Настя и Митраша — сравнительная характеристика героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
В 1945 году Михаил Михайлович Пришвин написал на конкурс, объявленный на лучшую книгу для детей, сказку-быль «Кладовая солнца». Книжка эта получила на нём первую премию. Действие сказки-были происходит в 1943 году. Её главные герои — брат и сестра, жившие в селе возле города Переславль-Залесского.
Историю о Насте и Митраше рассказывает один из исследователей болотных богатств (в болотах находят ценное горючее — торф). Село, где жили брат и сестра, находилось около Блудова болота, в котором, в основном, происходит действие сказки-были.
Сравнительная характеристика Насти и Митраши поможет читателю лучше понять идею (основную мысль) этого произведения. В неё представлены сходные черты этих героев и их различия.
Судьба Насти и Митраши
Во время войны брат и сестра осиротели: отец их погиб на фронте, а мать умерла от болезни. Война заставила этих детей рано повзрослеть. Насте было всего двенадцать лет, Митраша был моложе её на два года, но они научились сами справляться с большим крестьянским хозяйством, доставшимся им от родителей. Сначала соседи и дальние родственники помогали сиротам, но потом дети приобрели сноровку и умение вести своё хозяйство, а оно было немалое: изба, корова с тёлушкой, петух с курами, поросёнок, коза, овцы.
Настя, как раньше её мать, просыпалась очень рано от звука трубы пастуха, выгоняла своё стадо в общее стадо и принималась до ночи хлопотать по хозяйству.
На Митраше лежала вся мужская работа по хозяйству и общественное дело. Он бывал на всех собраниях, старался понять общественные заботы. Мальчик научился у отца бондарскому ремеслу: делал деревянную посуду для односельчан (бочонки, лохани, шайки, кадушки).
Кроме того, дети учились в школе, помогали колхозникам рыть противотанковые рвы, работать на скотном дворе, на лугах и колхозных полях. Рассказчик говорит, что не было в селе другого дома, где жили и работали так дружно, как Настя и Митраша.
Внешность
Митраша был мальчик невысокий, но крепкий, лобастый с широким затылком, курносым носом. На лице, кроме носика, была россыпь золотых веснушек. Носил он отцовскую куртку из домотканой материи, которая была ему до пят, и казалось, что на него надет мешок, поэтому учителя между собой его прозвали «Мужичок в мешочке».
Настю автор сравнивает с золотой курочкой на высоких ножках. Всё лицо, кроме курносого носика, у неё было в веснушках, похожих на золотые монетки, а волосы отливали золотом.
Черты характера
Брат и сестра были очень трудолюбивые. Им были свойственны сноровка и умение, воспринятые от родителей. Митраша во всём подражал отцу: делал деревянную посуду, старался участвовать в общественной жизни. Настя, стараясь походить на мать, прилежно вела домашнее хозяйство.
Брат и сестра были умны и предусмотрительны. Собираясь на болото за клюквой, Митраша взял с собой топор, отцовское ружьё «Тулку», манки на рябчиков и компас. А Настя повесила себе через плечо на полотенце корзину (так делала мать, чтобы ручки корзины плечо не резали). Положила девочка в неё хлеб, бутылку молока, затем ещё и варёную картошку, чтобы не голодать, если вдруг она с братом заблудится.
Различия в характере у Насти и Митраши тоже были. Брат был упрямый, строптивый, а Настя отличалась спокойствием и миролюбием. Когда брат начинал хорохориться, она умела его успокоить. Но в походе за клюквой Настя не сумела уговорить брата идти вместе по плотной тропе, по которой ходило много народа. Девочка была благоразумна и доверяла опыту других людей. А Митраша очень доверял отцу, который когда-то говорил, что к палестинке, где много клюквы, нужно идти на север. Поэтому мальчик бесстрашно пошёл не по проторённой тропе, а по слабой тропинке. Нетерпеливость Митраши и его склонность к риску проявились в том, что он, увидев, что его тропа круто повернула на запад, не пошёл по ней. Митраша прошёл встретившуюся на пути полянку без кочек, хотел перескочить с неё на тропу и завяз в болоте.
Отношение автора к Насте и Митраше
Пришвин относится к своим героям с симпатией и сочувствием. Ему нравится упорство Митраши, который пошёл своим путём, а не по проторённой тропе. Но автор показал, что нетерпеливость и самонадеянность мальчика чуть его не погубила. Если бы он строго шёл по тропинке, а не сокращал путь, то с ним бы не случилось беды.
Пришвин симпатизирует и Насте. Ведь она была благоразумна, учитывала опыт других людей, которые предпочитали идти по прочной болотной тропе, а не по опасной слабой тропке.
