Лучшие фантастические сериалы про космос, инопланетян и технологии будущего
Космос издавна манит человека – даже древнегреческое происхождение термина говорит об этом. И художественные произведения о попадании человека в космос создаются не одно столетие. Сперва Сирано де Бержерак и Жюль Верн писали об этом книги, после, на заре кинематографа Мельес и Протазанов снимали кино. Сейчас же, когда знания человечества о космосе и технические возможности киноиндустрии шагнули несоизмеримо дальше, зрителю предлагается качественный телепродукт на любой вкус.
Космос издавна манит человека – даже древнегреческое происхождение термина говорит об этом. И художественные произведения о попадании человека в космос создаются не одно столетие. Сперва Сирано де Бержерак и Жюль Верн писали об этом книги, после, на заре кинематографа Мельес и Протазанов снимали кино. Сейчас же, когда знания человечества о космосе и технические возможности киноиндустрии шагнули несоизмеримо дальше, зрителю предлагается качественный телепродукт на любой вкус.
Это могут быть почти фэнтезийные, максимально далёкие от реальности шоу или наоборот актуально-остросоциальные истории. Действие может разворачиваться на пустошах далёких планет или в клаустрофобно-замкнутых коридорах космических кораблей. Противниками могут выступать инопланетяне, природные условия, технические неполадки, искусственный интеллект или даже сами люди. Жанровый диапазон простирается от развлекательных приключений к детективным триллерам, от комедий к экшн-боевикам. Одним словом, огромное поле возможностей для талантливых шоураннеров, которое приносит свои плоды.
Предлагаем вам подборку интересных сериалов о космосе и путешествиях к дальним планетам: от проверенной временем классики до свежайших новинок.
«Пространство»: Нуарный фанастический детектив на фоне межпланетных интриг
Пространство / The Expanse (2015-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,9
«Пространство» – пожалуй, самый успешный проект Syfy последнего времени. Сложный, масштабный, высокобюджетный, основанный на одноимённой книге Джеймса Кори (псевдоним Дэниела Абрахама и Тая Френка), номинировавшейся на.
Пространство / The Expanse (2015-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,9
«Пространство» – пожалуй, самый успешный проект Syfy последнего времени. Сложный, масштабный, высокобюджетный, основанный на одноимённой книге Джеймса Кори (псевдоним Дэниела Абрахама и Тая Френка), номинировавшейся на престижную премию Хьюго. На съёмочной площадке встретился отличный актёрский состав – Томас Джейн, Чад Коулмэн, Шохре Агдашлу, Джаред Харрис. За режиссуру отвечают проверенный на таких проектах как «Викинги» и «Во все тяжкие» Джефф Вулнаф, Терри МакДонаф, Брек Эйснер и др.
«Пространство» не требует никаких скидок на «сериальность» – он выглядит на зависть многим фильмам. Нет нарочитого ухода в камерность, чтобы сэкономить на эффектах, декорациях и массовке. Всё работает на атмосферу – создатели хотят не только рассказать об огромной и разнообразной вселенной сериала, но и показать её зрителю, вдохнуть в неё жизнь. В результате получается нуарный детектив, навевающий мысли о «Бегущем по лезвию», действие которого разворачивается одновременно в нескольких уголках Солнечной системы.
Обитаемая космическая ойкумена разделена надвое «холодной войной» между двумя влиятельными игроками – перенаселённой загрязнённой Землёй и безжизненно-негостеприимным Марсом. Но есть и другие – жители микропланеты Церера бесчисленных астероидов, к которым как земляне, так марсиане относятся с презрением, называя их «астеры». Астеры от рождения изуродованы низким притяжением и радиацией, они тяжело работают, но всегда готовы устроить бунт. Между трёх этих точек притяжения закручивается сюжет. Детективу с Цереры Джозефу Миллеру дают задание выследить пропавшую Джульетту Мао – наследницу влиятельной семьи. Параллельно происходит нападение на грузовое судно «Кентербери» и спасший остатки его команды марсианский военный корабль. Вскоре выяснится, что пропавшая связана с революционерами, а те, судя по всему, с атакой на корабли. Но это лишь первый узелок в запутанной вязи загадок…
«Орвилл»: Гик-пародия на «Звёздный путь», превзошедшая оригинал
Орвилл / The Orville (2017 – . )
Рейтинг IMDb: 8.0; Кинопоиска: 7,3
Порой бывает, что задуманная изначально как пародия история вдруг обретает плоть и кровь, становясь вполне самобытным и уникальным явлением. Именно так случилось с вдохновлённым сериалом «Звёздный путь» «Орвиллом». Нужно сразу.
