Меню

Наташа ростова любуется луной

Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном»

Любое литературное произведение состоит из цепи эпизодов, каждый из которых по-своему важен и значителен. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой уделяет немалое внимание описанию эпизода в Отрадном имении, где несколько героев по случайности в одно и то же время стали свидетелями необычной ночи. Эпизод ночи в Отрадном играет немалую роль.

Именно в нем раскрывается подлинный характер героев и их внутренний мир. А для главного героя Андрея Болконского ночь в Отрадном стала началом новой жизни.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

По пути в Отрадное имение князь Болконский испытывал серьезное душевное недомогание: он был подавлен, грустен. Героя не радовала собственная жизнь, и казалось, нет ничего хорошего в самом существовании на этом свете. Однако одна ночь перевернула все сознание персонажа. Болконский невольно подслушал разговор Наташи Ростовой и Сони. Герой услышал, как Наташа восторженно отзывалась о ночи, называя ее необыкновенной, волшебной и удивительной. Восхищение девушки передалось и Андрею Болконскому, в душе которого стали зарождаться светлые надежды и вера в лучшую жизнь. Сам не осознавая до конца, что именно чувствует, князь удивительно быстро отрекся от печали и погрузился в блаженное состояние духа.

Наташа Ростова в свою очередь подлинно восхищалась красотой ночной природы и тем самым раскрылась как девушка с тонкой душевной организацией. Читатель понимает, что Наташа — необычайно добрый и чуткий человек, способный замечать истинную красоту и без наигранности восхищаться прекрасным. Между тем Соня не разделяет чувства Наташи, не видя ничего удивительного и волшебного в обыкновенной темной ночи. Таким образом, героини противопоставляются между собой.

Значение этого эпизода в сюжете романа огромно. Здесь не только раскрылся характер Наташи Ростовой, и переменилось все внутреннее сознание Болконского, но здесь также ментально соединились две души, в будущем, ставшие близкими друг другу людьми.

Источник

Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Разделы: Литература

Цели:

  1. Дать навыки литературного анализа.
  2. Обратить внимание учащихся на стилистику Л.Н. Толстого как образец литературной речи.
  3. Привитие любви к языку, умений выразительно и точно выражать мысли.

Оборудование: Роман “Война и мир”.

I. Вступительное слово учителя.

Композиция “Война и мир” запоминается как цепь ярких картин, которые забыть невозможно. Сражения, первый бал Наташи, охота и святки, лунная ночь в Отрадном…

Сегодня мы проанализируем эпизод “Лунная ночь в Отрадном”. (III том, II ч. II гл.)

Князь Андрей едет в Отрадное по делам. Перед нами разочарованный в жизни человек, решивший тихо и спокойно доживать свою жизнь, ничего более не желая.

От чего отказался князь? От любви, счастья, интересных дел…

В плохом настроении Болконский подъезжает к Отрадному. Ничто его не радует.

Толстой использует прием антитезы, которая прослеживается с начала и до конца главы, помогая ярче отобразить характеры и внутреннее состояние князя и юной Ростовой.

II. Работа с текстом

1. Противопоставление князя Андрея и Наташи.

Время, место, пространство играют огромную роль в раскрытии мировосприятия героев. Работаем по тексту.

а) Весенний день. Середина мая, но лес уже весь оделся. Все цветет, зеленеет. Жарко. Пыльно. Хочется купаться.

Вот бегут девушки смеются, кричат. Внимание князя Андрея привлекает тоненькая девушка в желтом платье с белым носовым платком на голове. Волосы у нее распустились. Она кричит, хохочет, бежит впереди всех. Ей просто хорошо! Это Наташа Ростова. Она совсем не думает о том, как она выглядит. Читаем текст.

б) Цветовая гамма (желтый и белый цвет на фоне зеленой листвы) вызывает ощущение радости.

в) Противопоставляются чувства героев. Наташе радостно – Андрею больно. Почему? Читаем его первый внутренний монолог.

2. Андрей проводит целый день в Отрадном. Вокруг него – старшее поколение. Казалось бы, все хорошо. Почему же день кажется князю скучным? Почему он несколько раз поглядывает в сторону Наташи, которая среди молодежи так весела и счастлива?

Читаем второй внутренний монолог Болконского.