Автор осуждает девочку за то, что, увлёкшись сбором клюквы, она забыла о брате. Но показал он и её совестливость: Настя потом стыдилась своей жадности, которая одолела её при сборе ягод. Она всю собранную клюкву отдала в детдом для детей, эвакуированных из Ленинграда.
Сравнительная характеристика Митраши и Насти (таблица)
Сравнительные параметры
Митраша
Настя
Возраст 10 лет 12 лет Прозвище Мужичок в мешочке Золотая Курочка на высоких ножках Внешность Невысок, крепок, лобаст, с широким затылком. Всё лицо, кроме курносого носика, в веснушках. Волосы её имеют золотой отлив. Крупные веснушки на лице похожи на золотые монетки, только на курносом носике их нет. Дела, которым научились у родителей У отца научился бондарскому ремеслу: делал кадушки, бочонки и т. п. Как отец, исполнял мужскую работу в своём хозяйстве, участвовал в общественной жизни села. У матери научилась вести домашнее хозяйство: топить печь, варить, ухаживать за огородом, скотиной и домашними птицами. Характер (различие) Митраша — мальчик упрямый, строптивый. Он нетерпелив, готов рисковать. Настя — благоразумная и рассудительная девочка. Она спокойная, миролюбивая, умеет успокоить задиристого брата. Сходные черты характера Митраша и Настя — самостоятельные, деловитые дети. От родителей к ним перешли трудолюбие, сноровка в работе, дружелюбие.
Вывод
Образ Насти и Митраши помогает понять основную мысль сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: несмотря на разные мнения, друзьям нужно договариваться, держаться вместе. Это произведение учит читателя не забывать друзей, в сложных ситуациях быть находчивым, не опускать руки.
Сравнительная характеристика Насти и Митраши может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Источник
Сравнительная характеристика Насти и Митраши (Кладовая солнца Пришвина) сочинение 6 класс
В произведении повествуется о грустной судьбе двух маленьких детей, девочке по имени Настя, и мальчика – Митраши. Судьба по отношению к ним оказалась очень и очень несправедливой. Они осиротели в годы Второй Мировой войны. Их отец, охотник, ушел и не вернулся с войны, а мать умерла от тяжелой болезни. Но смерть обоих родителей отнюдь не сломила детей, напротив, вместо того чтобы попросту опустить руки, они старались изо всех сил выжить. Работая не покладая рук с утра до вечера, Митраша делал деревянную посуду для всего села, а Настя в свою очередь готовила, следила за скотом, и делала всё, что делала её мать.
Телосложением ребята, как ни странно, отличались. Если Настя была худой и статной, то Митраша же был низким, плотным, коренастым.
Также ребята отличались характером. Настя была девочкой мягкой, женственной, работящей, и уже в свои годы могла манипулировать братом. Ей было достаточно лишь погладить его по затылку, как он тут же повиновался ей.
Митраши по сути своей был очень мужественен, упрям, не боялся трудностей, всегда был рассудителен, идя к своей цели.
Вскоре с ребятами произошло событие, заставившее их взглянуть на жизнь по-другому. Во время похода на болото за ягодами, Настя увлекается их поиском забредаю в чащу, там, на ребят нападает волк, которого Митраша убивает выстрелом из ружья. Митраши, скорее всего от шока просто не понимал, что произошло, а его сестра, напротив, она винила только себя за это событие, ведь если бы всё пошло иначе, они могли и погибнуть из-за неё. Это изменило её как человека и личность. После этого случая она начала вести себя более обдуманно, рассудительнее как её брат. В этом вся Настя – она живёт не ради себя, а ради других.
Митраши же после данного случая старался вести себя сдержаннее. Он стал более лояльным по отношению ко всему, стараясь не напирать на проблемы, а искать более умный способ её решения.
Рассказ учит нас бороться несмотря не на что, даже если всё против вас – необходимо идти вперед и добиваться того, что вам нужно. Но, в то же время к решению проблем необходимо подходить с умом и рациональностью и не впадать в азарт, что было показано в эпизоде с болотом. Из-за своеобразного азарта Насти, они с братом попали в беду, из которой выпутались только лишь благодаря Митраше, вследствие чего Настя еще сильнее зауважала своего брата.
Вариант 2
Митраша и Настя главные герои произведения. Совсем еще дети, а им выпола нелегкая судьба остаться сиротками. Родственников у них не было и поэтому приходилось все делать самим. Хорошо что родители в свое время научили их многому. Настя в свои двенадцать лет прекрасно вела хозяйство. Умела готовить, ухаживать за скотиной. Оба ребенка трудолюбивы, не у всех взрослых людей может быть такой порядок как у них. Дети стараются во всем быть похожими на родителей. Настя, как и мать рассудительная, серьезная девочка, Митраша слегка задиристый, смелый и немного самоуверенный. Он не раз с отцом ходил на охоту, умел немного ориентироваться в лесу, так же мог наколоть дров, выполнить мужскую работу по дому. Неплохо делал поделки и продавал их. Брат и сестра старались помогать и поддерживать друг друга.