Орвилл / The Orville (2017 – . )
Рейтинг IMDb: 8.0; Кинопоиска: 7,3
Порой бывает, что задуманная изначально как пародия история вдруг обретает плоть и кровь, становясь вполне самобытным и уникальным явлением. Именно так случилось с вдохновлённым сериалом «Звёздный путь» «Орвиллом». Нужно сразу заметить, что пародия далеко не всегда служит высмеиванию оригинала, но порой напротив является признанием в любви. «Орвилл» – именно такое признание в любви жанру космических приключений в целом. Многие приглашённые актёры, кроме непосредственно «ЗП», участвовали в таких шоу как «Пространство», «Звёздные врата» и т.д.
Помимо подобных отсылок, референсов, оммажей и поклонов, а также узнаваемого визуального стиля и характерных типажей, позаимствованных у «ЗП» и других космофантастических шоу, создатели привнесли в сериал много вполне самобытных идей. Не потеряв в серьёзности поднимаемых вопросов, сериал смешивает драму с комедией, пробуждая в зрителе ураган противоречивых чувств. И это редкий случай, когда с каждым сезоном сериал лишь прибавляет оборотов.
«Орвилл» – триумф создателя известных мультсериалов «Гриффины» и «Американский папаша!» Сета Макфарлейна. Впервые попробовав себя на телевидении, он стал шоураннером проекта на канале Fox, написал сценарий сериала и исполнил одну из главных ролей. Компанию ему составил крепкий ансамбль в лице Эдриан Палики, Джессики Зор, Пенни Джонсон и не только. А чего стоит состав приглашённых гостей, среди которых были Шарлиз Терон, Лиам Нисон, Роб Лоу!
Эд Мерсер – не слишком удачливый офицер звёздного флота, который никак не может стать капитаном. На личном фронте у Эда тоже не очень – Келли, его жена, изменяет Мерсеру с инопланетянином, что приводит к разводу. Впрочем, нет худа без добра – его наконец повышают до капитана на маленьком корабле, назначив при этом старпомом бывшую жену. Деваться некуда, поэтому Мерсер вместе с Келли и другими подчинёнными отправляется на опасное задание, которое сплотит пока ещё разнородную команду…
«Воспитанные волками»: Что, если твоя мать – андроид?
Воспитанные волками / Raised by Wolves (2020-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,5
Режиссёрская династия Скоттов создала для HBO один из наиболее амбициозных фантастических сериалов 2020-го года. Ридли Скотт не нуждается в представлениях – от классических «Чужого» и «Бегущего по лезвию» до.
Воспитанные волками / Raised by Wolves (2020-…)
Рейтинг IMDb: 8,5; Кинопоиска: 7,5
Режиссёрская династия Скоттов создала для HBO один из наиболее амбициозных фантастических сериалов 2020-го года. Ридли Скотт не нуждается в представлениях – от классических «Чужого» и «Бегущего по лезвию» до недавнего «Марсианина» он не перестаёт снимать качественное кино, то и дело возвращаясь к фантастике. По стопам отца пошёл и его сын Люк, прежде помогавший Ридли на нескольких его картинах. И вот Скотты объединили усилия в работе над сериалом по сценарию Аарона Гузиковского. Оператором был выбран Эрик Мессершмитд, снявший к этому моменту визуально утончённый сериал «Легион». Главные роли исполнили Аманда Коллин, Винта МакГрат и известный по сериалу «Викинги» Трэвис Фиммел.
«Воспитанные волками» уже покорили ценителей фантастики довольного гармоничным сюжетом, где равно нашлось место для неторопливого сторителлинга и яркого экшна, отвлечённых философских рассуждений и морального выбора, который нужно сделать здесь и сейчас. Отличительная черта сериала – его визуальный стиль, чему служит подтверждением отличная, как для телешоу, работа над костюмами, космическими кораблями, гримом и графической составляющей. А южно-африканские пустынные пейзажи, выступившие декорациями для съёмок, создают иллюзию абсолютного иномирья, космического запустения.