Вновь мысленно князь Андрей пытается понять ее, объяснить себе причину ее веселья и радости. Риторические вопросы помогают нам понять внутреннее состояние князя Болконского. Читаем, объясняем.

Наташа притягивает внимание Андрея своей беспричинной радостью, молодостью. Там, где она, всегда смех, веселье. И Андрею хочется быть рядом с ней. Но он не может заставить себя подойти к девушке, так как не обладает открытостью характера, привык сдерживать свои чувства. Он даже несколько холодноват.

III. Поведение Андрея в комнате.

1. Почему же молодой человек остался ночевать в Отрадном? Может втайне надеялся на следующий день вновь встретить эту прелестную девушку, что завладела его мыслями? А пока он досадует. Досадует на графа Ростова, который заставил его остаться. Досадует на себя, что остался. Он не может найти себе места. Не может заснуть. Читаем текст.

Однако нам понятно, что такой решительный, волевой человек ни за что бы не остался ночевать в Отрадном, если бы сам не хотел этого… Но он даже себе не признается в этом, словно боится чего-то…

Читаем текст. Обращаем внимание на построение предложений: они короткие, но в них четко расписаны действия князя. Мы чувствуем его внутреннее беспокойство, которое мешает молодому человеку заснуть. Значит, покоя в душе его нет.

2. Толстой с глубоким мастерством передает внутреннее состояние героя.

а) Какой изобразительный прием использует автор, чтобы показать, что Андрею все-таки не спрятаться от жизни? Метафору. Лунный свет ворвался в комнату. И нет ему преграды. Какая экспрессия! Читаем предложение из текста.

б) И в этот момент князь слышит разговор девушек. И ведь слушает, не закрывает с досадой окно! Значит, ему интересно!

Читаем диалог по ролям. Сравниваем мировосприятие Сони и Наташи.

Читайте также:  Вычислить силу притяжения луны земле

IV. Изображение лунной ночи как средство раскрытия внутреннего мира героев.

1. Наташа любуется красотой, которую создают свет и тени. Таинственная красота! В этом небольшом отрывке очень много эпитетов. Находим их.

а) Деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны. Большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом.

Листья и стебли серебристые.

Полная луна на светлом небе.

Под деревьями сочная, мокрая, кудрявая растительность.

Оттенки черного, белого и серебристого цветов создают романтическую красоту.

Наташа не может наглядеться. От полноты чувств в голосе ее звенят слезы. Ночь кажется ей волшебной, необыкновенной. Такой никогда ранее не было.

2. Андрей тоже любуется прекрасной ночью. Но он видит реальную картину: ночь свежая, светлая. Под окном деревья. Вдали блестит росой крыша. На небе полная луна.

Князь облокотился на окно, и глаза его остановились на небе. Андрея притягивает небо как символ непостижимости тайны жизни. А еще ему интересно слушать разговор. Он боится даже пошевелиться, чтобы не выдать своего присутствия. Значит, восторги Наташи не оставили его равнодушным. Он поглощен прежде всего ею. Его очаровала эта непосредственная девушка, такая искренняя в проявлении своих эмоций.

Наташа, восхищенная красотой лунной ночи, готова полететь. Она ощущает себя бесконечно счастливой, раскрепощенной внутренне. Девушка находится в полной гармонии с окружающим миром.

Андрей неожиданно для себя ощутил в душе “путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”. Только недавно он был внутренне опустошенным, казалось, ничто больше не тронет его душу…И вдруг… Восторженная девушка заставила князя посмотреть на мир по-иному, Андрей уже думает о ней, боится, что она скажет что-нибудь нелестное о нем. Во внутренних монологах Андрея преобладают вопросительные предложения, которые подчеркивают его душевную тревогу, неуравновешенность. Лишь в конце главы появляются восклицательные. Читаем.

Под влиянием неиссякаемой энергии очаровательной Ростовой Болконский вновь возвращается к жизни. В нем просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души миновал. Поэтому князь неожиданно для себя крепко уснул. Бессонницы как не бывало! Так бывает, когда уходит долго мучившая боль.

Автор любуется искренностью Наташи, ее богатым внутренним миром. Ведь сущность Наташи – любовь. Любовь к людям, к окружающему миру. В ее речах встречается 12 восклицательных предложений. Читаем.

