Занятие по речевому развитию «Дыхание весны»
Класс: д/с
Ключевые слова: речевое развитие
Цели:
- Формирование познавательного интереса к весенним явлениям.
- Воспитание бережного отношения к природе, окружающему миру.
Задачи:
- Закрепить представления детей о весне, ее признаках.
- Расширять и активизировать словарь за счет имен существительных, имен прилагательных, глаголов.
- Развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полными ответами.
- Понимать смысл загадок и находить отгадку.
- Развивать мелкую моторику и наблюдательность.
Предварительная работа:
- Рассматривать иллюстрации, картинки о весне, весенних цветах.
- Чтение стихотворений о цветах, загадывание загадок.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! На нашем сегодняшнем занятии мы будем говорить о Весне.
Перед детьми появляется игрушка Заяц.
Воспитатель: Посмотрите — кто это? (Заяц)
Заяц: Я сегодня проснулся и не узнал свой лес! Как же он изменился! На моей поляне не стало снега, а появились разные цветы. На деревьях набухли почки. Что случилось?
Воспитатель: Ребята, давайте мы зайке поможем узнать, почему такие изменения произошли в лесу. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать её:
Вот и небо просветлело,
Землю солнышко пригрело.
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
Пробудилось все от сна
Это к нам пришла. (Весна)
Воспитатель: Правильно, ребята, наступила Весна.
Мы рады Весне? Мы ее долго ждали, значит весна какая? (долгожданная)
Весной ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег, бегут ручьи. Капельки воды часто-часто капают с крыш: КАП-КАП. Поэтому говорят: «Началась капель».
Просыпаются насекомые. Прилетают птицы из теплых стран. Вся природа оживает.
А что происходит с деревьями? (На них появляются почки). Позже из них распустятся молодые зеленые листочки.
А теперь давайте с вами поиграем.
Игра «Весенний ветерок».
Дует, дует ветерок (Ладонями рук помахать на лицо)
Закачался наш цветок (Руки вверху, покачиваем корпусом)
Ветер тише, тише, тише (Медленно присаживаемся на корточки)
А цветок все выше, выше, выше. (Медленно встаем, руки вверх)
А сейчас давайте расскажем, что бывает весной.
Начинайте свой рассказ со слова «Весной. »
- Весной ярко светит солнце
- Весной тает снег
- Весной появляются проталины
- Весной набухают почки
- Весной бегут ручьи
- Весной появляется трава
Весной появляются первые цветы: Подснежники, ландыши, одуванчики.
Молодцы, ребята, вы назвали много примет весны и помогли нашему зайчику больше узнать о времени года Весна.
Давайте мы про зайчика повторим потешку:
Зайка, зайка попляши!
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!
Ребята, а давайте позовем солнышко к нам в гости.
Солнышко лучистое
Засияй нам весело
Приходи к нам поскорей.
Вот в группе у нас стало светлее, но почему-то не теплее. Что же не хватает нашему солнышку?
Дети: Лучиков!
Воспитатель: Правильно, лучиков.
Желтое солнышко по небу гуляло,
И свои лучики все растеряло,
Солнышку нужно помочь поскорей,
Лучики к солнцу приклей побыстрей!
Дети приклеивают лучики к солнцу.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое красивое солнышко у нас получилось!
А сейчас посмотрите что у нас стоит на столе?
На столе у нас два стакана с ветками. В первом стакане у нас ветки еще не пробудились от зимнего сна, ветка и почки — сухие. Во втором стакане ветки начали оживать, почки набухли; появились зеленые листочки. Глубоко вдохните и вы почувствуете аромат листьев. С приходом весны, все оживает. Мы ощущаем приятный аромат зелени, свежести. Чувствуется дыхание Весны.
А сейчас мы с вами поговорим о весенних цветах. Попробуйте отгадать загадки:
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает. (Подснежник)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
Вот надел свой сарафанчик ярко-желтый (Одуванчик)
Какие вы молодцы, все загадки отгадали.
А теперь я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Собери цветок».
Воспитатель раздает детям конверты — в них разрезные картинки.
Дети выкладывают цветки. Затем воспитатель спрашивает у детей какой цветок получился.
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, цветы можно рвать?
Ответы детей (Нет)
Воспитатель: Правильно, цветы рвать нельзя! Нужно беречь и любить природу.