Настя была на два года постарше брата. Волосы были золотистыми, все лицо усыпано веснушками, ну настоящая золотая курочка. Девочка была стройная немного выше брата. Митраша коренастый, не высокый, упрямый, но отходчивый. У обоих вздернутые носики. Дети только внешне похожи друг на друга, внутренний мир у каждого свой.
Девочка зная характер брата могла и помучить брата, чтобы тот не хорохорился, а потом снисходительно погладив по голове рукой. Наверное у Митраши это от отца поучать сестру, Настя спокойно без обид выслушает и сделает по своему, а брат на это сердится. В такие моменты сестра улыбнувшись приласкает брата, чтобы не сердился.
Они полностью адаптированы к самостоятельной взрослой жизни, это можно проследить по тому как они подготовились к походу за клюквой. Лес не прощает шалости и легкомысленного отношения. Митраша может быть и не подумал запастись провиантом, но сообразительная Настя решила, что не помешает небольшой узелок с едой.
Дети многому научились после похода в лес. Именно здесь проявился их истинный характер. Они поняли как дороги друг другу. Благодаря рассудительности они смогли выйти из трудных ситуаций самостоятельно. Теперь Митраша не будет таким высокомерным по отношению к сестре, а она по-прежнему останется к нему снисходительна. Иногда нужно небольшое происшествие чтобы узнать людей получше, а им понять себя.
Сочинение про Настю и Митрашу
«Кладовая солнца» — произведение Пришвина, написанное в послевоенный период. Сказка была основана на событиях, которые однажды произошли в его жизни. В книге не были описаны боевые действия советской армии, но то лесное приключение, которое случилось с ним всего за один день, послужило отличной историей для рассказа.
В произведении рассказывается о двух героях, брате и сестре — Насте и Митраше. Каждая из них имеет свои отличительные качества.
Митраша был младшим братом Насти, которая старше его всего на 2 года. Он был невысокого роста, но очень плотный, с широким лбом и затылком. Он был сильным мальчиком, который обладал упертым и целеустремленным характером. У Митраши было милое личико, всё усыпанное веснушками с маленьким, приподнятым вверх носиком. Мальчик был очень трудолюбив и уже в 10 лет, выполнял всю мужскую работу по дому, а также имел хорошие столярные навыки, которым обучал его отец. Его скончалась от болезни, а отец трагически погиб на войне. В свои юные годы он был хорошим столяром, с помощью инструментов, которые были оставлены ему отцом, он делал посуду из отличной посуду из дерева и горшки. Довольно часто, к нему приходили воспоминания о своем отце, ценные жизненные советы.Почти все учителя звали его «Мужичком в мешочке». Это прозвище он получил за своё трудолюбие и ответственность.
Мальчик был членом всех собраний и очень любил природу. Митраша очень любит свою сестру. Младший братец, подобно своему отцу, старался наставлять сестру и учить. Пусть даже он и злился в те моменты, когда Настя его не слушала, но всегда относился к ней с любовью и заботой.
Настя — практически копия мамы, была рыженькой, вся покрытая веснушками. Она была словно покрыта золотом, даже Автор дал ей шутливое прозвище — «Золотая курочка». Настя отличается от Митраши своим благоразумием, но в некоторые моменты поступала эгоистично. Примером может послужить происшествие в лесу, когда Митраша попал в беду. Сестренка поссорилась с мальчиком и бросила его одного, затем ушла, забрав свою корзинку.
Дети были очень умными и трудолюбивыми, помогали военным танкистам, работали в полях, на лугах. Они имели очень много скота, но умели справляться с ним.
Автор очень хорошо относится к этим персонажам и описывает их добрыми словами. Он часто употребляет ласковые слова для описания наших героев. Дети — очень хорошие персонажи, хотя, иногда их действия могут вызвать негодование.
Также читают:
Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Насти и Митраши
Популярные сегодня темы
Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни
Осень — любимое время года многих поэтов и художников. Как сказал непревзойдённый Пушкин «…в багрец и золото одетые леса…» Эта фраза оживает на полотне Левитана «В лесу осенью»
Творческий репертуар К. Маковского изобилует произведениями на мотивы природных пейзажей, сельского бытового колорита и проявлений стихийной силы природы. Картина «Дети, бегущие от грозы» является наглядной иллюстрацией, демонстрирующей
Тема любви — довольно распространённая тема в литературе XIX века, да и во всей литературе. Любовь — высокое чувство, на которое способны немногие. А вот герои бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина
Источник