Они передают эмоциональность девушки, высокий накал ее чувств, настроений.

Мастерство Толстого в обрисовке характеров героев помогло нам понять, почему обновление души князя Андрея начинается именно под влиянием Наташи. Ее непосредственность растопила внутренний холод души молодого князя. Он понял, что жизнь не кончена.

Источник

Разговор Наташи и Сони у окна в лунную ночь из романа «Война и мир» (том 2 часть 3 глава II)

Наташа Ростова
(актриса Людмила Савельева)

Разговор Наташи Ростовой и Сони лунной ночью у окна представляет собой эпизод из второго тома романа «Война и мир» Льва Толстого. Этот эпизод можно найти в томе 2 части 3 главе II.

Князь Андрей Болконский приезжает с визитом к семье Ростовых в их имение Отрадное. Здесь происходит первая встреча Андрея и Наташи. Гость остается у Ростовых ночевать. Ночью Андрей слышит беседу Наташи и Сони. Юная Наташа восторгается красивой луной. Слова девушки трогают князя Андрея и пробуждают его к жизни после двух лет тоски.

В этой статье представлен эпизод с разговором Наташи и Сони у окна в лунную ночь из романа «Война и мир»: отрывок из тома 2 части 3 главы II.

Разговор Наташи и Сони у окна в лунную ночь из романа «Война и мир»

(том 2 часть 3 глава II)

Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

– Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.

– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз.

Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.

– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.

Соня неохотно что-то отвечала.

– Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!

– Полно, ты упадешь.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».

– Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

– Ах. Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

Читайте также:  Сила луны для женщины

Это был эпизод с разговором Наташи Ростовой и Сони у окна в лунную ночь из романа «Война и мир» Льва Толстого (отрывок из тома 2 части 3 главы II).

Источник

Анализ эпизода «Лунная ночь в Отрадном»

Итак, анализируя отрывок «Лунная ночь в Отрадном». попробуем выделить микротексты, чтобы проследить за развитием авторской мысли. Выделяем три микротекста: описание ночи, диалог Наташи и Сони, душевное состояние князя Андрея. Обратимся к первому — описанию лунной ночи.

— Каков пейзаж в эпизоде «Лунная ночь В Отрадном»? В чём особенность толстовского описания? Благодаря чему природа у Толстого выглядит так волнующе? Картина статична или динамична? Какие части речи преобладают? (Стилистический эксперимент с глаголами: свет ворвался (может быть, лучше влился, проник, др.). Почему наиболее удачным словом оказывается первое, какую картину создаёт?)

Ответ:
— Картина динамична. В тексте очень много глаголов. Они несут на себе особую нагрузку. «Князь Андрей встал и подошёл кокну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату … ».

Великий мастер слова употребил глагол ворвался вместо близких по смыслу влился или проник, так как первое слово несёт большую эмоциональную нагрузку: оно символизирует новый этап в жизни князя Андрея, показывает, что подавленное состояние героя позади, в его жизнь стремительно врывается что-то новое, начинается новый этап.

— Какие эпитеты кажутся вам наиболее ёмкими, образными? Какое значение имеют слова со значением цвета в этом отрывке? Попробуем подобрать синонимы к ним, заменить ими авторские слова. Выигрывает или проигрывает от этого текст?

Ответ:

— Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передаёт оттенки контрастных цветов: чёрного, белого и серебряного, — и игру света и теней: «Деревья чёрные — с одной и серебристо-освещённые — с другой стороны, большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом. Листья и стебли серебристые.
Полная луна на светлом небе. Под деревьями сочная, мокрая (то есть сверкающая в лунном свете) кудрявая растительность».

— Оттенки белого и серебристого цветов создают удивительную картину, полную мягкого света, сияния. Замена на другие «оттенки» лишает этот текст выразительности, контрастности, делает приглушённым мотив света, сияния.
— Мне кажется, эпитеты образуют общий смысловой ряд, автором использован приём градации.

Чьим психологическим состоянием оправдано это эмоциональное нарастание — градация? Мы видим эту картину глазами князя Андрея, значит, именно его внутреннее состояние в центре внимания автора. Итак, красота этой ночи, предчувствие перемен волнуют князя Андрея, нарастающее волнение и подчёркивается градацией.