Скажите, пожалуйста, ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили.
Ответы детей (О Весне)
Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна.
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла Весна!
Вот и подошло к концу наше занятие.
Спасибо всем за внимание!
Источник
Контрольные диктанты за год
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка , деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Разделите слова для переноса:
Сильный , длинные, пыль.
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка , деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Разделите слова для переноса:
Сильный , длинные, пыль.
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зеленые платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной !
Задания к диктанту:
1. Выдели основу во втором предложении.
2. Покажи, от каких слов образовались слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА: травка — . берёзка — . .
3 Разбери слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА по составу.
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зеленые платья. У берёзки золотые серёжки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнёзда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной !
Задания к диктанту:
1. Выдели основу во втором предложении.
2. Покажи, от каких слов образовались слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА: травка — . берёзка — . .
3 Разбери слова ТРАВКА и БЕРЁЗКА по составу.
Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)
Слова для справок: солнце, фиалка.
Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 2 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово листочки
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово чашечка
Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)
Слова для справок: солнце, фиалка.
Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 2 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово листочки
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово чашечка
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)
Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.
Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Легкие облака украшают голубое небо. Слышны чудесные трели птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка. Выглянул голубенький подснежник. С пригорка зажурчал говорливый ручеек. У сосны резвились счастливые бельчата. Маленький зайчишка грыз кору молодой осинки. На поляну вывела своих медвежат бурая медведица. Веселый и радостный лес весной! (58 слов)
Задание:
Выписать 3 любых имени прилагательных в единственном числе, определить их род, выделить окончание.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 8 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово голубенький.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 9 предложении, подписать все части речи. Разобрать по составу слово подснежник.
Петя и Серёжа идут к речке. На реке гуси. Гусь плывёт к мостику. Серёжа кинул в воду корм. Теперь все гуси плывут к мостику.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове плывёт.
Вариант 2 – в слове Серёжа.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:
Вариант 1 – 1-го предложения.
Вариант 2 – последнего предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Петя и Серёжа идут к речке. На реке гуси. Гусь плывёт к мостику. Серёжа кинул в воду корм. Теперь все гуси плывут к мостику.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове плывёт.
Вариант 2 – в слове Серёжа.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:
Вариант 1 – 1-го предложения.
Вариант 2 – последнего предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
1-й вариант – в слове день;
2-й вариант – в слове пень.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
1-й вариант – 2-го предложения;
2-й вариант – 7-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в 1-м предложении (для обоих вариантов).
Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
1-й вариант – в слове день;
2-й вариант – в слове пень.
2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
1-й вариант – 2-го предложения;
2-й вариант – 7-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в 1-м предложении (для обоих вариантов).
Источник
Наступила весна ярко светит солнце ребята
Запишите текст под диктовку.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Вoт и наступила весна. Ласково светит солнышко. Теплом дышит согретая солнцем земля.
Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле.
Колокольчиком звенит и льется с неба звонкая песня жаворонка.
Цветёт за окном школьный сад. Среди зелёных ветвей устроили гнёздышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы. (80 слов)
Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом. Выпиши это предложение и подчеркни однородные сказуемые.
Колокольчиком звенит и льётся с неба звонкая песня жаворонка.
Выпиши из текста 4-е предложение.
1) Подчеркни главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
глаг. Трудятся предл. на прил. родной сущ. земле сущ. люди .
Вoт и наступила весна. Ласково светит солнышко. Теплом дышит согретая солнцем земля.
Трудятся на родной земле люди. Нужно успеть выполнить все полевые работы. И тогда зелёными всходами от края до края покроется широкое пшеничное поле.
Колокольчиком звенит и льется с неба звонкая песня жаворонка.
Цветёт за окном школьный сад. Среди зелёных ветвей устроили гнёздышко певчие птички. Сразу не заметишь его в густой листве! Скоро появятся птенчики. Птицы накормят их мошками и жирными гусеницами. Много вредных насекомых съедят за лето птенцы. (80 слов)
Оценивается только полностью записанный текст диктанта. Возможен ненамеренный пропуск двух-трёх слов.
Каждое пропущенное в тексте диктанта слово, содержащее орфограмму, квалифицируется как орфографическая ошибка.
Если в тексте диктанта присутствует пять и более исправлений неверного написания на верное, то за выполнение задания снимается 1 балл.
Источник