Земля уничтожена вследствие столкновений технокраов-атеистов и приверженцев религиозного культа Митры. Покуда митраисты строят огромные корабли с криокапсулами, куда собираются поместить жрецов и знать, атеисты отправляют на экзопланету Kepler-22b двух андроидов – Мать и Отца, – а также груз человеческих эмбрионов. Последние должны дать человечеству новую жизнь – произвести потомство и основать в «новом свете» колонию. Мать «рожает» шестерых детей, воспитывает их, но на планету прилетает ковчег митраистов. Защищая потомство от пришельцев, Мать открывает в себе невиданные прежде силы, дети же узнают правду о своих «родителях»…
«Лексс»: космоопера, которую могли бы снять на пару Дэвид Линч и Джордж Лукас
Лексс / Lexx (1997-2002)
Рейтинг IMDb: 7.4; Кинопоиска: 7.8
Что было бы, если бы Дэвид Линч снял космооперу (нет, не «Дюну») в своём привычном стиле, отщипнув от «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса? Вероятно, вышло бы что-то похожее на «Лексс». Безоговорочно культовый, сюрреалистичный.
Лексс / Lexx (1997-2002)
Рейтинг IMDb: 7.4; Кинопоиска: 7.8
Что было бы, если бы Дэвид Линч снял космооперу (нет, не «Дюну») в своём привычном стиле, отщипнув от «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса? Вероятно, вышло бы что-то похожее на «Лексс». Безоговорочно культовый, сюрреалистичный, перемежающий чёрный и абсурдный юмор, сатирический и одновременно мрачно визионерский сериал представляет собой кантианскую вещь в себе, которую нельзя интерпретировать однозначно.
Фантастический мир продуман до малейших деталей: разумный звездолёт-насекомое, самый могущественный корабль Вселенной, на котором перемещаются главные герои. Герои неординарные, под стать миру – нарочито привлекательная девушка, генетически смешанная с ящерицей, полубезумная голова робота, влюблённая в девушку, охранник, по вине которого было уничтожено 658 миллиардов живых существ на 94 планетах и, конечно, главный герой – последний сын бессмертного народа, лишённый памяти. Цикличность времени, реализованная через подобие перерождений всего мироздания, реинкарнация человека, параллельно существующие вселенные-антиподы, повинующиеся законам соответственно гармонии и хаоса – классические для «серьёзной» фантастики темы подаются здесь неординарно и без пафоса, присущего классическим космооперам.
Вообще любая попытка загнать «Лексс» в какие-либо рамки выглядит смехотворно. Вероятно, по этой же причине не представляется возможным подобрать фильмы или сериалы, которые можно было бы предоставить для сравнения. Масштаб и пафос космооперы в духе Лукаса, смелость сюрреалиста Линча, юмор доходящий до пародийных комедий Дэвида Цукера и Мэла Брукса – чем крыть такие карты?
С технической точки зрения сериал не является совершенным, особенно по современным меркам. Кастинг второстепенных актёров (среди которых попадаются, впрочем, титаны вроде Рутгера Хауэра и Малколма МакДауэлла) визуальные и даже сценарные решения порой выглядят весьма спорным, но удивительная способность сериала заключается в том, что все обвинения он оборачивает себе на пользу, создатели как будто говорят: «Мы именно такого эффекта и добивались!». И спорить с ними абсолютно бессмысленно, ведь мир «Лексса» не привязан к земным понятиям о мироустройстве, логике, эстетике и морали. И это прекрасно!
Источник
Десять самых научных фильмов о космосе
Больше всего в интернете раздражают комментарии диванных знатоков, которые смотрят фантастику, чтобы искать там ляпы. Это они вечно брюзжат: «Позиционируйте свой фильм как фэнтези, а не как научную фантастику!»
