НАТАЛИ: СКВОЗЬ ТЕРНИИ К “ЗВЕЗДЕ ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ”
Ремиксы активно входят в отечественную музыкальную практику. Более того – они все чаще становятся хитами. Однако, как показывает суровая действительность, возникает немало проблем. В первую очередь – с авторскими правами. Довольно шумный скандал разгорелся вокруг видеоролика певицы Натали, которая сделала неожиданный ремикс цоевского шлягера “Звезда по имени Солнце”.
Сразу после трансляции клипа по разным телеканалам мнения по поводу версии Натали резко разделились: ортодоксальные фанаты Виктора Цоя ругали певицу, а продвинутой молодежи, воспитанной на рэйве, все понравилось. Грустно, что некогда прогрессивные рок-музыканты встали в позу, начав травлю молодой певицы Натали в прессе и по ТВ. К примеру, мною уважаемый Константин Кинчев, если верить газете, заявил, что вообще бы надовал п…лей Натали, будь она мужчиной. А он мог бы и спасибо сказать певице за пропаганду творчества своего покойного коллеги. Ремикс Натали, что скрывать, многим слушателям напомнил о существовании песен Виктора Цоя и группы “Кино”. Их композиции сразу стали заказывать на тех радиостанциях, где крутилась версия в стиле “дрим мьюзик”. Кстати, сам Цой переделал и записал в роковой обработке песню Мистера Икса из одноименного кинофильма. Думается, многим поклонникам Георга Отса, игравшего и певшего в этой популярной картине, вариант Цоя не очень нравился. Да и авторскими правами рок-музыкант явно не интересовался, правда, в то время до них было, как до Луны.
– Я не собиралась нарушать чьи-то авторские права, – разъясняет сложившуюся ситуацию героиня скандала Натали. – Мы работали в студии. Шел обычный творческий процесс: каждый предлагал что-то свое, показывал варианты… Сейчас уж и не вспомнишь точно, кто в тот день предложил сделать ремикс Витиной песни. Главное – эта идея всем сразу понравилась, все ею загорелись. Записывались с подъемом. Есть все-таки магия в стихах Цоя! Я и не пыталась подражать ему. “Звезду…” я спела по-женски… Мне кажется, от этого песня не стала легковесной, а напротив, обрела неожиданную философскую глубину. В клипе это старались отразить в полной мере. Мне кажется, вдумчивые фанаты Цоя открыли много нового в ролике, который снял Игорь Зайцев.
Действительно, в клипе очень точно иллюстрируются символы, иносказания песни Цоя. Как нынче говорят, видео с “заморочками” и “феньками”. Жаль, что коллеги-рокеры в это не въехали! Может, гнев застит им глаза.
С творческой точки зрения работу Натали нельзя назвать халтурой или дешевой поделкой ради быстрой “раскрутки”, как бы этого ни хотелось злопыхателям. И осечка с авторскими правами не снижает ценность ремикса как такового.
Как заявил мне продюсер Натали – Валерий Иванов, они пытались оформить официальную заявку в Российском авторском обществе (РАО). Пока шла деловая переписка, клип появился в эфире. Уже после этого юрист “Бекар рекордс” выяснил в РАО, что авторскими правами владеет вдова певца Марьяна Цой. Она категорически отказала продать лицензию на песню.
Свою позицию Марьяна Цой объяснила так:
– Во-первых, мне не нравится их отношение к авторскому праву, на которое они наплевали. Во-вторых, мне не нравится ни форма, ни содержание клипа, к тому же они изменили мелодию. Я буду с этим бороться…
Конечно, “Бекар рекордс” не собираются воевать с г-жой Цой. Поэтому выпуск песни “Звезда…” в исполнении Натали пока отложен. Правда, на концертах Натали по-прежнему поет этот хит с робкой надеждой, что все уладится.
Говорят, песни Цоя будет исполнять группа “Бек Хан”, которую рок-музыканты, противники Натали, поддерживают почти единодушно.
Источник
«Звезда по имени Солнце»: забытый клип на культовую песню
В день памяти Цоя (а сегодня 15 августа — тот самый день, когда сбылось его горькое песенное пророчество) мне вспомнилась одна вещь. Даже не кино, о котором обычно здесь пишу, а клип, с которого для меня собственно и начался русский рок. Клип, снятый Игорем Зайцевым в 1998 г. на ремикс песни Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», исполненный певицей Натали.
Вот казалось бы — более несовместимых явлений, чем русский рок и Натали не сыщешь. Ну ветер, который с моря дул, еще туда-сюда, в детстве завывали это всем классом. А вот черепашка Наташка, мужчина, который сначала был «о боже какой», потом обзавелся бородой и стал «такой» (клиническая картина эволюции в русском(ой) попе), и на фоне этого вечно вытаращенные глаза певицы и сахарно-кукольная улыбка.
Но память снова и снова возвращается туда, в детство 90-х, когда в передачах типа «Утренней почты» иногда проскакивали удивительные вещи. Клип и ремейк тогда вызвали жуткий скандал, связанный с одной стороны, с претензиями в отношении авторских прав на наследие Цоя, с другой стороны с резкой критикой в адрес создателей клипа и самой Натали. Легенда гласит, что Константин Кинчев вообще выдал, что избил бы Натали, не будь она женщиной.
И все же. Именно эта вещь в моем детском сознании всегда ассоциировалась с Цоем, тем миром, который он создал в своих песнях и с эпохой 90-х вообще.
В клипе, как и в песне, главное действующее лицо — город. Не конкретный город, а условное место обитания сотен поколений людей. Место, где одновременно с бешеной скоростью сменяются эпохи и при этом каждое мгновение застывает, а в нем потерявший себя человек ищет ответ на вечные вопросы. Вопросы, суть которых он и сам не может до конца осознать, но в поисках ответа движется сквозь толпы людей, сквозь бесконечное пространство и безбрежное время.
Источник