— Роль мотива света, сияния в этом эпизоде, мне кажется, тоже связана с внутренним состоянием князя Андрея и важностью его встречи с Наташей. Путь героя, как правило, связан с цепью эпизодов, в которых раскрывается образ героя и выражается авторская оценка.

Например, эпизод «Лунная ночь в Отрадном» играет огромную роль в ряду других
эпизодов, показывающих путь духовных исканий героя. Описание лунной ночи, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, наполнено сиянием. Почему?

Это можно трактовать по-разному: свет — начало нового, значительного этапа в жизни князя Андрея. Сияние — это юность, вдохновение, радость, жажда жизни, исходящие от Наташи и дающие новый настрой князю Андрею.

— Назовите какие-то необычные сравнения, яркие метафоры, отмеченные вами в этом отрывке.

Ответ:

— В этом эпизоде необычно яркие, замысловатые средства выразительности отсутствуют. Можно отметить лишь эпитеты и олицетворения («лунный свет ворвался в комнату»). Особенностью стиля Толстого, на мой взгляд, является простота речи.

— Да, толстовское описание намеренно простое, автор избегает необычных метафор. Чтобы создать впечатление яркой лунной ночи, он употребляет много слов, имеющих значение света, сияния, глаголов движения. Насыщенный предметный ряд, медленный взгляд сверху вниз (небо, кроны деревьев, крыши, кусты, трава) помогают создать впечатление живой, только что увиденной картины.

— Реплики Наташи и Сони дают возможность проследить за внутренним состонием героинь и князя Андрея, увидеть развитие авторской мысли. Понаблюдаем за стилистическими приёмами, передающим: эмоциональность речи героев. Можно ли понять, какой героине принадлежит каждая реплика в диалоге (имена автор намеренно не упоминает)? Как?

Ответ:

— Все восторженные реплики принадлежат Наташе, Соня лишь прохладно откликается на её порывы. Автор любуется искренностью Наташи, её живостью, поэтичностью.

В её репликах в этом эпизоде двенадцать восклицательных предложений. Это помогает понять эмоциональный настрой героини, её способность видеть и чувствовать красоту. Сущность Наташи — любовь. Любовь к людям к окружающему миру.

— Стиль Толстого близок, на мой взгляд лермонтовскому чувству героев, он не называет, а обозначает строем речи. К примеру, князь Андрей неожиданно для себя ощутил в душе «путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». Только недавно он был внутренне опустошённым, казалось, ничто больше не тронет его душу …

И вдруг … Восторженная девушка заставила князя посмотреть на мир по-иному. Во внутренних монологах Андрея преобладают вопросительные предложения, которые подчёркивают его душевную тревогу, напряжённость. Лишь в конце главы появляются восклицательные интонации.

Под влиянием жизненной энергии Наташи Болконский вновь возвращается к жизни. В нём просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души миновал. Поэтому князь неожиданно для себя крепко уснул. Бессонницы как не бывало! Так бывает, когда уходит долго мучившая боль.

— А можно ли по репликам в этой сцене узнать настроение девушек? В чём они противопоставлены?

— Состояние природы по-разному влияет на мысли и поведение героев отрывка. Автор показал их внутренний мир. Наташа, любуясь красотой звёздного неба, подзывает Соню к окну и восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Героиня так оживляется при виде прекрасного! Автор не зря обратил на это внимание, не каждый его персонаж наделён умением замечать красоту окружающего мира. Вот и Соня не понимает поведения Наташи. Эта девушка лишена чувства прекрасного. «Пустоцвет!» — скажет впоследствии о ней Толстой, отличая её от Наташи.

Читайте также:  Женятся по луне или по венере

— А почему Толстой никогда не изображает Элен на фоне природы, а только в светской гостиной? В сочинении одного из вас утверждается, что Элен — это повзрослевшая Наташа. Согласны вы с такой точкой зрения? Может быть, у Элен такие лунные ночи в прошлом?

После дискуссии ученики делают вывод, что Наташа — героиня особого склада, живущая чувствами, а не разумом. В поступках же Элен — холодный расчёт, вспомним её поведение во время обручения с Пьером, там она совсем молода, но холодна и расчётлива. Отсутствие духовной жизни делает Элен похожей на мраморную статую.