Для справки: научная фантастика, она же science fiction, — это не «научно достоверная» фантастика, а «вымысел в области науки». Фантастика выдумывает то, чего нет, чтобы лучше понять то, что есть. Брэдбери и Уэллс прекрасно знали, что на Марсе нет жизни, а Азимов — что у роботов нет эмоций. Однако их книги, как и фильмы Кэмерона и Скотта, — классика жанра научной фантастики, а не реализма.
Но есть фильмы, к которым трудно придраться даже самым въедливым. Их режиссеры нанимают научных консультантов и закапываются в книги по астрофизике, чтобы сделать свой вымысел убедительным.
Мы составили для вас список не просто самых реалистичных, но самых научных фильмов о космосе, создатели которых слушали, что им говорят ученые.
Фантастика не может тягаться в достоверности с картиной, снятой на основе исторических событий. Поэтому в перечень не вошли фильмы о реальной космонавтике. Но нельзя не упомянуть самый яркий из них — «Аполлон-13», посвященный аварии во время одноименной лунной экспедиции 1970 года. Режиссер Рон Говард даже помещал актеров в условия настоящей невесомости, моделируемой на пикирующем самолете. Многие сцены снимали фрагментами по несколько секунд, потом самолету приходилось снова набирать высоту.
10. Космический рейс (1935)
На западных сайтах часто пишут, что убедительный с научной точки зрения полет в космос впервые снял Фриц Ланг в фильме «Женщина на Луне». Отдадим Лангу должное: он прежде всех прочих показал невесомость и ракету, относительно похожую на настоящую. Но признать реалистичным фильм, в котором герои гуляют по Луне в шортах, невозможно.
По-настоящему научно достоверный полет на Луну первым показал советский режиссер Василий Журавлев в 1935 году. Консультантом фильма был «дедушка» космонавтики Константин Циолковский, так что, по меркам науки тридцатых, «Космический рейс» безупречен. Журавлев правдоподобно показал и невесомость, и низкую лунную гравитацию, не забыл и про скафандры.
Кое-что с тех пор устарело — например, стартовая площадка в виде дуги и антиперегрузочные камеры с жидкостью. Что-то было наивным даже тогда — ну не мог экипаж первой лунной экспедиции состоять из старика-профессора, неопытной девушки и пионера, пролезшего на ракету зайцем. Но «Космический рейс» заслуживает места в нашем списке как первый фильм, претензии к которому сводятся к мелочам, а не к вопросу «Как люди былых времен могли верить в такую чушь?».
9. Европа (2012)
Съемки этого независимого международного проекта обошлись приблизительно в десять миллионов долларов, «Интерстеллар», к примеру, дороже в шестнадцать раз. Но на качестве «Европы» это почти не отразилось. Графика для такого бюджета приличная, корабль и спутник Юпитера, куда летит экспедиция, вполне убедительны. А съемки на ручную камеру, в стиле «найденной пленки», позволили режиссеру замаскировать мелкие недостатки.
В «Европе» есть ляпы, среди которых особняком стоит дурацкое имя русской женщины-космонавта: Катья Петровна. В целом же это твердая научная фантастика ближнего прицела, пусть и вторичная (сценарий написан по мотивам романа Артура Кларка «2061: Одиссея-3»). За основу сюжета взята вполне научная гипотеза о том, что в подледных океанах спутников Юпитера может развиться жизнь. Если верить фильму — еще и плотоядная.
Снят фильм с любовью к науке: члены экспедиции готовы погибнуть, но раскрыть тайну обитателей Европы. Настоящие ученые такое кино любят. Неудивительно, что астроном Нил Деграсс Тайсон разрешил использовать в фильме фрагмент своей лекции.
8. Столкновение с бездной (1998)
Фильму-катастрофе Мими Ледер не повезло выйти почти одновременно с более дорогим и известным «Армагеддоном» Майкла Бэя, где очень похожий сюжет. И там, и тут к Земле летит астероид, а американцы отправляют астронавтов его взорвать. «Ага, кто-то пытается выехать на славе блокбастера», — подумали многие и не пошли смотреть творение миссис Ледер.
И напрасно. Сюжеты и правда похожи, но «Армагеддон» — развлекательное, смешное и напрочь неправдоподобное кино про спасающих мир придурков, среди которых — русский космонавт в ушанке. А «Столкновение с бездной» относится к теме серьезно.
