Сквозь густую листву прорывается луч солнца. Светлые зайчики играют на белых стволах берез. Над вершинами деревьев по голубому небу плывут легкие облака.
1. Разобрать слова по составу: прогулка, русского, голосистые.
2. В последнем предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи, сделать схему.
3. Выписать 5 слов с орфограммами, подобрать проверочные слова.
Источник