Даже когда ведутся горячие споры и собеседников переполняют эмоции, Элен реагирует на реплики только после взгляда на хозяйку салона: она копирует чужие эмоции. Наташа же очень живая и, в отличие от холодной Элен, красива внутренней красотой, автор любуется её живостью, поэтичностью, душевной чуткостью, умением видеть красоту и в людях (вспомним оценку Пьера), и в природе.

— Где кульминация чувства, в какой реплике? (Это реплика, где Наташа
говорит о желании взлететь.)

— Что происходит с князем Андреем, услышавшим ночной монолог Наташи? Что
стоит за репликой: «И всё она, и как нарочно!» Докажите, что Толстой, описывая князя Андрея в этой сцене, показывает сложное душевное состояние, говорящее об обновлении души героя.

Ответ:

— Эпизод ещё раз даёт возможность убедиться в том, как мастерски Толстой показывает способность своих героев к душевному развитию, к изменению внутреннего мира. Это один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не было бы первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда
любимым человеком. Не было бы многих важных сцен.

Вспомним, какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду: последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провёл преобразования в имении, много читал, «следил за внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений, уделял время
сыну. Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его какая-то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему нет.

С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приехал Болконский в Отрадное. И там он вдруг позавидовал бурлящей жизни. Девушки и Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью. Радость, восторг, счастье — эти чувства передают эмоциональный пафос эпизода.

Этот эпизод — переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря ночи, проведённой в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год … » И эти перемены произошли благодаря Наташе. Автор рисует героя на важнейшем этапе его судьбы (герой чувствует себя помолодевшим), раскрывает его сложный внутренний мир и даёт представление о новом этапе в духовном развитии Болконского.

— Итак, мы убедились, что эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приёмам и создания художественных образов. Созвучие в настроении при роды и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, выражение авторского отношения к героям — всё это и есть приёмы создания художественных образов.

Л.Н.Толстому хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. Иллюстраторами романа в разное время были такие художники, как Башилов, Шмаринов, Леонид Пастернак, Николаев. Посмотрим, как проиллюстрировал этот эпизод художник А.Николаев.

Насколько смог художник уловить авторскую мысль, передать её в своей работе, какими художественными средствами смог он это сделать?

Ответ:

— Художник стремится подчеркнуть в этой сцене незримое присутствие князя Андрея. И делает это очень интересно: основной частью композиции является огромное, бездонное небо. Сразу вспоминается небо Аустерлица — такой важный эпизод в жизни князя Андрея, когда произошло переосмысление тех идеалов, к которым он ранее стремился. Цвета приглушённые, но присутствует «мотив сияния», о котором мы говорили. И это тоже, мне кажется, связано с новым
этапом в жизни героев.

— Да, это бросается в глаза. Огромное, бездонное, распахнутое небо. Живой свет лунной ночи льётся на Наташу, и сияет всё: и переливчатые складки её одеяния, и ваза с пышным букетом сирени, и подсвечник, и золотая окантовка какого-то забытого томика на столе, и россыпь звёзд на светлом небе.

Сочетание голубого, серебристо-белого и золотого создаёт впечатление такого необычайно поэтичного мира, таким чудесным образом объединившего одним настроением две души. И небо на иллюстрации — это то неведомое, но общее будущее, в которое смотрят двое, не подозревая, что там, впереди, оно общее надвоих.

Что дорого в этой иллюстрации: художник особыми художественными приёмами создаёт тот «эффект присутствия», которого достигает языковыми средствами Толстой.

Вывод.

Творческая палитра Толстого богата. Используя образные средства языка достаточно скупо, писатель всю полноту эмоций передаёт строем речи, экспрессивной лексикой, другими стилистическими возможностями языка. Делает он это так жизненно, что создаётся впечатление, что ты сам вместе с героями романа переживаешь эти события.

Чем же любовался Толстой в анализируемом нами эпизоде? Красотой при роды? Или красотой человеческой души? Я думаю, ответ понятен. И закончим урок словами, вынесенными в эпиграф: «Толстой слишком нас убедил, что Россия не страна «мёртвых душ»».

Источник

Adblock
detector