Здесь президент скрывает новости, чтобы не вызвать панику, и втайне готовит бункеры, чтобы катастрофу пережила хотя бы элита. На борьбу с угрозой отправляют не оболтусов-бурильщиков, а опытных астронавтов. Один взрыв не может остановить астероид, лишь раскалывает его надвое. И концовку «Столкновения» можно назвать счастливой только с натяжкой. Даже от обломков огромного астероида не могут не погибнуть миллионы людей.
7. Гравитация (2013)
Драма Альфонсо Куарона о лавине космического мусора стала главным киношным событием 2013 года. Джеймс Кэмерон назвал ее лучшим фильмом о космосе всех времен. «Гравитацию» разбирали чуть ли не покадрово и нашли-таки, к чему придраться.
Так, в реальности МКС и станция «Тяньгун» вращаются дальше друг от друга, поэтому герои не могли летать между ними на ранцевой тяге. А в сцене, где героиня Сандры Буллок тянет на тросе героя Джорджа Клуни, не очень понятно, почему астронавта уносит с такой силой. Ученые так и не сошлись во мнении, могло ли это быть, — слишком много факторов следует учесть.
Остальные претензии к «Гравитации» еще мельче. У Куарона был серьезный научный консультант — астрофизик Кевин Грезье, работавший в NASA над исследованием Сатурна зондом «Кассини». Благодаря Грезье недочеты удалось свести к мелочам, заметным только специалистам. А те умеют прощать. Фильм понравился и придирчивому Нилу Тайсону (хотя именно он первым отметил спорные места), и космонавтам, посмотревшим его на МКС — прямо там, где происходят события «Гравитации».
6. Чужая планета (2005)
Основой для псевдодокументального телефильма, снятого каналом Discovery, послужил альбом художника Уэйна Барлоу, который позже работал над «Аватаром» и «Тихоокеанским рубежом». Барлоу придумал историю о зондах с ИИ, которые изучают экзопланету Дарвин-IV. И находят там не просто жизнь, а экосистему с невероятными животными: ходячими черепахами-островами, двуногими бегунами, «древесными вампирами». Барлоу и сценаристы тщательно продумали, как питается, двигается и размножается каждый выдуманный вид.
Не менее интересны и сами зонды — небольшие дирижабли, оснащенные камерами и роботами поменьше. Сценаристы наделили их характерами: программа зонда Лео заставляет его постоянно идти на риск, а зонд Айк запрограммирован осторожничать и сохранять данные любой ценой. «Чужая планета» — редчайший случай, когда «эмоции» у роботов научно обоснованы.
Создатели фантастики любят приглашать на съемки известных ученых, и Discovery в этом плане даже перестарались. Комментариев Стивена Хокинга, Митио Каку и Джека Хорнера в «Чужой планете» больше, чем нужно для сюжета.
5. Интерстеллар (2014)
Яркий пример того, что «научный» и «реалистичный» не одно и то же. Фантастика не должна быть реалистичной, она обязана выдумывать. Но создатели «Интерстеллар» фантазировали на основе научного знания. Сюжет о полете через червоточину в систему черной дыры был придуман не Кристофером и Джонатаном Ноланами, а астрофизиком Кипом Торном. Именно его идеи легли в основу сценария Ноланов, которые каждую сцену согласовали с Торном. Чтобы разобраться в астрофизических хитросплетениях, Джонатан Нолан даже прослушал спецкурс в университете.
Характерно, что чем ближе человек к реальной науке, тем выше он ценит «Интерстеллар». Ругали картину «диванные критики», а ученые вроде Нила Тайсона остались им довольны. Фильм впервые показал, как выглядит настоящая черная дыра, рассказал о парадоксах искаженного пространства-времени. И даже спорная концовка не так фантастична, как может показаться. Другие измерения по ту сторону черной дыры — недоказанная, но всерьез обсуждаемая учеными теория.
4. Странники (2003)
Немного сжульничаем: это не фильм, а аниме-сериал. Но без него список будет неполным. «Странники» рассказывают о скромных трудягах будущего, космических мусорщиках, которые очищают орбиты от старых спутников и их обломков. Если бы не уборщики, космонавтика давно захлебнулась бы в авариях.
Технически сериал вполне достоверен — редкость для аниме, где чаще встретишь гигантских роботов под управлением школьниц, чем твердую научную фантастику. Создателей «Странников» консультировали специалисты из Японского космического агентства. Герои живут на станции, где гравитация создается вращением, и немалую часть времени проводят в невесомости. И никаких звуков в космосе — не считая тех, что раздаются внутри шлемов!
Но, главное, «Странники» убедительно разрушают чрезмерно романтичный ореол, окружающий работу космонавта. Космос прекрасен, но труд орбитального уборщика — опасный и неблагодарный, а главное, скучный. Большую часть времени герои не спасают мир, а заполняют тонны бумаг, ругаются с начальством и отбиваются от назойливых страховых агентов.
3. Марсианин (2015)
Фильм Ридли Скотта о марсианском робинзоне Марке Уотни можно было включать в список еще до его выхода на экраны. Научно-техническую основу сценарий получил по наследству от детально проработанной книги Энди Вейера. А сохранить ее в фильме помогли специалисты NASA, делившиеся со Скоттом данными. Говорят, он узнал об открытии воды на Марсе на месяц раньше прессы.
От товарищей по жанру «Марсианин» отличается тем, что посвящен не тайнам вселенной и катастрофам, а выживанию на другой планете. Фильм стоит показывать будущим членам марсианских экспедиций. Из него они узнают, как добывать кислород, выращивать картошку на собственных экскрементах, использовать радиоактивные изотопы для обогрева и летать на безносом корабле.
Фильм воспевает не столько науку, сколько людей, способных победить природу при помощи знания, находчивости и мотка изоленты. Это касается не только Уотни, но и его коллег на Земле, придумывающих, как его спасти. Как пошутил все тот же Нил Тайсон, самое фантастическое в «Марсианине» — то, что важные решения принимают грамотные и образованные персонажи.
2. Космическая одиссея 2001 года (1968)
Поработали как-то вместе Артур Кларк — пожалуй, самый научный писатель-фантаст — и Стэнли Кубрик, великий режиссер-экспериментатор. То, что получилось, западные критики считают лучшим фантастическим фильмом в истории. С этим можно спорить, есть претенденты и с более внятными сюжетами. Без книги Кларка «Одиссею» понять непросто. Фильм пренебрегал объяснениями, зрителям приходилось додумывать суть инопланетных монолитов и смысл концовки.
Кубрик не рассказывал, а показывал. Зато как! «Одиссея» совершила революцию в мире спецэффектов. Фильм, снятый до изобретения компьютерной графики, по сей день смотрится не хуже «Гравитации» и «Интерстеллар». За основу своих фантазий Кларк брал подлинные космические проекты: «Одиссея» одной из первых показала станцию, создающую притяжение вращением. Космическая еда, дизайн кораблей — все продумано до мелочей, а кое-что даже воплотилось в реальность.
«Одиссея» выглядела так убедительно, что конспирологи выдумали миф, будто именно Кубрик снимал в павильоне высадку Армстронга и Олдрина на Луну. Это, конечно, чепуха. Кубрик снял бы достовернее.
1. Контакт (1997)
Книгу Карла Сагана, астрофизика и популяризатора науки, экранизировал творец «Назад в будущее» Роберт Земекис. Саган, увы, до премьеры не дожил, но ему наверняка понравилось бы.
Каким будет контакт с высокоразвитой цивилизацией? Уж явно не случайной встречей на далекой планете. Скорее, нас ждет обмен сигналами, долгая их расшифровка и попытка осмыслить новые данные. Даже в «Контакте» не все объяснимо с точки зрения науки. Инопланетная технология, показанная ближе к финалу, находится за гранью нашего знания. Но сама научная работа, особенно с радиотелескопами, показана так достоверно, что некоторые ученые называли «Контакт» самым научным фильмом.
Что еще очень ценно, создатели «Контакта» пофилософствовали на тему «наука против религии» и показали ее с разных сторон. Главный злодей фильма — религиозный фанатик, пытающийся помешать контакту любой ценой. Но другой персонаж, христианский богослов, поддерживает главную героиню, когда в ее открытия не верит весь мир. Иногда даже ученым недостает данных и доказательств, и им тоже остается только верить.
Источник